Голос порядка. 1911 г. (г. Елец)
24 Ш І ;ч Годъ издан ія четвертый, 5 463. №463. іішііашйщііі) Задачи газеты; Царь Самодержавный, Государственпая Дума, Россія единая и недѣлимая. Мирное правовое развитіе государства па основѣ родной исторіи и народныхъ особенностей русскаго оклада жизни. Газета ,,Голосъ Порядка“ въ 1911 год-у будетъ, по преимуществу, обслуживать мѣстные интересы. Главное вниманіе будетъ обращено на мѣстную, городскую и земскую жизнь ихъ экономическія нужды. Къ вопросамъ нашей внутренней политической жизни, газета, по прежнему, будетъ относиться безъ неггавист’' и вражды, не отступая при этомъ отъ защиты національныхъ интересовъ. По Воскресеньямъ фельетоны И. А. Иванюшеикова. -------- -Ггпт ПЛАТА ЗА ОБЪЯВЛЕНІЯ: за строку петйта на 1-й страницѣ въ 1 столб. 20 коп., на 4-й стран. въ 1 столб. 10 коп. Позади текста для лицъ ищущихъ труда за 5 строкъ 20 коп. Объявленія годовыя, полугодовыя и мѣсячныя по соглашенію. ‘ [ ' РЕДАКЦІЯ ГАЗЕТЫ ! - ! Г О Р О Д Ъ Е Л Е Ц Ъ , 1 ТЕЛЕФОН^^ Л” 17.3. ' Манежная улица, соб. домъ. ТЕШЕФОНЪ ІКг 173. •1 П о дп и ск а приним ается въ конторѣ ти по гр аф іи гааеты и кон тЬ рѣ ' И. А. И ванюш енкопа . ІѴь 0 . -П етербургѣ , Падезк- ' і ди н с к а л 3‘2. Т ел еф он ъ ЛІ 61 —5І) и М орская 11, к о н то р а Метцль. Въ В арш авѣ : Ы ар т а л к о в с к а я , 130. Т елеф . 2009. Въ Ростовѣ -на -Д ону В огатяповск ііі п ер . , д. ЛІ 52 .у В л адим ір а И в ан о ви ч а С околова и Ро стовъ -н а -Д ону .Ломоносов- , 1і ск ая ул ,, д. ‘23, у А л ек с ан д р а Н ик о л а е ви ч а Синчуі-ова. !I Редакторъ-Издатель I. С. Бцеигнѣевъ . Къ свѣдѣнію гг. сотрудниковъ. ГЗсѣ статьи для помѣщенія въ газетѣ должны быть доставлены за подписью и съ адресомъ автора, безъ чего онѣ печатае.мы не будутъ. Рукописи обратно не возвращаются. .Редакторъ прииимаетъ по дѣду въ конторѣ ти- погря(}ми въ присутственные дни отъ 3_до 4 часовъ дня. ПОДПИСНАЯ ЦЪНА; 4 руб. иног. 5 руб. въ годъ, меньшіе сроки по 50 коп. за мѣсяцъ, иногороднимъ но 60 коп. за мѣсяцъ. Для сельскаго духовенства и учителей церковію- ' приходскихъ школъ уступка съ годовой платы 1 рубль. і ' • ОБЪЯВЛЕНІЕ. 6 ^ л С д а е т с я в ъ а р е н д у <Л ФІУКФѲВМЙ І АР въ 4 десятины. .,1 . . За условіями обращаться къ о . , казначею , Елецкаго Троицкаго монастыря. (2/м— - — -------- — —— €.лгцъ, 24- апрЬля. ЗС%бесемнимъ эхзамекамъ. лпвые. Оіш тяжелы, правда, тяисе- лы II для учителей и для учащих с я , но ОІШ въ настоящее времц не замѣнимы. . . Закончи.мъ СВОЮ статью заключи тельными словами передовой „Свѣ та"; „Нечего бояться экзаменовъ п ^экзаменаторовъ. Кто работалъ, тотъ навѣрно пожнетъ плоды своихъ тру довъ.. Экзаменатора.м'ь же отнюдь не доставляетъ удовольствія „про- валивать“ экзамепувлцихся и тѣмъ подчеркивать въ глазахъ началь ства свою педагогическую несостоя тельность".,. Лѣвая печать подняла очередной вой о переутомленіи _молодежп^ ^о звѣрствѣ педагоговъ, >тихъ людей въ футлярѣ и т. II. Мы не будемъ говорить объ экзаменахъ в ъ , ,ііхъ настоящемъ' видѣ. Такъ какъ віко- ла давно уже переживаетъ переход-^ ноѳ время, то недочеты и пробѣлы естественны. Но какъ бы іііі были плохи экзамены, они имѣютъ уже то несомнѣнное, достоинство, что устраняютъ произволъ и злоупот ребленіе одной личности. Экзамены'забтавляютъ п учите- лѣтняго возраста. ' И ириііцішъ— „дитя принадлежитъ.школѣ"—начи наетъ тамъ проникать въ сознаніе широкихъ массъ. Курсъ народной школы 7 лѣтъ въ деревняхъ и 8 лѣтъ въ городѣ. Кромѣ чтенія, пись ма и арнеметики, изучается много другихъ предметовъ. Не послѣднее мѣсто' занимаетъ и ’ Законъ Божій. Вомногихъ мѣстностяхъ Германіи (особенно въ Баваріи) ^ойльное влі яніе на школы нмѣерь католичество. Надзоръ за школалщ особенно въ іма, гороворя о еврейской , шко.лѣ. вилъ изъ себя борца за польскую переполохѣ: не бранитъ ли насъ свободу, и незавпсимость". кто, не подозрѣваютъ ли насъ, Боже Такъ говорится въ „І’уководртвѣ упаси, въ отсутствіи высоко лнбе- для польскихъ учителей", і распро- ральныхъ чувствъ, не обвиняютъ ли страняемомъ въ массѣ списковъ по пасъ въ стремленіи проявить всѣмъ школьнымъ округамъ прп- шісляискаго края. Какъ показываетъ опытъ, именно эти директивы и являются основными для всѣхъ школьныхъ дѣятелей края. Перейдемъ къ еврейской школѣ. Одинъ изъ проповѣдниковъ сіошіз- Школьныя за(і\іьтки. Въ Германіи и у наеъ. Въ Германіи теперь оЛшѵПОВёшіый школьный учитель, ’ни тѣмъ болѣе простой школьный ремесленніікъ, не удов'летворяготъ нѣ.мецкое обще ство. Въ настоящее время ему ну-'мелодій хора.товъ іі краткое женъ не ремесленникъ и не учитель, а воспитатель, гармонически и все сторонне развивающій всю лнчіюсть учныпка. Но понятіямъ германскаго ля “■о тн о си т ь ся "Серьезнѣй къ свотімъі общ еств а и-по ‘ с о зн а н ію науки, шко- обязанностямъ и .такъ-какъ происхо дятъ въ комиссіи, ( т ін і т ц т 3 лица) деревняхъ—принадлежитъ духовен ству, II въ , школьныхъ муници пальныхъ комиссіяхъ" представите-' ли церкви играют-іь о^^ень видную роль и оказываюгь вліяніе на выра ботку школьныхъ " программъ и на общій ходъ преподаванія въ шко лахъ. У настъ приходйтся слышать жа;юбы на обремененіе,дѣтей изуче ніемъ Закона Божія н текстовъ Библіи, между тѣмъ въ-Пруссіи по [программѣ требуется выучивать 180 текстовъ. УчебньШ планѣ Саксон- (скаго королевства требуетъ для на родной школы евангелическаго пспо-. вѣданія 5 главъ изъ катихизиса Лютера, 168 строфъ изъ книги пѣ- сеііъ, ІоО' библейскихъ текстовъ, 35 содер жаніе приблизительно 140 библей скихъ исторій. И это, считается еще минимумомъ. Въ другихъ мѣстахъ требованіе выше. . . ВообщеУвъ'* Тёрм'ашп 'во ' всемъ у.мъ п развивать память, но и за ботиться II о'физическомъ, умствен- то даютъ извѣстною іарантіго спра- номъ, худо'мшственномъ ‘правствен- ла должна не только дрессировать чувствуется стремдепіе сдѣлаті^ щко- .. ... яу.^націонсільно-7іатріо7пическгціъуч- рещденіемъ и восшітапіе.въ ,шко- ведлпвостп. Мнѣ ученикомъ прихо дилось дерясать міюікество всевоз можныхъ экзаменовъ іі никакого ВЛІЯНІЯ ни на меня, ни моихъ то варищей экзамены ,не производили. Бъ мое время ііѳ: говорили о .пере утомленіи учащихсяьц т. п. „освЬ- бодитёльномъ" вздорѣ, а \іы ёыліі убѣждены, ^іто мьі )ьоляаш серьезііо и много учиться, .чтобы,со време немъ послужить .обществу ц госу дарству. Въ. семьѣ и школѣ намъ постоянно твердили, что наше спа'- сеніе только въ неустанномъ п на- стойчпвомь трудѣ. И мы'трудились, соревновали и многіе изъ мрцхъ сотоварищей увлекались тѣми, же самыми' неинтересными гимііазиче-г скими предметами, ' ЬоггіЫІе (іісііі', древними и новыми языками, рус ской словесностью, исторіей н ма тематикой. ' . ■ Многіе изъ насъ, уже въ гимна зическіе годы спеціализировались. «»го было всего двадцать ‘СЪ не- лѣтъ тому назадъ. Сей- По время, новыя пѣсни..,, , /г’ знаніе намъ теперь еще болѣе л г «еооходимо. У насъ такъ много недоу^ чГеОкКтЪ, полузнаекъ, осо бенно въ лѣвомъ по ъ 'ляь лагерѣ, по нѣть серьезныхъ эиепг»и . ч. иыхъ работни ковъ ШІ на одной / - л — свободной II несво бодной профессіи. • Поэтому экзамены краПгіе пеобіо- ДИМЫ, экзамены строгіе н спранед- л ахъ вездѣ ведется въ пацюндль- номъ .духѣ .,,. Сообразно .съ ѳ^имъ, ведется и..курсъ^\.истрріи,, сосредо точивающій вниманіе дѣтей ца вы да ющихся лю дяхъ Германіи. Въ этомъ отношеніи намъ есть чему поучить ся ,у цѣмце въ . Нѣмецъ . не позво л и т ъ , инородцу говорить у себя о, своей ^цаціоналы(ой школ:)^. Онъ прн- зн аетъ .у '^ е б я / одну !;школу націо нальную—-Германскую.. , ^[і^іщсъ нропехр^итъ ^нфчто обрат- ное. гу с ск іе говрряті. .шіородцамъ: преподаваніе въ школѣ ,дгѵцкно ве- с^ись . на ,государственномъ , языкѣ . номъ образованіи съ одіінаковымъ рвеніемъ, съ Одинаковою' .тюбовію и тщательностію'.' Ясное; дѣлр, ’съ э'той точки зрѣнія Не 'всякій можетъ .'за нять мѣсто въ школѣ,, а только тотъ, КТО самъ ііредстаѣля'ётъ, собою ;лич- ность, кто блпнее стоитъ къ идёаду человѣчества,—къ идеалу совершен наго, ^гар^й)нпческн развитого чело вѣка. Трёбовайіё какъ впдпте, пр, шуточноё II нсѣтёгко выполнимое^. Вѣдь хотя п ’суфіествук'тъ гіедагргп Божіею милостію', кбенитатёли при рожденные, но о т г появляются нр, ■часто. Поэ'іому приходні-ся спеціаль но готовнтВ будущихъ "педагоговъ ііачальной школы'. Въ Гёр^іаІIІи ихъ II готовятъ' и, ііадо за.мѣ'тпть, весь ма основательно. Особенно хорошую черту ' ігЬмецкаго учіітёліі состав ляетъ его'^іуткбеть к'ь л<іізші п.по- стоянное двшкёніе вперёдъ. Оканчи вая учёбіюе заведеіііе,' нѣмецкій учитель пё 6станаВліівае;іс5і в'ь .свр,- емъ развитіи, какт. часгенькр ;^'бы- ваеть у . іірсѣ,нё застываетъ пь рам кахъ повседневной рутины. . Да, это и невозможно Іл я иёгр. Дѣло народнаго образованія .ибс'гбяініо движется впередъ в'ь Гё^е'маншѴ мѣ- няігітся программы, вводятся .новые и ‘сокращаются ;'старыё 'курсьД, , іірп- мѣняются йовые ' меі'оды обученія, гНужно, ч'гобы г язык'ь преподаванія ваявляетъ: „культурные народы смо- трять на школу не какъ па орудіе, призванное лишь помогать каждому въ бтдѣлыюстп въ его борьбѣ за существованіе, а какъ на н'ѣчто та кое, что формируетъ ,высшій наці ональный типъ; что создаетъ людей, способныхъ творить высшія культур ныя, націоналышя цѣііііостп". Это це т ак ъ . упрощенію и откро венно, какъ въ приведенныхъ сло вахъ польскаго , Руководства", но всё же Достаточно ясіір. Въ школѣ, —слѣдуетъ и^ъ, этихтд словъ—важ но не , обученіе, а созданіе . націо нальныхъ теченій, выработка бор цовъ за національную •идею, возвы- шёніе иаиіопалпсти'ческпхъ идеаловъ ‘.ПерейдемъК'Ь мусульманской шко лѣ. Вотъ -что 'шішутъ въ ,турецкихъ газетахъ о русской мусульманской школѣ: „она не только стремится воспитать въ русскихъ мусульма нахъ' чувства духовнаго единенія со всѣмъ мусульманскимъ міромъ, но II направляетъ молодежь на прак тическую дѣятельность во имя му сульманской идеи". 'Такимъ ;образомт>, когда намъ го ворятъ: "^^то насиліе, ибо нельзя убивать національное самозііаніе,, —то въ дѣйствительности насъ толь ко просятъ убить наше собственное національное рамосознаніе. Въ дѣй; сгвнічуіьностп, насъ, русскихъ, под водятъ подъ одинъ уровень съ на- родамп, -лшвущимц. среди насъ, на ішщей землѣ,, в;ь предѣлахъ нашего государства, іі, требуютъ, оть пасъ признанія полной незаконности и да свою силу и власть. Вотъ почему такъ часто приходится встрѣчать людей, которые, сталкиваясь съ подобными вопросами, жмутся, морщатся н, умильно заглядывая инородцамъ въ глаза, говорять: „конечно, конечно, но. надѣемся,- вы согласитесь, что мы, русскіе прелибералыіѣйшій на родъ!" А русское народное‘достояніе? А великіе завѣты нашихъ предковъ? А кровь и труды, положенные на созиданіе русскаго царства? „О. Е. В." этр—нариліе, поголіу что/гакое тре бованіе, убиваетъ всяцре ііащональ- іюе самосознаніе, . Прекрасно.» Русскіе очень боятся, когда,имъ бросаютъ вь лицо таічіе укоры. Будемъ.дбез'ь насилія,—го- ворягь , тогда ,русскіе. Что, однако. Фантастическія грезы. „Суровый край, егокраоаѵп,, пугался, дивятся взоры“ ... Да, дѣйствйтельпо, су ровый по природѣ край. Финляндія, суровой И' бѣдной природой страны только и можно объяснить Финляндскія фавтастинескія ' грезы. Только этимъ однимъ. Въ самомъ дѣлѣ, подъ носомъ у столицы, всего ‘ въ нѣсколькихъ де сяткахъ верстъ жнвуті, финны.» Эти финны достигли ,,якобы высокаго куль турнаго развитія“, такого высокаго, что задрали свои носы м признавать, счи таться ст> чѣмъ нибудь они не хотятъ. ,,Мы сами по • себ'Ь“ сквозитъ въ каж дой исторійкѣ, В'Ь- каждомъ скандаль- щикѣ,- устроепиомъ- финляндцами. Фин ляндія что то въ родѣ ,,государства въ государствѣ",., своя монета, финскій я.аыкъ,_свой сеймъ, граница, все какъ должно быть у самостоятельнаго госу дарства и свои особые законы. Все что русское, все что исходитъ отт> русскихъ властей, все это игнорируется. „Мы, де, сами по себЬ“, кричитъ Михелшіовская шайка. За фактами недалеко ходить. Отъ 21-го октября прошлаго .года въ* № 12432 газ. ,,Нов. Вр.“ что финскія типографіи не хотягь считаться съ д'Ьй- ствующимь закономъ 1867 и 1891 го-’ довъ о доставленіи двухъ эИйвмнля- ровъ печатаемыхъ проиаедепій въ глав ное управленіе по д-Ьламъ печати, не считаются въ силу циркулярнаго же иедаііѵстимостіі русскихъ инте- . Ьесовъ- 'ХОТ'ІІДИ бы, слѣдовательно. Распоряженія .союза работодателей гра ТТ 'ітптітѴ іЪ«,7Ѵ л* ' ' , ........ , / ,фичбскои промышленности. Газеты фип- МЫ, с к а ^ і : .русскаго {^^ды и восторгаются, грозя рарства нѣтъ , -а есть только какое- 1 деисполненія циркуляра со- !і'о общее государство, содержащее 1 юза, „что" если тпол .шбо тшшраф- въ себѣ СТОЛЬ'кО; государствъ, сколь- щикъ бидсѵіъ упорствовать.ву своей устууі КО ВЪ Россіи пдродпостей, и ісалсдор ііз'ь ,этихъ д’рсударствъ формируетъ свой собственный „высшій національт ный типъ". При такихъ условіяхъ, сейчасъ, л^е, за этимъ натшается?^ повпдимому. и русскимъ ііе будетъ ^Ітобы.,ішсъ не упрекнули въ, из лишней кпояозрн'гельпр.фпі, .будец'ь Говорн'гь,,ср9В{дми с,з,михъ.же иропо,- вѣдшікОвъ, ішородчёскаро' ’націо,ііа- ліізма. „Польская школа должна каждому., іюльскому мальчику и . , каждой ...рірльскрй д ідрчкѣ , не., только нав'Ьстную. сумму знаііій,,но II ^. извѣстное цподьсксіоч ]восшітаіце. новыя формы Чі способы, воспптанія '^Ітобьі угнаться Аа біістрой'эвблвіці- ей шк6льнаго‘дѣ:іа; ^учн'і’елю п о ' цр,-' об.ходимости |Гфпхолится много ! II упорно работать ііаД'ь сЬбій 'іі дома, и въ шко.тѣ, II на разііых'ь/.'додрл- нителыіых'ь лекціяхъ' и к'урйах'ь. былъ вм-фстѣ съ, дѣмъ п д.'іырмъ ирстоянна'го напоминанія о ве.тиіюмъ йропьтомъ польскаго государства и, о в.еликом'ь! горѣ , рго тенерешБЯГВ пл'іиен.ія...рулшОу, чтобы со .школь-, ной, .скамьи польскіе гралѵдане усво или. себѣ духѣ [протеста протицъ цо Въ Германіи образованіе обяза-!работіітелей, нужно, чдобы каждый тельно для всѣхъ дѣтей 'съ б'-тн полякъ от'ь молодых'ь ногтей гото- і чнвости и тѣмъ самымъ сЛужи7ігь дѣ.іц вршовъ, послѣ того, 'какъ ему уЛа.пгна гіа- губноспіь такого гіовсденія, то но наше.иу .инѣнікг , ' грчжданскіЛ долгъ. ■ омці'ства — объявишь і.Щ! бойкотхк^^ Почему спро симъ мы ,,бойкогь?“ па КЯК0М7, осно ваніи? Потому что этотъ .ткопъ исхо удитъ 'отъ русскаго прмательсѵіва, этотъ эакднь-^русскій закон ьі ■Вотъ гдѣ весь корень зла. Заішаь русскій... Русское правительство мѣшаетъ финнамъ само- ѣольничать , разыгрывать роль граж данъ ;Финляндска го ,.государства", пре- дѣва-іѣся фантастическими г[>езамъ. А что финляндцы иредаются фантастнче- СЕИмч> грезам'ь, такъ развѣ ыужир мно го объ этомъ распространяться. Это такъ ясно пндно по. вефмъ дѣйствіямъ и по веденію' 'фііннЬръ. 'Что собственно го воря подготовило и вызвало законъ 17 іюля, не финская ли аапасчивость и обосо6лвішос,ть,-г-корч,енье изъ себя ка кого то особаго государства. Свободу свою на что,употребили и употребляютъ финны? На стѣсненіе русскихъ, гдѣ и какъ только возможно. Финское за конодательство значительно и зпачи- тельно сократило нрава гражданъ той уже розбраняться формировать свой; русскій національный типъ. ІІО ТЩТЬКО; ■при этихъ условіяхъ. Пусть і русскіе признаютъ, что оііц, ЛИШЬ:одна тізъ народностей, ііасе- ЛЯЮЩИХ'Ь, Поссію, что ихъ языкъ— лишь одиіп> изъ, языковъ въ ,п р е дѣлахъ союза народностей, что ихъ школа—только ихъ школа- ,'Тогда отчего. ?ке, дѣйствительно, и не доз волить, чтобы гдѣ нибудь въ Ка-туж- срой, пли Тульской губерніи русскія дѣти обучились на своемъ родіюм'ь языкѣ? Но не болѣе этого. •Иначе намЪ; крикнутъ: вы—^^насилышки. . Повторяемъ,, нѣтъ общества въ мірѣ, которое такъ отступало бы пе редъ подобнымъ крикомъ, какъ щество русское. Мы вѣдь всегда въ | націи, которая вездѣ должна быть гос-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz