Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)
№ 1 Г О Л О С Ъ П О Р Я Д К А . печаталось, что въ Ельцѣ существу етъ слпшком'ь сто правильно <|'уик- ціоііируіощпхъ обществъ. Этіі об щества формально утверяѵ дены, им ѣ ютъ свой уставъ и никакое реак ціонное правительство нс помѣ шаетъ нмъ согласно уставу существовать II развиваться. Вотъ задача мѣ ст ной прессы н состоіггі) въ томъ, чтобы будить къ дѣ ятельности зтп общества, способствовать нхъ разви тію II сообщать большой публикѣ правдивыя, точныя п безпристра стныя св ѣ д ѣ нія объ нхъ дѣ ятель- стп. Конечно, страницы нашей га зеты всегда откі»ыты для освѣ щенія дѣ ятельности общества самими же членами этнхь обществі>. безъ раз личія ихъ политическихъ убѣ яще- ній, но къ атому мы еще верне.мся. Поученіе на Новый Годъ- (о томъ, гдѣ намъ искать счастья въ Новомъ Году. Благочестіе на нсе по лезно, имѣ я обѣ тонаніе жизни настоящеіі и бу дущей (1 Тнм. 4, 8 ). Съ Новымъ Годомъ поздравляю васт>, православные! Благодареніе Богу за то, что Онъ, ми- ѵ чосердный еще продолжилъ нашу яснзнь н чрез'ь то даровалъ намі> время, чтобы приготовиться к'ь неизбѣ жной для всѣ хъ насъ смерти и къ будущей загробной таинственной жизни. ВЬдь имѣ йте въ виду, что какое направленіе мы дадимъ своей безсмертной душѣ здѣ сь, то про должится па вѣ чность II за гробомъ. Помните также, что съ Новымъ Годомъ мы еще приблизились къ этоіі страішіой будущности. Къ сожалѣ нію, обычно мы почти и не думае.мъ объ ожидающеіі насъ смерти, а жнвемт> такъ, какъ будто здѣ шняя жизнь никогда не прекратится нхъ, вмѣ стѣ съ смертію тѣ ла уничтожится и наша безсмертная, невидимая, какъ мысль,--душа. Вотъ теперь съ началомъ Новаго Года мы обыкновенно желаемъ своимъ род нымъ и знакомымъ, ждемъ и сами „но ваго счастья^ И, конечно, всѣ наши мысли о счастьѣ и благополучіи не про стираются дальше здѣ шней жизни. Разумѣ ется наше пожеланіе времен ныхъ благъ—здоровья, матеріальной обезпеченности и добраго содѣ ііствія намъ со стороны окружающихъ насъ людеіі—само но себѣ вполнѣ естествен но и законно. Стремленіе къ достиженію благополучія на землѣ нигдѣ не запре щается намъ и словомъ Божіимъ. На противъ оно даже обѣ щаетъ намъ его за соблюденіе заповѣ деіі Божіихъ. Но священное писаніе требуетъ, чтобы со стоятельные люди смотрѣ ли на свое иму щество, кактэ на дар’ь Божій который данъ памт. на время, съ тѣ .мъ, чтобы мы пользовались нмъ для проявленія жн- воіі дѣ ятельной любви кт. Богу н къ ближнему, а также и для своего умствен наго и нравственнаго совершенствованія на пользу окружающаго насъ общества. Къ прискорбію, въ настоящее время весьма многіе видятъ въ пріобрѣ теніи земныхъ благь главную цѣ ль жизни, считаютъ ихъ за великую силу, которая молсетъ доставить всевозможныя жиз ненныя удобства, полное довольство и наслажденія. Мало того, наши предки— 1 христіане твердо вѣ рили въ непрелож ность словъ Спасителя: „безъ Меня не молсете дѣ лать ніічего“ (Іоан. 15, 5) и сами учили нас'ь, что „безъ Бога ни до ііорога“. А теперь приходится слышать кощунственныя увѣ ренія, что кансдын и и безъ Бога молгетъ выковать долюсвою. Великіе угодники Божіи, „которыхъ весь міръ не былъ достоинъ; считали себя только „странниками и пришель цами на землѣ “, а отечество свое видѣ ли на небѣ сахъ (Евр. 11, 38, 13—15). Теперь же па пашей „святой Русп“ все болѣ е II болѣ е распространяется прине сенное съ Запада Европы такъ называе мое соціалистическое ученіе, которое про повѣ дуетъ, будто на землѣ только и мо- жеть быть настоящій рай, а загробной жизни не будетъ. -) Въ этомъ раю обѣ щаются разныя чувственныя наслажде нія и лишь двухчасовая работа вь сут ки. •') Д.ЛЯ достиженія такого животнаго счастія новые учители требуютъ отъ сво ихъ послѣ дователей, чтобы опп прежде всего отреіѵ лись отъ своей религіозной вѣ ры, особенно оп. христіанства, такъ какъ, по ихъ словамъ „соціализмъ и христіанство враждебны другъ другу, какъ вода и огонь“ *). Соціалисты от вергаютъ чистую, самоотверженную хри стіанскую любовь ко всѣ м'ь блилснпмт. и увѣ ряюгь легкомысленныхъ людей, буд то евангеліе извращено иль затемнено попами. Въ противоположность христіан ству они возвѣ щаютъ такія новыя пра вила для жизни: „утѣ шеніе надо искать въ сопротивленіи. АІилостивые только умпожають зло на .землѣ . Па каждый ударъ отвѣ чайте ударами. Лишь вь борьбѣ , а не въ христіанскихъ добродѣ теляхъ нуждающіеся II обремененные об рѣ тутъ іціаво свое и т. д.~ — Вы уже знаете, конечно, какими ужасными послѣ дствіями сопровожда лось это безбожное соціалистическое уче ніе у насъ въ Россіи, какіе были дикіе бунты II возстанія; сколько безсмыслен но было сожжено домовъ и имуществъ чаютъ большіе оклады изъ ихъ кассы. Неслышно II у наст., чтобы кто-пибудь п.з'ь руководителей—соціалистовъ отка зался отъ своего жалованья въ пользу народа пли отдѣ лали бы пожертвованіе изъ доходовъ.—Возможна свобода (а не г])убый произволъ, съ чѣ мъ теперь ча сто смѣ шпвают'ь свободу) опять только въ хрпстіапствѣ . Они указываютъ ее въ освобожденіи отъ нашихъ г^іѣ ховпыхъ страстей, которыя удаляютъ пасъ отъ Бога и превращаюп. въ своихъ рабовт. въ скотоподобныя существа (Гал. 5, 13, Быт. О, 5). Но об))атимся отъ этого .злого ученія, полнаго себялюбія, вражды и скотской распущенности къ вѣ чному ученію о счастьи къ ))Огоотк{ювенному ученію. Воспроизведемт. для этого въ памяти то еванге-тьское чтеніе, начало котораго предлагается па новогоднемъ молебнѣ . (Лук. 4, 16-30). Во время своихъ благовѣ стническихт. ііутепіествій по Іудеи Господь Іисусъ у помѣ щпков'ь и крестьянт.. Вмѣ стѣ съ і Христосъ, какч. повѣ ствуетъ евангеліе, оТ»*Г4ТЛТ}о ’ІТ< \ТТ1.*ТГ ТТ ООГ>ГіТІ1 ГТ . * V . у» тѣ мъ закрывались фабрики и заводы,. прибылъ въ Назарет'ь гдѣ онъ былт. Ф ЕЛ ЬЕТО Н Ъ газеты ,,Голосъ Порядка". С Т А Р Ы Е Г О Д Ы . *) „Пѣ сни революціп“, „Пѣ сни свобо ды пзд. 1905 г. ■^) Рабочій вопросъ и соціалп.змъ Герц- бергь. ■'*) Бебель. Нашиц ѣ ли“. бастовали почты, телеграфы, желѣ зныя дороги, въ разныхт. мѣ стахъ производи лись отвратительныя хищенія, грабежи и убійства; выставлялись на позоръ всѣ лучшія святыя вѣ рованія и чувства па рода, осмѣ ивалась п])авослаішая вѣ ра съ ея таинствами, обрядами и пастырями. — П въ такпхь гнусныхъ средствахъ въ безсмысленномъ })азрушрніп и въ цѣ лыхъ ііотокахт. крови новые искатели счастія указываютъ единственную воз можность облагодѣ тельствовать все чело вѣ чество: достигнуть всеобщаго равен ства, братства и полной свободы. Не хо- тятт. они видѣ ть хоть того, что весь міръ представляетъ обою постоянное иеііа- венство, что умныі'і не можетъ быть {>а- воспитапъ. Вт. субботней день Онъ во- шелт. въ спиагоі’у (т. е. въ молитвенный домъ) и тамъ возвѣ стилъ своимъ согра жданамъ, что на Немъ псиолнилось древнее пророчество Псаіп о Христѣ . Опъ явился въ міръ, чтобы даровать людямъ величайшія духовныя блага: из бавить вѣ руияцихт. въ Него пзт.-подъ в.тастп грѣ ха и діавола, указать тѣ мъ, кто сокрушается о своемъ грѣ ховномъ удаленіи отт, Бога, истинный путт> кь Нему. Искреннее, постоянное стремленіе людс-іі къ Царствію Божію и къ благо честію безт. сомнѣ нія содѣ йствовало бы II пріобрѣ тенію ими благополучія, радо сти и духовного мира п здѣ сь на земли (Матѳ . 6 , 30—34; Тпм. 4, 8 и др.).—Но венъ глупому, молодой ста)юму, больной , слушателямъ Господа хотѣ .пось, чтобы здоровому. Никогда, очевидно, не воз- мояѵ но II братство меяѵ ду людьми, если имп отвеіігпута вѣ ра въ Бога и въ за гробную жизпь. Равенство и братство возмояѵ ны лишь такія, о которыхъ гово рить евангеліе, т.-е. предъ Богомъ и среди истинныхъ хрпстіаіп,. Стоитъ при смотрѣ ться къ теперешней жи.знп соціа листовъ, II мы увидѣ ли тамъ ііо.тпое от сутствіе всѣ хъ высокихъ понятій о ра венствѣ , братствѣ II свободѣ , запмство- ваныхъ ими и.зъ христіанства. За гра ницей вожаки соціалпз.ма и чеиерь уже сильно притѣ сняютъ рабочихъ и полу- ') Соціализмт. II х)шстіанство. Бебель. '^') Кар.мелюкъ. „Новая нагорная про повѣ дь" Проведеніе желѣ зной дороги Грязи Орелъ, открытой для товарнаго движе нія черезъ Елецъ въ 1869 году, внеото крупный переломъ во всѣ условія мѣ ст ной, въ особенности мѣ стной торговой жизни, которая тогда не имѣ ла ничего общаго съ тою обстановкою, при которой памъ приходится жить и ])аботать въ настоящее время, іціемя жестокой эко номической борьбы,^ II какъ результаты подобной борьбы, при измельчаніи тор говыхъ II промышленныхъ заработковъ. Не было банковъ, роль которыхъ иг рали въ уѣ здныхъ городахъ 3—4 купе ческихъ дома, покупавшихъ впередъ съ выдачею задатковъ и продававшихъ сами товары въ кредитъ. У насъ въ Рітьцѣ долгое время подобную банковую роль игралъ куиеческііі домъ .Лавровыхъ. У .Лавровыхъ были почти всѣ виды оптовыхъ фундаментальныхъ товаровъ. Онъ продавалъ: чаіі, сахаръ, индиго, которое въ большо.мъ числѣ расходилось тогда по уѣ здамъ для окраски самоткан наго крестьянскаго по.чотна, желѣ зо, соль, деревянное масло и десятокт, дру гихъ издалека гужемт, привозимыхъ то варовъ. -Это Д.ТЯ продажи товары, а по купались соль, кожа, воскъ, ленъ, а иногда II хлѣ б'ь. Вся городская торговая мелкота была обязана кредитомъ Лавровымъ. Въ мел комъ торговомъ быту собственные рубли и тогда были ііѣ дкимъ гостемъ, а по тому II покупали товаръ въ 6 н 12 мѣ сяцевъ для полученія оборотнаго ка питала для своего торговаго дѣ ла. Покупали .лавочники, содержатели постоялыхъ дворовъ города н уѣ зда. но не только своего, но и сосѣ днихъ, почти тоже и по части покупки това ровъ. Теперь совершено у пасл> упавшее скотопромышленное дѣ ло тогда держа лось II существовало въ круппых'ь раз мѣ рахъ: однихъ овецъ па скотобойняхъ въ осеннее время убивалось свыше ста тысячъ головті. Хлѣ бъ въ зернѣ не вы держивалъ гужевой перевозки, а могт> пттн лишь въ переработапномь видѣ , да II то лишь отл. пасл, исіотючптельно кт> внутреппимт, сѣ вернымл» и сѣ веро- западнымъ рынкамъ, поэтому при деше- ыізиѣ зерна и выко{імка скота шла вт^ широкихъ размѣ рахъ: особенно много тогда откармливали свііпеіі. Евреевъ не было, а свиней много было пт. то доброе старое время. Вздумаетъ прасолт, приступить къ от корму, нужно отправляться па Бнтіогь за покупкой свиней, за которыхъ въ худомъ видѣ платили тогда по три, четыре рубля за штуку, да и то выби рали покрупнѣ й постарѣ е, а молодыхъ браковали. Отправляется къ Лаврову п продаетъ свиное топленое сало, сдать чере.зъ 5, черезъ 6 мѣ сяцевъ и полу- ч,аетт, задатокъ, а задатокъ служить фондомъ и па покупку свиней и па за готовку корма. Нужно замѣ тить, что и свиное II говяжье и барапі.е сало, мы тогда въ топленомъ видѣ че])езъ Петер бургъ II Ригу отправляли заграницу, да II дома освѣ щались сальной свѣ чей. На все хватало своего сала, а теперь мы его прпвозпмт. изъ заграницы, хотя и свѣ чи давно уже замѣ нены кероси номъ.' Говорятъ жить чисто стали, мыла употребляютъ много и на мыло молъ много сала сталоитти, но іі тутт. непрвадо. Евреи начали ворііть мыло п совсѣ мт. безъ сала: сода, канифоль, пефтяные отбросы, вотъ тебѣ и туалетное и ипое мыло. Мойся на здоровье, вспоминай Онъ для доказательства Своего достоин ства, какъ Христа, сотворилъ предь ни ми такія Яѵ С чудеса, какія совершалт, въ Капеішаумѣ и другихъ городахъ земли Іудеііской. Жители Назарета, какъ и громадное болынпнство тагдашппхъ іу деевъ, желали п надѣ ялись, что Хри- стост, будетъ пе духовнымъ Царемт., ка кимъ объявлялл. Себя Господь Іисусл,, а земпым'ь сланпымл. Царемл.. Они ду мали, что Христосл, должент. покорить под ь ихл, власть псѣ хл. язычниковъ вос кресить даже умершихъ іудеевъ и дать имъ великія земныя блага, папр.: ч}'д- ііыя яства II питія, источники поды іі деревья, обладающія чудодѣ йственною сплою для врачеванія всевозможпыхл. болѣ зпеіі II иедостатковт., безчисленное колі пей ВЗГ,' да Нег ПОТ( буд; бол' СОВ( Земі обѣ Х0 В 1 ГО.ЛІ С.ЛОІ СОМ нуи мен же.л стрс пол Гос вь ютл, бы ІШ Ч емл, и X веп дѣ іі Т IIск лов IXл, •'РУ :4а !ка: чил и г ВИЛ и т НІЯ гоII хри зав. как лис 'іуд ОIIII Цаі все Цаі дун кл. рти ЖІН ми, га I Іѵ 'Ь Его 5л II цав пдт родителеіі и удивляйся, отчего послѣ мытья отъ рукъ начіінаетл. ісеросііномь пахнуть. Мукомолу понадобились деньги па осеннюю заготовку пшеницы. Ндеть кл, Лаврову II беретъ нужную сумму, но тутл. уже за опредѣ ленный процентъ, 110 купечески, по коііейкй вл. мѣ сяцл.. Буквально весь городл, зналл. старый Мпхаилл. УІихаііловичл. Лавровл,-. Но.ло- жемл>, меньше бы.:гь городл,, но то])гов- цевл. было не меньше и кредитоспособ ность каждаго пзл, Лащювь зпалл. хо- {юшо. Зпалл, кто какл. торгуегь, кто какл, живетъ и у кого какая семья. Какл, II вс'Ь подобнаго ]юда прежніе щіупные торговые фіцімы, Лавровл, всегда быль готовл. вл, минуту нужды поддержать соразмѣ .рнымл, кредитомл, работоспособную торговую семью, но за то человѢ .къ манкирующій дѣ ломь, п.лп бѣ лоручка, не могл. здѣ сь ііасчтітывать пи па какую поддержку. Большою смет кою обладали подобнаго рода старики- самородки. При природпомл. у.мѣ и крѣ .п- комл, здоровыі, тутл, сказывались п года неустанпоіі торговой работы, путемл, которой состояніе сл, сотни рублеіі до ходило до двухъ .милліоповл,. Какл, теперь, такл, и тогда, бывали богатые люди бе.зъ денегл,. Про ппхл, тогда говорили: па брюхѣ шелкл,, а вл, брюхѣ , щелкл, Прнтелл, однил, пзл, такнхл, богачей къ Лаврову. Бзоіідя въ контору, по обычаю помоли.чся въ уголь на Св. иконы. тысячу. — Михаилъ Михалычъ не.льзя ли двѣ ? — Свободиыхл, только одна: хочешь бери. — Хорошо, благодарю. — Нванл,! Крикпулл, М. М. контор- торщику. Напиши одну па четыре. — Готово, подпишись, а самл, на за емщика пристально прпсмотр'Ьлся. От- ііе])л, ЯЩІ 1 К 1 , стола и вынулъ пачку мелкихл, билетовь. Кліептл, подмахпулл, вексель и песчіі- тая ПОЛОЖІ 1 ЛЛ, почку депегь вл, боковоіі ка))маігь сю[)тука. .^Іаврова передернуло. — Дай іса деньги сюда, я, калѵ ется, тебя обсчиталл., далл. не ту пачку. Должникъ выііулл, изъ кармана іі передалл, .Лаврову. Лав{ювл, запе))л. пачку обратно вл, ящикъ и возвращаетл, і.ѵ ііепту вексель. •— 'Іт'о это значитъ Мпхаилл, Миха- чал І'ОВ сол рук ров лычл,.-' — Здравствуйте Мпхаилл, Михалычь! — Здорово братл., что скажешь? — !Могу я у васъ три тысячи па три мѣ сяца одолжить? — А бу.магу сл, собою прпнесл,? — Принесъ. — Запасливый человѣ .кл,, по бумага врядл, ли годится, деньги, ни откуда не подошли, II я могу ссудить только — А это зпачіітл, то: кто безъ счета беретл,, тотл, платить не предполагаегь. Получилъ вексель, иди сл, ііогомл,, денегл, для тебя пѣ ть. Не больше какъ черезл. мѣ сяцъ по- томь обанкротился этотл, господинл,. Нельзя безл, того, и у Лаврова но крсдитамл, иногда пропадали деньги, но оігь пи сл, кѣ ,мл, пе судился. Суровое было то время. За долги, Да II за всякіе пустяки, богатый бѣ ,дняка могл. свободно отправить въ тюрьму, но Лавровл, никогда пе сажалъ вл, тюрьму И обѣ дпявіііпхл, торговцевъ певыгонялл, пзл, домипіекл,. Зпалл, когда взять нечего, и разсчи тывался съ должникомъ другнмл, спосо- бомь, которыіі теперь не прішѣ .ияютл, уже еврейскіе банки. іМаленькіімь мальчикомл, остался я отъ отца главою большой семыі, исклю чительно состоявшеіі изл, женскаго пола. Кормиться было можно, былл, плохеш,- кій постоялый дворъ, II при немъ я на- С акі » Д В ) ) ! ^ С Лаі КІИ амі IIа I сто чи> теп эта иш: Но лѣ : ііог Нр ра- II К( СЧІ у Нг ГОІ Д і г (ЧК’ Би до( сті іщ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz