Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

№ 15 Г О Л О С Ъ II о Р я Д К А. нематографи, гдѣ все перевернуто вверхъ дномъ, всѣ чувства, іи :Ѣ м ы с л и науро- дованы, оио.'Ю])епы, все свитое оііоіплс- ао , а дЬтимь а»; оставлеаи иичеі'О, что­ бы оші МОГЛИ противоиоставить злу. Напш авторы неусташю кричатъ имъ: „будьте смѣ лы, буді/ге горды, самостоя- теѵ тьны“ и пр., и 14-лѣ тпіе мальчишки, желая быть смѣ .тыми идугь, въ непри­ личный домъ, въ ])естораиъ и др. тому подобныя мѣ ста. /Ке:іая быті> і'ордыми, они грубятъ родителям'ь, учителямъ и не признаютъ надъ собой никакого на- ч:ільства, никакого авторитета. Да и за ­ чѣ мъ оиТі имт.У Добавьте тсъ .чтому, что возвращающіяся нзт. школы дѣ ти на каждомъ иерек])есткѣ , да иной ра.зт. и дома видятъ .чножестпр соблазнитель­ ныхъ открытокъ, къ тому ясѳ иеігЬдко еще рядомъ съ откііытками духовнаго содержанія. Л никто не иодумаетт. про­ тестовать противъ итого. Та лсе печать объ этомъ молчнгь. ,' 1 ,Г)тей нашихт> всегда и ве.здѣ окружаетъ самая развращающая обстановка, надо бы серье.чно подумать объ этомъ, но об'ь этомъ, тсъ сожалѣ нію, мало думаютъ. Дѣ ти читаютъ газеты, пикантныя объяв.ченія, при тпіхъ гово- )>ят'і> объ ужасныхъ убійствахъ, какь о самыхъ простыхъ вещахъ. Въ ихъ литературу проникает'ь даже политика. При нихъ бранять в.тастеіі, сиоря 'ъ о религіи, критнкуюгь ихт. школы, бра­ нятъ учителей, порядки и ир. Если по­ ставленъ дурной баллт. за лѣ ность, бра­ нятъ не ихъ, а поставившихъ этотч. бал.чъ. Скажите же. ро.чнтели, думаете ■ти вы объ этомъ и что можетъ при та- кпх'ь условіяхт. сдѣ лать іпкола, которой вы не помогаете; а лишь .ѵ іѣ шаете, и котороіі преподносите пекіитѣ ченпглхъ вашимъ милымъ воспнтаніемт> дѣ тей? А, вѣ дь, вы стоите ближе всего къ д ѣ ­ тямъ! Много ли времени вы удѣ ляете вопросамъ воспитанія? Духгаете ли о пемь? Вотъ вы, .матери, соберетесь въ ‘Л влять то, что уже раньше испорчено. 1Гсиі>авлятг. же т])уднѣ е, чѣ мч. дѣ лать снача.'ні. Г4то пало помнить нсеіѵ иі іі не винить во всемь одну школу. („.Моск. В>ѣ д.“.) гостяхь. О чеыь вы говорите? О илать- яхч>, театрах ь, а м н і і щ і я себя образован­ ными о политикѣ , а если зайдетъ раз- говорчі о дѣ тяхъ, то каждая п.зъ васчі постарается показаті., какая она хоро­ шая мать, и какь все она и[)екраспо дѣ - .чаетч., и какія у иея воспитанныя дѣ ти. И всѣ говорятъ то же самое, и расхо­ дятся довольныя собою. Сказать же и.мъ, кто и каковы ихі> дЬтп, и каковы онѣ сами, въ чемч. их ь ошибки, чего онѣ не замѣ чають за собою, никто не рі-шится. Родители си'ѣ шатч, доставлять дѣ >тямъ всевозможныя развлеченія,—и въ ре­ зультатѣ дѣ ти их ь очеш. скоро переста- ютъ всѣ мь иптересоватьсіі, становятся разочарованными, ісакими-то мо,'годглхпі стариками,—хилы.ми, слябоволыіыхги, ни къ чему непригодными—и, вч^ коидѣ л- конЦовь, кончають сямоубійствомт,. Вѣ дь это, ужасч., господа! Поду.маііте только какь участнлисьэти самоубіііства. Очни­ тесь, родите.чи! Поройтесь нь себ-ѣ . По­ смотрите па себя и поду.маііте, куда мы иде.м і> при таких I, усдовіяхь. Перестань­ те винить во все.мь школу. Вѣ дь, кат:ч. бы іикола ни была плоха и какой бы ни былъ плохой учитель, но пи одиш. изі. нихъ не скажетъ дііыпгь, что лгать хо­ рошо, а вы, родители, зачастую ляіете со своими дѣ тьми, покрывая ихь про­ ступки, сообщая о лояаіыхч. бол'Ь.зпяхч. и пр. Ни одииь изч^ самыхъ и.іохихь учителей не будеть при ученпкахь по­ зорить, поносить и даже, просто крити- коваті> роднтелеіі. Вы же, господа, это дѣ лаете, и дѣ шаете часто, не думая о послѣ дствіяхъ. Пора же, иакопецч>, взяться за умь, подумать о будуще.мь поколѣ ніи, перестать считать себя без­ грѣ шными и отрицать необходимость правильнаго воспитанія, предоставляя дѣ тямъ свободу. На сі.щбодѣ , кажется, пололѵ ительно иом'Ьшалпсь и не знаюп), куда ее приткнуть. Уясь очень это ма­ гическое слово удобно и соблазнительно, —ни-къ чему будто-бы пе обязываетч,! Вч> воспитаніи же свобода, неправиль­ но примѣ няемая, вреднѣ е всего. Стран­ но какч.-то выходить; животны.мь и ра- стеиія.мь и то больше удѣ ляется внима­ нія въ смыслѣ воспитанія, чѣ мъ дѣ тямъ. Правъ бы.чъ тотч>, кто сказалч>, что д.ля воспитанія обезьяны ищутъ хорошаго сиеціаѵ Чнста, воссіитываті. же ребенка, будупіаго гражданина, считаютъ дѣ ломъ пе стоющпмч. вниманія. II никто надъ этимъ не задумывается. Подумать же надо, и подуматі. очень. Первоначальное воспитаніе, до школы—ва;кпѣ е всего, и потому за результаты его надо раньше винить и казнить себя, а потомч. уже школу, и всетаки послѣ дняя будеть ме- пѣ >е виЕіовата, ибо ей приходится исира- По поводу съѣ зда естествоиспыта­ телей и врачей. ( О к о н ч а н і е ) . Горе нашего водочнаго вопроса въ тохгь, что крѣ пость напитка гораздо вы- іпе требованій оастаповки, въ которой онч) иотребляетсіі, а цѣ на соотвѣ тствен­ но градусамч. спирта очень низка. Въ Англіи цѣ на была поднята, если не ошибаемся, вч>десятіш разъ (кажется, въ 45 разъ) и ничего кромѣ ио льзел о тъ этого не произошло: доходч> казначей­ ства не сократи.чся, а пьішс тво умень- шилосі>. Пароду подпосится водка в і. 40“ и въ 54“. Какоіі оргапизмі, вч> состояніи вы­ держать эту отраву? Вѣ дь это—одур.ма- иеніе народа каіл. гашішіемь или опі­ умомъ! Нечего говорить, что потребите­ ли могугь нить и пыогь водку по ма- лымь дозамъ и опа „ие вредить",— за дозами никто не слѣ дитч. и пі.ютч. ее „бутыл'ками кч, тому же и тіребольшнми", четвертя.ми, хотя и доза въ ядовитыхъ предметахч. почти что ие.прп чемч>: ядч> дѣ йствуетч. на тотъ или другоіі органч. уже вч, си.чу своеіі концентраціи. Поп­ робуйте, говорич’'!.. кажется, Меньшиковъ, выпить уксусной эссенціи хотя немного и вы пострадаете отъ нея, тогда ісакъ , гораздо большее количество вы чтотре- бпте ея же въ растворѣ , и это пе вред­ но. Резолюція сч.'Ьзда соціалистическачі, лукавая, указывающая на невозможное, на контроль надъ государственными до­ ходами со стороны бе.здѣ льниковъ, а до введенія этого весьма сомнительнаго по результатамч. товарищескаго контроля, оставляющая все по старому. Кстати, пыогь и въ республикѣ во Франціи. Па дѣ лѣ , пора вч> самомъ дѣ лѣ низ­ вести и евреевч. арендаторовь заводовъ, и випокуровь купцовъ И ’ ПОМ'ІИЦШСОВЧ., и самое питейное вѣ домство сч, пхъ привпллегнрованпаго положепія какихъ то торговцевчі опіумомч^. Пора у.мепь- шить количество продаваемыхч> граду­ совъ, хотя бы это и отрази.лось на чьихъ нибудь карманахъ. Сііпртч> вовсе не та ­ кой трудно добываемыіі продукгь, а тѣ мъ меньше пе продуктч. изч. такихъ рѣ дкихъ растеній чтобы его черезчу))ъ цѣ нить: карто({)ель котораго родится па всякой почвѣ при дождяхъ горы, вовсе не рѣ дкость, не ананасъ же онч., а разъ заведенный перегонный кубъ съ терка­ ми можетъ надѣ лать вч> любомъ мѣ стѣ цѣ лыя рѣ ки спирту. Особенно ваяіиымъ ИТО производство, все ;ке, отравляющее не.чьзя признать. Мѣ сто спирту въ ряду ссвѣ титель- пыхь іг теплородныхь продуктовъ, гдѣ онч. можеч-ь сыграті. еще выдающуюся ])Оль, какч. ко.мнатное отопленіе и т. д. Прі.иіичное и очень вч, печахь, вовсе неприлично вч. желудкахъ! Болѣ зни нервопч., печени, почекч., сердца резуль­ таты того, что мы вводимч, вч, нѣ жный все же организмч. человѣ ка предмечл,, который только только пе коверкаеть желѣ зныя машины, печи и моторы. _ _ _ _ _ _ Р . С . О майскихъ союзахъ. Ахъ. -жестоко сер;ще з.тоеі Ксть .'пг жа.тость у . ію д і 'І і Ѵ !. Мое і ііѣ я;(ышко і>одііое К’то то нзя;п. съ семьей .моей. ^іагоекынь. Все чаи;е и чаще {)а.з,даются голоса о необходимости смягченія нравозч, еще съ дѣ тскихч. ѵ чѣ тч,. Дѣ ти часто бываюгч, лсестоки. По это хче потому, что они .злы іг дурны, а потому, что опи сами еще не испытали горя и страданія. Но разум­ ное, доброе слово находнтч, откликч. въ сердцѣ ребенка. Дѣ ти, особенно деревенскія, предо­ ставленныя самимъ себѣ , часто разоря­ ютъ нтпчі.и гнѣ зда, ловятч, итичекч., тра- вятч. кошекч. и сабачгь. Пашч. извѣ стный ііисате.чь Д. Б. Гри­ горовичъ вь одномч, изч, свопхч. очер- ковь разсказываетч., какі. одшп. разч. онч. засталч, цѣ лую толпу .ма.чьчишекъ въ лѣ су, которые папизыва.чи на топкій прутшл, „черезч. і'лаза" голыхч. птенчи- ковь. Пу, развѣ это не ужасно!? ІІосмотрим і„ ісаісую по.іг..зу іцшмосятч, ІТИЦЫ. Болі.шоіі вредь причиняюгь земле- дѣ ѵ чьцу насѣ комі,[я. Трудно ему съ ни­ ми бороться, тѣ мч. болѣ е, что часто онч, ие видпті. своихі. враговь. По у него есті, и друзья, ісоторые охраняють его ноля, сады II огороды. Друзья эти и есть пернатыя птицы. Одп'іі изч. итицч., какч. грачи, истреб- ляють гуссчшцч, и маііскихч. хрущеіі. А бѣ лог])удыя ласточки—щебетуш.и, стри- лсики, синички. СОЛОВІ.И, В 0 [юбушки и др. птички ист])ебляютч, за лѣ то бе.зчи- сленпое множество бабочекъ, гусеницъ, жуковъ, мухч., комаровъ и другихъ вред- нідхч, для земледѣ льца и садовода иа- сѣ ко.мыхч,. Но не псѣ цѣ иять эти зас.чуги ие{)на- тыхч. друзей. Вч, <1>ии.чяпдіи вч. одномъ селѣ изв ѣ ­ стный п]юфессорч,, дѣ тскііі писатель За ­ харій Топеліусь, одиалсды заста.чч, толпу дѣ теіі около дерева. Опи выбросили итепцовъ изч, гнѣ зда, а бѣ дная мать ле­ тала около гнѣ зда и ікалобно чирикала. Профессорч,, огорченный, подошелч. къ дѣ тямь. Вч. <1>ипляидіи, гд ѣ обученіе обязательно, всѣ знали и любили „дядю Захара", такч. называли Топеліуса дт.ти. Профессорч. отнялъ у мальчиковъ гнѣ з- и защищать". шено иравительствомч. основывать въ разиыхч, мі.стахі, нашего отечества. Та ­ кой и і‘|шый со іоэ і,, какъ было сказано выше, осповапч, вч. Исковскоіі губерніи, вч, селѣ Елисаветнпо, г-жей Вагановой. Вч. одно изч, воскресепій опа собрала у себя вч. усадьбѣ крестьянскпхь ребяти- шекч, и начала сь ними говорить. Опа разсказала имч. о пользѣ іітицч, для сельскаго хозяйства, о :кестокостн и вредѣ разо{)ять ихч, гнѣ зда, наконецч, разсказала о финляндскихч. „Майскихч, союзахь", о значеніи ихч., и предлоа^и- ла имч. устроить такой-же союза, у себя. Дѣ ти съ ог]юмиымч, интересомч, слуша­ ли разсказы г-жи Вагаповой и всѣ еди­ ногласно иолѵ слали вступить въ такой союзч,. Они сразу поняли, какое это хо­ рошее дѣ .чо и какую они большую поль­ зу могутч. принести родиоіі странѣ . Послѣ этого г-жа Ваганова прочита.ча дѣ тямь правила, которыя составлены но об])азцу финляндскихч. союзовь: „Мы, ниащподппсавгаіеся, даемъ сло­ во добросовѣ стно исполпяті. и никогда ие забываті. слѣ дующія обѣ щанія: 1 . „Обѣ щаемся ие обращаться дурно ни сь однимъ изъ яіивотныхч, и не му- читі, пи одного изч. иихь". 2 . „Всѣ хъ итицч,, кромѣ хищныхъ, а равно и ихч, итенцовч. всячески беречі. до, въ которомч, еще оылъ одшп, птеи- чіікч,, прижалъ ісъ груди и пелѣ лч. .маль­ чикамъ идти за пимь. Дорогой опъ го- воінілъ, какъ неразумно наступаютч, они, истребляя итичекч.; этимч. оіш вре- дягь своей родинѣ . Дѣ ти слушали со внимапіемч,, даже л' пѣ которыхч. появи- .4. „Гнѣ .здч, ихъ не разорять, янцч, изч, гиѣ здч, не брать и никаки.мч, другимч. образомь птицъ пе безпокоиті,". 4. „Не убивать и не ранить ихч,, не бросать въ пихч, камнями, ие стрѣ лять вч, нихъ изч. ружей пли луковч,". 5. „ Пе ѵ човить и ие де]щсатг, вч, к.чѣ т- выя слова п[) 0 (|)есссіра подѣ ііствовали па душу дѣ тей. Вч. то же время у профессора за)ю- дилась мысль основать общество „дѣ т­ скій союзч." ;іля защиты итичекч. отч. Ягестокости. Топеліусъ сказалъ мальчикамъ объ, этомъ и они поклялись больше ие ра ­ зорять гнѣ здъ, и не убивать птичекч,. Вч. концѣ концовъ вокругъ, него со­ ставилось цѣ лое общество. Общество это было названо Майскимъ, Союзомъ,. Для него бы.іи написаны правила, дѣ ти иод- иисыиа.іись и давали обѣ щаніе испол­ нять ихч,. По отчетамъ, вч, 1902 году въ Май­ скихч, союзахъ. Фиидляи.ціи участвовало болѣ е ДПООО дѣ тей. По доброму почину «йиндляндіи и у пасъ. вч. І’оссіи во многихъ мѣ стахъ, об­ разовались „.Майскіе союзы". Первый такой союзъ, бы.ъъ, основанъ въ Исковскоіі губ., с. Елисаветинѣ , по­ мѣ щицей Вагановой. Какъ, было бы отрадно видѣ ть, что бы въ, наше.мъ, уѣ зді. побольше основа- лосг, такихъ. „Аіайскихч, сою.зовъ.", за ­ щитниковъ. периаті.іхъ, д]>узей земле­ дѣ льца. А кто это можетъ, сдѣ .чать, какъ, не тружеппикп иа родной пивѣ . Кому бли­ же, какъ, не имъ, видно то .зло, которое причиняютъ, нашимъ, друзьямъ, перна­ тымъ. А сколько у пасъ, дѣ теіі, ісоторыя жаждутъ, исправленія съ, малыхъ, .чѣ тъ? Даіі 1ѣ )гь, чтобі.і доброе дѣ ло расши­ рилось, чтобы нашло отк.чикъ, въ, доб ромъ, сердцѣ человѣ ка. Паступаетъ, весна, снова къ, памъ, іцш- летають и.зъ теплыхъ, странъ, наши пер­ натые друзья. ( )пѣ уже соскучились ио своимъ, старымъ, мѣ стамъ,. Да и чело­ вѣ къ, ясдетъ. ихъ, съ, большимъ, пете]шѣ - иіемь. Ребятишки толсе радуются при- .чету дорогихъ, гостеіі. Многія и.зч. нашихъ птицъ, пе])елста- ютъ, че{)е.зъ. моря, и по время такихъ, перелетовъ, не ))ѣ дко Сѵ чучается, что на ­ шихъ пернатыхъ стііапницъ настигаетъ, буря или ураганъ, гдѣ нѣ .которыя изъ нихъ,, выбившись изъ, силъ, отч, борьбы съ ві'.тромъ, погибаютъ въ, бушующихъ, во.чпахъ, ио если доляѵ но приміцшться съ, гибелью птичекъ оті, пепобо[)имыхъ, стихійныхъ силъ, то никакъ, уясе невоз­ можно помириться съ, ловлей сѣ тями, силками и другими.ъовушками, устраи­ ваемыми для весеннихъ, перелетныхъ, птицъ,. Уто.мленные путники, проголо­ давшись на дорогѣ , съ, понятной жад­ ностью бросаются, не подозрѣ вая при­ сутствія врага, на разбросапныіі для нихъ, коварноіі ])укоіі кормъ, а ихъ, вч. это п[)е.мя кроилъ, сѣ тями. И ])азвѣ ие заслуживаютъ, эти созда­ нія, чтобы беречь ихъ? Пе гоненія, а любви II ох|)аны .заслуяспваіотъ они. Пуясііо такимъ, птицамъ устроить защи­ ту отъ. коварноіі ііуки. .V защита эта и есть „Маііскііі Союзъ.", который разр ѣ ­ іись слезы на г.чазах ь. Доб[)ыя, ііравди- кахъ. п избахъ, никакихъ птицъ, кромѣ тѣ хь, которыя, родясь вч. нево.чѣ , но чувствуютъ, потребности въ свободѣ и могутч, Яѵ ить въ. нашемъ, іелпмапі', толь­ ко въ. клѣ ткахъ,. 6. „Поііманныхъ итицч, выпускать на свободу, если то.ъько отч. насч. будетъ, зависѣ ть это". 7. „Мы обѣ щаемся увѣ щаніями и просьбами отклонять и другихъ, оть же­ стокости и всѣ ми силами стараться не давать никому дурно обращаться съ сла­ быми твореніями, надѣ ясь, что любовь II терпѣ ніе могутъ, въ. концѣ , концовъ, покорить себѣ , II самое жестокое сердце". „ Все это мы обѣ щаемся изъ любви къ. Богу и Ічго твореніямъ и вслѣ дствіе благодарности къ. Нему за многія ііадо- сти, которыя Онъ пахгь посылаетъ, и особенно за веселящее душу пѣ ніе птицъ". По прочтеніи такихч.правилъ всѣ маль­ чики вписали свои имена въ книгу, и каждыіі членъ союза получилъ ио значку въ, видѣ летящей ласточки: значки эти тотчасъ же были прикрѣ плены къ. ((і}-- ражкам'ь; иото.мч. дѣ ти выбрали изъ, среды своеіі совѣ тъ изъ. 12 человѣ къ., изъ. которі,іхъ выбрали предсѣ дателя и секретаря. Па этомъ, собраніи рѣ шили собираться на засѣ данія одинъ, разъ, въ мѣ сяцъ,; распространять по всѣ мъ дерев­ нямъ, молву о ио.чьзѣ учрежденнаго „Маііскаго союза". Послѣ чего ;гѢ тіі разошлись ио до­ мамъ,, и много было толковъ, а на душѣ у каждаго было хорошо. Е.ъисаветипскііі „Маііскііі сою.гі." сталъ яліть па основаніи устава, утвержден­ наго правиті'льствомъ. Уставъ этотъ со­ ставленъ. хорошо II можетъ, слуяшть образцомъ, для всѣ хъ, обществъ. При же­ ланіи, исходатайствовать такой уставъ, вовсе ие трудно. Итакъ, „Майскіе союзы" сдѣ ,лались разрѣ шенными признанными у пасъ дѣ .тскими, обществами. Даіі Богъ, чтобы они росли и развивались, принося ноль- ;іу нашей роднігѣ . Дай Богъ, чтобы и наши маленькіе россіяне сч, юныхъ, л ѣ гь были добрыми и полезными граж­ данами. Во многихъ школахъ, уже основыва­ ются „Майскіе союзы". Учителя пишутъ, что союзы эти имѣ .ютъ очень хорошее вліяніе на дѣ тей: они становятся мягче, отзывчивѣ е II правдивѣ е. Учитель М . И . С т а р о д у б ц е в ъ . ( О к о н ч а н і е с м ъ д у е т ъ ) . Лкной промысель въ крестьян­ скомъ іозяйствѣ Въ пашей мѣ стности имѣ ется масса казенныхъ, .ъѣ спыхъ дачъ, изъ которыхъ, ежегодно казноіі продается съ торговъ, иа вырубъ, около 150—255 десятинъ, д ѣ ­ лянокъ, лѣ са.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz