Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)
г о л о с ъ П О Р Я Д К А . № 1 6 5 Ммѣ кажется, эти соображенія ші на минуту не могутт. удовлетворить искреннихъ иоклоішиковт> Толстого, т ѣ хъ, что хотѣ ли видѣ ть въ пем ь пророка. Нельзя себѣ представить, чтобы Г>удда или Соь-рагі> остави.іи послѣ себя духовное завТицаиіе на пользованіе ироиовѣ дыо своей, ради кекихт>-иибудь коммерческихъ, хо тя бы блаі’отнорптелыилхт» ціьтеіі. Какі> иочталіоіп. ие моячстъ пи на секуи ѣ у присвоить себѣ почту или употребить ее иа покрытіе своихъ долговъ или для подарковъ кому- иибудь, такъ тѣ м'ь бо.тѣ с иророкт>. Кі'о мысль есть Божія собственность, а ие его. Это талантъ, который нель зя зарыть ВТ. зе.мліо ни иа малое время, хотя бі.і съ ц1'.львт вернуть иеирикосиовеииымт.. Рабъ ие л ѣ ни вый и ие лукавый обязанъ иускаті. врученный е.му талантъ въ возможно быстрое обращеніе. Ксли Толстой искренно считалъ 30.М.ТЮ Ясной Поляны ие своей, а крестьянской собственностью, то въ свое время одннмт. почеркомъ пера онъ могь бы возвратить ее но нри- над.тежности. Съ той :ке минуты ВТ. которую онъ потерялъ возмолс- ностт. уплатить этогь долг'ь. со вѣ сть его стала свободной отъ уиаты. 'Го. что е.му всетаки очень хогГ.лось иода[)ить крестьянамт. родовую зе.м- .тю. пикакт. ие .могло связывать свободы пророческой проповѣ ди. Вт. такомъ лсе нололсеиіи. какъ ясно- ію.тянскіе крестьяне, находптси ве- .тнкое множество русскихъ крестьянъ Нельзя лсе ироііовѣ ді. воли Ііоллей дѣ лать иредметамт. нромыііілепной яксн.тоатаніи, хотя бы иосвящеииой выкупу двор'янскихт. земель іп. пользу крестьяіп.. Право собственности на сочи ненія Толстого несомнѣ нно очень сильно увеличиваетъ иродалліую ц ѣ ну ихт. и очень стѣ сняетъ рас- ирострапсніе его идей. По мнѣ нію многихъ, улѵ т. лучше бы Толстому восио.тьзоваться іюбелевскоіі ирс'- міей. если се предлагали, для вы- кѵ на Ясной Поляны. Съ юридической точілі зрѣ нія д у ховное заві.щаиіе 'Го.тстоі'о мо л « і т ъ быть осиаривае.мо мноліествомт. из- дате.теіі его сочиненій, выии'дшихт. НОС.ТІ'. ІКМ года. (Зни могутт. сіса- зать: номилуі'гге,— самт. Толстой пе чатію предоставилъ эти сочиненія ВТ. общее пользованіе и .не говорилъ мри этомт., что этотт. отказа., его от’ъ собственности ді.йстшітелент. то.тько до (‘ГО смерти. Мы думали что право изданія нере.ходнтъ кт. иамт. навсегда, мы затратили изв ѣ стныя средства, мы бі.і.тн вовле чены вт. убыточное для иаст. зЖілу- ждеиі(‘. Гдѣ ясе это видано—сиача- .та отдать свои нрава вт. общее пользованіе, а ното.мт. взять пхт. обратно? Паслѣ дінщѣ сочиненій 'Гол- стоі'о н))ндотся можетт. быть вести многочнс.тенные процессы ст. этими издателями, иричемт. нравственное право будетъ ие иа ея сторонѣ . Ііакой ннбудь еврейскій издатель ска/кетт.: ,.я распространяю идеи вашего великаго отца иутемт. бы страго и дешеваго изданія, доступ наго широкой .массѣ , а вы—дочь То.тстого— задер'.кнваете нроііагаиду к.тадсте иа нее золотыя н,ѣ ии“ . ІГь числѣ нздат(*.тей могутъ вы- ст’ушпт, у нѣ которые близкіе род- ствеиннкн 'Го.тстого несогласные съ завт.щаніе.мъ его убѣ яѵ деиные. что оно внушено нрестарѣ ло.му писате лю злымт. его геніемт. въ лицѣ Чертко-ва. Спрашивается, удобно ли будетъ единственной насл ѣ дниц ѣ судиться с'ь подобными соиздателями? Бсті, еще серьезное неудобство, чисто нравственное, въ распоряженіи, оставленно.мъ 'І'о.тстымт. сверхт. зав ѣ щанія. Первое изданіе обращено на выкунт. Ясной Поляны, но не ука зана сум.ма выкупа. Паслѣ днпкн ста.то быть пмѣ ютт. позм(ЪКНОСть поднимать ц ѣ ну за имѣ ніе до той ци(|)ры, которую они никогда ие вы ручили бы при обыкновенной про даж ѣ . Широкій кругт. читателей обязанъ будегь долгіе годы—до истеченія молгетт. быть срока ли- тч'ратурной собств(‘нности --- нести оброкт. на ві.ікуігь зе.мли, которая тѣ .мт. временем'ь все будетт. нод- инматься въ цѣ нѣ . П въ концѣ концов'ь , .частная собственность" на Ясную Поляну, неііейдя къ кре стьянамъ. все-такн останется , ,ча стною собственностью"— если не гра- (}іов'ь, то мулѵ нков'ь. .\. Толстой считтьтт. вѣ дь н.мсино часіпнцю соб ственность на землю ..воніюшей пять ихъ иногда въ публикѣ . Такъ, напримѣ ръ, очень длинное (|)илосо(|)ское письмо ко мнѣ ,'1. П. 'Го.тстого о природѣ разума я съ велнкпмт. уднвленіемт. нотомь уви- д1'..ть ВТ. печати, нрнче.мт. меня да- Лѵ О не сироеилн, не имѣ ю .ти я чего-нибудь иротнвт. его напечатанія. Мнѣ кажется, нравственное право на частныя письма нрннад.теллітъ одинаково автору письма и адре сату и передать такое право но на сл ѣ дству ВТ. ,.полную собствеи- н о с т ь " КОМУ бы н и 6 І.ІЛО н е л ь з я , •/ Нельзя же вт. самомъ д ѣ л ѣ все оцѣ нивать на критерій собствен ности -денелл іую цѣ нность пред- .мета. при такомъ условіи многія инсь.ма утратили бы всякую пре лесть ихъ полученія. 'Го.тстой былт. необыкновенный смертный; его считали нророкомт.. въ перепискѣ ст. нимъ исновѣ ды- ва.:іись е.му. Для священника обя зательна тайна нсновѣ дн, иричемт онъ не ВТ. нравѣ онусбликовать ш только с.това исновѣ дывающагося. н жестокой иеснравед.тнвостыо и дю н свои вопросы ему н свои на г.:іавнымт. нрестунленіемъ нашего|ставлеііія. Такъ какт. Толстой при времени. Весьма вѣ рояітю, чтоясно-!лсизни не нредуирелгдалт. нереин Полянскіе'муяіикн, иолучнвт. зн а -■сываіощихся съ нимъ, что его отвѣ - меннтое имѣ ніе, доволі.но быстро ты будутт. опубликованы, то это нроиыотт. его или нродалутт. кун- цам'ь, евреямъ н т. н. Газъ земля (ѵ гдана вт. ,.собственность", такъ что яа‘ ст. нею церемоннгься. ;І,ѣ ло можетт. обериуті.ся так ь, что едва Ясная Поляна окаясется въ рукахъ крестг.янъ, какт. явится какой-ин- будь г. Гольдеивей.зер'ь или г. Голь- денмахерт. н предложитъ крестья- иамь двойную ц ѣ ну, ие продать .за ісоторую было бы просто глупо. Іиікт. не продать, ес.тн за тѣ Яѵ О деньги крестьяне моі'утъ купить около се бя не N00, а 1,000 десятннт. такой /ке земли? Хлоннутт. но ])укамт>, и ВТ. имѣ ніи знаменитаго пророка во дворится г. Гольденвейзер'ь, кото рый на иравахт. полной собствен ности устроить какой ннбудь ку- ротт. со всѣ .мн курортны.мн онерами и на одной входной платѣ на м(>- гилу пророка выручить тройную стоимость Ясной Поляны. Есть еще нравственная неловкость ВТ. завѣ щаніи 'Бѵ іетого. Ііт. ііе.мт. крайне старатчхтыю ш'речііс.тены всѣ роды сочиненіи Толстого, отходя щія ВТ. ,,шхтную собственность" гра()шнн Л.тександііы Львовны, до .мелкихъ замѣ токъ включительно,— н меялду нрочнмт. часишы.ч инсь.ма 'Го.:іст'ого. По буду говорить о -юридической сторонѣ , но, спрашивается н.мѣ етъ ли нравственное право собственности насл ѣ дница на ннсі..ма 'Голстого кт. частнымт. лицамъ? Я отрпцалъ-бы дая.е за самнмт. 'Голстымъ право онуб.тикованія его писемъ безт. со- г.тасія тѣ х'ь, кому оит. иисалт.. Мастная нсреннска ііредиолагаетт. своего рода нравственный договоръ о тайнѣ ея какт. бес ѣ да ст. глазу на глаз'ь, за закрытыми дверьми. Пноі’да нечего скрывать вт. этой бес ѣ ді., а. иногда и есті. что. 'Гайна нуяліа не для сокрытія чего ннбудь постыднаго, а просто для полной искренности ст. обѣ ихт. сторонт., для полной исповѣ ди двухт. дов ѣ рив шихся други другу души. я .тично ие разъ получалъ высо- ко.тестно(‘ иредлоисеиіе Толстого об мѣ ниваться письмами, но почти ие пользовался имт. по разиымт. при чинамъ, а главное потому, что зисктъ скверную привычку секрета рей Толстого сейчасъ Нѵ с снимать копіи съ его писемъ и распростра- на Я новое для ннхт. обстоятельство мо- ікетт. бы'п. разрѣ шено эишь еогла шеніемт. ст. держателями писемъ. Если б('зсиорно, что письма къ вамъ кого бы то ни было не могутт. быть отъ васт. отняты, то какт. яш моясетт. бытг, отнята собственность ННХ'Ь? коснулся лишь нѣ которыхъ Iнравственныхт. ие.товкостей, выте- ' кающнхт. нзт. завѣ щанія 'Голстого, но для 'него , какъ праведника н пророка,—«сс завѣ іцаніе обт. иму ществѣ , самыіі ((івктт. его, состав- ляегь безвыходное противорѣ чіе. 15е.тнкіе вѣ роучители обыкновен но ие занисі.івали своихъ словь. и сѣ яли ихт. ВТ. человѣ чествѣ , какъ солнцѣ спои лучи. Пе.тьзя себѣ представить даяіс такихт. второсте- ненныхт. нророков'ь, какт. Давидъ НЛП Магометъ, оставляющими псал мы или Коранъ въ чью ипбудь ,,шътную собственность" для тор говли хотя бы съ благочестивой ц’іі.тыо. Остается еще разт. ст. гру стью признать то, что мнѣ 'прихо дилось говорить при Яѵ изни 'Гол стого; Пророчество ему не удалось праведникъ, но иа иод- неі'о не хватило силъ. Онъ 110 невидимому ие Онъ быль внгт. у искалт. ) 0 га. слышаль. нодооно велнкпмт. про- рокамь. повелительнаго голоса Бо- яая, при которомт, человѣ кт. безъ всяиихъ колебаній бросаетт. все, за- бываетт. все. чтобы вт. восторгѣ исвыразимомт. нести въ міръ оза рившее его сознаніе. Пнсате.ть вт. 'Голсто.мт. въ концѣ концовъ убнлт. пророка. М. Меньшиковъ. ■' Чі» з а щ ит у дворянства. Такъ называемыя „арогрессіішіыя“ партіи не упускаютъ ни одного удобна го случая, чтобы смѣ шать съ грязью русскій народ'ь или натравить одно со словіе на другое. При обсужденіи аъ Гос. ДумЬ 54 статьи законопроекта о начальной шко лѣ . .тIѣ в[^е нашли удобный поводъ по пытаться достигнуть сразу и того, и другого. Вопросъ шелт, о томъ, кому предсѣ дательствовать въ уѣ здномъ учили- щномъсовѣ тѣ .Статья правительственнаго законопроекта оставляетъ прежній по рядокъ—предсѣ дательетвуеть уѣ здну й предводитель дворянства. Октябрпсткая комиссія II лѣ вые наш.чп почему-то не обходимымъ измѣ нить это правило и сдѣ лать эту должность выборной. Этимъ вопросомъ лѣ вая часть Гос. Думы не преминула воспользоваться для того, чтобы съ каведры Таврическаго дворца очернить и облить грязью рус ское дворянство, т. е. самую просвѣ щенную и культурную часть рз'сскаго народа. „Почему комиссія по народному об разованію, родная сестра масонской ли гѣ . образованія, почему опа, .эта комис сія, основателі.но недоумѣ .валъ Марковъ 2, пожелала отстранить уважаеМыхч. предводителеіі дворянства отъ исторп- ческоіі законной роли руководителей народнымь образованіемч.? Когда кого- нибудь удаляютъ от-ь т и’о дѣ ла, кото- рымч. онъ быль запятч., то обыкновенно предстапляютч. доказательства того, что эти люди выпо.чняли свое дѣ ло плохо. Такихъ доказательствч. .здѣ сь предъяв лено не было, наоборотъ, даже сл. лѣ .- вой стороны болѣ .е порядочные орато ры такч. п говорили: „Мы свидѣ тель- ствуемь, что дворянство вч. дѣ лѣ на родпаго просвѣ щенія оказало громад ныя заслуги“. Отч. добра добра не ищутъ, говоритъ ]іусскій народч., но не такч. разсужда- ютч. господа, громко и.менующіе себя „передовыми прогрессивными^ людьми. Совершенно безденежно, только во имя блага общества и родины, отда вали предводители дворянства свой трудч. тяжелому дѣ лу руководительства народнымъ образовапіемч., и никто изъ желавшихч. измѣ нить этотъ порядокъ не могъ указать (|іактовъ, евндѣ тель- ствовавшихч. бы, что предводители дво рянства нехорошо и неумѣ ло исполня ли свои отвѣ тственныя обязанности въ училищныхч. совѣ тахъ. Наоборотч., даже сч. лѣ вой стороны, какъ наііомни.чъ кур скій депутатъ, признавали громадныя заслуги дворянства въ д 1 \л Ь народнаго обр:-зованія. Какія же причины побудили и комис сію и г.г. прогресспстовч. Государ. Ду мы мѣ нять хорошо испытанный поря- докч. и отдавать руководительство на- раднымч. образовапіемч. ві. руки слу- чайпыхч. людеіі? Конечно, о дѣ ловыхч. соображеніяхч., о соображеніяхч., под- сказанныхч. заботой улучшить постанов ку народнаго образованія, не можетч. быть здѣ .сь н рѣ чи. Авторы думскаго законопроекта и вся лѣ .вая часть Гос. Думы прекрасно по нимали, что отч. добра добра не ищутъ, но устраненіе предводителей дворянст ва отъ руководительства въ училищ ныхъ совѣ тахч. облегчаетч., какч. ука- залч. г, ІПечковч., задачу поймать того •„тараканаѣ , о которомч. говорнлч. Пи- саревч. А потому да .здравстуеті. выборная, да еще вдобавокъ платная, должность предсѣ дателя уѣ зднаго училищнаго со вѣ та ! Но достиженіемъ одноіі этой цѣ ли г.г. прогрессисты не удовлетворились, обсуждепіемч. вопроса о предсѣ дателѣ училищной комиссіи они воспользова лись также для того, чтобы публично очернить и оклеветать русское дворян ство, огромныхч. историческихч. п сов- ременныхч. заслугъ котораго предъ Тро- номч. и народомъ враги Россіи, конеч но, никогда не простятч.. Особенно усердствовалч. въ оче))пенііі славнаго россіііскаго дворянства ка-детъ Родичевч., са.мь бывшій предводитзль дворянства пытавшійся, какч. и всѣ л ѣ вые возбудить вражду народа къ его первому и самому старинному сословію. Членъ Гос. Думы Марковъ 2 , давъ блистательный отпоръ поносителямч. славнаго старѣ .йшаго русскаго сословія, напомнилъ о той простоіі истинѣ , что, оскорбляя русское дворянство, оскор бляютъ вмѣ стѣ съ нимч. и весь русскій народъ, ибо русскій дворянинъ—плоть отч. плоти и кровь отч. крови русскаго народа! „Депутагь Родичевч., говорилъ Мар- ковч. 2 , и его компанія требовали отъ дворянства отвѣ та: что, дескать, высдѣ .- лали народу добраго, какч. вы-де, ддо-- ряне, относитесь къ пароду? Госіцща,. это нелѣ пый вопросч.: дворяне—-естъта-ѵ коіі же пародъ, какъ крестьянство., ду-. ховенство, мѣ щанство и всѣ остальныяі сословія; какъ можетъ самъ народъ дѣ -- лать нѣ ччо народу, какч. кому-то посто-- роннему? Вѣ дь, русское дворянство есть.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz