Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

14 главная тема ► ОБРАЗОВАНИЕ Безусловно, престиж учительской про­ фессии нужно поднимать. Но любые ли способы здесь хороши.? С одной сторо­ ны, конечно, глобализация, как спрут, распространяется на все - не только на общеевропейскую валюту. Маленькие села вымирают. И школы уходят вместе с ними. И быть может, экономически оправдано укрупнение какой-то одной школы в округе, оснащение ее всем не­ обходимым, в такую школу и учителя перворазрядные придут и уровень об ­ щеобразовательный у детей повысится и друзей они себе новых найдут. Но и потеряют ребятишки тоже немало: они будут все равно «чужи­ ми». И главное - захотят ли те, кому придется за образованием ехать в другое место, возвра ­ щ аться домой после окончания школы. Ко­ нечно, и дороги, и авто­ бусы - это хорошо. Но мало. Ведь школа в селе, деревне уже более века - это социально­ нравственный центр, наравне с церко­ вью (а многие десятилетия - единствен­ ный центр). И закрыв школу, пусть ма­ ленькую, мы сами перерезаем послед­ нюю артерию, которая питала село. В село без школы не поедут и мигранты, поток которых увеличивается. Они тоже думают о будущем своих детей. Первыми, кто испробовал новшество подушевого финансирова- _ _ _ _ ния в 2004 году, были Ленин­ градская и Тюменская обла ­ сти. В 2006 году к экспери­ менту присоединилась Са ­ марская область и с тех пор зарплата учителей там вы- росла в два раза. Наша область переходит на новые принципы финансирования только те ­ перь. Заместитель главы администра ­ ции области Людмила Куракова заве ­ рила депутатов в том, что в нашем зако­ не з^тены все промахи соседей. Но людям все-таки боязно именно за сельскую маленькую (малокомплект ­ ную) школу. Не захлебнется ли она в этом потоке.? А ведь какое славное про­ шлое у этой школы! Сколько сил и жиз­ ней было отдано теми же «эмансипиро­ ванными» барышнями конца девят ­ надцатого столетия, чтобы деревенские дети научились читать и писать. Какой титанический, неподъемный труд вло­ жен в уничтожение безграмотности всего населения России. Какие книги ►► в о п р о с н е д е л и 25000 РУБЛЕЙ В ГОД с т о и т ОБУЧЕНИЕ ОДНОГО СЕЛЬСКОГО ШКОЛЬНИКА по этому поводу писа ­ лись. С какой гордостью в каждом селе (именно селе - то есть там, где был Храм, появлялась и шко­ ла - ОБРАЗование) гово­ рят о своих школах... Что- то очень важное, очень глубинно-русское ухо ­ дит, исчезает у нас на глазах, превраща­ ясь в псевдоевропейское с желтыми ав ­ тобусами. Но, быть может, это всего лишь мечты о прошлом. Жизнь идет вперед, развивается по своим законам. Наступило время глобализации, в том числе и в сфере образования. И теперь эффективным становится то образова­ ние, где личность получает возмож ­ ность выбора собственной образова ­ л о РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСОВ ВЦ ИОМ: ч и с л о ТЕХ, к т о ПОКИДАЕТ ДЕРЕВНЮ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ РАБОТЫ, В ДЕСЯТЬ РАЗ ПРЕВЫШАЕТ ЧИСЛО ТЕХ, КТО УЕЗЖАЕТ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ ШКОЛЫ тельной траектории вне зависимости от формального места жительства. Не нужно забывать: по прогнозам специа­ листов к 2010 году число учащихся об­ щеобразовательных школ сократится на 30 процентов. И все происходящее сейчас - это стремление школы защи­ тить себя от еще большего потрясения. В конце концов, как сказала Валентина Григорьева: «Школа - это не место, где работают люди, а место, где учатся дети». И, наверное, говорить о том, правиль­ ной ли дорогой пошла наша общеобра­ зовательная школа можно лишь через три года, после окончания первого адаптационного периода. Подождем.? Е в г ен и я И ОНОВ А В а л ен т и н а Г ри г о рьева , заместитель начальника областного управления образования и науки У школ появится стимул бороться за к аж до го ученик а, тем самым, повышая к ачество образователь ­ ных услуг. Старая система финансирования приво ­ дила к неоправданно раздутым штатным расписаниям . Теперь ж е финансирование будет зависеть не от числа «выбитых ставо к », а от числа ученик ов в к лассе. Это оп тимизирует штатное расписание, за ­ стави т педагогов работать по м ак си м ум у .Ж |\ Школа долж на будет заботиться о своем престиж е, чтобы именно в неё пошли учиться дети . Зак он позволит и детям, и родителям выбирать учебное заведение. И раи да Т и хо н о ва , председатель комитета по делам семьи, женщин и демографии Липецкой области о моему мнению , мы долж ны оставить детям, независимо от места ж ительства, то есть городской это ребенок или сельск ий , право учится там, где ж ивешь. Автобусы - это не выход из полож ения, тем более, что они долж ны быть специально оборудованны­ ми. Да и не хватает их пока. Школьный к оллек тив - разновозрастный, уроки у младших детей зак анчиваю тся намного раньше, чем, например, у выпускник ов. И что, перво классник у ж дать несколько часов одиннадцатик лассник а? Еще одна проблема - школы в детск о - ю ношеских к олониях м малок омплек тные школы, к оторые находятся в городск ой черте Липецк а, но располагаю тся в по ­ селк ах. Их судьба тож е неясна. Да и вообще, цель всех, кто занимается образованием - и политик ов, и чиновни ­ ков, и педаго гов - помочь школе выж ить. По необходимости , быть может, перепро ­ филировать ее, но сохранить! Вот мы сейч ас привлекаем в нашу область соотечественник ов, волею судеб, о к а­ завшихся за границей . Кто из мигрантов захоч ет ж ить в селе, где нет школы? Школа - она вне политик и . За достойной гарантированной зарплатой молодые спе­ циалисты поедут в самые отдаленные села к десяти уч еник ам . А мы сейчас теряем это поколение п едаго го в ...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz