Голос порядка. 1911 г. (г. Елец)
г о л о с ъ П О Р Я Д К А . ]\о 4 1 6 великолѣпномъ, царственномъ входѣ въ. Іерусалимъ, когда все кругомъ Него ликовало, радостно звало: Осанна Сыну.. Давидовъ/, а Онъ, видѣвъ Іерусалимъ, плакася о немъ ,—не замедлп.гъ осудить законопреступпыіі городъ и зако нопреступный народъ. Содрагаешься, когда слигаипи. н витаешь, накт, стра-! шенъ II безпощаденъ былт. этотъ судъ! Такія мысли невольно сами собою напрашиваются на умъ, овладѣваюгь имъ, неотступно стоятъ предъ тобою, когда думаешь о судьбѣ парода изра ильскаго и его преступленіи. Посмот римъ, не лежнт'ь ли и на насъ, народѣ русскомъ, печать божественнаго осуж- д.інія? Вотъ—17 октября 1Ь8Ч года. Ка кое величайшее благоді’.япіе излито Го сподомъ на Россію въ чудеі”пом ь со.^ра- неніи драгоцѣнной жизни ігь Бозѣ по чившаго Императора Александра Але ксандровича и всего его Августѣіішаго Се.мействаІ Съ утѣшеніемъ, духовною отр.ідою вспоминаешь объ это.ѵгь 17 ок тября. Но есть и еще день 17 окт. 1!»05г., когда сь высоты престола, изь устъ Самодержавнаго Монарха, его под- дашіы.мь, вс'Ьмь, безі> различія на ціональностей, вк'.роисновѣданін, поли тическихъ убѣжденій и оословныхт, пре имуществъ была дарована ненри косиовен- ность личности, свобода собраній и со юзовъ II т. д. ^Іудное это слово свобода, но прежде чѣмъ люди вкусятъ отъ благодѣтель ныхъ плодовъ ея, какъ много человѣ честву приходится претерпѣть жесто кихъ уроковъ для того, чтобы только попять, осмыслить, оцѣнить истинное значеніе этого слова. II какь печальна вообще участь всѣхъ великихъ освобо дителей человѣчества. Вот'ь предъ умственнымъ взоромъ на шимт> пророкъ Моисей, освободивоіій ев реевъ отъ тяжкаго ііабства египетскаго. Что-же освобожденные? Они многократно ропщут'ь на своего освободителя, воору жаются ка.мнямн, готовые убить его, и убили бы, если бы не сила и чудо Бо жіи (Даѳанъ, Кореи и Авиронъ) сохра нили его, такъ еще необходимую для многихъ жизнь. Во'п> предъ нами. Спаситель пашъ- Іисусъ Христост.. Никто не говорилъ ■такъ, какъ говорилъ Онъ. Никто не 'сдѣлалъ того, что сдѣлалт. Онъ. Никто і не оказалъ такого ве.:іичайшаго блага Iдля человѣчества, какое оказано Имъ: \і)аде имъ облаетъ чадомъ Божіимъ бы т а и, однако-же, освобожденные отъ !грѣха II смерти вознесли Его на крестъ. Далѣе предь на.ми залитый собствен- , пою кровью нашъ родпой, русскій Царь Освободитель Александръ II. Итакъ, вотъ какъ отплатили Тебѣ облагодѣтель- ствованные Тобою подданные! Занимъ-^ Внукъ великаго Дііда—нынѣ царствую щій Государь Императоръ съ Его мило стивымъ манифестомъ. И что-же мы видим'ь? Вмѣсто того, чтобы принять его, какъ и слѣдовало, съ чувствомъ глубочайшей благодарно сти къ милостивому Монарху, мирно провести его въ жизнь, всѣми с.поями общества какъ бы обуял'ь родъ нѣкоего помѣшательства. Произошла мгновенная переоцѣнка всѣхъ цѣпностей. Тѣ, убѣж денія. которыя вырабатывались путемъ иногда долгол ѣтняго жизненнаго опыта, были соверпіенно и безжа.^остио остав лены II замѣнены другими, родившими ся только вчера. II то, что вчера еще почиталось святымъ и досточестнымъ— нынѣ оказалось позорнымъ и никуда негоднымъ. Каждый день родилъ но выхъ кумировъ только для того, чтобы на слѣдующій они казались повержен ными во прахъ, съ замѣною ихъ новы ми, и т. д. до безконечности. Религіоз ныя, семейственныя, гющественныя осно вы исчезли, какъ будто ихт, никогда и не существовало. Оставаться религіоз- ны.м'ь въ эти сумасшедшіе дни—счита лось величайшимъ преступленіе.мъ; быть вѣрнымъ Царю и отечеству, вѣрнымъ Го р од ъ Слецъ и настоящемъ государственнымъ общественнымъ осно вамъ—было равносильно признанію се бя величайшимъ врагомъ общественнаго порядка, или точнѣе—наступившаго и царствовавшаго безпорядка; оставаться добрымъ семьяниномъ--IIстолковывалось въ смыслѣ, отсталости. С.човомъ, полу чалось что-то невозможное. Теперь, переживая эти многоскорбные и воистину многонечальные годы, ста раешься разобраться: откуда приньчо къ намъ это несчастіе величайшее; это смѣшеніе понятій; эта переоцѣнка всѣхъ цѣнностей? II чрезъ даль вѣковъ, и.зъ неложныхъ устъ Христа Спасителя слы шишь отвѣтъ на мучащій тебя вопросъ: спящимъ человѣкомъ—врагъ всѣя плеве лы... врагъ—человѣкъ сіе сотвори... всѣ- явыіі плевелы — ес7пь сынъ непріязни, т. е. діаволъ, которому нестерпимъ и ненавистенъ какой бы то ни было миръ II порядокъ, которыіі искони плодигь безпорядки II воздвигаетъ нестроенія, употребляя для этого преданныхъ ему людей, какъ орудія своей воли. 1І было бы съ полъ-бѣды еще, если бы это обу явшее всѣ,хъ, за исключеніемъ немно гихъ избранныхъ, сумасшествіе продол жалось лишь незначительное время; если бы оно выразилось одними только сумасбродными уличными манифестація ми недозрѣлой молодежи, мнящихъ се- бъ его прошѳашемъ (Опытъ историческаго очерка). ( ІІрОДОЛИСРІіІО). Извѣстно, что нросвѣтите.темч. вя- шею святымі, и его учошікомт/ч тпчей свѣтомь Еваііп'лія, бы.гь „Языческое имя Кукіііи и самое кіево-печерскій іпюк'ь св. Кукпіа.-званіе проповѣдника вятичей, і’ово-1 нсторнчоскон истины въ XII вѣкѣ ходившій К'ь ии.м’і, съ рить иреосв. <1-'іі;іарс'П> черниговскій,! Слова Боікія явиться челов'ѣку съ знаніемъ мѣстнаго нарѣчія'*. *) Кт. ::^тому слѣдуетт. добавить, что съ |знаніе.мъ языка вятичей необходимо было п всестороннее знаніе иле.мен- ^наго ихт. быта, своеобразныхъ вѣ- ' рованій. нравовъ н обычаевъ, чѣмъ, ібезъ сомнѣнія, и располагалъ въ 'ісовершенствѣ св. Кукша. Время его іпроповѣднической д ѣ я т ол ы і о с т и {нреосвяшеиный ‘ѣнларетъ полагаетъ между 1115 и 1141 годами. Но мы ни М1УІО не ногрѣшимт. если не себя см'Г.лость сказать словомт. благовѣстія о Христѣ съ даюгыіравонредиолояѵить, чтонрено-]у^.,^(.рд[ітелыю, что Евангеліе Хри- учеником'ь свои.м'ь Инконо.м'ь. ()дна- лобный Кукша самт» былъ урояідеи-1 ц вѣроученіе христіанское цемъ страны вятичей, и -тюбовь | оы . іо еще нѣсколь- святая къ соплеменникамъ, страж- ранѣ.е миссіонерскнхт. подвиговъ душимъ отъ язычества, вызвала его на многострада.тыіый апостольскій зццъ полагаетъ, подвигъ среди вятичей". ') Эту же мысль ст. особенной настойчивостью проводить въ своей киигѣ, авторъ „Исторіи Церкви въ предѣлахъ Ка лужской губерніи", населенной, какъ извѣстно, вятича.ми: онъ го воритъ: ,,сохраненіе при просвѣ.ти- телѣ вятичей языческаго имени. 1русской дерікавы: оии только и.та- облачснія и другія прииадлсукиости | вѣроятно—въ отличіе отъ другихъ тили дань нашимъ князьямь, и въ богослуікенія. Всѣмъ этнм ь св. Кук-| своихъ собратій но обители, даетъ теченіи всего XI вѣка продолжали шу могли снабдить частію черни-1 разу.мѣть, что оіп. былъ иноиле.мен- 1укрѣпляться собственными князья ми. Это и могло слуясить препятст віемъ для русскаго духовенства къ распространенію между ними хри- ко, не .могло быть, чтобы оии толь ко вдвоемъ отправились вт. отда ленную страну и при ТОМЬ на та кое ве.тнкое дѣло: н.мь нуікны бы ли и ио.мощннки II проводники. Въ случаѣ успѣха проповѣди, н.мъ не- обходи.мы были лица, которыхт. бы оии могли оставить иа .мѣстѣ іп. качествѣ духовныхь руководителей II продолжателей ихъ дѣла; имъ ие- обходи.мы бы.ін. иаконеігь, иконы, богослужебныя книги, церковныя св. Кукшн. И вогь почему. Карам- іто вятичи приня ли христіанство или въ исходѣ, XI пли у7ке въ XII вѣкѣ. ") Пашъ 7ке именитый церковный историкъ, мит рополитъ Макарій, говоритъ бук вально слѣдующее: ,, вятичи іп. царствованіе св. Влади.міра еще не входн,:ін совершенно вт. составт. говскиі епископъ Ѳеоктисгь. въ со- инкъ и но всѣ.мт, вѣроятіямъ, изт. ставь онархіи котораго входила вятичей. Мы зиае.мъ, что еще при печерскій н|)енодобномъ Литоніи .монастырь земля вятичей, бывшій печерскій н|)енодобномъ Литоніи игумеігь, II існязья. а частію Кіево-1Печерскій имѣла, до ста братій, ко- ІІечерская обитель. Сколько именноіторые стеклись со всѣхт> коні*овъ времени иробы.тъ св. Кукша вт. зем- І’оссіи, изт, всѣхъ сословій, иные лѣ вятичей II иаско.тько успѣшна;же приходили отъ другихъ наро- бы.та его проповѣдь.-—на ото исто-,довт.: Лнтоній изъ Ліобеча, Ѳеодосій рическихъ указаній нѣтъ. Извѣстно дізь области Курской, сопредѣльной только изъ раиисаннаго вт. изт. Торойца. ІІечер- вятича.мъ, Псаакій скомъ Патерикѣ, сказанія св. Гимо-1 Лреоа изъ Полоцка, Ефре.м ь—Грекъ, иа. сиискоиа Владимірскаго, что іМоисей—Угрииъ (.мадьярт,). . Слѣ- нроновѣдь Кукшн сонрово:кда.тась 1дователыю, нѣтт, ничего иеиравдо- велнкііми знаменіями н многими Iподобнаго предположить, что вт-, чудесами. .,Многа ясе и ве.тика чу-!такой разнообразной ио ироисхояс- деса сотвори, говорится въ Патери-і денію семьѣ св. Кукша былт, изъ кѣ: бѣсы ирогиа, доятдь съ иебесе | вятичей. Да и чѣмъ блшке, какъ сведе, озеро изсуши и ииа различ-!ие утимт. предіюлоятеніемъ. моясио иа удивительная знаменія нос.тѣдо-і объяснить себѣ его апостольскую ваша ему". Подвигъ проповѣди хри-1 ревность къ просвѣщенію этого иле- стіанства Кукша ііакончіілт, .мученн-:меніі? Это тѣмъ вѣроятнѣе, что ио ческою с.мертію: ..ио многихъ му-!замѣчанію ученаго ПІафарика, вя- говорнтся тамТ), отт. невѣр-!тичн, какъ пришлецы ст, берегов ь !Иис.ты. безъ сомнѣнія, вначалѣ от- |лича.тись свонмт, нарѣчіемъ отъ блияіннхъ сосѣдей-ильменски.ѵь сла- кахъ, говори ь иыхт, усѣ.чеит, бысть ст. ученіікомт. своимъ. Такяѵс прозііѣвъ Пименъ по стникъ усѣченіе блаженнаго Кукшн. отстоящаго далече, иосредѣ церкви печерскія велегласно возопи: братъ нашъ Кукша въ • сей день иротпво свѣта убіенъ есть. II сія рекъ, пре- ставися въ единъ день съ Кук- вянъ II сѣв ерянъ , конечно и иоляиъ (к іевскихъ ): и потому необходимо было для проповѣди среди иихъ стіаиской вѣры. Съ другой стороны, нзт. словъ лѣтописца строго ие слѣдуетъ, будто вятичи асѣ, даже ВТ, его вре.мя, оставались совершен ными язычниками, н и.мт, дотолѣ, возвѣщено Евангеліе: потому что, не было II нриняв'ь св. вѣру, многіе изъ нихт,, но грубости, могли сохра нить древнія свон суевѣрія, какъ нерѣдко поступали и другіе ново обращенные христіане. Явленіе со вершенно естественное и неизбѣж но; невозмоято, чтобы вт, какомт,- лнбо народѣ вдругъ могли искор- ииться религіозныя вѣрованія су ществовавшія, .мояіетъ быть, цѣлые вѣка II тысяче.тѣ,тія.— чтобы всѣ, люди легко отказались отъ тѣхъ сердечныхъ убѣжденій, которыя всосали оии съ мо.токомъ материимт,, на которыя привыкли смотрѣть, какъ на самыя священныя и дра гоцѣнныя. Было это явленіе повсю д у при введеніи христіанской вѣры: яВусскіе Святі-іе**, 27 день м. августа. неудивительно, если оно повтори лось II здѣсь. Быраікеніе св. Симо на, епископа Владимірскаго, что иреиод. Кукша і) ,,крести.тъ тогда псѣхъ вятичей, и преліде между ни ми ие было хрпстіаігь. Нѣтт,, мо жемъ справедливо повторять слова пресвитера Илларіона, что въ Рос сіи еще при св. Влади.мірѣ ,.труда апостольская и громъ Евангельскій огласили всѣ города, и вся зе.мля наша въ одно время стала славить Христа со Отцемъ и Св. Духомъ". -») Даяіе по дни Владиміра Монома ха вятичи имѣли евіе собственнаго князя Ходату. з) /(а и моягемъ ли сомнѣваться, чтобы, въ иродолясеніи многолѣтней дѣятельности св. Вла диміра осталось хотя одно мѣсто въ Россіи, куда бы не проникла Евангельская проповѣдь, — когда извѣстно, что онъ посыла.тт, пропо вѣдника даяч'с къ болгарамъ вол- ;кскимъ и обратилъ ко Христу нѣ которыхъ изт, иихъ, а также четы рехъ князей ихъ, П принявшихъ к'рещеніе въ Кіевѣ,, что оиъ старал ся насадить христіанство да'лсе въ глубинѣ, сѣвера, въ Біарміи. на бе регахъ Двины? Мо7кемъ-ли сомнѣ ваться, когда лѣтописи увѣряютъ пасъ, что первосвятитель Михаилъ, иредринимавшій путешествіе съ другими святителями сперва въ Новгородъ, ІЮТО.МЪ въ Ростовъ, ВТ, тоже вре.мя ие обтекалъ съ пропо вѣдью II всю землю русскую? Прав да, все сказанное нами не болѣе, какт. однѣ, догадки,—но догадки, не чуя:дыя основаній? ”). Гакнмъ Образомъ несомнѣнна истина, что елецкія зе.мли, входив шія въ составт. завоеваній Олега, ( ’вятослава, Владиміра, и ио кончи нѣ >Ірослава І-го вт, 1054 году, до ставшіяся сыну его Святославу чер ниговскому б) еще въ XI вѣкѣ бы ли уже несомнѣнно христіанскими. Ц Исторія Церкви нь ііредѣлахт. Калужской губ., очер. 10—11, прим, :і2. „Русскіе Святыв“, 27 день м. августа. **) Истор. Карам.ч. т. II, прнм. 138. (Продолженіе слѣдуетъ.) ') -Вятичи крестіі“, уже въ X II вѣкѣ не зн а читъ того, будто Кукша. ■) яСлово мнтроп. ІІла)>іона“—въ ІІрибавл. къ Тво]> св. Отц 11, 27.3—274. ») Поли. Собр. Рус. .Тѣтоп. I, в—10:і. Ц Степей, кіі. I. 49; снес. ІІпкоп. .Тѣтоп. I, 95. •'') Истор. Рѵс. Церк. митрои. Макарія, пзд. 1889 г., С -ІІ.-В. т. I. стр. 21. 6) См. справочный Энциклопедическііі словарь т. III, букв. В., ст. „Вятнчи“. бя вѣй Нѣ' жѳ, іие пол сыі Так и с шііі гот сна пре нег по{: 1 МОі рое тіе поі бо; са, мо: ми МН( кре жи Же кре воі съ бы п р МО Жй •^ЙІ дѣ чее Ни ле: Ля II бы Мі, бы не тіе II Ж; са г р СИ Вт се Го Ж; Ст іН К.' Кі III К; м В; У' аі II; II II д л т т с н л ч 1 1 с I а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz