Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
культура МА СТ ЕР 37 творчестве, и в раздумьях своих он на стойчиво пытается связать времена, уходя от злобы - и злости - дня, от конъюнктурных, предвзятых, мсти тельных оценок прошлого. Потом ственный казак, Пётр Павлович с рав ным уважением называет и белого ка зака Корнилова, и красного казака Бу денного. Белых и красных давно помирила мать-сыра земля, повторяет он. И все они служили Родине, не щадя себя, пусть у каждого в мыслях и сердце была своя Россия. В произведениях Оссовского послед них лет, пожалуй, самое примечатель ное - возвращение к вековечным рус ским корням, к нравственным и духов ным традициям великих предшествен ников. Емудороги иАлександр Иванов, и Василий Суриков. Но более всего уга дывается родство палитры Петра Пав ловича с иконописью. Он даже аттесту ет себя «иконоподданным русской жи вописи». Византийский колорит, гене тическая память диктуют ему те цветовые решения, ту пластику, что придают холстам Оссовского редкую силу и не бытовой, а бытийный мас штаб. Ему чуждо мельтешение, сует ность мелочей. Он пишет крупно, мощ но, вольно. И не боится иной раз от крыто пафосных интонаций, обраща ясь к публике с монологом о главном, насущном, причем независимо от того. что попало в поле его зрения, затрону ло душу, вдохновило. Это может быть храм на древней псковской земле (Псковщину Оссовский считает своим малым Родным домом), погруженная в молитву женщина или словенский, болгарский, итальянский пейзаж. На выставке Оссовского в Липецкой областной картинной галерее поража ет количество работ, помеченных 2008 годом. Возраст восьмидесятитрёхлет него мастера не отразился на его актив ности. Он, похоже, совсем не устал, не утратил вкуса ни к новым впечатлени ям, ни к новым людям. Напротив: Пётр Павлович увлеченно, истово выполня ет добровольно, по долгу совести взя тую на себя миссию пропагандиста на родного реализма, который противо стоит циничному арт-бизнесу, внутри цеховым играм в модные «измы» и творческой безответственности подчас отнюдь не бездарных авторов. Потому Оссовский и устроил «казачьи сезоны» - так именует он цикл своих выставок в российской провинции. Начавщись во Владикавказе - на ро дине пращуров художника, продол- живщись во Пскове, завершается этот цикл в Липецке. Почему сезоны каза чьи? Живописец охотно объясняет: экспозиции посвящены памяти его предков - терских казаков. Он накреп ко запомнил слова чтимого им влады ки Питирима: Россию великой сдела ли священники и казаки. И не зря от крытию выставок предществуют свое образные «интермедии», когда Оссовский, кстати, казачий полков ник, при полном параде произносит оду казачьему сословию. А заодно де лится со зрителями мыслями об искус стве и патриотизме. Так было и в Ли пецке. Диву даёшься его энергии. Пусть и опи раясь на палку, он несколько часов про стоял на ногах. И ни разу не взглянул на заботливо придвинутый хозяевами стул. Да ещё и держал долгую речь, от вечал на вопросы, комментировал свои картины, демонстрируя завидную неу томимость, страсть, эрудицию, юмор. - Ну что делать, - признавался он. - ; Трудно остановиться, когда речь идёт о ■ родном, столько раз обдуманном. Я, \ как сеятель, все разбрасываю и разбра сываю семена. Какие-то упадут на ка мень, какие-то унесет ветер, а иные, даст Бог, все-таки прорастут. И приго дятся для будущего России. • И. НЕВЕРОВ , К арт и н ы с выс т авк и П етра О ссо вск о г о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz