Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)
Г О Л О ' С Ъ П О Р Я Д К А . Л; 177 бесной вѣ сти, что прекраснѣ е этого ангельскаго пѣ снопѣ нія?!... И почти цѣ лыхъ два тысячелѣ тія возвѣ ш,аетъ намъ Церковь Боясія эту благую вѣ сть; почти два тысячелѣ тія ежедневно поегь она намъ эт)’ чудную пѣ снь. А челові.че- ство, осуетпвшееся въ своихъ земныхъ заботахъ, оземлепѣ вшее до невозможно сти возвести умъ и душу свою къ не бу, остается холоднымі. и равнодуш- нылмъ и къ этой вѣ сти и къ пЬснопѣ нію. Такъ-же, какъ и до пришествія ві> мірь Христа Спасителя, оно волнуется, воз- дви.зается напастей бурею, возстановля етъ царство на царство и языкъ на языкъ; такъ-же, какъ и до РождестваХри- стова, происходятъ въ немъ всяческія нестроенія, ведутся почти непрерывныя войны. Итакъ, спросите вы: нѣ тъ мира па землѣ ,—нѣ тъ мира, о которомь пѣ ли анге.ііы?! Есть, читатели. Но гдѣ ліе онъ, этотъ чудный, вожде лѣ нный миръ?Во Христѣ Іисусѣ Госпо д ѣ нашемъ, мира котораго нѣ сть пре дѣ ла; въ Его Св. Церкви, которая есть покойная пристань, безопасное убЬлаі- ще во время непогоды, корабль, управ ляемый Самимъ Христомъ, который за ничто очитаегь самые усиленные поры вы вѣ тровъ, самыя страшныя бури. Она—тихая пристань, гдѣ обуреваемые печалями жизни находятъ себѣ небур ное, тихое пристанище; она—іірпми])и- тельница враледующихъ: она—законоио- ложительница неимущимъ закона; она— возлюбленная невѣ ста Сына ІЗолсія, лю бящаго кроткихь и сми])епны‘хь, п Са мого настолько кроткаго, что Онъ не преломитъ трости сокрушенныя и льна чайшихъ бѣ дствііі созидалась п ата Богохранимая Дерлсава Россійская. А сколько было этихт> бѣ дствіи! Вотъ В'Ь первый день Рождества Христова мы молитвенно благодарили Господа, со хранившаго пашу дорогую родину въ 1812 году отъ врага страшнаго, при- шедпіаго къ намт> ст. двадесятію язык:> проникшаго въ самое сердце Россіи, и угрожавшаго ей непсчнслимыми бѣ д ствіями. Но Господі. сохранил'ь Русь от'ь этихт. бѣ дствій, потому что опа умилостивила его споимъ искрещпімъ покаяніемъ, исправ.леніемъ вкравшихся во внутреннюю и виѣ пшюю жизнь ея грѣ ховныхъ ошпбоіп.. Воті> сравнительно не такъ еще давно закончилась у насъ война С'ь Японіей, побѣ да надъ которою представляласі> намъ и .легкою и не требовавшею тѣ хъ громадныхъ усилій и потерь, которыя мы, ВТ. концѣ , концовъ, понесли. Гдѣ искать причинъ этой несчастной войны, и въ чемъ ихъ усматривать?!—Когда воздухъ насыщается э.тектричествомъ— ра.здается громь и блистаетъ молнія. II громъ бранный ра.здался и заблистали смертонбсныя орудія, извергая людямъ ист[)ебленіе. /Іолжни быті. беззаконія Онъ,—притчею, посмѣ шищемъ у всѣ хъ народовъ. Пришелецъ который среди тебя будетъ возвышатьсш выше и выше. а ты будешь опускаться ниже и ниже. Онт. будетъ главою, а ты будешь хво- наша превзыдоша главы паша, если внемшася не угаситъ. Бъ ней миръ Бо- ліііі; она—есть сокровищница, и храни- те.тьница, и раздаятельница его, потому что ВТ. ней неотступно пребываетъ Хри стосъ. Обратите вашу мысль кт. истек- шимт, временамъ христіанства: кровію христіанскою обагрена вся вселенная, самые костры, безъ преувеличенія можно сказать, заливались ею; потаенные хри стіане разыскпвалисі. всюду: и изъ і;а- токомбъ мрачныхъ, и и.зт. пустынныхъ мѣ стъ отдаленныхъ,' влекли ихт. на су дилища, но они оставались спокойны.ми и радовались, что лютою, смертію, кото рой предавали ихъ мз'чите-ти, они ско рѣ е разрѣ шатся отъ }'зт> п.:юти и сое.чи- иятся съ возлюбленнымъ своимъ Хри стомъ. Что давало имт. мужество кт. этом)'?—Миръ Божій.—Не тотъ мирь, который понимается, какт стомъ. (Второй, гл. 28). И кто не знаетъ, какъ все это ст. буквальною точностію исполнилось въ судьбахт. парода изра ильскаго? Таковт. законт.: за измѣ ну вѣ рѣ отцовт. своихт.. .за несоб.тіоденіе добрыхъ обычаевъ и преданій предковт. пашихт.. Господь лишаетъ своего бла- гословекія, и въ частной и въ общест венной жизпи“. Итакъ, исправимъ жизнь пашу, ст. Божіею помощію будемъ трудиться надъ искорененіемъ плевелъ, возросшихъ па нивѣ , сердецъ пашихт.. и вся исгсушакпце въ зарубелспыхъ сосѣ дяхъ пашихт., 6\'- демъ одного только добраго дерлсаться и Лѵ ить такъ, какъ жили наши благоче стивые предки: ВТ. мнрѣ ѵ ст. Богомъ и людьми, слушая и исполняя заповѣ ди Евангелія о любви Богу и блилспем,ѵ . располагая и во всѣ хт. осталыіі.іхт. с.т\’- чаяхт. жизнь пашу по ученію Христов}', преклоняя волю нашу вт. дѣ тское по слушаніе уставомт. и законоположеніямъ Церкви Его, бодрствуя Пе ,ч іліОСТНО. мо- .лясь непрестанно, всегда призывая бла гословеніе Болііе на всѣ . наши труды и начинанія. II если такимъ правильнымъ правос..;іаниым'ь, истннно-русским г. ру потечетъ наша общественная и Лѵ изнь, милость Бо'жія будегь потребовалось такое улсасное врачество, чтобы заставить русскій парод'ь огля нуться на себя, разсліотрѣ .ть безпристра стно свою Лѵ ИЗнь. Мы оставили, забы.ти завѣ ты благочестивыхъ нашихъ предковъ | сломъ учившихъ насъ и своимъ разу.мнымъ ічастная словомъ II примѣ ромт. своей .жизни—Iсъ нами, мирт. Болсій водворится въ предпочитать временному—вѣ чное, жер-, сердцахъ нашнх і., и мы будемъ въ пра- і твоваті. удобствами своей жизни—бла-^ дв дерзновенно сказать тогда: Богі. намъ лгенства ради небеснаго. Всюду, во всѣ хт. слояхъ русскаго общества замѣ - прибѣ жище II сила, Помощникъ вт. скорбѣ .хъ об()ѣ тшихъ ны зѣ .ло. Сего ради не убоимся внегда смущаетсх земля, и чается шатаніе самых'ь коренныхт. ос- иовт.—{іелигіозныхт. и семейных'ь. Ши рокою волною разливаются вездѣ раз-1прелагаются в[)атт. и наси.тія; пре.тметы истины, (^Цеал. 4.6, 2—8). Вѣ .руемъ, что тогда вт вѣ ры и нравственности подвергаются | духовноіі радости и восторг"!'., мы мо торы ВТ. сердца морская. ѣ дкимъ насігѣ шкамт. и духовной іжем'ь прибавить: пріидите, и видите дѣ - глѵ .м.тенія.м ь. Забывается все свое, род -1 .. ------------------------------- ’ ^ !ла Божіи, иже положи чудеса на земли: ное, хорошее, русское, и пріемлется все , ------------ і --------------------- ' отъемля брани до конца земли; лукъ Всюду чулсое, гнилое, иноземное, іинші. тренолѵ ный вопросъ о насъ сосѣ ди наши: не почтутъ- ияст. отста.тымь народомъ, если мы демт. держаться своихт. исконныхт. чаль, если не будемт. слѣ довать слы- іто скажутъ ;сокрушитъ, ч сломить оружіе, и щиты —ли бу- на- IIхт. сожлгетт. огнемт. (ІІсал. 4.6, 9—10). жи.?нн и ра.:ідѣ лять образъ ихт. мыслей и убѣ жденій?-* 11 вотъ—война, и гро хотъ цушек'ь, и рѣ ки к}) 0 ви. и согнн гысячт. убитыхъ людей! Газгиѣ .вапный беззаконіями нашими Господь, въ сво- I Христе Ійсусе, (Спасителю нашт., ны-. і нѣ Голѵ дейся отъ Д ѣ вы, и .миръ Твой ( Iиринесый человѣ ком'ь! Да во.цворнтся, молимъ Тя, миръ сей въ сердцахъ на- I ШИХЪ, д а в о д в о р и т с я ОНТ. и В’Ь Лѵ ИЗНИ нашей. Твоею благостію да пристанутъ |ВОііпіТ кровопролитыя и возмущенія Iвнутреннія. Ты вѣ тром'ь и морю пове- кихъ фразъ, горячихъ призывовъ, но дѣ ло... Оно шло въ разрѣ зъ сь вашимъ ученіемъ. Когда въ 190.6 г. вы вышли, наконецъ, изъ своихъ мрачныхъ под- полій, то при солнечномъ св-ѣ гѣ мы увидѣ ли, что мишурныя тоги .ііобіш и братства, которыми вы любите прикры ваться во время призывныхт. рі.чей, покрыты сусальным'ь золотомъ лжи, проѣ дены .мышами ненависти, нетер пимости и тщеславнаго себялюбія. Сквозь эти дыры сквозили ваши грязныя души и.зъявленныя проказой порокс вт. и стра стей. Мы увид'ѣ ли, что вы добиваетесь свободы только лично для себя, а не- согласным'ь съ вами преподносите мол чаливый кукиигь, обезличивая ихт., про давая ВТ. рабство разнымъ коалнціон- ным'ь совѣ тамъ... Вы завели насъ вт. грязное болото жестокостей и престу пленій, въ которомт. мы задыхаемся, и теперь хотите, чтобы мы не только бы ли ми.:іосердиы кь ва.мъ, но и прекло нялись пред'ь вами. Вы бросаете вт. лицо правымт. сою- :іамт. обвиненія въ организаціи погро мовъ и убійствъ Герцейнітітейна и Ка раваева. Кромѣ этпхь преступленій вы не въ состояніи прниисать намт. ника кихъ другихъ, да и этихт. вы не в'і. силахъ доказать, что они являются д ѣ й ствительно дѣ ломъ рукъ правыхъ пар тій. А ваши дѣ янія? Бумаги не хва титъ, чтобы пе|)ечислить пхь. .-Аптекар скій ост])овъ, <1>онариый пере}локт., „экс- нропріяціи-*, т. е. по просту .грабе'лси, убійства, забастовки, хи.мичоскія обструк ціи, бойкоты, насилія: загляните въ „Книги скорби“... Вы не передт. чѣ мъ не осгапавлива- лись въ своемт. сл'ѣ номь стремленіи ісь несуществующему, по вы не разсчитали одного: что отт- ді-.йсгвія рождается противодѣ йствіе. Мы, правые студенты, идя іп. храмт. пауки, всегда помнили завѣ тъ нашихъ огцовъ: „Будьте безстрашны, но осто- роясны; терпите; сколько .можете**. Мы много терпѣ ли, но теперь наше тернѣ .- ніе лопнуло и мы произносимъ заклю чительныя слова отцовекаі-о завѣ та: „Если васъ захотят'ь бить,—давайте отпор'ь**.... Кіевъ. 19 декабря 1910 го;і,а. жязнь вре- емъ долготерпѣ ніи еще какъ—бы такъ , ^ранн умири и миръ утвер менная, безпечальная, а тотъ, который говорить памъ: „остановись, русскій' научаетъ человѣ ка, среди горнила б1-.дь и напастей, обращать и гѣ .іеспыя и ду шевныя очи свои ко Христу, и В'Ь Немъ как'ь источпик'ѣ всякаго мира и сла,і,о- сти, искать утѣ шенія и подкрѣ пленія. Ц въ минуты скорбей и бѣ дъ, за.мѣ ча-. ли-ли вы, какъ скоро обратишься с ь горя чею молитвою ко Христ.ѵ , благодатный миръ Божій преисполняетъ все суще ство твои, н умолкаютъ тогда всѣ тре воги твои и опасенія, и мысленно взы ваешь тогда ко Христу: „се азъ рабъ Твой ^мь , Христе. Да будеті. во .мнѣ воля Твоя святая. Твори со мкою, е.ке ощеши, и веди,—куда Тебѣ уго.чно будегі.: только не лиши меня твоей хіи- лости, только не отнимай отъ меня Тво его благодатнаго мира'*. Еамѣ чали-.ін вы дал'ѣ е, какъ душа, гііѣ хомъ осквер ненная, лишившая себя беззаконіями и неправда.ми .мира Божія, мятется, сму щается, томится, не находить себѣ по коя ни въ чемъ, и лишь только припа детъ ко Христу съ вопле.мъ крѣ пки.мъ, со слеза.ми, иногда незри.мы.мн, сердеч наго покаянія,—тотчасъ же перемѣ няет ся, просвѣ щается, успокаивается, ііото.му что мирт. Божій снова нисходить вь нее. Вид'Ѣ ли-ли вы какъ человѣ къ по несшій какую - либо невознаградимую >утрату, не видящій ни въ чемь утѣ ше нія, едва только мысленно слоя;итт. свою і’нетущую скорбь у пречистыхъ ногт. Христа Спасителя—успокаивается, по тому что миръ Божій изливается па его истерзанную душу. И такъ, мир'ь Божій совершенно отличеігь отъ мира челов'ѣ - ческаго. .Миръ оставляю ва.м'ь, миръ Мой народъ, въ своемъ стремленіи кь духов ной и тѣ лесиоіі і’ибели твоей. Обратись ко мніі. и я исцѣ лю твои язвы и стру ны. Оставь свои грѣ ховные пути. Иди споимъ историческимт. путемъ. ІІзмый- теся и чисти будете'*. возможемъ въ радости многои ! ст. нами Богт,: разумѣ йте ди, да воскликнуті языцы и иокаряйтеся, яко сь на.мн Богт>! .1. В о скр есенск ій . даю Бам ь. не якоже міръ даетъ,—Азт. даю В мт. (Іоан. Х1\', 27) — II этимъ благодатным'ь миромъ Христовым'ь утверждаясь, крѣ пло хри стіанство, возрастая въ многовѣ твистое дерево, распростершее вѣ тви свои во всѣ концы вселенныя. II этимъ миромъ Христовым'ь охраняемая среди вели- .-V недавнія несчастныя событія не вольно наводятъ насъ на глубокія раз мышленія. II невольно думается: каж дому народу Господь предназначилт. особые предѣ лы селенія и даровалъ особый духовный облик'ь, огличаюіцііі его отъ другихъ народовъ. II вотъ, тѣ народы, которые остаются вѣ рными свои.м'ь исконпымт. началам'ь и твердо, неуютонно дерясатся завѣ та отцовъ сво ихъ, тѣ всегда сохраняютъ свию само стоятельность и, честно выполняя свое назначеніе, пользуются заслуженною славою отъ други х'ь. Напротивъ, тѣ народы, которые, легко поддаваясь чужеземіЛму вліянію, остав.тяють древ ніе обычаи II преданія прѵ ідковь, вмѣ стѣ С'Ь этн.м'ь легко и скоро также теряютъ право на свое самостояте.ііьное существованіе. ІІоднадая духовному раб ству, выражающемуся въ подчиненіи чужимъ обычаямъ и правиламч. жизни, они тѣ мт. самым'ь приготовляютъ себѣ порабощеніе внутреннее и внѣ шнее и іюглощаю'гся други.ми народами, болѣ е сильными и болѣ е доролѵ ащн.ѵ іи своими коренными началами жизни, которыя заповѣ дали имъ ихъ предки. Нагляд нымъ подтвержденіемъ высказанной МЫС.ЛИ слуисить исторія парода Болсія. Когда Богъ чрезъ .Моисея даль народу нзраильско.му заповѣ ди, кото[іыя доллс- ны были составлять главную оснолу его народной жизни. Онъ иовел'ѣ лт. тщатель но хранить нх'ь и, за исполненіе снх'ь заповѣ дей обѣ щал'ь поставить его выше всѣ .х'ь народов'ь земли и, наоборотъ, за нарушеніе нхь, за из.мѣ ну отеческимъ преданіямъ, об'ѣ щалт. отдать его на по раженіе врагам'ь. II будешь ты, говорилъ К і е в ъ . ( О ті . нашего к оіфес-пон.теііта). Б'ь Государственную Думу внесенъ запросъ о безобразія хт.. творящихся в ъ стѣ нахъ высшихъ учебныхъ заведеній. Правда, срочность запроса отъергнута, т. е. обсулѵ деніе его отложено па нео предѣ ленно продолжительное вре.мя, правда такл:е, что запросъ этотъ обни маетъ только тѣ событія, которыя разы грались на посл'ѣ днпхт. дняхъ въ Одес , ст.. но н[)еііія, вызванныя имт. вь Госу дарственной Думѣ , .заставляютт. пасъ возвысить свой голосъ. Вотъ уже бол'ѣ е 10-ти .нѣ тъ, какт. тя нется почти нен()еі ывная цѣ нъ студен- ческихт. волненій. Болѣ е 10-ти лѣ тъ мы не мол^ем'ь отдаться спокойному труду и ученью; насъ вовлекаютъ въ полити ческія авантюры, толкаютъ на убійства и грабелѵ и, насильно заставляютт. ба стовать и бе.здѣ лыіичать... II всѣ эти ліертвы приносится на алтарь нризрач ней богини свободы. Но, господа „бор цы за свободу**, довольно! Оставьте свои дикія выходки—прочь окровавленныя руки! Не вамъ говорить об'ь истинной свободѣ , не вы ея жрецы. На вашей душѣ слишкомт. много загубленныхъ челов'ѣ ческихт. дуіігь слишкомт. много насилій падт, личностью человѣ ка и его уб'1'.лідеиіями, слишком'ь много из- д'ѣ вательств'ь иадт. са.моіі свободой. ^Іто вы сверншли, гдѣ вашт. труд'ь? Какое слово вы сказали? .Мы слышали отъ васъ массу гром- / л в с т н р я ж и з н ь — Пребываніе Преосвященнѣ йшаго М ит рофана въ г. Ельцѣ . 2‘5 Декаб[)я въ 8 часовъ вечера, послѣ всенощнаго бд'ѣ - нія въ Троицкомъ Ѣ Ілецком'ь монастн- ])'ѣ . Владыка посѣ тплт. вновь воздви гнутый В'Ь г. Е.ТЫІ.Ѣ . мѣ стны.мт. Общест вомъ .Хоругвеносцевь нрек[)асный ка менный храмъ Святыхт. Благовѣ рныхъ Россійскихъ Князей—Михаила Тверско го и Александра Невскаго. Мдѣ сь его встр'Ѣ тнли: о. протоіерей В. Рязановъ, соборный ключарь о. В. І'аврилов'ь и Преображенской церкви—о. Н. Соко ловъ, храмоздатель—А. Н. Заусайловъ, старшина Общества—Г. Д. тредоровт. и нѣ сколько других'ь члеиовь его. Пре освященный внимательно во всѣ хъ под робностяхъ осмотрѣ лъ весь храмъ, под нимался на хоры его и разсмат(нівалт. приготовленную къ освященію худима церковную высоко-художестіиниую и мноі о-П'І'.нную утварь пеужовнл кі, лю бовался куіестомт. главной главы, освѣ .- щениым'ь электушческимт. свѣ томт,. ВслФ.дт. за храмомъ имъ посѣ щена бы ла и Царская часовня—иамятникь, бла- гоустуюйство которой удостоилось его Архипастырскаго одобренія. Владыка въ теплыхъ словахт. благодари.ііъ А. Н. За- усайлова за сго ревность и щедрыя жеуітвы на дѣ ло храмозданія, путочихт. лип'ь—за понесенныя ими труды и, нре- нодавь всѣ м'ь свое благословеніе, око ло К» ч. вечера отбылт. въ Троицкій мо настырь. На парских'ь часахт. 24 декабря Пре освященный ітрисутствовал'ь вт. ка чествѣ простого богомольца и по окон чаніи ихт. благословлялъ .молившихся В'Ь храмѣ . Въ 12 часовъ того-же дня имт., въ сослуженіи иночествующей братіи, со вершена была Божественная" литургія, начавшаяся, но уставу дня, вечернею, и по окончаніи богослуженія, предъ св. иконою нуіаздника, поставленною на срединѣ , свяшеннослужащими ст. Вла- дыкаю во главѣ и братіею пред'Ь нею гі
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz