Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

в л а с т ь З А К О Н 1 3 в о п р о с н е д е л и К акие трудности ж дут бюдж етников после перехода на новую систему оплаты труда о В ал ери й КУЗОВЛЕВ, ф пр едседатель комитета по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи Липецкого областного Совета депутатов: - Переход на новую, отраслевую систе­ му оплаты труда - шаг в правильном направлении, - рассказал корреспон ­ денту нашего журнала Валерий Петро ­ вич. Но оказалось, что денег для такой масштабной «перестройки» пока не хватает ни у федерального центра, ни у регионов. Депутаты выразили сомне ­ ние в том, что прибавка в девять про ­ центов хотя бы покроет инфляцию. Но наш бюджет располагает именно таки ­ ми скромными возможностями. Коми­ тет рекомендовал сессии принять но ­ вый Закон. При этом мы обращаем вни­ мание власти на то, что такая мизерная прибавка к зарплате даже очень квали­ фицированным работникам бюджет­ ной сферы явно недостаточна. Поэто­ му средства необходимо искать. Сегодня очень велика ответственность руководителей, потому что каждый из них будет подписывать контракт с ра ­ ботником, в который включены как ба ­ зовая часть заработной платы, так и компенсационная и стимулирующая выплаты. Поэтому деп)таты посовето­ вали работникам бюджетной сферы, по аналогии с федеральными органами, разработать план перехода к новой си­ стеме выплаты зарплат. Этот план нуж­ но последовательно выполнять и разъ ­ яснять людям, что к чему. Теперь авто­ матического повышения заработной платы, к которому мы привыкли, не бу­ дет. А переход на отраслевую систему пока вызывает много вопросов. - Верно ли, что хорошую зарплату будут получатьтолько квалифицированные ра­ ботники? - Наоборот, по федеральной линии вы ­ ходит, что выиграют менее квалифици­ рованные. У нас, например, в Елецком университете разработана такая шкала оценки, что наибольшую прибавку по­ лучат работники с первого по восьмой разряд и в меньшей степени - осталь ­ ные. А квалификация идёт с девятого разряда и выше. В этом сложность. В трудном положении окажутся и вы ­ пускники вузов. Они будут получать меньше минимального размера зара ­ ботной платы, которая с января 2009 года будет равняться 4330 рублям. - Валерий Петрович, вы связаны с обра­ зованием, а стало быть, с бюдж етной сферой всю ж изнь. Не приведет ли, на ваш взгляд, новая система оплатытруда к расколу общества и социальному напря­ жению? - Знаете, напряжение, безусловно, будет расти. Ведь психологически люди при ­ выкли к тому, что заработную плату если и повышают, то автоматически всем. Сейчас другое положение. Бюд­ жетникам будут платить в зависимости от качества их работы. Но многие во ­ просы не проработаны. Неизвестно, хватит ли у области средств, чтобы удо­ влетворить нужды всех. Тут нужна очень серьёзная разъяснительная работа сре­ ди населения. Необходимо тщательно просчитать все последствия реформы. - Сколько нужно времени, чтобы утрясти острые вопросы? - Нам дали три месяца, чтобы разъяс ­ нить суть реформы. А вот чтобы всё от­ ладить, выяснить все «плюсы» и «ми­ нусы» в каждом конкретном учрежде­ нии, нужен как минимум год. - Валерий Петрович, хорошим работни­ кам станут платить больше - зто понятно. Но каковы критерии: кто лучше, а кто хуже работает? - Оценка, скажем, учительского труда - безусловно, вызывает много вопросов. Ведь педагогическая деятельность очень сложна и многогранна. Она за ­ трагивает различные аспекты жизнеде ­ ятельности ребёнка, семьи, коллекти ­ ва. И сказать, что на сто процентов учи ­ тель выполняет свои обязанности, до ­ вольно трудно. Но сегодня наука располагает такими критериями в пе ­ дагогике. Тесты, контрольные работы и прочее... - Но зто, скажем так, прагматичный под­ ход. А как же душевное отношение учи­ теля к ученику? Или врача к больному? Ведь нам порой не хватает именно чело­ веческого внимания... - Вы правы, духовность должна быть решающей составляющей в определе ­ нии судьбы каждого человека. И если взять школу, то воспитать ребенка, по­ жалуй, сложнее, чем обучить. Сегодня общество как раз переживает тот пери­ од, когда вопросы воспитания подрас­ тающего поколения нельзя ни в коем случае отбрасывать. Иначе мы оста ­ немся без настоящего и без будущего. - А как заставить учителя, врача, соцра- ботника если не любить, то хотя бы бе­ режно относиться к ученику, пациенту, престарелому человеку? - Мне думается, эту работу нужно на ­ чинать в тех учебных заведениях, где готовят этих специалистов. Будущий работник уже получая диплом должен понимать: профессиональное мастер ­ ство выглядит однобоко без того, что мы называем «вложить душу». И здесь рядышком стоит вопрос о культуре спе­ циалиста, его воспитанности и предан­ ности делу. - У вас как у ректора крупнейшего вуза области душа не болит за молодые ка­ дры? - Конечно, болит. Для молодежи во ­ прос зарплаты очень серьезный. Не се­ крет, что и сейчас далеко не все выпуск­ ники идут работать непосредственно по специальности. Надежда только на то, что те трудовые коллективы, куда придут молодые специалисты, их под­ держат. И область поможет ребятам на первых порах. Надо верить в лучшее. Несмотря ни на что... • Н а т а л ь я СИЗОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz