Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)
г о л о с ъ П О РЯД К А. № 139 НІЯ, и особенно съ святымъ Евангеліемъ. 3) Предоставленіе преподаванію закона Божія подобающаго мѣ ста въ ряду дру гихъ школьныхъ предметовъ и назна ченіе па преподаваніе его въ каждомъ классѣ , по краііней мѣ рѣ , двухъ не дѣ льныхъ уроковъ. 4) Включеніе на чальнаго обученія православной христі анской вѣ рѣ и молитвамъ въ число пред метовъ дошкольнаго, домашняго обуче нія, предоставленіе законоучителямъ младшихъ классовъ права провѣ рять, восполнять и уяснять запасъ относящих ся къ начальному обученію вѣ рѣ и мо литвамъ свѣ дѣ ній учащихся, удѣ ляя для сего до четверти общаго числа уро ковъ въ теченіе перваго года обученія закону Бояѵ ію. 5) Содѣ йствіе семьѣ и шко.чѣ въ дѣ лѣ начальнаго обученія д ѣ тей православной вѣ рѣ и молитвамъ, путемъ составленія и изданія особаго дѣ тскаго молитвослова для домашняго, дошкольнаго употребленія. 6 ) Установ леніе порядка фактической послѣ дова тельности для систематическаго изуче нія свянщннон исторіи въ средней шко лѣ . 7) Преподаваніе священной исторіи какт. Ветхаго, такъ и Новаго Завѣ та живою рѣ чью, согрѣ той религіознымъ вниманія учащихся на жизнь выдающих ся церковно-историческихъ лицъ, слу жащихъ поучительныхъ примѣ ромъ са моотверженной дѣ ятельности на общее благо. Составлеиіе для достиженія ука- занноіі цѣ ли церковно-исторической хре стоматіи, съ возложеніемъ заботы о семъ на учебный комитетъ при святѣ й шемъ синодѣ , путемъ .предоставленія ему права объявить соотвѣ тствующій конкурсъ. 14) Предоставленіе закопо- учителямъшколъмѣ стностей окраинныхъ и съ инородческимъ населеніемъ, гдѣ учащіеся недостаточно еще знаютъ рус скій языкъ, а церковно-славянскаго язы ка совсѣ мъ не зпаютті, права дѣ лать бокращепія въ программахъ по закону Божію и читать въ классѣ избранныя мѣ ста изъ священнаго писанія Ветхаго и Новаго Завѣ та па русско.мъ языкѣ . 15) Преподаваніе въ учебныхъ заведе ніяхъ, имѣ ющихъ больше шести клас совъ, въ дополнительныхъ классахъ особаго курса вѣ ро-и нравоученія на основѣ слова Божія, съ соотвѣ тствен нымъ изложеніемъ и опроверженіемъ инослазныхъ лжеученііі и ложныхъ мнѣ ній по вопросамъ нравоученія. 16) Преподаваніе въ Л’ІИ педагогпческомт. чувствомъ, въ связныхъ, проникнутыхъ Iклассѣ женскихъ гимназій мпнистерст- общей мыслью разсказахъ, съ широкимъ | ва народнаго просвѣ щенія и въ учи примѣ неніемъ наглядныхъ священно-' тельскихъ семинаріяхъ методики зако- исторнческихъ пособій. Н) Сосредоточе ніе главнаго вниманія учащихся на со бытіяхъ, имѣ ющихъ значеніе въ дѣ лѣ божественнаго домостроительства чело вѣ ческаго спасенія; упоминаніе о граж данской исторіи еврейскаго парода лишь постольку, поскольку она неразрывно связана съ идеею сего домостроитель ства. і») Преподаваніе ученія о богослу- на Божія, съ предоставленіемъ учени цамъ возможности прилагать педагоги ческія свои знанія по этой части на д ѣ лѣ , путемъ веденія практическихъ уро ковъ въ младшихъ классахъ. 18) Воз становленіе въ старшемъ классѣ воен ныхъ училипіъ одного недѣ льнаго уро ка по закону Божію съ тѣ мъ, чтобы и въ сихъ училищахъ законоучителя имѣ - жеііш, по иреяснему непосредственно іли возможность ознакомить учащихся вслѣ дъ за священною исторіею. 1 0 ) 0 6 -1въ старшемъ классѣ » съ курсом'ь при ращеніе при преподаваніи ученія о бо -1 вославнаго вѣ роученія и нравоученія, гослуженіи гтавнаго вниманія учащих-!19) Ознакомленіе учащихся съ основ- ся иа выясненіе смысла богослужебныхъ ными особенностями церковно-славяи- молитвословіп. дѣ йствій и чино-послѣ - скаго языка, но крайней мѣ рѣ », настоль- дованій и заучиваніе внѣ шняго поряд- ко, чтобы они могли свободно читать и ка молитвословій лишь въ тоіі мѣ рѣ , въ понимать прочитанное на этомъ языкѣ , какой изъ самоіі послѣ довательности 2 0 ) Признаніе необходимымъ задаванія боі'ослуженія раскрывается внутренній и сирашиваиія уроковъ по закону Бо- его слыслъ. Обязательность знанія глав- жію, экзаменовт. и оцѣ нки познаній нѣ йшнхъ церковныхъ пѣ снопѣ ній, какъ учащихся бсллами или дрз'гими приня то: „Господи тюззвахъ“, „Да исправит-, тыми въ учебныхъ заведеніяхъ спосо- ся молитва моя“, ,Свѣ те тпхій“, „Ыы-|бамн, наравнѣ съ прочими учебными нѣ отпущаешп“, „Богъ Господь и яви-1 предметами. Необходимость соотвѣ тст- са намъ“, четыре поліелейныхъ стиха, вія оцѣ шки дѣ йствительнымъ познаніямъ „Единородный Сыяе“, „Херувимская учащихся и недопустимость постановки пѣ снь", „Достойно есть", мо.лнтва предъ по закону Божію всѣ мт» учащимся вы- причащеніемъ и „Госпо.ци, Владыко жи-1 сшихъ балловъ, что порождаегь въ нота моего“, а также воскресныхъ про-'нихъ лишь чувства недоумѣ нія, сомнѣ - кимновъ и тропарей двунадесятыхъ | нія въ идеѣ справедливости и даже праздников'ь. Изученіе богослуженія по | нѣ которое пренебреженіе къ важности возможности нагляднымъ способомъ, і преподаваемаго предмета, путемъ привлеченія къ участію въ цер-' I I . О р е л и г і о з н о - н р а в ст в е н н о м ъ воспи - ковиом'ь чтеніи, пѣ ніи и къ прислуяѵ и- т а н і и у ч ащ и х с я въ с р е д н и х ъ ш к о л а х ъ ванію по очереди въ алтарѣ учнлищна- го храма. 1 1 ) Изученіе катехизиса преж де начала преподаванія церковной псто- и о о ъ у ч а с т і и з а к о н о у ч и т е л е й въ с емъ д ѣ л ѣ . Законоучитель не долженъ огра ничиваться въ исполненіи своихъ обя- рін. 1 2 ) Образованіе при свягЬйшемъ | занпостей однимъ гласнымъ препода- синодѣ особой комиссіи для предвари- ваніемъ закона Божія, но, чтобы внѣ - тельнаго обсужденія вопроса о необхо-' дрпть преподаваемыя имъ истины въ димостн псиравлепія для учебныхъ цѣ лей катехизиса. 13) Обращеніе особаго Фельетонъ газ. „Голосъ Порядка“. [оріеіныі вопропі иііноіо 82 коп. Въ городскомт. хозяйствѣ » съ бюдже томъ почти въ 300 тыс. руб., находится много весь.ма важныхъ и серіозныхъ вопросовъ по городской ЭКОНО.МІИ и го родскому благоустройству, но не всегда эти вопросы подвергаются должному обсужденію и должной подготовкѣ , а на вопросы о выѣ .деииомъ яйцѣ , часто тратится дорогое въ дѣ ловомъ отноше- НІИ вре.мя. Одинъ изъ вопросовъ ііо- слѣ .дпяго рода и былъ на разсмотрѣ ніи думы 23 сентября. Нѣ кая К. С. Федорова просила о сло женіи съ нея оцѣ ночной недоимки, со- стоявшеіі изъ двухъ частей: городской 95 ксп. и 82 коп. казенной. Съ серіоз- ной солидностью, достойной лучшаго д'ѣ ла, обсудили 95 коіі. сложить, а въ 82 коп. отказать, такъ какъ сбрасывать казенную недоимку городъ не имѣ етъ законнаго права. — Позвольте, поднимается одинъ изъ интеллигентных'і» гласныхъ, вопросъ этотъ нужно обсудить, и сдѣ лать поста новленіе о взысканіи 82 коп. съ обще ства хоругвеносцевъ, къ которому ото шелъ домъ бывшаго ремесленнаго обще ства. Я полагалъ, что это просто шутка, можетъ быть и неумѣ стная, по все-таки шутка, но оказалось, нѣ тъ. сердца учащихся, долженъ пользоваться для воспитательныхъ воздѣ йствій па учащихся всѣ ми открывающихіи- ся ему, какъ пастырю, способами и въ классѣ и во внѣ классныхъ отношеніяхъ съ учащимися. Для сего: а) каждый день въ школѣ долженъ начинаться общей предклассной молитвой. Въ со ставъ молитвы должны вхолить пѣ ніе “Царю Пебѣ спый“ и „Отче нашъ“, чте ніе дневного Евангелія и молитвы предъ ученіе.\іъ и пѣ ніе „Спаси, Господи, люди Твоя“, съ осотвѣ тственпымъизмѣ неніемъ этого состава въ дни св. Пятидесятни цы; по окончаніи дневныхъ уроковъ должна въ каждомъ классѣ прочиты ваться молитва послѣ ученія; б) при всѣ хт. учебныхъ заведеніяхъ желатель но устройство домовыхъ церквей съ тѣ мъ, чтобы настоятелями сихъ церквеіі были законоучители; допущеніе къ пре подаванію закона Божія въ учебныхъ заведеніяхъ, сверхъ таковыхъ законо учителей и стороннихъ приходскихъ священниковъ, разрѣ шается лишь въ случаяхъ необходимости, и притомъ изъ священно-служителей, не обремененныхъ приходскими требами; в) богослуясеніе въ храмахъ учебныхъ заведеній должно совершаться истово и благочинно, безъ допущеній произвольныхъ сокращеній; г) посѣ щеніе православными учащими ся богослуженій въ праздничные и дру гіе для сего дни доллспо быть обяза- тельны.мъ; д) лселательно, чтобы началь ствующіе воспитатели и учапце пода вали учащимся живой примѣ ръ усердія къ посѣ щенію храма. 2 ) Въ дни Вели каго поста для всѣ хъ православныхъ учащихся обязательно елсегодно испол нять долгъ исповѣ ди и приступать къ СВ. причащенію. 8 ) Въ началѣ учебнаго да законоучитель въ калсдомь классѣ долженъ преподать общее пастырское наставленіе о соотвѣ тствующемъ пове деніи учениковъ примѣ нительно къ ихъ возрасту и затѣ мъ вт, теченіе учебнаго года въ калѵ дыіі по возможности свой классный урокъ вносить нравоучнтель- ныіі элементъ, примѣ нительно къ воз расту и умственному и нравственному состоянію учащихся. 4) Для того, чтобы религіо.чпая настроенность глубже внѣ дрялась въ лсизнь учащихся, необходи мо, чтобы и внѣ уроковт» по закону Божію и церковнаго богослуженія уча щіеся не оставались бе-зъ пастырскаго водительства .законоучитель долженъ а) вести съ учащимися внѣ классныя собесѣ дованія; б) вникать въ религіозно- нравственное состояніе каждаго учаща гося, являясь къ пему со своимъ оте ческимъ словомт» назиданія, помощи и ободренія, особенно въ минуту душев ной скорби, тревоги и со.миѣ ній уча щагося; в) входить также и въ матеріа льное положеніе учащихся и съ этою цѣ лью принимать самое дѣ ятельное уча стіе въ благотворительныхъ учрежде ніяхъ при школѣ и г) участвовать въ качествѣ непремѣ ннаго ч.пеиа въ роди- тельских'ь комитетахъ, чѣ мъ откроется удобный путь для живого обпіепія за коноучителя съ родителями учащихся. 5) Изъ лицъ, не имѣ ющихъ священнаго сана, къ преподаванію закона Божія могутъ быть допускаемы только полу чившіе высшее богословское образова ніе, и то ВТ. исключительныхъ случаяхъ. 6 ) Начальство учебныхъ заведеній, съ своей стороны, должно всемѣ рно ока зывать содѣ йствіе законоучителю въ возможно полномъ и безпрепятствен номъ выполненіи н.мъ пастырскаго его долга въ дѣ лѣ религіозно-нравствен наго воспитанія учащихся. 7) ІІрепода- ватели другихъ предметовъ должны, со своей стороны, въ цѣ ляхъ содѣ йст вія законоучителю въ дѣ лѣ надлежа щаго ^іелигіозно нравственнаго воспита нія учащихся, избѣ гать малопровѣ рен- ныхъ гипотезъ, идущихъ въ разрѣ зъ съ христіанскимъ вѣ »роученіемъ, безъ достаточнаго критическаго ихъ разбора. III. О м ѣ р а х ъ к ъ в о з выш ен ію .законо- у ч ит е л ь н а г о д ѣ л а . Въ видах'ь лучшей постановки дѣ »ла законоучительства въ средней школѣ , необходима какъ теоре тическая, такъ и практическая разра ботка вопросовъ, съ си.мъ дѣ ломъ свя занныхъ. Въ первомъ отношеніи жела тельно: а) въ духовныхъ академіяхъ обращать особенное вниманіе на пред меты, составляющіе курсъ закона Божія, и б) издавать при учебномъ комитетѣ особый журналъ по вопросамъ духовно- учебнымъ ст. особымъ отдѣ ломъ для вопросовъ законоучительскаго дѣ ла. Во второмъ отношеніи признается цѣ лесо образнымъ: а) организація братствъ законоучителей; б) созывъ съѣ .здовъ за коноучителей по учебнымъ округамъ или прпмѣ .нительно къ инымъ раіоннымъ подраздѣ леніямъ; в) періодическое уст ройство всероссійскихъ законоучитель- скнхъ съѣ здовъ, съ участіемъ въ съѣ з дахъ законоучителей по возможности отт» всѣ хъ вѣ домствъ и отъ всѣ хъ ти повъ школъ, и г) устройство во время съѣ здовъ спеціальныхъ для законоу чителей курсовъ по вопросамъ методи ки, закона Божія и др. Для успѣ шно сти всероссіііскихъ съѣ здовъ признае тся полезнымъ имѣ ть при учебномъ комитетѣ постоянную комиссію, которая собирала бы и приводила въ порядокъ поступающіе къ ближайшему съѣ зду матеріалы и имѣ ла заботу о подготов леніи для съѣ зда програмпыхъ докла- дов-ь. Новы й законопроектъ. Членамъ гос. думы розданъ д о кладъ судебной комиссіи объ у с и л е н іи н а к а .іу ем о ст и за п о х ищ е н іе л ѣ са. Ду.мекая комиссія высказывается за принятіе новаго законопроекта министра юстиціи съ нѣ которыми поправками. Новый законопроектъ возвращается ко в згляду на л ѣ сныя норубкн. какъ на краску. Понижен ную отв ѣ тственность законопроектъ опред ѣ ляетъ за похищеніе и само вольную порубку .лѣ са, которыя со вершены при особыхл» у.менынаю- — Я не могу допуститъ обсужденія этого вопроса, заявилъ голова. — А мы просимъ, вы не имѣ ете пра ва не допускать обсужденія предлагае маго вопроса: они захвати.чи до.мъ! — Они захватили капиталы! — Позвольте, говорю я. Капиталъ пе решелъ не кт»хоругвеносцамъ, а къ кре дитному ремесленному товариществу — Это все равно, заладили оппонен ты.’ Нулгііо обсулѵ дать! — Я не могу, отбрыкивался го.тіова. Я лучше пзт» своихъ эти 82 копѣ йки заплачу. — Бы отказываете, отказываете? — Ну отказываю. — Прошу занести въ лсурналъ, что вы мнѣ отказали, рѣ зко заявляетъ гла сный юристъ. — П я прошу занести въ журналъ, что почтенный гласпыіі настаивалъ на обсужденіи такого вопроса, котораго и не стояло въ повѣ сткѣ . Этимъ закончился 82 копѣ ечный важный вопросъ, но времени на него было потрачено болѣ е часа, въ ущербъ обсужденію другихъ важныхъ вопро совъ, которые вынулѵ дены были потомъ обсуждать аллюромъ. Я понимаю полезность горячихъ и даже страстныхъ споровъ по серіо."нымъ вопросамъ чисто общественнаго свойст ва. Я понимаю эти интересы такъ, дру гой иначе, и свою точку зрѣ нія счи таетъ болѣ е полезной и для городскаго общества и для городскаго хозяйства, а потому и является не личный, а прин ципіальный споръ, часто очень поле.з- ный для дѣ ла, которое въ концѣ кон цовъ выясняется и обрисовывается съ разныхъ сторонъ, но когда по вопросу цѣ нностью въ 82 копѣ йки личные мотивы вводятся въ споръ, это уже по меньшей мѣ рѣ недопустимо во всякомъ общест- вепно.мъ и ВТ» земско.мъ и въ город скомъ дѣ лѣ , а тутъ у нась именно къ стыду нашему, и была личность, а не чувство общественнаго долга. Говоря простымъ языкомъ, просто травля. Подобные инцинденты крайне при скорбны и для оппозиціонной кучки гласныхъ не дѣ лаютъ чести Насъ выбирали въ гласные ие для сведенія личныхъ счетовъ въ ду.мскомъ залѣ , а для общественной честной и кропотливоіі, хотя бы и безвозмездной работы. Наша дѣ ятельность открытая, мы иа- ХОДИ.МСЯ у всѣ хъ на виду, подлежи.мъ контролю общественнаго мнѣ нія, и за сведеніе личныхт» счетовъ по 82 копѣ еч нымт» вопросамъ насъ паши избиратели врядъ-лн похвалятт». Нельзя изъ пушекъ стрѣ лять по воробьямъ, порохъ нужно приберегать, для болѣ е се^)іозцаго дѣ ла. Пусть голова тянетъ вправо, пусть онъ членъ общества хоругвеносцевъ, пусть не прошли другіе открытые и скрытые кандидаты, это къ нашему слу женію общественному дѣ лу ни малѣ й шаго отношенія не имѣ етъ. Другое дѣ ло, если-бы воровали, или злоупотребляли, тогда мы всѣ должны бы возстать противъ этого, псѣ какъ одинъ человѣ къ, тогда и всю тяжелую артиллерію нужно пускать въ ходъ, но теперь нуясно соблюдать приличіе и приберегать порохъ. Полнымъ контрастомъ предшествовав шему отличалось засѣ даніе гор. думы 7 октября. Разсмотрѣ нъ рядъ не 82 копѣ ечныхъ, а серіозныхъ и крупныхъ вопросовъ. Разсмотрѣ нъ основательно, хладнокров но и дѣ льно. Были и споры, но они не выходили изъ серіозной, дѣ ловой сферы, и слу- жи.тн не къ затемнѣ нію, а къ разъясне нію дѣ ла, какъ это было по вопросамъ о технической промышленной школѣ и по смѣ тѣ о постройкѣ школьнаго зданія на 8 комплектовъ на КолабинскомъмЬстѣ . Дѣ ловитость обуяла гласныхъ до то го, что единогласно не пожелали выслу шать безплатнаго оратора со стороны уполномоченнаго общгства приказчи ковъ Р). В. Гайдукова, желавшаго было выступить въ защиту пьянаго буфетна го дѣ ла. Обидно было Емельяну Васильевичу, но что дѣ лать, ду.ма стала на дѣ ловую ногу и временемъ дорожитъ. ЩІ МО не до н ІЮ ар Ф> за IIр ЛУ тр ро л 1 к.: СУ 3 ік С! НІ С5 С.’ С' К С Г П Н И . П ванюш енковъ ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz