Голос порядка. 1911 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1911 г. (г. Елец)

г о л о с ъ ПОРЯДКА. 474 С о д е р ж а н і е . Передовая Къ чугунному голоду. Къ вопросу о способахъ борьбы съ пьянствомъ. Сызрано-Вяэемск. жел. дорога. Ростовъ на Дону.— Виеансъ. По телеграфу. Городъ Елецъ. А. /Г. Воскресенскіио. Телеграммы (С-Петер. телегр. агеы.). Еще объ оборудованіи для Пнокептіев- ской Елецкой книгочнтальни Читатель. Дѣстная жизнь. Происшествія. По Россіи. Письмо въ редакцію. Сельско хозяйственный отдѣлъ. МЬсяі\ес.гіовъ. Объявленія. Такса для извощиковъ. Расписаніе поѣздовъ. п а г у б п о с тп ал к о г ол и зм а ещ е оч ен ь сл а б о , ті только въ са.мое п о с .тѣ д ііее вр ем я за .мѣчается нѣкоторый п о в о ­ ротъ К'ь л у чш ем у в ъ у т о м ъ отн ош е ­ н іи . Что же касается классовъ низ­ шихъ, то на нихъ принято смот­ рѣть какь на безпросвѣтныхъ ііья- нид'ь; ярко выражено такое воззрѣ­ ніе въ выше цитированномъ доіс.та- д'Іі Министерства Ф и н а н с о в ъ „На вопросъ, чѣмъ объясняет­ ся, что при очень незначительномъ душевомъ потребленіи спирта въ 1‘оссіи. у насъ чрезвычайно развито пьянство, молсетъ быть только тотъ отвѣтъ, что русскій крестьянинъ,по своей некультурности, не сознаетъ вреда п безнравственности алкого­ лизма и, по отсутствію какихъ-либо духовныхъ интересовъ, всю отраду своей трудовой, однообразной и не­ сытой жизни, видитъ въ винѣ, даю­ щемъ забвеніе певеселой дѣйстви­ тельности “. Такое мііѣніе совершен­ но невѣрно и показываетъ малое знакомство съ народной лшзнью. Народті ясно видитъ весь вредъ и всю безнравственность алкоголизма и страстно стремится избавиться отъ этого зла; по у него не хва- тает’ь зачастую для этого силъ, и ехіу мѣшаютъ въ его стремленіяхъ К'Ь отрезвленію высшіе классы. Воспользуемся, для послѣдующа­ го излолѵенія, вышеназванной книж­ кой профессора Сикорскаго, стр, 108—110: „Уже въ концѣ пятнде- сяіыхъ годовъ началось въ пародѣ единодушное двшкеніе противъ ви­ на и въ различных'ь концахъ на­ шего отечества возникл і общества трезвости: въ Ковенской, Вилен­ ской, Саратовской, Тульской, Кур­ ской, Пензенской, Влади.мірской, Екатеринославской и Тверской гу­ берніяхъ. Въ іюлѣ 1859 года Свя- т'ѣйшій Синод'ь благословнл'ь свя- щ о н II о - служителей содѣйствовать возникновенію въ городскихъ и сельскихъ сословіяхъ благой рѣши­ мости воздерящнія отъ потребленія вина. Но это движеніе кь трезвости не моіѵіо получить дальнѣйшаго движенія, такъ какъ Министръ Фн- напсов'ь вскорѣ сообщилъ оберъ- прокурору Святѣйшаго Синода, что „совершенное запрещеніе горячаго вина, посредствомъ сильно дѣйст­ вующихъ па умы простого парода религіозныхъ угрозъ и клятвенныхъ обѣщаній, не должно быть допускае­ мо, как'ь противное не только об­ щему понятію о пользѣ умѣреннаго потребленія вина, но и тѣмъ поста­ новленіямъ, на основаніи которыхъ правительство отдало питейные сбо­ ры въ откупное содержаніе".. Затѣмъ Министръ Финансовъ сдѣ- лал'ь распоряясеніе, чтобы приговоры городскихъ и сельскихъ обществ'ь о воздержаніи уничтожить, и впредь городскихъ и сельскихъ сборовъ для сей цѣли не допускать. Казна и откупщики одержали бле­ стящую побѣду надъ стремленіемъ народа К'Ь отрезвленііб, движеніе было задавлено на много лѣтъ. „Нельзя не почувствовать глубочай­ шей патріотической горести при мысли, что дѣло ірезвости, начав­ шееся тогда, не получило своего развитія",—говорить профсссорь Си­ корскій и эти прекрасныя слова должны найти откликъ вь сердцѣ калсдаго патріота. Тоть же профессоръ Сикорскій удостовѣряет'і>, что народный про тесть противъ вина сказался при многихъ случаяхъ, по особенно яр­ кою чертою онъ выступае'гъ оъ обра­ зованіи секші, напр., штундизма и малеванщины. Цитированный ав­ торъ, и.мѣвшій возможность наблю­ дать сектантов'ь и ознакомиться.съ ихъ бытомт., идеями и условіями лспзнп, убѣдился па дѣлѣ, что в'Ь сектантскихъ движеніяхъ борьба противъ вина является одною нзь существенныхъ составныхъ частей, и этой борьбѣ съ виномъ юлшо-рус- ское сектантство вь значительной степени обязано своими усггЬхами. ІІІтундизмъ и малеванщпна съу- мѣли освободиться от'ь язвы пьян­ ства и этимъ они болѣе всего енн- скііваюсъ себѣ прозелитовъ. Жены втягиваю'і'ъ мужей въ секту не изъ- за новыхъ идей, но по практическим ь сообралѵепіе.мъ необходимости изба­ вить своихъ мужей отъ пьянства. Такн.мъ ойразомъ люди добиваются трезвости, даже цѣною отпаденія отъ церкви, такъ какъ пришли къ убѣжденію, что только полный раз­ рывъ съ прежнею лшзныо моисегь дать нм'і. эту, столь яселанную, трезвость. Совѣтую каждому прочитать у г. Сикорскаго эти великолѣпныя стро­ ки о связи сектантства съ стрем.’іе- ніемъ К'Ь трезвости. Подтвернаденіе этой мысли г. Сикорскаго мы ви­ димъ въ недавнихъ успѣхахъ брат­ цевъ ІІванушек'ь, московскаго и не­ тербурскаго, которые таклсе пропо­ вѣдуютъ трезвость (ІІанкратов'ь, „Ищущіе Бога", стр.50—90). Сгоитъ явиться гдѣ-либо священнику, выра­ жаясь народнымъ языкомъ, отчиты­ вающему пьяниц'ь, какъ къ нему устремляются даже издалека цѣлыя толпы. Вспомните хотя бы Иахаби- по. Есть въ Москвѣ четыре обще­ ства трезвости, членами которыхъ состоятъ, по преимуществу, просто­ людины, и В'Ь одномъ Даниловскомъ число членовъ, дающихъ временные обѣты трезвости, достнгаеть пяти­ десяти тысячъ челов'Ькъ. Петербург­ ское Ллексапдро-Иевское общество трезвости насчитываеть также до 50 тысячъ членовъ. Всего на Руси обществ'ь трезвости до шестисот'ь,и членами их'ь состоягь люди низ­ шихъ классов'ь, а число членовъ нз'ь высшихъ классовъ равняется единицамъ и десяткамь („Трезвые Всходы", 1910 г., Л» 8). (ІІродо.іженіе слѣдуетъ). Ростовъ на Дону. На лѣтнее время правяеиіе С. В. ж д. выпустила страипое, чтобы не сказать болѣе, распоряженіе, отмѣняющее плац'ь- карты 2 -го классаіотъ Москвы до Ельца. Чѣмъ вызвано] подобное распоряженіе, право отказываемся понять. Вагонъ- микс'гьс'ь бывшими спальными мѣстами въ|настоящее время переполненъ. Въ купе для четверыхъ (съ плацъ-картами), ни- чтоже сумняшеся, поѣздная администра­ ція помѣщаетъ по шести человѣк'ь. На протесты и жалобы пассажировъ не обращается ни малѣйшаго вниманія. Кому какое дѣло до нихъ?! Дѣло пасса­ жировъ платить проѣздныя деньги, за­ дыхаться отъ тѣсноты и духоты, въ пыльпых'ь вагонахъ,-на жесткихъ дива нахъ с'ь подозрительной чистоты чехла­ ми, проводить безсонныя ночи, а удоб­ ства,^ пока предоставить администра цін ж. д., имѣющей въ своеѵіъ распоря­ женіи роскощцые салопы. Ихъ покой такъ дорогъ, что какіе то г.г. платные пассажиры могуть обойтись без'ь него. Не хорошо, г-жа С. В. дорога, и очень даже не хорошо. Надо и о пас'ь подумать. Вѣдь не сви ней возятъ, а людей. Странно, напримѣрт. сравненіе съ Ник. ж. д. Из’ь Петербурга до Москвы ѣдешь быстро, покойно и уютно. Даже не за­ мѣчаешь времени. Сядешь вечеромъ, а утромъ въ Москвѣ. Не такъ давно и па С. В. ж. д. было также, хотя не въ очень удобномъ вагонѣ, но всеже мѣсто нуме­ рованное было обезпечено. А на даль­ нее разстояніе это неоцѣнимое условіе А сейчасъ... Ну, пусть г.г. пассажиры сами на себѣ испытаютъ прелесть по ѣздки во ' 2 -мъ кл. отъ Москвы до Ельца по С. В. ж. д. въ вагонѣ миксть. Г о р о д ъ С л е ц ъ , въ ѳго прошедшемъ и настоящемъ (Опытъ историческаго очерка). (Продолженіе). Еще при жизни св. Тихона пом'Ь- щнца елецкаго уѣзда Апна Иванов­ на Хлусова пожертвовала бывшей началыпщ'Ь Олнмпіад'Ь, въ то время еще Матронѣ Солнцевой, 18 тысячъ рублей ассигнаціями для созданія здѣсь каменнаго храма. По осв'ѣ- щеніи мѣста, предназначеннаго св. Тихономъ для храма, начались ра­ боты. Сестры усердно помогали сво­ ей заботливой начальницѣ въ этомъ дѣлѣ: сами носили на раменахъ своихъ изъ подъ , горы тяжелые ка.мни, сами очища.ди землю, рыли бутъ наравнѣ съ рабочими, обжи­ гали кирпич'ь. перенашивали его изъ ,печей на мѣс'го церковной по­ стройки, сами приносили песокъ и воду. Пе без'ь удивленія смотрѣли камепыцикн на такіе усердные тру­ ды сестеръ и изъ подражанія пмъ, сами пе см'ѣли уже опаздывать на дѣло свое и успѣшно производили свою работу. По не до конца шло такъ св. дѣло. Св. Тихонь пе дож- да.тся конца э'гой постройки. 18 ав­ густа 1788 г. блаженно ночшгь о (Омь нашего коррееподента). Благо Отечества —вогь чѣмъ обезпо- коепъ каждый вѣрный Россіянинъ, каж­ дая политическая русская организація, большипство современныхъ русскиіь партій и общесствъ... Жить и творить—долгь калсдаго граж­ данина. Но жизнь во многомъ расходится съ практикой и почти всѣ из'ь насъ асн- вутъ толысо для себя н творятъ то-тько для своихъ кар.мапов'ь, сознавая въ то-же время, что онн живутъ не такъ, какъ надо жить т. е. сознательно поступаюгь не посовѣсти... И вотъ люди у которых'ь совѣсть не расходится съ личностью и слова съ дѣломъ, очень и очень р'ѣдки в'ь наше время... О нихъ можно говорить, о нихъ до.ч- жно писать въ назиданіе д-чя другихъ... Въ нашемъ городѣ есть такіе люди, иначе бы онъ не былъ русскимъ горо­ домъ нетолько по племени, НОИ подуху... Я хочу сказать нѣсколько словъ о Иванѣ Се.меновичѣ Кошкинѣ... По уб'ѣлсденію оііъ націона.чистъ, но -это только его офиціальная платформа, въ дѣйствительности опъ просто истин­ но русскій, милый, добрый и дѣятель­ ный человѣкъ... р]му мы обязаны многимт>... А глхвное тѣмъ, что въ послѣдніе два мѣсяца состоялось двѣ лекціи профес­ соровъ Грибановскаго и Ковалевскаго... Первый нознакомилъ ростовцев'ь С'ь ѣмъ „что такое націонализмъ въ об­ щемъ'*. А второй говорилъ „о національно­ стяхъ и національномъ воспитаніи"... Собравшіеся на лекція монархисты, без'ь различія своих'ь принадлежностей къ партіямъ еще тѣснѣй сплотились между собою, образовали болѣе крѣпкую и дружную семью, что послѣ оказалось въ рядѣ других'ь общихъ выступленій. Въ связи съ побѣдой, по безъ посред­ ственнаго участія Ивана Семеновича, на выборах'ь городского головы, ростовцы рѣшили выставить его кандидатомъ огь ихъ имени на мѣсто заступающаго м. городского головы. Монархисты надѣются тѣмъ-же чи­ сломъ голосовч., какіе были поданы за М. П. Кирьянова, провести и Ивана Семеновича на этотъ совершенно новый для него, полный отвѣтственности ііостч, общественной дѣятельности... Какъ гласный Кожкин ь не новичекъ... Какчі непосредственный городской ра­ ботникъ—впервые... Но, пѣтъ нпкаких'ь дапныхч, заподо зрѣвпть, что онъ не справится сч> возло­ женными на него обязанностями какч. о томъ твердятъ ивъ .чертова дѣла"... II мы за много, много дней до выбо­ ровъ, глубоко ув'ѣренные п'ь своей по­ бѣдѣ, поздравляемч, нашего ставленника съ избраніемъ... Вч> его побѣдѣ нѣт-ь сомнѣній. Лѣвые и не думаютч, выставлять сво­ его кандидата. Говорятъ, даже о томч., что они уйдутъ изъ всѣхч, комиссій II сложатъ съ себя званія гласныхъ... Дай-то Господи!!! Впеансъ п(ен'ь В'Ь 1805 г., полное же освя­ щеніе совершилось лишъ 4 октября 1818 года, ио благословенію Досп- ѳея, епископа Орловскаго и С'Ьв- скаго. Но фактически существуя, какт> община, каменоіюрское женское общежитіе, не было юридически ііри- шіаваемо таковою ни духовными, ни гражданскими властями. Надле­ жало позаботиться о юридическомъ во'зстаповленіи монастыря. Дѣло, при простотѣ тогдашішх'ь ііасель- ницъ Каменной горы, весьма 'груд­ ное. Но благословеніе св. Тихона и его загробное благословеніе приве.чи это дѣло К'Ь благополучному и же­ лательному завершенію. Градскій голова г. Ельца—купецъ Нван'ь Васильевичъ ІІІаіюшников'ь —возымѣлъ благое намѣреніе воз­ создать упраздненный женскій мо­ настырь въ гор. Ельцѣ. Для этой Ц'Ьли онъ виес'і) в'ь московскую со­ хранную казну 12 тысячъ рублей (впослѣдствіи увеличенныхъ имъ до 88 тысячъ) и ііроснл'ь, кого слѣ­ дуетъ, объ учрежденіи вновь жеіі- Госііод'Ь, а такъ счастливо начатый] скаго монастыря иа Каменной горѣ, храмъ, со многими трудами и пре- В'ь 1816 г. многіе из'ь благочести- пятствіяміі едва достигъ окончанія, вых'ь граждаігь, помня наставленія II первый престолъ его был'ь освя-іев. Тихона,—„не оставлять своим'ь вниманіемъ и посильными щедро таміі благочестивых'ь камепогор- скихъ отшелышц'Ь,"—усердно при­ соединились К'Ь дѣлу Ив. Вас. ІІІа- ііошішкова и вм'Ьс'гѣ съ инм'ь р'Ь- шили ходатайствовать о перечпеле Ніи прихода Знаменской церкви— къ Хрнсторо;кдествепской, и о воз­ становленіи прав'ь бывшаго упразд­ неннаго Каменогорскаго Знаменскаго :кеискаго монастыря, въ родном'ь ихъ городѣ, обязывая при эгом'ь поддерживать монастырь своими лептами. Затѣмъ, вь 1818 г., огь разносословныхъ іючетных'ь жите лей г. Ельца—за собственноручнымъ ихъ подпнеомъ посл'Ьдовала о том'ь просьба В'Ь св. Синодъ, который тогда же чрез'ь министра духовных'ь дѣлъ и народнаго просвѣщенія князя А. И. Голицына, представилъ при своем'ь докладѣ Государю про шеніе ельчанъ и Императоръ Ллек сапдр'ь І-й утвердилъ его 28 октя бря 1822 года, въ Веронѣ. Такнм'ь образомъ монастырь был'ь сновг^ призванъ К'Ь самостоятельному су ществованію. Итак'ь, •монастырь зажилъ новою самостоятельною лспзиью. Вь сест рах'ь его возрасла увѣренность вь ирочиом'ь и безопасномъ своем'ь пололсепін, что отозвалось самым'ь благотворнымъ образомъ иа разви тіи обители, как'ь во вігЬшне.м'ь так'ь и внутреннемъ его состояніи Количество сестеръ С'ь калсдымъ годом'ь увеличивалось, достигнувъ кт. иас'і'оящему времени до 300 чело вѣк'ь, В'Ь сред'Ь которыхъ, кром Ко телеграфу. (Отъ собствеинаго корреспондента). Уб ійство и нападен іе . ЕКАТЕРИНОД. Пришедшаго въ домъ къ своей любовницѣ казака станицы Апше- ронской Захара Харченко для переночевки, замѣтили трое односельчанъ и хотѣли его арестовать за похожденія, буйства и гра­ бежи; они вмѣстѣ съ полиціей окружили домъ и стали требовать открыть двери. Тогда однимъ выстрѣломъ Харченко убилъ свою любовницу, второй пустилъ въ окно въ толпу и третьимъ ранилъ себя въ бокъ, а затѣмъ схватилъ ножъ и перерѣзалъ себѣ горло. СЕЛО ТРОИЦКОЕ. Подошедшій къ до­ му своего тестя разъяренный зять,крестья­ нинъ Литвиновъ, побилъ всѣ окна и тре­ бовалъ возврата ему жены, которая уже 3 года не жила съ нимъ. Тесть Стадникъ, ввиду опасности, взялъ рогачъ и вышелъ къ зятю. Послѣдній быстро выхватилъ у Стадника рогачъ, ударилъ имъ по головѣ такъ сильно, что Стадникъ обливаясь кровью упалъ и скончался. Ж ертва поѣзда. ЕКАТЕРИНОСЛАВЪ. На перегонѣ Шма- товка—Карнаватка, шедшій рабочій въ не­ трезвомъ видѣ, попалъ подъ паровозъ Взрывъ посылки. Е й с к ъ . При выгрузки почты изъ ваго­ на въ почтовую телѣгу, когда одинъ изъ мѣшковъ, съ почтовыми посылками, былъ брошенъ на платформу, то произошелъ страшный взрывъ. Станціонная жандарме­ рія, распаковавъ посылку, обнаружила въ ней патроны. Взрывомъ попорчены посылки и раненъ прохожій. Обвалъ. ЕКАТЕРИНОДАРЪ. Въ запрещенныхъ глиняныхъ шахтахъ, возлѣ станицы Старо­ минской, обвалилась громадная глыба и по­ хоронила подъ собою находящагося тамъ казака Афанасія Бочкарь. Самоубійство. ЕКАТЕРИНОСЛАВЪ. Пріѣхавшая на за­ работки въ станицу Каменскую чета Клян- ко долгое время не могла найти себѣ ра­ боту. Молодая Маріана рѣшила не мѣшать своему мужу и приняла большую дозу кар­ болки; Маріана скончалась въ страшныхъ мученіяхъ. іаия»- • і М е л е г р а м м ы (С.-Петербургскаго телеграфнаго Агентства). (Отъ в .мая.) В Н У Т Р Е Н Н І Я . ПЕТЕРБУ РП і. Въ одиннадцать часовъ 55 мнн. изъ Царскаго Села прибыли Кроипринц'ь и Кронпринцесса со сви­ тою; на дебаркадерѣ привѣтствовал'і. градоначальиик'ь, музыка играла гер­ манскій гимнъ. Кронпринцъ, здороваясь,, прошел'і. вдоль почетнаго караула отъ. лейбъ гвардіи третьяго Стрѣлковаго- полка. Депутація огь городской думы поднесла хлѣбъ-соль на серебряномъ. блюд'Ь, городской голова произнес'ь. 110 русски привѣтственное слово, а къ. кронпринцессѣ обратился съ привЬт- ствеішой рѣчью на нѣмецкомъ и под­ несъ букегь. Кронпринцъ благодарилъ, депутацію иа нѣмецкомъ языкѣ и под­ ходилъ къ каждому члену депутаціи,, Обычнымъ и общеобязатольных'ь под­ виговъ труда и молитвы, развились различныя ре.месла и рукод'ьлья, служащія для иііх'ь средствами кь существованію. Во все время мона­ стырь пи па шагъ не отступалъ огь завѣ'гов'ь св. Тихона, а оііъ завѣ­ щалъ монастырю: 1) ііеусыііаемое ітеіііе псалтпри во весь годъ кром'Ь св'Ьтлой седмицы, о упокоеніи дуигь всѣхъ ііравославиых'ь христіаігь, и наипаче пожившихъ и іюслуяшв- шн іъ во св. обители сей и о благо- творптеляхч, ея; 2) не посылать ни­ куда для сбора и ни по какпм’ь нулсдам'Ь, а им'Ьть упованіе па Бога и о'і'ъ Него Единаго ясдать себѣ по­ мощи. „Когда :ке есть особыя пулѵды, учил'ь святитель,—сказывать о томъ своимъ гражданамъ, и кому Богь внушить, гіодать потребное, іірипи- .мать съ благодарностію, хотя бы то н иезиачнтелыіое подаяніе было. Доброхотна бо Оател.ч любитъ Логъ (2 Кор. 9, 7), и благодарящему да ­ рованіе уміюжае'гся". Во главѣ управленія обителью стояли слѣдующія лица: I) старица .нонахин.ч Олимпіада, поставленная св. Тихономъ В'Ь зд'іііпиія началь­ ницы и управлявшая мопастырем'ь до 1828 г. Скончалась здѣсь же 8 сеит. 1881 г. За пею с;іѣдовала 2) игу.иеиі.ч Глафира (1823— 1837 г.г.); іі) игуменія Павлина {18‘д7-18(61 г.г.), —одна ИЗ'Ь самым'ь дѣятельнѣй­ шихъ настоя гелышцъ обители, при­ ведшая ее В'Ь благоустроеннѣй шій видь и обнесшая е е каменною огра- до»). При широких'ь хозяйствепно- строителыіых'ь способностяхъ ста­ рица пгумепія Павлина отличалась II высотою своей аскетическц-ино- ческой жизни. 4) Игуменія Кіео- патра (1867—1889 г.г.); 5) игу.мснія Валерія (1889— 1901 г.) и 6) пасто- япція игу.иенія Рафаила (съ 1901 г.) н донынѣ. Обнесенная каменною оградоюЗііа- меііская обитель представляетъ со­ бою маленькій спеціально иноческій городокъ С'Ь 200 различной вели­ чины и формы домиковъ—келлій, гдѣ пом'Ьщаются сестры-тюкинн. В'Ь средші'Ь обители, на уклонѣ горы, на м'Ьст'Іі предназначешіом'ь для того еще св. Тихоііом'ь, выстро- ' ен'ь каменный двухъэтажный хрд.нъ. \ По первоначальной архіітектур'Ь сво- |ей представляясь столпообразнымъ, С'Ь фронтонами и с т о л б а м и по бо- к а м ъ , о н 'ь , вч> д а л ь н ѣ й ш е е время ' с в о е г о 'существованія, вслѣдствіе- ііоздиѣйшихъ пристроекъ утратил'ь. свой первобытный видъ, представ­ ляя собою длинное кораблсобразнос зданіе, ув'Ьичапііое одною главою. Освященъ онъ былъ, какъ объ этомъ мы говорили выше, въ 1813 году. Въ верхне.мъ этажѣ престолы храма посвящены: а) Знаменію Пресв.ІЗого- родицы. б) св. Препод. Варлаама Хутынскаго и св. Тихона Задонскаго (л'Ьвый). Въ нижнемъ этажѣ два іірес'гола: св. Митрофана и св. Ни­ колая. ( Продо.ъженіе слѣдуетъ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz