Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)
г о л о с ъ П О Р Я Д К А . Яо 1 0 2 три до своей смерти запретилъ ііри- ішматі. въ кельи Задонскаго мона стыри Литоніи Ллекс'Ревича за рѣ з кій, какъ полагают'ь. обличеніи, д ѣ ланныя ему иослѣ днпм'ь. Пеобыкновенныіі даръ нредвпд ѣ - ніи блаясеинаго Литонія Ллексѣ еви- чаеіце болѣ е уясняется с.тѣ дуіощнмъ зам'Рчателі.иым'ь слу чаемь. иослу- илівшимт. как'ь бы небеснымъ ука- заніемь кь избранію новаго пути исизни іп. Возѣ почившему іеросхп- монаху Ианананлу. Вотъ какь раз сказы ва.тт. шіослѣ дствіті сам'Г) отецъ 11анананл'і> про нтотъ знаменатель ный въ его /кнзпп момент ь. рѣ шив шій окончательно преднамѣ ренный вопросъ о выборѣ мі'.ста для под виговъ иноческихъ: ( І Т р п д п . и и ' Р н і е с . ѵ ь ^ і і е т ъ ) . Отвѣ тственность за „блудныхъ сыновъ“ Россіи, конечно, падаетъ, главнымъ об- разомтэ, на напіу школу, на преподава- телеіі въ пей русскоі'і исторіи. Кто ;ке, если не они, обязаны были дать русскоіі молодежи знаніе и пониманіе русской исторі^^, раскрыть предъ будущею наде- галъ Вспомнимъ историческій обликъ Царя Миротворца,—какъ обязательна, была Его личность и какъ велика была 1 любовь къ иему русскаго народа. И этоі былъ I нн.ми, какъ видно, ихъ и судѣ надъ нѣ ть и помина. Таковъ истинно „ирог})ессивный“ по- рядокь: позволившііі себЬ обличать г.г. потому, что ІТ.арь-Миротворецъ ! „освободителей“— является иоставлен- такя:е •„геогмпЛ дл.ч русскаго парода, нымъ внѣ . закона п за дерзость „омѣ тт. что оит. не искалъ д.гія себя идеа.та подъ свое сужденіе іигѣ ть“ подпергаетог поч- ждою и оплотомъ Россіи красу и воли - 1 тропиками Рака или Козерога, а мыслилъ ному разстрѣ лу! самобытности, ли наст. такихъ препода- Р уш ! граща дская н т ріа віі нашнлі учеішіі іавареша хъ Гибельные плоды незнанія и, главное, н е п о н и м і н і ч исторіи Россіи сказыва лись, да и теперь рѣ .зко сказываются, особенно въ шасшихъ слояхъ русскаго общества, а иері.дко и въ правящихъ сферахъ Россіи. Проводи.мыя ими въ жизнь русскаго государства мѣ .ры часто приносили государству непоправимый вредъ. Забвеніе и даже незнаніе искон наго русла русскоіі исторіи, особенно въ періоды экстаза всяческихъ рефор.мъ, когда на фонѣ государственной жизни Россіи появлялись безчисленные „калифы па част.‘ , изъ которыхъ каждый мѣ тилъ „въ Наиолеоні.і“ иль въ „русскіе Г.:іад- стоны^,—часто бросало русскій государ ственный корабль о подводные камни и песчаныя отме.ли, причиняло ему си.ль- иую аварію и надолго пріостанавливало ходъ исторіи русскаго государства. І-іспомнимт., напримѣ ръ, какъ невѣ дѣ ніе и непопимаіііе исторіи Россіи отразилось на участи Западнаго края ея, гд ѣ всл ѣ дт. за смертью Екатерины Л было допуще но полное ополяченіе населенія, продол- Лѵ авшееся вплоть до пос-лѣ дияго шля- хетско-ксендзовскаго мятея;а 1863 года. Да и теперь на проектѣ введенія зем ства въ Западиых'ь губерніяхъ развѣ не отразилось роковое для Россіи непони- .маніе нашими правящими сферами духа русской исторіи! Проектт. обосновался на какомъ-то неконфессіоиалыюмъ рус скомъ націонализмѣ , какого не знаетъ русская исторія и какой не можетъ быть въ русскомъ госі’дарствѣ тво;;чесх'оЛ си лой. То, что древніе греки называли: „дипамисъ“, т.-е. внутренняя сила или душа русскаго націонализма — Право славная Бѣ ра осталась совершенно въ сторонѣ отъ проекта. Оттого-то н жал кою, болѣ е того—чреватою своими по слѣ дствіями будетъ новая реформа, т.-е. введеніе земства вт, западиыхт. гу'бер- ніяхъ. Вспомни.мъ, далѣ е, и тотъ неоспори мый фактт., какъ пепонн.маніе и незна ніе основныхт. чертъ характера и при роды русскаго народа, развпвающихря въ полноіг красѣ , и силѣ въ ходѣ его націоналі.ной исторіи,—слово.мъ, незна ніе и непониманіе самихъ себя побулс- дало на.чіих'і. предковъ, стоящихъ на верхахъ гоеударствеппоіі и обществен- иоіі лсн.иш Россіи, ирепебрегать своею сахгобытпості.ю и рабски слѣ ідовать за Заііадомъ, сшивать свое міровоззрѣ ніе изъ обрывковъ, а перѣ дко даже изъ пе- ])ежнтковъ и отбросовъ разныхъ запад ныхъ политико-соціальныхъ теорій и утопій. Подобное явленіе мы созерцаемъ и теперь потъ уже болѣ е пяти лѣ тъ! П .іпшь ВТ, послѣ дніе дни ста.чо замѣ тно нѣ которое отрезвленіе отт. рабскп-под ^ралштельнаі'о коіпмара... Но опять .за отрицаніемъ подралсательноіі работы не видно пока самобытнаго творчества, и это потому, что нашимъ правящимъ вер хамъ и ігередовымт. слоямъ русскаго об щества, въ массѣ , суждены лишь благіе порывы, которымъ сбыться не сулсдепо за отсутствіемъ знанія и, главное, пони манія русской исторіи. Вотъ почему на до всегда съ тревогою ожидать момента, когда вершители судебъ І'оссіи снова сердцемъ уйдутъ изъ Россіи и будутъ искать добра не у себя, въ своей землѣ , а „подъ тропиками Рака пли Козерога“, какъ мѣ тко выразился Погодинъ. чіе русскои Но много вателей, и многіе ли изъ нихъ такъ по нимаютъ спои задачи?!.. Ко многимъ ли изъ нихь можно приложитг, къ перефра зѣ словъ Карамзина: „Я преподавалъ съ любовью къ отечеству, ко благу лю- деіі въ гражданскомъ обществѣ и къ святымъ уставамъ нравствешіости?!..“ Многіе ли и.зъ нихъ научали своихъ пи томцевъ,—какъ говоритъ Граповскііі,— судиті, о русскомт, „С о р у с с к о й т о ч к и з р ѣ н і я и в ъ р у с с к о . м ъ д у х і ъ ? 1 . . ' ^ На всѣ эти вопросы, перелсиваемые нами, „осво бодительное время“ даетъ рѣ зко-отрп- и,ательный отвѣ тъ. ^Іто ліе удиви ге^Iьла- го нт, томъ, что мы сѣ яли вѣ теръ и те перь пожинаемъ бурю?!.. 'Іто удивитель наго въ томъ, что и досе.лѣ > передовая Русь—правящая и иителигентиая, смот ритъ на благо Россіи „не ст. русской точки зрѣ нія и не въ русскомъ духѣ .“?!. Что ЛчС удивительнаго въ томъ, что па шей интеллигенціи по душѣ , не Хомя ковы и не Лксаковы, а Энгельсы и Марксы, а паши правящія сферы все силятся „подъевроиепться", только бы не походить на русскихъ... Оттуда, изъ Европы, опи взяли ня прокатъ все п послѣ днее изобрѣ теніе: „внѣ конфессі- оналыіый націоиализмъ“!.. ІГопробуііте !поговорить съ нѣ которыми изъ высшихъ Іу насъ правящихъ сановниковъ о зна- 1ченін ІІравощтавія въ государственномъ 1 строительствѣ Россіи,—и вы услышите: „Да, в ѣ д ь , о т о — к л с р и к а л и з м ь ' ^ 1 . . '/Кал- 1ко смотрѣ ть па духовное уболіество та- ки.хъ сановниковъ, а, мелі.ту тѣ мт., изъ боязни пресловутаго русскаго „клери- кализма“ оии провалили представитель ство духовенства—Церкви вт. западныхъ земствахъ!.. Страшно за Русь, больно за русскій пародъ!.. Ріо и этотъ страхт, и эту боль стараются заглушить современ ные барабанщики и литаврщики канце- смотрѣ лт, „съі Вт. томъ лсе номерѣ сообщается „Рус- все рѣ шалъ ^скимт. Сл о в о м ъ ч т о съѣ здъ соціали- II лчилъ по русски, па все русскоіі точки зрѣ нія" и „въ русскомъ духѣ ,". ' стовъ, засѣ дающіі! въ Пари леѣ , принялъ Говоря о совмѣ .стности пстоішчесскаго слѣ дующее постановленіе: обра.зоваиія съ г.оспитапіемт.,мы пмъемъ! „Соціалистическія пзр-та.меитскія фоак- вт, виду осмысленное патріотическое или ціи всі.хъ странъ доллччты одновременно паціолыіос воспитаніе, чѵ чкдое пристра-' внести вт, парламенты закоііоироектт,і стш къ своему и оц'ѣ пивающее явленія щбт, от.мѣ ігѣ смертпоіі казни и предири- по ихъ достоинству. Преподаватель дол - 1 пять агитацію въ пользу и})оведенія за- леенъ вести свое дѣ ло „честно и вѣ рно", коиопроекта". —какъ справедливо замѣ чаетъ Грапов-І Л для назиданія тѣ хт,, кто все еще скій. Это валчио и для науки, требующеіі і настолько наивенъ, что вѣ ])итъ вт, иск- нсторпческой справедливости, и для об-1рениость гг. соціалистовт,, та л^е газета щества вт. лицѣ учащихся. Быть рабомъ приводитъ подробности обь открыто.мт, какихъ-либо тенденцій и во имя ихъ | исианскоіі по.тиціеіі большомъ ьаговор'ѣ превііащать исторію и.зъ жрицы право-; на жизнь короля Л.тьфопса, которыіі судія въ нравственно разлагающее начало долженъ бытъ пасть лсертвоіі иокуте- восиптываті, на .лжи мо.:! 0 ,дыя покол-ішія | пія, подготоплениаію кт, осущественію —въ высшей степени иреступио! Особеп-; во время его проѣ зда. ІЮ преподаватель доллчент. быть чуж-| Итакъ, политическіе иротивники п дымт. тенденцій политическихъ, дѣ лаю-і короноваыыя особы обрекаются насмерть щихъ изъ исторіи политическое орудіе, іи въ то-лге время проповѣ дуется отм'ѣ - поддѣ лывающпхт, факты по заказу или; па смертпоіі казни! Какое тяжелое, ііе- въ угоду политическимъ властямъ дап -!иримирпмое наго времени. Только честное и правди-!могласными вое излолѵ еіііе исторіи предупредитъ и|лами. • развитіе въ учапіихся гибельнаго духа і Очевидно, недовѣ рія къ преподавателю, и холч-де-, тельствъ съ противорѣ чіе мелч'ду гро- заявленіями п темными дѣ - что въ „борьбѣ " прави- растущеіі преступностью іііе ихъ за исторической правдой на | революціонеровъ хотятт сторону, гдѣ они легко попадаютт. вт. і конной власти одно изъ сѣ .тп ])азныхт. искусныхъ птицелововъ, вителыіыхъ орудііі въ родѣ „историка" ЛІишко и. т. п.!.. Мы Лчивемт. не при великой „ІІосков пользованіе имъ. По улсе Д.ЛЯ многихъ вырвать у за- самыхт. дѣ йст- оставляя за собоіі понятно дѣ йст- разрухѣ ", а во врехія „Петорбург-;внтельное положеніе вещеіі п глубокое І-Іапін прадѣ ды сплою; разслоненіе западнаго общества сказа- стерли „Москов - 1 лось въ крикахъ соціалистовъ, треоовав- расточивъ наслѣ -1 ших і. головы палача, и „ръ вопляхъ русскую душу и ! „доброд'ѣ тельпыхт," ((іранцузскихт. бур жуа, открыто настаивавшихъ па казни Ліабефа. Совокупность отмѣ ченныхъ явленій указываетъ, что ожесточеніе закрады- достерелсеніемт,.. лярскаго націонализма!.. Благо теперь „посулъ"—всесилепт.!.. Съ историческимъ образовапіехіъ не разрывно связано историческое воспи- ніе, о с о б е н н о п р и и з у ч е н і и н а р о д о м ъ с в о е й н а ц і о н а л ь н о й и с т о р і и . Отдѣ лить здѣ сь воспитаніе отт. образованія такъ; чтобы заняться исключителыто или хо тя бы преимущественно послѣ дшімт,.— значитъ убить въ сердцѣ слушателей Iна наше поко.тѢ нье". національное чувство и тѣ мъ обратить націю въ мертвыіі трупъ. Да, строго говоря, историческое воспитаніе и неот дѣ лимо отъ образованія. Оно какъ бы таится въ образованіи, въ пріемахъ и методахъ сообщенія знанііі. Посему оно и само содѣ йствуетъ образованію, когда помогаетъ учащимся сердцемъ у.гювить^ и понять ту сокровенную силу, которая порождаетъ и осмысливаетъ тѣ , или веРхъ другія явленія въ нсторическоіі Ячизни Россіи. Отношеніе историческаго вос питанія къ образованію молено уподобить дѣ ятельности ума и сердца. Какъ толь ко та истина полна, прочна и плодотво рна, которая увеличивается не только теоретически—ра.зумомъ, но и восприни мается сердцемъ, такъ и историческое об разованіе только то истинно, которое захватило и умъ и сердце человѣ ка т.-е. является одновременно не только обого- щающимъ умз. человѣ ка знаніями, по и воспитающимт. его волю. Тоѵ тько и.зъ исторически образованнаго такимъ пу темъ человѣ ка можетъ выйти настоящій государственный мужъ, настоящій радѣ тель о благѣ своего отчества и народа. Между такимъ государственнымъ д ѣ я телемъ II русскимъ народомъ не будетъ непроходимой бе.здпы расхолщеиія въ по ниманіи вопросовъ: политпческих'ь, об- іцествеііішхъ, бытовыхъ и религіозно- иравственпыхъ. Такой государственный .мужъ будетъ для русскаго народа „сво имъ", и нѣ тъ такихъ ошибокъ, которыхл. бы русскій пародъ, движимыіі любовью, не простилъ ему. Вспомиимь тотъ не- сомнѣ нныіі историческій ^іакгь, что ^ г р о з н а г о ^ ^ царя Іоанна русскій пародъ пеиоддѣ лыю.любилъ, а б л а г о с л о в е н н а г о " Императора Ллексапдра I, вл, лудшемъ случаѣ .—пе поиимальі.. Первый былл. Д.ЛЯ русскаго парода „свомлпі.", и. вл. свое.мь величіи и въ своемъ паленіи, а второіі,—„чу/жшиг" котораго „идейные" порывы и скитанія, переносимые вь са мыя нѣ дра жизни Россіи, пародъ отвер- скоп скаго куража споеіі р у с с к о й души скую разруху", а мы, діе отцовл.,—ііотерявл засоривл. псточникл. ея мощи—ев. Цер ковь Православную,—безсильны спра виться съ „Петербургскимл. ку[)ажомл,“. Оотается одна надежда—на н ате поко лѣ ніе. По оио дастл, намь то, что полу-' вается все сильнѣ е въ сердца борющих- читл. отл. іпко.іы. Пе даромл. еще Ппса- ся стороігь и теперь трудно ждать смяг- ревл. писаль: Возьмите школу вл, свои чеиія пбществеипыхь иравовл.: толпа руки, и ,,таракаил, будегь ионмаігь*'— пріучеиа освободителями кл. крови, къ Кто же возьметл, школу—гг. Шишко, насилію, и огрубѣ ніе сказывается ясно Ки.зеветтеры и т. и., пли историки сл, вь презрѣ ніи освободителей къ человѣ - русским ь духомл. и сл, русскоіі точкоіі ческой жизни, къ свобод ѣ лпчпыхл, убѣ ж- зр ѣ иія—покаясетъ недалекое будущее, деиій, кл. праву бороться за нихл. сло- Сейчасл, мы переживаемъ вре.мя какоіі-то во.м і, и увѣ щаиіем ь. „идейной" заминки, если только не ком- Пе такл. настроениых'ь людеіі ничто промисовл,. Но скоую уи:е мы сможемл. ие можетл. подѣ йствовать, кромѣ , смер- рѣ шительно сказать! „ [Іечально я гляясу ти, и вотъ правительства всѣ .хь странл. Л пока пусть эти выиолшітотл, вѣ щее слово: „какою мѣ рою слова поэта будутъ лишь грознымъ ире- м ѣ ряете, отмѣ рится вамъ" и поднявшіе, мечъ злодѣ и гибнутъ отъ мечеіі пала- П. А з о в с к і й . I ' Іолько цравствеиное оздоровленіе об- _ Iщества, только отказь освободителей ‘отл. насилія моясеть іцишестп кь паде- іпію смертиыхл. казней престуиниковл,- Ли цемѣ рія соціалистовъ настоящее время почти во государствахл. идетъ преступная „борьба" „освободителей" ра.зныхл, на именованій съ иравнтельства.мп, причемъ! орудіемь въ рукахл, гг, революціонеровл, являются политическія убіііства, если они слабы, и казни, если имл. удалось добиться власти. Съ большоіі откровенностью они дѣ .й. ствують вл, малокультурпыхл, страпахл. Востока, какь показываетл, происходя щая нынѣ уіасправа младотууюкл, сл, ихл, политически,ми противниками. Еще безцеремоннѣ е постуиаютл, пер сидскіе „конституціоналисты": мулла Сеидл.-Абдулла позво.лилъ себѣ , высту пать сл, изобличеніями пеулсидскихл, пущгрессистовъ и своеіі „черносотенной дѣ ятельностью- обуіатилъ па себя вни маніе даже собственныхъ корресиоііден- товь „Русскаго Слова", которое сооб щаетъ бе.зл. всякаго возмущенія: „про грессивныя организаціи иуіедупуіеясдали мулл}' нѣ сколько уіазл, бросить (?) чер носотенную дѣ .ятельиость, по всѣ ире- дупреясденія были напрасны. Тогда 2-го іюля н о ч ь ю кл. Сеиду-Абдуллѣ явились четыре человѣ ка и ;$астрѣ лилп муллу изл, „маузеуювь". Такое исгинно „прогрессивное" д ѣ я ніе, конечно, вы.зва.!іо волненіе, тѣ мь бо лѣ е, что, къ сожалѣ нію „Русскаго Сло ва",„у убитаго оказалась масса привер- женцевл,"... „Толпа заставила закрыть базау/ь. По всему городу (Тегерану) хо- дять сильные патрули. Во избѣ жаніе столкновеній сл. полиціеіі трупъ убитаго вуіеменио похоуюннли во дворѣ его до ма". О преслѣ дованіи злодѣ евъ, о карѣ чеѵ ловѣ .ческій об- по своему пуюиз- драгоцѣ пное до- звѣ .реи, потерявшихл. ликъ II отпимающпхл, волу у ближнпхь ихл. стояніе—жизнь. I Когда общество чувствуетъ, что жизнь каждаго изл. его членовл, не обезпечена отл. посягательстт, престуиниковл,, тог да лицемѣ упіыя постановленія съѣ здовл, обречены иа провала, и выступленія со- ціалистовл. приведутл. лишь къ ряду парламентскиXI, с.кяилаловъ. „X. В." Жизнь въ деревнѣ . (Продолженіе). Посреди деревни стоя.ли два сруба— колодца, около которыхл. вл, .лулшцѣ купались тупоносыя утки, да бѣ лосѣ рые гуси. Кл. колодцу подошла баба съ бадь ею, почерпнула поды, налила вл. корыто, напоила свою бууіенку и пошла домой. Вамл, бросается вл. гла.за чудесная и пріятная картина:—сл. одного конца по селка .молодоіі подпасокъ гиалл, стадо овецл. и коровл.; его старыіі пастухл. медленно подвигался сл, длипнымл. кну- томл., а заиимл. бѣ жали ребятишки и мо лодыя дѣ .пушкн, которые тоже вл. свою очередь вслѣ дъ за ііастухомь подгоня- ютл. овецл, II свиней, дабы проводить его до поля, а тамл, улсе скотинѣ полное раздольѣ ... За скотиною пыль поднялась столбо.мъ и долго стояла вл. застывшемл. воздухѣ .. Прогнали скотину—началась дѣ ятель ность въ де^іевнѣ —муяшки ѣ дутъ сл. со хами въ поле пахать, мальчиіш только
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz