Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)
№ 1 0 Г О Л О С Ъ П О Р Я Д К А . флота и до сего времени такъ и не осво бодился отъ этого дорогого и вреднаго балласта. Кромѣ того, А. П. является ярымъ сторонникомъ необходимости уч режденія нами практическихъ эскадръ для плаванія въ Охотскомъ и Японскомъ моряхъ, какъ наилучпіемъ мѣ стѣ для дѣ йствительной практики моряковъ. На конецъ, А. II. стопта .ча самый широкій доступъ къ конкуренціи на постройку судовъ и вообще на всѣ техническіе предметы, необходимые для обихода морского вѣ домства. Въ общемъ его статьи заслулсиваюта быті. прочитанными каждымъ интересу ющимся русским'ь флотомъ и желаю щимъ узнать, что надо сдіілать, чтобы дѣ йствительно имѣ ть ф.чотъ: сильный, недорогой и на псѣ хт, трехъ, наиболѣ е угрожаемыхъ, побережіяхъ. Отъ души желали бы видѣ ть псѣ статьи въ отдѣ ль номъ сборникѣ . Н. М. Португаловъ. Св. пѣ - Д ѣ тск ій К рестовый походъ. {Окончаніе.) Крайне поражаетъ предписаніе Сѵ нода—„чтобы на урокахъ пѣ нія лись преимущественно церковныя пѣ сно пѣ нія, а не свѣ тскія пѣ сни. Прежде всего въ церковно-приход скихъ школахъ и вообще у насъ нѣ тъ пѣ нія: каісъ ни странеігь оігь, но все- таки этотъ факта остается фаістомъ, что въ программахъ іігерковныхъ шко.чахъ пѣ ніе по важности предмета занимаетъ второе мѣ сто, на самомъ-же дѣ лѣ во многихъ и весьма многихъ іпколахъ уроков'ь пѣ нія совсѣ мъ не существуета, и въ счетахъ значится іикола безъ п ѣ нія за иеспособностькт (а часто пеохо- тоіт) учителя къ этому дѣ лу. Мнъ ка жется, это отсутспіе пѣ нія въ церков ныхъ школахъ равносильно обученію ариѳ метикѣ безъ таблицы умноженія,— русскому языку безъ буквы—ѣ —, съ ссылкой на ту-же причину. Предписаніе Св. Сѵ нода пѣ ть „преимущественно^ церковныя пѣ снопѣ нія совершенно из гоняетъ русскую пѣ сню изъ церковной школы, такъ какъ въ пониманіи лицъ подчиненныхъ выраженія „преимуще- ственно“ и ,исключнтельно“ суть сино нимы. И если за границей національпоіі пѣ снѣ отводится почетное мѣ сто въ шко лѣ , если ей тамъ придается громадное значеніе въ личной, такъ и въ обще ственной жизни, то у пасъ, за изгнані емъ ея нзт. ШКО.ЛЫ. это значеніе предо ставляется грязной и почти всегда безсшдсленной фабричноіі пѣ снѣ : какая- нибудь пѣ сня нужна; пѣ сня всегда су ществуетъ въ народѣ . Если видѣ ть въ означенномъ Опр, Св. Сѵ нода значеніе лишь частичной мѣ ры въ дѣ лѣ борьбы съ сектантствомъ, тог да нужно признать, что центръ тяжести въ этой борьбѣ съ сектантствомъ дол- Яѵ снъ находиться въ самомъ обществѣ ,: хотя, какъ кажется, и въ этомъ случаѣ надѣ яться па хорошіе успѣ хи въ проти водѣ йствіи сектантской пропагандѣ —ри скованно. И, вотт, почему. Повпдимому, Русскому Евангельскому союзу нечего- бы и дѣ лать въ Ельцѣ : здѣ сь имѣ ется болѣ е сотни ])азличных'ь обществт., пре слѣ дующихъ какія-нибудь благотвори тельныя II просвѣ тительныя цѣ ли, т. е. имѣ ющія своей задачеіі то-же осущест . вленіе Евангельскихъ нача.лъ, какое имѣ ется въ виду и Русскимъ Евангелі.- скимлз союзомл.. По обіьлію обществъ. Елецъ, нужно-бы полагать, долженъ-бы быть какой-то идеальной христіанской общиноіі а меж’ь тѣ мъ оігь, насколько всѣ мъ извѣ стно, и до СИХ 'Ь ПОр'Ь по от- пошенію к'ь качествамъ, противополож- пыігь христіанскимъ добродѣ телямъ, со- стопта ВТ. тѣ хъ-же степеняхъ родства, какъ и въ старину, когда сложилась поговорка — „Елецъ — всѣ мъ ворамъ о т е ц ъ Г д ѣ - же результаты дѣ ятельно сти этоіі сотни обществъ? Довольно ха- рактерныіі отвѣ та мною полученъ былъ отъ одного мѣ стнаго жителя, члена од ного общества, на мой вопросъ о д ѣ ятельности этого общества. Этоть отвѣ та, мнѣ думается, многое объясняетъ въ во просѣ о продуктивности Елецкихъ обществъ. „Мы засѣ даемъ, разсматрива емъ дѣ ла и постановляемъ. Какъ-же-съ! Памъ дадено право иостановлять“! II этимъ процессо.мъ засѣ даній оканчивает ся въ большинствѣ случаевъ вся дѣ ятель ность членовъ обществъ, и результатомъ такой дѣ ятельности является толі.ко са моуслажденіе членовъ „дадеішміР нмъ правами. II если есть въ обществѣ че ловѣ къ, который беретъ на себя обязан ность не столько постановлять, сколько исполнять,—обіцество живетъ и функціо нируетъ, нѣ тъ такого человѣ ка,—обще ство пробавляется засѣ даніями и поста новленіями. П если въ Елецъ пожалуетъ Русскій Евангельскій союзъ, то окажет ся, что его-то именно и недоставало въ Ельцѣ : по привычкѣ засѣ дать въ за сѣ даніяхъ нѣ скольких'ь обществъ, ельча- не съ охотой иримута участіе еще въ въ нѣ сколькихъ засѣ даніяхъ (Рус. Еванг. союза) съ той разницей, что имт. будутъ „дадены“ не права, а обязанности, и не придется уже ельчапамъ постановлять, потому что все необходимое будетъ по становлено и безъ нихъ, а придется только исполнять уже давно постанов ленное. Тогда только завертятся въ Елецкихъ обществахъ заржавѣ вшія ко леса благотворителі.ныхъ и просвѣ ти тельныхъ машинъ, гдѣ русскій право славный ельчанинъ въ качествѣ просто го рабочаго будетч. работать надъ раз рушеніемъ того добра, которое дѣ ды и прадѣ ды наши вѣ ками собирали и охра няли въ сокровищницахъ русскаго духа. И все это случится потому, что русскій человѣ къ и до сихъ поръ боится нераз дѣ льности „слова и дѣ ла"*. Б е с и а в і недБлю по лросвШ ен іи . Народъ, СИДЯЩІЙ по тьмѣ , упид'клъ свѣ тт. великій и си дящимъ въ странѣ и тѣ ни смерти, возсіялъ свѣ тъ (Псаіи. 9, 2; Матн. 4, 16). Православные! Это ветхозавѣ тное про рочество Исаіи, какъ видно изъ нынѣ ш няго евангельскаго чтенія, вполнѣ осу ществилось во время открытаго служе нія Господа Христа па спасеніе рода человѣ ческаго. Съ своею проповѣ дью о покаяніи и съ благовѣ стіемъ о Царствіи Божіемъ Іисусъ Христосъ явился и пре имущественно пребывалъ въ тоіі части Палестины, которая издавна называлась „Галилеею языческой“ Когда тамъ только что поселились евреи,—но завое ваніи земли Ханаанской,—то вмѣ стѣ съ ними въ большомъ количествѣ 'стали проживать и язычники изъ сосѣ днихъ странъ, преимущественно Финикіи и Сиріи. Да и сами древніе евреи, жив шіе в'ь этой области, очень часто, осо бенно послѣ , отдѣ ленія ихъ отъ храма и оть южныхъ колѣ нъ едвалн много от личались въ религіозно-нравственномъ отношеніи отъ грубыхъ язычниковъ. -) Поэтому жители Галилеи и представля лись пророку Исаіи „народомъ, ходя щимъ во тьмѣ “. ®). II страшна дѣ йствительно была ду ховная тьма въ этоіі странѣ . Среди жив шихъ тамъ,—какъ п повсюду,—язычни ковъ царило самое грубое себялюбіе (эгоизмъ) и почти совершенно отсутст вовали высокіе духовные интересы. Са- 1 мая вѣ ра язычниковъ рѣ шительно не могла благотворно воздѣ .йствовать на ихъ нравственность. Тогдашніе ханаан скіе народы,—какъ вслѣ дъ за ними и израильтяне,—большею частью обожали разныя силы, яв.тіенія и иронзведепія природы. II эти божества счита.лись даясе покровителями свонхч. поклошш- ковъ въ ихъ нечестивой жизни и об{>аз- цами для нихъ. Во времена Христа Спасителя Гале- лея была заселена іудеями; но вч. ихъ городахъ, какъ и прежде, жили многіе язычники—финикіяне, сирійцы, греки, арабы. -) По жизни своей язычпшаі, ви димо не отличались отъ своихъ пред мѣ стниковъ. ®) Вслѣ дствіе этого руково дители іудейскаго народа — первосвя- щеішикп книжники и фарисеи, считав шіе язычниковъ нечистыми, великими грѣ шншсами, довольно неблагосклонно отиосщттсь ц къ своимъ единовѣ рцамъ галилеянамъ. •*) Къ тому же тѣ далеко не всегда п не во всемъ исполняли на ставленія своихъ руководителей—фари сеевъ. Однако, говоря вообще, галилеяне не заслуживали худыхъ отзывовъ о себѣ >. Несмотря на окружающихъ языгчниковъ они старались весьма точно исполнять весь закоігь ^Моисеевъ “) и даже пра вильнѣ е понимаѵ чи его духъ, чѣ мъ ихт. учителя. Очень строги они были вь нравственномт. отношеніи, отличались глубокимъ патріотизмомъ (любовью къ >) Исаіи 9, 1 . 2 ^ Суд. 2, 2 , - 3 , 12. Щ. 17; 3, 7; 4, I,—Г), 1; 10, 6 и пр. 3 цар, 18, 22. М Рим. 1, 23. ‘О Ѵ йа. 12; ВоЛ. 1ш1.. 11. 18. 1. ^) Мат». 8, .34;Ыа])к. 17. ■*) Іоан. 7, 41. .І2: ^Гатм. 26, 73; Д ѣ ян. 11, 7. 8 ’ОМарк. 3, 22. отечеству), храбростью, прямодушіемъ, чувствами благодарности. '’) Безъ сомнѣ нія эти-то и подобныя чер ты грубоватыхъ по внѣ шности и языку провинціальныхъ галилеянъ и располо жили Господа Христа избрать ихъ стра ну, какъ преимущественное мѣ .сто для своей проповѣ ди. Поэтому же, конечно, ОІГЬ и въ число 1 2 своихъ учениковъ выбралъ, 11 галилеянъ и лишь одного Іуду Искаріота—предателя изъ особенно близкой К 'Ь вліянію фарисеевъ южной іудейской области.—П мы знаемъ изъ Евангелія, что во время благов’Ьстниче- ских'ь путешествій Христа ('наснтеля по Галилейской области Его постоянно сопровождали и окружали громадныя толпы народа. ^) Всѣ стремились про- свѣ .титься от'ь Учителя великим'ь свѣ томъ божественнаго откровенія о Самомъ Богѣ и о томъ, как'ь им'ь сл'ѣ дуетъ жить, чтобы достигнуть и временныхъ нстіін- ных'ь благь, и в'ѣ чнаго спасенія. С'ь другой стороны, па основаніи еван гельскихъ іювѣ ствовайій и из'ь истори ческихъ свѣ тских'ь даипых'ь, намъ впол нѣ понятно и то, почему Господ'ь р ѣ д ко обращался съ Своею проповѣ дью к'ь тогдашнимт. руководителям'ь іудейскаго народа—К'Ь фарисеям'ь и саддукеям'ь. Знатоки не только священнаго писанія, но II так'ь пазываемых'ь „преданій стар- цеп'ь“ фарисеи все свое вниманіе обра щали на одно лишь внѣ >шнее исполне ніе обрядовыхъ предписаній закона и см'ѣ ло нарушали прямыя заііов'Ьди Бо жіи. Самую нравствепиость они часто считали бездѣ лицей, а бездѣ шицу—ре лигіей -) Они над'Ьялись, что точными исполненіемъ предписаній сіюпх'ь рав- вшіовь (учигелей) заставятъ, самого Бо га исполнять их'ь желанія. Увѣ ренные въ своей праведности уже по одному происхожденію отъ Авраама и по сво ему показному благочестію, фарисеи С'ь презр'ѣ ніем'ь относились ко во/ѣ м'ь. не принадлежавшимъ къ нх'ь сектѣ >.—Сад дукеи составляли мепьпіую, чѣ мъ фари сеи партію. Бь неіі числились первосвя щенники и лица высшаго правящаго іудейскаго класса. Они старались полу чить такое же образованіе, какь совре менные им'і. греки и римляне. Вт, про тивоположность ііатріотам'ь ((іариссям'!, саддукеи постоянно склоня.лись на сто рону своихъ языческих'ь властителей. Они даже уиижа.чисыі раболѣ пствовали нред'ь римлянами, иредь прокураторами (правпте.лями) п предъ Иродами съ цѣ лью прослыть передовыми людьми, не связанными узкими іудейскими воз- зрішіями, а—главное—чтобы захватиті, В'Ь свои руки высшія іерархическія весь ма доходныя должности Деньги и по чести составляли для этпхт, почти без религіозныхъ холодныхъ и себялюби выхъ людей ’) ихъ боясество. Однако пресмыкательство пред'ь язычниками не препятствовало саддукеямь, как'ь и фа- рисеям'ь, ненавидѣ ть свонх'ь поработи телей и .мечтать о слав'ѣ , власти и не- Къ нашему времени, къ прискорбію, бо.ч'ѣ е быть можетъ, чіімъ къ другому какому относятся пророческія слова Апостола Павла. „Будетъ время“, гово рил'ь Онъ, „когда здраваго ученія при нимать не будутъ, но по своимъ прихо- тям'ь будут'ь избирать себ'ѣ учителей, которые льстили бы слуху. И отъ исти ны отвратя'гъ слух'ь и обратятся к'ь ба- сням'ь“. Теперь многіе поставили одною изъ главных'ь ц'ѣ лей своей жизнед'ѣ ятель- ностн отвлекать насъогь свѣ тоиоснойпра- вославной вѣ ры и развращать всякими „баснями". І 1 ІОЖНОсказать, что общее внѣ шнее стремленіе всѣ х'ь этих'ь учителей в'ѣ ры заключается в'ь томъ, чтобы ука- .'іать такой путь, который какъ можно бол'ѣ е успокоивалъ бы голосъ нашей со- в'ѣ сти, осуждающей за худыя поягсланія и за свободное проявленіе ихт, в'ь жиз ни. Особенно 'геперь стало входить въ .моду такое ученіе, ко'горое стремится совс'ѣ м'ь освободить нас'ь от'ь в'ѣ ры въ Бога и В'Ь будущую заг]юбную жизнь. ѣ 'чите.чя такого ученія пользуются и устноіі пропагандой, и всевозможными ирокла.маціями, дешевыми брошюрами и книжками, как'ь переводными, такъ и отечественными произведеніями, иногда даже ■театральными представленіями и наконец'ь всяческим'ь содіміствіемъ нѣ которыхъ ИЗ'Ь такъ называемых'ь „.пуч- щих'ь людеіі“, т.—е. членов'ь Государст венной Думы. Особенное вниманіе враговъ право славной Христовой вѣ ,ры и Церкви есте ственно обращено на напгь простой на- род'ь и на нашу учащуюся молодежь, на эту основу и будущихъ д'ѣ ятелей на обширноіі нивѣ нашего дорогого отечест ва. Прим'ѣ рт, <1>раиціи, изгнавшей из'ь школъ изображенія креста Господня, святыя иконы и преподаваніе закона Бояѵ ія находить для себя многихъ сто- ронников'і, II ревнителей и у насъ на „свя'гой Руси“. Теперь новые самозван ные учпте.іія хотятъ заставить отказать ся оть самого дорогого своего достоянія II иаш'ь русскій народ'ь, предки котора го своею крош.ю отстаивали свою в'Ьру II самобытность. Не желаютъ паши пе редовые сознательные людп понять, что без'ь свѣ та христіанской вѣ ры и безъ основанной па этой вѣ рѣ нравственно сти человѣ чество опять не.минуемо дол жно иттп К'Ь безпросвѣ тной смертной С'Ѣ ни язычества, к'ь суеігѣ ріямъ, дикости, варварству -) и зв'ѣ рскому состоянію. ’*) Очевидно, этимъ учителям'ь нашего на рода и юношества совершенно неизв'ѣ - стно, какую великую просв'ѣ тительную, воспитательную и образовательную силу имѣ етъ христіанство. Вѣ дь оно вдохну ло новую зиждительную жизні, в'ь древ ній разлагаюш,ійся мірт,; оно дало и нашему отечеству прочныя начала госу дарственнаго единенія многочисленныхъ племен'ь и народов'ь, внутренней мощи II развитія. Но даромъ вс'ѣ знаменитые воспн'гатели и государственные люди Р'Ѣ шителыю утверждали, что св'ѣ ,ть сказанномъ богатствѣ вт, будущемъ зем-і истиііных'ь воспитательныхъ основт, жиз номъ Дарств'ѣ Мессіи—Христа. Ясно, что для таких'ь руководителей іудейскаго парода было почти совершен но несродпо и даже непріемлемо свя тѣ йшее ѵ чепіе Господа Христа о само- ни заключается только в'ь христіанств'ѣ ,') что „обученіе религіи весьма важно и должно быть преподаваемо молодости и цѣ ниться вс'ѣ ми гралсданами. Кто ііод- канываетт, эти основы, того нужно каз- отверисенноіі любви к'ь Богу и къ ближ -1 нить, как'ь нарушителя порядка и вра- 1 га общества". -) „Школа безъ религіи— ннм'ь, II потому они могли только край не враждебно относиться к'ь нему. Но С'і, своими суевѣ рными и безнравствен ными уб'ѣ ждепіяміі ни сами учители— сектанты ни совращенный ими иародт, не могли продолжать своей государствен ной ясизни и доллстіы были политиче ски погибнуть. II они погибли!. Православные!. Христосъ Спаситель и теперь проповѣ дуетъ всѣ мь желаіощн.мт, слушать Его глаголы вѣ чной лсизин. -) Его проиов'ѣ ді, мі,і можем'ь слышать в'ь святомъ Евангеліи, вь ученіи Его аію- столовь, отцевъ, учителей и пастырей церкви. Къ сожал'ѣ нію, как'і, во вііемеиа Го спода Христа фарисеи и са;ідукеи сѣ яли В'Ь пародѣ спои пагубныя лжеученія, так'і, и при апостолахт> и во всѣ носл'ѣ - дующіе вѣ ,ка до нашихь дней были, есть и будут'ь до конца міра разныя лоншыя ученія, стремящіяся ослабить иль далсе затмить вь людях'ь свѣ тъ ис тинной, открытой Самим'ь Богомъ вѣ })ы и сообразной съ нею жизни. *’) .Іом. КсИ. ІШІ 111, 8. 2; П, 17, 8. .\іИ Х\'11. 10. .6; Ѵ ііа, 6. I) Мате. 4, 2.5. 2) 28, 1—86 и др ШЬсІ - І.ех, т. 11, стр. 897 и ;ф 483. 1) .І08. .\іі(. XX. в, 68. 9. I :3 : XIII. XX, .').2; Всііепкеі, *) НсЫіічт, стр. 5. 9. и ді>. 2) Іоан. это не школа, а чумная яма". '*) „Она есть лишь средство къ тому, чтобы со вершать преступленія". ■*) „Гдѣ удалось обезв'ѣ рптг. массы, между преступными страстями и мирнымъ граждашіном'ь стоит'ь только обнаженный ііітыкт>“. ") „Народомъ безъ религіи можно управ лять только пушками". *) Современныя страшныя ііосл'ѣ дствія освобожденія отъ свѣ та христіанской в'ѣ ры за границей ') и у пасъ ”) вполнѣ подтверждаютъ истинность этихъ и мно гихъ цодобных'ь отзывовъ знатоков'ь исторіи и жизни о значеніи христіан ства. Наприм'ѣ ])'ь: в'ь доклад'ѣ статистиче скаго бюро Сенскаго департамента мы читаемъ: „и.ѵ ь 100 дѣ тей, привлеченныхъ К'Ь суду 11 обучались в'ь католическихъ школахъ, а 89—в'ь школах'ь безрелнгі- о.зныхъ". 1) 2 Тіш. 4,8—4. 2) І1оі)талнс’ь, педикіИ ірравд. госуд. дѣ ятель и мристт,. Танъ, пыдающіііся филосо((»'ь- -іюзптншіст'ь рстествоисііытате.ть. р Педагоги УшинскИІ п Иесталодцн. -) Ж. 7К‘. Гуссо. 2) Итальяд. мипистр'ь ыар. ироспѣ ще- пія Никкола Томмагсо, •) Оснонателі. сопромен- ноіі статистики Кет.тё. Бисмарк'ь, германскій канцлеръ. '!) Императоръ Нанолеош. 1. ') Объ зтом'ь можно судить, наіір. ио отзыііу Гильо, судебн. слѣ допат. в'ь Парижѣ , ио докладу ста тистическаго бюро ('енскаго департамента Статистика нрестуиииков'і. ь'і. Россіи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz