Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)

№ 29 Г О Л О С Ъ ГІ О Р Я Д К Л. какъ бронированныя, имѣ ющія башни и тяжелую артиллерію, будутъ удовлетво­ рять своему назначенію. Мы говоримъ— будутъ, потому что онѣ еще достраи­ ваются. Н . М. По рту галовъ. {Продолженіе слѣ дуетъ). Нашъ уважаемый сотрудникъ, извѣ ­ стный писатель по морскимъ вопросамъ, Н. М. Португаловъ, представилъ г. пред­ сѣ дателю совѣ та министровъ экземпѵ тяръ своей книги „Послѣ Пусими'^. 10 октября 1909 года Н. М. Португа- ловъ удостоился получить отъ г. предсѣ - теля совѣ та министровъ И. А. Столыпина слѣ дующій отвѣ ть. Милостивый Государь, Николай Михайловичъ. Принося Вамъ выраженіе моей искрен­ ней благодарности за присланную мнѣ интересную книгу „Послѣ Пусимы'*, про- піу принять увѣ ^реніе въ совершенномъ моемъ уваженіи и преданности. П. Столыпинъ. Изъ газетъ и журналовъ по вопро­ самъ церковно-оіііцоственной жизни. Въ 2 Л» Церковнаго Вѣ стника приве*- дено мнѣ ніе извѣ стиаію Розанова о при­ чинахъ многочисленности'случаевъ от­ паденія огі> правосла'вія вь настпянтее религіозное смутное время. Хотя въ Церковномъ Вѣ стникѣ ;іомѣ щено сокра­ щеніе его статьи, напечатанной въ Но­ вомъ Времени. но ходъ сужденій Роза­ нова, часто встрѣ чающійся у него—пу­ темъ сопоставленія несущественныхъ признаковъ предметовъ дѣ лать заклю­ ченія общаго характера^довольно ясно виденъ и здѣ сь. Хотя, по мнѣ нію Розанова, правосла­ віе представляеть собой религію наибо­ лѣ е удобную для проявленія ’религіоз­ ной Д'Ьятельности человѣ ка, но оно на самомъ дѣ лѣ бездѣ ятельно; у всѣ хъ-же людей, особенно безхарактерныхъ, замѣ ­ чается стремленіе обновленія, что дости­ гается всего лучше новой обстановкой. ОтсюдД' то заключеніе, что причина от­ паденій ‘ отъ православія—то людское свойство, по которому люди, особенно безхарактерные, надііются въ новой об­ становкѣ обновиться и почерпнуть но­ выя силы. Сужденіе, по мнѣ нію почита­ телей Розанова, навѣ рное, оригинальное, тонкое, глубокое, для публики-же, не увлекающейся Розановымъ, едва-ли справедливое. Чтобы по достоинству оцѣ нить это мнѣ ніе Розанова, всего луч­ ше обратиться къ гіі.чъ статьямъ газетъ и журналовъ этого года, которыя имѣ ­ ютъ отношеніе къ упомянутому вопросу. Въ Московскомъ православномъ брат­ ствѣ читалъ свой доіыіадъ ректоръ Ли ­ шаются, колодцы засыпаются, скОтъ за ­ гоняется, а нерѣ дко п прямо губнтся“. (Церк. Вѣ д. № 5-й 1910 г.) ■ Это на одной окраинѣ . А вотч. н па другой. Но изданіи Высочайшаго манифеста 17-го октября мусульмане стали массами подавать коллективныя прошенія попред­ метамъ своей вѣ ры. Обиліе прошеній побудило комиссію по дѣ ламъ этой в ѣ ­ ры сличить эти прошенія, причемъ ока­ залось: 1 , множество прошеній было на­ печатано при помощи реминшона,- о ка ­ ковомъ селенія и аулы мусульманъ -не имѣ ютъ ни малѣ йшаго представленія; 2 , Всѣ прошенія составлены не тОѵ Чько по- однимъ и тѣ мъ-же образцамъ, но дйже съ одними п гѣ мн-же гра.мматическиміі ошибками; 3, значительная часть про­ шеній не была подкрѣ плена пи обще­ ственными приговорами, пн актами об­ ществъ, очевидно, даже без'ь вѣ дома ихъ, такъ какт> Отъ тѣ хъ-же обществъ поступали иногда прошенія противопо­ ложнаго характера. . ' Значеніе этихъ прошеній будетъ по­ нятно, если обратить вниманіе и на- со­ держаніе нѣ которыхъ изъ нихъ. Въ од­ нихъ изъ прошеній излагаются ходатай­ ства объ отмѣ нѣ цензуры для изданій на восточныхъ языкахъ, хотя у насъ въ Россіи, дѣ то это и так'ыіоставленоочень слабо въ виду отсутствія лидъ, .знаю­ щихъ восточные языки; въ другихъ тре­ буютъ воспретить христіанскимъ ; миссі­ онерамъ ихъ просвѣ тительную дѣ ятель­ ность среди мусульманъ, хотя православ­ ное миссіонерство въ настоящее время Т о гд а и т еперь. Четыре года тому назадъ, 2-го марта 1906 года, въ трапезной Елецкаго Троиц­ каго мужского Монастыря, происходило пер­ вое Пастырское Собраніе духовенство съ мірянами подъ предсѣ дательствомъ преосвя­ щеннаго Серафима, Епископа Орловскаго. Кто не помнитъ этого собранія, бывшаго тогда такою новинкою для Ельца? Сколь­ ко интереса, сколько добраго оживленія, внесла въ Елецкую жизнь эта первая бе­ сѣ да Архипастыря съ его паствою лицемъ къ лицу!.. Давно ли это было? Давно ли у насъ въ Ельцѣ раздавался вдохновенный призывъ преосвященнаго Серафима и къ пастырямъ, и къ пасомымъ о возрожденіи, объ оживленіи и устроеніи нашей церковной жизни? Давно ли прои­ сходили у насъ эти оживленныя собранія духовенства и мірянъ, то подъ опытнымъ и вдохновеннымъ руководствомъ самого Архи­ пастыря, Преосвященнаго Серафима, то и въ отсутствіе его, но по его призыву, по его указаніямъ, подъ вліяніемъ его посла­ ній къ Орловской паствѣ ? Гдѣ наши пастыр­ скія собранія съ мірянами? Гдѣ приходскія собранія? Гдѣ засѣ данія Церковно-приход­ скихъ совѣ товъ?... Все это было и быль­ емъ поросло!... До насъ, мірянъ, иногда доходятъ слухи о томъ, что наши пастыри еще время отъ времени собираются и о чемъ-то толкуютъ, но зачѣ мъ они сбираются и о чемъ толку­ ютъ невѣ домоникому. Былъ унасъ такъ назы­ ваемый „Просвѣ тительный Совѣ тъ^,состояв­ шій изъ духовенства и мірянъ, избранныхъ въ идеалу, данному намъ въ книгѣ „Дѣ яній Апостольскихъ**, когда у всѣ хъ вѣ рующихъ была одна душа, одно сердце. Будемъ жить и надѣ яться. Мірянинъ. и.мѣ етъ В 7 > протпиоположность магрме- . составъ совѣ та на пастырскомъ городскомъ тайскому только оборонительный зіарак- теръ: магометанинъ въ крещепной де­ ревнѣ можетъ свободно проповѣ дывать магометанство, христіанскіе-же миссіоне­ ры въ мѣ стности съ магометанскимъ на ­ селеніемъ не рѣ шаются и показываться изъ-за опасности быть убитыми; вч. треть­ ихъ прошеніяхъ ходатайствуюгь О вос­ прещеніи принудительнаго посѣ щенія собраніи съ мірянами, но и про этотъ со- Ведровск ая прак тическ ая школа садо ­ водства, огородничества и пчеловод­ ства . (Окончаніе). Слабая урожайность въ старыхъ пло­ довыхъ садахъ происходитъ еще и отъ того, что они раздіиіены въ разныхъ направленіяхт, аллеями, обсаженными по сторонамъ высокоростущими лѣ сны­ ми деревьями. Тякія аллеи, несомнѣ нно, доставляютъ много удовольствія гуляю- I щнм'ь въ жаркіе лѣ тніе дни, но они чрезвычайно вредно отзываются на пло­ доношеніи всего сада. Дѣ ло ш. томъ, что плодовый садъ благодаря аллеямъ съ высокими обсадками разбитъ на нѣ ­ сколько дѣ злянок'ь (куртинъ) и каждая дѣ лянка представляетъ какъ бы отд'Ьль- ный садъи въ случаѣ односортныхъ насаж­ деній въ ней о правильномъ перекре­ стномъ опыленіи не можетъ быть и р ѣ ­ чи, хотя и при смѣ шанныхъ насаясдені- яхъ на такихъ замкнутыхъ участкахъ большею частью происходитт, самоопы­ леніе, тогда какъ намъ извѣ стно, что для усиленія плодоношенія желательно чтобы оплодотворяющая пыль принадле­ жала другому дереву того же вида, если не принимать въ разсчетч, такихъ плодовыхъ деревьевъ, которыя не нуж­ даются в'ь перекрестномъ опыленіи. Въ вѣ тъ нѣ тъ ни слуха, ни духа.. А с к о л ь к о с а д а х ъ полные урожаи рѣ дко надеждъ возлагалось на него!... Нрсдсѣ да-, ^ тіаще всего нѣ сколько дѣ - телемъ этого совѣ та состоитъ законоучи-, лдцокъ остаются ежегодно безъ плодовъ. тель мужской гимназіи, протоіерей о. Вла диміръ Соловьевъ. Почему совѣ тъ не созы­ вается? Неизвѣ стно. Вотъ уже наступилъ Великій Постъ. Время самое удобное для устройства религіозно нравственныхъ чтеніи дѣ тьми мусульманъ русской ш^олы, хо - 1 чтенія такъ нужны, ихъ такъ жаж тя п всѣ мъ извѣ стно, что въ Россіи не принуждаютъ посѣ щать школы не толь­ ко дѣ тей магометанъ, по и русскихъ. (Изъ ст. „Объ отпаденіи вт. магометан­ ство кретцеи. инородцевъ**, Бапшй. Прав. Соб, № 2-й—1910 г.). ' . Г'- і!ѵ Изъ этихъ прошеній ясно видно, что во 1 -хъ, причина отпаденій въ магоме­ танство—не внутреннее ' распо.тоженіе къ магометанству отпадающихъ, вр, 2 -хъ, что мусульманское миссіонерство „наси- ліем ь вытѣ сняетъ православіе изъ среды инородцевъ съ тѣ мъ, чтобы затѣ мъ, на основаніи закона, поставить инородче­ ское населеніе въ необходимость испо- вѣ дывадь магометанство. Сущность веденія магометанской про­ паганды одна и таже, что и въ католи­ чествѣ —насиліе. Такъ обстоитъ дѣ ло отпаденія отъ детъ наше свѣ тское общество... И что от­ вѣ титъ Просвѣ тительный Совѣ тъ нѣ когда тому, кто скажетъ. „Я жаждалъ и вы не дали мнѣ пить**... „Почему вы не дали мнѣ Кромѣ того есть много лѣ сныхъ породъ. употребляемыхъ для обсадки аллей, та­ кихъ, которыя сильно истощаютъ почву и служатъ притопомъ для разнаго рода паразитовъ, какъ грибныхъ, такъ и на­ сѣ комыхъ, борьба съ которыми необхо­ дима, но вслѣ дствіе такихъ насажденій чрезвычаііно трудна. Аллеи, обсаженныя высокими деревьями слишкомъ затѣ ня­ ютъ плодовыя деревья и препятствуютъ пить?".. Говорятъ за послѣ днее время въ росту ихъ и развитію , на Ельцѣ было нѣ сколько собраній нашихъ цихъ плодовъ. Ошибочное мнѣ ніе, что законоучителей. Тамъ много говорилось о высокія лѣ сныя деревья, расположенныя правильной постановкѣ преподаванія Зако- до среди сада полезны въ томъ отно- на Ьожія въ нашихъ школахъ. !шечіи, что защищаютъ его отъ вѣ тровъ Это вопросъ чрезвычайной важности- ц другихъ атмосферическихъ вліяній. Вопросъ больной, тревожный для мірянъ родителей... И что' же? И объ этихъ собра- Польза приносимая ими слишкомъ ма,- ла въ сравненіи съ тѣ мъ вредомъ, ко- правосѵ чавія па пашихь окраинахъ, что- въ этомъ отношеніи дѣ лается въ самой 1 Р^нія законоучителей не благословилъ пре- товской духовцон семинаріи Архпм. Іо -. Руси, это видно изъ. ст. „Дѣ тскій кресто- освященный Митрофанъ, Епископъ Елецкій апнъ (Церк. Вѣ д. 1910 г. Ла 5), и воть^р^д походъ**, помЬиіенпой въ 9 „Го-і^® хочется этому вѣ рить... и трудно наити НІЯХЪ никому и ничего мірянамъ неизвѣ ст -1 торый они приносятъ находясь не на но. Говорятъ, одинъ изъ законоучителей!своемъ мѣ сгѣ . Въ защитѣ отъ вѣ тровъ возбуждалъ вопросъ о желательности при-' садт> дѣ йствительно нуждается, но для глашенія въ эти собранія хотя бы нѣ кото -1 этого должна быть устроена хорошая рыхъ родителей мірянъ, хотя бы свѣ тскихъ опушка, причемъ п д.Ля опушекъ не всѣ преподавателей и преподавательницъ... Но и ,лѣ сныя деревья пригодны. Для обсажи- это признано нежелательнымъ. Говорятъ, | ван. аллей и дорожект. въ саду есть мно- что приглашеніе мірянъ—родителей въ соб- го подходящихъ и вполнѣ полезныхъ низкорослыхъ деревьевъ, кустарниковъ и другихъ ростенін. Въ виду этого при что встрѣ чается въ этомъ докладѣ . „Пріемы, допускаемые польскими ксендзами въ борьбѣ за овецъ право­ славнаго стада, совершенно недопустимы съ точки зрѣ нія православнаго пастыря, и онъ, не смѣ я бороться оружіемъ вра­ га, нравственно вынужденъ оставаться безпомощнымъ свидѣ телемъ расхищенія своего стада**. Далѣ >е излагаются самые пріемы. Главное вниманіе обращено на семьи, гдѣ мужъ и жена разныхъ рели­ гій. Там'і>, гдѣ мужъ католикъ, ксендзъ учить его бить и истязать жену до тѣ хъ поръ, пока онъ не выколотить изъ лея послѣ днихъ крупицъ приверженности къ вѣ рѣ отцовъ... Жену католичку онъ подучаегь уйти отъ православнаго му­ жа и, оставпвт> мужа безъ помощницы и хозяйки въ хатѣ , разорить его до тла. ибо хозяину безъ бабы обойтись невоз­ можно. Православнаго священника, при­ зываемаго для напутствія умирающаго православнаго члена семьи, ксендзъ ,ра- прещаеть пускать на порогъ избы, и больного, для исповѣ ди и причастія вы- посятті сплошь и рядомъ на морозъ**.— „Намѣ ченнаго (для совращенія изъ пра­ вославія въ католичество) субъекта по- ятчі недѣ лями, въ совершенномъ чаду и угарѣ заставлягогі^ подписать прошеніе о переходѣ изъ православія въ католи­ чество на имя губернатора и, отшибивъ сипухой остатки ума и совѣ сти, присо­ единяютъ къ лону католической церкви “. Кромѣ ксендзовъ въ дѣ лѣ обращенія православныхъ въ католичество прини­ маютъ участіе и паны. „У православ­ ныхъ работы отнимаются, поля опусто- лоса Порядка**. Достаточно обратитьі достаточное объясненіе. вниманіе на то обиліе и разнообразіе средствъ, какими обладаетъ инославная пропаганда. Туть все: проповѣ дь и уст­ ная и печатная, и школы ра.зличныхъ типовъ, и больницы, и пріюты, и круж­ ки, и собранія, и библіотеки и проч. и проч. На все это должны быть матеріаль­ ныя средства, и немалыя. Вообще-же относительно внѣ шнихъ средствъ ино- славной миссіи можно судить по слѣ ду­ ющимъ цифрамъ. Въ 1907 году въ ка ­ толичествѣ было 5.480 миссіонеровъ ду ­ ховныхъ, 2.186—свѣ тскихч., 5.285 жен­ щинъ. Въ протестанствѣ —166 миссіонер­ скихъ обществъ, 11 .000 миссіонеровъ и 60 милліоновъ мароігь (30 мил. руб.) ежегоднаго бюджета. Интересное срав­ неніе. Въ братствѣ Св. Гурія ш. Каза ­ ни за 42 года • его жизни—основного капитала имѣ ется—300 руб. (Церк. Вѣ сти. Л? 5-й 1910 г.) ’ Изъ этихъ, можно сказать, случай­ ныхъ выдержекъ по вопросу о состоя­ ніи миссіонерскаго д ѣ ла 'въ православіи и въ иновѣ рныхъ и иностранныхъ ре­ лигіяхъ можно вывести только одно за ­ ключеніе, что орудіе враговъ правосла­ вія—насиліе и матеріальныя средства, въ рукахъ-же православія—къ чести его —одио только слава—и—не въ похвалу ему—недостатокъ въ матеріальныхъ сред- ствахі». Впрочемъ эти причины отпаденія отъ православія чисто внѣ шнія. Гораздо бот лѣ ѳ значенія имѣ ютъ причины внутрен­ няго характера, о чемь послѣ . Вся суть церковной жизни—въ самомъ тѣ сномъ единеніи всѣ хъ членовъ Церкви устройствѣ промышленныхъ садовъ не слѣ дуетъ заводить аллей съ высоко рос- тущнми обсадками. На слабую урожайность также вліяетъ между собою, въ самомъ дружескомъ обще -1 задернѣ лость почвы и слишкомъ мелкая Ніи пастырей съ паствою въ духѣ мира и обработка ея, т. к. чѣ мт. менѣ е удовле- любви... А если міряне будутъ видѣ ть сво ихъ пастырей только въ храмѣ на амвонѣ въ парчовыхъ ризахъ, а у себя дома толь- творителепъ ростъ, чѣ мъ болѣ зненнѣ е деревья, тѣ мъ бѣ лѣ е нуждаются они въ уходѣ и, главное въ разрыхленіи почвы. ко по случаю исправленія пастырями раз- Разрыхленіе дѣ лаетъ почву болѣ е пло- ныхъ „требъ** за особую плату, то гдѣ же здѣ сь будетъ общеніе, гдѣ же здѣ сь церков­ ная жизнь? Еще дальше отъ насъ мірянъ держатся наши архипастыри, изъ которыхъ преосвя­ щенный Александръ еще ни разу не былъ у насъ Въ Ельцѣ , а преосвященнаго Мит­ рофана, епископа Елецкаго, мы міряне— Ельчане ни разу не видѣ ли на нашихъ чисто церковныхъ собраніяхъ. Мы ожидали видѣ ть преосвященнаго Митрофана на на­ шемъ церковномъ праздникѣ 7-го января сего года, когда праздновалось двадцати­ пятилѣ тіе нашихъ церковно-приходскихъ школъ, но и эти ожиданія наши не сбы­ лись... А какъ мы радовались, когда въ нашей Епархіи былъ назначенъ Викарный Епи­ скопъ Елецкій, въ управленіе коего былъ отданъ Елецкій мужской монастырь. Какія радостныя ожиданія были возбуж­ дены этимъ назначеніемъ!.. Но мы и те­ перь вѣ римъ, что это будетъ, а пока, значитъ, не пришло еще этому нужное время. Настанетъ и для нашей Елецкой христі­ анской общины радостное время, когда церковная жизнь наша приблизится къ дородной, даже не измѣ няя состава ея. Въ рыхлой почвѣ рѣ зкіе переходы тем­ пературы отъ тепла къ холоду, и обрат­ но, менѣ е чувствительны, чѣ мъ въ плот­ ной почвѣ . Разрыхленіе облегчаетъ доступъ воз­ духу внутрь почвы и тѣ мъ усиливаетъ содержаніе въ ней кислорода, который необходимъ для дыханія корней и раз ­ ложенія питательныхъ веществъ. Опы­ томъ доказано, что голая почва гораздо болѣ е (раза въ 4) проницаема для воз­ духа, ч'Ьмъ задернѣ лая. Разрыхленныя почвы і'ораздо меньше испаряютъ воды, чѣ мъ плотныя. Травя ­ нистый покровъ сильно изсушаетъ поч­ ву, высасывая изъ нея воду корнями и потомъ испаряя ее листьями. Сплошное разрыхленіе почвы вт> пло­ довомъ саду (черный паръ) оказываетъ весьма благопріятное вліяніе, какъ на урожайность, такъ и на доброкачествен­ ность плодовъ, причемъ при содержаніи сада подъ чернымъ паромъ можно прак­ тиковать, если размѣ ры плодовыхъ де ­ ревьевъ позволяютъ, междурядовую культуру, т. е. выращивать ягодные ку­ старники и нѣ которыя огородныя и по­ левыя растенія, особенно корнеплоды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz