Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
г л а в н а я т е м а п р и з ы в вроде военсовета или штаба). Другая дру жина постоянно нахо- ^ дилась при князе и со ставляла его «двор» (поэтому дружинни ков называли «дворя не»). Кроме воинов, в дружине были об о зники, составлявшие так называемую « к о - ____________ шевую» часть. Ядром войска была конница - главная ударная сила, которая вступала в дело сразу после массированной «артподго товки» - обстрела неприятеля лучни ками. Кроме княжеской дружины были ещё и боярские, «передние», мало уступав шие главной в численности и в боевых навыках. Эти дружинники в отличие от княжеских «жили на земле» и призы вались боярином в случае похода. Несостоятельные граждане комплек товали пешую рать. При этом двое жи телей снаряжали... третьего, который и отправлялся в поход. Во время войн формировалось ополчение, именовав шееся «разрубным», которое собира лось «по разрубу», по разверстке (это когда ратники брались по одному от не скольких «сох»). Рать имела свою орга низацию, связанную с тем или иным городом, - отряд псковичей (помните, в фильме: «Мы - псковские!».?), новго родцев, вятичей... Город выставлял «тысячу», делившуюся на сотни и де сятки. Командир избирался вечем. Го рода выставляли также пехоту, которая в то время была главным родом войск и делилась на лучников и копейщиков. От участия в походе освобождалось только духовенство, хотя в дружинах, конечно, постоянно были священники. Одним словом, общая численность рус ского войска вместе с союзниками, спо собного противостоять врагу в «чистом поле», могла достигать 20-25 тысяч че ловек. Как видим, военная организация наших предков была продумана до мелочей, что и позволяло «побивать татя». Но прежде всего была вера, крепость уз Церкви и войска. Ни одно сражение не обходилось без благословения старцев, без общего молебна в храме. Замечательный рус ский публицист и философ Сергей Бул гаков сказал по этому поводу так: «Рус ское войско держалось двумя силами: железной дисциплиной, без которой не С е р г е й БУЛГАКОВ: Р у с с к о е в о й с к о д е рж а л о с ь д в у м я с и л а м и : Ж Е Л Е З Н О Й д и с ц и п л и н о й , Б Е З К О Т О РО Й Н Е М ОЖ Е Т С УЩ Е С Т В О В А Т Ь Н И К А К А Я А Р М И Я , Д А В Е Р О Й . С о д е рж а н и е ж е э т о й с о л д а т с к о й В Е Р Ы И З В Е С Т Н О , о н о В Т Р Ё Х С Л О В А Х : З А В е ру , Ц а р я и О т е ч е с т в о . Н о в с е э т и т ри и д е и Н Е Р А З Д Е Л Ь Н О Б Ы Л И Д Л Я Н Е Г О С В Я З А Н Ы : В Е Р А П Р А В О С Л А В Н А Я , Ц А Р Ь П Р А В О С Л А В Н Ы Й , З Е М Л Я ТОЖ Е П Р А В О С Л А В Н А Я . . . Э может существовать никакая армия, да ве рой. Содержание же этой солдатской веры известно, оно в трёх словах: за Веру, Царя и Отечество. Но все эти три идеи нераздельно были для него связа ны: вера православ ная, царь православ ный, земля тоже пра вославная...» В нынешние времена Вера только-только возвращается в наши действующие части. Кое-где создаю тся полковые и корабель ные церкви, замполи тов сменяют священ ники, и новобранец с крестом на шее уже не вызывает насмешки старика-сержанта. Но К н я ж е с к и й д р у ж и н н и к - к о н н и к _____________ всё это только начало. Многое утраче но. Многое приживается с трудом. Не отсюда ли беды нашей российской ар мии.? Давайте подумаем над этим вме сте. Мы приглашаем к разговору при зывников, «дембелей» - отслуживших ребят и их командиров, священнослу жителей, родителей подростков. Ждём ваших писем. • А л е к с а н д р КОСЯКИН К н я ж е с к о е в о й с к о и з б ы в а л ы х в о и н о в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz