Голос порядка. 1911 г. (г. Елец)
4 3 7 ГОЛОСЪ ПОРЯДКА. плата за комиссію и}’детт. поступать ш> кассу школы. Получающіе .мЬста чрвзт. школьное бюро будутъ снабжаться послужноіі кнпжкоіі для пнесенія въ нихл. всі.хъ необходимыхъ отмЬтоіп. но с. іужбѣ нуж ныхъ дли справокъ. С1а.\ю собою разумѣется, что для та кого учрежденія, кото[)ое явится яіжо свѣтящимъ ({)яке.!іомъ во тьмЬ и хаосѣ, пашей семейноіі жизни, необходимы вт. качествѣ преподавателеіі и руководите- і леіі недюжинныя силы, которыя бы су мѣли поставитъ это дѣло на должнѵю ' высоту и наиболѣе ярко заи:счі., чтобы свѣтъ этого свѣтильника достигъ въ ; самыя отдаленные и г.іухіе углы—де ревни. Но мы вѣрим ъ, что среди рус-1 ских ь женщинъ, изъ которыхъ глав - 1 пымъ образомт, и будетъ состояті, педа гогическій и хозяйственный персоналъ, цаіідутся женщины вполнѣ достойныя этого дЬла, въ краіінемь случаѣ, могутъ бытъ приглашаемы и другоіі иацкчіалъ- постп какъ напр. нѣмки БсЬ должности платныя. Навѣдывать дѣлами школы будетъ комитетъ, члены котораго получаюті. устаповлеппыіі общимъ собраніемъ об щества гонораръ. Такоі'г комитетъ со стоитъ не менѣе какл. изъ (і-ти лицъ мужчинъ и ікепщшгь поровну и увели чивается соразмѣрно интересамл. піко.лы. Но иамл. могутъ возразпті., что вл. прислуги, идутъ часто такіе .элементы, которымъ необходимы сеіічас ъ же депъ- гп. отъ которыхл. отецл., маті., муягъ требуютъ помощи. ГдЬ же,—скажутъ намъ,—вы возметѣ ученицъ для своего учрежденія которыя бы ])ѣ.іііи.ли упу ститъ одинл., даже два года? Не закрывая глаза на трудности, съ которыми приходится бороті.ся всякому новому великому дѣлу, мы, однако, думаемъ и въ этомъ увѣрены, что не проіідетъ и трехл. лѣ.ть, необходимыхл. для появ.ленія 'результатовъ воспитанія вл. шко.лѣ. ісакл. всѣ подобныя трудиос- лп устранятся. Когда іі()остая с«лужапка увидитъ, какъ высоко ціінится трудл. образованной и воспптапноіі вл. шко.лѣ служанки, когда она увидитъ то пре.дпочтсчііе, котое хо зяева будутъ отдавать ея новой по другѣ, когда она убѣдится въ разницѣ, отношеній хо.зяевл. кл. неіі, съ одной стороны’, и ея подругѣ, окончившей к}’рсл. въ шко.лѣ, да еще по первому разряду, то достаточно убѣдиться, что годъ—.два, проведенные въ школѣ, это —не-потеря времени, а накопленіе огром- ныхл. цѣнностеіі, это счастье, для ко торыхъ и семья и отецъ и мать могутъ претерпѣть и временныя лишенія. А. 11. Мцр ан е вк н ъ . П | )0 должеиіе слѣ.дуетъ. Откровенное признаніе. (Продолженіе) На васъ не дѣйствуютъ увѣщанія и призывы ііросііессоровъ, вы смѣ.етесъ надъ слезами доведенныхъ вашими гіо- стункамн до обмороковъ профессорами. Вы спрашиваете приходя вл. универси тетъ, что плака.лл. ли сегодня, кто ни- будь изъ профессоровъ! Вы такъ я;е безтактны, какл. и Ву- Л..ТЛ. которыіі позволилъ себѣ плос кою остротою, или ужл. „ироніею“ за дѣтъ про(|»ессора Покровскаго, рѣчь ко тораго прои.звела такое впечатлѣніе, что студенты послѣ нея долго ходили гру стными, пока не прибыли вдохновпте.ли и снова не наполнили аудиторіи и кор- ридоры своеобра.'шымл. духомъ свободы и было забыто то, что такъ задушешіс, такъ глубоко сказалъ ирофессо})л>. Кго рѣчь была святая истина. „ Н а у к а д о лж н а быть н е й т р а л ь н а , н а у к а д о лж н а ст о ят ь выше п а р т і и . Подобно т ом у , к а к ъ н а во і інѣ не ст р ѣ л я ю т ъ въ .мѣста , г дѣ ра звѣваетс ,ч ф л а г ъ К р а с н а го К р е ст а т а к ъ не д о . іж н о и у н и в е р с ит ет ъ дѣ л ат ь а р е н о і і п о л ит и я е с к о и борьбы . Я с к а . і а л ъ б ы , чт о н а у к у ну .жно п о о п а в и т ь п о д ъ К р а с н ы й К р е п п ъ . Н а у к а д о лж н а быть н е йт р а л ь н а , подобно К ра сн о .м у К р е ст у , дол.т-на ст о ят ь в и - ,ш е стрс і стей , выше б у р л . чш и х ъ п о л и т и ч е с к и х ъ потоко въ . .Чти слова профессо- Покровскаго н{ихс.ч доноса .ші лапо .мин айт е и . ѵ ъ л и и а , у з н а в а й т е ф а м и л і и и до водит е досвѣ д ѣ н і я И с п о л н ит е л ь н о й Ко .мисс іи п р и к о а л и ц і о н н о м ъ комитетѣ '^ . Союзниковъ въ университетѣ, нѣтъ, есть академисты; но если бы они .занимались доносами то господа заводилы, бытъможетъ, давно бы были тамъ, куда ^Гакаръ и телятл. не загоняетъ. Но относительно того, что і'лавари забастовки учатл. сту дентовъ шпіонитъ, і’овоішть не при ходится. Цитата и.зл. ихъ возванія ярко указываетъ на это. Очевидно двигате ли пошли вл. открытую, они призываютъ .зем,лячества эти чисто экономическія орі'анизаціи, ^ о к а з ат ь іш ъ , ) н е р ги ч н ую подд ер .н ск іК , т. е. говоря другими сло вами предлагаютъ имъ и,зъ экономиче скихъ сдѣ.латъся политическими. Этого и нужно было ожидать. Но вѣдт. студеи - 1 порокл.. честву нѣтъ дѣла до какого то „гнета" пароднаго“, выдуманнаго господами іѵіа- варямп. (іIродолѵі;еніе слѣдуетъ). имъ придется положить труда и на общественномл. поприщѣ. Вл. далекомъ свѣтломъ будущемъ Мураневичл. пред.лагаетъ соединить имл. свои СИ.ЛЫ, дабы совмѣстными уси ліями бороться сл. русскоі’і некультур ностью, дикостью. Сьорганизовавшись въ ,,летучій от рядъ хо.зяекл.“ онѣ. распредѣлятъ между собою отдѣльныя части воз.,ложениаго на нихл. труда. Однѣ изъ нихъ будутъ слѣдить за рынками, за чистотою и опрятностью того города пли села, гдѣ онѣ живуть. Другія—за общественной нравствен ностью. Смѣлымъ и правдивымъ словомл., .тшчнымл. примѣромъ, онѣ. будутъ бо роться , тамл., гдѣ плотно укоренился Лекція Муанревича. (Продол .жен і е ) . „Для этого -Мураневичл. предлагаетл. покрытъ Россію сѣтью жѳнскпхл. школл. новаго строя, которыя давали бы дѣ вушкамъ не толыѵб общее образованіе, но и хозяііствепныя познанія. Преподаваніе домашняго хозяі'штва вл. такихъ школахъ должно быть по ставлено высоко, пожалуй, даже выше всего, что бы окончившая одну и.зъ нихл. дѣвушка была бы идеальноіі хо- зяйкоіі вл. полномъ смыслѣ этого слова. Преподаваніе должно вестись ирак- ра п за.легли глубоко вл. тпчески. сердцахл. тѣхл., кто дѣііствителъно хо- ] Сокращена медицина, музыка, пѣніе четъ видѣть университетл., какл, центрл. тоже должны имѣть мѣсто въ новыхъ научной жизни, какъ храмл. чнстоіі на уки, для которой недоступны и презрѣн- . ны мелкіе политиканскія страсти гос- Iподл. слѣва. I Однако господинъ депутатъ Вулатл. Iнашелъ и .здѣсь надл. чѣмъ „позубо- 1 скалитъ*, II сл. проопали.энроваті., по эта Iиронія, мы г.лубоко убѣждены, падетл. Iна его яге голову, и на ничью больше. IКонечно теперь пикто не будетл. отри- іцатъ, что коалиціонный комитетл. вдох- іповляется господами слѣва, также н не Iбудутл. возражать, что по.литику и трав- ілю студентовъ вносятъ они же. Пресловутый „комитетл.* вл. своихл, прокламаціяхъ пишетъ: .„Обращайте вни.маніе'^ (?!) т. е. иначе говоря .шпіонь те* на 7іоведеніе сою з ни к о въ , з а н и м а ю - I школахъ. Какъ форму, воспитанниці .1 будугъ носилъ національные русскіе костюмы. Вотл. такими то ясенщпнамн, воспп- таиными вл. такихъ школахл., -Муране- внчъ и думаетъ спасти русскую семью отъ разложенія. Воспитанныя на религіозно-нравствен ныхъ началахъ, сл. богатыми познаніями въ области хозяйства, лишенныя поро ковъ и недосгатковъ современныхл. дѣ вушекл., такія женщины будугъ свѣ.жеі'і струей, своего рода ,,эмульсіей жизни", влившеііся въ затхлую, іюлуразложив- шуюся русскую семью. Оздоровитъ семью—спасти Россію. Не въ однѣхъ ячейкахъ—семьяхъ будугь работать такія женщины. !Много Мураневичл. полагаетъ, что послѣ выполненія всѣхъ этихл. задачл., рус ская семі.я снова станетъ на должную высоту, пожа.луй, даисе, выше патріар хальной. Воцариться патріархагь. Много хорошаго . моиіно сказать о этой .лекціи. Семья, общество гибнетъ, и Муране- внчи—это буревѣстники, предостере гающіе насл. огл. бури, разрушенія, гибели. — Слишісомл. сильно сгущены кра ски—скажутъ нѣкоторые. Но .этого нельзя ставить въ вину лектору. .'Іекція его, но структурѣ своей, лек ція популярная, приноровлена кл, по ниманію простого пли средняго люда. А тутъ нужны сильные рѣзкіе шнтрихи яркія, сгущенныя краски. Побольше бы намл., русскимъ, та кихъ лекцііі. Во время этоіі лекціи еще разл. по казала и подчеркнула свое нахальство, свою невоспитанность, дикость, наша елецкая ,,жидо—интеллигенція". Одинъ, жидо—подобнаго вида го- снодинл., назойливо добивался отъ .лек тора объясненііі ,,по личному вопросу". Л,ругоіі—жидъ начиналъ свистать. — ^Іто онъ этимъ хотѣлъ выразить? ^Іто онл, не согласенъ съ лекторомъ; не раздѣляетъ его убѣжденій? - ,,Но .зачѣмъ же стулья то ломать?" —спросимъ мы его словами Гоголев скаго Городничего.—Вачѣ.мъ же свп- стать? Не сог-ласенл. и — Уходи! Не мѣшки внимательно слушающему болышшству. ^Гсня крайне удивляетъ: — Зачѣмл, ходятъ подобные .:;ю ди н а лекціи? Вѣроятно: Г о р о д ъ С л щ ъ въ зго прошедшемъ и настоящемъ (Опытъ исторпчоскпго очерка). (Ііродолиѵоіііе). С'і> ііа.іоіііо.м'і. порваро самозиаи-1 началышкоіп,. дерзавшихъ оста на. б'1'.-іствіо ПС окончилось, а па- ваться вѣ.рпы.мп несчастному цаіжі нроінвь во.ірос.іо .10 небывалаго Василію Ніуйско.му. Напрасно нос- размі.ра. однн'ь за другнмь яв.ія -1 л'ѢдніП нрнб'Ѣга.іъ гст> чрезвычай- . 1 ПСІ. .,воровскі(* .ііо,иі . выдававшіе і ны.м'ь .м1’.рам'ь для нодав.’іенія мя- еебя, 10 за ,і,1.іон. то за внукоіп. 1о- уг('жа. Напрасно оігь отнравлялт. вь анна Грознаі'о. Исторія сох|)анила | Нлецъ Крутицкаго лштронолита Наф- нам'ь имена: Петра. Аві'уста, Ива- нутія н боярина 1’ригорія Недоро- на. .'іаврентія, недора, Клементія.| вііча Нагаго съ образомч. св. Дмнт- (діве.іія, Семена. Василія, Ерошкн,;рія царевича и съ грамотою матери Гав|ш,ікн, Мартынкн и другн.х'ь. ■его. царицы—инокини .Марфы. въ Начавт. свои дѣйствія болг.шею ча-і которой она свидѣтельствовала предъ стію среди донсіліх'ь казакопі.. мно-Д.тьчана.мн, что сып ь ея у.мсіѵь на гіе н:п> ннх'і. нроходп.ін чрезъ | ея руках’ь вч, Угличѣ, что первый Клець, чтобі,і соединить ея съ мни-|самозван(чгь убнтч. вч> Москвѣ, что мымч, церовичем ь Дмнтрііьм ь’) чу-1 настоящій самозванецч. нагло об.ма- десно. будто-оы спасшимся отьсм ер -; іи,інаеть нхч.; напрасно она взывала тн в ь -Мосъвѣ. ото былч. извѣстный і кч. нхч. б.чагоразуміІО, убѣждая ііхч, вь исторіи ..тушинскій ворч.", шСне вѣріпь .чожнымч. слухамч,, осга- С 1 'п|) 0 ну котораго снова вь числѣ; вить смуту и покориться заіеонному. нервыхч. ііерешлн: Іѵіецъ. .'Інвны.,царю обѣщая имъ еп, прощен іе’п Іхромы. Ірубчевскь п другіе-), вь милость*): ельчане ѵнорствовалн и іюнѣ, нии; г. давшіе новому лж е-д іе вѣрили истинѣ:'по:-.тому остава- „Нмнірію ВОЙСКО'*), и убившіе сопхч. лось одно средство—прибѣгнуть къ о Истор. Карам:). т. ХИ; истор. Го'іоні.рва. т. 0РУ'КІІ<>- Нч, КОИЦѢ аВГуСТа 100() Г., ‘ ‘ д Иогор.‘'кярама. т. XII, отр. 31. ^^*^*РОТЫПСКІЙ р а з б И И Ь МЯГОЖ- Истор. Карам.і. т. .411. пріімѣч. Щ-’. , 'і Соор. і осу.і. грам. іг доі-он. ч. 1. стр. :И»і ■:ИЯ. иыя шайки близъ Ельца и осадилт. і'оро.чъ, которо.му пришлось бы очень плохо, ес.'ііі бы ие измѣна царскихъ войскь. предавшихся самозванцу ІЮЛЬ Кромами, и побѣда измѣнни ка Валотн икона надч> остальною ч а с т I, ю и X ч., с о В с р ш <' и- II о измѣни.іи дѣло. При первом'ь извѣстіи обч. успѣхахч. оруясія сво его воеводы, обрадованный Шуйскій -отирави.гь было у;ке иобѣдителя.мч. золотыя меда.'іи: но иос.іы встрѣти лись с'ь Норотыиским'ь II его това- рища.ми, кч.кч. сч> бѣглецами и.п,- иод'ь Ельца, котораго оин взять ие мог.'іи. а ратные .поди их'ь. видя, что весь рязаискііі и ирисосеискій край обьят'ь нламеііемч. народнаго .мятеяса. ста.чи разбѣгаться вч> ра.і- иыя стороны.*) Эти вѣсти поколеба ли храбрость несчастнаго Шуйскаго, а мя'теяліыя толпы быстро подвига лись кь Тул'ѣ, Каширѣ II Рязани. Сч. каждьі.мь днемч> положеніе дѣ.'іа.'іось безотііадиѣе. Нч. 1007 г., идя кч. Тулѣ огьДона. ч))езі. Елоцч. ироходи.гь одиігь изч. са.мозвглі- цсв'ь,— ІІетр'ь. И'ь чис.чѣ .')0.000 буитовщнковч. сч. :цке-Петро.мч..НІа- ховски.м'ь II Нолотниковым'ь. выслаи- иымч. іьзч. Ту.чы кч. Серпухову, для удеряліиія переправы чрезь Оку, были II ельчане. Бунтовщики яти были |)азбиты князем'ь Голицьшылгъ II Лыковымч.. Иирочемч. и :-)то со бытіе не измѣнн.чо существа дѣла: зи.му на 192Э г. самозванеці. про велъ въ Орлѣ, а 1 іюля былъ уясе в ъ 12 верстах I. отч. Москвы, вч. сс- :іѣ ТушіигЬ. 1’исуя отчаянное полб- ясеиіе Россіи, совремеиипкп и оче- видець :-ітихч, дней, Аврамій Палп- цыігь, пишетъ, что ляхи и русскіе измѣнники надч, осталыіы.ми ,,яко волци надъ овцами играюще... Яко на .чюта звѣря ирискаху сч. оружіи и составы того разсыиаху лютъ... Г)ысть же тогда разореніе Святы.мч. Божіим ъ церквам ъ отъ самѣхъ пра- 'вославных'ь, якоіке каиишем ь идоль- скнмч. прежде отъ Великаго Влади- :.ііра... Чип ъ иноческій и священни ческій прежде зл'ѣ мучаще всячески, и огнемч. жгуще, испытующе сокро вищъ и иотомч. смерти иредаху... п иремѣнишася чогда жилища чело- в'ѣческія на звѣрскія, ие иокоря- ющпхжеся... о В ѣ х ь сч. ба- шень с'ъ высокнхч. градныхч. до.чгу .'іетаху. инѣхч. же сч. бре- говч. крутыхч. въ глубину р'ѣки сч. камеиіемч. верзаху, пнѣхъ же отъ. сосцу и отъ пазухи .матерню отор- гаіоще о зе.м.ію разбиваху... и .мате- 1 }.іі же м.іадеицевъ своихъ отч. гла- ‘да задавляху"*) и т. д. (11родолжрніе слѣдует’ь). М Истор. Смутнаго нромеііи Д . Г.ѵтѵо.тиіій ч . II, стр. 41. • ‘ ^ ■>) Истор. ( ’олоі!. т. \ЧН, ст|і. Іаі
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz