Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

культура МА СТ ЕР 37 творчестве, и в раздумьях своих он на­ стойчиво пытается связать времена, уходя от злобы - и злости - дня, от конъюнктурных, предвзятых, мсти­ тельных оценок прошлого. Потом­ ственный казак, Пётр Павлович с рав­ ным уважением называет и белого ка­ зака Корнилова, и красного казака Бу­ денного. Белых и красных давно помирила мать-сыра земля, повторяет он. И все они служили Родине, не щадя себя, пусть у каждого в мыслях и сердце была своя Россия. В произведениях Оссовского послед­ них лет, пожалуй, самое примечатель­ ное - возвращение к вековечным рус­ ским корням, к нравственным и духов­ ным традициям великих предшествен­ ников. Емудороги иАлександр Иванов, и Василий Суриков. Но более всего уга­ дывается родство палитры Петра Пав­ ловича с иконописью. Он даже аттесту­ ет себя «иконоподданным русской жи­ вописи». Византийский колорит, гене­ тическая память диктуют ему те цветовые решения, ту пластику, что придают холстам Оссовского редкую силу и не бытовой, а бытийный мас­ штаб. Ему чуждо мельтешение, сует­ ность мелочей. Он пишет крупно, мощ­ но, вольно. И не боится иной раз от­ крыто пафосных интонаций, обраща­ ясь к публике с монологом о главном, насущном, причем независимо от того. что попало в поле его зрения, затрону­ ло душу, вдохновило. Это может быть храм на древней псковской земле (Псковщину Оссовский считает своим малым Родным домом), погруженная в молитву женщина или словенский, болгарский, итальянский пейзаж. На выставке Оссовского в Липецкой областной картинной галерее поража­ ет количество работ, помеченных 2008 годом. Возраст восьмидесятитрёхлет­ него мастера не отразился на его актив­ ности. Он, похоже, совсем не устал, не утратил вкуса ни к новым впечатлени­ ям, ни к новым людям. Напротив: Пётр Павлович увлеченно, истово выполня­ ет добровольно, по долгу совести взя­ тую на себя миссию пропагандиста на­ родного реализма, который противо­ стоит циничному арт-бизнесу, внутри­ цеховым играм в модные «измы» и творческой безответственности подчас отнюдь не бездарных авторов. Потому Оссовский и устроил «казачьи сезоны» - так именует он цикл своих выставок в российской провинции. Начавщись во Владикавказе - на ро­ дине пращуров художника, продол- живщись во Пскове, завершается этот цикл в Липецке. Почему сезоны каза­ чьи? Живописец охотно объясняет: экспозиции посвящены памяти его предков - терских казаков. Он накреп­ ко запомнил слова чтимого им влады­ ки Питирима: Россию великой сдела­ ли священники и казаки. И не зря от­ крытию выставок предществуют свое­ образные «интермедии», когда Оссовский, кстати, казачий полков­ ник, при полном параде произносит оду казачьему сословию. А заодно де­ лится со зрителями мыслями об искус­ стве и патриотизме. Так было и в Ли­ пецке. Диву даёшься его энергии. Пусть и опи­ раясь на палку, он несколько часов про­ стоял на ногах. И ни разу не взглянул на заботливо придвинутый хозяевами стул. Да ещё и держал долгую речь, от­ вечал на вопросы, комментировал свои картины, демонстрируя завидную неу­ томимость, страсть, эрудицию, юмор. - Ну что делать, - признавался он. - ; Трудно остановиться, когда речь идёт о ■ родном, столько раз обдуманном. Я, \ как сеятель, все разбрасываю и разбра­ сываю семена. Какие-то упадут на ка­ мень, какие-то унесет ветер, а иные, даст Бог, все-таки прорастут. И приго­ дятся для будущего России. • И. НЕВЕРОВ , К арт и н ы с выс т авк и П етра О ссо вск о г о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz