Голос порядка. 1911 г. (г. Елец)
№ 506 Г О Л О С Ъ 11 о г я Д К А. В'Ь КОПТОР'В Т11ПОГРА<І>ІИ ГЛЗЕТІ1І *» а ИМѢЮТСЯ ВТ> ІІІЮДЛЖТі 1 1 для записи заказныхъ отправленій, подаваемымъ въ учрежденіяхъ по чтово-телеграфнаго вѣдомства. тоящпхъ своихъ конструкціяхъ воз духоплавательные аппараты явля ются .могущественнымъ пособникомъ военнаго дѣла въ области передачѣ приказаній, рекогносцировки п на несенія вреда непріятельскимъ су дамъ путемъ бомбометанія. Монопланъ „Блеріо" былъ разоб ранъ п собранъ въ 11 минутъ, а .\амель поднялся на 5 тысячъ фу товъ, хотя съ военной точки зрѣнія такой подъемъ не нуженъ, такъ какъ рекогносцировка н бомбо.мета- ніе выше :і тысяч'ь (}*утовъ нод ье.ма не требует']>. ІІолеі'ь съ нуле.метомъ }іе состоялся. ЦЕРКОВНЫЯ ДЪЛА. (отъ собственнаго нО})і)еспондента.) Со вступленіемъ на постъ оберъ-про курора Св. Синода В. К. Саблера, по управленію православной церковью выдвигаются два нервостепенной важ- постн, для дальнѣйшаго направленія жизни русской церкви вопроса: 1) вопросъ о выдѣленіи вѣдомства' православнаго исповѣданія, въ лицѣ представителя его, оберъ-прокурора Св. Синода, изъ состава объединеннаго правительства и, 2) вопросъ о плано мѣрной организаціи охраны интересовъ цравославнон церкви въ нашихъ пред ставительныхъ учрежденіяхъ. Вопросъ объ освобожденіи синодальнаго проку рора отъ подчиненія объединенному правительству возбуждался уже дважды въ высшихъ духовныхъ сферахъ. Каж дый разъ онъ рѣшался отрицательно до сихъ поръ. Нынѣ ревнители строгой независимости церкви отъ вліянія свѣт ской власти надѣятся, что В. К. Сабле ру удастся осуществить планъ освобож денія церкви изъ круговорота общаго теченія политической жизни государст ва. Не менѣе важное значеніе придается ВТ. духовномъ мірѣ и вопросу о плано мѣрной организаціи защиты интересовъ православной церкви въ Государствен номъ Совѣтѣ и въ особенности въ Ду мѣ. И этотъ вопросъ не новъ и надъ разрѣшеніемъ его не мало трудился еп. Евлогій, членъ Г. Думы, желавшій объ единить все думское духовенство въ одну болі.шую, въ колнчествепномъ отношеніи, группу. Въ синодальныхъ кругахъ образованію такой группы придаютъ чрезвычайно, важное значеніе. -Вліяя на ходъ думскихъ работъ, эта группа можегь оказать большія услуги дѣлу заіциты іштересовъ православной церкви. Въ средѣ думскаго духовенства мысль объ образованіи особой духовной группы встрѣчена сочувственно. Письмами этими покойный такъ до рожилъ, что ни за что не соглашался опубликовать ихъ. Въ нихъ разсѣяна масса новыхъ лю бопытныхъ чертъ изъ жизни Чехова. Б . Р. и . Памятникъ основателю русскаго театра. {Отъ нашего Петербургск. корреспонд.) Императорская ака.темія художествъ, исполняя просьбу ярославскаго город ского общественнаго управленія, на дняхъ выработала конкурсъ на состав леніе эскизовъ проэкта намятвика пер вому русскому актеру Волкову. Памятникъ этому основателю русска го театра будетъ поставленъ въ Яро славлѣ. 11а.мл'шикъ Волкову, но условіямъ конкурса, долженъ представлять собой фигуру Волкова во весь ростъ. Размѣръ въ высоту не долясепъ пре вышать четырехъ аршинъ. Модель должна быть представлена изт. гипса въ 1/10 натуральной величи ны памятника. Срокъ представленія моделей вт, ака демію художествъ—.30 сентября 1011 года. За лучшіе проэкты будутъ выданы двѣ преміи: первая въ 500 рублей, вто рая въ 300 рублей На сооруженіе памятника предпола- і’ается израсходовать отъ 15 до 25 ты сячъ. Въ составт, жюри входятъ четыре представителя отъ академіи художествъ, два по избранію ярославской городской думы н одинъ по избранію ярославской ученой архивною комиссіи. Ч у д о т в о р н а я и к о н а С вѣн - с к о й Б о ж іе й М а т е р и в ъ С вѣ н - с к о м ъ , Б р я н с к . у ѣ здЯ ; м о н а с т ы р ѣ е я п и с а т е л ь с в . А л и мп ій . Завѣщаніе Щеглова-Леонтьева. (Отъ нашего Петербургск. корреспанд.) Сооружаемый въ Петербургѣ Высочай ше учрежденный комиссіей Пушкинскій Домъ обогащается новымъ крупнымъ пожертвованіемъ. Скончавшійся па-дняхъ въ Кисловод скѣ беллетристъ-драматургъ И. Л. Щег ловъ-Леонтьевъ, въ составленномъ имъ незадолго до смерти духовномъ завѣща ніи, приносигь въ даръ Пушкинсіеому Дому весь свой литературный музей. Въ его маленькомт., но цѣнномъ ли- тературпомт. музеѣ покойнаго писателя есть красный графинъ и рюмка Пушки на, которые великій поэтъ обыкновенно бралъ съ собою въ дорогу. Графинъ былъ подаренъ Щеглову мулсемъ сестры Пушкина—Павлище- вымь. Масса рѣдкихъ портретовъ писателей съ пхъ собственноручными посвятитель ными надписями, автографовъ и т. п. Тутъ-же завѣтное перо Пушкина, на которомъ сохранился слѣдъ зубовъ по эта. Особенную цѣнность въ архивѣ Щег лова-Леонтьева предетавляюгі. письма А. И. Чехова, съ которымъ Щеглова связывала долголѣтняя тѣсная дружба. Писателемъ Чудотворной иконы Свѣн- ской Божіей Матери считается св. Алим пій (правильнѣе—Олимпій), первый извѣтный иконописецъ въ Россіи ’). Св. Алимиій признается первымъ русскимъ иконописцемъ, родоначальникомъ рус ской иконописи и живописи. Его жизнь относится къ концу XI и началу ХИ столѣтія. Въ памятникахъ же XIII сто лѣтія— во второмъ носланіи ТІолпкар- на, чернори.зца Печерскаго монастыря, къ игумену его Акішдину „о святыхъ и блаженныхъ черноризцѣхъ братіи на шей* (это посланіе вошло п въ составъ Патерика Печерскаго) сообщаются до вольно обстоятельныя свѣдѣнія о жиз ни и дѣятельности Алимпія.—,Сей Алимпій, во дни благовѣрнаго князя Кіевскаго Всеволода Ярославича пре данъ бысть родителями греческимъ ико нописцамъ, пришедшимъ 108-і г. на украшеніе святыя Печерскія, церкви въ наученіё иконнаго изображенія*.—ко нечно, въ надеждѣ, что мастерство ико- ыописапія доставитъ ему средства къ пропитанію, а это указываетъ на значи тельный тогда спросъ на иконы. Весьма вѣроятно предположеніе, что св. Алим пій былъ урожепѳцъ Кіевскій. При рас писаніи Печерской церкви, онъ,„учася, мастеромъ своимъ помогаше“. Учился онъ но только писать' иконы, но и при готовлять ихъ изъ мозаики. Явившись въ Россію не безъ корыст ныхъ цѣлей, сильно торговавшіеся съ печерскими пноками изъ за платы за работу, греческіе иконописцы виослѣд- ствіи такъ привязались къ русскому монастырю и увлеклись его мирною жизнью, что, по окончаніи работы, не захотѣли вернуться (съ работы) на роди ну, но, принявъ мопашенство, подобно сложившимъ Печерскую церковь камень- гайкамъ, здѣсь н умерли и погребены. Не менѣе сильное впечатлѣніе монас тырская жизнь должна была произвести на ихъ юнаго ученика Алимпія, и вотъ, —„скончавшимъ дѣло свое иконопис цемъ н украсившимъ образы наішсан- пѣми святую церкові.,—украшенъ бысть Алимпій добродѣтельнымъ образомъ святаго-апгельскаго иноческаго чина отъ преподобнаго игумена Пшеопа* въ 1087 г. Ко времени вступленія вт. монашест во онъ былъ уже хорошо свѣдущимъ Iвъ мастерствѣ икононисапія: „добрѣ пз- Iвыкъ хытрости иконпѣй; иконы пнеати хытръ бѣ зѣло“. Постянно упражняясь чъ иконописаніи, св. Алимпій, конечно, долженъ былъ, что называется, набить руку, и произведенія его кисти должны были отличаться аначительоымъ совер шенствомъ. Вообще, подражая древнимъ святымт. отцамъ и апостолу I Іавлу, снис кавшимъ проиитаціе физичесЛпімъ тру домъ, онъ старался никогда не быть празднымъ. Это былъ одшгь изъ под- вижниковъ-аскетовъ, прославившихъ Печерскую обитель, обнаружившихъ великую мощь духа въ борьбѣ за го сподство надъ плотію, за самоблада- ніе при разнузданности и дикости нравовъ современнаго полуязыческаго об щества. Св. Алимпій „не дадяше себѣ покоя по вся дни, въ нощь же па пѣ ніи п молитвѣ упражнявшеся; дни же приснѣвшу, отлучашеся на дѣло. Собо ра церковнаго, вины ради дѣланія, от лучашеся николиже„, т. е. не опускалъ церковныхъ службъ или педозволялъ себѣ отлучекъ изъ монастыря даже для работы нконгшеанія. Современникъ Владиміра Мономаха, онъ, вѣроятно, раздѣлялъ его убѣжденіе, что „лѣность всему (худому) мати“, и подобно Моно маху, старался не зарыть въ землю дан ныхъ Вогомт^ талантовъ. Св. Алн.мпій отличался такя^е безко рыстіемъ и благотворительностію: „Хыт- рости“ икоиоішсанія „въ схохѣ научится не богатства ради, по Бога ради се творяще“; „ннкоея жё мзды на земли требуя рукодѣліемъ своимт> украшаше“ дома и церкви. А если случалось что заработать, это онъ обыкновенно дѣ лилъ на три части: „едину часть на святыя иконы, вторую часть милостыню нищимъ, а третью часть на потребу тѣ лу своему“ Еще отличительныя черты св. Алим пія: „Смиреніе, чистота, терпѣніе, постъ, любовь, богомышленіе, незлобіе сердца“. .Никогда же бо, поется ему въ церков ной пѣсни, оторчнлея еси на оскорбляю щихъ тя, ниже воздалъ еси зломъ за зло (тропарь 8-ой пѣсни канона). Во вниманіе къ добродѣтельной жизни Алим пія игуменъ возвелъ его въ санъ іеро монаха. Съ дѣтства, по волѣ родителей, по- святивше себя иконопнеанію, св. Алим пій въ продолженіе всей потомъ жизни писалъ иконы, что называется, не нок- ладая рукъ и умеръ занятый мыслію объ иконахъ, і'казываютъ теперь три иконы письма, преподобнаго Алимпія: Владимірская икона Божіей Матери въ Ростовскомъ соборѣ, въ иконостасѣ по лѣвую сторону царскихъ врцтъ, указан- ноя нами Свѣнская икона Божіей Ма тери въ Свѣискомъ монастырѣ (въ 3 верстахъ отъ Брянска), и „Царь царемъ, или Предста царица“ въ иконостасѣ Успенскаго соборавъ Москвѣ. Принадлежащая св. Алимпію икона Болсіѳй Матери въ Свѣнскомъ монасты рѣ представляетъ собою слѣдующее: На золотомъ возвышенномъ тронѣ, который поставленъ па особомъ амвонѣ въ од ну ступень, величественно возсѣдитъ Пресвятая Дѣва Матерь Божія, коей цравая стопа утверищается на особомъ маломъ камепи, или подножія, а лѣвая покоится на амвонѣ. На колѣняхъ Пре чистыя Дѣвы при перстяхъ воЗсѣдитъ Предвѣчный Младенецъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ ц благословляетъ де сницею и шуйцею, а Пречистая Бого матерь держитъ Божественнаго своего Сына обѣими руками цо мѣсту Его опоясанія. По обѣимъ схронамъ трона Владычицы на особыхъ Возвышеніяхъ стоять съ лѣвой стороны преподобный отецъ нашъ Антоній, печерскіе чудо творцы, оба со свитками въ рукахъ. На свитки у преподобнаго Антонія написа но: „Молю убо вы чада, держимся воз держанія и не лѣнимся. Имамы въ семъ Господа помощника*. На свиткѣ у пре подобнаго Ѳеодосія начертано: „Влады ко Господи Боже Вседержителю, Твор- че всея тверди видимыхъ и невиди мыхъ, Своимъ смотрѣаіемъ возгради домъ Пречистыя Твоея Матери мною работамъ Твоимъ Ѳеодосіемъ, его уже утверди недвижимо до дне суда Твоего страшнаго (на) хвалу и славославіѳ Те бѣ*. Преподобный Антоній въ полной монашеской схимѣ, а преподобный Ѳеодосій изображенъ въ мантіи и епи трахили, безъ клобука, съ открытой гла вой. квам'ь звонити по всему граду и соб-' ратися собору всему, епископу, и архи-' мандритамъ, и игуменомъ, и свящеші- никомъ, II діакономъ, и всему народу града того отъ мала до велика и окрестъ всѣмъ людемъ живущимъ*. Къ мѣсту, гдѣ находилась икона, направилась про- цесію.со свѣщами и съ кадилы*. Не далеко отъ иконы князь въ горячей молит вѣ объ исцѣлѣніи далъ обѣтъ: „Блика и далѣ узрю съ мѣста сего па всѣ четыре страны, толико придамъ къ дому свое му ц созижду, Госпоже, храмъ и оби тель, идѣже ты возлюбила еси мѣсто*... Вдрз'гь глаза его прежде ничего невидѣв шіе, открылись, іі онъ увидѣлъ тропин ку, на которой въ т)’ лге минуту велѣлъ поставить крестъ. И по ся времена,— замѣчаетъ составитель „Сказанія*,„па томъ мѣстѣ крестъ*. Пришли наконецъ къ тому мѣсту, гдѣ находилась икона. Князь долго и здѣсь молился предъ нею н, по силѣ молитвы, яснѣе становилось е^го зрѣніе, такъ что онт>увидѣл ь и икону. Епископъ, бывшій тогда во глав'Ь духо венства, снялъ ее п поднесъ къ кпязю, который лобызалъ ее со слезами благо дарности и отслужилъ молебенъ Бого матери „Но отпѣиііі же молебпа, нача сам’ь князь великій Гомант^ Михаіілович ь своими руками на храмъ Божій Пре чистой Богородицы древа рубитіі іі всѣмт. людемь повелѣ такожде*... состроилт, церковь и монастырь.„ II оттолѣ болѣй иача монастырь строитись, и чудотворную икону, украсивъ, обложилъ (князь) вла- том'ь единымъ и сребромъ*. Па этомті окладѣ была сдѣлана над пись: „Бъ лѣто 6796, а отъ Гождества Христова 1.330 года, оладывана сія икона Г)лаговѣрнымъ и Великимъ к н я з е м ъ Гоманомъ Михаиловичемъ Чернигов скимъ и Благовѣрною Великою кня гинею Настасіею, мѣсяца сентября въ 26 день*. При Грозномъ былъ исправленъ окладъ этой иконы. „Многу же времени минув- шу, —повѣствуется въ „Сказаніи*,- окладъ у чудотворнаго образа злато среб ро обломишася, и тогоже монастыря Свин скаго игуменъ съ братію возвѣстиша государю великому князю Ивану Василь-' вичу, всея Госсіи Самодержцу, съ моле ніемъ великимъ, чтобы Государь пове лѣлъ окладъ у Пречистой Богородицы чудотворной передѣлати, а Государю тог да еще младу сущу. и вложи Пречис тая Богородица Государю въ с е р д ц е благую мысль... скоро государь повелѣ Пречистыя Богородицы ч}’дотворный образъ принести къ себѣ во царствую щій градъ ]\Госкву, и помоляся Госу дарь Пресвятой Богородицѣ, вскорѣ по велѣ окладъ передѣлати. Еще же госу дарь повелѣ злата и сребра и жемчугу и камевія драгаго прибавитн къ старому окладу, II дѣлали мастера по три лѣта, II украсивъ государь чудотворный образъ Пресвятыя Богородицы и пѣвъ молебны, отпусти Пресвятыя Богородицы образъ чудотворной съ преподобными отцы Ан тоніемъ и Ѳеодосіемъ Печерскими чудот ворцами въ монастырь Свипскій, Давъ же Государь милостыню и ругу годовую и граматы тарханныя на утвержденіе монастырю, II общее житіе повелѣ госу дарь устроити старцу Іову Комішину по его челобитью,. О значеніи этой нкопы п монастыря для населенія въ „Сказаніи* говорится: ,И донынѣ великая милость н исцѣле нія бываютъ отъ чудотворнаго образа- Пречистой Богородицы всѣмъ прихо дящимъ съ вѣрою. И множество плѣн- ных'ь отъ безбожныхъ избавляетъ и освобождаетт,; тін же плѣнніи людіе, при ходящіе, молятся II работаютъ въ мо настырѣ но обѣщанію, тако бысть и до сего дня*. Въ одномт, иконописномъ подленпикѣ, рукоп. XVII В., въ перечнѣ иконъ Божі ей Матери читаемы „Образъ Пресвятыя Богородицы Свинскія близъ града Брян ска за три поприща явися благовѣрному князю Гомаиу Михайловичу и прозрѣніе очесемъ ему даровя въ лѣто 6796 августа въ 27 день. Онъ же на то.мъ мѣстѣ монас тырь созда во имя Ея и церковь постави, а везенъ былъ сей образъ изъ Кіева Свиніею рѣкою старцами Печерскими князю на исцѣлѣніе и невидимо нощію на дубѣ обрѣтеся стоящъ. Зри въ пол номъ ея сказаніи*. Таковымъ драгоцѣннымъ и святымъ наслѣдіемъ владѣетъ нашъ Свѣпскій .ѵіопастырь. Можно пожалѣть, что число паломниковъ па покланеніе св, иконѣ Божіей Матери Свѣиской с'ь каждымъ городомъ сокращается. ЧІ пріѣхавшіе за Десну рѣку противъ ‘Свини рѣки, и ііоидоша по горамъ, и [обрѣтоша Пресвятыя Богородицы чудо творный образъ стоящъ на дубѣ вели- цѣмъ межи вѣтвями*. Не дерзая спять нкопы они рѣшились послать къ князю Гомаиу съ извѣстіемъ о случившемся. Вѣстникъ засталъ его въ постели. „ Ус- лыгаав'ь отъ вѣстника таковое чудо, князь великій, скоро воспрянувъ со одра сво, его, съ радостью великою, и иролія слезы- н повелѣ вскорѣ но всѣмъ Божіимъ дер- Т е л е г р а м м ы (С.-Петербургскаго телеграфнаго Агентства). В Н У Т Р Е Н Н І Я . ПЕТЕРВУРПъ Въ одііпадцать час. 43 мин. утра съ каменнаго элнш'а балтійскаго завода спущенъ линейный корабль Севастополь I, броненосецъ типа „Дреіідаугь“;онъ построенъ на балтійскомъ заводѣ но ироэкту русских'ь пшкенеровъ, рус скими рабочими II изъ русскнх'і. матеріішовъ, водоизмѣщенія 23000 тоннъ, длина 180 метровъ,наиболь шая віприна 26—55, нормальная осадка 30, мощность механизмовъ 42000 силъ, скорость хода 23 узла, полный запасъ угля 2000 тоннъ, неф ти 1170; турбинные механизмы си стемы Парсона работаютъ на четы- Ііе гребные впита, паръ доставляет ся .25 котлами вндонзмѣішой систе мы Ярроу. Корабль будетъ воору;кеііъ двѣ надцатью 12 дюймовыми орудіями, на четырехъ башняхъ, піестнадцатыо 120 .мнллнметровами орудіями н мелкой артиллеріей; орудія изготов ляются обуховскимъ заводомъ; мин ное вооруженіе состоитъ изъ четы рехъ подводныхъ аішаратовз., элек трическая энергія получается съ помощью спеціальныхъ дпзель-діі- на.мъ мощностью 2670 кпловатъ; кор пусъ корабля выстроенъ по. преиму ществу изъ спеціальной стали ію- вышеішаі'о сопротивленія,, а частью изъ .мягкой мартеновской стали, изготовленныхъ ІЬкорскнмъ. Коло менски мь, ЮЖНО- днѣпровскимъ II другими русскн.мн заводами. Вроненосецъ заложенъ 3 іюня 1009 года а начагыіостройкой 1 сен тября 1909 г.; командиромъ назна ченъ бывшій старшій офицеръ, за топленнаго въ Портч,-Артурѣ эска- дреннаю броненосца Севастополь. Вестужсвъ-Рюмнііъ. Съ ранняго утра суда на Невѣ раздвѣтп.іпсь флага ми, въ десятомъ часу начался съ ѣздъ приглашенныхъ присутство вать при спускѣ морского гиганта. Около одшіадцати час. прибылъ военный мшшстрт. Сухомлиновъ п помощникъ Поливановъ. Въ одннадцать час. къ заводу подошелъ катеръ морского министра, на п р и с т а н ь вывіелъ адміі- рал'Ь Григоровичъ въ сопровожденіи товарища воен. министра адмирала Вубнова; принявъ рабортъ началь ника завода, пройдя по фронту по четнаго караула іі поздоровавшись съ нпмъ Министръ въ сопровоисденіп высшихъ чиновъ вѣдомства п чле новъ ]'осударственнаго Совѣта п Ду мы, поднялся на бортъ „Дрендаута", гдѣ былъ встрѣчсігь рапортомъ. Осмотрѣвъ броненосецъ мпішст])Ъ со свитой сошелъ въ низъ н занявъ мѣсто въ палаткѣ," иішісазалъ при ступить къ спуску. По командѣ строителя удаляются подставы п под порки. Ровно въ 12 часовъ не успѣлъ строитель дать послѣднее распоря женіе рубить задержни, какь они сами лоішулп іі мощный гщ'аатъ дрогнулъ II понолозъ. І’рянуло дружное ура, поддержан- нре многотысячной толпой, запру дившій дворъ завода п другой бе- рег'ь Невы. Команды взяли на ка раулъ п величественные звуки гим на подхвачены нѣсколькими хорами музыки. Когда корма вышла пз'ь эллинга взвился Андреевскій флагъ, гигантъ ускорилъ ходъ п четыре- гребныхъ винта впервые опусти- лись въ поду. Вспѣнилась Нева, раз ступаясь предъ стальнымъ корну- со.мъ корабля. Корабль ускоряетч>. бѣгъ. Взвился Н.мператорскій штан- даргь, со стоящихъ на Невѣ сз'довъ грянулі> Нлііераторскій салютъ; на конецъ появилась изъ элнш’а но совая часть съ поднятымъ гюпеомт. II спущенный „дредііаутъ" поплылъ къ противоположному берегу, по срединѣ рѣки отдалъ якоря п оста- ііоыится. Передъ спускомъ Севастополя Вице-Адмиралъ Фонъ-Эссенъ пере далъ командиру новаго корабля, поднесенный ему городомт. Сева стополемъ Андреевскій кормовой флагь. Депутація Петербугскаго отдѣла Всероссійскаго національгоі союза поднесла образъ снятого Ни колая чудотворца. Сегодняшній приказъ морского министра: Новый мощный гигантъ „Сева стополь" спущеіп. сегодня на воду боевоіт) флота. Съ именемъ новаго корабля неразрывное вязаны дорогія, для русскаго сердца., воспоминанія о самоотверженной завщтѣ нашей, доблестной арміей и флотомт> мор ской твердыни Севастополя въ Крым скую компанію и о геройскихъ по- дшігах'ь русских'ь моряковъ на бро неносцѣ „Севастополь" въ По)ітъ- Артурѣ. В'Ь годины тялсскііхъ ііспьі- таній наши герои проявили несо крушимую твердость духа при испол неніи священнаго долга. Это чув ство является залогомъ возрожденія морского могущества великой дер- ікавы. Всѣ иіертвы, нрпііесенныя 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz