Голос порядка. 1911 г. (г. Елец)
г о л о с ъ ПОРЯДКА. 4 1 6 бя великими мудрецами, круглыхъ не вѣждъ, выжившихъ изъ ума стариковъ. Нѣтъ, зло пустило корни гораздо глуб- Яіе, гораздо оііасігЬе. Настало раздѣле ніе въ семьѣ: отецъ исповѣдылалъ одни политическія убѣжденія, мать—другія, сынъ—иныя, дочь—совершенно особыя. Такимъ образомъ, въ прежде мирной и согласной семьѣ воцарились полнѣй шій разладъ, раздоръ и вражда; всякій готовъ былъ стереть другого, несогла снаго съ нимъ съ лица земли, даже прежде самаго близкаго, дорогого для него человѣка. Въ воздухѣ запахло порохомъ, динамитомъ, кровью... II если бы намъ дано было свойство моментально увид'Ьть все то зло, кото рое произошло за это горестное пятилѣ тіе отъ неправильнаго и извращеннаго понятія и толкованія дароваішых'ь сво бодъ. умъ нашъ оцѣпенѣлъ бы огі. ужа са, языкъ не былъ бы въ состояніи вы молвить слова. Предъ нашими духовны ми взорами предстали бы тѣ многія— многія тысячи ни въ чемъ неповинныхъ, кромѣ развѣ того, что имѣли несчастіе Жить въ в'Ькъ браунинговъ и бомбъ, Жертвъ отъ младенца до архипастыря, кровь которыхъ, неповинно пролитая, вопіетъ ко Господу объ отмщеніи; съ съ ужасомъ и сод^юганіемъ мы видѣли бы какъ безпощадно, безстыдно, бого хульно осквернились алтари Господни; предъ на.ми потекли бы рѣки слезъ и Моря крови; какъ кровавое зарево по жаровъ видимо было далеко за предѣ лами земли нашей; какъ звѣри—зло дѣи, потерявшіе всякое подобіе человѣ ческаго чувства, рѣзали, и не дорѣізавъ Ни въ че.мт. неповинны!! скотъ, принад лежавшій другимъ, бросали его, остав ляя умирать въ страшныхъ мученіяхъ. И многое—многое увид-Ьли бы мы, если би могли видѣть, такого, о'п> чего са мыя кости отцовъ нашихъ содрогнз’лись би іп, гробахъ своихъ. Дальше идти Некуда. Себе плачите и чадъ вашихъ. Эго-ли надлежащее и истинное поня тіе обт> истинной и разумной свободѣ?.. Ч развѣ бомбами и браунингами наса- л^Даютъ истинную свободу; развѣ она сама нуждается въ нихъ; развѣ насилія. Грабежи, убійства, экспропріаціи, опа сности в с ю д у : и вт> морѣ, и на сушѣ, и Нъ домѣ, и на пути, и въ собственномъ семействЬ, и оть каждаго встрѣчающа гося съ тобою человѣка, могутъ слу жить ручательствомъ неприкосновенно сти чьей бы то пи было личности; раз- нѣ разсѣиваніе зажигательныхъ нро- Нламацій, призывающихъ къ бунту и неповиновенію, всюду, во всѣхъ слояхъ общества, сбиваніе съ толку нашего простодуншаі'о и довѣрчиваго народа есть снноиимь вкорененія въ массу здо- ровыхь понятій, свобода слова?.. Великій, очень великій и тяжкій от вѣтъ предъ Вогом'ь, народомъ и исто ріею его дадутъ тѣ лица, которые во имя якобы справедливости вели па бар рикады и убійства довѣрчивыя массы, трупами ихъ прикрывая свои дѣйстви тельно позорныя дѣянія и цѣли; тѣ.,-кто спустя болѣе столѣтія вздумалъ повто рить у насъ зады французской исторіи въ видѣ революціи, ничего не прине сшей II Франціи, кромѣ горя позора и слезъ. Въ свое время исторія паша скажетъ о пережитомъ нами пятилѣтіи свое правдивое слово, подведетъ итоги лсертвамъ этого позорнѣйшаго пятилѣтія, и то, и другое—будутъ ужасны! Наученнымт> горькимъ житейскимъ опытохіъ, намъ пора бы, кажется, оду маться, отрезвиться, понять, что безмѣр но стыдно повторять намъ зады чьей бы то ни было исторіи. Но мы видимъ совершеипо обратное. Интеллигенція наша совершенно отшатнулась отъ на рода, не желая снисходить до него, а онъ, ненавидя ее за это обидное д.ля него отчужденіе, тѣмъ не менѣе имѣетъ съ нею точку соприкосновенія въ од номъ пунктъ. II пунктѣ этотъ—непри миримая ненависть ко Христу, Церкви и ея служителямъ, посѣянная на нивѣ сердецъ ихъ опять таки тѣми же интел- легентными „просвѣтителями" его.Прав да, что вожаки и дѣятели этого, такъ называемаго, „народнаго движенія“ при крываютъ этими дорогими для насъ именами свои лукавыя, преступныя, разрушительныя и пагубныя цѣли, на зывая Христа соціалистомъ и т. под. оскорбительными именами; по все это одна сплошная и самая безсовѣстная ложь отъ начала до конца. Они стара ются похоронить христіанство, убрать его съ дороги, чтобы оно не мѣшало имъ, не стояло на пути къ осуществленію ихъ преступныхъ цѣлей. II хотя этого они, конечно, никогда не достигнутъ, но труждаются и имѣютъ нѣкоторый успѣхъ между пеутвержденпыми. не- устаиовившимися ві. .здоровыхъ поня тіяхъ умами, которые, слѣпо идя за своими с.лѣпыми вожаками, по слову Христову, падупгъ въ яму. Святѣйшее имя Христово необходимо для нихъ, чтобы удобн'ѣе увлечь за собою толпу легковѣрныхъ. И.зъ ихъ лагеря слышит ся! здѣ Христосъ, или ондѣ; по не има- те имъ вѣры—нѣкогда предостерегалъ Спаситель Своихъ послѣдователей. И вотъ они переворачиваютъ Евангеліе на изнанку, учатъ соверпіенно обратно тому, какъ училъ Христосъ и апостолы, толкуютъ ихъ ученіе совсѣмъ противо положно тому какъ во время оноаііостолы, толкуюгь ихъ ученіе совсѣмъ противопо ложно тому, какъ онс истолковано от цами и 5 'чителями Церкви. Еслибы они были болѣе правдивы, тому мы услы шали бы отъ нихъ опредѣленно выра женное желаніе: „до.:іой Христа; не на добно Церкви; уничтожнтьи прекратить служителей ея!“ ВотЧ) плоды, до кото рыхъ мы дожили, вогь плевелы, кото рые посѣ.члъ врагъ, намъ спящимъі Плачите себѣ и чадъ вашихъ. Кто-же они, эти ■сыны противленія и лукавства? Они наши же родные, русскіе люди; но русскіе по имени толь ко, а не по сердцу, не по душѣ, кото рые отъ насъ изыдоша, но не бѣша отъ пасъ. Это, въ большинствѣ случаевъ, люди отрицательныхъ качествъ, какъ въ умственномъ, такъ п нравственномъ значеніи сего слова. Это-или недоучив шіеся юноши и дѣвы, или озлобленные нсизнью люди, которымъ пріятно всякое проявленіе производимаго ими безпо рядка, или, наконецъ, тѣ мечтатели, которые воображаютъ, что смогутъ из мѣнить предопредѣленіе Божіе, изречен ное первому человѣку о .многоскорбной, его оясидающей впереди земной жизни, мечтающіе свести небо па землю, усы пать жизнь человѣ)чества однѣми роза ми безъ шиповъ и терній. Есть и такіе, которые слыша, какъ вольнодумствуютъ другіе въ вопросахъ религіи и право— порядка, и признавая ихъ общественное положеніе почему-либо для себя завид нымъ ц желая походить на нихъ хотя въ чемъ-либо, поютъ съ ихъ голоса, въ сущности не понимая, ни яже глаго лютъ, ни.о нихжв утвермсдаютъ. Правда, что съ 17 октября 1905 года открылись новыя перспективы и гори зонты въ жизни русскаго народа. Жиз ненный девизъ перемѣнился. Цѣлію жизни и дѣятельности стало всеобщее благо и счастіе. Люди сознали, что они всѣ,, какъ рапныя дѣти одного Небесна го Отца, имѣютъ одинаковое право наслаждаться жизнію и ея благами не только на небѣ, но и здѣсь на землѣ, устраивать ее по хорошему; создавать не только чужое счастіе, но и свое соб ственное, по скольку оно доступно для человѣка. Правда, русскій народъ опо зорилъ себя погромами, грабежами, за ревомъ пожаровъ, ненавистничествомъ, потоками крови, невинными жертвами. Такой, должно быть, тайный п непости жимый законъ земли, что все доброе въ жизни народовъ достается не безъ крови, не безъ жертвъ. Но народъ нашъ былъ жестоко обманутъ, увлеченъ на ложный путь его самозванными руко водителями. И вотт. мы плачемъ о себѣ и о дѣтяхъ нашихъ. А море житейское еще мятется, еще стонетъ, еше бурлитъ, еще не хочетъ успокоиться, еще врагъ человѣка не кладетъ оружія, ополчаясь на погибель душь человѣческихъ, то широкими успѣхами безстыднѣйшей порнографіи, то учрежденіемъ такихъ обществъ, какъ наприм. пресловутыя лиги свободной любви, гдѣ въ морѣ ужасающаго разврата сжигается совѣсть человѣка, и онъ становится ютовымъ и способнымъ на всякое зло. Что-же намъ дѣлать; какъ помочь избыть горе?—Отъ всей души, всего сердца, всею мыслію, крѣпостію взывать къ морямъ и вѣпрамъ Повелѣвающему: воздвигни, Ѵосуюди, си л у Твою, и пріиди, во еже спасти насъі А Онъ, Милосердный, вразумитъ и наставитъ насъ и что дѣлать, и что предпринять для борьбы со зломъ. Ей, Господи, да будетъ тако! А. Воскресенскій. Сонъ п одъ Новый Годъ. Теплая, сухая іі очень уютная Квартира на одной изъ централь ныхъ улицъ стараго, когда-то не культурнаго ново-Александровска; ^^ягкій улектрнческій свѣтъ залп- каетъ всю квартиру, дворъ, садъ п Уйііцы, изъ которыхъ большая часть асфальтовыя II торцовыя. Тѣ ужасныя мостовыя нзь .мѣст наго пзвестковаго камня, слегка Присыпанныя мусоромъ съ пожар наго двора, отошли въ областыіре- Данія п можетъ быть существуютъ •’ннііь гдѣ-то на окраинѣ, ш, родѣ мТолоясеховскаго поселка'-, обыва тели коего еще не совсѣ.мъ распла тились съ ново-явленной Губерн ской Управою. По не шнрокн.мъ, но изумитель нымъ но чистотѣ улнца.мъ н гран діозному ікелѣзо-бетонному мосту Перезъ рѣку Ель бѣгаютъ алегант- кьіе вагончики трамвая, неренол- Нецные не .менѣе элегантными пас сажирами, между которыми мель каютъ довольныя, улыбающіяся фн- зіоно.мін ,,отцовъ города". Авто.мобнлн ассенизаціоннаго го родского обоза, съ быстротий .молніи Кзрѣдка мелькаютъ но-бывшей .Ма- ке-жной улицѣ, а теперь носящей красивое названіе ,,Ростовцевской‘‘ К'Ѣ честь когда-то бывшаго город ского головы, заслуі'п котораго толь Георгій Петровичгі Ветчининъ 1- Во вторникъ 4 января скончался старѣйшій гласный нашего Земства, Георгій Петровичъ Ветчининъ. око ло 40 лѣтъ состоявшій на выборной безвоз.мездной службѣ. Гласнымъ земства онъ состоялъ безс.мѣнно. Слулшлъ п город. гла- сиы.мъ въ восьмидесятыхъ годахъ. Состоялъ членомъ учетнаго комите та при мѣстномъ отдѣленіи Госуд. Банка, въ мѣстномъ тюремномъ ко- .мнтетѣ и во многихъ другихъ мѣ стахъ, нпкогда не уклоняясь отъ тя- яселой иногда, общественной без воз.мездной работы, и при это.мъ по койный былъ рѣдкой скромности и ко теперь оцѣнило пото.мство. На бывшемъ въ прошло.мъ сто лѣтіи городско.мь нннодро.мѣ, а те перь превращенномъ въ роскошный городской скверъ бросается въ гла за, ѣдущимъ ІЮ казацкой большой дорогѣ бронзовый громадный ,,мо нументъ" съ лаконической надписью: ,,Восторженные ново-Александровцы отцу—отцовъ города". Этотъ ,,монументъ" въ ненастную погоду служитъ спасительнымъ маяко.мъ, такъ какъ наблюдавшій за отливкой этого „.монумента" го родской механикъ изъ чувства глу бокаго располо'/кенія къ нод.тнинн- ку „монумента" вставилъ въ голо ву (не подлинника конечно) мор скую сирену, которая при малѣй- віе.\іъ дуновеніи вѣтра издаетъ зву ки, услышав'ь которые заблудившій ся путникъ легко добирается до гостепріимнаго города, а .мирный мѣщанинъ, заслышавъ ревъ сире ны чаще вспоминаетъ родительни цу „монумента". Но всему городу красиво разстав лены изящные кіоски, эксплоатиру- е.мые са.мимъ городомъ и къ слову сказать, приносящіе дохода городу нес{)авненно болѣе, чѣмъ давалъ когда-то 500 десятинный городской хуторъ, но въ настоящее время сда ваемый в'ь аренду О-ву Елецкихъ авіаторовъ. По улицамъ города фланируютъ въ изобиліи лица, одѣтыя въ кра сивое, военнаго покроя, платье съ сытыми II довольными фпзіономія- .мн, этн лица гордость гуманнѣй шаго изъ ста двадцати мѣстныхъ о-въ, носящаго скромное названіе „патронатъ". Театральная площадь съ велн- чественпы.мъ зданіе.мъ, носящимъ гордое названіе „городской театръ" вмѣсто бывшаго сштепа, куда пря тали обозныя фуры, квартировав шаго пѣхотнаго полка. Внутреннее убранство театра впол нѣ соотвѣтствовало наружему виду. Электрическое освѣщеніе, золото п бархатъ были-въ изобиліи, но безъ всякаго вкуса, распредѣлены: точь въ точь какъ въ богатом ь домѣ воллсскаго лѣсонромышленнпка, гдѣ всего .много, но ко всему этому .мно- го.му чего-то не достаетт. такого, чего нельзя купить пн за какія деньги. Съ труппою этого храма .Мельпо мены дѣло обстонгь не лучше чѣм'ь съ золотомъ II бархатомъ, но здѣсь „огонекъ" иногда нросвѣчп- вает ь II тамъ, гдѣ> его можно .мень ше всего ожидать, но только конеч но не тамъ, гдѣ его находитъ за худалый театральный рецензентъ худосочной провинціальной га.зетки. Съ театральной площади трамвай перевезъ .меня, но новому .мосту, этому чуду современной техники, за рѣку Ель. Здѣсь но широкимъ, краснвы.мъ улицамъ въ изобиліи, но въ полной си.метрін разставлены водопроводныя тумбы съ большими кранами, дающія обывателямъ да- 7ке глухих'ь улицъ за-Елья чистую, какъ кристаллъ и здоровую воду проведенную изъ центральнаго го родского водопровода. А на город скомъ выгонѣ блнясе къ полотну желѣзной дорогѣ, принадлежащей обществу, славящемуся своими пас- саишрскн.мн вагонами, въ которыхъ ѣздятъ пасса/кнры, предварительно застраховавъ свою яшзнв, для чего по станція.мъ о-ва этой дороги къ услугамъ нассалшровъ кіоски, съ красивыми агентами—барыпіня.мн, стройными рядами выросъ цѣлый больничный городокъ с'ь спеціаль ными бараками для больныхъ съ остро-заразными заболѣваніями. Отсюда трамвай перенесъ пась кт>городской больницѣ, находящейся близь Травяной площади, но но до рогѣ трамвай на все.мъ ходу вдругъ остановился. По инерціи я стукнулся лбо.мъ С’Ь своей хоро шенькой сосѣдкой н проснулся.... Око.то меня стаяла грязная ку харка II довольно безцеремонно теребила за руку, дошіадывая, что „хояшлые" пришли поздравить с'ь Новымъ Годомъ. Я выругался и далт> два нятіалтынныхъ. Египтянинъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz