Голос порядка. 1910 г. (г. Елец)
Приложеніе къ 3 газеты „Голосъ Порядка* Р Ѣ Ч И при погребеніи Уѣ зднаго Члена Елецкаго Окружнаго Суда, дѣ йствительнаго Статскаго Совѣ тника Бас. Ник. Пуріевича. Человѣ камъ положено однажды ум€ 2 )еть, а потомъ — судъ. (Евр. 9 ,27 ). Рабъ Божій Василій!... В ѣ дь ты слышишь теперь мепя своею без смертною душой!... Ты зналъ и въ зд ѣ шней яснзпи этн богооткровен- пыя слова апостола Павла, а теперь уб ѣ ждаешься въ пстиніюстп ихъ уже опытно... По волѣ Болсіей ты внезапно окончилъ свое земное „странство ванье" (Евр. 11, 13) II потому не могъ запастись всѣ мъ необходимымъ для христіанина предъ вступленіемъ па тотъ таинственный путь, ка кой открываетъ ему смерть. Но, безъ сомнѣ нія, ты зд ѣ сь глубоко вѣ ровалъ въ непреложность вс ѣ хъ истинъ слова Болсія. Поэтому во всю жпзнь ты имѣ лъ предъ собою II этоть провозглашенный аностоло.мъ неизмѣ нный божественный законъ.— Ты самъ былъ судьею н хорошо зналъ, что преступленіе за кона II зд ѣ сь на землѣ ведетъ къ наказанію преступника. Если пре- ступнпкъ II избѣ лснтъ наказанія человѣ ческаго, то но уйдетъ отъ суда „голоса Божія" (какъ называли совѣ сть далге язычнпкп), отъ укоровъ II мученій совѣ сти, иногда пестерпп.мо-страшныхъ. Этотт, судъ совѣ сти за нарушенье болсескихъ н человѣ ческихъ законові> естественно не прекратится въ дущ ѣ и послѣ оставленія ею тѣ ла (если только чрезъ искреннее покаяніе и исправленіе свое она зд ѣ сь не усп ѣ етъ совер- іііенпо измѣ ниться, какъ бы— переродиться нрн помощи благодати Болѵ іей въ святыхъ таинствахт>). Напротивъ, за гробомъ душа уже не будетъ имѣ ть возмолшостн отвлекаться оть себя потребностями своего тѣ ла II обольщеніями земного міра. Она вся тогда будетъ охвачена тѣ мъ, что посѣ яла въ собѣ зд ѣ сь. Бъ ней иль будутъ клокотать и по- стененно разлснгаться несвойственныя ей по природѣ палящія мерзкія страсти, безъ всякой наделѵ ды на удов.'іетвореніе пхъ, иль она будеть развивать и совершенствовать въ себ ѣ тѣ наклонности кт> богоподоб нымъ чувствамъ святой любви, какія пріобрѣ ла зд ѣ сь и какія ей свой ственны по самой ея природѣ ... Ты, конечно, зналъ все это и потому всегда старался с'Ьять въ себ ѣ п развивать въ лишни стремленія и навыки къ добрымъ чувствамъ н д ѣ ламъ, которые, согласно слову Ьолсыо (Рпм. 2, 6; Анок. 2, 28; 20, 12) пойдутъ за тобою и въ загроб ную вѣ чность. Гы зналъ изъ богооткровеннаго закона, что для вѣ чнаго блага души необходп.мо любитъ Бога и бліілѵ ннхъ. И насколько мы, грѣ шные, молгемъ судить но человѣ ческимъ д ѣ ламъ,^ намт> кажется, что ты тщательно старался исполнять этотъ законъ. Еоснодь судилъ тебѣ стать па такой жизненный путь свѣ тскаго научнаго образованія и слулсебной дѣ ятелыіостп, гд ѣ для тебя, навѣ р ное, встрѣ чалось много сильныхъ искушеній проявлять полное равно душье иль далсе совс ѣ мъ легкомысленное отношенье къ Богу, къ Его святой церкви, къ уставамъ ея и къ божественнымъ велѣ ніямъ. Уже одно твое происхожденье изъ духовнаго званія,— этой отсталой и пе- нѣ жествепной касты,— по „прогрессивнымъ" взглядамъ и отзывамъ многихъ свѣ тскихъ людей,— должно было бы соблазнять тебя (какъ и соблазняло очень многихъ, подобныхъ тебѣ по рожденію) отказаться п отступить отъ т ѣ хъ добрыхъ христіанскихъ міровоззрѣ ній, какія зало- Лѵ еііы были въ тебѣ подъ роднымъ кровомъ. Ты вѣ дь не мало, конечно, встрѣ чалъ такихъ, что въ холодномъ и дал;е презрительномъ отно шеніи къ православной вѣ рѣ вид ѣ ли одно изъ самыхъ ясныхъ дока зательствъ II проявленій глубокаго ума п передового образованія.—Но велпкая честь II слава тебѣ ! Ты, очевидно, хорошо помнилъ грозныя слова вѣ чнаго -Законодателя: „кто отречется отъ Мепя предъ людьми, отрек}СЬ огъ того и Я предъ Отцомъ Моіімъ небеснымъ" (Матѳ . 10, 33). 1ы всегда искренно и мужественно исновѣ дывал'ь свое православіе. у.\щръ то ты на порогѣ своего дома, когда возвращался отъ храма. Глубоко любнлл^ ты II русскій нравославнный народъ. Любилъ въ немъ сердечную его преданность вѣ рѣ и исконнымъ зав ѣ тамъ своихъ предковъ. Гы вид ѣ лъ въ православіи и въ добрыхъ зав ѣ тахъ старины основу благополучія п частной яснзнп, п условіе силы п крѣ пости вс ѣ хъ русскихъ обществъ и государства. Насколько для тебя было возможно, ты старался нробудпть въ твоихъ .младшихъ братьяхъ по Христу трудолюбіе, честную самод ѣ ятель ность національное самосознаніе іі тѣ сное едшіепіе. Но своей отзывчивости на все доброе ты съ успѣ .хомъ организо валъ II для нѣ которыхъ улѵ с сошедшихъ съ честнаго пути, заклей менныхъ позоромъ преступности твонх'ь блп’жнихъ и для ихъ несча стныхъ семействъ начало братской матеріальной помощи и нравствен наго содѣ йствія къ исправленію ихъ и къ ііодде])Лѵ кѣ пхъ среди иску шеній бѣ дности II порока. Старался ты, приснопамятный, честный д ѣ ятель, при посредствѣ зд ѣ шней церковно-общественной бпбліотекн-чнтальнп н библіотекъ ко митета попечительства о народной трезвости доставлять народу здоро- зук> духовную пищу. Въ то лсс время ты очень любилъ пополнять наз ванную, особенно люби.мую тобою церковно-общественную библіотеку, основанную въ на.мять Архіепископа Иннокентія, разнообразными со- -шдиы.міі научными сочиненіями. Ты ішдѣ лл> въ шіхті не только сред ство для пополненія самообразованія, умственно развитыхъ чіітателеіі, но-II одно изъ лучшихь пособій для пастырей церкви въ ихъ борьбѣ съ угрожающнм'ь народу нев ѣ ріемь и нечестіе.мъ.— Но ты боялся какъ бы, вопреки грозному предостерелшпію небеснаго Судіи,— не соб лазнить единаго отъ малыхъ изъ народа на злое посредствомъ совре- мепііоіі безбожной н безнравственной литературы. Изъ— за такого тво его опасенія тебѣ пришлось вынести тялшлый натискъ па тебя и па твое излюбленное просвѣ тительное д ѣ ло со стороны нѣ которыхъ, увле кающихся современнымъ моднымъ направлепіе.мъ „прогрессистовъ". Но твое терпѣ ніе п энергичная настойчивость дали тебѣ полную по б ѣ ду надъ противниками. Д а воздастъ же Господь своею милостію за все доброе, что ты, честный труженшп. н муясественный борецъ, сд ѣ лалъ н старался сд ѣ лать для удовлетворенія матеріальныхъ, нравственныхъ и духовныхъ интересовъ и нуждъ православнаго народа. Ты видишь, какъ много цѣ нившихъ и почитавшихъ тебя за разно стороннюю полезную дѣ ятельность собралось теперь къ твоему гробу, чтобы помолиться за тебя Богу духовъ , къ которымъ ты теперь прнло- Яѵ НЛСЯ. Я надѣ юсь, что очень многіе изъ парода, зд ѣ шніе пастыри н даже знающіе тебя по дѣ ла.мъ твоимъ архипастыри п впредь б у дуп ) возно сить свои молитвы Богу, чтобы онъ упокоилъ тебя отъ трудовъ твоихъ въ вѣ чпо-бланщнныхъ обителяхъ. Мы дерзаемъ уповать, что наши молитвы за тебя будутъ благо стію приняты вѣ чны.мъ Судіею. Опъ проститъ твои вольные іі неволь ные гр ѣ хи II удостоитъ тебя іюжделѣ пнаго гласа своего; „добрый и вѣ рный рабъ! Въ маломъ ты бытъ вѣ ренъ, войди въ радость Господа твоего!" Амннь. 8 .чнв. 1910 г. \\рот. Ві Соловьевъ. Рабе благій и вѣ рный, о .чалѣ бы.гіъ еси вѣ ренъ, надъ .чногими т.ч поставлю: вниди въ радость Господа твоего (Матѳ . 26 г.і. 21 ст.) Влаженъ путь, въ онь же идеши днесь, душе: яко уготовися тебѣ мѣ сто упокоенія. ^(орогой Василій Николаевичъ! Любящая твоя супруга особенно п больше всего сокрушается н печалится, что ты все спѣ шилъ, спѣ шилъ съ дѣ лами, работалъ, работалъ, да такъ и нс пришлось тебѣ отдохнуть. Но теперь ты у ню въ мѣ стѣ упокоенія! Мы не жалѣ ли его, съ себя на него складывали работы и хлопоты, но Господь пожалѣ лъ его и взялъ его къ Себѣ . Бывало, въ кругу семьи, близкіе люди, видя его крайне уто.млен- ны.мъ дѣ лами, просили его не переуто.млять себя, высказывая опасенія, чтобы не случилось того, что и случилось съ нимъ, по онъ, какъ истинный христіанинъ утѣ шая, успокаивая пхъ говорилъ, что безъ воли Божіей II волосъ съ головы не падетъ, что жизнь и смерть въ волѣ Божіей II по христіански бес ѣ довалъ о смерти. Конечно, е.му еще не хотѣ лосъ умирать, потому что вид ѣ лъ, что не совершилъ всего того, что задумалъ сдѣ лать. Я ув ѣ ренъ, что въ настоящую минуту онъ жалѣ етъ, что не пришлось е.му привести къ концу свои планы. ІІннокентіевская библіотека это любимое его д ѣ тнше. Д ѣ ло как'ь будто и стороннее для него но роду его службы. Но какъ онъ любилъ это д ѣ ло, д ѣ ло просвѣ щенія въ христіанскомъ дух ѣ ! Бол ѣ е восьми лѣ тъ онъ С'ь любовью работалъ, нс ясалѣ я силъ. До него она была въ замираніи. Онъ съ особенной любовью и энергіей принялся за д ѣ ло, о л і и в п л ъ ее и нрпв<'лъ въ настоящее бле стящее состояніе. Кто другой столько потрудился для нея?! Не было бы удивительно, если бы такъ трудился человѣ къ свободный, но у него своихъ прямыхъ по должности д ѣ лъ было всегда многое мно/кество. Онъ передъ концомъ своей жизни спѣ шилъ покончить свои д ѣ ла, назначая кт. разбору многое множество дѣ лт., чтобы только въ новомт. году не осталось неоконченныхъ д ѣ лъ. За усиленные труды сердце его разсчиталось: оно переуто.міілось и перестало работать. И.же сотворитъ и научитъ, сей велій нпречетс.ч въ царствіи небесномъ. У Василія Николаевича па первомъ планѣ была душевная польза отъ чтенія книгъ изъ Ннпокентіевской библіотеки. Ему хотѣ лось, чтобы бравшій книги пзъ библіотеки не только пріобрѣ талъ св ѣ д ѣ нія и ум ственно развивался, но главное, чтобы нравственно христіански ста новился лучшимъ, и, конечно, принималъ .мѣ ры къ этому при выборѣ книгь для библіотеки. Онъ былъ II оставался всегда только товарищемъ предс ѣ дателя библіотечнаго правленія, но онъ былъ душою библіотеки. Онъ подви галъ, одушевлялъ соработнпковъ по библіотекѣ . Какъ опъ заботился а пре умноженіи средствъ ея! Какъ искренно радовался, когда ему, сверхл. ожиданія, прпходилось получить лишнія средства! II онъ, искренно любя д ѣ ло христіанскаго просвѣ щенія, умѣ лъ изыскивать средства, и располагать къ пожертвованія.мъ хотя бын не крупнымъ, на библіотеку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz