Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

г о л о с ъ П О Р Я Д К А . Яо 1 0 2 три до своей смерти запретилъ ііри- ішматі. въ кельи Задонскаго мона­ стыри Литоніи Ллекс'Ревича за рѣ з­ кій, какъ полагают'ь. обличеніи, д ѣ ­ ланныя ему иослѣ днпм'ь. Пеобыкновенныіі даръ нредвпд ѣ - ніи блаясеинаго Литонія Ллексѣ еви- чаеіце болѣ е уясняется с.тѣ дуіощнмъ зам'Рчателі.иым'ь слу чаемь. иослу- илівшимт. как'ь бы небеснымъ ука- заніемь кь избранію новаго пути исизни іп. Возѣ почившему іеросхп- монаху Ианананлу. Вотъ какь раз ­ сказы ва.тт. шіослѣ дствіті сам'Г) отецъ 11анананл'і> про нтотъ знаменатель­ ный въ его /кнзпп момент ь. рѣ шив­ шій окончательно преднамѣ ренный вопросъ о выборѣ мі'.ста для под ­ виговъ иноческихъ: ( І Т р п д п . и и ' Р н і е с . ѵ ь ^ і і е т ъ ) . Отвѣ тственность за „блудныхъ сыновъ“ Россіи, конечно, падаетъ, главнымъ об- разомтэ, на напіу школу, на преподава- телеіі въ пей русскоі'і исторіи. Кто ;ке, если не они, обязаны были дать русскоіі молодежи знаніе и пониманіе русской исторі^^, раскрыть предъ будущею наде- галъ Вспомнимъ историческій обликъ Царя Миротворца,—какъ обязательна, была Его личность и какъ велика была 1 любовь къ иему русскаго народа. И этоі былъ I нн.ми, какъ видно, ихъ и судѣ надъ нѣ ть и помина. Таковъ истинно „ирог})ессивный“ по- рядокь: позволившііі себЬ обличать г.г. потому, что ІТ.арь-Миротворецъ ! „освободителей“— является иоставлен- такя:е •„геогмпЛ дл.ч русскаго парода, нымъ внѣ . закона п за дерзость „омѣ тт. что оит. не искалъ д.гія себя идеа.та подъ свое сужденіе іигѣ ть“ подпергаетог поч- ждою и оплотомъ Россіи красу и воли - 1 тропиками Рака или Козерога, а мыслилъ ному разстрѣ лу! самобытности, ли наст. такихъ препода- Р уш ! граща дская н т ріа віі нашнлі учеішіі іавареша хъ Гибельные плоды незнанія и, главное, н е п о н и м і н і ч исторіи Россіи сказыва­ лись, да и теперь рѣ .зко сказываются, особенно въ шасшихъ слояхъ русскаго общества, а иері.дко и въ правящихъ сферахъ Россіи. Проводи.мыя ими въ жизнь русскаго государства мѣ .ры часто приносили государству непоправимый вредъ. Забвеніе и даже незнаніе искон­ наго русла русскоіі исторіи, особенно въ періоды экстаза всяческихъ рефор.мъ, когда на фонѣ государственной жизни Россіи появлялись безчисленные „калифы па част.‘ , изъ которыхъ каждый мѣ тилъ „въ Наиолеоні.і“ иль въ „русскіе Г.:іад- стоны^,—часто бросало русскій государ­ ственный корабль о подводные камни и песчаныя отме.ли, причиняло ему си.ль- иую аварію и надолго пріостанавливало ходъ исторіи русскаго государства. І-іспомнимт., напримѣ ръ, какъ невѣ дѣ ніе и непопимаіііе исторіи Россіи отразилось на участи Западнаго края ея, гд ѣ всл ѣ дт. за смертью Екатерины Л было допуще­ но полное ополяченіе населенія, продол- Лѵ авшееся вплоть до пос-лѣ дияго шля- хетско-ксендзовскаго мятея;а 1863 года. Да и теперь на проектѣ введенія зем­ ства въ Западиых'ь губерніяхъ развѣ не отразилось роковое для Россіи непони- .маніе нашими правящими сферами духа русской исторіи! Проектт. обосновался на какомъ-то неконфессіоиалыюмъ рус­ скомъ націонализмѣ , какого не знаетъ русская исторія и какой не можетъ быть въ русскомъ госі’дарствѣ тво;;чесх'оЛ си ­ лой. То, что древніе греки называли: „дипамисъ“, т.-е. внутренняя сила или душа русскаго націонализма — Право­ славная Бѣ ра осталась совершенно въ сторонѣ отъ проекта. Оттого-то н жал­ кою, болѣ е того—чреватою своими по­ слѣ дствіями будетъ новая реформа, т.-е. введеніе земства вт, западиыхт. гу'бер- ніяхъ. Вспомни.мъ, далѣ е, и тотъ неоспори­ мый фактт., какъ пепонн.маніе и незна­ ніе основныхт. чертъ характера и при­ роды русскаго народа, развпвающихря въ полноіг красѣ , и силѣ въ ходѣ его націоналі.ной исторіи,—слово.мъ, незна­ ніе и непониманіе самихъ себя побулс- дало на.чіих'і. предковъ, стоящихъ на верхахъ гоеударствеппоіі и обществен- иоіі лсн.иш Россіи, ирепебрегать своею сахгобытпості.ю и рабски слѣ ідовать за Заііадомъ, сшивать свое міровоззрѣ ніе изъ обрывковъ, а перѣ дко даже изъ пе- ])ежнтковъ и отбросовъ разныхъ запад ­ ныхъ политико-соціальныхъ теорій и утопій. Подобное явленіе мы созерцаемъ и теперь потъ уже болѣ е пяти лѣ тъ! П .іпшь ВТ, послѣ дніе дни ста.чо замѣ тно нѣ которое отрезвленіе отт. рабскп-под ^ралштельнаі'о коіпмара... Но опять .за отрицаніемъ подралсательноіі работы не видно пока самобытнаго творчества, и это потому, что нашимъ правящимъ вер­ хамъ и ігередовымт. слоямъ русскаго об­ щества, въ массѣ , суждены лишь благіе порывы, которымъ сбыться не сулсдепо за отсутствіемъ знанія и, главное, пони­ манія русской исторіи. Вотъ почему на­ до всегда съ тревогою ожидать момента, когда вершители судебъ І'оссіи снова сердцемъ уйдутъ изъ Россіи и будутъ искать добра не у себя, въ своей землѣ , а „подъ тропиками Рака пли Козерога“, какъ мѣ тко выразился Погодинъ. чіе русскои Но много вателей, и многіе ли изъ нихъ такъ по­ нимаютъ спои задачи?!.. Ко многимъ ли изъ нихь можно приложитг, къ перефра­ зѣ словъ Карамзина: „Я преподавалъ съ любовью къ отечеству, ко благу лю- деіі въ гражданскомъ обществѣ и къ святымъ уставамъ нравствешіости?!..“ Многіе ли и.зъ нихъ научали своихъ пи­ томцевъ,—какъ говоритъ Граповскііі,— судиті, о русскомт, „С о р у с с к о й т о ч к и з р ѣ н і я и в ъ р у с с к о . м ъ д у х і ъ ? 1 . . ' ^ На всѣ эти вопросы, перелсиваемые нами, „осво­ бодительное время“ даетъ рѣ зко-отрп- и,ательный отвѣ тъ. ^Іто ліе удиви ге^Iьла- го нт, томъ, что мы сѣ яли вѣ теръ и те перь пожинаемъ бурю?!.. 'Іто удивитель­ наго въ томъ, что и досе.лѣ > передовая Русь—правящая и иителигентиая, смот­ ритъ на благо Россіи „не ст. русской точки зрѣ нія и не въ русскомъ духѣ .“?!. Что ЛчС удивительнаго въ томъ, что па­ шей интеллигенціи по душѣ , не Хомя­ ковы и не Лксаковы, а Энгельсы и Марксы, а паши правящія сферы все силятся „подъевроиепться", только бы не походить на русскихъ... Оттуда, изъ Европы, опи взяли ня прокатъ все п послѣ днее изобрѣ теніе: „внѣ конфессі- оналыіый націоиализмъ“!.. ІГопробуііте !поговорить съ нѣ которыми изъ высшихъ Іу насъ правящихъ сановниковъ о зна- 1ченін ІІравощтавія въ государственномъ 1 строительствѣ Россіи,—и вы услышите: „Да, в ѣ д ь , о т о — к л с р и к а л и з м ь ' ^ 1 . . '/Кал- 1ко смотрѣ ть па духовное уболіество та- ки.хъ сановниковъ, а, мелі.ту тѣ мт., изъ боязни пресловутаго русскаго „клери- кализма“ оии провалили представитель­ ство духовенства—Церкви вт. западныхъ земствахъ!.. Страшно за Русь, больно за русскій пародъ!.. Ріо и этотъ страхт, и эту боль стараются заглушить современ­ ные барабанщики и литаврщики канце- смотрѣ лт, „съі Вт. томъ лсе номерѣ сообщается „Рус- все рѣ шалъ ^скимт. Сл о в о м ъ ч т о съѣ здъ соціали- II лчилъ по русски, па все русскоіі точки зрѣ нія" и „въ русскомъ духѣ ,". ' стовъ, засѣ дающіі! въ Пари леѣ , принялъ Говоря о совмѣ .стности пстоішчесскаго слѣ дующее постановленіе: обра.зоваиія съ г.оспитапіемт.,мы пмъемъ! „Соціалистическія пзр-та.меитскія фоак- вт, виду осмысленное патріотическое или ціи всі.хъ странъ доллччты одновременно паціолыіос воспитаніе, чѵ чкдое пристра-' внести вт, парламенты закоііоироектт,і стш къ своему и оц'ѣ пивающее явленія щбт, от.мѣ ігѣ смертпоіі казни и предири- по ихъ достоинству. Преподаватель дол - 1 пять агитацію въ пользу и})оведенія за- леенъ вести свое дѣ ло „честно и вѣ рно", коиопроекта". —какъ справедливо замѣ чаетъ Грапов-І Л для назиданія тѣ хт,, кто все еще скій. Это валчио и для науки, требующеіі і настолько наивенъ, что вѣ ])итъ вт, иск- нсторпческой справедливости, и для об-1рениость гг. соціалистовт,, та л^е газета щества вт. лицѣ учащихся. Быть рабомъ приводитъ подробности обь открыто.мт, какихъ-либо тенденцій и во имя ихъ | исианскоіі по.тиціеіі большомъ ьаговор'ѣ превііащать исторію и.зъ жрицы право-; на жизнь короля Л.тьфопса, которыіі судія въ нравственно разлагающее начало долженъ бытъ пасть лсертвоіі иокуте- восиптываті, на .лжи мо.:! 0 ,дыя покол-ішія | пія, подготоплениаію кт, осущественію —въ высшей степени иреступио! Особеп-; во время его проѣ зда. ІЮ преподаватель доллчент. быть чуж-| Итакъ, политическіе иротивники п дымт. тенденцій политическихъ, дѣ лаю-і короноваыыя особы обрекаются насмерть щихъ изъ исторіи политическое орудіе, іи въ то-лге время проповѣ дуется отм'ѣ - поддѣ лывающпхт, факты по заказу или; па смертпоіі казни! Какое тяжелое, ііе- въ угоду политическимъ властямъ дап -!иримирпмое наго времени. Только честное и правди-!могласными вое излолѵ еіііе исторіи предупредитъ и|лами. • развитіе въ учапіихся гибельнаго духа і Очевидно, недовѣ рія къ преподавателю, и холч-де-, тельствъ съ противорѣ чіе мелч'ду гро- заявленіями п темными дѣ - что въ „борьбѣ " прави- растущеіі преступностью іііе ихъ за исторической правдой на | революціонеровъ хотятт сторону, гдѣ они легко попадаютт. вт. і конной власти одно изъ сѣ .тп ])азныхт. искусныхъ птицелововъ, вителыіыхъ орудііі въ родѣ „историка" ЛІишко и. т. п.!.. Мы Лчивемт. не при великой „ІІосков пользованіе имъ. По улсе Д.ЛЯ многихъ вырвать у за- самыхт. дѣ йст- оставляя за собоіі понятно дѣ йст- разрухѣ ", а во врехія „Петорбург-;внтельное положеніе вещеіі п глубокое І-Іапін прадѣ ды сплою; разслоненіе западнаго общества сказа- стерли „Москов - 1 лось въ крикахъ соціалистовъ, треоовав- расточивъ наслѣ -1 ших і. головы палача, и „ръ вопляхъ русскую душу и ! „доброд'ѣ тельпыхт," ((іранцузскихт. бур­ жуа, открыто настаивавшихъ па казни Ліабефа. Совокупность отмѣ ченныхъ явленій указываетъ, что ожесточеніе закрады- достерелсеніемт,.. лярскаго націонализма!.. Благо теперь „посулъ"—всесилепт.!.. Съ историческимъ образовапіехіъ не­ разрывно связано историческое воспи- ніе, о с о б е н н о п р и и з у ч е н і и н а р о д о м ъ с в о е й н а ц і о н а л ь н о й и с т о р і и . Отдѣ лить здѣ сь воспитаніе отт. образованія такъ; чтобы заняться исключителыто или хо­ тя бы преимущественно послѣ дшімт,.— значитъ убить въ сердцѣ слушателей Iна наше поко.тѢ нье". національное чувство и тѣ мъ обратить націю въ мертвыіі трупъ. Да, строго говоря, историческое воспитаніе и неот­ дѣ лимо отъ образованія. Оно какъ бы таится въ образованіи, въ пріемахъ и методахъ сообщенія знанііі. Посему оно и само содѣ йствуетъ образованію, когда помогаетъ учащимся сердцемъ у.гювить^ и понять ту сокровенную силу, которая порождаетъ и осмысливаетъ тѣ , или веРхъ другія явленія въ нсторическоіі Ячизни Россіи. Отношеніе историческаго вос­ питанія къ образованію молено уподобить дѣ ятельности ума и сердца. Какъ толь­ ко та истина полна, прочна и плодотво­ рна, которая увеличивается не только теоретически—ра.зумомъ, но и восприни­ мается сердцемъ, такъ и историческое об­ разованіе только то истинно, которое захватило и умъ и сердце человѣ ка т.-е. является одновременно не только обого- щающимъ умз. человѣ ка знаніями, по и воспитающимт. его волю. Тоѵ тько и.зъ исторически образованнаго такимъ пу­ темъ человѣ ка можетъ выйти настоящій государственный мужъ, настоящій радѣ ­ тель о благѣ своего отчества и народа. Между такимъ государственнымъ д ѣ я ­ телемъ II русскимъ народомъ не будетъ непроходимой бе.здпы расхолщеиія въ по­ ниманіи вопросовъ: политпческих'ь, об- іцествеііішхъ, бытовыхъ и религіозно- иравственпыхъ. Такой государственный .мужъ будетъ для русскаго народа „сво­ имъ", и нѣ тъ такихъ ошибокъ, которыхл. бы русскій пародъ, движимыіі любовью, не простилъ ему. Вспомиимь тотъ не- сомнѣ нныіі историческій ^іакгь, что ^ г р о з н а г о ^ ^ царя Іоанна русскій пародъ пеиоддѣ лыю.любилъ, а б л а г о с л о в е н н а г о " Императора Ллексапдра I, вл, лудшемъ случаѣ .—пе поиимальі.. Первый былл. Д.ЛЯ русскаго парода „свомлпі.", и. вл. свое.мь величіи и въ своемъ паленіи, а второіі,—„чу/жшиг" котораго „идейные" порывы и скитанія, переносимые вь са ­ мыя нѣ дра жизни Россіи, пародъ отвер- скоп скаго куража споеіі р у с с к о й души скую разруху", а мы, діе отцовл.,—ііотерявл засоривл. псточникл. ея мощи—ев. Цер­ ковь Православную,—безсильны спра­ виться съ „Петербургскимл. ку[)ажомл,“. Оотается одна надежда—на н ате поко­ лѣ ніе. По оио дастл, намь то, что полу-' вается все сильнѣ е въ сердца борющих- читл. отл. іпко.іы. Пе даромл. еще Ппса- ся стороігь и теперь трудно ждать смяг- ревл. писаль: Возьмите школу вл, свои чеиія пбществеипыхь иравовл.: толпа руки, и ,,таракаил, будегь ионмаігь*'— пріучеиа освободителями кл. крови, къ Кто же возьметл, школу—гг. Шишко, насилію, и огрубѣ ніе сказывается ясно Ки.зеветтеры и т. и., пли историки сл, вь презрѣ ніи освободителей къ человѣ - русским ь духомл. и сл, русскоіі точкоіі ческой жизни, къ свобод ѣ лпчпыхл, убѣ ж- зр ѣ иія—покаясетъ недалекое будущее, деиій, кл. праву бороться за нихл. сло- Сейчасл, мы переживаемъ вре.мя какоіі-то во.м і, и увѣ щаиіем ь. „идейной" заминки, если только не ком- Пе такл. настроениых'ь людеіі ничто промисовл,. Но скоую уи:е мы сможемл. ие можетл. подѣ йствовать, кромѣ , смер- рѣ шительно сказать! „ [Іечально я гляясу ти, и вотъ правительства всѣ .хь странл. Л пока пусть эти выиолшітотл, вѣ щее слово: „какою мѣ рою слова поэта будутъ лишь грознымъ ире- м ѣ ряете, отмѣ рится вамъ" и поднявшіе, мечъ злодѣ и гибнутъ отъ мечеіі пала- П. А з о в с к і й . I ' Іолько цравствеиное оздоровленіе об- _ Iщества, только отказь освободителей ‘отл. насилія моясеть іцишестп кь паде- іпію смертиыхл. казней престуиниковл,- Ли цемѣ рія соціалистовъ настоящее время почти во государствахл. идетъ преступная „борьба" „освободителей" ра.зныхл, на ­ именованій съ иравнтельства.мп, причемъ! орудіемь въ рукахл, гг, революціонеровл, являются политическія убіііства, если они слабы, и казни, если имл. удалось добиться власти. Съ большоіі откровенностью они дѣ .й. ствують вл, малокультурпыхл, страпахл. Востока, какь показываетл, происходя­ щая нынѣ уіасправа младотууюкл, сл, ихл, политически,ми противниками. Еще безцеремоннѣ е постуиаютл, пер­ сидскіе „конституціоналисты": мулла Сеидл.-Абдулла позво.лилъ себѣ , высту­ пать сл, изобличеніями пеулсидскихл, пущгрессистовъ и своеіі „черносотенной дѣ ятельностью- обуіатилъ па себя вни­ маніе даже собственныхъ корресиоііден- товь „Русскаго Слова", которое сооб­ щаетъ бе.зл. всякаго возмущенія: „про­ грессивныя организаціи иуіедупуіеясдали мулл}' нѣ сколько уіазл, бросить (?) чер­ носотенную дѣ .ятельиость, по всѣ ире- дупреясденія были напрасны. Тогда 2-го іюля н о ч ь ю кл. Сеиду-Абдуллѣ явились четыре человѣ ка и ;$астрѣ лилп муллу изл, „маузеуювь". Такое исгинно „прогрессивное" д ѣ я ­ ніе, конечно, вы.зва.!іо волненіе, тѣ мь бо­ лѣ е, что, къ сожалѣ нію „Русскаго Сло­ ва",„у убитаго оказалась масса привер- женцевл,"... „Толпа заставила закрыть базау/ь. По всему городу (Тегерану) хо- дять сильные патрули. Во избѣ жаніе столкновеній сл. полиціеіі трупъ убитаго вуіеменио похоуюннли во дворѣ его до ­ ма". О преслѣ дованіи злодѣ евъ, о карѣ чеѵ ловѣ .ческій об- по своему пуюиз- драгоцѣ пное до- звѣ .реи, потерявшихл. ликъ II отпимающпхл, волу у ближнпхь ихл. стояніе—жизнь. I Когда общество чувствуетъ, что жизнь каждаго изл. его членовл, не обезпечена отл. посягательстт, престуиниковл,, тог­ да лицемѣ упіыя постановленія съѣ здовл, обречены иа провала, и выступленія со- ціалистовл. приведутл. лишь къ ряду парламентскиXI, с.кяилаловъ. „X. В." Жизнь въ деревнѣ . (Продолженіе). Посреди деревни стоя.ли два сруба— колодца, около которыхл. вл, .лулшцѣ купались тупоносыя утки, да бѣ лосѣ рые гуси. Кл. колодцу подошла баба съ бадь­ ею, почерпнула поды, налила вл. корыто, напоила свою бууіенку и пошла домой. Вамл, бросается вл. гла.за чудесная и пріятная картина:—сл. одного конца по­ селка .молодоіі подпасокъ гиалл, стадо овецл. и коровл.; его старыіі пастухл. медленно подвигался сл, длипнымл. кну- томл., а заиимл. бѣ жали ребятишки и мо­ лодыя дѣ .пушкн, которые тоже вл. свою очередь вслѣ дъ за ііастухомь подгоня- ютл. овецл, II свиней, дабы проводить его до поля, а тамл, улсе скотинѣ полное раздольѣ ... За скотиною пыль поднялась столбо.мъ и долго стояла вл. застывшемл. воздухѣ .. Прогнали скотину—началась дѣ ятель­ ность въ де^іевнѣ —муяшки ѣ дутъ сл. со­ хами въ поле пахать, мальчиіш только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz