Голос порядка. 1911 г. (г. Елец)
г о л о с ъ П О Р Я Д К А . 415 ь о $- II'- I, ъ Чья вина? Тамъ все реально, тамъ „жизнь, какъ она есть“ „Санинъ“? „Да помилуйте! Это 1 ІОІ. жизни взятый, реальный типъ. . . . . . . про^-ивникъ академизма, какъ . 3 ^^ отраже ніе дѣйствительности. такового, но какъ это ни пародоксальыо, Кореневъ студентъ въ одной изъ по- ™ врагами академизма яп - ' Арцыбашева тоже реаленъ. Онъ ся академисты, іыи вѣрнѣе псевдо- нясилѵетъ курсистку и „идетъ бомбу депутатъ о событіяхъ академисты*,—такъ сказалъ Никольскій в'ь своеіі въ Одессѣ. Но так'ь ли это, на самомъ дѣлѣ.-* Далеко, очень далеко отъ исти ны, сказанное Никольски.мъ. Никто такъ не противится росту академизма, никого а у бросать". Но туда охотники не смот рятъ. Тамъ свои люди, ихъ нельзя тро гать; другое дѣло академисты! II тра вятъ, травятъ. Дотравили въ Кіевѣ. Академисту Голубеву затылокъ прошиб ли, Волкова избили до полусмерти, въ * оньтакъ не оьеть по нервамъ, братоубійственную свалкѵ уст- какъ именно ка-детовъ и „оратію лѣвье“. , в^тъ ^зультаты травли лѣвою д а это и понятно; чѣмт. болѣе будетъ академистов'ь, тѣмъ менѣе надеждъ на устройство дебошей, демонстрацій и т. п. проявле}іій своей „прогрессивности “ II вотъ лѣвая печать разгуливается и начинаетъ травлю, ту самую травлю, которая привела къ событіямъ въ Одес сѣ. Милюковская газета такъ и слѣдитъ, къ чему бы ей только „прндраться“, ей нео равно къ чему, лишь бы только поднять трезвонъ н вылить ушатъ сво еіі грязи на академистовъ „Вотт. молъ глядите, добрые люди, что такое акаде мисты, это хулиганы“. Иногда долго нѣгь какой нибудъ исторіи изъ сту денческой ясизпи, то „Рѣчь“ измыпі- ляетъ, къ чему бы придратьс'я и начи нается переливаніе изъ пустого вт> по рожнее. Ьерутся за журналъ академи стовъ, въ этомъ журналѣ копается Изго евъ... „слѣды отыскиваетъ^, и какъ гоп . апавъ на гопя' такъ и Изгоевъ прессою академистовъ. Академизмъ и академисты это—мозоль лѣвой клоаки, мозоль которая ихъ особенно застав ляетъ кричать, когда смуты пе предви- дитя, когда „на Шипкѣ все спокойно“. II собственно говоря въ печальномъ одесскомъ инцидентЬ ничего нѣтъ удивительнаго. Кто виноватъ въ немъ? Тотъ, кто первый извлекъ мечъ, тотъ, кто уштроилъ обструкцію и вызвалъ скандалъ да балу, когда ст. дамами отъ удушливыхъ газовъ сдѣлалось дурно, у нѣкоторыхъ студентовъ кровь пошла горлом'і.. Развѣ у порядочнаго человѣ ка не могло это вызвать раздраженія, тѣмлі болѣе, что травля довно подгото- Iвила взаимное озлобленіе. А относитель но университетской сходки, такъ кто і не знаетч:> что на ней дѣйствительно !„страсти бушуютъ*. Всѣмъ заправляетъ кучка, ничтожная, при общей числепно- ^_^^“/ ’'«каетъ, н г р чій слѣдъ, іети ’ н __ всѣхъ студентовъ. На сходкѣ ца- что т т . • . . кусками, IРР5-1.Т, право сильнаго, насиліе большин- стихм " можно. Не понравились ему іства, и это большинство вопреки имъ і нихъ яНорногра-^ цропов-Ьдуемой „Свободы слова* ду- Фік) , (хотя тамъ равно ничего нѣтъ' ^ подобнаго) и вонь пошла писать губер нія. ^Іего только нѣтъ въ статьѣ! Вся Желчь, вся злоба противъ академизма къ ней вылита. Въ Каменскомъ и Ар- Дыбашевѣ они не видятъ порнографіи. шетті меньшинство, не даетъ ему вы сказаться. Чуть ораторъ противъ шер стки погладить задумалъ, ну и доволь но. Сейчасъ „долой“, „вонъ* и т. п ^Іто же остается дѣлать академистамъ какъ не давать говорить лѣвымт. това- ришамъ „свистомъ и шумомъ“. На сходкѣ въ началѣ декабря (З-іо) въ Петерб. унив. это и произошло. Но тог да, преимущественно ,.восточные чело- ловѣки“ и тому подобные инородцы бросились съ кулаками па академистовъ и только спроведливое негодованіе нѣ^- которыхъ изъ ,,пстипно“—безпартііі- ныхъ удержало ихъ отъ драки, хотя они употребили другого рода насиліе, вытащили изъ аудиторіи нѣсколькихъ человѣжТ). Это терпимость! Своеобразная терпимость лѣвыхТ) кликушъ! И благо даря только свисту и шуму ораторовъ академистъ бы.лъ выслушанъ. II его же этого ака,демИста изъ толпы привѣт ствовали аплодисментами и возгласами. Спрашивается, какъ туда попали люди сочувствующіе академизму, по не ака демисты? По очень простой причинѣ: быть академистомъ, это значитъ быть изгнаннымъ изъ землячества, это зна читъ не имѣть шансовъ па освобожде ніе отъ платы и получить стипендію, это значитъ служить обт.ектомъ насмѣш ки для пустоголоваго дуралея, который йорчитъ из'ь себя лѣваго безпартійнаго, или партійнаго. Впрочемъ,, нынѣ всѣ стали безпарійными. Это знамя, подъ которымъ группируются разные ка-дэ, и соціалисты. „Но на сходкѣ знамя ,Травите, гоните, но только кровь студен- опускается и выползаютт. „восточные* | ческая на васт., юродствующіе политн- и „сіонскіе* человѣки съ скрежетомъ, каны изъ ,,Рѣчіг‘ и компаніи. II назло зубовнымъ думающіе, да и высказыва-1 вамъ будетъ расти и развиваться акаде- ющіе вслухъ пожеланія перебить акаде- мизмъ, па благо Россіи, для ея свѣтла- мистовъ. Не перебьете' Академизмъ— [го и великаго будущаго. Не стерпѣть сила! Его ряды пополняются и все ва- вамъ его, господа, ибо онъ-—сила!., ше краснорѣчіе, юдофнльствующіе рос-( сіяне, ни къ чему. Огь Васъ отшатнутся Сшарицкііі. всѣ тѣ, кому дороги интересы науки, кто пришелъ въ университетъ учиться, а не сидѣть по двѣнадцати лѣтъ студен-1 томъ, занимаясьпроповѣ.дыоантп-человѣ-1 скихъ и божескихъ идей. Вы это знае те и въ безсиліи мечете громъ и стрѣ-; лы, обливая академизмъ грязью. Но зо -1 лото останется золотомъ, оно и въ гря зи будетъ блестѣть и сохранять свою чистот)' и силу блеска; И обвиненія, въ родѣ того, которое бросилъ Трубецкой по адресу академистовт. неоснователь ны. Академисты не провоцировали тол стовское движеніе среди студенчества, академисты призывали къ порядку, ака демисты говорили, что всѣ безпорядки па почвѣ чествованія Толстаго оскорби тельны для памяти великаго художника писателя. Аджемовъ сказалъ, что: западно ев ропейское студенчество принимало уча стіе въ борьбѣ за ,,новый строй“. Этимъ онъ открываетъ намъ глаза, и указы ваетъ, что всѣэ безпорядки оправдыва- ваются ими, какъ же иначе понять эти слова? Но только не примѣшивайте сю да академистовъ, на знамени которыхъ написано: „долой политику изъ Высшей школы" Академисты ею не занимаются, а если ихъ гонятъ изъ аудиторій, если грозятъ порвать ихъ чертежи, то они вправѣ обороняться отъ насильниковъ, протестуя на сходкахъ и призывая сту денчество къ нормальной университетской Яѵнзни, тѣмъ болѣе что на этихъ сход кахъ заправилы выѣзжаютъ па перво курсникахъ „зеленыхъ" студентахъ. Го р од ъ Слѳ цъ въ его прошедшемъ и настоящемъ Въ (Опытъ историческаго очерка). (до 1166 г.) отъ Москвы, въ 10Ѣ8 о тъ ' пика В.чтко: „бѣста бо говоритъ Петербурга н въ 18;І верстахъ отъ онъ, два брата въ лѣсяхъ, Вадимъ своего губернскаго города Орла, и другій Вятко, и пришедше сѣдо- ііодъ 52". 37 сѣв. шир. и восточ. Iпіа, Ради.мъ на Солсу и прозвашася дол. на лѣвомъ крутомъ берегу р. радимичи; Вятко лсе сѣде сі. ро- Сосны унсе .многіе вѣка существу- домъ своимъ па Одѣ. отъ него лсе етъ .многолюдный и про.мышленный' и прозвашася вятичи". П Сѣверяиа- городъ Елецъ, съ его 2 обителями, ми лсе, по словамъ Нестора, пазы 22 храмами и 58—тысячны.мъ на селеніемъ. Онъ нринадлелситъ къ числу цвѣтущихъ и во всякомъ случаѣ са.мыхъ населенныхъ уѣзд ныхъ городовъ Россіи, не припи вались племена, поселившіяся по Деснѣ и ІЮ Семи и по Сулѣ: „дру- зіи же сѣдоша по Деснѣ п по Се лей и по Сулѣ II нарекошася сѣ- веро“. 2) Такое названіе, какч. ду мая въ сообралсеніе городовъ, со-' маютъ нѣкоторые, усвоено и.мь по ставляющихъ особыя градоначаль-і тому, что они были переселенцами ства. Вмѣстѣ ст> тѣмъ Елецъ есть ■изъ зе.млн іюлочанъ, т. е. пришли и одинь изъ древнѣйшихъ городовъ;для новаго своего поселенія на р. черноземной полосы Россіи. Л,есиѣ съ сѣвера "). Обратимся своею мыслію ко вре-1 Вятичи, но сказанію Нестора, меііамь ілу окоі древности, иред- предъ призваніемъ Рюрика вь рус- шествовавшимъ начала пашей исто-1скую зе.мліо, отличались сравнитель- ріп, и чрезъ глубокую даль вѣковьіцо съ другими славянскими племе- види.мъ, что эта страна еще за цами грубостію нравовъ, суровостію долго до начала нашей исгорпче- и вообще стояли на низшей стеие- ряху тризну надъ пимъ, и по семъ прпнулѵденъ былъ иттп на нихъ съ творяху кладу велику и возлага- своею дружиною и обложить нх ь хуть па кладу мертвеца и сояніга-;нреяснею данью; но едва онъ оста- ху; и по се.мъ, собравше кости, вла- 1вилъ ихъ предѣлы, какъ онп „за- гаху въ сосудъ малъ и поставля-' ратнлпсь" снопа, и даже вошли въ ху на столпѣ па путехь, еже тво-'союзъ съ печенѣгами, чтобы сооб- рятъ вятичи п нынѣ". Вятичи бы-^ца противостоять русскому велпко- ли язычниками, среди которыхъ го-1 му князю. Вторичный походъ Вла- сподствовало .многобожіе, и образо-'ди.міровъ выразился въ обложеніи вались культы извѣстныхъ жертво-!пхъ двойною данью. Въ этоясевре- нриношеній и религіозныхъ празд-]мя онъ построилъ въ землѣ ихъ нествъ ^). діѣкоторые города. ’) Долго ещевя- Лйізпь среди дре.мучпхъ лѣсов'ь, тнчп пе могли помириться съ своею борьба съ дикими звѣрями и нле-.зависимостію отъ Кіева, а причи- менная замкнутость дали вятнчямъ'ною этого было то простое обстоя- возможность развить въ себѣ боль шую физическую силу и сдѣлаться тсльство, что Владиміръ, обло/кивъ ихъ данью, не подчиннль ихъ се- безстрашпымп и храбрыми, что под- бѣ окончательно, оставивъ имъ тверікдается пхл> упорною борьбою преяѵнее самоуправлен іе чрез'ь их ’ь за свою самостоятельность, послѣ природныхъ князей, съ оруянемл> того, какъ остальныя пле.мепа поч-івъ рукахъ пытавшихся свергнуть съ ти безропотно покорились власти | себя пеііавистпуіо имт русских'ь князей. Съ вятичами дѣ.іо обстояло ина- ской жизни была уже обитаема раз личными племенами, прішадлеяіав- ни развитіи, чи и сѣвер ь ,ІІ ради.мнчп II вятп- (сѣверяпе), говорить шими къ великой семьѣ чело-:Лѣтонпсен'ь. одинь обычай пмяху: вѣческой. Воз.мояшо, что еще древ-|лѵіівяху вь лѣсѣ, яколсе всякій ніе скиоы и сар.маты и.мѣли здѣсь звѣрь, ядуще все нечисто; срамо- свои кочевья, уступивъ, потомъ!словіе ь'ь нихъ предъ отцы н сно- свое мѣсто воинственнымъ осш — ;хамн: браны не бывают'ь вь нихъ, готамъ, смѣнеппы.мъ, въ свою оче- но нгрнща межъ селы: схожахуся редь, аварами и.іи обрами, а за-!на игрища, на нлясанье и на вся тЬмл, финна.пи и славяна.ии. По слѣдніе, оттѣснивъ финновъ къ сѣ веру, явились прочными обіітателя- ми верхней Оки и всего теченія р. Десны. Это были славянскіе племе на: вятичи и сѣверяне. По сказанію лѣтописца Нестора, вятичи получи- Ли названіе отъ своего родоначаль-^ Фндар^та, стр. -і. бѣсовская пѣсни, и ту ут.іыкаху себѣ лсены сь нею кто совѣіцавъ прелѵде, имяху же и по двѣ и по три жены: и аще кто умираше,тво- 1) .Тѣтоіі. Нестора но Кёнпгсберг. списку, стр. 11.—Никои, .тѣт., стр. 9. 2) Лѣтоіі. Нестора 110 Кенигсберг. си., стр. б—7.—Никои, лѣт., стр. б 3) Общія обзоръ Епархіи ЧерипгоискоЯ, Ар- . ъ зависимость. Въ своей обособленности онн были пасто.’іько грозными, что не всякій че, II этотъ результатъ достигнутъ | русскій князь отвалсіівался ст. дру- былъ нашими князьями не прелѵде, лѵппою „проходить сквозь вятичт.". когда въ ихъ зе.млѣ успѣла улѵеіСамъ безстрашный герой Владнмірт раскинуться цѣлая сѣть городовъ съ княліески.мн насадннкамп и гар низонами. Потребовалось весь.ма .много вре.мепи. пока ст. вятичами познакомились какъ слѣдуетъ. Пер- ьымъ изъ великихъ русскихъ кня зей пронпк’ь ВТ. ихъ землю воин ственный Святополкъ Игоревичъ. Узнавъ, что они іьтатягь дань ко- зарамъ „но шелягу съ рала". Свя тославъ разбилъ козар'ь, разрупньтъ ихъ сто.тнцу—крѣпкій городъ Сар- келъ, или Бѣлую Вѣіку, п силою заставилъ вятичей платить ту яш дань себѣ. Это было въ 9(>4 году. 2) Но вынужденное признаніе надъ собою власти Святославовой было мимолетнымъ. Едва только онъ ушелъ ВТ. Болгарію, какъ' вятичи отлоікилнсь отъ него и не платили дани какъ ему, такъ и сыну его Иронолку. Владиміръ Святославичъ 1) о языческихъ пѣропяпіяхъ пятнчеЯ см псторпч. пзс.іѣлованіс: „О св. Кукшѣ, какъ просвѣтителѣ Орловскаго края*. Орелъ. 1394 г 2) Пстор. Карама., т. 1, г.ч. ХИ н гл. 111. Мономахъ считалъ свои походы противъ вятичей особо ваяніымн подвигами, говоря въ завѣщаніиі въ ,,вятичи ходимомъ по двѣ зи- .мы на Ходату и на сына его и по Пароду". Такимъ образомъ для наи болѣе тѣснаго сліянія (ібособленпаго нлеменн ст. семьею русскаго паро да требовались особыя и чрезвы чайныя мѣры. А такою, и при томъ самою главною, мѣрою могло быть признаваемо только просвѣщеніе ихъ хрпстіанством'ь: но это достиг нуто бы:ю не вдругъ, такт. какт. хотя по крещеніи св. В.таднміра вѣ ра христіанская быстро распростра нилась по русской зе.млѣ, но лучи евангельскаго свѣта не достигли еще, верховьевъ Оки, и преподобный Несторъ, даіке въ началѣ .XII вѣка наравнѣ ст. другими язычниками пазываетт. вятичей ..погаными, пе вѣдущіімн закона Болня, но тво рящими себѣ законъ". Т) Истор. Кіірам.і, т. 1. г.ч. І.Х. (Продолженіе слѣдуетъ)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz