Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)
г о л 0^‘ с Ъ П О РЯД К А . № 1 5 9 з е м с к і е д ѣ я т е л и , правыхъ и д е й и п р а в о й п о л и т и к и . В ѣ д ь т о л ь к о б л а г о д а р я т о м у , ч т о мы ж и в ы и р а б о - т а е .м ъ , н е п о к л а д а я р у к ъ , п о д ъ г р а д о м ъ к л е в е т ъ и н е в з г о д ъ , Вы м о ж е т е с п о к о й н о р а б о т а т ь . С м о л к н у т ъ п р а вы я г а з е т ы , с .м о л к н у т ъ п р а вы я о р г а н и з а ц іи и п о в ѣ р ь т е , т о г д а и В а м ъ п р и д е т с я п р е к р а т и т ь с в ою р а б о т у . ,О с в о б о д н т е л я .м ъ ' ‘ В аш а м ѣ с т н а я р а б о т а н е н у ж н а . О п п е е в с я ч е с к и з а м а л ч п в а ю т ь , о п и н а д ъ н е й и з д ѣ в а ю т с я . Р а з в ѣ Вы э т о г о н е в и д и т е? В с п о м н и т е 1905-й г о д ъ , к о г д а х о з я й н и ч а л и „ п р о г р е с с и в н ы я * ’ зе.м- с т в а . Ч то д а л и о п и Р о с с іи ? х и щ е н ія , г р а б е ж и , , .п л л ю м п н а ц іи “ и а г р а р н ы е б е з п о р я д к и . Н е у д а л о с ь и м ъ т о г д а п о г у б и т ь Г^оссію. О п п п е р е н е с л и с в ою р а з р у ш и т е л ь н у ю р а б о т у в ъ д е р е в н и . И т е п е р ь Вы в и д и т е , во ч то п р е в р а т и л и с ь п аш и д е р е в н и . Н е д а в н ій с л у ч а й к о щ у н с т в а в ъ с е - , і ѣ І І п щ у л п п о н е п а в о д п г і . .ти п а г р у с т н ы я .мы сли , ч т о в ъ д е р е в н ѣ д а л е к о п а в с е б л а г о п о л у ч н о . Р а з в ѣ мы с .ти .мъ бы.’Пі бы п о д о б н ы й с л у ч а й н ѣ с к о л ь к о л ѣ т ъ то .му н а з а д ъ . К о н е ч н о , п о с т а р аю т с я к о щ у н н и к а о б ъ я в и т ь с у .м а сш е дш и м т і . Б ы т ь м о н ; е т ъ о п р а в д а ю т ъ , п л и п о с а д я т ъ в ъ д о м ъ у м а - .т н ш е н н ы х ъ . Н о мы в и д и м ъ в ъ это.м'ь у ж а с п о .м і , с .т у ч а ѣ с о в с ѣ м ъ д р у г о е . Г Іпщ у . іи п о , С а зы к п н о , с е л а р а с п р о п а г а н д и р о в а н н ы я . , К а к ъ и к ѣ м ъ , н е н аш е д ѣ л о . Т о л ь к о н а м ъ к’а ж с т с я , ч то н е т о л ь к о э т и с е л а , и м н о г ія д р у г і я н о с я г ь в ъ с е б ѣ т у ж е з а р а з у . Л г . г . а е .м ск іе д ѣ я т е л и в с е б о я т с я п о л и т и к и . П о л и т и к а , г о с п о д а , д а в н о и д е т ъ , т о л ь к о с ъ д р у г о г о к о н ц а . . . ( І Ір о д о л я г е п іе с л ѣ д у е г ь ) . Подтвержденіе развала школы Д ѣ .10 академика А. Соболевскаго, слу шавшееся въ судебной палатѣ , закончи лось его оправданіемъ. Краснорѣ чіе г. Маіслякова п его достой наго сподвижника Го.чьдштейна не могло затемнить фактовъ, .значеніе которыхъ по истинѣ вопіетъ къ небу. Вѣ дь Соболевскій предъявилъ студен тамъ университета не болѣ е, не менѣ е, какъ обвиненіе въ причастности къ ог рабленію университетской казни, совер шенной „товарищами" въ апрѣ лѣ 1907 г., а профессорамъ—въ сознательномъ укрывательствѣ героевъ грабежа... Поэтому оправдательный приговоръ, вынесенный палатой г. Соболевскому, получаетъ громадное нравственное зна ченіе, какъ еще новое подтвержденіе того кошмарнаго положенія вещей въ высшей школѣ , о которомъ поднять, нако нецъ, вопросъ въ Госуд. Думѣ . Запросъ о высшей школѣ , внесенный правыми членами Думы, говоритъ, прав да, не о томъ фактѣ , на который ссы.чал- си г. Соболевскій. Онъ ставить вопросъ шире II глубже, затрагивая такія боль ныя стороны студенческой жизни, какъ .захватъ революціонными органи.заціями всѣ хъ унпверсптетскихт> вспомогатсль- иыхь фондовъ, преслѣ дованіе тѣ хъ, кто кі. этимъ организаціямъ не хочетъ при надлежать, и т. Д. ВсЬ эти факты, несмотря на ихъщрл- ную доказанность, упорно отрицаются и лѣ вой печатью и думской опозидіей, рая объясняетъ оглашеніе ихъ ,,непоря- .чочностью" черносотенцевъ, этихъ будто бы заклятыхъ враговь высщей' школы. Теперь, послѣ оправданія Соболевска го, отрицать подобныя обвиненія будетъ затруднительно,-нбо еелП-студенты ока зались способными къ „экспропріаці ямъ", а профессора—къ'укрывательству подобныхъ подвиговъ, то всѣ остальныя мерзости, обнаружившіяся въ высшей школѣ , не могутъ даже соперничать съ этими художествами студентовъ и про фессоровъ. -Къ тому же нынѣ шній оправдате.тьный приговоръ—не первый въ такомъ родѣ . Вспомнихчь прошлогоднее дѣ ло г-Пури- шкевича съ горнымъ институтомъ, когда раскрылась воочію сказочная по гнусно сти эпопея жизни этого учебнаго заве денія. Остается пожелать, чтобы какъ можно полнѣ е и шире развернулась пе редъ обществомъ картина того тяжелаго недуга, которымъ охвачена высшая шко ла въ Россіи. При видѣ его не найдется человѣ ка, любящаго молодежь, которыіі незаклей- милъ бы поведенія вожаковычетуденче- скаго панургова стада и не" поддержалъ бодрости въ тѣ хч. юношахт^, которые смѣ ло и рѣ шительно пошли противъ нездороваго теченія. ' . Надо полагать, что обнаруженіе всѣ хъ этихъ язвъ заставитъ министерство' на роднаго просвѣ щенія болѣ е усердно при няться за исцѣ леніе высшихъ учебныхъ заведеній. . ' ' ' ходили для мироваго д-Ьла к'ь Іову Мо-' вымъ и числюсь до сего времени я Н О - Ш І СТВ І І І Н Ы І о т Къ памяти его блаженной кончины 23 ноября 1703 года. Святитель М итрофанъ Воронеж ск ій и его отношенія къ ельчанамъ .--1 Почти непрерывную странипу крова вую представляеть собою минувшая историческа.ч судьба стараго Ельца, на чиная отъ XII и кончая ХЛ’ІІ вѣ комъ. Набѣ ги татаръ и прочихъ недруговъ, ужасныя разоренія города, постоянные пожары его—вотъ что.гмы видий ѣ зд ѣ сь на каждой лѣ тописной странндцѣ его. Но были и у многострадальцы:^'ь. ^ель- чап'ь рѣ дкія минуты тихагр/хрйстіан- скаго счастья, приннѴ автагобН' і^кн съ благодареніемъ къ БоТу,т какъ даръ ба. Таковы были, наприм., отцршерія къ вим'ь святителя Митрофана, пёіі^вг^Тоепи скопа Воронежскаго.'^ " Поставленный во епископа вѣ МОскв'Ь, он'ь, въ 1682 г., въ проѣ здъ , срой изъ .Москвы на свою только ,что отк^вш-ую- ся каѳ едру, останавливался по пути въ г. Ельцѣ . Ельчане съ великою радостію привяли своего архипастыря и' густою толпою тѣ снились вокругъ него, спѣ ша принять его святительское благослове ніе. Въ числѣ другихъ стремились къ нему и инокини. Святитель заадъ, что въ городѣ , с'ь давнихъ временъ *Суще ствовалъ Троицкій мужской монастырь но о монахиняхъ ничего не' елПшалъ. Оказалось, ЧТО;„онѣ живутъ по мір скимъ домамъ; питаются мірскимъ по даяніемъ”, Ч'го и побудило святителя о'гдать въ ихъ Пользованіе малый скйгь мужскаго ■монастыря, существовавшій на Каменной ' горѣ ^ переведя оттуда двухъ—трех'Ь моыахов'ь въ Троицкій монастырь, II поселя -здѣ сь монахинь. Не ограничиваясь .этимъ, святитель пи салъ о новоучрежденномъ женскомь мо настырѣ царствовавшим'ь тогда Іоанну и Петру и сестрѣ ихъ--правительницѣ Софіи Алекс'Ьевнчамъ и, но его хода тайству, онъ надѣ ленъ быдъ нѣ которы ми земельными угодьями и .за нимъ было признано право оффиціальнаго су ществованія. И в'ь этомъ дѣ яніи сказа лась архипастырская заботливость .свя тителя о спасеніи душъ „жившихъ по мірскимъ домамъ” инокинь. . -* Близость къ Ельцу довооткрытой Во ронежской каѳ едры побуждала обижен ныхъ и обездоленныхъ взывать кь свя тителю о помощи и заступленіи. II онъ спѣ шилъ на помощь къ своимъ, пасо мымъ такт>, въ защиту Елецкаго посад скаго человѣ ка Харитона Иванова и Евѳ нмьевой вдовы Матроны Терентьевой, святитель Митрофанъ, о'п> 9 декабря 1683 г., писалъ Елецкому воеводѣ Ді онисію Ивановичу, прося его „учинить надъ нимн свою праведную любовь, уми лосердиться надъ ними и не датъ имъ въ конецъ разориться”. Заступничество за бѣ дныхъ и удрученныхъ напастями предъ людьми бо властію н положені емъ въ обществ'Ь не всегда увѣ нчива лось желаннымъ успѣ хомъ, а иногда п самому святителю причиняло немалыя огорченія. Такч,, вч> томъ же декабрѣ 1683 года, когда Итецкіё церковные дьячки, по указу святителя Митрофана, найлову, то „онъ, Іовъ, учинился указу Преосвященнаго Ецископа непослушенъ, и ихъ всѣ хъ перебилъ и съ ножемъ го нялся и архіерея Божію бранилъ... и антихристомъ называлъ”. 'Считая Евангнліе Христово основою ЖИ.ЗНИ и дѣ ятельности всякаго христі анина п желая ви д ѣ т ь ч а д а своя во и ст и н ѣ х о д ящ а —святитель црепрова- дилъ В'Ь, т. на.з., нынѣ „Старый Соборъ” г. Ельца книгу св. Евангелія, съ слѣ дующею по листамъ его собственноруч ною надписью: „1688 году, хіарта въ 18 день дано Евангеліе напрестольное во градъ Елецъ въ соборную церковь Во скресенія Христова и.зъ дому Пречи стыя Богородицы Воронежскаго Іши- скопа”.—Этимъ даромъ свои.\гь святи тель Божій какъ бы такі. хогЬлъ ска зать жителямъ г. Ельца: „вотт.—вамъ Евангеліе Христово: внимайте и.зложен- ному въ нем'ь ученію Спасителя міра; распо.іагайте по нему жизнь и дѣ янія свои II вы будете сопричастниками цар -1 ствія Божія и насл'Ьдниками небесныхъ' благъ яж е у г от о в а Б о г ъ л ю б ящ и м ъ Е г о “'. 23 Ноября 1703 г. святитель скончался о Господѣ . Но долго паства его воспо минала своего кроткаго архипастыря, долго повторяла слова его краткаго ду ховнаго зав'Ьщанія: „мало пій и яждь— здравъ будеши; храни мѣ рность—богать будеши; твори благо, бѣ гай .злаго—спа- сен'ь будеши”! Да не забываюгь же ельчане этаго краткаго по количеству с.’іовъ, но весь ма обширнаго но своему внутреннему смыслу и значенію зав'Ьщанія святите ля Митрофана! А. В. *}• С. К. Гершельманъ. П о л у ч е и о п е ч а л ь н о е и з в ѣ с т і е о к о п ч и п ѣ г е н е р а ; і ъ - л е й т е н а н т а С е р г ѣ я К о н с т а н т и н о в и ч а Г е рш е л ь - л а н а П о ч и вш ій п а м я т е н ъ в с е й Р о с с і и , к а к ъ б о е в о й г е н е р а .т ъ , п о д д е р - /к а вш ій ч е с т ь р у с с к а г о д о б л е с т н а г о в о и н с т в а в ъ т я ж к о й я п о н с к о й в о й н ѣ . О п ъ п а м я т е н ъ М о ск в ѣ , к а к ъ е я г е н е р щ іъ - г у б е р н а т о р ъ . В ъ т р у д н о е в р е м я п о р е в о л ю ц іо н н о й с у м я т и ц ы п о л у ч и л ъ п о ч и в ш ій э т о т ъ о т в ѣ т с т в е н ны й п о с т ъ , II с в о ею н е у т о м и м о ю р а б о т о й , н и к о г д а н е о с л а б ѣ в а в ш е й б д и т е л ь н о с т ь ю п э н е р г і е й п о д д е р ж а л ъ т в е р д ы й п о р я д о к ъ в ъ с а .м ы х ъ т р у д н ы х ъ у с л о в і я х ъ . С в о и м ъ я в н ы м ъ I I и с к р е н н и м ъ " п с п о в ѣ д а н і е м ' ь п р е д а н н о с т и р у с с к и м ъ н а ч а л а м ъ п о ч и вш ій г е н е р а л ъ - г у б е р н а т о р ъ о б о д - ^ )п л ъ В'Ь -М о ск в ѣ с е р д ц а , с м у щ е н ны я п р о д о л ж и т е л ь н ы м и п о т а ч к а м и р е в о л ю ц іи , II вы зв а л 'ь к ъ тако .м у ж е п р е д а н н о м у и с п о в ѣ д а н ію э т и х ъ н а ч а л 'ь в ъ .н а с е л е н і и , и з в ѣ ч н о п р е - д а н н о м ъ П р а в о с л а в ію , П р е с т о л у и О т е ч е с т в у , н о с м у щ е н н о м у т о р ж е - ствр .м ъ а н т н р у с с к и х 'ь і іа ч а .т ь . М іірт . п р а х у е г о . Н и к о г д а н е з а б у д е т ъ е г о М о ск в а , п р е д а н н а я г і і .м ъ ж е н а ч а л а м ъ , к о т о р ы м ъ в сю ж и з н ь с л у ж и л ъ д о б л е с т н ы й в о і і іг ь , н ы н ѣ щ о ч п в іи ій . „М. В . “ Письмо вь редакцію. КрохЙЬ того мною получено письмо отъ г на Васильева, въ которомъ онъ даже отказался предсѣ дательствовать въ об щемъ собраніи г. г. членовъ, гдѣ дол жно быть заслушано его заявленіе объ отка.зѣ , 2 ). Чтоже касается секретаря отдѣ ла и что онъ якобы не былъ приглашенъ занять мѣ сто, то тоже невѣ рно, т. к.— онъ опоздалъ къ началу засѣ данія, а потому и было приглашено другое лицо, явившись В'Ь собраніе, секретарь изви нился. Не находя ни чего предосудительнаго съ моей стороны, а такъ-же считая, что все засѣ даніе согласно устава О-ва было правильно и не въ какомъ случаѣ не п о д л еж ащ е м ъ отм ѣ н ѣ , то и прошу г. редактора помѣ стить мое письмо въ В'Ь уважаемой газетЬ. Съ совершеннымъ почтеніемъ имѣ ю честь быть Я. С. О х от ни к о в ъ . (Орѳ ографія подлинника.) Ред. I Милостивый Государь, Господинъ Редакторъ! Въ ,Х5 154 Вашей уважаемой- газеты было напечатано письмо о якобы ье правиг.ьно состоявшемся общемъ соб раніи г. г. членов'ь отдѣ ла П.мператор- скаго Гос. О-ва Сельско-Хозяйственнаго птицевс'дства. *■ ' Покорнѣ йше прошу напечатать слѣ - дующее; опроверженіе: 1 ). Что м'Ьсто предсѣ дателя занималъ не г-нъ Васильев'ь В. А., а я. То 8 >то было по'гому, что Г-нъ Василь евъ подал'ь заявленіе въ совѣ тъ Отдѣ ла о сложеніи С'Ь себя обязанности пред сѣ дателя, согласно 25 Устава О-ва. Во вс ѣ права п обязанности долженъ вступить товарищъ предсѣ дателя, како- Еще до недавняго, сравнительно, вре мени, до эпохи „освободительнаго" дви женія „фальсификаторы" и ,,фальсифіі кадія" пугливо прятались по щелямь и норамъ, подобію клопамт^, тараканамъ и многимъ другиМ'Ь паразитамъ рода че ловѣ ческаго, боясь дневного свѣ та, стра шась лучей солнца Божьяго. Время отъ времени они, правда, дарили легковѣ р наго Госсіянина своиіш хшлыми „сюрп ризцами", на все-же дерзновенія эти, обыкновенно, дальше какого-нибудь „св-Ь- жаго, дервенскаго сливочнаго масла", рецептъ котораго составляли хіаргаринъ, овечье сало и картофельная мука, илп „натуральнаго винограднаго вина изъ собственныхъ виноградниковъ", фабри ковавшагося В'Ь центр'Ь Бердичева изъ уксуса, сахарина и сурика, не шли; но за послѣ днее время ,,фальсификація" стала ,,прогрессировать", какъ говорит ся какимъ-то б-Ьшенымъ галопомъ и, обнаглѣ въ до цинизма „фальсификато ры" выползли изъ своихъ завѣ тныхъ подполій и трущоб'ь и дерзкимъ напо ромъ, дружнымъ натискомъ пробивши бреши въ шаткихъ, .малоустойчивыхъ стѣ нахъ нашей общественности, навод нили ее своими гнилыми фабрикаціями, внесши отраву и вьЛвавъ процессъ разложенія въ ея организмѣ . Они усп'Ь- ли подорвать и расшатать основы фи зическаго, духовнаго, умственнаго и моральнаго благополучія нашего обще ства. Насталъ моментъ, когда безсовѣ стные, безпринципные ,,фальсификато- ' ры“ не только обр'Ьли право граждан ства и открыто выступили на общестнен- ыую арену, по даже стали впереди всѣ хъ, на виду. Судно общественной нашей жизни закружилось б'Ьшенымъ вихремъ по волѣ п-Ьнящагося водоворо та, когда оп'Ьшившіе н растерявшіеся его рулевые безпомощно опустили руки. Первое м'Ьсто заняли „фальсификаторы" блага народнаго. „Благо” грязными продажными руками фальсифицирова лось изъ лжи, личных'ь разсчетовъ и счетов'і„, тщестлавія и предательства и какъ продуктъ этой ,,фальсификаціи" явились въ началѣ забастовки, загЬмъ ,,ограбные“ безпорядки и, наконецъ, безпрерывный рядъ грабежей, убійствъ, насилій и всевозможныхъ зв'Ьрств'ь. Рука объ руку съ ними работали ,,фильсификаторы ухіетвенно - духовно- наравственной пищи для массъ", кои на литературно-художественный рынокъ выкинули растлѣ вающій и разлагающій ухіъ и душу народную фабрикантъ фирмъ „реалистовъ". ,,снмволистов'ь", ,,декадентовъ" еі сеіега и обкормили общество такими острыми и прянвыми спеціями, какъ „яма", „Санинъ", ,,Ана- тэма" и т. д. Эти произведенія до сихъ поръ пользуются спросомъ у извѣ смюй части общества. Д а ж е н е р в ы на шей интеллигенціи притупились поте ряли чувствительность и способность реагировать на явленія классической, художественной истинной красоты п силы слова и кисти, подобно тому, нквъ испорченный и отравленный желудокъ злоупотреблявшаго имъ человѣ ка, вмѣ сто здоровой, свѣ жей, питательной пи щи начинаетъ требовать острыхъ пикант ныхъ суррогатовъ въ родѣ тухлыхъ рябчиковъ—„непремѣ нно что-бы съ душ- і'ипографія газеты „ іо л о с ' ь порядка-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz