Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)
Въ Московскій ру'‘Ялцевскій,му-^®^*- Суббота 14 февраля 1909 года.;^ ■ г о д ъ И З Д А Н ІЯ В ТО РО Й . Цѣна номера 5 копѣекъ. голосъ 24 Выходить: по Воскресеньямь, Вторникамь, Четвергаиіь и СуОВотамь. ♦ ♦ ♦ ♦ Главною и непремѣнною своей задачей газета ставитъ служеніе идеѣ мирнаго правового развитія единой не дѣлимой Россіи на основѣ родноіі исторіи и народныхъ особенностей русскаго уклада жизни. Будучи внѣпартійной, но правой, газета постарается безъ враж ды и нетерпимости помочь обывателю разобраться въ его мѣст ныхъ интересахъ и нуждахъ. Обращено будетъ вниманіе на нуж ды мѣстнаго мѣщанства, исторію города Ельца, мѣстную злобу дня, выдающіяся событія въ Россіи н на в сем ъ свѣтѣ. По воз можности будетъ сообщаться отчетъ о Государствешюіі Думѣ. ♦ ♦ ♦ ♦ ^ Подписка па газету припп.мается: въ редакціи ♦ газеты. ТІШОГІЛѴН'Ш ГАЗЕТЫ, конторѣ И. Л. Инапюшепкова п .магазинѣ II. II. Семенова. ^ Редакторъ-Издатель I . Евсигнѣевъ. 1ПОРЯДКА • І Р е д а і е ц і л у Л Л а ш е ж и а л ^ д . С а в е л ъ е в о і к . ПЛАТА ЗА ОБ'ЬЯВЛЕШЯ: за строку J петита, шіеі)еди т. ш. вт> '[4 сг. 20 коп., I позади т. III. ВТ) '4 ет. 10 коп. Позади текста для лицъ ищущихъ | труда за 5 ст. 20 кои. | Объявленія годовыя, полугодовыя и | мѣсячныя но соглашенію. ^ Подпасная цьі на ШЕСТЬ рублей въ годъ, (пеньшіе срока по50коп. за(пісьяцъ,ано- городна(У\ъпо60 коп, за (піьсяцъ. ^ Къ свѣдѣнію гг. сотрудниковъ. ^ Всѣ статьи для помѣщенія въ газетТі J должны быть доставлены за подписью 1 и съ адресомъ автора, безъ чего онѣ пе- 2 чатаемы не будутт>. Р Рукописи обратно не возвращаются. ^ Редакторъ принимаетъ у себя на дому ^ только по Воскресеньямъ, отъ 2—3 час. Молитва Спсаителю. ('паситель вдовт>, спрогь, убогихъ, Вселитель истшшы святоіі: П я одинъ къ тебѣ изъ міюгпх'ь, Прише.тъ ііодт. кровт. небесный твой. !?• О Всемогущііі о Всесн.тыіыіі, Пасташшкъ свѣтлого пути, Я раб'ь твой грѣшпыіі и бе.зси.тышіі. Прошу мой [іазу.мт. просвѣти. 5ТІ Очисть мое ты сердце злое, Во.чѣзііь души моей уйми, П ВТ, царство вѣчное святое Моіі ирах'ь ц.змучеиный пріймп. Николай Дагаевъ. Елецъ, 14-го февраля. Воображаемый проектъ резолюціи. Если бы нам'ь предстояла задача въ общихъ чертахТ) формулировать поже ланія нашихъ патріотическихъ органи зацій ІЮ вопросу о современномъ состо яніи высшеіі школы, то мы предложили бы проектъ ихъ резолюціи въ такой форѣ. 1. Еусскія патріотическія организаціи, ставя нт, числѣ другихъ задачъ своихъ и задачу проведенія въ жизнь идей мир наго ііо,тптическаго и культурнаго раз витія Россіи, не могуть не обратить сво его серьезнаго вниманія на глубокую дезорганизацію столь важнаго ojiraiia культурш.іхъ преуспѣяній страны, какъ наша высшіш школа, остающаяся бук вально поверженной въ прахъ и гнію- щеіі отт, поразившаго ее умственнаго и иравствешіаго маразма. Сознавая, что долгъ общественныхъ организацій, во- одушевлеішыхъ нат])іотическон идеей, поднять свой голосъ по столь важному предмету, затіюгнвающему весьма важ ные, живые и чувствительные общест венные интересы не только въ настоя- щемт,, но и ВТ, будущемт, нашего госу дарства—всѣ патріотическія организаціи разііых’ь наименованій, являясь органами общественнаго мнѣнія, считаютъ своеіі иеііремѣішоіі иравствеішоіі обязанностью единодушно высказаться вт, данную тре- вояшую минуту. ІЮ этому ііаболіівшему и живот})еііещущему вопросу, ждущему серьезнаго законодательнаго рѣшенія. 2. Пе находя нужнымъ освѣщать при чины и условіи, приведшія высіиуіо школу кт, іюлнѣііше.му извращенію не только функцііі, но и самаго существа ея, что уже достаточно выяснено иашеіі .здоровой и патріотической печатью, ука- жемт, лить па то, что пронесшаяся въ 1905 году надъ школой волна рево,тю- ціопио забастовочнаго безумія и вылив шаяся затѣмъ ВТ, чистую форму „авто- іюміюіі анархіи^, недавно гро.зила под няться вновь II погубить послѣдніе, со хранившіеся ('ще среди общеіі руины, остатки школы, способные къ возрож денію. ' 3. Работающія надъ ра.зрушепіемъ Рос сіи темныя революціонныя сшіы не мо- rvm мириться съ тЬхгь, что .драгоцѣн ное со.здапіе народнаго духа и лучшихъ,; одаренныхъ умовт, страны—наша школа еще держится и кое гдѣ пытается воз родиться. Д .ЧЯ маніяковъ ііазрушенія, безумныхъ евреііско-инородческпхъ рево- .люціонеровъ и ихъ русскихъ союзни- ковт, пламеннымъ н демоническимъ же ланіемъ является одно, что-бы нигдѣ, ни въ какой области государственной жиз ни, я въ особенности въ школѣ, не было и признаковъ возрожденія и упор.чдо- чеііія, которое })исуетт, имъ не раньше, какъ ІЮ установленіи у пасъ „кадетской ресііуб.тнки“, или хотя бы кадетскаго министерства. Огромный матеріа.чыіый и культурный вредъ д.ля Россіи всякихъ забастовочныхъ разстройствъ и нокуше- нііі особенно цѣненъ въ гла.захъ темныхъ силъ въ такіе моменты, какъ настояпцй, когда быстро двигаюпіееся колесо міро вой жизни выдвигаеть такіе историче скіе вопросы, какъ, напримѣръ, Восточ- ныіі вопросъ, въ разрѣшеніи котораго ослабленная и разстроенная Россія пе можетт, принять такого участія, какое диктуется ея историческоіі ролью и на значеніемъ. П, вообще, всѣ разсчеты свои репо.люціоішо - инородческіе э.чементы строятт, только на разслабленіи, даже раз.чоженіи Россіи. Отсюда идетт, тогь скрежетъ зубовный, который пронесся но всему революціонному стану по по воду признанія на посгь министра на роднаго просвѣщенія А. И. Шварца, съ энергіей п знаніемъ, въ сознаніи своего государственнаго долга, принявшагося за дѣло возрожденія пашей школы. 4. Казалось бы, что псѣ благоразумные элементы общества, проникнутые госу дарственной идеей и сознаніемт, надіо- иа.лыю-])усскихъ нптересовъ, встрѣтить трудъ министра А. Н. Шварца на по прищѣ народнаго просвѣщенія, такъ раз строеннаго его предшественниками, не иначе, какл, ст, глубокой ііризнатель- иостью и горячимъ нравственныхп, со- чувствіемт,. Къ сожа.лѣііію, миндальный либера.ли.змъ, партійное легкомысліе и близорукое отношеніе къ яв,леиіямъ го- суда рстшчіной ясизіш II неумѣніе раз- би[)яться въ иптригахт, враговл, госу дарства, увлекли на путь пресловутой „оппозиціи“ министру народнаго п{ю- свѣщенія А. Н. Шварцу и нѣкоторые круги патріотическаго общества, а глав- нымт, образомт. госіюдствуюіцую партію Государственной Думы, такъ назыв. „ок- тябрпстовъ“. Обхаживаемая „кадетаміО, эта партія, в.мѣсто того, чтобы нрисоеди- іштг, спои голоса въ Думѣ кт, той на- ціоналыю-патріотнческоіі группѣ, кото- ))яя выражала сочувственную іюддеряску дѣж’елыюстн министра А. Н. Шварца, перекинулась въ „оітознц ію“ и дала увлечь себя вт, задуманный заговоръ и агитацію вокруіч, высшей школы. Нити этого заговора те})яются въ скрытыхъ вт, настоящее время еврейеко-ннородческихъ революціонныхъ комитетахъ. Послѣдст віемъ всего этого возникла и агптащя внѣ стѣнъ Государственной Ду.мы, осо бенно послѣ того, какъ соединенная съ „октябристами“ „оііпозиція“ санкціопн- іювала достигнутыя „захватами“ право- iiajiyiiieniH, допустивъ себя даже до на глаго митинговаго свиста но поводу ука занія товарища.министра народнаго про свѣщенія г. Улішпова на то, что „зах ватныя“ правонарушенія противорѣчатт, сущес7Пвующему закону. Дѣйствуя со.ли- дарію II въ дальнѣйшей стадіи начатой изъ Таврическаго дворца агитаціи, легко достигли того, что взбудоражили реію- люціонно-оргаинзованпыя части студен чества, стоящія въ авангардѣ нё іюло- Яѵившей еще оружія еврейско-инород ческой революціи. 5. Не можетт, подлежать никакому со мнѣнію, что безъ агитаціи изъ 'Гаврн- ческаго дворца и внѣ его, такой затруд нительный для квалификаціи поступокъ, какой проявлеігь совѣтами Петербург скаго, Московскаго и Харьковскаго уни верситетовъ, не имѣчъ бы мѣста, ибо, какъ ни деморализованы ученыя кор пораціи сихъ университетовъ, но онѣ не взяли бы па себя рискъ без'ь „парла ментской “ поддержки разыграть весь нронсходившій на нашихъ глазахъ воз- .мутителыіын п безумный профессорско студенческій забастоБОчныіі кавардакъ. Но независимо отт, этого,—глубокаго н безпощаднаго осуященія заслуживаюп, тѣ профессора и преподаватели высшеіі школы, которые, забывъ совершенно долгъ и совѣсть, ш’рают'ь на демагоги ческой струнѣ, раздражая ст, каѳедры ненормальное настроеніе юношества н не отказываясь прибѣгать для этого даже к-ь неумѣстнымъ для ученыхъ мужеіі разнымъ эмблемамъ, а равно не останав ливаясь съ этой цѣлью передъ такоіі низкой лестью студенческой толпѣ, для которой трудно даже найти достаточно сильное и соотвѣтственное названіе... 6. Довѣряя твердости правительствен ной власти II неизмѣнности вѣрно взя таго направленія въ примѣненіи мѣръ для вразумленія тѣхъ изт. заблудших'ъ, кто еще юь этому спосюбенъ, нельзя въ то же время не остановить вниманія на бросающемся въ глаза недостаткѣ мѣръ къ предупрежденію безчинствъ, вытека ющихъ изъ никѣмъ неразрѣшенныхъ сборищъ тысячныхъ толпъ бездіхчыіи- чающихт, юношей, выносящихъ дикія уіезолюдіи, свндѣтельствудіщія о заба стовочномъ умственномъ инравственномъ самоубійствѣ ихъ. Является непонятнымъ, почему такія сборища не предупрежда лись вмѣшательствомт, вігішніей власти, или если оіш „безъ надлежащаго рнзрѣ- шенія“ улсе состоялись, то почему участ ники нхъ не были арестованы, перепи саны и подвергнуты то.му нлн иному на казанію. Въ то же время совершенію непонятнымъ является безпрепятственное допущеніе этнхь, предающихся умствен ной „голодовкѣ“, юношей въ стѣны учрежденія, въ которомъ намѣреваются, гііми или инымн мѣрами, обезпечить осуществленіе права учнті,ся и трудиться для тѣхъ, кто этого желаетч,. Непонятно это потому, что кромѣ создающагося изъ такой обстановки психологическаго гнета дая желающихъ заниматься, становится прямо невѣроятнымъ, чтобы находящіеся неизвѣстно для чего, тугь же рядомт, съ ними, какихъ нибудь 2000 „во имя политической идеи“ бастующихь и ба клушничающихъ, пе мѣшали нхъ заня тіямъ. 7. Полагае.мъ, что обнажившаяся вт. такихъотталкивающихъ чертахъ и раньше. а въ послѣднихъ забастовочныхъ высту пленіяхъ особенно, деморализація мно гихъ ученыхъ корпорацій дѣлаетъ не вѣроятнымъ, чтобы прн окончательномъ установленіи законодательнымъ путемъ строя высшей школы, можно было ію- .тожиться на нихъ въ дѣлѣ возраждеиія школъ II развитія нхъ иутемт, системы широкаго самоуіірав.тенія. Признавая ВТ. то же время принципъ академиче ской свободы, т. е. свободы научнаго преподаванія, какъ условія, вытекающаго изъ се.мействъ академическоіі науки, ію- лагаехгь возможнымт, лишь въ этихъ рамкахъ признать допустимымъ и благо пріятнымъ нача.то академическаго само управленія. Давая академическую сво боду, государство не должно связывать никакихъ правъ съ свободнымъ усвое ніемъ академическихъ знаній. Что же касается такъ назыв. „автономіи", поро- днвшеіі въ умахъ такой сумбуръ и та кія крайности, какъ стремленіе къ не- зависнмости онь государства и къ эк стерриторіальности, не говоря уже объ освобожденіи отъ всѣхъ государствен ныхъ законовъ, то едва ли на этой боль- ноіі выдумкѣ, рожденной нашеі’і заба стовочной и захватноіі революціеіі, можно серьезно останавливаться. 8. Широію, строго, полно іі наилучше организуя школы въ смыслѣ осущест вленія ихъ научныхъ задачъ, необхо димо въ то же время тщательно очистить школы отт. того сора, который внесли въ іінхъ разнаго рода студенческія ор ганизаціи II неизбѣжно вытекающее изъ нихъ „представнте.іьстпо“. Окончатель ное II безповоротное устраненіе всѣхъ такихъ организацій, проіштапныхъ поли тической отравоіі, какое бы названіе онѣ пе поспли, а равно и всякаго рода не лѣпыхъ сборищъ (сходокъ), является ііе- обходнмымт. условіемъ какъ для оздо- роатепія и улучшенія студенческой среды, так'ь и для безнрепятственнаго роста п развитія научныхъ требованій и предъ- яв.тяомаго на основаніи ихъ труда и серьезнаго использованія времени, нынѣ безпутно растрачиваемаго на г.туіюе озо})Ство и нелѣпое политиканство. ”Всѣ уклоняющіеся отъ научныхъ цѣлеіі сво его пребыванія въ школѣ и проявляющіе своеволіе скопомъ, а равно участвующіе въ устаіюплеішыхъ но „оовободитеѵЧь- иому" календарю забастовочныхт, тор жествахъ—до.тжііы подлежать немедлен ному увольневію .властью ])сктора. 9. Нельзя не высказать также п того соображенія, что наши высшія школы, ставшія сборнщехгь многихт, тысячъ мало- культурноіі и почти совсѣмъ нѳднсцин- линщюванной молодежи, будучи госу дарственными учііеждеііінмн, до.!ілшы быть подъ устаіюв.чеішой законош, ох- ратюіі общей власти, ибо мѣстная учеб ная шіаеть, располагающая служебнымъ органомъ надзора, можегь быть лишь разсчитана на іюддеряіапіе порядка прн нормальномъ теченіи академическоіі жиз ни, а равно и на предупрежденіе вся кихъ попытокъ нарушенія его. Д'Ьло же общеіі в,тасти пресѣкать всякое своеволіе толпы и ограждать государственныя учрежденія, имѣющія столь важное зна ченіе, отъ всякихъ злонамѣренныхъ и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz