Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)
№ 29 Г О Л О С Ъ ГІ О Р Я Д К Л. какъ бронированныя, имѣ ющія башни и тяжелую артиллерію, будутъ удовлетво рять своему назначенію. Мы говоримъ— будутъ, потому что онѣ еще достраи ваются. Н . М. По рту галовъ. {Продолженіе слѣ дуетъ). Нашъ уважаемый сотрудникъ, извѣ стный писатель по морскимъ вопросамъ, Н. М. Португаловъ, представилъ г. пред сѣ дателю совѣ та министровъ экземпѵ тяръ своей книги „Послѣ Пусими'^. 10 октября 1909 года Н. М. Португа- ловъ удостоился получить отъ г. предсѣ - теля совѣ та министровъ И. А. Столыпина слѣ дующій отвѣ ть. Милостивый Государь, Николай Михайловичъ. Принося Вамъ выраженіе моей искрен ней благодарности за присланную мнѣ интересную книгу „Послѣ Пусимы'*, про- піу принять увѣ ^реніе въ совершенномъ моемъ уваженіи и преданности. П. Столыпинъ. Изъ газетъ и журналовъ по вопро самъ церковно-оіііцоственной жизни. Въ 2 Л» Церковнаго Вѣ стника приве*- дено мнѣ ніе извѣ стиаію Розанова о при чинахъ многочисленности'случаевъ от паденія огі> правосла'вія вь настпянтее религіозное смутное время. Хотя въ Церковномъ Вѣ стникѣ ;іомѣ щено сокра щеніе его статьи, напечатанной въ Но вомъ Времени. но ходъ сужденій Роза нова, часто встрѣ чающійся у него—пу темъ сопоставленія несущественныхъ признаковъ предметовъ дѣ лать заклю ченія общаго характера^довольно ясно виденъ и здѣ сь. Хотя, по мнѣ нію Розанова, правосла віе представляеть собой религію наибо лѣ е удобную для проявленія ’религіоз ной Д'Ьятельности человѣ ка, но оно на самомъ дѣ лѣ бездѣ ятельно; у всѣ хъ-же людей, особенно безхарактерныхъ, замѣ чается стремленіе обновленія, что дости гается всего лучше новой обстановкой. ОтсюдД' то заключеніе, что причина от паденій ‘ отъ православія—то людское свойство, по которому люди, особенно безхарактерные, надііются въ новой об становкѣ обновиться и почерпнуть но выя силы. Сужденіе, по мнѣ нію почита телей Розанова, навѣ рное, оригинальное, тонкое, глубокое, для публики-же, не увлекающейся Розановымъ, едва-ли справедливое. Чтобы по достоинству оцѣ нить это мнѣ ніе Розанова, всего луч ше обратиться къ гіі.чъ статьямъ газетъ и журналовъ этого года, которыя имѣ ютъ отношеніе къ упомянутому вопросу. Въ Московскомъ православномъ брат ствѣ читалъ свой доіыіадъ ректоръ Ли шаются, колодцы засыпаются, скОтъ за гоняется, а нерѣ дко п прямо губнтся“. (Церк. Вѣ д. № 5-й 1910 г.) ■ Это на одной окраинѣ . А вотч. н па другой. Но изданіи Высочайшаго манифеста 17-го октября мусульмане стали массами подавать коллективныя прошенія попред метамъ своей вѣ ры. Обиліе прошеній побудило комиссію по дѣ ламъ этой в ѣ ры сличить эти прошенія, причемъ ока залось: 1 , множество прошеній было на печатано при помощи реминшона,- о ка ковомъ селенія и аулы мусульманъ -не имѣ ютъ ни малѣ йшаго представленія; 2 , Всѣ прошенія составлены не тОѵ Чько по- однимъ и тѣ мъ-же образцамъ, но дйже съ одними п гѣ мн-же гра.мматическиміі ошибками; 3, значительная часть про шеній не была подкрѣ плена пи обще ственными приговорами, пн актами об ществъ, очевидно, даже без'ь вѣ дома ихъ, такъ какт> Отъ тѣ хъ-же обществъ поступали иногда прошенія противопо ложнаго характера. . ' Значеніе этихъ прошеній будетъ по нятно, если обратить вниманіе и на- со держаніе нѣ которыхъ изъ нихъ. Въ од нихъ изъ прошеній излагаются ходатай ства объ отмѣ нѣ цензуры для изданій на восточныхъ языкахъ, хотя у насъ въ Россіи, дѣ то это и так'ыіоставленоочень слабо въ виду отсутствія лидъ, .знаю щихъ восточные языки; въ другихъ тре буютъ воспретить христіанскимъ ; миссі онерамъ ихъ просвѣ тительную дѣ ятель ность среди мусульманъ, хотя православ ное миссіонерство въ настоящее время Т о гд а и т еперь. Четыре года тому назадъ, 2-го марта 1906 года, въ трапезной Елецкаго Троиц каго мужского Монастыря, происходило пер вое Пастырское Собраніе духовенство съ мірянами подъ предсѣ дательствомъ преосвя щеннаго Серафима, Епископа Орловскаго. Кто не помнитъ этого собранія, бывшаго тогда такою новинкою для Ельца? Сколь ко интереса, сколько добраго оживленія, внесла въ Елецкую жизнь эта первая бе сѣ да Архипастыря съ его паствою лицемъ къ лицу!.. Давно ли это было? Давно ли у насъ въ Ельцѣ раздавался вдохновенный призывъ преосвященнаго Серафима и къ пастырямъ, и къ пасомымъ о возрожденіи, объ оживленіи и устроеніи нашей церковной жизни? Давно ли прои сходили у насъ эти оживленныя собранія духовенства и мірянъ, то подъ опытнымъ и вдохновеннымъ руководствомъ самого Архи пастыря, Преосвященнаго Серафима, то и въ отсутствіе его, но по его призыву, по его указаніямъ, подъ вліяніемъ его посла ній къ Орловской паствѣ ? Гдѣ наши пастыр скія собранія съ мірянами? Гдѣ приходскія собранія? Гдѣ засѣ данія Церковно-приход скихъ совѣ товъ?... Все это было и быль емъ поросло!... До насъ, мірянъ, иногда доходятъ слухи о томъ, что наши пастыри еще время отъ времени собираются и о чемъ-то толкуютъ, но зачѣ мъ они сбираются и о чемъ толку ютъ невѣ домоникому. Былъ унасъ такъ назы ваемый „Просвѣ тительный Совѣ тъ^,состояв шій изъ духовенства и мірянъ, избранныхъ въ идеалу, данному намъ въ книгѣ „Дѣ яній Апостольскихъ**, когда у всѣ хъ вѣ рующихъ была одна душа, одно сердце. Будемъ жить и надѣ яться. Мірянинъ. и.мѣ етъ В 7 > протпиоположность магрме- . составъ совѣ та на пастырскомъ городскомъ тайскому только оборонительный зіарак- теръ: магометанинъ въ крещепной де ревнѣ можетъ свободно проповѣ дывать магометанство, христіанскіе-же миссіоне ры въ мѣ стности съ магометанскимъ на селеніемъ не рѣ шаются и показываться изъ-за опасности быть убитыми; вч. треть ихъ прошеніяхъ ходатайствуюгь О вос прещеніи принудительнаго посѣ щенія собраніи съ мірянами, но и про этотъ со- Ведровск ая прак тическ ая школа садо водства, огородничества и пчеловод ства . (Окончаніе). Слабая урожайность въ старыхъ пло довыхъ садахъ происходитъ еще и отъ того, что они раздіиіены въ разныхъ направленіяхт, аллеями, обсаженными по сторонамъ высокоростущими лѣ сны ми деревьями. Тякія аллеи, несомнѣ нно, доставляютъ много удовольствія гуляю- I щнм'ь въ жаркіе лѣ тніе дни, но они чрезвычайно вредно отзываются на пло доношеніи всего сада. Дѣ ло ш. томъ, что плодовый садъ благодаря аллеямъ съ высокими обсадками разбитъ на нѣ сколько дѣ злянок'ь (куртинъ) и каждая дѣ лянка представляетъ какъ бы отд'Ьль- ный садъи въ случаѣ односортныхъ насаж деній въ ней о правильномъ перекре стномъ опыленіи не можетъ быть и р ѣ чи, хотя и при смѣ шанныхъ насаясдені- яхъ на такихъ замкнутыхъ участкахъ большею частью происходитт, самоопы леніе, тогда какъ намъ извѣ стно, что для усиленія плодоношенія желательно чтобы оплодотворяющая пыль принадле жала другому дереву того же вида, если не принимать въ разсчетч, такихъ плодовыхъ деревьевъ, которыя не нуж даются в'ь перекрестномъ опыленіи. Въ вѣ тъ нѣ тъ ни слуха, ни духа.. А с к о л ь к о с а д а х ъ полные урожаи рѣ дко надеждъ возлагалось на него!... Нрсдсѣ да-, ^ тіаще всего нѣ сколько дѣ - телемъ этого совѣ та состоитъ законоучи-, лдцокъ остаются ежегодно безъ плодовъ. тель мужской гимназіи, протоіерей о. Вла диміръ Соловьевъ. Почему совѣ тъ не созы вается? Неизвѣ стно. Вотъ уже наступилъ Великій Постъ. Время самое удобное для устройства религіозно нравственныхъ чтеніи дѣ тьми мусульманъ русской ш^олы, хо - 1 чтенія такъ нужны, ихъ такъ жаж тя п всѣ мъ извѣ стно, что въ Россіи не принуждаютъ посѣ щать школы не толь ко дѣ тей магометанъ, по и русскихъ. (Изъ ст. „Объ отпаденіи вт. магометан ство кретцеи. инородцевъ**, Бапшй. Прав. Соб, № 2-й—1910 г.). ' . Г'- і!ѵ Изъ этихъ прошеній ясно видно, что во 1 -хъ, причина отпаденій въ магоме танство—не внутреннее ' распо.тоженіе къ магометанству отпадающихъ, вр, 2 -хъ, что мусульманское миссіонерство „наси- ліем ь вытѣ сняетъ православіе изъ среды инородцевъ съ тѣ мъ, чтобы затѣ мъ, на основаніи закона, поставить инородче ское населеніе въ необходимость испо- вѣ дывадь магометанство. Сущность веденія магометанской про паганды одна и таже, что и въ католи чествѣ —насиліе. Такъ обстоитъ дѣ ло отпаденія отъ детъ наше свѣ тское общество... И что от вѣ титъ Просвѣ тительный Совѣ тъ нѣ когда тому, кто скажетъ. „Я жаждалъ и вы не дали мнѣ пить**... „Почему вы не дали мнѣ Кромѣ того есть много лѣ сныхъ породъ. употребляемыхъ для обсадки аллей, та кихъ, которыя сильно истощаютъ почву и служатъ притопомъ для разнаго рода паразитовъ, какъ грибныхъ, такъ и на сѣ комыхъ, борьба съ которыми необхо дима, но вслѣ дствіе такихъ насажденій чрезвычаііно трудна. Аллеи, обсаженныя высокими деревьями слишкомъ затѣ ня ютъ плодовыя деревья и препятствуютъ пить?".. Говорятъ за послѣ днее время въ росту ихъ и развитію , на Ельцѣ было нѣ сколько собраній нашихъ цихъ плодовъ. Ошибочное мнѣ ніе, что законоучителей. Тамъ много говорилось о высокія лѣ сныя деревья, расположенныя правильной постановкѣ преподаванія Зако- до среди сада полезны въ томъ отно- на Ьожія въ нашихъ школахъ. !шечіи, что защищаютъ его отъ вѣ тровъ Это вопросъ чрезвычайной важности- ц другихъ атмосферическихъ вліяній. Вопросъ больной, тревожный для мірянъ родителей... И что' же? И объ этихъ собра- Польза приносимая ими слишкомъ ма,- ла въ сравненіи съ тѣ мъ вредомъ, ко- правосѵ чавія па пашихь окраинахъ, что- въ этомъ отношеніи дѣ лается въ самой 1 Р^нія законоучителей не благословилъ пре- товской духовцон семинаріи Архпм. Іо -. Руси, это видно изъ. ст. „Дѣ тскій кресто- освященный Митрофанъ, Епископъ Елецкій апнъ (Церк. Вѣ д. 1910 г. Ла 5), и воть^р^д походъ**, помЬиіенпой въ 9 „Го-і^® хочется этому вѣ рить... и трудно наити НІЯХЪ никому и ничего мірянамъ неизвѣ ст -1 торый они приносятъ находясь не на но. Говорятъ, одинъ изъ законоучителей!своемъ мѣ сгѣ . Въ защитѣ отъ вѣ тровъ возбуждалъ вопросъ о желательности при-' садт> дѣ йствительно нуждается, но для глашенія въ эти собранія хотя бы нѣ кото -1 этого должна быть устроена хорошая рыхъ родителей мірянъ, хотя бы свѣ тскихъ опушка, причемъ п д.Ля опушекъ не всѣ преподавателей и преподавательницъ... Но и ,лѣ сныя деревья пригодны. Для обсажи- это признано нежелательнымъ. Говорятъ, | ван. аллей и дорожект. въ саду есть мно- что приглашеніе мірянъ—родителей въ соб- го подходящихъ и вполнѣ полезныхъ низкорослыхъ деревьевъ, кустарниковъ и другихъ ростенін. Въ виду этого при что встрѣ чается въ этомъ докладѣ . „Пріемы, допускаемые польскими ксендзами въ борьбѣ за овецъ право славнаго стада, совершенно недопустимы съ точки зрѣ нія православнаго пастыря, и онъ, не смѣ я бороться оружіемъ вра га, нравственно вынужденъ оставаться безпомощнымъ свидѣ телемъ расхищенія своего стада**. Далѣ >е излагаются самые пріемы. Главное вниманіе обращено на семьи, гдѣ мужъ и жена разныхъ рели гій. Там'і>, гдѣ мужъ католикъ, ксендзъ учить его бить и истязать жену до тѣ хъ поръ, пока онъ не выколотить изъ лея послѣ днихъ крупицъ приверженности къ вѣ рѣ отцовъ... Жену католичку онъ подучаегь уйти отъ православнаго му жа и, оставпвт> мужа безъ помощницы и хозяйки въ хатѣ , разорить его до тла. ибо хозяину безъ бабы обойтись невоз можно. Православнаго священника, при зываемаго для напутствія умирающаго православнаго члена семьи, ксендзъ ,ра- прещаеть пускать на порогъ избы, и больного, для исповѣ ди и причастія вы- посятті сплошь и рядомъ на морозъ**.— „Намѣ ченнаго (для совращенія изъ пра вославія въ католичество) субъекта по- ятчі недѣ лями, въ совершенномъ чаду и угарѣ заставлягогі^ подписать прошеніе о переходѣ изъ православія въ католи чество на имя губернатора и, отшибивъ сипухой остатки ума и совѣ сти, присо единяютъ къ лону католической церкви “. Кромѣ ксендзовъ въ дѣ лѣ обращенія православныхъ въ католичество прини маютъ участіе и паны. „У православ ныхъ работы отнимаются, поля опусто- лоса Порядка**. Достаточно обратитьі достаточное объясненіе. вниманіе на то обиліе и разнообразіе средствъ, какими обладаетъ инославная пропаганда. Туть все: проповѣ дь и уст ная и печатная, и школы ра.зличныхъ типовъ, и больницы, и пріюты, и круж ки, и собранія, и библіотеки и проч. и проч. На все это должны быть матеріаль ныя средства, и немалыя. Вообще-же относительно внѣ шнихъ средствъ ино- славной миссіи можно судить по слѣ ду ющимъ цифрамъ. Въ 1907 году въ ка толичествѣ было 5.480 миссіонеровъ ду ховныхъ, 2.186—свѣ тскихч., 5.285 жен щинъ. Въ протестанствѣ —166 миссіонер скихъ обществъ, 11 .000 миссіонеровъ и 60 милліоновъ мароігь (30 мил. руб.) ежегоднаго бюджета. Интересное срав неніе. Въ братствѣ Св. Гурія ш. Каза ни за 42 года • его жизни—основного капитала имѣ ется—300 руб. (Церк. Вѣ сти. Л? 5-й 1910 г.) ’ Изъ этихъ, можно сказать, случай ныхъ выдержекъ по вопросу о состоя ніи миссіонерскаго д ѣ ла 'въ православіи и въ иновѣ рныхъ и иностранныхъ ре лигіяхъ можно вывести только одно за ключеніе, что орудіе враговъ правосла вія—насиліе и матеріальныя средства, въ рукахъ-же православія—къ чести его —одио только слава—и—не въ похвалу ему—недостатокъ въ матеріальныхъ сред- ствахі». Впрочемъ эти причины отпаденія отъ православія чисто внѣ шнія. Гораздо бот лѣ ѳ значенія имѣ ютъ причины внутрен няго характера, о чемь послѣ . Вся суть церковной жизни—въ самомъ тѣ сномъ единеніи всѣ хъ членовъ Церкви устройствѣ промышленныхъ садовъ не слѣ дуетъ заводить аллей съ высоко рос- тущнми обсадками. На слабую урожайность также вліяетъ между собою, въ самомъ дружескомъ обще -1 задернѣ лость почвы и слишкомъ мелкая Ніи пастырей съ паствою въ духѣ мира и обработка ея, т. к. чѣ мт. менѣ е удовле- любви... А если міряне будутъ видѣ ть сво ихъ пастырей только въ храмѣ на амвонѣ въ парчовыхъ ризахъ, а у себя дома толь- творителепъ ростъ, чѣ мъ болѣ зненнѣ е деревья, тѣ мъ бѣ лѣ е нуждаются они въ уходѣ и, главное въ разрыхленіи почвы. ко по случаю исправленія пастырями раз- Разрыхленіе дѣ лаетъ почву болѣ е пло- ныхъ „требъ** за особую плату, то гдѣ же здѣ сь будетъ общеніе, гдѣ же здѣ сь церков ная жизнь? Еще дальше отъ насъ мірянъ держатся наши архипастыри, изъ которыхъ преосвя щенный Александръ еще ни разу не былъ у насъ Въ Ельцѣ , а преосвященнаго Мит рофана, епископа Елецкаго, мы міряне— Ельчане ни разу не видѣ ли на нашихъ чисто церковныхъ собраніяхъ. Мы ожидали видѣ ть преосвященнаго Митрофана на на шемъ церковномъ праздникѣ 7-го января сего года, когда праздновалось двадцати пятилѣ тіе нашихъ церковно-приходскихъ школъ, но и эти ожиданія наши не сбы лись... А какъ мы радовались, когда въ нашей Епархіи былъ назначенъ Викарный Епи скопъ Елецкій, въ управленіе коего былъ отданъ Елецкій мужской монастырь. Какія радостныя ожиданія были возбуж дены этимъ назначеніемъ!.. Но мы и те перь вѣ римъ, что это будетъ, а пока, значитъ, не пришло еще этому нужное время. Настанетъ и для нашей Елецкой христі анской общины радостное время, когда церковная жизнь наша приблизится къ дородной, даже не измѣ няя состава ея. Въ рыхлой почвѣ рѣ зкіе переходы тем пературы отъ тепла къ холоду, и обрат но, менѣ е чувствительны, чѣ мъ въ плот ной почвѣ . Разрыхленіе облегчаетъ доступъ воз духу внутрь почвы и тѣ мъ усиливаетъ содержаніе въ ней кислорода, который необходимъ для дыханія корней и раз ложенія питательныхъ веществъ. Опы томъ доказано, что голая почва гораздо болѣ е (раза въ 4) проницаема для воз духа, ч'Ьмъ задернѣ лая. Разрыхленныя почвы і'ораздо меньше испаряютъ воды, чѣ мъ плотныя. Травя нистый покровъ сильно изсушаетъ поч ву, высасывая изъ нея воду корнями и потомъ испаряя ее листьями. Сплошное разрыхленіе почвы вт> пло довомъ саду (черный паръ) оказываетъ весьма благопріятное вліяніе, какъ на урожайность, такъ и на доброкачествен ность плодовъ, причемъ при содержаніи сада подъ чернымъ паромъ можно прак тиковать, если размѣ ры плодовыхъ де ревьевъ позволяютъ, междурядовую культуру, т. е. выращивать ягодные ку старники и нѣ которыя огородныя и по левыя растенія, особенно корнеплоды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz