Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)
№ 1 6 г о л о с ъ П О Р Я Д К А . Совѣ та училища въ день засѣ данія Со вѣ та 8 января 1910 года.) Въ момепть откритііг дѣ йствій Роди тельскихъ Организацій при Гіі)авитель- (ѵ гііотті.іхі. у'К'Оііыхі. ііаік'дсиіях-ь, ішсл і.- довавшихъ съ ВЫСОЧА1ІШАГО соизво ленія, Министерство осуществляя такую Монаршую волю, въ рядѣ своихъ цир- куляров'і. указало, что школа для уче нія, школа должна быть чужда полити ки и, что цѣ ль созданія Родительскихъ Комитетовъ )) Оказанія содѣ йствія пра вильной постановкѣ учебио-воспитатель наго дііла въ с])едиеіі школѣ и 2 ) устра неніе из'ь нея тѣ хъ ненормальныхъ яв- ленііі, которыя иміѵ ін въ ней мѣ сто въ послѣ днее время. Таковым'ь рѣ шеніемь Правительства признавшимъ пользу Ро дительскихъ Комитетовг., узаконивается Нѵ еланіе Правителі.ства знать нужды и мн'Ьнія родителеіі ио дѣ лу образованія ихъ дѣ .тей и прислушаться до нѣ кото рой степени къ ихь голосу. Въ ирисноиамятііыо всЬмъ намъ дни 190.6 и послѣ дуннцихъ годовъ, школа была захвачена революціонной волной, и въ нее вошла съ улицы политика, и если таковая не могла пустить глубо- ких'ь корней и была задушена, то един ственно лишь потому, что сами лвщи, а слѣ довательно и продуктъ ихт. —дѣ ти, охваченные временным'ь уга})нымт. бре- дом'ь, не .знали тоі'о, чего хотѣ ли и къ чему стремилисі>, ибо всѣ теоріи марк- сизмовъ, со^ 1 ,іализмов'I. и всѣ хъ ирочихт. измовъ, не выдерживали к])итики здра ваго, строгаго и холоднаго разума, раз- летаясі. въ дребезги пере.ѵ ь т[)ебованіями жизненноіі дѣ йствительности, ибо вт. сердцѣ означенныхъ людей не были за- дѣ >ты и оскорблены самыя святыя и су- ществепиѣ ііпіія чувства, всосанныхъ, съ молокомт. матери. Совсѣ мъ, другое получится, если ѵ съ моей стороны, т. к. меня о томъ не спрашнвають, и не входиъ'ъ въ кругъ моей дѣ ятельности и ко.миетеиціи. Означенныя :ке, предполагаемая мі.ра, к а к ъ . М'Ь]яі б е а у с л о і і и о м о л и т и ч е е к а я , и въ моментъ, когда въ настоящее время іі])обуждается съ каждымъ, дне.м'ь все болѣ .е и болѣ е чувство народнаго на ціональнаго самосознанія, моясетьвызвать внесеніе въ школу гіолитикп, что са мимъ Правительствомъ, и всѣ ми б.ъаго- раз}З.ІНЫМИ родителями признано совер шенно нежелательнымъ инедопустимымъ. Введеніе языковъ финскаго и швед скаго, какъ языковъ племепъ іі ностеіі входящихъ въ силу основныхъ законовъ въ составъ. Россійской Имперіи глубоко оскорбительно націоналыю.му чувству всякаго русскаго человѣ ка, вы зывая чувство жгучаго стыда и униже нія великаго народа, тысячелѣ тнимъ тру домъ создавшимъ, могущественное госу дарство, занимающее шестую часть .зем ного шара, передъ мелкой присоединен ной единицей, всегда къ. тому :ке нахо дившейся въ. подчиненіи другого наро да и никогда не бывшаго самостоятель нымъ государствомъ. Англія, съ. гордостью говорящая, что въ ея владѣ ніяхъ никогда не .заходитъ. со.тінце II ежечасно по всѣ хъ, широтахъ, бьютъ, англійскіе барабаны, въ. своихъ коледжахъ. не изучасть языковъ. ііодв.ъа- стныхъ еіі племенъ, и народовъ, да и вообще не стремится къ. изученію дру гихъ. языковъ. Германія нс будетъ, изучать польскаго языка только ио тому, что поляки на ходятся въ ея подданствѣ и усердно въ покоренной Эльзасъ-Лотарингіи насаж- даеть свой родной языкъ.. Вотъ, достойный подражанія примѣ ръ гордаго развитія наро;ціаго самосозна нія и глубокой вѣ ры въ. свои силы, въ массы или толпы будуть задѣ ты именно свою иаціоналыюсті.. Всякая упажаюпщя себя де{іжава раз- таковыя ч}'вства или инстинкты, пли за дѣ то самолюбіе, тогда дѣ ііствительно мо жетъ вспыхнуть нѣ что гораздо болѣ е серьезное, передъ, чѣ мъ, невольно содро гается человѣ ческая мысль. Къ числу такихъ, высокихъ, святыхъ и великихъ чувствъ тысячелѣ тіями вспо- еішыіі материнскимъ мо.ъокомъ, во всѣ хъ странахъ міра съ. самыхъ, отдаленныхъ древне-историческихъ временъ и эпохъ —.это народное самолюбіе, чувство люб ви къ родинѣ п народной гордости, т. е. вопросъ, національный обида или оскоі)- бленіе котораго влечетъ, .за собой всегда крайне пежелате.ъі.ныя и тяжелыя по слѣ дствія, и упадокъ, таковыхъ, духов ныхъ силъ народа неминуемо влечегь за собоіі регрессъ, и затѣ .мъ гибе.ъі. цѣ лаго народа пли племени. Исторіей ніу- тить_ нельзя, показывающей на.ѵ іъ. пе чальную судьбу народовъ., не слѣ дую щихъ ея указаніямъ. Графъ. Мусинъ-Пушкинъ, вступивъ въ управленіе СПГъ учебнымъ, округомъ, первымъ, своимъ, д ' і і . ъ о м ъ немедленно предписалъ къ исполненію свой цирку ляръ, пздашшіі имъ. въ Одессѣ , въ. ко емъ. говорится и требуется всемѣ рное воспитаніе юношества в ьнатріотическомъ направ.ъеніи въ. духѣ національномъ. Циркуляръ, этотъ., бывшііі предметомъ обсужденія педагогическ.ъго совѣ та, при вѣ тствовался всѣ ми [юдителя.ми, въ томъ числѣ и Родителі.скпмъ. Комитетомъ, ко его я и.мѣ ю честь состоятг. предсѣ да телемъ. . Р]два, едва .лишь затихшему броженію прежнихъ лѣ тъ, особенно сильно отра- зивніемся на 1 -мъ. реа.ъі.номъ. училищѣ , только, только начинающему втягивать ся въ нормальную жизнь, по моему лич ному и глубокому разумѣ нію, ему вновь грозитъ, внесеніе въ. шко.ъу политики, вслѣ дствіе уязв.чеіінаго паціоналыіаго чувства гордости и Яігучаго стыда и обиды, вслѣ дствіе желанія ввести обу ченіе ((шнскаго и шведскаго языковъ., и даже наибольшаго его ііасііространенія, сре.чи учащеііся молоделси. Нельзя обсулсдать какихъ либо мѣ ръ, не уяснивъ и не ііа.зобравъ. предвари тельно цѣ ли. Не .могу не указать, ибо для меші это вполнѣ ясно, въ л:еланіи Его Высоко превосходительства г-на Предсѣ дателя Совѣ та .Министровъ, конечно, кроется лсе- ланіе цервостепеипой политической важ ности, но тѣ мъ, не менѣ е мой долгъ, гралсданина, повелѣ ваетъ, ясно и онре- дѣ леппо высказаться, что Правительство для осуществ.ъенія такого своего стрем ленія, имѣ етъ, массу болѣ е радикальныхъ, болѣ е цѣ лесообра.зні.іхъ, ;гѣ іістнитель- ныхъ и главное болѣ е быстрыхъ спосо бовъ, указаніе коихъ было бы дерзостью виваетъ. въ своихъ подданныхъ любовь къ своеіі государственной націоиалыіо- ности, поднимая какъ можно выше и ннтенсивнѣ е сознательное къ неі! отно шеніе, стремясь до фанатизма развить это высокое и святое чувство, подии.ма- ющее духъ, патріотиз.ма, внушая этимъ, по отношенію себя уваженіе со стороны прочихъ державъ и невольное п]>екло- неиіе со стороны покореипыхъ племенъ, и народностей. Неужели же Великая, единая и нед ѣ лимая Россія, гос}’дарственнымъ язы комъ коей является русскій, моясетъ. СНИ .30ЙТИ до униженія изученія ([шп- скаго и шведскаго языковъ, только по тому, чтобы пони-мать и разбираться въ. нелѣ постяхъ Мехе.ъина н его присныхъ.. Не есть ли это признаніе надъ собоіі высшей культуры, не есть ли это мол чаливое и краснорѣ чивое признаніе своей слабости или безсилія. Если же мы на столько уяѵ с внутрешю разложились, что перестаемъ быть великимъ народомъ, быті. хозяевами своего государства, и изъ. господъ, превращаемъ, себя въ ра бовъ. и холоповъ покоренныхъ, нами ино родцевъ и племенъ п проявляемъ пак- лоиііость растворяться въ чуясихъ ііа- родііостяхъ., не будучи въ состояніи ихъ растворить и ассимилировать, то уже во имя просто справедливости и безпри- страсности, на тѣ хъ же условіяхъ, слѣ дуетъ ввести въ. курсъ государственной школы эстонскій, латышскій, грузннскііі, а[)мянскій, бухарскііі, польскій и еврей скій языки, а мояштъ быть въ. будущемъ, и нашъ катехизисъ замѣ нить толмудомь. Изъ новыхъ, языковъ у пасъ, изучается обязательными французскій, какъ, обще принятый въ международномъ, обраще ніи и нѣ мецкій, какъ, языкъ, науки. Это языки живые, языки .мировыхъ дерясавъ, языки имѣ ющіе огромнѣ йшую богатѣ й шую и все.мірно извѣ стную .ъитературу, языки вносящіе повсюду кулі.туру, и тѣ мъ не менѣ е мы видимъ, что эти язы ки столь необходимые д.;ія всякаго че ловѣ ка посягающаго на право культур ности, не имѣ ютъ никакихъ, особыхъ п{)авъ. и преимуществъ передъ языкомъ, государственнымъ, русскимъ и за изуче ніе ихъ стипендій не даютъ. Ріеоднократно указывалось и родите лями 1 -го реальнаго училища, что жела тельно и шюбходимо поднять на боль шую высоту преподаваніе своего род ного языка, и что они не вполнѣ до вольны его постаіпвкоіі, но голосъ, пхъ тонетъ въ безднахъ, отвѣ товъ, о невоз можности по неимѣ нію средствъ.. Теперь па сцену нояв..ъяется бѣ дный финскій языкъ, столі. же бѣ дный и не- ііривѣ тливыіі, неблагозвучны іі, какъ бѣ дна и угрюма природа этого края, не имѣ ющаго за собоіі никакого прошлаго, никакоіі литературы, за исключеніемъ .іііііпь .')0 ш'счастш.іх'і. рунъ. „К'алспа,ііы“ и а р о д ш и ч і у н о с и ; и л о т ъ д л я и зучен ія такого бѣ днаго языка, племени уже 100 лѣ 'гь находящагося во владѣ ніи 1 'усскоіі Ко})опы, развивающагося вдобавокъ за счетъ, русскаго народа, онъ. становится въ совершенно особое исключительное положеніе, въ. положеніе превыше 2 -хъ шіостраппыхъ культурныхъ, языковъ п своего народнаго государственнаго п для такого языка деш.гп есть, учрежда- народ-іются стипендіи, д.ъя русскаго ясе-языка іденеш. нѣ тъ. ' ^ Пе есть ли это непронзводительныіі расходъ, народныхъ денегъ., не есть ли это насіі.ъьствеіііюе привитіе космополи тизма, не есть ли это начало гибели и к])ушепіи русскаго національнаго само сознанія и патріотизма, не есть ли это плохая, выражаясь коммерческимъ язы комъ, покупка, ибо люди соблазнившіеся оячидаміемъ. выгодъ , продавшія свою на родную гордость и самознаніе не могуть II пе будутъ, вѣ рными и прецаиными слугами престола и отечества. Мнѣ каясется, что такой мѣ іюй, мы только со.здадимъ кадръ, людеіі, которые только ради стипеидііі, ради возможно сти безп.ъатпо получить высшее образо ваніе примутся за изученіе этихъ я.чы- ковъ, а ноіідутъ ли потомъ ио этоіі до рогѣ это еще большоіі и болі.шой во просъ. Только люди окончившіе курсъ, впол нѣ окрѣ пшіе въ своемъ, національномъ самосознаніи, вполнѣ ясно сознавшіе свое яѵ е.ъаніе принести поль.зу своему отечеству, служа на этомъ весьма от вѣ тственномъ передъ, своеіі родипоіі по прищѣ , могутъ, приступить къ. .этому, и вотъ, таки.мъ людямъ. Правительство .мо- ясетъ п доляспо прііідти па помощь. Со здавая такое исключительное положеніе, какъ выдачу стипендій за изученіе фин скаго II шведскаго я.зыковъ, пе желаетъ, ли Министерство эти.мъ. ■поставить ихъ изученіе вполнѣ безукоризненно и не сознается ли этимъ само, въ, болѣ е чѣ мъ. ск{)омноіі и неудовлетворителыіоіі по становкѣ новыхъ, языковъ, что ыгіючем ь З'ясе давно ни для кого не таііна. Какъ, наконецъ смогутъ родители прп- знаті. своихъ дѣ теіі годными для вынол- ненія столь отвѣ тственнаго дѣ ла, кото рыя даже изучивъ и, зная финскій языкъ, могу'гь быть совершенно непод ходящими для этоіі ро.ъи, но сообраясе- ніямъ. чисто госз’дарстеннаго свойства. •Мнѣ каясется, что въ, этомъ случаѣ , Правительство само до.:іжпо остановить свой выборъ на людяхъ, полоясителыіыхъ и надеясныхъ, и и.мъ. н])едлоясить з"ке вполнѣ созпате.ъыю изучить языки, со образно требованіямъ. Правпте.ъьетва. Съ. благоговѣ ніемъ преклоняясь пе редъ, волеіі М(,)Н.АРХА выраягенпой* въ, Высочаіішемъ нове.ъѣ ніи 17 декабря 190.) года, относительно предоставленія пра ва за.мѣ иять из}’ченіе одного н.зъ ино странныхъ обязательныхъ языковъ, для учащихся въ Гельсинг({) 0 ])скоіі Алексан- дровскоіі гимназіи, какъ, передъ актомъ, глубочайшей госз’дарствеііноіі .мудрости и необходн.мости, п въ виду особой пс- ключителыіоіі милости и особаго исклю ченія закона утве[)Яѵ деннаго законода тельнымъ норядко.м'ь, и воспріявшаго только лишь для этой гимназіи силу .мѣ стнаго закона, пе вълыю является слѣ дз’ющііі вопросъ., пмѣ етч. ли право Министерство самостоятельно признаті, соотвѣ тственнымъ распространеніе это- особаго Высочаіішаго акта, даннаго толь ко лишь одпоіі гимназіи, па какіе .либо Д[)угіе учебныя заведенія Пмпеіііи, безъ особаго на то Высочайшаго сои.чволеиія, о которомъ, въ, пирк\'лярі. совершенію не з'помипается. Вмѣ стѣ съ симъ, въ, ст. 1 (И )9 и 1702 тома XI свода законовъ. Россійской Им періи, з’твержденныхъ. законодательнымъ порядкомъ п.мѣ ется подробный перечень іціедметовъ п[)еио,даваемыхъ. въ. реа.ль- номъ. училищѣ въ, коемъ, финскііі и шведскііі языки не вюпочены, и вклю ченіе таковыхъ моясетъ, быть произведе но не иначе какъ, только въ. закопода- те.ъьцомъ порядкѣ . Въ, виду всего вышеизлояѵ еииаго ішѣ ю честь доложить Вашему Высокопрево сходительству, что какъ, иредсѣ дателі. Родительскаго ко.митета боящіііся вве сти въ школу политик}у не могу и не рѣ шаюсь внесенія и обсуясденія цирку ляра Министерства въ. средз' родителеіі и вообще спросить мнѣ ніе родителей, бе.зъ особаго на то распоряженія свыше. а посему, пе имѣ я точнаго и опредѣ - .ъеннаго взгляда родителей въ рѣ шеніи такого важнаго вопроса, дабы не превы- ентг. но.ъиомочііі, я не позііп.ъітъ. собѣ принять участіе въ. обсз'Яѵ деиіи этого вопроса II въ. педагогическомъ, совѣ тѣ ., тѣ мъ, болѣ е что мѣ ра эта не была со вершенно обсуждаема съ точки зрѣ нія учебио-воспитателыюіі, почему оставаясь безмолвнымъ его х'частникомъ, позво лилъ себѣ только доложить свое личное отдѣ ѵ ъыіое мнішіе къ. че.му обязываетъ, меня нравственныіі долгь гражданина, твердо убеяѵ деннаго и вѣ .ряшаго въ си лу и мощь своего парода, и видящаго въ предлагаемоіі м ѣ рѣ начала крушенія народнаго самосознанія, къ, тому обязы ваетъ меня какъ родителя мои роди тельскія чувства, къ. подрастающему по колѣ нію, къ, тому обязываетъ, меня мой долгъ передъ, моимъ. Государемъ п вскор- мнвінеіі меня великой родиной, а такясе титулъ. Князя Россіііской Имперіи, пред ки коего 500 слишкомъ лѣ тъ совмѣ стно съ Парями труди.ъись надъ сознаніемъ, мощи II славы Русскаго Государства, вѣ рой II правдой служили, служагь и будутъ, служить Престолу и Отечеству, па точпо.м'ь основаніи законовъ, и Мо- па))щихъ. ве.ъѣ ній. О майскихъ союзахъ. (Окончаніе.) При мѣ рный уставъ „Майскаг о союза“ . 0 . Уставъ, общества по.чъ названіемъ. „Майскій Союзъвъ. с е л ѣ ....................... волости .................... губерніи ................ уѣ зда. 4; 1 . Цѣ ль общества заключается въ, защитѣ отъ. истребленія, въ. охранъ от'ь разоренія пхъ. гнѣ здъ., въ. снабясепін птицъ пищей въ. зимнее время и вооб ще въ ограясденіи ясивотныхъ отъ, же стокаго съ ними обращенія. 4; 2 . Дѣ ятельность союза ]>аспростра- нястся только н а ......................... волости ....................... губерніи ................ уѣ зда. § 3. Иъ, члены союза могуть' вступать только .ма,іьчикп школьнаго возраста. ^ 4. Каждому .мальчику, вступающему въ, члены союза, выдается печатныіі эк земпляръ нижеслѣ дующаго и.зложенія обязанности членовъ союза. Члены союза обѣ щаются: 1 ) не обра щаться дурно съ ясіівотнымн н безъ нунс- ды пе мучить ихъ, 2 ) всѣ хъ птицъ, кро мѣ хищныхъ и равно ихъ птенцовъ, вся чески беречь, : і ) гнѣ здъ, ихъ не разорять, яицъ изъ гнѣ зда не брать п никакимъ другимъ образомъ не безпокоить ихъ, 4) не убивать и не ранить ихъ, пи бро саніемъ, въ, нихъ, камнеіі, ни стрѣ лять въ нихъ, изъ руяѵ ья и лука, 5) не ло вить и не держать въ кл ѣ ткахъ или из бахъ. никакихъ, птицъ., кромѣ тѣ хъ, ко торыя могутъ, жить въ, нашемъ климатѣ только въ. неволѣ , (і) пойманныхъ птицъ выпускать на свободу и убѣ ясдать дру гихъ. поступать такъ, 7) всячески угова ривать и другихъ отъ проявленія яш- стокости со слабыми тварями. § 5. Прішяті,ій въ союзъ мальчикъ, по лучаетъ особый зиачекъ, въ, видѣ летя щей ласточки, съ. правомъ поентьегона фураяскѣ . § б. Опредѣ леніе внутренняго поряд ка II иа^подепія за исполненіемъ дѣ ть ми взятыхъ, на себя при поступленіи обязанностей возлагается на попечителя или попечительницу. § 7. Попечителемъ союза можетъ, быть лишь лицо совершеннолѣ тнее, которое назначается и увольняется губернато ромъ. по соглашенію съ попечителемъ учебнаго округа. ^ 8 . Таісъ. какъ, цѣ ль сою.за заіелючает- ся въ. ох[)аненіи итицъ и животныхъ, отъ, истребленія, то попечителю союза пре доставляется право заявлять мѣ стной полиціи, для соотвѣ тствующихъ съ ея стороны распоряженій, о нарушеніяхъ, правилъ, охоты и охраны птицъ, уста новленныхъ дѣ йствующимъ, закономъ. § 9. Попечителю разрѣ шается устраи вать для ч.ъеповъ, союза чтенія, исклю чительно относящіяся до жизни птицъ и животныхъ, II о томъ, какъ, разводить въ деііевияхъ. кустарники и де])евья, из любленные нѣ которыми породами птицъ., особенно полезными для огражденія са довъ и огородовъ, отъ. вредныхъ насѣ - ко.мыхъ II ихъ личинокъ. § 10 . Въ маѣ .мѣ сяцѣ каждаго года, въ одинъ и.зъ воскресныхъ, дней всѣ чле ны союза могутъ собираться для празд-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz