Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

г о л 0^‘ с Ъ П О РЯД К А . № 1 5 9 з е м с к і е д ѣ я т е л и , правыхъ и д е й и п р а в о й п о л и т и к и . В ѣ д ь т о л ь к о б л а ­ г о д а р я т о м у , ч т о мы ж и в ы и р а б о - т а е .м ъ , н е п о к л а д а я р у к ъ , п о д ъ г р а ­ д о м ъ к л е в е т ъ и н е в з г о д ъ , Вы м о ж е ­ т е с п о к о й н о р а б о т а т ь . С м о л к н у т ъ п р а вы я г а з е т ы , с .м о л к н у т ъ п р а вы я о р г а н и з а ц іи и п о в ѣ р ь т е , т о г д а и В а м ъ п р и д е т с я п р е к р а т и т ь с в ою р а б о т у . ,О с в о б о д н т е л я .м ъ ' ‘ В аш а м ѣ с т н а я р а б о т а н е н у ж н а . О п п е е в с я ч е с к и з а м а л ч п в а ю т ь , о п и н а д ъ н е й и з ­ д ѣ в а ю т с я . Р а з в ѣ Вы э т о г о н е в и д и ­ т е? В с п о м н и т е 1905-й г о д ъ , к о г д а х о з я й н и ч а л и „ п р о г р е с с и в н ы я * ’ зе.м- с т в а . Ч то д а л и о п и Р о с с іи ? х и щ е н ія , г р а б е ж и , , .п л л ю м п н а ц іи “ и а г р а р н ы е б е з п о р я д к и . Н е у д а л о с ь и м ъ т о г д а п о г у б и т ь Г^оссію. О п п п е р е н е с л и с в ою р а з р у ш и т е л ь н у ю р а б о т у в ъ д е р е в н и . И т е п е р ь Вы в и д и т е , во ч то п р е в р а т и л и с ь п аш и д е р е в н и . Н е д а в н ій с л у ч а й к о щ у н с т в а в ъ с е - , і ѣ І І п щ у л п п о н е п а в о д п г і . .ти п а г р у с т н ы я .мы сли , ч т о в ъ д е р е в н ѣ д а л е к о п а в с е б л а г о п о л у ч н о . Р а з в ѣ мы с .ти .мъ бы.’Пі бы п о д о б н ы й с л у ч а й н ѣ с к о л ь к о л ѣ т ъ то .му н а з а д ъ . К о н е ч ­ н о , п о с т а р аю т с я к о щ у н н и к а о б ъ я в и т ь с у .м а сш е дш и м т і . Б ы т ь м о н ; е т ъ о п р а в ­ д а ю т ъ , п л и п о с а д я т ъ в ъ д о м ъ у м а - .т н ш е н н ы х ъ . Н о мы в и д и м ъ в ъ это.м'ь у ж а с п о .м і , с .т у ч а ѣ с о в с ѣ м ъ д р у г о е . Г Іпщ у . іи п о , С а зы к п н о , с е л а р а с п р о п а г а н д и р о в а н н ы я . , К а к ъ и к ѣ м ъ , н е н аш е д ѣ л о . Т о л ь к о н а м ъ к’а ж с т с я , ч то н е т о л ь к о э т и с е л а , и м н о г ія д р у г і я н о с я г ь в ъ с е б ѣ т у ж е з а р а з у . Л г . г . а е .м ск іе д ѣ я т е ­ л и в с е б о я т с я п о л и т и к и . П о л и т и к а , г о с п о д а , д а в н о и д е т ъ , т о л ь к о с ъ д р у г о г о к о н ц а . . . ( І Ір о д о л я г е п іе с л ѣ д у е г ь ) . Подтвержденіе развала школы Д ѣ .10 академика А. Соболевскаго, слу­ шавшееся въ судебной палатѣ , закончи­ лось его оправданіемъ. Краснорѣ чіе г. Маіслякова п его достой­ наго сподвижника Го.чьдштейна не могло затемнить фактовъ, .значеніе которыхъ по истинѣ вопіетъ къ небу. Вѣ дь Соболевскій предъявилъ студен­ тамъ университета не болѣ е, не менѣ е, какъ обвиненіе въ причастности къ ог­ рабленію университетской казни, совер­ шенной „товарищами" въ апрѣ лѣ 1907 г., а профессорамъ—въ сознательномъ укрывательствѣ героевъ грабежа... Поэтому оправдательный приговоръ, вынесенный палатой г. Соболевскому, получаетъ громадное нравственное зна ­ ченіе, какъ еще новое подтвержденіе того кошмарнаго положенія вещей въ высшей школѣ , о которомъ поднять, нако­ нецъ, вопросъ въ Госуд. Думѣ . Запросъ о высшей школѣ , внесенный правыми членами Думы, говоритъ, прав­ да, не о томъ фактѣ , на который ссы.чал- си г. Соболевскій. Онъ ставить вопросъ шире II глубже, затрагивая такія боль­ ныя стороны студенческой жизни, какъ .захватъ революціонными органи.заціями всѣ хъ унпверсптетскихт> вспомогатсль- иыхь фондовъ, преслѣ дованіе тѣ хъ, кто кі. этимъ организаціямъ не хочетъ при­ надлежать, и т. Д. ВсЬ эти факты, несмотря на ихъщрл- ную доказанность, упорно отрицаются и лѣ вой печатью и думской опозидіей, рая объясняетъ оглашеніе ихъ ,,непоря- .чочностью" черносотенцевъ, этихъ будто бы заклятыхъ враговь высщей' школы. Теперь, послѣ оправданія Соболевска­ го, отрицать подобныя обвиненія будетъ затруднительно,-нбо еелП-студенты ока­ зались способными къ „экспропріаці­ ямъ", а профессора—къ'укрывательству подобныхъ подвиговъ, то всѣ остальныя мерзости, обнаружившіяся въ высшей школѣ , не могутъ даже соперничать съ этими художествами студентовъ и про­ фессоровъ. -Къ тому же нынѣ шній оправдате.тьный приговоръ—не первый въ такомъ родѣ . Вспомнихчь прошлогоднее дѣ ло г-Пури- шкевича съ горнымъ институтомъ, когда раскрылась воочію сказочная по гнусно­ сти эпопея жизни этого учебнаго заве ­ денія. Остается пожелать, чтобы какъ можно полнѣ е и шире развернулась пе­ редъ обществомъ картина того тяжелаго недуга, которымъ охвачена высшая шко­ ла въ Россіи. При видѣ его не найдется человѣ ка, любящаго молодежь, которыіі незаклей- милъ бы поведенія вожаковычетуденче- скаго панургова стада и не" поддержалъ бодрости въ тѣ хч. юношахт^, которые смѣ ло и рѣ шительно пошли противъ нездороваго теченія. ' . Надо полагать, что обнаруженіе всѣ хъ этихъ язвъ заставитъ министерство' на ­ роднаго просвѣ щенія болѣ е усердно при­ няться за исцѣ леніе высшихъ учебныхъ заведеній. . ' ' ' ходили для мироваго д-Ьла к'ь Іову Мо-' вымъ и числюсь до сего времени я Н О - Ш І СТВ І І І Н Ы І о т Къ памяти его блаженной кончины 23 ноября 1703 года. Святитель М итрофанъ Воронеж ск ій и его отношенія къ ельчанамъ .--1 Почти непрерывную странипу крова­ вую представляеть собою минувшая историческа.ч судьба стараго Ельца, на чиная отъ XII и кончая ХЛ’ІІ вѣ комъ. Набѣ ги татаръ и прочихъ недруговъ, ужасныя разоренія города, постоянные пожары его—вотъ что.гмы видий ѣ зд ѣ сь на каждой лѣ тописной странндцѣ его. Но были и у многострадальцы:^'ь. ^ель- чап'ь рѣ дкія минуты тихагр/хрйстіан- скаго счастья, приннѴ автагобН' і^кн съ благодареніемъ къ БоТу,т какъ даръ ба. Таковы были, наприм., отцршерія къ вим'ь святителя Митрофана, пёіі^вг^Тоепи­ скопа Воронежскаго.'^ " Поставленный во епископа вѣ МОскв'Ь, он'ь, въ 1682 г., въ проѣ здъ , срой изъ .Москвы на свою только ,что отк^вш-ую- ся каѳ едру, останавливался по пути въ г. Ельцѣ . Ельчане съ великою радостію привяли своего архипастыря и' густою толпою тѣ снились вокругъ него, спѣ ша принять его святительское благослове­ ніе. Въ числѣ другихъ стремились къ нему и инокини. Святитель заадъ, что въ городѣ , с'ь давнихъ временъ *Суще­ ствовалъ Троицкій мужской монастырь но о монахиняхъ ничего не' елПшалъ. Оказалось, ЧТО;„онѣ живутъ по мір­ скимъ домамъ; питаются мірскимъ по­ даяніемъ”, Ч'го и побудило святителя о'гдать въ ихъ Пользованіе малый скйгь мужскаго ■монастыря, существовавшій на Каменной ' горѣ ^ переведя оттуда двухъ—трех'Ь моыахов'ь въ Троицкій монастырь, II поселя -здѣ сь монахинь. Не ограничиваясь .этимъ, святитель пи­ салъ о новоучрежденномъ женскомь мо­ настырѣ царствовавшим'ь тогда Іоанну и Петру и сестрѣ ихъ--правительницѣ Софіи Алекс'Ьевнчамъ и, но его хода­ тайству, онъ надѣ ленъ быдъ нѣ которы­ ми земельными угодьями и .за нимъ было признано право оффиціальнаго су­ ществованія. И в'ь этомъ дѣ яніи сказа ­ лась архипастырская заботливость .свя­ тителя о спасеніи душъ „жившихъ по мірскимъ домамъ” инокинь. . -* Близость къ Ельцу довооткрытой Во­ ронежской каѳ едры побуждала обижен­ ныхъ и обездоленныхъ взывать кь свя­ тителю о помощи и заступленіи. II онъ спѣ шилъ на помощь къ своимъ, пасо­ мымъ такт>, въ защиту Елецкаго посад­ скаго человѣ ка Харитона Иванова и Евѳ нмьевой вдовы Матроны Терентьевой, святитель Митрофанъ, о'п> 9 декабря 1683 г., писалъ Елецкому воеводѣ Ді ­ онисію Ивановичу, прося его „учинить надъ нимн свою праведную любовь, уми­ лосердиться надъ ними и не датъ имъ въ конецъ разориться”. Заступничество за бѣ дныхъ и удрученныхъ напастями предъ людьми бо властію н положені­ емъ въ обществ'Ь не всегда увѣ нчива­ лось желаннымъ успѣ хомъ, а иногда п самому святителю причиняло немалыя огорченія. Такч,, вч> томъ же декабрѣ 1683 года, когда Итецкіё церковные дьячки, по указу святителя Митрофана, найлову, то „онъ, Іовъ, учинился указу Преосвященнаго Ецископа непослушенъ, и ихъ всѣ хъ перебилъ и съ ножемъ го­ нялся и архіерея Божію бранилъ... и антихристомъ называлъ”. 'Считая Евангнліе Христово основою ЖИ.ЗНИ и дѣ ятельности всякаго христі­ анина п желая ви д ѣ т ь ч а д а своя во и ст и н ѣ х о д ящ а —святитель црепрова- дилъ В'Ь, т. на.з., нынѣ „Старый Соборъ” г. Ельца книгу св. Евангелія, съ слѣ ­ дующею по листамъ его собственноруч­ ною надписью: „1688 году, хіарта въ 18 день дано Евангеліе напрестольное во градъ Елецъ въ соборную церковь Во­ скресенія Христова и.зъ дому Пречи­ стыя Богородицы Воронежскаго Іши- скопа”.—Этимъ даромъ свои.\гь святи­ тель Божій какъ бы такі. хогЬлъ ска­ зать жителямъ г. Ельца: „вотт.—вамъ Евангеліе Христово: внимайте и.зложен- ному въ нем'ь ученію Спасителя міра; распо.іагайте по нему жизнь и дѣ янія свои II вы будете сопричастниками цар -1 ствія Божія и насл'Ьдниками небесныхъ' благъ яж е у г от о в а Б о г ъ л ю б ящ и м ъ Е г о “'. 23 Ноября 1703 г. святитель скончался о Господѣ . Но долго паства его воспо­ минала своего кроткаго архипастыря, долго повторяла слова его краткаго ду ­ ховнаго зав'Ьщанія: „мало пій и яждь— здравъ будеши; храни мѣ рность—богать будеши; твори благо, бѣ гай .злаго—спа- сен'ь будеши”! Да не забываюгь же ельчане этаго краткаго по количеству с.’іовъ, но весь­ ма обширнаго но своему внутреннему смыслу и значенію зав'Ьщанія святите­ ля Митрофана! А. В. *}• С. К. Гершельманъ. П о л у ч е и о п е ч а л ь н о е и з в ѣ ­ с т і е о к о п ч и п ѣ г е н е р а ; і ъ - л е й т е н а н т а С е р г ѣ я К о н с т а н т и н о в и ч а Г е рш е л ь - л а н а П о ч и вш ій п а м я т е н ъ в с е й Р о с ­ с і и , к а к ъ б о е в о й г е н е р а .т ъ , п о д д е р - /к а вш ій ч е с т ь р у с с к а г о д о б л е с т н а г о в о и н с т в а в ъ т я ж к о й я п о н с к о й в о й ­ н ѣ . О п ъ п а м я т е н ъ М о ск в ѣ , к а к ъ е я г е н е р щ іъ - г у б е р н а т о р ъ . В ъ т р у д н о е в р е м я п о р е в о л ю ц іо н н о й с у м я т и ц ы п о л у ч и л ъ п о ч и в ш ій э т о т ъ о т в ѣ т с т в е н ­ ны й п о с т ъ , II с в о ею н е у т о м и м о ю р а б о т о й , н и к о г д а н е о с л а б ѣ в а в ш е й б д и т е л ь н о с т ь ю п э н е р г і е й п о д д е р ­ ж а л ъ т в е р д ы й п о р я д о к ъ в ъ с а .м ы х ъ т р у д н ы х ъ у с л о в і я х ъ . С в о и м ъ я в н ы м ъ I I и с к р е н н и м ъ " п с п о в ѣ д а н і е м ' ь п р е ­ д а н н о с т и р у с с к и м ъ н а ч а л а м ъ п о ­ ч и вш ій г е н е р а л ъ - г у б е р н а т о р ъ о б о д - ^ )п л ъ В'Ь -М о ск в ѣ с е р д ц а , с м у щ е н ­ ны я п р о д о л ж и т е л ь н ы м и п о т а ч к а м и р е в о л ю ц іи , II вы зв а л 'ь к ъ тако .м у ж е п р е д а н н о м у и с п о в ѣ д а н ію э т и х ъ н а ч а л 'ь в ъ .н а с е л е н і и , и з в ѣ ч н о п р е - д а н н о м ъ П р а в о с л а в ію , П р е с т о л у и О т е ч е с т в у , н о с м у щ е н н о м у т о р ж е - ствр .м ъ а н т н р у с с к и х 'ь і іа ч а .т ь . М іірт . п р а х у е г о . Н и к о г д а н е з а ­ б у д е т ъ е г о М о ск в а , п р е д а н н а я г і і .м ъ ж е н а ч а л а м ъ , к о т о р ы м ъ в сю ж и з н ь с л у ж и л ъ д о б л е с т н ы й в о і і іг ь , н ы н ѣ щ о ч п в іи ій . „М. В . “ Письмо вь редакцію. КрохЙЬ того мною получено письмо отъ г на Васильева, въ которомъ онъ даже отказался предсѣ дательствовать въ об­ щемъ собраніи г. г. членовъ, гдѣ дол­ жно быть заслушано его заявленіе объ отка.зѣ , 2 ). Чтоже касается секретаря отдѣ ла и что онъ якобы не былъ приглашенъ занять мѣ сто, то тоже невѣ рно, т. к.— онъ опоздалъ къ началу засѣ данія, а потому и было приглашено другое лицо, явившись В'Ь собраніе, секретарь изви ­ нился. Не находя ни чего предосудительнаго съ моей стороны, а такъ-же считая, что все засѣ даніе согласно устава О-ва было правильно и не въ какомъ случаѣ не п о д л еж ащ е м ъ отм ѣ н ѣ , то и прошу г. редактора помѣ стить мое письмо въ В'Ь уважаемой газетЬ. Съ совершеннымъ почтеніемъ имѣ ю честь быть Я. С. О х от ни к о в ъ . (Орѳ ографія подлинника.) Ред. I Милостивый Государь, Господинъ Редакторъ! Въ ,Х5 154 Вашей уважаемой- газеты было напечатано письмо о якобы ье правиг.ьно состоявшемся общемъ соб­ раніи г. г. членов'ь отдѣ ла П.мператор- скаго Гос. О-ва Сельско-Хозяйственнаго птицевс'дства. *■ ' Покорнѣ йше прошу напечатать слѣ - дующее; опроверженіе: 1 ). Что м'Ьсто предсѣ дателя занималъ не г-нъ Васильев'ь В. А., а я. То 8 >то было по'гому, что Г-нъ Василь­ евъ подал'ь заявленіе въ совѣ тъ Отдѣ ла о сложеніи С'Ь себя обязанности пред­ сѣ дателя, согласно 25 Устава О-ва. Во вс ѣ права п обязанности долженъ вступить товарищъ предсѣ дателя, како- Еще до недавняго, сравнительно, вре­ мени, до эпохи „освободительнаго" дви ­ женія „фальсификаторы" и ,,фальсифіі кадія" пугливо прятались по щелямь и норамъ, подобію клопамт^, тараканамъ и многимъ другиМ'Ь паразитамъ рода че­ ловѣ ческаго, боясь дневного свѣ та, стра­ шась лучей солнца Божьяго. Время отъ времени они, правда, дарили легковѣ р­ наго Госсіянина своиіш хшлыми „сюрп­ ризцами", на все-же дерзновенія эти, обыкновенно, дальше какого-нибудь „св-Ь- жаго, дервенскаго сливочнаго масла", рецептъ котораго составляли хіаргаринъ, овечье сало и картофельная мука, илп „натуральнаго винограднаго вина изъ собственныхъ виноградниковъ", фабри­ ковавшагося В'Ь центр'Ь Бердичева изъ уксуса, сахарина и сурика, не шли; но за послѣ днее время ,,фальсификація" стала ,,прогрессировать", какъ говорит­ ся какимъ-то б-Ьшенымъ галопомъ и, обнаглѣ въ до цинизма „фальсификато­ ры" выползли изъ своихъ завѣ тныхъ подполій и трущоб'ь и дерзкимъ напо­ ромъ, дружнымъ натискомъ пробивши бреши въ шаткихъ, .малоустойчивыхъ стѣ нахъ нашей общественности, навод­ нили ее своими гнилыми фабрикаціями, внесши отраву и вьЛвавъ процессъ разложенія въ ея организмѣ . Они усп'Ь- ли подорвать и расшатать основы фи­ зическаго, духовнаго, умственнаго и моральнаго благополучія нашего обще­ ства. Насталъ моментъ, когда безсовѣ ­ стные, безпринципные ,,фальсификато- ' ры“ не только обр'Ьли право граждан­ ства и открыто выступили на общестнен- ыую арену, по даже стали впереди всѣ хъ, на виду. Судно общественной нашей жизни закружилось б'Ьшенымъ вихремъ по волѣ п-Ьнящагося водоворо­ та, когда оп'Ьшившіе н растерявшіеся его рулевые безпомощно опустили руки. Первое м'Ьсто заняли „фальсификаторы" блага народнаго. „Благо” грязными продажными руками фальсифицирова­ лось изъ лжи, личных'ь разсчетовъ и счетов'і„, тщестлавія и предательства и какъ продуктъ этой ,,фальсификаціи" явились въ началѣ забастовки, загЬмъ ,,ограбные“ безпорядки и, наконецъ, безпрерывный рядъ грабежей, убійствъ, насилій и всевозможныхъ зв'Ьрств'ь. Рука объ руку съ ними работали ,,фильсификаторы ухіетвенно - духовно- наравственной пищи для массъ", кои на литературно-художественный рынокъ выкинули растлѣ вающій и разлагающій ухіъ и душу народную фабрикантъ фирмъ „реалистовъ". ,,снмволистов'ь", ,,декадентовъ" еі сеіега и обкормили общество такими острыми и прянвыми спеціями, какъ „яма", „Санинъ", ,,Ана- тэма" и т. д. Эти произведенія до сихъ поръ пользуются спросомъ у извѣ смюй части общества. Д а ж е н е р в ы на­ шей интеллигенціи притупились поте­ ряли чувствительность и способность реагировать на явленія классической, художественной истинной красоты п силы слова и кисти, подобно тому, нквъ испорченный и отравленный желудокъ злоупотреблявшаго имъ человѣ ка, вмѣ ­ сто здоровой, свѣ жей, питательной пи­ щи начинаетъ требовать острыхъ пикант­ ныхъ суррогатовъ въ родѣ тухлыхъ рябчиковъ—„непремѣ нно что-бы съ душ- і'ипографія газеты „ іо л о с ' ь порядка-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz