Голос порядка. 1911 г. (г. Елец)
г о л о с ъ П О Р Я Д К А . 4 6 6 ,■ 1 і___ С о д е р ж а н і е . Передовая. Къ вопросу о способахъ борьбы съ пьянствомъ. Женщина.— ^В- Езерскаго^ О службѣ Гражданской ^У -П . Вѣ д .“ Городъ Елецъ. А . К . Воскресенскаго. Константинополь— Гяу]іъ. Липецкъ—II. Фирфарова. Почему— Анны Ворожейкой. По телеграфу. Стихотвореніе— Н . Да гаева . Мѣстная жизнь. Хроника изъ уѣзда. По Россіи.! • . Мѣсяцесловъ. Объявленія. Расписаніе поѣздовъ.. пргівилегій, когда теб)ь дано, женщина самою п р и р о д у ве.шкое и труЬноё изъ трудныхъ и евюпос .у зъ святыхъ ді^лъ „воспитать гражданина“ .д і:оЩ гражда нину, для своего счастья, для блага отечества, ты должна посвятить всѣ свои душевныя силы, вложить въ дѣло его что женщина выщв и чище мужчины, какъ бы тамъ ее не топталж въ грязь господа прогрессивные корифеи лите ратуры въ своихъ; , Саниныхъ", .Мил ліонахъ*, „Четырехъ", .Анфисахъ* ит.п. пакостныхъ книженкахъ. Д у ше в н а я жизнь женщины, ея организація, болѣе сложна и нѣжна, чѣмъ мужская. Женщина болѣе живетъ сердцемъ, чѣѵіъ мужчина и потому она болѣе страдаетъ. Никто не станетъ отрицать того, что организмъ женщины болѣе нѣ женъ и хрЗ’Покъ, чѣмъ мужской. П р и р о д а не с о з д а л а ее быть машиною труда, чтобы к о р м и т ь семью, но она создала ее быть матерью ностью своему долгу, несмотря на стра данія и любовь кь Онѣгину. Ольга Иль инская. желающая спасти Обломова. Ли за въ „Дворянскомъ гнѣздѣ* сильная и честная натура, это русская Лукреція. Елена въ „Наканунѣ" съ ея энергіей и самоотверженной любовью. Соничка Мармеладова и т. д. Эта прекрасная галлерея истинныхъ женщинъ, женщинъ не по плоти, но и по дз'х)’, женщинъ, которымъ не нужно надѣвать мужскіе шаровары, курить папиросы и .пить водку, чтобы заслужить вниманіе и ува женіе. II взгляните на женщинъ совре менной литературы. Хотя бы Анфиса, Малова, и цѣлый рядъ другихъ типовд и воспитательницею, другомъ и помощ-1 въ произведеніяхъ прогрессистовъ. Это никомъ муяса, быть его нравственной поддержкой. Вѣдь природа желаетч>, чтобы все оставалось тѣмъ, чѣмъ ертьда- м.обытнымъ, но и въ тоже время, какъ всякая нндивидуалывость стремится къ развитію и безконечному росту, такъ й природа стремится къ охранѣ всѣхъ другъ отъ друга, предназначивъ однимъ одно, другимъ другое. ^Мужчинѣ она предоставила большее умственное раз витіе ■^и физическое, но зато вложила воспитаніе, всю свою душу, всю любовь, въ него меньше мягкости, и сердѳчно- весь то^ который йти; лишила его того, что мы назы- ты проявляешь въ погонѣ за правами'ваемъ женственностью женщину, приро- политическими. Вѣдь никто, какъ жен- да богато одѣлило душевными ' качест- щийа, стоитъ ближе ■всего къ ребенку. Мужчина несравненно дальше. Онъ не пережилъ тФхъ мукъ, съ которыми со пряжено" было рожденіе въ этотъ миръ твоего ребенка. Мз’жчина не имѣетъ той дЗ’шевной тёплОты, ласки, того терпѣнія вами, она дала ѳй право-быть матерью и материнскую любовь. „Я думаю всѣмъ извѣстно, что такое материнская любовь, и говорить о пей было бы со вершенно лишнимъ. Женщина—мать, эго ангелъ—хранитель своихъ дѣтей. не женщины, строго нравственныя идейныя, нѣтъ, это толпа проститутокъ съ Невскаго и ^Тверской, говорящая глупыя громкія фразы, и отдающаяся подъ пьяную руку во имя „чистой и святоу лю бви ' . Ж енщ ин а уходитъ . ІІой- а если протестз'емъ, то памъ позволяютъ всякіе хз’лигапы отъ прогресса „сви стать". Хулители правды, растлители )юлодежи, свистуны и европейцы по не- доразумѣпію слишкомъ забываются, слишкомт. чувствуютъ себя дома. Но все до поры, до времени „напер- стники. разврата". И не погибнетъ рус скій народъ; путемъ развращепія жен щины, путемъ низведенія ея на степень самки и напѣванія въ уши разныхъ порнографическихъ мыслишекъ ничего не сдѣлаете. Пройдетъ удушливый кош маръ. Женщина, и въ особенности рус ская женщина проснется отъ этого кош мара. Семья нз погибнетъ, ибо женщи на, русская женщина никогда не сой детъ съ своего славнаго пьестала. II нам'ь нечего бояться чрезмѣрнаго влія нія порнографіи. Н рт ъ , наоборотъ позво- .іите.ѣио благородное Ьовѣр1е_>п> ж снциюъ , къ ся духовно.му Я . Служите жѵнщиніъ: Не бойтесь преклоняться передъ нею,- ибо мите ужасъ этихъ с.повъ. входить жен- страдала. Не скупитесь ни на какую и только женщинѣ свойственнаго обра-^какое превосходство надъ нами прояв щенія съ рабенком-ь. Неужели святое |ляетъ въ своихъ отношеніяхъ къ нимъ, право ,,воспитать человѣка" не ѵболѣе!въ огражденіи отъ вліянія дурныхъ привлекЗ*гельно и не болѣе важно для государства чѣмъ рѣчь съ трибуны о лицъ, отъ пошлости и задней мысли! Женщина мать озаряетъ лучшими своей вредѣ' алкоголя или чертѣ жидовской ^нравственной красоты предметы, на осѣдлбсти? Неужели лучше быть ‘Мак- которые она взираетъ, и нужно, чтобы саковымъ въ йбкѣ, чѣмъ ПеОтаЛоігци, эта красота увеличилась. Но для этого или Гегечкори вмѣсто Пирогова?' И Ма- ее нужноспасти, нужно удержать отъ той ксаковъ и Геі'ёчкори пошумятъ, покри- бездны, въ которую ее тянутъ господа слѣ- чатъ в’ь Государственной Думѣ, наго ворятся съ п'Ьною у рта, и пройдетъ годъ, два, и забудутъ о ихъ существо ваніи. Но Песталоцци и Пироговъ жи вутъ и будутъ жить вѣчно въ памяти людской. Что женщина не можетъ быть въ одно время хорошимъ адвокатомъ, инженеромъ, профебсоромъ, даже арти сткой и поэтессой въ ущербъ семейнымъ ' обязанностямъ, это признаютъ и ■сами женЩипы. (,,Умственный трудъ и мате ринство" сочип. Элёнъ Симонъ и А. Гер- гартъ. Женщина: жизненныя потребно сти, индивидуализмъ и эволюція души 'Эленъ Кей). Эленъ Сихгонъ'и А. Тер- гарѣъ в'ь своей книгѣ приводятъ отвѣтъ знаменитыхъ женщинъ й Іо.іьшинство ггзъ нихъ сознается, что они - бы.ги пло х им и .матерьми» Д я это и понятно.’Жен щина, какъ бы ее не унижали господа Вейнпнгеры, такое же существо, какъ и мужчина. Мантёгацца въ своей „физіо логіи женщина" тоже пытается низвести женщину съ ея пьедестала, но мы бу- ва. Нашей сехгьѣ, нашей женщинѣ гро зитъ гибель. Ибо семья—женщина, и женщина семья. И эту семью разруша ютъ, женщину тянутъ к"^ пропасти, ее систематически развращаютъ на школь ной скамьѣ. Ее начиняютъ порнографіей, революціонизируютъ и шепчутъ о сво бодной любви". И женщина идетъ къ пропасти. Изъ Лукреціи она хочетъ сдѣ латься Мессалиной. Во имя какихъ сво бодъ м правъ, кои и.кѣютъ мужчины, жен- щгіна забываетъ се.иью, женщина отказы вается ' отъ своего святого при зван ія и идетъ въ объятія санкюлотовъ, кото- ры.мъ она нужна, какъ самка, не болѣе. Дезорганизація семьи всегда повлечетъ за собою разрушеніе государства. Тому примѣромъ ■можетъ служить исторія древняго Рима. Пала семья, палъ Римъ. Пропала чистота нравовъ, погибла Лук- рёпія и воцарилась Массалина. Но намъ ненужно этого. Во имя добродѣтели и спасенія' отечества должно кричать; спа сите женщину. Взгляните на женскіе д е м ъ ' бороться противъ этого, мы отда-|типы въ нашей русской, а не жидовской ДИМЪ должное женщинѣ и Скажемъ, | литературѣ. Татьяна Ларина съ ея вѣр- щина, идетъ самка, Мессалина, наглая п развратная.” Что жб впереди, гдѣ ис ходъ, что дѣлать. Да исходъ есть, онт. въ воспитаніи и образованіи подросга- ющихъ поколѣній, въ огражденіи ихъ отъ тлетворнаго, заражающаго своимъ ядовитымъ дыханіемъ атеизма, и довре менной литературы. Особенно послѣднее. Вѣдь современная порнографія создала „огарки", „эротическіе клубы", „союзы свободной любви" и т. п. грязныя и развратныя организаціи. На зрѣлаго человѣка вліяніе ихъ не такъ вредно, не такъ опасно, какъ на юношество, когда характеръ еще не выработался, организмъ не окрѣпъ и физическое развитіе не окончилось. Вѣдь молодыя головы съ жаромъ все схватываютъ то. на что не обратитъ вниманіе человѣкъ зрѣлый, съ сложившимся характеромъ, мимо чего он'Ь пройдетъ то самое прив- лекаегь къ себѣ и останавливаетъ д-Ьтей, подростковъ и юношество.. Страсти, ко торыя спокойно спятъ, не тревожимыя кошмарными снами, просыпаются под'ь вліяніемъ порнографических'ь произве деній господъ прогрессистовъ, корнфеев'ь литературы и ведутъ съ половымъ из- вращёніямъ, создаютъ - ненормальныя явленія, разстраиваютъ молодые организ мы,-еще не сложившіеся и неокрѣпшіе. II такіе дѣти, дѣлаясь отроками, за тѣмъ юношами и дѣвушками, уже зна комые со всѣми чувственными экцесса- ми не видятъ въ себѣ никаго другого назначенія, какъ только служить раз врату. „Свободная любовь", .огарки" вотъ результаты, ѣдкой, разрушительной дѣятельности нашей современной лите ратуры. II на ЭТО смотрятъ, спустя ру- кова, этому не придаютъ значенія. Же нятся не потому, что нашли другъ'въ другѣ человѣка, а потому что самцу нужна именно эта самка, которая не желаетъ жить „свободной любовью" или у которой долженъ быть „плодъ" отъ этой ,,свободной любви". Бракъ оплеванъ, святость его наруше на, тайна осмѣяна въ нагломъ разгулѣ прогрессивнаго разврата, а мы смотримъ, у сл у гу , которую вы въ состояніи ей оКа зать! Будьте ея друзья.ии, будьте защит- ника.ни ея бѣ.юспѣжныхъ одеждъ отъ грязныхъ .шпъ свистуновъ, и насимникпвъ. Ж ерт вуйт е свои.мъ б.іаго.мъ д.гя нод'держ- кіг жсѵщингы; Шіі.ніГУіут'С.нъ в а тТріОбрѣ- тете нѣчто болѣе великое гг благородное, вы пріобрѣтете ж енщину — человѣка. Не обращайте-вни.маніе н-а насмѣшки и - у п реки въ прек.юненіи передъ ея душевны.ми качествами, беззавѣтная преданность и пок.іоненіе во веяко.мъ случаѣ и лучше и выше, жа.гкой, пош.іенькой свистящей прогрессивности н проповѣди свободной любви! Каждому изъ насъ, совершенно -не-. зависи.ио отъ ра зД ьр ік его умственноЛ си- .іы, свойственна гордость .мнѣнія, увѣрен-. кость въ то.мъ, чтоіне пропадетъ сѣ.мя брошенное на добрую почву, это сѣ.мя „Ьлужсніе“ женщинѣ, эта ліочва „женщи- н а “. Д а , .мы подни.мемь зна.мя, и съ- де- визо.мъ ,.за женщину, за ея честь и осво божденіе отъ Терситовъ— прпгрёсеистоѳъ“ с.мѣло пойде.мъ искоренять з.ю , которое вы сѣете, но не наг илія.ми и подпольной дѣятельностью, не свиСто.мъ и крикомъ, а пюлько -пумс.мъ правдиваго, го^іячаго и не стнагп русскаго слова\ ' В. Езерскій . Совѣтуемъ г. Старицкому прочесть еще интересный романъ Коллегъ Ивера „Принцессы Науки*. Романъ затроги- ваетъ туже тему и ’ во Франціи выдер жалъ уже 25 изданій. Ред. Г о р о д ъ С л щ ъ , въ его прошедшемъ и настоящемъ (Опытъ историческаго очерка). ' I• . • (Продолженіе). Какъ одинъ изъ старѣйшихъ го- зданія безслѣдно'разрушаются и раз- для употребленія родовъ русскихъ, Елецъ могъ бы сохрашпъ какіе-либо памятники своей бьілой исторической жизни, по бнп здѣсь отсутствуютъ, при чину этоігЬ г. Ридині'еръ въ своемъ трудѣ ' объясняетъ въ слѣдующихъ словахъ! „изобиліе лѣсовъ, нынѣ почти совершепію исчезнувшихъ, говоритъ опѣ,—дозволяло- строить ся скоро іі дешево; по за то вс-ѣ зданія въ этомъ городѣ и даже церкви долгое время были деревян ныя, и потому легко подвергавшіяся частымъ 'и сильнымъ пожарамъ. Не только изобиліе лѣсовъ и дешевиз на ихъ въ цѣлой Россіи, по про стота тогдашней- жизни и малыя трбббвапія были причиною, что ка менныхъ зданій вездѣ было мало. Вотъ почему такъ рѣдки въ Россіи рушіы старинныхъ строеній, а въ Ельцѣ ихъ вовсе нѣтъ. Весьма справедливо обвиняется русскій па родъ въ небрежности къ старин нымъ памятнпкомъ. Равнодушіе-лн это къ прошлому, простота-ли. по- рокі> пли добродѣтель,' но неоспо римый фактъ; что старина у пасъ не сохраняется: архивы гпіЮтъ; кур ганы вспахиваются, а старинныя духовно-іерерхической зависимости Ельца огь различныхъ епископ- О службѣ гражданской. Назрѣвшія нужды въ дѣлѣ уст роенія многихъ сторонъ государст венной Лѵнзни выдвигаютъ на оче редь рядъ неотложныхъ реформъ, къ числу которыхъ,нельзя не отне сти также реформу и о чиновной службѣ. Пора приступить къ оздо ровленію тѣхъ частей государствен наго организма, которыя прежде всего и непосредственно, па мѣ стахъ, служатъ проводнпкомъ въ народную жизнь предначертаній Вер- хо-вной власти, закона, играіо'іъ, до извѣстной степени, роль какъ бы ікивого регулятора въ направленіи этой лспзнн. Служба эта не можеп^, не должна оставаться въ гѣіш: по добно службѣ воина она должна за нимать столь ;ке почетное мѣсто,— отвѣчать идеѣ службы Царю п ро динѣ. Несомнѣнно, среди многочислен наго чиновнаго класа пѵіѣются та лантливые, энергичііые и просвѣ щенные люди, способные высоко держать авторит. правительственной влартп; но если, къ сожа.тѣнію, та кихъ людей замѣчается мало, то съ увѣренностью можно сказать, что проявленію такихъ силъ препят ствуютъ лишь ирнчнны, кроющіяся въ несовершеішо.мъ укладѣ самой службы, въ недостаткахъ ея систе мы. Какой пестрый составъ, въ дѣйствительности, представляютъ паши учрежденія,—объ зто^іъ луч ше не говорить. Объединенный подъ вывѣской двуглаваго орла чисто механически.мъ путемъ, случайный, съ бору да съ сосенки составъ этотъ не питаетъ, обыкновенно, уваженія ни къ самому себѣ, нп къ тому вѣдомству, къ которому онъ принадлежитъ. То печальное обстоя тельство, что, въ дѣйствительности, чиновная служба, въ силу непра- впльностн ея ііортановкн, обратилась вт> слуліеніе „лицамъ", а не „дѣ лу" ,—требуеть наивозмолено ско рѣйшаго коренного ея измѣненія. Атмосфера вѣчной злЬбы, пнтрпгъ, духовной подавленности, крайней матеріальной нужды, раяоты безъ справедливой оцѣнки ея н выпуж- дешіаго подслулшванія. естёствен- но не можетъ способствовать про цвѣтанію гражданскпхъ доброд'ьте- лей, развитію плодотворныхъ, твор- ческпхъ силъ. Оставляя въ сторонѣ вопросъ о серьезномъ значеніи правильно по ставленной дѣятельности граждан скихъ органовъ въ государствѣ, позволим'ь себѣ привести тѣ немно гія пололгенія чисто Ситоваго свой ства, необходимость осуществленія которыхъ, для правильной поста новки службы въ мѣстныхъ прави тельственныхъ учрежденіяхъ, ощу щается^ въ настоящее время съ осо бенно рѣзкой силой. Положенія эти слѣдующія: • ' 1. Необходимъ, прелѵде всего, са мый строгій подборъ слулсащихъ, считаясь въ этомъ послѣднемъ слу- іаѣ съ прошлымъ поступающаго, національностью, лпчнымн дарова ніями, нравственными качествами и склонностью къ извѣстнаго рода дЬятрльиости. Опредѣленію па служ- скихъ каѳедръ, новую главу. чѣмъ и начинаемъ ГЛАВА Д ЕСЯТ АЯ . Іерархическая зависимость и Троиц кій и Знаменскій монастыри г. Ельца. бираются остаю щихся отъ ішхъ годныхъ строитель ныхъ матеріаловъ на новыя насущ ныя потребности. Вогь почему о древнихъ постройкахъ . г. Ельца можно весьма мало 'сказать,' и то только по изустнымъ преданіямъ елецкихъ старожиловъ". Вполнѣ раздѣляя справедливость ■Только что ■піриввденныхъ нами- словъ, прежде нежели закончить намъ менѣе -чѣмъ ■скромный трудъ , мы должны обратиться къ исторіи двухъ существующихъ въ городѣ монастырей—мужскаго и ;кепскаго — I I остальныхъ елецкихъ церквей, около которыхъ кипѣла лшзнь древ няго города, ’которыя служили объ- едпнптелйііыми пунктами сплачи вавшими во-едино всѣ слои здѣш няго городского общества, въ ко торыхъ хотя и въ скудномъ коли чествѣ все же еще ^тіѣлѣлп свя щенные памятники религіозной ста рины, ' бывшія' п служащія предме тами религіознаго чествованія вѣру ющихъ: Но прежде чѣмъ начать по возмолшости самое кратчайшее опи саніе ихъ необходимымъ считаемъ предпослііть ему два—три слова о Обосновавшійся во времена глу бокой древности въ землѣ вятичей, ставшій христіанскимъ городъ Елецъ съ укорененіемъ здѣсь .евангель скихъ истинъ до 1198 г. находился въ духовномъ вѣдѣніи Чернигов скихъ архипастырей, когда лсе въ указанномъ году открыта была Му ромско-Рязанская каѳедра, тогда и г. Елецъ, вслѣдствіе политической своей зависимости отъ Рязани, дол женъ былъ войти, въ составъ этрй епархіи. Въ 1861 г. образована была новая епископская каѳедра—Воро нежская, ' къ'‘'которой причисленъ былъ и Елецъ, а архипастыри ново- открытой епархіи, съ 1705 года къ своему титулу воронежскихъ сдѣ лали прибавленіе и елецкихъ. Го родъ счастливъ, что имѣлъ своими архипастырями свягптелей Митро фана и Тихона. Въ маѣ 1788 г. по повелѣнію императрицы Екатерины ІІ-й открыта новая Орловская ка ѳедра и Елецъ перечисленъ былъ къ ней, въ составѣ крторой нахо дится II теперь. Въ 1906 году въ Орловской епархіи открыто викаріат ство и преосвященнымъ викаріямъ, имѣющимъ свое мѣстопребываніе въ Орлѣ,усвоенътитулъ „елецкихъ". Наиболѣе древнимъ и крупнымъ духовны.мъ учрежденіемъ г. Ельца былъ и есть мужской Троицкій мо настырь, занн.мавшій собою мѣсто на крутомъ .іфіюмъ берегу р. Сосны, при впаденіи въ ііея р. Ельчика, ниже современнаі'о собора, почти о—бокъ съ . городскою церковію Введенія во хра.мъ ІІресв. Богоро дицы. Знаменскій же женскій мона стырь, как'ь таковой получилъ свое начало уже въ концѣ Х\'’ІІ столѣ тія, почему, отдавая преимущество Троицкому, какъ старѣйшему, по времени его возникновенія, ііосвя- тн.мъ его пегоріп н'Ьсколько самыхъ сжатыхъ словъ. Время основанія его съ точностію опредѣлить пѣтъ никакой возмож ности, но судя по ііѣкотрры.мъ ука заніямъ В можно отнести его къ XII вѣку. Предположеніе это,, мо жетъ быть обосновано ..тѣми сообра женіями, что извѣстна роль и благо творная дѣятельность нашихъдревне- русскііхъ обителей, какъ миссіонер скихъ пунктовъ, откуда' выходили ревностные миссіонеры, не останав ливавшіеся ни предъ какими пре пятствіями, готовыми на всякіе под виги совершеннаго самоотверженія для успѣха спасительнаго дѣла. Древнему Ельцу необходимы были такіе дѣятели по обращенію языч никовъ , ко Христу и утвержденію новопросвѣщенныхъ св. вѣрою въ добрыхъ нравахъ. Древняя Троиц кая обитель для всей окрестности '!) А. Ратілинъ, М. 185.2 г.. Собраніе снѣдѣиій о монастыряхъ, стр. 43'і. (ІТродо.іжепіе с.шдуетъ). была центромъ, пз'ь . котораго ли ли сь . лучи евангельскіе на окру- ясавшпх'ъ ее сосѣдей. В.мѣетѣ съ городомъ она неизбѣжно, тернѣла всѣ его злоключенія и неоднократно пилась ни.м'ьгорькую чашусовершен- нагоуиичтоженія. Существуетъ, нея сное преданіе, что участникъ Кули ковской битвы, елецкій князь Ѳео- дорърснова устрои.іъ монастырь, но II осушествовать ему спокойно суждено'было очень короткое время: нашествіе Тамерлана снова стерло вго съ лица земли. Хотя къ этому времени относится драгоцѣнное сви дѣтельство современника оппсывае- маію событія о древности монастыря: „древенъ,якоградъ княжій Елецъ""’^ но съ полнымъ убѣжденіе.мъ утверждать, что . :Онъ ■много рбзъ, то бы.’іъ разоряемъ до основанія, то снова цозотаиов.тяом'ь, ; нозиикал из'ь п е п л а послѣ многочисленныхъ іюенныхт> невзгодъ многострадаль наго города. Такое бѣдственное, полное ежеминутныхъ опасностей, существованіе продолжалось вплоть до Х\Т1 вѣка, когда съ воцареніемъ до.\іа Романовыхъ п онъ увидѣлъ лучшіе дни своего существованія. ') Труды Орлои. Учен. Архинн. Комм. 1895 г., нып. 2, стр. 43. -) Вѣст. Пмперат. Географ. Общ. 1859 г. XXV. отд. II, І-Н вып „ стр. 44. Статья Мнх. Стахо- внча. -I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz