Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

№ 1 0 Г О Л О С Ъ П О Р Я Д К А . флота и до сего времени такъ и не осво­ бодился отъ этого дорогого и вреднаго балласта. Кромѣ того, А. П. является ярымъ сторонникомъ необходимости уч­ режденія нами практическихъ эскадръ для плаванія въ Охотскомъ и Японскомъ моряхъ, какъ наилучпіемъ мѣ стѣ для дѣ йствительной практики моряковъ. На ­ конецъ, А. II. стопта .ча самый широкій доступъ къ конкуренціи на постройку судовъ и вообще на всѣ техническіе предметы, необходимые для обихода морского вѣ домства. Въ общемъ его статьи заслулсиваюта быті. прочитанными каждымъ интересу­ ющимся русским'ь флотомъ и желаю­ щимъ узнать, что надо сдіілать, чтобы дѣ йствительно имѣ ть ф.чотъ: сильный, недорогой и на псѣ хт, трехъ, наиболѣ е угрожаемыхъ, побережіяхъ. Отъ души желали бы видѣ ть псѣ статьи въ отдѣ ль­ номъ сборникѣ . Н. М. Португаловъ. Св. пѣ - Д ѣ тск ій К рестовый походъ. {Окончаніе.) Крайне поражаетъ предписаніе Сѵ нода—„чтобы на урокахъ пѣ нія лись преимущественно церковныя пѣ сно­ пѣ нія, а не свѣ тскія пѣ сни. Прежде всего въ церковно-приход­ скихъ школахъ и вообще у насъ нѣ тъ пѣ нія: каісъ ни странеігь оігь, но все- таки этотъ факта остается фаістомъ, что въ программахъ іігерковныхъ шко.чахъ пѣ ніе по важности предмета занимаетъ второе мѣ сто, на самомъ-же дѣ лѣ во многихъ и весьма многихъ іпколахъ уроков'ь пѣ нія совсѣ мъ не существуета, и въ счетахъ значится іикола безъ п ѣ ­ нія за иеспособностькт (а часто пеохо- тоіт) учителя къ этому дѣ лу. Мнъ ка ­ жется, это отсутспіе пѣ нія въ церков­ ныхъ школахъ равносильно обученію ариѳ метикѣ безъ таблицы умноженія,— русскому языку безъ буквы—ѣ —, съ ссылкой на ту-же причину. Предписаніе Св. Сѵ нода пѣ ть „преимущественно^ церковныя пѣ снопѣ нія совершенно из ­ гоняетъ русскую пѣ сню изъ церковной школы, такъ какъ въ пониманіи лицъ подчиненныхъ выраженія „преимуще- ственно“ и ,исключнтельно“ суть сино­ нимы. И если за границей національпоіі пѣ снѣ отводится почетное мѣ сто въ шко­ лѣ , если ей тамъ придается громадное значеніе въ личной, такъ и въ обще­ ственной жизни, то у пасъ, за изгнані­ емъ ея нзт. ШКО.ЛЫ. это значеніе предо­ ставляется грязной и почти всегда безсшдсленной фабричноіі пѣ снѣ : какая- нибудь пѣ сня нужна; пѣ сня всегда су­ ществуетъ въ народѣ . Если видѣ ть въ означенномъ Опр, Св. Сѵ нода значеніе лишь частичной мѣ ры въ дѣ лѣ борьбы съ сектантствомъ, тог­ да нужно признать, что центръ тяжести въ этой борьбѣ съ сектантствомъ дол- Яѵ снъ находиться въ самомъ обществѣ ,: хотя, какъ кажется, и въ этомъ случаѣ надѣ яться па хорошіе успѣ хи въ проти­ водѣ йствіи сектантской пропагандѣ —ри­ скованно. И, вотт, почему. Повпдимому, Русскому Евангельскому союзу нечего- бы и дѣ лать въ Ельцѣ : здѣ сь имѣ ется болѣ е сотни ])азличных'ь обществт., пре­ слѣ дующихъ какія-нибудь благотвори­ тельныя II просвѣ тительныя цѣ ли, т. е. имѣ ющія своей задачеіі то-же осущест . вленіе Евангельскихъ нача.лъ, какое имѣ ется въ виду и Русскимъ Евангелі.- скимлз союзомл.. По обіьлію обществъ. Елецъ, нужно-бы полагать, долженъ-бы быть какой-то идеальной христіанской общиноіі а меж’ь тѣ мъ оігь, насколько всѣ мъ извѣ стно, и до СИХ 'Ь ПОр'Ь по от- пошенію к'ь качествамъ, противополож- пыігь христіанскимъ добродѣ телямъ, со- стопта ВТ. тѣ хъ-же степеняхъ родства, какъ и въ старину, когда сложилась поговорка — „Елецъ — всѣ мъ ворамъ о т е ц ъ Г д ѣ - же результаты дѣ ятельно­ сти этоіі сотни обществъ? Довольно ха- рактерныіі отвѣ та мною полученъ былъ отъ одного мѣ стнаго жителя, члена од­ ного общества, на мой вопросъ о д ѣ ­ ятельности этого общества. Этоть отвѣ та, мнѣ думается, многое объясняетъ въ во­ просѣ о продуктивности Елецкихъ обществъ. „Мы засѣ даемъ, разсматрива­ емъ дѣ ла и постановляемъ. Какъ-же-съ! Памъ дадено право иостановлять“! II этимъ процессо.мъ засѣ даній оканчивает­ ся въ большинствѣ случаевъ вся дѣ ятель­ ность членовъ обществъ, и результатомъ такой дѣ ятельности является толі.ко са­ моуслажденіе членовъ „дадеішміР нмъ правами. II если есть въ обществѣ че­ ловѣ къ, который беретъ на себя обязан­ ность не столько постановлять, сколько исполнять,—обіцество живетъ и функціо­ нируетъ, нѣ тъ такого человѣ ка,—обще­ ство пробавляется засѣ даніями и поста­ новленіями. П если въ Елецъ пожалуетъ Русскій Евангельскій союзъ, то окажет­ ся, что его-то именно и недоставало въ Ельцѣ : по привычкѣ засѣ дать въ за ­ сѣ даніяхъ нѣ скольких'ь обществъ, ельча- не съ охотой иримута участіе еще въ въ нѣ сколькихъ засѣ даніяхъ (Рус. Еванг. союза) съ той разницей, что имт. будутъ „дадены“ не права, а обязанности, и не придется уже ельчапамъ постановлять, потому что все необходимое будетъ по­ становлено и безъ нихъ, а придется только исполнять уже давно постанов­ ленное. Тогда только завертятся въ Елецкихъ обществахъ заржавѣ вшія ко­ леса благотворителі.ныхъ и просвѣ ти­ тельныхъ машинъ, гдѣ русскій право­ славный ельчанинъ въ качествѣ просто­ го рабочаго будетч. работать надъ раз ­ рушеніемъ того добра, которое дѣ ды и прадѣ ды наши вѣ ками собирали и охра­ няли въ сокровищницахъ русскаго духа. И все это случится потому, что русскій человѣ къ и до сихъ поръ боится нераз­ дѣ льности „слова и дѣ ла"*. Б е с и а в і недБлю по лросвШ ен іи . Народъ, СИДЯЩІЙ по тьмѣ , упид'клъ свѣ тт. великій и си­ дящимъ въ странѣ и тѣ ни смерти, возсіялъ свѣ тъ (Псаіи. 9, 2; Матн. 4, 16). Православные! Это ветхозавѣ тное про­ рочество Исаіи, какъ видно изъ нынѣ ш­ няго евангельскаго чтенія, вполнѣ осу­ ществилось во время открытаго служе­ нія Господа Христа па спасеніе рода человѣ ческаго. Съ своею проповѣ дью о покаяніи и съ благовѣ стіемъ о Царствіи Божіемъ Іисусъ Христосъ явился и пре­ имущественно пребывалъ въ тоіі части Палестины, которая издавна называлась „Галилеею языческой“ Когда тамъ только что поселились евреи,—но завое­ ваніи земли Ханаанской,—то вмѣ стѣ съ ними въ большомъ количествѣ 'стали проживать и язычники изъ сосѣ днихъ странъ, преимущественно Финикіи и Сиріи. Да и сами древніе евреи, жив ­ шіе в'ь этой области, очень часто, осо­ бенно послѣ , отдѣ ленія ихъ отъ храма и оть южныхъ колѣ нъ едвалн много от­ личались въ религіозно-нравственномъ отношеніи отъ грубыхъ язычниковъ. -) Поэтому жители Галилеи и представля­ лись пророку Исаіи „народомъ, ходя­ щимъ во тьмѣ “. ®). II страшна дѣ йствительно была ду­ ховная тьма въ этоіі странѣ . Среди жив ­ шихъ тамъ,—какъ п повсюду,—язычни­ ковъ царило самое грубое себялюбіе (эгоизмъ) и почти совершенно отсутст­ вовали высокіе духовные интересы. Са- 1 мая вѣ ра язычниковъ рѣ шительно не могла благотворно воздѣ .йствовать на ихъ нравственность. Тогдашніе ханаан­ скіе народы,—какъ вслѣ дъ за ними и израильтяне,—большею частью обожали разныя силы, яв.тіенія и иронзведепія природы. II эти божества счита.лись даясе покровителями свонхч. поклошш- ковъ въ ихъ нечестивой жизни и об{>аз- цами для нихъ. Во времена Христа Спасителя Гале- лея была заселена іудеями; но вч. ихъ городахъ, какъ и прежде, жили многіе язычники—финикіяне, сирійцы, греки, арабы. -) По жизни своей язычпшаі, ви ­ димо не отличались отъ своихъ пред­ мѣ стниковъ. ®) Вслѣ дствіе этого руково­ дители іудейскаго народа — первосвя- щеішикп книжники и фарисеи, считав­ шіе язычниковъ нечистыми, великими грѣ шншсами, довольно неблагосклонно отиосщттсь ц къ своимъ единовѣ рцамъ галилеянамъ. •*) Къ тому же тѣ далеко не всегда п не во всемъ исполняли на­ ставленія своихъ руководителей—фари­ сеевъ. Однако, говоря вообще, галилеяне не заслуживали худыхъ отзывовъ о себѣ >. Несмотря на окружающихъ языгчниковъ они старались весьма точно исполнять весь закоігь ^Моисеевъ “) и даже пра ­ вильнѣ е понимаѵ чи его духъ, чѣ мъ ихт. учителя. Очень строги они были вь нравственномт. отношеніи, отличались глубокимъ патріотизмомъ (любовью къ >) Исаіи 9, 1 . 2 ^ Суд. 2, 2 , - 3 , 12. Щ. 17; 3, 7; 4, I,—Г), 1; 10, 6 и пр. 3 цар, 18, 22. М Рим. 1, 23. ‘О Ѵ йа. 12; ВоЛ. 1ш1.. 11. 18. 1. ^) Мат». 8, .34;Ыа])к. 17. ■*) Іоан. 7, 41. .І2: ^Гатм. 26, 73; Д ѣ ян. 11, 7. 8 ’ОМарк. 3, 22. отечеству), храбростью, прямодушіемъ, чувствами благодарности. '’) Безъ сомнѣ нія эти-то и подобныя чер­ ты грубоватыхъ по внѣ шности и языку провинціальныхъ галилеянъ и располо­ жили Господа Христа избрать ихъ стра­ ну, какъ преимущественное мѣ .сто для своей проповѣ ди. Поэтому же, конечно, ОІГЬ и въ число 1 2 своихъ учениковъ выбралъ, 11 галилеянъ и лишь одного Іуду Искаріота—предателя изъ особенно близкой К 'Ь вліянію фарисеевъ южной іудейской области.—П мы знаемъ изъ Евангелія, что во время благов’Ьстниче- ских'ь путешествій Христа ('наснтеля по Галилейской области Его постоянно сопровождали и окружали громадныя толпы народа. ^) Всѣ стремились про- свѣ .титься от'ь Учителя великим'ь свѣ ­ томъ божественнаго откровенія о Самомъ Богѣ и о томъ, как'ь им'ь сл'ѣ дуетъ жить, чтобы достигнуть и временныхъ нстіін- ных'ь благь, и в'ѣ чнаго спасенія. С'ь другой стороны, па основаніи еван­ гельскихъ іювѣ ствовайій и из'ь истори­ ческихъ свѣ тских'ь даипых'ь, намъ впол­ нѣ понятно и то, почему Господ'ь р ѣ д ­ ко обращался съ Своею проповѣ дью к'ь тогдашнимт. руководителям'ь іудейскаго народа—К'Ь фарисеям'ь и саддукеям'ь. Знатоки не только священнаго писанія, но II так'ь пазываемых'ь „преданій стар- цеп'ь“ фарисеи все свое вниманіе обра­ щали на одно лишь внѣ >шнее исполне­ ніе обрядовыхъ предписаній закона и см'ѣ ло нарушали прямыя заііов'Ьди Бо ­ жіи. Самую нравствепиость они часто считали бездѣ лицей, а бездѣ шицу—ре ­ лигіей -) Они над'Ьялись, что точными исполненіемъ предписаній сіюпх'ь рав- вшіовь (учигелей) заставятъ, самого Бо ­ га исполнять их'ь желанія. Увѣ ренные въ своей праведности уже по одному происхожденію отъ Авраама и по сво­ ему показному благочестію, фарисеи С'ь презр'ѣ ніем'ь относились ко во/ѣ м'ь. не принадлежавшимъ къ нх'ь сектѣ >.—Сад­ дукеи составляли мепьпіую, чѣ мъ фари­ сеи партію. Бь неіі числились первосвя­ щенники и лица высшаго правящаго іудейскаго класса. Они старались полу­ чить такое же образованіе, какь совре­ менные им'і. греки и римляне. Вт, про­ тивоположность ііатріотам'ь ((іариссям'!, саддукеи постоянно склоня.лись на сто­ рону своихъ языческих'ь властителей. Они даже уиижа.чисыі раболѣ пствовали нред'ь римлянами, иредь прокураторами (правпте.лями) п предъ Иродами съ цѣ лью прослыть передовыми людьми, не связанными узкими іудейскими воз- зрішіями, а—главное—чтобы захватиті, В'Ь свои руки высшія іерархическія весь­ ма доходныя должности Деньги и по­ чести составляли для этпхт, почти без­ религіозныхъ холодныхъ и себялюби­ выхъ людей ’) ихъ боясество. Однако пресмыкательство пред'ь язычниками не препятствовало саддукеямь, как'ь и фа- рисеям'ь, ненавидѣ ть свонх'ь поработи­ телей и .мечтать о слав'ѣ , власти и не- Къ нашему времени, къ прискорбію, бо.ч'ѣ е быть можетъ, чіімъ къ другому какому относятся пророческія слова Апостола Павла. „Будетъ время“, гово­ рил'ь Онъ, „когда здраваго ученія при­ нимать не будутъ, но по своимъ прихо- тям'ь будут'ь избирать себ'ѣ учителей, которые льстили бы слуху. И отъ исти­ ны отвратя'гъ слух'ь и обратятся к'ь ба- сням'ь“. Теперь многіе поставили одною изъ главных'ь ц'ѣ лей своей жизнед'ѣ ятель- ностн отвлекать насъогь свѣ тоиоснойпра- вославной вѣ ры и развращать всякими „баснями". І 1 ІОЖНОсказать, что общее внѣ ­ шнее стремленіе всѣ х'ь этих'ь учителей в'ѣ ры заключается в'ь томъ, чтобы ука- .'іать такой путь, который какъ можно бол'ѣ е успокоивалъ бы голосъ нашей со- в'ѣ сти, осуждающей за худыя поягсланія и за свободное проявленіе ихт, в'ь жиз ­ ни. Особенно 'геперь стало входить въ .моду такое ученіе, ко'горое стремится совс'ѣ м'ь освободить нас'ь от'ь в'ѣ ры въ Бога и В'Ь будущую заг]юбную жизнь. ѣ 'чите.чя такого ученія пользуются и устноіі пропагандой, и всевозможными ирокла.маціями, дешевыми брошюрами и книжками, как'ь переводными, такъ и отечественными произведеніями, иногда даже ■театральными представленіями и наконец'ь всяческим'ь содіміствіемъ нѣ ­ которыхъ ИЗ'Ь такъ называемых'ь „.пуч- щих'ь людеіі“, т.—е. членов'ь Государст­ венной Думы. Особенное вниманіе враговъ право­ славной Христовой вѣ ,ры и Церкви есте­ ственно обращено на напгь простой на- род'ь и на нашу учащуюся молодежь, на эту основу и будущихъ д'ѣ ятелей на обширноіі нивѣ нашего дорогого отечест­ ва. Прим'ѣ рт, <1>раиціи, изгнавшей из'ь школъ изображенія креста Господня, святыя иконы и преподаваніе закона Бояѵ ія находить для себя многихъ сто- ронников'і, II ревнителей и у насъ на „свя'гой Руси“. Теперь новые самозван­ ные учпте.іія хотятъ заставить отказать­ ся оть самого дорогого своего достоянія II иаш'ь русскій народ'ь, предки котора­ го своею крош.ю отстаивали свою в'Ьру II самобытность. Не желаютъ паши пе­ редовые сознательные людп понять, что без'ь свѣ та христіанской вѣ ры и безъ основанной па этой вѣ рѣ нравственно­ сти человѣ чество опять не.минуемо дол­ жно иттп К'Ь безпросвѣ тной смертной С'Ѣ ни язычества, к'ь суеігѣ ріямъ, дикости, варварству -) и зв'ѣ рскому состоянію. ’*) Очевидно, этимъ учителям'ь нашего на ­ рода и юношества совершенно неизв'ѣ - стно, какую великую просв'ѣ тительную, воспитательную и образовательную силу имѣ етъ христіанство. Вѣ дь оно вдохну­ ло новую зиждительную жизні, в'ь древ­ ній разлагаюш,ійся мірт,; оно дало и нашему отечеству прочныя начала госу­ дарственнаго единенія многочисленныхъ племен'ь и народов'ь, внутренней мощи II развитія. Но даромъ вс'ѣ знаменитые воспн'гатели и государственные люди Р'Ѣ шителыю утверждали, что св'ѣ ,ть сказанномъ богатствѣ вт, будущемъ зем-і истиііных'ь воспитательныхъ основт, жиз номъ Дарств'ѣ Мессіи—Христа. Ясно, что для таких'ь руководителей іудейскаго парода было почти совершен­ но несродпо и даже непріемлемо свя­ тѣ йшее ѵ чепіе Господа Христа о само- ни заключается только в'ь христіанств'ѣ ,') что „обученіе религіи весьма важно и должно быть преподаваемо молодости и цѣ ниться вс'ѣ ми гралсданами. Кто ііод- канываетт, эти основы, того нужно каз- отверисенноіі любви к'ь Богу и къ ближ -1 нить, как'ь нарушителя порядка и вра- 1 га общества". -) „Школа безъ религіи— ннм'ь, II потому они могли только край­ не враждебно относиться к'ь нему. Но С'і, своими суевѣ рными и безнравствен­ ными уб'ѣ ждепіяміі ни сами учители— сектанты ни совращенный ими иародт, не могли продолжать своей государствен­ ной ясизни и доллстіы были политиче­ ски погибнуть. II они погибли!. Православные!. Христосъ Спаситель и теперь проповѣ дуетъ всѣ мь желаіощн.мт, слушать Его глаголы вѣ чной лсизин. -) Его проиов'ѣ ді, мі,і можем'ь слышать в'ь святомъ Евангеліи, вь ученіи Его аію- столовь, отцевъ, учителей и пастырей церкви. Къ сожал'ѣ нію, как'і, во вііемеиа Го­ спода Христа фарисеи и са;ідукеи сѣ яли В'Ь пародѣ спои пагубныя лжеученія, так'і, и при апостолахт> и во всѣ носл'ѣ - дующіе вѣ ,ка до нашихь дней были, есть и будут'ь до конца міра разныя лоншыя ученія, стремящіяся ослабить иль далсе затмить вь людях'ь свѣ тъ ис­ тинной, открытой Самим'ь Богомъ вѣ })ы и сообразной съ нею жизни. *’) .Іом. КсИ. ІШІ 111, 8. 2; П, 17, 8. .\іИ Х\'11. 10. .6; Ѵ ііа, 6. I) Мате. 4, 2.5. 2) 28, 1—86 и др ШЬсІ - І.ех, т. 11, стр. 897 и ;ф 483. 1) .І08. .\іі(. XX. в, 68. 9. I :3 : XIII. XX, .').2; Всііепкеі, *) НсЫіічт, стр. 5. 9. и ді>. 2) Іоан. это не школа, а чумная яма". '*) „Она есть лишь средство къ тому, чтобы со­ вершать преступленія". ■*) „Гдѣ удалось обезв'ѣ рптг. массы, между преступными страстями и мирнымъ граждашіном'ь стоит'ь только обнаженный ііітыкт>“. ") „Народомъ безъ религіи можно управ­ лять только пушками". *) Современныя страшныя ііосл'ѣ дствія освобожденія отъ свѣ та христіанской в'ѣ ­ ры за границей ') и у пасъ ”) вполнѣ подтверждаютъ истинность этихъ и мно­ гихъ цодобных'ь отзывовъ знатоков'ь исторіи и жизни о значеніи христіан­ ства. Наприм'ѣ ])'ь: в'ь доклад'ѣ статистиче­ скаго бюро Сенскаго департамента мы читаемъ: „и.ѵ ь 100 дѣ тей, привлеченныхъ К'Ь суду 11 обучались в'ь католическихъ школахъ, а 89—в'ь школах'ь безрелнгі- о.зныхъ". 1) 2 Тіш. 4,8—4. 2) І1оі)талнс’ь, педикіИ ірравд. госуд. дѣ ятель и мристт,. Танъ, пыдающіііся филосо((»'ь- -іюзптншіст'ь рстествоисііытате.ть. р Педагоги УшинскИІ п Иесталодцн. -) Ж. 7К‘. Гуссо. 2) Итальяд. мипистр'ь ыар. ироспѣ ще- пія Никкола Томмагсо, •) Оснонателі. сопромен- ноіі статистики Кет.тё. Бисмарк'ь, германскій канцлеръ. '!) Императоръ Нанолеош. 1. ') Объ зтом'ь можно судить, наіір. ио отзыііу Гильо, судебн. слѣ допат. в'ь Парижѣ , ио докладу ста­ тистическаго бюро ('енскаго департамента Статистика нрестуиииков'і. ь'і. Россіи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz