Голос порядка. 1911 г. (г. Елец)
2 Г О Л О С Ъ П О Р Я Д К А . К2 4 7 5 Со д е ржа н і е . Передовая Твердое сердце— Н. М. Португамва. Къ вопросу о способахъ борьбы съ пьянствомъ. Чествованіе памяти А. П. Ермолова въ Орлѣ. Вздохъ облегченія— ^Земщина''. Городъ Елецъ. Л. К. Воскресенскаго. Телеграммы (С-Петер. телегр. аген.). Послѣднія извѣстія. Мѣстная жизнь. Происшествія. Хроника изъ уѣзда. Маленькій фельетонъ— Всезнайки. Мѣсяцесловъ. Бюллетень—//. Л. ІІванюшенкова. Объявленія. Такса для извощиковъ. Расписаніе поѣздовъ. голизмъ И борьба съ ііимъ", стр. 37). Но я думаю, что это мнѣніе несостоятельно и объясняется тра диціонною вѣрою въ чудодѣйствен ную силу культуры, какъ нѣкоего фетиша. Несостоятельность этого мнѣнія доказывается тѣмъ фактомъ, что есть пароды, стоящіе па низкой ступени культуры, н не потребля въщіе алкоголя вовсе пли потребля ющіе его очень мало, какъ пароды мусульманскіе, п что пароды, идущіе во главѣ цивилизаціи, какъ Фран ція, потребляютъ алкоголя на ду шу въ семь разъ болѣе, чѣмъ па родъ русскій, стоящій. У насъ культурные, обезпечен ные классы потребляютъ алкоголя больще, чѣмъ простой народъ; сре ди людей пегра.мотныхъ есть много трезвенниковъ и изъ православ ныхъ, не говоря уясе о сектаитахі. II старообрядцахъ; потребленіе алко голя въ городахъ, гдѣ населеніе несомнѣнно культурнѣе, гораздо выше, чѣмъ въ селахъ, и достп- гаетъ своего максп.мума именно въ гдѣ со средоточены всякаго рода развле ченія и для простого народа, о ко торыхъ не и.мѣюгь представленія въ медвѣжьихъ углахъ, потребля ющихъ, однако, алкого.ть въ пять разъ меньше. Съ повышеніемъ могутъ измѣниться къ къ трезвости и надо ему не толь-1 лучшему внѣшнія формы алкого- ко не .мѣшать въ этомъ направле-1 тщзма, это правда, но алкоголизмъ НІИ, но II по.мочь, какъ вь ДІ^-іѣ, | усиливаться и, дѣйстви тельно, часто усиливается, если противъ него не принимаютъ спе- чакп, начинающіе почти безнадея:- ную компанію. А крестьянскія ясен- щппы, наиболѣе страдающія огь алкоголизма муяччшгь, являются фанатичными врага.ми водки, исклю чая только тѣхъ изъ нихъ, которыя губерніяхъ столичныхъ, сами занимаются шинкарство.мт,. Мнѣ самому приходилось слы шать отъ .людей изъ парода полное недоумѣніе, какъ это правительство не закроетл> казенокъ, видя отъ нихъ такой вредъ для народнаго благосостоянія. Народъ стре.мится культуры ■ - ловскій и Сѣвскій на молитвен ную память о Кавказско.мъ героѣ и высоко вѣрующемъ христіанинѣ, водрузплл. на могилѣ его въ Троиц комъ кладбищенскомъ храмѣ икону Спасителя въ серебрянойрпзѣ съ эмалевыми украшеніями, на оборот ной сторонѣ которой значится слѣ дующая многоговорящая надпись: „Доблестному сыну Россіи и вѣр ному чаду СВ. Православной Церк ви, въ Бозѣ почивніему генералъ- огь-артпллеріи Алексѣю Петровичу Ермолову отъ Григорія, Епископа Орловскаго II Сѣвскаго, и подвѣ- домствешіаго ему духовенства Ор- .ловскойепархіи". 1801 ЮИ о.г. пмѣюще.мъ ялізненное значеніе для| всего государства. _ _ Каковы ясе нричпны а.ікоголизма? щалшыхъ мѣръ. Но вотъ это уя;е Существуетъ мнѣніе весьма распро- цесо.мнѣнно. что сл^ отрезвленіемъ народа культурность его повысится. (Продолженіе слѣдуетъ). страненное, что причиною алкого лизма у насъ является низкій уро вень культуры и что сл. ііодиятіемл. культуры алкоголпзмь уменьшится самлі собою, мнѣніе, выраженное и Мишістерство.мъ Финансовъ, какъ сказано выше. „Алкоголизмъ—бо лѣзнь органическая, ее надо лѣ чить радпкалыіы.ми средствами: подъемомъ культуры, народнаго образованія, дарованіемл> населенію воз-можности объединенія" и т. д. „Только культура, давая населенію возмоясность иначе проводить до сугъ, отвлекаетл. его отъ пьянства", говоритъ профессоръ Озеровъ( „Алко- Чествованіе памяти А. П. Ермолова въ Орлѣ. Въ депыюминовенія въ Орлѣ А.П. Ермолова, 18-го апрѣля сего гола, по случаю 50-лѣтія со дня его кон чины, Его Преосвященство, Преосвя щеннѣйшій Григорій, Епискоігь Ор- Проводы II. Н. Дз рново. 2 Мая в'ь 12 ч. 45 м. дня выѣхалъ въ Берлинъ членъ Государственнаго Совѣ та статсъ-секретарь Іі. II. Дурново. Уже съ Г2 час. дня парадныя комнаты Вар шавскаго вокзала были открыты и туда начали собираться товарищи И. Н. Дур ново по Совѣту. Группа центра Госу дарственнаго Совѣта была представлена въ составѣ своего бюро кн. II. Ы. Тру бецкимъ, Манухинымъ и ІПмеманомъ, отъ торгово-промышленной группы былъ Н. С. Авдаковь, отъ поляковъ были графъ Олизаръ, ІІІебеко и Скирмундъ; оть группы пезависимыхъ II. М. Кауф- мапт.; отъ .лѣвыхъ М. А. Стаховичъ; отъ духовенства ешіекопы: Николай, Никонъ и протоіерей Бѣликовь; отъ группы правыхъ: статсъ-секретарь Горемыкинъ, адмиралы Бнрилевъ и Алексѣевъ, ге нералы ІІІауфусъ. Валь и Фрезе, сена торы Нарышкинъ, ки. ІІІнринскій-ІНах- матовъ, кн. Куракинъ, Б. В. НІтюрмеръ, графъ Олсуфьевь, Н. А. Зиновьевъ, графъ Толь, А. Н. Струговъ, предсѣда тель Русскаго Собрапія кн. Лобаповъ- Ростовскій и многія другія лица, всего болѣе 40 членовъ Государственпаі'О Со вѣта. Провожавшими былъ приготов ленъ небольшой серебряный складень съ иконою Смоленской Божіей Матери превосходной работы Фаберже. Когда всѣ члены Государственнаго Совѣта и многія дамы высшаго общества собра лись вл. парадных'ь комнатахъ, высоко- пресвященный Николай обратился къ отъѣзжающему съ слѣдующи.чіъ словомъ: .,Выше Высокопревосходительство, мно гоуважаемый Петръ Николаевпчл,! Всѣ мы Ваши друзья и почитатели скор бимъ, не видя васъ въ Государствен номъ Совѣтѣ, не слыша Вашихъ пре красныхъ рѣчей... Наша скорбь увели чивается еще болѣе при видѣ Вашей болѣзни, усилившейся въ послѣднее вре мя... Провожая Васъ сію минуту въ „заг раничный отпускъ", мы отъ души же лаемъ Вамъ скорѣйшаго выздоровленія и скорѣйшаго возвращенія къ прежней кипучей дѣятельности. Пять лѣть жилъ я вмѣстіі съ Вами въ Государственномъ Совѣтѣ; по, сколько припоминаю, я ни когда не слыщалъ отт> васъ ни одного слова, оскорбительнаго для чьей-либо чести, не видѣлъ ни одного дѣйствія, направленнаго во вредъ ближнему... Вы и говорили и дѣйствовали всегда чест но, благородно, по чувству правствеп- наго долга. Вы стояли всегда на стра жѣ законности. Вы не мѣняли своего политическаго сгесіо, какъ это дѣлали и дѣлаютъ другіе, держа по-вѣтру свой носъ. Вы, какъ истинно-русскій и пра вославный человѣкъ, всегда были од нимъ и тѣмъ же: преданнымъ сыномъ Церкви и Государства, вѣрнымъ слугою Царю и Престолу. Во время революці оннаго движенія вы одни, сколько я са.мъ зпаю и слышалъ отъ другихъ, не потеряли головы, стоя бодро и крѣпко на стражѣ Церкви и Государства... Бла гомыслящая Россія никогда этого не забудетъ! Исторія отмѣтитъ, это на сво ихъ страницахъ' репііцу освободительныхъ угнетате лей Православія. Приводили въ отчаяніе русскііхь людей ближайшіе его иредшествен- ннкн,—кн. Оболенскій и Извольскій. —ІЮ самъ онъ превзошелъ всякую мѣру неуваженія, чтобы не сказать презрѣнія, къ Церкви іі угодливости нредт> всѣми врагами христіанства. Окруженный вѣчно Іудеями въ сво ихъ медицинскихъ совѣтахъ, тер пѣвшій около себя по профессорской каѳедрѣ такого госоднна, какъ г. Лондоіп>, г. Лукьяііовт. какъ бы ще голялъ уппясеніемъ наиболѣе достой ныхъ п твердодушныхъ ішішіхъ пас тырей. Мы вѣчно были въ тревогѣ за завтрашній день, опасаясь новой какой либо намѣченной жертвы вь честь Израиля, и если правитель ство очистилось отъ такого своего сочлена, то это, конечно, вызываегь облегченный вздохі. каждаго вѣрув)- щаго человѣка. За время оберъ-прокурорства г. .’Іукьянова, всѣ масонскія организа ціи, подкапывающіяся подъ Церковь, Примите же отъ насъ въ напутствіе и махровымт . ц вѣ т ом ъ , Ііор- благословеніе сію икону...Божія Матерь, НОГра(|)ІЯ Д'ІѴіала ск а зочны е у с п ѣ х и , изображенная на ней, да покрываетъ растлѣвая И ра звращ ая н аш н хъ д ѣ - Насъ «ь/н// Своимъ Честнымъ о м о ф о р о м ъ , 1 [ а дм и н и стр ац ія не ТОЛЬКО ІЮ сохраняя отъ озлобленія лукавыхъ че- ' со дѣ й ств ія Со СТОроіІЫ Г. ловѣковъ. Счастливаго пути и благопо-: * „ „. ‘ лѵчпаго возвращенія! і' ^^^ьянова в ь борьбѣ с ь разруш н - “Сказавъ свою рѣчь, высокопреосвя- , телям н Ц еркви , но ск орѣ е патыка- щенный владыко благословилъ II. Н. .'іась н а бла го скл онн о е „н е іір от іів - Дурново святою иконою и горячо обло- ДРІІІО З.ту". бызался съ нимъ. На иконѣ была вы -1 такіІХТ> вопросахъ, какъ рѣзана слѣдующая надпись: „Ьысоко-і _ . . ' уважаемому II. Н. Дурново на добрый В0Д,іер/КаіііС релні ю з н а і О чувства в ь путь и скорое возвращеніе отъ друзей н ар о д ны хъ шко.тах'Ь, со стороны Г. и товарищей по Государственному Со- і іу к ь я н о в а Ііроявля.'ЮСЬ НОЛІЮС бо- вѣту". ^ .з у ч а с т іе , ч ѣм ъ д о крайности п ;іло- Глубоко растроганный II. Н. Дурпово у і іот ііебл я л а ж н долю бн вая Д у м а , краткою рѣчью благодарилъ всѣхъ п __ обнималъ каждаго при прощаніи. З а -1 ск алѣ іе ін е В І .рои с ііовѣдна іО зако- тѣмъ всѣ присутствующіе отправились нонроэкта , обк орн а іііе ц(‘рков ііо -нри - къ вагону, и поѢ.здъ тотчасъ же тро- , х од ски хт . школъ , у стр ан ен іе в сю д у нулся, увозя отъзжающаго, напутствуе-' д у х о в н а г о ВЛІЯНІЯ, — ВСО ЭТо СОВер- маго пожеланіями скорѣйшаго «озвра і „ „ л номъ без - .молвін о б е р ъ - II р о к у р о р а Св. Синода. Къ счастью недолго ііродо.тясалось управленіе г. .Лукьянова, Онъ убранъ и разумѣется, нн одинъ истин ный христіанинъ о то.мь соікалѣті. нс будегь, тѣмъ болѣе, что замѣ- чттітелемъ его является Б. К. Саб- Правослашіой I —че.товѣкъ вѣруіощііі, стойкій щешя. Вздохъ олбегченяі. Кончился гнеть Городъ Слецъ^ въ ого прошедшемъ и настоящемъ (Опытъ историческаго очерка). (Продолженіе). Благоговѣйно-чтимыми святыня ми этого хра.ма, осіявающпмн лу чами сущей въ нихъ благодати Божіей обитель и ея населыіицъ, мояліо назвать: \) чудотворную ико ну Знамені.ч Пресв. Богородицы; II) II III) св. икону Господа Вседержи теля и Божіей Матери, именуемой „ТроеручицеіГ', І\* и V) два обра.іа св. Нико.шя Чудотворца. Всѣ эти св. иконы сохранились невредимы ми въ поясарѣ 1709 года. Кро.мѣ нихъ находится здѣсь св. иконы, почитао.мыя чудотворными: \Л) Пре чистой Богоматери „Живоноснаго Е.ч Источника; VII) Ѳеодоровская икона Богоматери; VIII) Иверская — копія Аѳонской; IX) Иверская - ко пія Московской; X) Каванская ,— трудъ нконоішснаго искусства Свя тителя Ѳеофана—.Затворника—лич ный его даръ обители—въ память ея имъ посѣщенія въ 1861 г.; XI) Живописный портретъ -икона св, Тихона —даръ изобраікенііаго здѣсь Угодника Боисія первоиачалыіпцѣ возстановлявшейся обители—.матери Олимпіадѣ; ХШ небольшой образъ препод. Вярлоа.на Хуггшнскаго, съ частицею его св. .чогцей; Х1П) живо писная св. икона съ изобралсеніе.мъ страданій Господа нашего Іисуса Христа, со влолсеннымъ въ нее се ребрянымъ крестомъ, въ которомъ помѣщаются частицы мощей слѣ дующихъ святыхъ Божіихъ: апо столовъ Андрея Первозваннаго и архидіакона Стефана, св. первомуч равноапостольной Ѳеклы, равноапо стольныхъ царя Константина и кн. Владиміра; св. м у ч е н и к о в ъ : Иг натія Богоносца, Аитпиы, Іоанна Воина и св. царевича Димитрія, Варвары, препод. Сергія Радонеж скаго II Алексѣя, че.товѣка Божія, Церкви. Отошелъ въ об.тасть исто-1и р е в н о с т н ы й з а щ и т и и к т. ріп еще одшгь обер ь-тірокурор'ь, г. і Лукьяіюіп., закончившій собой ве-, ^Дастся-ли ему вырвать съ кор- благовѣрныхъ князей: Александра Невскаго и Константина и Михаила Муромскихъ, блаженнаго Максима московскаго и св. праведной Анны, матери Пресв. Богородицы; и ХІІБ брон.іовыи ковчегъ, въ которомъ хра нятся: а) икона Воскресенія Хри стова, написанная въ . Іерусали.мѣ, на части стропплы съ храма надъ Гробомъ Господнимъ; б) икона св. великомученика Георгія Побѣдо носца. вырѣзанная на обло.мкѣ мра морной плиты, болѣе 1000 лѣтъ покрывавшей гробницу съ его св. .мощами; в. и г) части Животворя щаго Древа Креста н камня Гроба Господня; II д) частицы св. мощей —святителей: Василія Великаго, Іоанна Златоуста, Николая Чудот ворца, Митрофана Воронежскаго и Тихона Задонскаго; священно му- ченпковт>: Діонисія Ареопагита, Агаѳангела, Харалампія, Ѳеодора Тирона, Димитрія Солунскаго, Не стора, Антипы, Коиона, Василиска, Ѳеодота Анкирскаго, архидіакона .Лаврентія, Цѣлителя Пантелеймона, Варвары, Марины, равноапостоль ной Маріи ^Iагдалипы; преподоб ныхъ отцовъ: Саввы Освященнаго. Евэіімія Великаго, Моисея Угрина, Діонисія II Нила аѳонскихъ, .Ага пита, врача печерскаго, и преподоб наго Іоанна Пустынника, Въ сравнительно ие.много лѣтъ, обитель Знаменская, навыкнувъ въ монашескихъ уставахъ, воспитала цѣлый ликъ духовныхъ подвиж ницъ. изъ которыхт, самыми замѣ чательными были схимонахиня Ели завета. старицы Ксенія и Агаѳія, возобновителышца монастыря мона хиня Олимпіада, послушница Ека терина Пахомова, старица Василиса Ивановна и ея дивныя послушницы Марія II Екатерина, схимонахиня Магда.’іина и игуменія Павлина, Но въ ликѣ этихъ рабынь Христовыхъ, какъ свѣтлое солнце сіяетъ высо тою своего ікитія и ея величайшихъ подвиговъ чудная блаженная Мела нія затворница. Краткія свѣдѣнія о нихъ будутъ предложены впи.маиію читателя въ свое.мъ мѣстѣ. Способами къ содержанію оби тели служатъ 230 квадратныхъ де сятинъ земли, включая сюда и про странство, заіпімае.мое ея зданіями, “ о сь скромнаго капитала, нахо дящагося въ различныхъ государ ственныхъ кредитныхъ учрежде ніяхъ, а главнымъ образомъ не устанный труд’ь ея населыіицъ, ихъ горячая вѣра, низводящая на это мѣсто благословеніе Божіе. Ст. 1890 г. Знаменскій моиастырыірію- тплъ подъ своею сѣнью церковно приходскую шіеолу съ классами при ней рукодѣлій, уступивъ для сего монастырскій деревянный двухъ- этажный на каменномъ фундамеіпѣ домъ, крытый желѣзомъ, находя щійся на юнѵномъ склонѣ горы внѣ монастыря на послѣдней площадкі' каменнаго всхода, близъ юнсныхъ св. воротъ. Да осѣняетъ ясе благодать Пре чистой Приснодѣвы обитель, посвя щенную честной Іѣі иконы Знаме нія, нисііорылая ея насе.тышцамт вся благсиотребная для жизни вре менной, наипаче ж*е об.теісая ихъ сплою свыше для восхожденія ко граду небесному по ступенямъ до бродѣтелей христіанскнхт, и иноче скихъ, II избавляя ихъ отъ всѣхъ бѣдъ и напастей! *) ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Храмы г. Ельца, ихъ святыни идосто примѣчательности. Какъ издревле христіанскій го родъ—Елецъ имѣлъ своимъ глав- *) Матеріа.іами иля настоящаго очерка слу жили труды г.г. Ри;пчігсра, Пясецкаго, „ЯСизнѳ- описаніе дѣвицы Ме.таиін, аатноринцы Е.тец каго Знаменскаго, на Каменной горѣ, дѣничь ЯГО монастыря" (Елоіп.. 1901 г. Нзд. -І-е) н „Историческое описаніе Елецкаго Знаменскаго дѣвичьяго монастыря, что на К'амснной горѣ", іеро.н. Геронті.ч (Елець, И)95 г.). иымъ украшеиіе.мъ храмы Божіи,' устрояниые собственно въ самомъ} городѣ, или ,,острогѣ" его. и на! посадахь. Небольшое сравнительно | пространство, занимаемое совре.мсп-1 ною намъ „Красною" площадью,! было занято иѣскольки.ми храма.мн, { изъ которыхъ извѣстны: а) церковь св. мучениковъ Кирика и іулитты, б) Вознесенія Господня, съ Х \ ‘И столѣтія ставшій соборнымъ; в) Во скресенія Христова, или, такъ на зываемый, „старый собоііъ", однн- ствеіиіый древнѣйшій памятникъ храмоздатс.тыіаго зодчества, сохра нившійся до нашихъ дней, хотя и не ВТ. первоначальномъ и иеиовреяс- деипомъ видѣ, и г) Успенская цер- ковщ впослѣдствіи перенесенная на настоящее ея мѣсто. За отсутствіе.мъ ііесо.миѣииыхъ историческихъ дан ныхъ невозможно сказать обт. этпхт. древнихъ городскихъ церквахъ, ііхъ видѣ II исторіи, по это объясняетъ намъ одновременно великое значе ніе Красной площади, какъ нс только мѣста укрѣпленнаго, надеж ной защиты страдавшихъ отт, ча стыхъ II разрушительныхт. набѣговъ непріятельскихъ несчастныхъ ель- чанъ, ІЮ II какъ реліігіозіьчго цен тра. гдѣ сосредоточиваѵ'иісь жизнь всѣхъ обитателей города и его по садовъ. А на иосадахт., въ свою очередь, существовали уже: Троиц кій мужской .монастырь, получившій первоиячалыіое свое бытіе во вре мена г.тубокой дрешіостп, церковь въ селѣ Иикольско.мт., нынѣшней слободѣ Лргамачьей, храмъ въ Чер ной слободѣ II В'Ь Б'іло.мѣстной— Ди.мптрія великомученика. Къ Х\ЧІ же н'Ьку сл'Ьдуетъ отнести и нерво- ііача.тыіое возникновеніе осталыіыхь городских'ь церквей, за исключеніемъ кладбищенской, нояшіншейся уже въ самом'ь концѣ Х \’1ІІ ігЬка. Во обще Х \ ’ІІ стол'Ьтіе должно быть признано родоначальникомъ слец- ких'ь храмовъ, а вь Х\'1ІІ столѣтіи, какъ извѣстно, городъ этотъ сла вился многочисленностію свопх'ь храмовъ II их'ь шіутрепші.мъ п внѣш нимъ благолѣпіем ъ, что давало св. Тихону Задонскому право называть этотъ городъ „Новымъ Сіоно.мъ— Божіимъ жилищемъ". Вь XIX вѣкѣ возстаютъ къ новому бытію обѣ иноческія обители и устраиваются два новыхъ хра.ма—Срѣтенскій п Александро-Невскій, ирп жслѣзно- дорожіюм'ь техническомъ училищѣ, а также особыя церкви при пріютѣ Ка,табиискомъ и богадѣльнѣ и го родской тіорьм'Ь. Въ XX вѣкѣ по является новый домовый храм'ь при иріютЬ іі.мсші П. Черепова п воз- никііш.м'ь В'Ь Ц’іьцѣ обществом'ь хоругвеносцевъ на Успенской улицѣ возлвигиут'ь В'Ь высшей степени изящный хра.м'ь свв. благовѣрныхъ россійских'ь к н я з е й : Александра Невскаго іі Михаила Тверскаго. В'Ьр- иые православію сльчаііе иесут'ь на созиданіе и благоукрашеиіе хра мовъ Божіихъ ие только свои ма теріальныя ясертвы, но II личный трудт... II таки.мъ образомъ елецкіе храмы являются наглядными пока зателями благочестиваго усердія жи телей этого города. По между всѣ ми храмами г. Ельца, какъ громад ный исполинъ высится соборный Возносеискій храмъ, величаво цар ствующій не только надъ городомъ, ІЮ II пад ь окрестностями его, и из далека рисующійся вздору путника, приб.’шячающагося къ этому ііеторп- ческому многострадальному городу, ; как'Ь свѣтлое видѣніе, какъ благо- |датпый маякъ, указующій обуревае- мы.м'ь пловцам ъ яситейскаго моря-— Iтихую и спасительную пристань въ 'Боі'ѣ—Спасителѣ. Соборнымъ хра- Iмом'ь города мы н ^іачиемъ описк- |иіе елецкихъ церквей, елико воз- ' молено краткое, а потомъ перейдемъ въ ихъ оиисапіп послѣ собора къ алфавитному способу ихъ опп^н ія" упоминая о святыняхъ и достопрп- мѣчателыюстяхъ их'ь таклее очень кратко так'ь ісакъ предполагается въ особомъ спеціально имъ посвя- щенном'ь трудѣ сказать о нихъ то. что время сохранило до нашихъ, дней. ( Продо.чоісеніе сліьдуетъ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz