Голос порядка. 1911 г. (г. Елец)
№ 4 4 3 ГОЛОСЪ ПОРЯДКА сказали, безъ хорошаго ігішія и все нужно разучивать пѣснопѣнія самыя богослуженіе яе можегь быті,' полнымъ!простыя и самыя обпхеизпѣстпыя, а за- и цѣлое ГНым'ь. Иаботиті>ся ооъ этоыт. каждый пастырь долженъ, конечно, не но обязанности и не. но принужденію толі.ко, а по внутреннему сознаніи) не обходимости ,пѣнія для возвышенія ре лигіознаго чувства свонхт. пасомыхч. и толі.ко это сознаніе, намт. думается, и можегь служні'ь залогом'ь успѣха вь . этомъ ;і,ѣлѣ. Хорошее пѣніе всегда приносить полі.- зу приходу, особенно же оно полезно и даже необходимо въ настоящее вре мя, когда на Руси уже надвинулась грозная туча сектантства. Сила вліянія сектаиства, по общему признанію, не мало завнсит'ь огь способа пѣнія на ихъ собраніяхъ. У сектантов'ь введено общее пѣніе, поэтому оно и нроиаво- днть на нравос.чавныхь ліодеіі глубокое впечатлѣніе, оно приводіт, ихъ вьу,ѵш- .леніе и нерѣдко и.менно вслѣдствіе это- ] тѣм'і. уже переходить къ болѣе и болѣе сложнымъ. Это конечно потребуеть пе мало времени, можно сказать, что же- лаемыіі результатъ получится толі.ко лишь чрезъ два три года со времени введенія общаго пѣнія, но истинный пастырь, пастырь „не за страхъ, а за совѣсть^ пе должен'ь смущаться этимт.. напротивъ медленность успьховт. дол жна пробуждать въ не.ѵіъ еще болыиз'ю энергію. И мы вѣримъ, что этоть, мож но сказать, святой трудъ не останется безрезультатнымъ. Гъ первыхъ же ша говъ введенія общаго пѣнія иастырі. увидитъ, какой эптузіаз.мъ будеть про изводить оно среди молящихся, какъ бу,чуть благодарны сами молящіеся свя щеннику и какъ отвлечетъ такое ііѣніе. прихожант. отъ посѣщенія сектантскихь собраній. Хотя благоговѣйное, совершеніе бого- го въ дуяіу нетвердыхъ вь вѣрѣ закра-!служенія и стройное организованное дывается желаніе перейти вт. сектантст- пѣніе и имѣют-ь большое вліяніе на ре по. И это не удивительно; на собраніяхт. Iлигіозно-нравственную жизнь прихода, у сектантовъ каждыіі изъ моляіцихся | но .это вліяніе не будегь полнымъ, если не стоитъ одиноко и безучастно, а по-!къ нему не присоединяется лвторитет- средство.мъ пѣнія нрнни.маеть активное' ное слово пастыря, какъ дерковнагѳ сѣмъ пріятную обязанность, отъ котороіі хоропіо было бы избавться. Такіе пасты ри тоже по обязанности ироповѣдуютл., но можетт. ли такая проповѣдь имѣть какое-нибудь вліяніе на паству? Оттого и часто бываетт., что проповѣдь такихч. проповѣдников'ь не з'достапваетея даже никакого вниманія: пастырь на каиедр\’ —народъ изъ церкви. Но иногда и проповѣди лучшихі., честныхъ пастыреіі, видящихт. въ неіі не простую обязан ность, а пастырскій доліъ, также не удостаиваются ни вниманія, не прино сятъ нлодовъ. Въ чемъ же причина безп.тодности такихъ проповѣдей? Поче му честныя усилія проповѣдниковъ оста ются безрезультатными? ІІричинз' без плодности и безрезультатности такихъ проповѣдей нужно искать прежде всего Долженъ слѣдить и за текущеіі литера турой, какл. отражепіемл. жизни, за лите ратурой и свѣтской и духовной; дол- женл. знакомиться съ нападками на церковь и ихл. отраженіями со стороны авторитетных ьзащитннковь церкви—это поставитъ его на должнз’ю выеотз' вл. интеллектуальном ь отношеніи и дасть ,средства къ защитѣ своей вѣры. <)со- бенно долженл, обратить пастырь вни маніе ня противооектаптскук) литерату ру, чтобы всегда быть готовымл. дать отвѣтл. на возраженія сектантовъ и не попасть иногда вь непріятное положеніе и не оказать-побѣждениымл.. Вообще же для освѣженія спонхл. знаній необходи мо продолжать самообразованіе. Итакл., если проповѣдь пастыря будетъ участіе въ богослуженіи; пл. это время он ь сознаетъ себя живы.мт. ч.леномъ ихъ ])елигіозной общины и .это сознаніе воз- буждаегь въ пемл. молитвенный духл.. ІІичего подобнаго не испытывнетл. че- .іовѣкл. при богослуженіи православной церкви, онъ та.мл. бе.зучастенл., одинокъ, .молитвенное настроеніе можегь быть у него только вслѣдствіе особаго дугаев- учитѳля-проповъдника. Церковное учп- телі.ство является однимъ и.эъ самыхл. необходимыхл. средствъ для поднятія релпгіозп-і нрапотвеппаго уровня паствы, недаромл. оно составляотл. и одну и.зл. первыхл. обязанностеіі священника. Свя- щеыннкл. не есть только совершите.ль Богослуженія, онл. есть прежде всего церковный учитель Къ з’чительству его наго усилія. Воп. почему православна- прпзываегь и слово Божіе и сама жизнь, го человѣка и замапыванпл. клі сектант-I Съ первыхъ вѣковъ христіанства про- ствѵ, -тамл. онл. чѵ’пствуетл. себя жи- вымь, а не мертвымл. членомл.. Что же долженл. дѣлать иастырі. пл. цѣляхл. противодѣйствія увлеченію правос.чав- ныхл. людей сектаптскимь пѣніемъ? От пѣть на этоть воііросл. іісенл. какл. день; п])отивл. сектантовл. нужно бороться ихл. же оружіемл., то-есть, ввести и вл. нра- вос.гіавныхл. хра.махл. но возможности общее пѣніе. Введеніе общаго пѣнія есть, конечно, дѣ.ло серье.зпое и т])сбу- етл. пе малыхл. усилій со стороны па стыря, но пастырь не долженл. смущать- повѣдь является главнымъ средствомъ для воздѣйствія на {іелнгіозно-нравст- венную жизнь людей. Особенно пропо вѣдь является необходимой вл. данное время, когда на церковь и на религіоз но-нравственныя истины воздвигнуто настоящее, гоненіе, когда поруганіе цер кви и всего церковнаго считается за}'- рядпымл. явлепіемл.. Вотл. въ эту-то же стокую годину пастырь п до.лженл> воз стать па .защиту, церкви и религіозно- правствепныхл. идеаловъ. Облектнеь во вся оружія Божія, какъ истиппыіі воннл. въ нхь отвлеченности и безжизненности.} ™ вліяніе ея па обществен Какл. иногда онѣ бываютл. прекрасно жизнь прихода будеть громадное, состав.іены, но какъ далеки отъ жизни, пастырь будетл. полновластны.мл. хозяи- какл. въ нихл. мало отвѣчающаго жиз- помь въ своемл. приходѣ: ьл. его рукахъ ' тогда будегь направ.пеніе свопхл. пасо- мыхл. ко всему доброму и прекрасному. Только пастырь въ состояніи возвысить религіозно-нравственныіі уровень сво пхл. пасомыхъ, только онл. мцЖетъ про вести въ жи.знь общества евангельскія начала, онл. одинъ можетъ положить начало внутреннему перерожденію лю дей, которое вмѣстѣ сл. тѣмл. не замед- литл. обнаружить себя и вовнѣ. ся этпм ь, а паоборотл. долженъ усугуб-. Христовой рати, своимл. авторитетнымъ .лять спои старанія. Кл. общему пѣнію і с.гіовомл- пастырь долженл. разрушить .можно привлечь сначала школьниковл., | всѣ козип враговъ. предварительно разучивъ сл. ними вл. Кл. сожалѣнію, только рѣдкіе іьзъ па- шко.тіѣ нѣско.’іько просгѣипіпхъ пѣсно-і стырей сознаютл. всю важность и опас- пѣній. .Ча школьниками будугь пѣть и взрослые и ко.личество пѣвцовл. будетл. увеличиваться сл. каждоіі службой. Вл. дѣлѣ обученія общему пѣнію нулспа конечно строгая постепенность: сначала ності. пастоящаЛ положенія своей паст вы и только рѣдкіе силою проповѣди вооружаются ііротивл. ея недостатковл.. Большинство же пастырей смотрятл. на проповѣдь, какл. на какую то пе сов- неннымл. запросамь! Но главная причи на безплодности современныхл. пропо вѣдей заключается пл. томь, что вл. нихъ нѣть внутренней силы убѣжденія, нѣтъ духа ре.лигіозноп вѣры. нѣтл. лич но пережитыхл. страдапііі пастыря. Сами религіозно-нравственныя истины, какъ бы опѣ ни были возвышены и святы, не вл. состояніи убѣдить душу человѣка, если проповѣдникъ на своемъ личномъ примѣрѣ, не представитъ нагляднаго осуществленія этихл. истинь. Безконеч ныя наставленія, пе сопровождаемыя прпмѣромл., никогда не принесутъ поль зы, ибо еще въ древности замѣчено, что „длинепл. п безполезенл. путь наста вленій, коротокъ и полезень путь при мѣровъ" (Цнцеронл.). Почему такі. оба ятельно дѣйствовало ученіе Христа на Его слушателей? Вотъ именно потому, что Онл. (’амл. представлялъ живой при мѣръ исполненія Его ученія. Поэтому и для пастыря необходимо іі])ежде всего на своемл. лично.мь примѣрѣ доказать осуществленіе тѣхл. или другііхл. истинл. пл. жизни, самому быть „образцемл. для вѣрныхл. вь словѣ., вл. жизни, вл. любви, вл. духѣ, вл. вѣрѣі, вь чистотѣ" (1 ТіІМ. 1Л‘, 12). и только въ этомі. случаѣ па стырская проповѣдь будеть авторитет нымъ с.ловомъ для прихожанъ, н только вл, этомл. случаѣ можно ожидать огь нея П.ЛОДОВЛ.. Вмѣстѣ сл, этимл. проповѣдь должна отвѣчать и чисто Яѵизнеинымл. запро самъ паствы, чтобы быть вію.'інъ дѣйст венной. А запросы эти растутл, съ каж дымл. днемл.. Поэтому пастырь долженл. стоять на отражу, зарожденія этихл. за просовъ, должень с.лѣдить за ии.ми. Городъ Слецъ въ ѳго прошедшемъ и настоящемъ Пастырскій авторитетъ, создаыныіі проповѣдью, прежде всего можетъ ска заться вл. д'Ѣлѣ народнаго образованія. Авторптетиыіі пастырь можетъ располо- ікить крестьянъ кь открытію школъ, об- щсственпыхл. библіотекл. и т. и. Вл. на шемъ народѣ, еще великл. проценгь безграмотности, еще много невѣжества и тьмы, поэтому учрежденіе школл. весь ма и весьма желательно. Но нужно пом нить, что школа должна имѣть своей цѣлью не сто.'іько насажденія знаній, сколько іюсиитаніе сердца ребеніса іі воспитаніе чисто религіозное вл. духѣ, іціавославной вѣры и церкви. Кромѣ, того, воспитаніе должно быть и строго національнымъ. Воспитаніе вѣрныхл. сы- иовл. прав'славной вѣры, отечества и общества—вотъ цѣль школы Мы указали два главнѣйшихъ средст- на, которыми можегь пользоваться каж дый пастырь вл. дѣлѣ поднятія религі озно-нравственнаго уровня своихл. пасо- мыхл.: этн средства достз'пны каждому пастырю, нужно имѣть то.пько искрен нее желаніе воспользоваться ими. Правда, все это достанется не безл. трѵда, но то нравственное удовлетвореніе и сознаніе пспо.ііненнаго до.тіга, которое будеть (Опытъ истортгекаго очерка). ( ІІ|ЮЛОЛЖОНІ('). Насоленіе города состаплилп слу-! жн.іые .люди: <5ояре, дѣтп боярскіе, казаки. стрѣ.лыі,ьі. пушкари, затии- іцики (иаходгштіеся іі])и орудіях'ь, стояшішхь затыиомъ), во*ротішки и ироч. С.іуясилые люди, соотві.тст- вешю свое.му достоинству, надѣля лись помѣстьями и кро.мѣ того де- иеѵкиым'ь жалованье.мъ; они должны і бы.тп находиться вт. городѣ, вт, особенности въ военное время; въ сиокоГіиое же частъ ихъ расиуска-; .тась къ своим'ь иомѣстьямь. Къ і’ороду непосредственно примыкали посады. Первоначальное населеніе: посада составляли родственники служнлыхт. ЛЮДОЙ, нхт. дѣти, братья, 11 .те ,ме ииик 11 , сосѣд и иод сосѣд иикіь захребетники, ноловншцнкн и проч. Ннос.тѣдствін къ ннмт. іірнсоедннн- лнеь посадскіе люди н:тъ другнхт. городовъ, уѣздные люди и разные бѣг.тые. Во избѣжаніе пожаровъ вт. лѣтнее время воспрещалось топить избы II бани, а пищу большею ча стію варили за городо.м'ь, или же ВТ. особыхт, нонарняхь, у кого та кія имѣлись. Подобныя, впрочі'мъ, распоряженія на лѣтнее время дѣ лались ІЮ всему государству но исключая -Москвы. **) Пзт. у т и х ъ людей образовались слободы: Ла.м- ская, .Ѵргамачья, Казацкая, Пуш карская. Стрѣлецкая іі Ямская. Пзт. всѣхъ ііазваниых'ь деревень: .Ѵрга мачья. .1ямская и Черная вош.тн впослѣдствіи ВТ. составъ города. Внутри города бы.тъ государевт. дворъ для житья сначала князей, а ното.м'ь воеводъ, губная изба д.тя разбора уголовиых'ь дѣлт>, приказ ная изба, ВТ. которой засѣдалъ воево да, судилъ и ставилъ неисправныхъ плательщиковъ на нравежь. и .тру- гія правительственныя зданія Это былт. такъ называемый рубленный городъ. Отдѣльно отъ него стояли укрѣпленія: малый острогъ и боль шой острогь; Въ мало.мъ острогѣ помѣщались і'осударевы хлѣбные запасы, склады ядеръ и ружей, пу шечныя п всякія полковыя прпнад- леяѵностн и хранилась въ погребахъ **) Изъ прошлаго Орловскаго края, стр, (і.Ч. зелейная казна (порохъ), а въ боль- шомт. острогѣ жили слуяѵнлые .тю- дн; въ не.мъ же на случай военна го времени укрывштнеь посадскіе и уѣздные .тюдн. Вокругъ осыпи, на которой стояли укрѣпленія, шелъ ровъ, оканчивавшійся надолбами- брусьями съ продолбленными кон цами. а внутри рва тынъ или изго родь изъ бревеігь. Ва укрѣпленіями ВТ. нѣкоторомт. разстояніи огь го- родскнх'ь стѣнъ былт. рядт. ІІОС'ГрО- екъ, составлявшихъ т. наз. поео()ъ. гдѣ находился кружечный н.тн ка бацкій дворъ, земская изба, въ ко торой засѣда.тн зе.мскіс старосты съ посадскамн людьми, гостинный двор'ь. таможня и нѣско.тько ясн- .тыхт, доворов'ь, расположенныхъ ъокругь нлощадіі, на которой вт. извѣстные дни собирались уѣздные .тюдн с'ь се.тьско-хозяйственными нронзведеніями. Вт, городѣ, а так же и ВТ, посадѣ, находились и церкви. *) Сказавъ о внѣшнемъ и внутрен немъ устройствѣ ДрІЧНІЯГО ІѴ1ЫШ. мы самымт. ХОДОМЪ повѣствованія обязываемся сказать нѣско.тько словт, II о лнцахт,. имъ унравлявшихт,. ограничиваясь въ данно.мт, случаѣ только несомнѣнными свндѣтелі.ст- ва.мн исторіи. Въ -\1І в. Клецт, со- ставлялт, уисе отдѣльное княжество, князя котораго происходили отъ князя Мстислава Карачевскаго, сы- * ) 1 І З І . проиілаго Орловскаго края <тр ()2. на погибшаго въ ордѣ св. князя Михаила Черниговскаго, іі сначала находплнсі. въ вассальной зависи мости огь князей новгородъ-сѣвер- скнхт,, а затѣмъ рязанскихъ. Елец кое княиюство было самымъ -край нимъ въ юго-восточныхъ предѣ лахъ Россіи, простираясь, по нѣко- торым'ь, впрочемъ пе особенно до стовѣрнымъ историческимъ ііоказа- нія.мъ. на востокъ но р. Большой Вороны (вѣроятно лишь номиналь но, ес.тн только вт, утомъ случаѣ не перепутаны имена Воронежа и Вороны) II спускаясь па іогт. до сліянія рѣкт, Вороііеяѵа и Дона. Пзт, ьтншей елецкихъ извѣстны: 1) Вла- днмірт, Прославіічт, уном. вь Л-^4- 1145 г.г. V); 2) Анд])сй Постпела- внчт. 2 ) 114(і--1И)<) г.; 3) Олегъ 1283 г.; 4) Ананасій Даниловичъ 1:120--1322 г.г. ■*) 5) Нодор ь 1332 г. *’) 0) Юрій 1389 г . ''); 7) Неодор'ь, уби тый Тамерланомт, въ 1395. г. '); 8) неизвѣстный по имени, убитый та тарами въ 1415 г. "*):' 9) Юрій 1483 г. '’) (Продо.'іженіе олѣдуегь) МКіевскій Гпііоііспсъ врх. ІІииокептін Гизе.'ін, -) Нѵтор. Караы.ч, т. II, прим. 229 п :Ю(). ■’) Истор. Карай.), т. Л ’, прпм. 107. Кіевскій Сипопсис'ь. Истор. Солові.ева. т. 111. стр. :І4Н. “) Истор. Карами, т. І \ ' , стр. Ійо. '( Истор. Но.теваго, т. стр. Ы.'і. Истор. Карамз. т V, прпм. 2,й4. ”) ОоОр. Государет грам. п договоровъ 1,390.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz