Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)
г о л о с ъ П О Р Я Д К А . № 1 0 6 Горячіе п горькіе пстпшіы приш лось ші зас ѣ даніе пыслушіівать зд ѣ сь іке.іѣ зподорожііому врачу, іі иопаіірасио оігь сь далеко ііесо- глаеііым'ь с'ь пстпшюю возрансепі- с.м'ь, па которое ему отвѣ тить от- дѣ лг.ііо, а пока отмѣ чу, что лицу пптеллпгептпому, хотя пы п желѣ з- подорояспому врачу, слѣ дуетт. дер жаться хотя бы нѣ сколько ПОбЛПЯѵ С къ правдѣ . П. Лванютенковъ. В'ь жпзііп русскаго пптеллпгепт- паго общества замѣ чается лвобопыт- пое явленіе: паша интеллигенція, подобно древнему варвару, начпна- ет'ь сяснгать то, чему поклонялась, II іюіѵ лоішться тому, что с/кнгала. Съ присущей русской душ ѣ прямолнней- ностыо современные интеллигенты прозрѣ вшіе IIосвободнвшіесяотъ осво бодительнаго уі'ара, приносятъ все народное покояніе п сь ясаромъ ис пов ѣ дуютъ свою новую вѣ ру: корен ныя заблужденія русской пнтеллн- генцін II ея новыя чаянія ярко ос вѣ щены въ извѣ стномъ читателямъ Харьковскихъ Вѣ домостей", по ря д у критическихъ замѣ токъ, сбор. ,,ВѢ >хн“ Издатели „Вѣ хъ" не сто ятъ одиноко, пбо не только отд'^кть- ные нпсателп, какъ, напримѣ ръ „эсдекъ" Андрей Бѣ лый, позволя ютъ себ ѣ выступать противъ еврей скаго засилья, по и цѣ лыя газеты изъ „лѣ выхъ" превращаются въ „правыя" п можно быть ув ѣ рен нымъ, что прн.мѣ ръ выходящаго въ Екатеринославѣ „ІІрнднѣ провскаго Края" найдетъ подраяіателей п въ другихъ краяхъ. Къ числу такихъ я:е знамента.ть- ныхъ показателей переживаемаго русской интеллигенціей духовнаго перелома сл ѣ дуетъ отнести самое вознпкновеніе партіи русскихъ наці оналистовъ, которая повторяетъ выд винутый „черносотенцаііп" боевой клііч'ь ,,1’оссія д.:ія русскихъ". Еще такъ недавно людей, осмѣ лившихся высказать эту простую мысль, назы вали .. человѣ >коненавпстннкамн",под нимали противъ ннхъ гоненія іі нре- с.тѣ дованія, отлучали отъ сонма „интеллигенціи", а теперь свыше ста членовъ Государственной Думы открыто становятся подъ знамя, на коемъ начертаны этн, столь ужасныя для „космополитовъ" II нхъ ра бовъ,— слова. Ио еще большимъ выразителемъ идейнаго крушенія интеллигенціи, отрѣ шившейся отъ нсторическоіі го сударственности, православной церк ви II русской народности, надо признать „Прощальное слово", неда вно обнародованное въ „Кіевскихъ В ѣ стяхъ", первымъ лидеромъ тру довиковъ, ч.теном'ь первой І ѣ с. Д у мы, проф. Локотемъ. Онъ былъ однимъ изъ напбо.тѣ е радикальныхъ „перводумцевъ" п не уклонился, подобно Годичеву, отъ подписанія выборгскаго воззванія. Послѣ про вала первой Ду.мы онъ подвпзался на столбцахь весьма лѣ воіі газеты „Кіевскія Вѣ сти" п вотъ этотъ, ка залось, закаленный боецъ лѣ ваго стана во всеуслышаніе заявляетъ, что „его мыслъ по многіпгь основ нымъ вопросамъ, обслуживаемымъ печатью, приняла совершенно иной характеръ, нное направленіе". Въ шести „основныхъ пунктахъ" проф. Локоть вкратцѣ фор.мулнруетъ свои новые взгляды, „создавшіе расхож деніе" его съ редакціей „Кіевскихъ Вѣ стей" п заставившіе его „искать другого органа, отвѣ чающаго" его измѣ нившимся взглядамлі. Въ первомъ изъ этпхъ пунктовъ раднка.іл>-трудовпкъ пспов ѣ дуетъ, что „гарантіей д ѣ йствительнаго ку льтурнаго II политическаго прогрес са страны является преясде всего- созданіе п ростъ матеріально неза висимой, обезпеченной н.мущей мас сы коренного населенія, объединен наго сознаніемъ своихъ національ ныхъ, общественно-экономическихъ и политическихъ интересовъ п у.мѣ - ющаго энергично бороться за этн свои нптересы." ;І,алѣ е нро(}». Локоть нрнзнаетлі, что „ростъ національной .мелкой н средней буржуазіи, земельной, про мышленной II торговой, является основной задачей государственной единственный путь къ земному раю II искусственно толкала на эту до рогу Россію. Теперь „трудовикъ" Локоть ставитъ основной задачей для себя II своихъ единомышлен никовъ. „ноддеряѵ ку. въ коренной массѣ населенія Россіи вообще н нашего края въ частности, мелкнх'ь II среднихъ сельскихъ хозяев ъ, осо бенно хозяйственнаго крестьянства, —затѣ .м'ь мелкой н средней промы- ні.тенностн II торговли, а также под держку нредставптелей пнтеллпгент- наго труда, принадлежащихъ къ ко ренной національности". Вполнѣ естественно, что это доб рое намѣ реніе проводитъ проф. Ло- котя къ еврейско.му вопросу. Онъ понимаетъ, что поддержка мелкихъ II средннх'ь русскихъ людей равно сильна борьбѣ съ еврействомъ, а потому посвящаетъ второй нунктз. уясненію отношеній „неоннтеллнген- ціп" къ представителямъ меікдуна роднаго капитализма: „исходя отсю да II считая болѣ е старую но куль турѣ II гораздо болѣ е богатую ка питалами еврейскую націю, заннмаю- щуютакое видное ноложен. вънашемъ краѣ болѣ е хшлыіой экономически по сравненію с'ъ коренной національ ностью края— „я", торящетвенно обѣ щаетъ нроф. Локоть,— „буду сто ять за государственную охрану эко номическихъ, а тѣ мъ самымъ н по литическихъ интересовъ этой корен ной паціоналыіостп отъ непосиль ной для пея конкуренціи еврейской національности, каіп> обладателыін- цы болѣ е сильныхъ капиталовъ". Этпміі обѣ том'ь бывшій лидеръ тру довиковъ наноситъ сильнѣ йшій ударъ шабесгойству, которое прояв ляетъ нынѣ въ Госуд. Ду.мѣ ({ірак- ція трудовиковъ, руководимая без- таланным'ь крнкуно.мъ Булатомъ. Развивая дальше свою точку зр ѣ нія, Локоть доходитъ до оправданія правительственной политики но от ношенію къ евреямъ: „въ вопросѣ о нравѣ евреевъ пріобрѣ тать зе.мель- ную собственность плн ві> вопросѣ е процентной нормѣ въ высшихъ политики". Еще такъ недавно въіучебныхъ заведеніяхъ, въ адвока- торжествѣ капнталнз.ма н ноголов-|тур ѣ н т. п., какл. тѣ сно связанномъ номъ разореніи ме.:ікнхъ н среднихъ самостоятелыіых'ь тружениковъ на ша повально зараженная маркенз- мом'ь интеллигенція усматривала ФЕЛЬЕТОНЪ По к р ест ья н ск и мъ д ѣ л амъ . т. Николай Александровичъ быстро .хо дилъ вдолі. и поперекъ своей неболь шой гостиной и такъ и сыпалъ, такъ и сыпалъ словами. Его гость съ нѣ ско.лько скучающимъ впдом'ь сидѣ лъ, облокотившись, и почти равподушно сл'Ьдплъ за нервными дви- л:епія.мп хо.'ѵ яина и его цвѣ тистой р ѣ чью. Лишь иарѣ .ціса онъ иронически вставлялъ ту или другую ко})Откую фра зу въ папыіденное словоизліяніе друга- да—н'Ьтъ-нѣ тъ—насмѣ шливо улыба.лся. — Нѣ тъ, Петръ Ивановичъ—горячил ся хозяинъ—заплеснѣ вѣ ли вы тамъ въ своем'ь Труіцобннскомъ уѣ здѣ и видѣ ть ничего не хотите... А еще считаетесь при этомъ просвѣ тителемъ, десятки крестьян скихъ дѣ ітей обучаете... Ну, скажите на милость, что онъ вынесетъ отъ такого равнодушнаго, каменнаго человѣ ка какъ вы... — То, что и всегда выносить изъ на чальной Н 1 К 0 ЛЫ,—спокойно замѣ стилъ учитель. Нѣ тъ, я совсѣ мъ отказываюсь по- пи.мать васъ продо.лжалъ бѣ гать Нико лай Александровичъ.—Что нрииесутъ вашему питомцу всѣ этн начатки гра мотности, когда кругом’ь царитъ безпра • віе, торжествуеті> произволъ, когда все живое задыхается подъ чернымъ покро- во.мъ мрачной реакціи н рутины, кагда... — Но при чемъ тутъ я, при чемъ учитель вообще? Іѵ огда при чемъ? Развѣ вы не с ѣ ятель на пивѣ народной, развѣ не приз ваны вы сѣ ять разумное, доброе, вѣ чное?.. — Л и сѣ ю то, что долясенъ сѣ ять. — Нѣ тъ, это возмутительно, прямота- ки возмутительно... Вотъ вы толкуете, что крестьяне равнодушны къ этому, что оііи не понимаютъ значенія свободы п права... — Я не говори.чъ этого. — Ну все равно. Не вы—другіе мра кобѣ сы толкуютъ. — Я не мракобѣ съ. — Фу ты Господи!.. Перестаньте вы придираться къ словамъ... Такъ вотъ, значитъ, толкуютъ, что народное поли тическое, міросозерцаніе замерло на исконномъ „Дарь-Батюпіка“ да „Русь- Матушка"... — Что-жт>, пожалуіі, и правду гово рятъ. — Ну, и пусть, ну, и пусть! такъ раз вѣ не мы, интеллигентный пролетаріатъ, призваны на борьбу съ кумирами косно сти. Развѣ не мы должны будить народ ное правосознаніе, нести въ деревню свѣ точи правды и блага... — Впроче.мъ, что жъ это я,—вдругъ оборвалъ себя хозяинъ.-~Соловья басня ми не кормятъ. Перейдемъ-ка въ столо вую да перекусимъ, протянемъ по единой. СЪ эконо.мпческііміі правами іі пре имуществами, я считаю допустимой осторожность, доходящую до огра ниченій, подчеркивая экономическій характеръ ограниченій". ІН> третьемъ пунктѣ своей про- і'рам.ѵ іы н}) 0 ()[і. Локоть отвергаетъ „соціалистическій принципъ въ воп росахъ хозяйства, считая частную собственность основной ({юрмой вла д ѣ нія II пользованія при господ- ствующем'ь во всемт> мірѣ строѣ хо зяйства". Неудивительно, что этотъ разрывъ СТ) соціалнстнческн.мн ученія.мп. бо лѣ е полувѣ ка тяготѣ ющими надъ русской интеллигенціей, приводптт> нро()і. Локотя к'ь повторенію практи ческой правнте.іьственной нрограм- .мы: „ВТ. земе.тыіомъ вопросѣ бли жайшей практической задачей поли тики"— пишетъ онъ въ четвертомъ пупк ѣ ,— считаю накопленіе зе.млн въ рукахт. мелкихъ п средннхт. хо зяевъ, особенно хозяйственныхт. крестьянъ съ переходомъ кт. воз- мояѵ но болѣ е выгодному ннтенсіів- ному хозяйству". „Далѣ е г. Локоть выражаетъ со- чуствіе „хуторскому хозяйству іі естественному разрушенію общинна го строя II общинныхъ стѣ сненій", мало того, признаетъ „дѣ ятельность 3 е м л е у с т рои тел ы іы хъ комиссій полезной, поскольку онѣ способст вуютъ переходу земли въ руки хо зяйственнаго крестьянина". Покон чивъ съ „сладкой мечтой" о даро вомъ над ѣ леніи „вс ѣ хъ желающихъ" землей, нроф. Локоть переходитъ въ пято.мъ пунктѣ къ признанію, которое еще такъ недавно было не мыслимо для русскаго интеллигента: „нор.малыюе развитіе п укрѣ пленіе православной церкви, какъ (|іактора національнаго объедпнепія корен ного населенія, считаю чрезвычай но ваяшой соціально-политической задачей". И такъ, признаніе правъ корен ной національности привело посл ѣ довательно мыслящаго пнтеллпгента къ исповѣ данію значенія народно сти II православія. Но этн.мъ дѣ ло разрыва съ лояснымн богами не кон чилось для проф. Локотя, который въ шестомъ пунктѣ заявляетъ: „за конодательную Думу н, сл ѣ дователь но, дѣ йствительный контроль народ наго представительства надъ орга нами нсполннтелыіой власти считаю основной задачей, цѣ лью п средст вомъ, КЗ. которымъ должно стре.мнть- II. ІІетр'ь ІІнаиовичъ выбрался отъ дру га уже пе рано. Не безъ труда оты скалъ онъ па постояломъ своего возницу II двинулся въ дорогу. До села отъ города было верстъ пят надцать. Дорога лежала мягкими, ров ными В'Ь это время года проселками. ВполігЬ было возмоясно вытянуть ноги на мужицкой тел'Ьг'І. п немного вздрем нуть. Ио къ это.му не было ии мал'ѣ й- шей охоты. Пыстію паступает’і, іюльскій вечеръ. Заря еще горитъ во-всю, золотя послѣ д ними бликами верхушки деревьев'ь, а т'Ьни уясе сгустились, и прихотлнвіае фосфорическіе лучи луны м'ѣ шаются съ пурпурнымъ св'Іітомъ вечерней Авроры. Одна за другою вспыхиваютъ звѣ .здочки на безоблачномъ бархатѣ неба. Вечерняя прохлада, тишь и неясные мягкіе шорохи смѣ няютъ зной, гомонъ и сутолоку дня. Хорошо въ это время вь полѣ , за горо домъ. Смолкаеть неугомонная тревога души II СМ'Ѣ ИЯЮТСЯ какимъ-то ЯСНЫМ'Ь- облегчающим'ь безразличіемъ. Все радо стно—тихо радостно, мило. Хочется меч тать о че.\іъ-то неопредѣ ленном'ь, но без- ісонечно-дорогом'ь. Петръ Пванозпч'ь сначала по выѣ здѣ окончательно отдался этому привычному невольному настроенію. Меньше всего хотѣ лось ему ду.мать о сегодняшней встрѣ чѣ съ Ыиколаемь Александровп- че.м'ь и о его напыщенномъ разговорѣ . все- Но въ концѣ концовъ мысли его таки перешли къ этому предмету. Оші друзья давнишніе, но не видѣ лись уже лѣ тт., по крайней мѣ р'ѣ , пять. Когда-то они вмѣ стѣ учились, но за смеіга.ю отца Петрз’ Пванович}- приш- .чось оставить школ}’ и поступить сна чала въ конторщики, а зат'ѣ .мъ учите лемъ ВТ. земскую ШКОЛ}’. Доляѵ ностыо своей онъ не то что-бы быль вполнѣ доволенъ, но и пе тяго тился особо. Крестьяне его уважали, д ѣ тишки относились довѣ рчиво, безъ хлѣ ба не сидѣ лъ,—и пока что, довольство вался этимъ. Николай Александрович'ь успѣ ль тѣ м'ь временемъ кончить сельско хо зяйственное образованіе и устроиться на государственной службѣ . Недавно онъ былт. назначенъ инструкторомъ по садоводств}' в'ь ту-же губернію, гд-ѣ учи- тельствовал'ь Иетр'ь Нвановичь, и ста рые друзья почли долго.ѵ гь при первой возмоясности возобновить знакомство. Однако, Николай Александровичъ произвелъ на учителя непріятное впе чатлѣ ніе. — II чего онп всѣ ходулышчаютъ, ломаются... Не знаютъ опи ни народа, ни его настроенія, ни стремленія, а вс'ѣ лѣ зутъ облагод'ѣ тельствовать: тотъ—ію- своему, другой—по своему... А на по вѣ рку все это вымученной болтовней оказывается.. Чудаки, право! Были бы лучше сампмп собой—просто славными малы.ми. СЯ ПІЯ веі на. СК( IIII бы Ро лФ чу ОС пе щі ПС ко 1 К бс III 0( С' 0 ( Г( г, п II X II р б II р п п р д I] I Е с а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz