Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

г о л о с ъ П О РЯД К А. № 139 НІЯ, и особенно съ святымъ Евангеліемъ. 3) Предоставленіе преподаванію закона Божія подобающаго мѣ ста въ ряду дру ­ гихъ школьныхъ предметовъ и назна ­ ченіе па преподаваніе его въ каждомъ классѣ , по краііней мѣ рѣ , двухъ не­ дѣ льныхъ уроковъ. 4) Включеніе на­ чальнаго обученія православной христі­ анской вѣ рѣ и молитвамъ въ число пред­ метовъ дошкольнаго, домашняго обуче­ нія, предоставленіе законоучителямъ младшихъ классовъ права провѣ рять, восполнять и уяснять запасъ относящих­ ся къ начальному обученію вѣ рѣ и мо­ литвамъ свѣ дѣ ній учащихся, удѣ ляя для сего до четверти общаго числа уро­ ковъ въ теченіе перваго года обученія закону Бояѵ ію. 5) Содѣ йствіе семьѣ и шко.чѣ въ дѣ лѣ начальнаго обученія д ѣ ­ тей православной вѣ рѣ и молитвамъ, путемъ составленія и изданія особаго дѣ тскаго молитвослова для домашняго, дошкольнаго употребленія. 6 ) Установ­ леніе порядка фактической послѣ дова­ тельности для систематическаго изуче­ нія свянщннон исторіи въ средней шко­ лѣ . 7) Преподаваніе священной исторіи какт. Ветхаго, такъ и Новаго Завѣ та живою рѣ чью, согрѣ той религіознымъ вниманія учащихся на жизнь выдающих­ ся церковно-историческихъ лицъ, слу­ жащихъ поучительныхъ примѣ ромъ са­ моотверженной дѣ ятельности на общее благо. Составлеиіе для достиженія ука- занноіі цѣ ли церковно-исторической хре­ стоматіи, съ возложеніемъ заботы о семъ на учебный комитетъ при святѣ й­ шемъ синодѣ , путемъ .предоставленія ему права объявить соотвѣ тствующій конкурсъ. 14) Предоставленіе закопо- учителямъшколъмѣ стностей окраинныхъ и съ инородческимъ населеніемъ, гдѣ учащіеся недостаточно еще знаютъ рус­ скій языкъ, а церковно-славянскаго язы­ ка совсѣ мъ не зпаютті, права дѣ лать бокращепія въ программахъ по закону Божію и читать въ классѣ избранныя мѣ ста изъ священнаго писанія Ветхаго и Новаго Завѣ та па русско.мъ языкѣ . 15) Преподаваніе въ учебныхъ заведе­ ніяхъ, имѣ ющихъ больше шести клас­ совъ, въ дополнительныхъ классахъ особаго курса вѣ ро-и нравоученія на основѣ слова Божія, съ соотвѣ тствен­ нымъ изложеніемъ и опроверженіемъ инослазныхъ лжеученііі и ложныхъ мнѣ ній по вопросамъ нравоученія. 16) Преподаваніе въ Л’ІИ педагогпческомт. чувствомъ, въ связныхъ, проникнутыхъ Iклассѣ женскихъ гимназій мпнистерст- общей мыслью разсказахъ, съ широкимъ | ва народнаго просвѣ щенія и въ учи примѣ неніемъ наглядныхъ священно-' тельскихъ семинаріяхъ методики зако- исторнческихъ пособій. Н) Сосредоточе ніе главнаго вниманія учащихся на со­ бытіяхъ, имѣ ющихъ значеніе въ дѣ лѣ божественнаго домостроительства чело­ вѣ ческаго спасенія; упоминаніе о граж­ данской исторіи еврейскаго парода лишь постольку, поскольку она неразрывно связана съ идеею сего домостроитель­ ства. і») Преподаваніе ученія о богослу- на Божія, съ предоставленіемъ учени­ цамъ возможности прилагать педагоги­ ческія свои знанія по этой части на д ѣ ­ лѣ , путемъ веденія практическихъ уро ковъ въ младшихъ классахъ. 18) Воз­ становленіе въ старшемъ классѣ воен­ ныхъ училипіъ одного недѣ льнаго уро­ ка по закону Божію съ тѣ мъ, чтобы и въ сихъ училищахъ законоучителя имѣ - жеііш, по иреяснему непосредственно іли возможность ознакомить учащихся вслѣ дъ за священною исторіею. 1 0 ) 0 6 -1въ старшемъ классѣ » съ курсом'ь при­ ращеніе при преподаваніи ученія о бо -1 вославнаго вѣ роученія и нравоученія, гослуженіи гтавнаго вниманія учащих-!19) Ознакомленіе учащихся съ основ- ся иа выясненіе смысла богослужебныхъ ными особенностями церковно-славяи- молитвословіп. дѣ йствій и чино-послѣ - скаго языка, но крайней мѣ рѣ », настоль- дованій и заучиваніе внѣ шняго поряд- ко, чтобы они могли свободно читать и ка молитвословій лишь въ тоіі мѣ рѣ , въ понимать прочитанное на этомъ языкѣ , какой изъ самоіі послѣ довательности 2 0 ) Признаніе необходимымъ задаванія боі'ослуженія раскрывается внутренній и сирашиваиія уроковъ по закону Бо- его слыслъ. Обязательность знанія глав- жію, экзаменовт. и оцѣ нки познаній нѣ йшнхъ церковныхъ пѣ снопѣ ній, какъ учащихся бсллами или дрз'гими приня­ то: „Господи тюззвахъ“, „Да исправит-, тыми въ учебныхъ заведеніяхъ спосо- ся молитва моя“, ,Свѣ те тпхій“, „Ыы-|бамн, наравнѣ съ прочими учебными нѣ отпущаешп“, „Богъ Господь и яви-1 предметами. Необходимость соотвѣ тст- са намъ“, четыре поліелейныхъ стиха, вія оцѣ шки дѣ йствительнымъ познаніямъ „Единородный Сыяе“, „Херувимская учащихся и недопустимость постановки пѣ снь", „Достойно есть", мо.лнтва предъ по закону Божію всѣ мт» учащимся вы- причащеніемъ и „Госпо.ци, Владыко жи-1 сшихъ балловъ, что порождаегь въ нота моего“, а также воскресныхъ про-'нихъ лишь чувства недоумѣ нія, сомнѣ - кимновъ и тропарей двунадесятыхъ | нія въ идеѣ справедливости и даже праздников'ь. Изученіе богослуженія по | нѣ которое пренебреженіе къ важности возможности нагляднымъ способомъ, і преподаваемаго предмета, путемъ привлеченія къ участію въ цер-' I I . О р е л и г і о з н о - н р а в ст в е н н о м ъ воспи - ковиом'ь чтеніи, пѣ ніи и къ прислуяѵ и- т а н і и у ч ащ и х с я въ с р е д н и х ъ ш к о л а х ъ ванію по очереди въ алтарѣ учнлищна- го храма. 1 1 ) Изученіе катехизиса преж­ де начала преподаванія церковной псто- и о о ъ у ч а с т і и з а к о н о у ч и т е л е й въ с емъ д ѣ л ѣ . Законоучитель не долженъ огра­ ничиваться въ исполненіи своихъ обя- рін. 1 2 ) Образованіе при свягЬйшемъ | занпостей однимъ гласнымъ препода- синодѣ особой комиссіи для предвари- ваніемъ закона Божія, но, чтобы внѣ - тельнаго обсужденія вопроса о необхо-' дрпть преподаваемыя имъ истины въ димостн псиравлепія для учебныхъ цѣ лей катехизиса. 13) Обращеніе особаго Фельетонъ газ. „Голосъ Порядка“. [оріеіныі вопропі иііноіо 82 коп. Въ городскомт. хозяйствѣ » съ бюдже­ томъ почти въ 300 тыс. руб., находится много весь.ма важныхъ и серіозныхъ вопросовъ по городской ЭКОНО.МІИ и го­ родскому благоустройству, но не всегда эти вопросы подвергаются должному обсужденію и должной подготовкѣ , а на вопросы о выѣ .деииомъ яйцѣ , часто тратится дорогое въ дѣ ловомъ отноше- НІИ вре.мя. Одинъ изъ вопросовъ ііо- слѣ .дпяго рода и былъ на разсмотрѣ ніи думы 23 сентября. Нѣ кая К. С. Федорова просила о сло­ женіи съ нея оцѣ ночной недоимки, со- стоявшеіі изъ двухъ частей: городской 95 ксп. и 82 коп. казенной. Съ серіоз- ной солидностью, достойной лучшаго д'ѣ ла, обсудили 95 коіі. сложить, а въ 82 коп. отказать, такъ какъ сбрасывать казенную недоимку городъ не имѣ етъ законнаго права. — Позвольте, поднимается одинъ изъ интеллигентных'і» гласныхъ, вопросъ этотъ нужно обсудить, и сдѣ лать поста­ новленіе о взысканіи 82 коп. съ обще­ ства хоругвеносцевъ, къ которому ото­ шелъ домъ бывшаго ремесленнаго обще­ ства. Я полагалъ, что это просто шутка, можетъ быть и неумѣ стная, по все-таки шутка, но оказалось, нѣ тъ. сердца учащихся, долженъ пользоваться для воспитательныхъ воздѣ йствій па учащихся всѣ ми открывающихіи- ся ему, какъ пастырю, способами и въ классѣ и во внѣ классныхъ отношеніяхъ съ учащимися. Для сего: а) каждый день въ школѣ долженъ начинаться общей предклассной молитвой. Въ со­ ставъ молитвы должны вхолить пѣ ніе “Царю Пебѣ спый“ и „Отче нашъ“, чте­ ніе дневного Евангелія и молитвы предъ ученіе.\іъ и пѣ ніе „Спаси, Господи, люди Твоя“, съ осотвѣ тственпымъизмѣ неніемъ этого состава въ дни св. Пятидесятни­ цы; по окончаніи дневныхъ уроковъ должна въ каждомъ классѣ прочиты­ ваться молитва послѣ ученія; б) при всѣ хт. учебныхъ заведеніяхъ желатель­ но устройство домовыхъ церквей съ тѣ мъ, чтобы настоятелями сихъ церквеіі были законоучители; допущеніе къ пре­ подаванію закона Божія въ учебныхъ заведеніяхъ, сверхъ таковыхъ законо­ учителей и стороннихъ приходскихъ священниковъ, разрѣ шается лишь въ случаяхъ необходимости, и притомъ изъ священно-служителей, не обремененныхъ приходскими требами; в) богослуясеніе въ храмахъ учебныхъ заведеній должно совершаться истово и благочинно, безъ допущеній произвольныхъ сокращеній; г) посѣ щеніе православными учащими­ ся богослуженій въ праздничные и дру ­ гіе для сего дни доллспо быть обяза- тельны.мъ; д) лселательно, чтобы началь­ ствующіе воспитатели и учапце пода­ вали учащимся живой примѣ ръ усердія къ посѣ щенію храма. 2 ) Въ дни Вели­ каго поста для всѣ хъ православныхъ учащихся обязательно елсегодно испол­ нять долгъ исповѣ ди и приступать къ СВ. причащенію. 8 ) Въ началѣ учебнаго да законоучитель въ калсдомь классѣ долженъ преподать общее пастырское наставленіе о соотвѣ тствующемъ пове­ деніи учениковъ примѣ нительно къ ихъ возрасту и затѣ мъ вт, теченіе учебнаго года въ калѵ дыіі по возможности свой классный урокъ вносить нравоучнтель- ныіі элементъ, примѣ нительно къ воз­ расту и умственному и нравственному состоянію учащихся. 4) Для того, чтобы религіо.чпая настроенность глубже внѣ ­ дрялась въ лсизнь учащихся, необходи­ мо, чтобы и внѣ уроковт» по закону Божію и церковнаго богослуженія уча­ щіеся не оставались бе-зъ пастырскаго водительства .законоучитель долженъ а) вести съ учащимися внѣ классныя собесѣ дованія; б) вникать въ религіозно- нравственное состояніе каждаго учаща­ гося, являясь къ пему со своимъ оте­ ческимъ словомт» назиданія, помощи и ободренія, особенно въ минуту душев­ ной скорби, тревоги и со.миѣ ній уча­ щагося; в) входить также и въ матеріа­ льное положеніе учащихся и съ этою цѣ лью принимать самое дѣ ятельное уча­ стіе въ благотворительныхъ учрежде­ ніяхъ при школѣ и г) участвовать въ качествѣ непремѣ ннаго ч.пеиа въ роди- тельских'ь комитетахъ, чѣ мъ откроется удобный путь для живого обпіепія за ­ коноучителя съ родителями учащихся. 5) Изъ лицъ, не имѣ ющихъ священнаго сана, къ преподаванію закона Божія могутъ быть допускаемы только полу­ чившіе высшее богословское образова­ ніе, и то ВТ. исключительныхъ случаяхъ. 6 ) Начальство учебныхъ заведеній, съ своей стороны, должно всемѣ рно ока­ зывать содѣ йствіе законоучителю въ возможно полномъ и безпрепятствен­ номъ выполненіи н.мъ пастырскаго его долга въ дѣ лѣ религіозно-нравствен­ наго воспитанія учащихся. 7) ІІрепода- ватели другихъ предметовъ должны, со своей стороны, въ цѣ ляхъ содѣ йст­ вія законоучителю въ дѣ лѣ надлежа­ щаго ^іелигіозно нравственнаго воспита­ нія учащихся, избѣ гать малопровѣ рен- ныхъ гипотезъ, идущихъ въ разрѣ зъ съ христіанскимъ вѣ »роученіемъ, безъ достаточнаго критическаго ихъ разбора. III. О м ѣ р а х ъ к ъ в о з выш ен ію .законо- у ч ит е л ь н а г о д ѣ л а . Въ видах'ь лучшей постановки дѣ »ла законоучительства въ средней школѣ , необходима какъ теоре­ тическая, такъ и практическая разра ­ ботка вопросовъ, съ си.мъ дѣ ломъ свя­ занныхъ. Въ первомъ отношеніи жела­ тельно: а) въ духовныхъ академіяхъ обращать особенное вниманіе на пред­ меты, составляющіе курсъ закона Божія, и б) издавать при учебномъ комитетѣ особый журналъ по вопросамъ духовно- учебнымъ ст. особымъ отдѣ ломъ для вопросовъ законоучительскаго дѣ ла. Во второмъ отношеніи признается цѣ лесо­ образнымъ: а) организація братствъ законоучителей; б) созывъ съѣ .здовъ за ­ коноучителей по учебнымъ округамъ или прпмѣ .нительно къ инымъ раіоннымъ подраздѣ леніямъ; в) періодическое уст­ ройство всероссійскихъ законоучитель- скнхъ съѣ здовъ, съ участіемъ въ съѣ з ­ дахъ законоучителей по возможности отт» всѣ хъ вѣ домствъ и отъ всѣ хъ ти­ повъ школъ, и г) устройство во время съѣ здовъ спеціальныхъ для законоу­ чителей курсовъ по вопросамъ методи­ ки, закона Божія и др. Для успѣ шно­ сти всероссіііскихъ съѣ здовъ признае­ тся полезнымъ имѣ ть при учебномъ комитетѣ постоянную комиссію, которая собирала бы и приводила въ порядокъ поступающіе къ ближайшему съѣ зду матеріалы и имѣ ла заботу о подготов­ леніи для съѣ зда програмпыхъ докла- дов-ь. Новы й законопроектъ. Членамъ гос. думы розданъ д о ­ кладъ судебной комиссіи объ у с и л е ­ н іи н а к а .іу ем о ст и за п о х ищ е н іе л ѣ ­ са. Ду.мекая комиссія высказывается за принятіе новаго законопроекта министра юстиціи съ нѣ которыми поправками. Новый законопроектъ возвращается ко в згляду на л ѣ сныя норубкн. какъ на краску. Понижен ­ ную отв ѣ тственность законопроектъ опред ѣ ляетъ за похищеніе и само ­ вольную порубку .лѣ са, которыя со ­ вершены при особыхл» у.менынаю- — Я не могу допуститъ обсужденія этого вопроса, заявилъ голова. — А мы просимъ, вы не имѣ ете пра ­ ва не допускать обсужденія предлагае­ маго вопроса: они захвати.чи до.мъ! — Они захватили капиталы! — Позвольте, говорю я. Капиталъ пе­ решелъ не кт»хоругвеносцамъ, а къ кре­ дитному ремесленному товариществу — Это все равно, заладили оппонен­ ты.’ Нулгііо обсулѵ дать! — Я не могу, отбрыкивался го.тіова. Я лучше пзт» своихъ эти 82 копѣ йки заплачу. — Бы отказываете, отказываете? — Ну отказываю. — Прошу занести въ лсурналъ, что вы мнѣ отказали, рѣ зко заявляетъ гла ­ сный юристъ. — П я прошу занести въ журналъ, что почтенный гласпыіі настаивалъ на обсужденіи такого вопроса, котораго и не стояло въ повѣ сткѣ . Этимъ закончился 82 копѣ ечный важный вопросъ, но времени на него было потрачено болѣ е часа, въ ущербъ обсужденію другихъ важныхъ вопро­ совъ, которые вынулѵ дены были потомъ обсуждать аллюромъ. Я понимаю полезность горячихъ и даже страстныхъ споровъ по серіо."нымъ вопросамъ чисто общественнаго свойст­ ва. Я понимаю эти интересы такъ, дру­ гой иначе, и свою точку зрѣ нія счи­ таетъ болѣ е полезной и для городскаго общества и для городскаго хозяйства, а потому и является не личный, а прин­ ципіальный споръ, часто очень поле.з- ный для дѣ ла, которое въ концѣ кон­ цовъ выясняется и обрисовывается съ разныхъ сторонъ, но когда по вопросу цѣ нностью въ 82 копѣ йки личные мотивы вводятся въ споръ, это уже по меньшей мѣ рѣ недопустимо во всякомъ общест- вепно.мъ и ВТ» земско.мъ и въ город­ скомъ дѣ лѣ , а тутъ у нась именно къ стыду нашему, и была личность, а не­ чувство общественнаго долга. Говоря простымъ языкомъ, просто травля. Подобные инцинденты крайне при скорбны и для оппозиціонной кучки гласныхъ не дѣ лаютъ чести Насъ выбирали въ гласные ие для сведенія личныхъ счетовъ въ ду.мскомъ залѣ , а для общественной честной и кропотливоіі, хотя бы и безвозмездной работы. Наша дѣ ятельность открытая, мы иа- ХОДИ.МСЯ у всѣ хъ на виду, подлежи.мъ контролю общественнаго мнѣ нія, и за сведеніе личныхт» счетовъ по 82 копѣ еч нымт» вопросамъ насъ паши избиратели врядъ-лн похвалятт». Нельзя изъ пушекъ стрѣ лять по воробьямъ, порохъ нужно приберегать, для болѣ е се^)іозцаго дѣ ла. Пусть голова тянетъ вправо, пусть онъ членъ общества хоругвеносцевъ, пусть не прошли другіе открытые и скрытые кандидаты, это къ нашему слу­ женію общественному дѣ лу ни малѣ й­ шаго отношенія не имѣ етъ. Другое дѣ ло, если-бы воровали, или злоупотребляли, тогда мы всѣ должны бы возстать противъ этого, псѣ какъ одинъ человѣ къ, тогда и всю тяжелую артиллерію нужно пускать въ ходъ, но теперь нуясно соблюдать приличіе и приберегать порохъ. Полнымъ контрастомъ предшествовав­ шему отличалось засѣ даніе гор. думы 7 октября. Разсмотрѣ нъ рядъ не 82 копѣ ечныхъ, а серіозныхъ и крупныхъ вопросовъ. Разсмотрѣ нъ основательно, хладнокров­ но и дѣ льно. Были и споры, но они не выходили изъ серіозной, дѣ ловой сферы, и слу- жи.тн не къ затемнѣ нію, а къ разъясне­ нію дѣ ла, какъ это было по вопросамъ о технической промышленной школѣ и по смѣ тѣ о постройкѣ школьнаго зданія на 8 комплектовъ на КолабинскомъмЬстѣ . Дѣ ловитость обуяла гласныхъ до то­ го, что единогласно не пожелали выслу­ шать безплатнаго оратора со стороны уполномоченнаго общгства приказчи­ ковъ Р). В. Гайдукова, желавшаго было выступить въ защиту пьянаго буфетна­ го дѣ ла. Обидно было Емельяну Васильевичу, но что дѣ лать, ду.ма стала на дѣ ловую ногу и временемъ дорожитъ. ЩІ МО не до н ІЮ ар Ф> за IIр ЛУ тр ро л 1 к.: СУ 3 ік С! НІ С5 С.’ С' К С Г П Н И . П ванюш енковъ ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz