Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

г о л о с ъ П О Р Я Д К А . № 144 Въ завязавшейся тяяселой борьбѣ за школу русскіе націоналисты должны развернуть всю энергію, на какую они способны. Россіи нужна не просто „шко- ла“, хорошая школа,—непремѣ нно хоро­ шая, иначе пусть лучше не будетъ ни- накой. Политическіе фальсификаторы, отравляющіе '/Кизнь Россіи, обыкновен­ но играют'ь на этомъ фокусѣ : пред-та- гаюТъ существительное безъ прилага­ тельнаго, и имъ удается доказать про­ стакамъ, что этого вполнѣ достаточно. Приготовляютъ священниковъ, которые не вѣ руютт. въ Бога, приготовляютъ офидеровт>, презирающихъ войну, при­ готовляютъ ііедагогов'ь, занимаючщхся политикой, и приготовляютъ чиновни­ ковъ, враговъ власти. II утверждаютт>, что у насъ есть священники, офицеры, педагоги, чиновники. Существительное налицо, но подлогъ прилагательныхъ сводитъ все дѣ ло къ обратному резулі.- тату. Странѣ , согласитесь, выгоднѣ е, чтобы совсѣ мъ не бы.чо офицеровъ, не- :келп имѣ ті. ихъ предательскаго типа. Въ великомъ законѣ школы самое важное условіе—будетт> Ди она школой Иѵ Чи анти-школой. Сумѣ ють ли у насъ правительство и парламентъ придать народной школѣ способность просвѣ ­ щать душу, а не развращать ее. 'Іто это вопросъ основной II необходи.мыіі, по- казывает'ь печальная исторія русскоіі шко.ты—не только среднеіі и свышей, но даясе элемеіітаріюіі. Въ недавнихъ статьяхъ („Колыбель культ}'ры“ и проч.) я проводи.'гь доказательства того, что и среднія и свышія школы у насъ пони­ жаютъ уровень культуры вмѣ сто того, чтобы повышать ее. Тѣ мъ же поро- ко.мъ зараікепа, увы, и деревенская школа — за весьма малыми исклю­ ченіями. Деревенская школа—какті и зах­ ваченный еврейской заразой универси­ тетъ—^денаціопалилизирует'ь молодежь, обезцвѣ чиваетъ духъ народный, обезли­ чиваетъ его и нейтрализуетъ. Вспо.мнн- те огромное участіе народныхъ учите­ лей въ мятежномьдвилсеніи послѣ днихъ лѣ тъ. Вмѣ стѣ съ так'ь пазываемымі. „третьимъ элементомъ“, недоучившими­ ся се.мннарнетами, писаря.мп, конторщи­ ками, земскйми канпелярнстамн и т. п.,—народные учители составляюгь ар ­ мію зараженныхъ нигилизмомъ „инте- лнгентовъ“ ведущихъ антирелигіозную и антигосударственную пропаганду. Все это обыкновенно недоучки, пнлсе сред­ няго образованія, но улсе „читающіе Каутскаго". Они незнакомы съ Іоанномъ Богослово.мъ, поуже знакомы съ Іоан­ номъ Мостом'ь. Спрашивается, гдѣ они почерпнули своеэлементарпое проепѣ вщ- ніе? Именно въ той школѣ , которою пра­ вительство хочеть облагодѣ тельствовать весь пародъ. Къ десяткамт, тысячъ рево­ люціонно-настроенныхъ народныхъ учи­ телей и деревенскихъ иптелигентввъ при­ бавьте сотни тысяча, грамотныхъ, т.-е. прошедшихъ деревенскую школу бося­ ковъ II хулигановъ. Сличите .это просвѣ ­ щеніе’съ старой безграмотностью народ­ ной и скажите по совѣ сти, что изъ нихъ- культурнѣ е. Грамотеи такъ часто у насъ не вѣ рятъ ни въ Бога, ни въ черта, пи вь .земную власть, ни вь загробную, пи въ нравственный законъ, ни "въ гражданскій. Безграмотные же люди нѣ когда во все это вѣ рили, хотя и не были способны разобраться въ доказа­ тельствахъ. Развѣ доказателі.ства необ- ХОДИ.МЫ? Въ теченіе тысячелѣ тііі въ г.лубинахъ народныхъ сознательное от­ ношеніе къ религіи и гражданственности перешло въ безсознательное; оно фикси рова.лось въ неподвижное, чисто сти­ хійное состояніе. 'Гго лсе тутъ худого? Великія дисциплины, сдѣ лавшись сти­ хійными, не утратили своихъ цѣ нностей, а скорѣ е закрѣ пили ихъ. Иной негра­ мотный крестьянинъ горячо вѣ ритт. въ Бога и нравственный законъ: чѣ мъ лсе это хулсе вѣ ры, „доказанноіі“ школьни- ми з’чебниками? Неграмотный крестья­ нинъ часто глубоко преданъ отечеству и героически вѣ ренъ родной власти. ^Іѣ мъ л:е это ниже преданности и в ѣ р ­ ности, вычитанныхъ изъ школьныхъ учебниковъ, если изъ нихъ вообще молено что-нибудь подобное вычитать? Я этимъ, конечно, не иротестую противъ школьнаго обученія. Я хочу только на­ помнить, что в'ь такъ называемомъ не- вѣ лсествѣ народномъ, оклеветанномъ и оплеванномъ нигилистами, таится ино­ гда огромная кулі.турная цѣ нность, и что самое дорогое, самое возвышенное, самое глубокое, что составляетъ душу цивіт.тизапіп, было усвоено и накошлено иародо.мъ въ періодъ почти сплошной безграмотности. Дѣ ло въ томъ, что пи­ сьменность (и книжность) отнюдь не единственный источникъ просвѣ щенія, а лишь одинъ изъ многихъ; строго раз ­ суждая, книжное просвѣ щеніе до сихл. поръ еще сомнительно и никакъ не мо- ліетъ идти въ сравненіе съ непосредст­ венною передачею человѣ ческаго опыта отъ одного поколѣ нія къ другому. Кни­ га, подобно телефону, удивительное орудіе, но ище удивительнѣ е человѣ че­ ская рѣ чь, начавшая звучать за сотни тысячъ лѣ тъ до книгъ и телефоновъ. 11 до сихъ поръ въ тѣ хъ же книгахъ и телефонахъ звучитъ не что иное, какъ человѣ ческая рѣ чь. Она именно и со- став.ляетл. основную школу человѣ че­ скаго рода. Что школа .эта еще до эпо­ хи письменности создала высокое про- сіИіщеніе, доказательствомъ служитъ богатство народной рѣ чи, богатство вѣ ры и поэзіи, богатство государственнаго разума, когда-то скрытаго вл. народѣ . Вводя всеобитее книжное обученіе, слѣ - дуетл. позаботиться, какь бы оно не столкнулось сл. древнимь просвіице- ніемъ, съ драгоцѣ нными внушеніями исторіи и самой природы общества. І[.тіохая современная школа несомнѣ нно анархизиііуетл. народл.. Надо имѣ ть мужество признать это зло, бьющее въ глаза всякому, кто наблюдаеть жизнь, Лнархизація путемл. народной школы идетъ въ двоякомл. направленіи. Вполнѣ благонамѣ ренные учителя Ьопа і'іііе преподаютъ часто в.згляды и свѣ .дѣ шія, развращающія духл. народныіі. Противъ этого зла трудно что-нибудь прндухщть, кромѣ возможно строгой цензуры пре- подованія, учебниковъ и гакольныхл. библіотек'ь. Но есть и неблагонамѣ рен­ ные учнте.чя, есть отвратительные писа­ тели, которые вполнѣ сознательно .за­ нимаются духовнымъ развращеніе.мл. дѣ тей, ^іто всего ужаснѣ е, это развра ­ щеніе идетъ на глазахь правителі.ства, которое по разными причинамл. „не противится .злу“. На дняхл. я получилъ отъ преподователя одной провинціальной гимназіи негодующее письмо сь іірплсі- иіемл. Л" Н.л журнальчика „Нашимъ дѣ тямъ“. Журнальчикъ издается и редактируется однимл. бездарнымл., но ловкимъ Ѣ Іврейчпкомл., М Городецкпмл.. 9то тотл, самый „Мовша Городецкій “, который, какъ говорятъ, безл. копѣ йки денегь вл. карманѣ началл. издавать .Газету Копѣ ііка“ и на глазахл. власти наводнилл. этимь освободительнымл. листком'ь все читающее простонародье. Чтобы захватить сверхл. того подростаю- щія поколѣ .пія на корню, то же еврей­ ское издательство вылускаетл, .за небы­ вало дешевую плату“ и упо.мянутыіі дѣ тскііі журиальчикл.. Какого тона эти дрянныя и.зданія, показываетл. картинка на стр. 1 2 . Изображено стадо отврати­ тельныхъ обезьянл. вл, тѣ хл, откровениы.хь ііо.захл., которыя имъ свойствен­ ны, при чемъ всѣ онѣ , увѣ шаны орденами. У одноіі обезьяны крестл, на ленточкѣ надѣ ть на хвостъ, а друі'ая обезьяна поднішаегь этотъ хвостъ и прикладывается кл, непристойному мѣ ­ сту. Ннннческая картинка, по мнѣ шів) преподователя гимназіи, явно разсчита­ на на то, чтобы „забросить вл, сердца юныхл, читателей изъ христіанскихъ дѣ теіі семя неувансенія кл, эмблемѣ пхл, вЬры^. Тотл, же кореспондеитл, сообща- етл,, ’гго въ Н-мл, изданіи учебника французскаго языка нѣ коего К.лясса есть картинка, изображающая лягушку сь крестомл, на брюхѣ . Учебники Кляс- са допущены въ качествѣ пособія въ правительственныхъ среднихл, учебныхъ заведеніяхъ. То соблазнительными кар ­ тинками, то расказамн съ по.гіитнческоіі тенденціей, то извѣ стнымь извращеніемъ историческихъ фактовъ—евреи и еврей ствующіе авторы стараются вытравить въ дѣ тяхл, всякое религіозное и патріо­ тическое чувство. Вл, прошломъ году я случайно заг.пяпулъ въ другой, дѣ тскій журналъ—„Путеводный Огонекл,", по­ лучавшійся въ моей семьѣ , и напалъ па прелюбопытную исторію Мазепы. Но случаю 2 0 0 -лѣ тія Полтавской битш,г ре ­ дакція „Путеводнаго Огонька “ хотѣ ла познакомить дѣ тей съ той эпохоіі и ея героями. ^Іто же рассказічваютл, нашимъ дѣ тямь? Нѣ кто г. Любичл,-Контуровъ разсказываетъ, что Мазепа былл,„умныіі и тонкій политикл,“, стремившійся освобо­ дить родину отъ московскаго гнета, „Гет­ маны. избранные свободными голосами, обыкновено оканчивали свои дни..либо въ Соловкахл, и Сибири“ „Древняя кіевская Русь, сохранившая свою народность въ продолженіе .‘ЗОи лѣ тъ пребыванія на Лнтв'іі и Польшѣ , смотрѣ ла на Москву, какл, на совервіенно чуясдый ей народл,, сходный сл, ней только по в ѣ р ѣ “. „Ук­ раинской Руси среди родственнаго имъ славянскаго литовскаго и польскаго племени было разумѣ етоя легче сохра­ нить свою народность, чѣ мл> .Москвѣ , слившейся сл, ((шиными и долгое время находившейся подл, властью татаръ“. „Та­ тарщина выработала вл, русскомл, чело­ вѣ кѣ подозрительность, недовѣ ріе, низ- коиоіілонство, отвращеніе ко всему, что идетл, наперекоръ установившимся вѣ ка­ ми обычаямл“. П такл, далѣ е въ томъ же родѣ : вл, тонѣ , ярко-враждебномъ .Москвѣ и Петру Великому. Описывает­ ся, какл, погибла казацкая вольность, и какъ стало быть благороденъ былъ Мазе­ па, измѣ нявшій Петру. Я заинтересо­ вался журнальчикомъ; подборъ освобо- дительныхл, статей и стихотвореній бь- глаза. Описываютл, б у н т ы, начи­ ная со Спартака и кончая прошлогод- нпмл, бунтомл. вл, Константинополѣ . Свергнутый султанл, смѣ шивается прямо сл, грязью: „Турція, попавшая въ лапы звѣ ря, ненасытнаго болѣ е всѣ хл, преяс- нихл, звѣ рей, собрала свои послѣ днія силы, чтобы вырваться на полю“. „Тур­ ція не избалована своими ііравители.ми; тамл,, па престолѣ , сидѣ ли одно за дру- гимл, цѣ лыя поколѣ нія звѣ рей, 'по Аб- д}’ль-Гампдл. быль среди нихл.,зпѣ ])емъ самымь хитрымъ, хищнымь и крово- жаднымъ“. За то мятежные младотурки описываются какъ герои. ,’Іюбопытнѣ е всего, что подл, заго.ловкомь иіурна.ла значится, что онл, „допущепл, (4с. Отд. Учен. Ком. кл. выпискѣ вь среднія и низшія учебныя заведенія, въ народныя библіотеки и чита.льии". Я помню мое изумленіе и негодованіе, -негодованіе, скажу откровенно, на г. заразой въ школахъ. Отъ нынѣ шняго г. Кассо едва ли можно надѣ яться боль­ шого. Если такл,, то громадною рефор­ мою, которая будетъ стоитл, тяжелыхл, лсертвл, нароцныхл,, первые восполь­ зуются разрушители Россіи, и это какъ же неизбѣ жно, какъ завтрашній день. ^Ітобы не отдаті, основное орудіе хрпстінс- кой ку.льтуры во власть врагамъ, всѣ мъ органичесіеимл, партія.мъ, и особенно національной, слФ.дуетл, стать на защи­ ту школы. Мы моліемъ ііоддерлгать си­ стему всеобвіаго обученія только при аб­ солютной гарантіи того, что она будетъ національно-русской и никакоіі иной.- Гараптивовать это можетъ не только програма школы, но и реформа тѣ хъ крайне сомните.іьныхъ учрежденій, ко- торымл, ввученъ надзоръ надъ педаго- гическн.мь персоналомъ, школьною ли ­ тературой и печатью. Объ ученикахъ и ученыхл, комнтетахл, ходить у насъ цѣ лыя легенды подл, часл, крайне невзрачнаго свойства, (’о- ставленіе школьныхл, учебниковь и по­ собій сдѣ лалось однимъ изл, очень вред- иыхл, промысловъ, вносящихъ настощую анархію въ преподаваніе. С.'уществуютъ простые рецепты, выполнпвл, которые вы можете добиться не только допуще­ нія, но и одобренія книлски, хотя бы явно худшей, чѣ мл, старые учебники. иравнтельственпое клеймо „допущено“, „одобрено" или „рекомендовано" дѣ ла- етл, подчасъ боздариѣ йпіаго автора ми- ліонеромъ II хищнымъ издателямъ да- еть цѣ лыя состоянія. Непрерывный вы- нускь все новыхл, и новыхъ учебниковл,, вл, распостраненіи которыхъ иногда заин­ тересованы матеріально сами препода­ ватели, ЯВ.ЛЯСТСЯ нелегкимл, налогомл. на родитё.іей учащихся, при чемл, сами дѣ ти часто совсѣ .мъ сбиваются съ толку. Шварца, который тогда былл, минист-!Хотя передъ глазами правительства ле- ромл, просвѣ щенія. Возможно ли ду -1 .малл я, сиді-.ть на столь ві.ісокомл, хо- зяйсквомл, мѣ стѣ II ие видѣ ть, что д ѣ ­ лается среди бѣ ла дня не вл, какомъ-ни­ будь [іеволюціонпомл. подпольѣ , а вл. дѣ тскоіі журналистик'І'., одобренной для шко..гь п библіотекл,. На, дняхл, вл, „Кіен.лянииѣ " прочелл, объ- учебникѣ въ осводительномъ стн- .пѣ . „Б'ь пизшеіі школѣ , сообщаегь га ­ зета, взамѣ нъ „Родного Слова" Ушинс­ каго, повидимо.му сь одобренія началь­ ства начинаетл, вводиться книга состав­ леная гг. Тулуповымъ и Шестаковымь, о.заглавленная „Новая школа для обу­ ченія русскому языку дома". Цѣ лый рядл, статей („Давпдл, Гурвейсъ", „Цар­ ская Корона" и пр.) какл, нельзя луч­ ше оттѣ няють ея тенденціозный харак- терь. Вь то время какл, почти на каж- домл, шагу въ книжкѣ толкуется о ев­ рейской доблести, воспѣ вается душа Еврея, сл, ея необыкновенными мо­ ральными качестевами, превозносится іудейская гуманность, вл. то время какъ вездѣ рѣ шительно говорится о вели- кнхл, людяхь, проживавшихъ—не въ оссіи,—нѣ ть, а гдѣ -то за рубежомл,— на протяженіи всей книги ни слова не говорится о православной вѣ рѣ , о рус- скихь государяхл,. о паціональныхл, герояхъ, о народной мощи и глубокпхл, природныхл, дарованіяхл, русскаго чело­ вѣ ка. Разумѣ ется у ребенка послѣ про­ чтенія такой книги получается предста- лепіе, что все хорошее и вели кое суще- ствуеть гдѣ -то далеко, а вл. Россіи кро­ мѣ бѣ дности, нищеты, злыхл. людей, устраивающихъ погромы, ничего нѣ гь". Не правда ли, ловко пасл. обходятъ г-да Евреи! Названныіі освободитель- иыіі учебникъ изданъ сже въ ста трид­ цати тысячахъ экземпляровл,. Книга расходится вл, народѣ ; она, по словамъ прот. Прозорова, „песетл, несомнѣ нное разращеніе русской народной души, она ие то.ляко вредна, но прямо преступ­ на". Книга издана четыре года назадл, вл, разгарл, смуты, и до снхь поръ ни попечители округовъ, ни инспекціи на- родныхл, школл, не за.мѣ тили этой гадости. Р>отл, сторона школьной ре(}юрмы, ко­ торую неодходимо, мнѣ кажется, имѣ ть на первомъ планѣ . Обучаііте народъ грамотѣ II письму, но какл, бы не сы­ грать тутъ Вл. руку того гнуснаго жидо­ кадетскаго заговора, который улсе рас- кинулл, паутину свою на всю Россію и всевозможными средствами пропаганды развращаетъ духъ народный. Бывшій министръ г. ИІварцл,, что касается вѣ р­ ности нашимъ историческимъ нячаламл,, былл, внѣ какого-либо подозрѣ нія, но даже онл. не могь--и і;ажется даже не пытался—снрнвитьсд съ жчдо-ісадетской жатъ учебники всего міра и казалось бы не трудно было бы выб])ать лучшііі но каждому предмету, но лучшіе ос­ таются вл, неизвѣ стности, а худшіе пе­ кутся ^{акъ блины. Ітще хуже, что бли­ ны эти уже часто отправлены еврей­ скою освободительною стряпней. Націо­ нальной партіи вл, союзѣ сл, б.лизкимн кл, нѳ й слѣ дуетъ съ величайшимъ вннмапіемл, отнестись сл, этоіі сторонѣ рес{)ормы. Для этого прелсде всего нужно твердо знать, чего мы хотимъ Мы хотимъ начальной школы, которая была бы продолженіемъ нашей истори­ ческой культуры духа, какъ она служи­ лась вь до-грамотный періодъ. Мы твердо вѣ римъ, что народъ русскиій, хотя и безг{)нмотпый, уже до.лгіе вѣ ка просвѣ ­ щался тѣ ми способоми, какія даетл, всякому народу семья, религі, трудл,, государственность и мирное общежитіе. Этотл, „ фондъ просвѣ щенія" мы не только не считаемъ пичтожнымл,, но считаемъ основнымъ въ экономіи народ­ наго духа, при чемл, нэвѣ йшаб шко.ла призвана не растрачивать его, а попол­ нять. Поэтому новѣ йшая школа должна бить построена на основахъ національ’ наго міросозерцанія, на основахъ глубо­ каго уваженія къ своему отечеству и закону. Центральной осью школы, кро­ мѣ христіанской нравственности, дол­ женъ бцтл, поставленъ героизмл, народ­ ныіі. Центральнымъ предметомъ должна бытч исторія,—исторія возникновэнія расцвѣ та и величія Россіи, исторія ве ­ ликой борьбы народной за свое право жизни. Только такая школа можетъ быть просвѣ тительной, возбуждающей росгь и силз' духа. Школы яіе антику.ль- турной, оподливающей умл, и совѣ сть, Россіи не надо. М. Меньшиковъ. Рѣ чь управляющаго м инистерством ъ народнаго просвѣ щенія. Иь засѣ даніи Гос. Думы 2.') октябр. Г.г. члены Государственной Д у ­ мы! ІІроект'ь комиссіи и .министер­ скій нѣ сіеолько ііасходятся но объ ­ ему прим ѣ ненія новаго положенія о начальныхъ іпколах ь. Комиссія иред- нолагаегь вт> ст. 1 законопроекта начальномъ образованіи распростра ­ нить д ѣ йствіе закона на нача.тыіыя училища в ѣ д о м с т в а н а р о д н а ­ г о п р о с в ѣ щ е н і я , тогда к а к ь в'ь правительственномъ законопроектіі предполагается распространить д ѣ й ­ ствіе положенія на начакдьныя учи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz