Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

главная т ема у ч и т е л я Ю РИЙ МОЖАРОВ родился и вырос в селе Талица, ко­ торое само по себе исто­ рический клад. Если уж Елец издавна считался стражем Москвы, то Талица - стражем самого Ельца. И запах той самой тавол­ ги очаровывает её жителей много ве­ ков, с того времени, когда в этом ме ­ стечке, на границе Руси с Диким полем, русские воины разбили сторожевой пост. И назвали его Талецким острож­ ком - по имени ручья Талым с его мно­ гочисленными родниками. А «талым» по-татарски - незамерзающая вода. Нипочём ей лютая стужа. Талецкий острожек станет потом гра­ дом Талецк. В середине XVII века его украсила новая каменная церковь с ку- лом в виде шлема древнерусского во­ за. А царь - дед Петра Первого, про­ знав о том, «...пожаловал сие святое Евангелие напрестольное в новую та- лецкую Острожьскую Церковь Пречи­ стые Богородицы Казанские». Факт, отражённый в царской летописи... Обо всём этом рассказывает своим уче­ никам педагог, когда проводит экологи­ ческие экспедиции. История села и его экология для биолога, патриота своего края, - понятия неразрывные. Не хочет видеть в своих воспитанниках Иванов, не помнящих родства. Похожих на тех, которые в неистовом атеистическом вандализме крущили талицкие храмы. Н а г л я д н о е и з у ч ен и е ОБИТАТЕЛЕЙ п од вод н о го МИРА К о ло д ец с ж и во й во д о й приспосабливая их для производства мороженого и казеина, замусоривали отходами родники Тальника, объявляя войну святым источникам, а заодно и святому отношению к природе. ...Атаволга, признаётся Юрий Алексан­ дрович, до сих пор самое любимое его растение. И как биолога - тоже. Эту любовь он передал ученикам. Их школьный биолого-экологический клуб так и называется - «Таволга». Имя это родилось, когда расчищали и благо­ устраивали родники Тальника. Между прочим, для учителя воды ру­ чья, как и вода вообще, - существа... живые! О РАЗГОВОРАХ С ЦВЕТАМ И И ЖИВОЙ ВОДЕ Идёт урок экологии. Речь - об удиви­ тельных свойствах обыкновенной воды. Оказывается, у неё есть память, которая впитывает в себя положитель­ ную и отрицательную энергию деятель­ ности человека, а потом возвращает её в тех же качествах. Юрий Александро­ вич приводит в пример простой опыт, проведённый учёными. Они «колдова­ ли» над двумя одинаковыми сосудами с водой. Одному сосуду всё время гово­ рили - любовь, любовь, любовь, а дру­ гому - дурак, дурак, дурак... Апотом за ­ морозили подопытную воду. И что же.? Кристаллики льда с «любовью» были прекрасны узором, а с «дураком» - ле­ жали бесформенной грудой. Кстати, эта тема увлекла юного иссле­ дователя - ученицу и внучку Можарова - Яну, проверявшую влияние на воду музыки Бетховена и Моцарта. - И как.? - спрашиваем Яну. - Кристаллики - художественной кра­ соты! А вот с водой для полива растений учи­ тель советует воспитанникам быть осторожными. Под дождём без зонтика уже опасно ходить - кислотность воды с неба зашкаливает. Это - последствия загрязнения окружающей среды. Са­ мой же благоприятной для проращива­ ния семян водой можно считать сегод­ ня воду... кипячёную. Или - электро­ лизную, через которую прошёл заряд электрического тока. Заходит речь и о святой воде, её целеб- Ц ерк о вь К а за н ск о й Б о ж и ей М а т ери в Т а л и ц е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz