Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)

9 г о л о е ъ и о Р я Д К А, J\o 2 цессы ирііходіітгі іа, концу, чуікеядная ;кизш>, ісото])ою жили опи, едва ли пе­ реживетъ ИХ 'Ь“ . 5) ТІптня прапствеішое чувство и соз­ давая добрыя іірнвычкп, т. е. воспиты­ вая волю, религія оказываі'тт. огромное вліяніе II па {іазсудочную сторону чело­ вѣка и па этомъ поиріпцѣ близко со- п^іикасается съ наукой и просвѣщеніемъ, іціевосходя их'ъ. Всѣ челові.ческія науки являются в'ъ сущности исканіемъ Бога, стремленіі'мт. кт> вѣчному и уііиве})салъ- ному. Въ этомъ неумирающая ирслесті. научнаго знанія. Лицомі. къ. лицу съ этимт, вѣчнъімъ, псемогущим'ъ, вездѣсу­ щимъ и безконечнымъ ставиті. пасъ и ре.тигія. Она естъ постоянное ст{іемленіе к'і, познанію безконечнаго. Являясі. нро- водником'ъ этихъ стремленій, Церковь всегда была первымъ аностоло.мъ про­ свѣщенія. Начало наіііеіі киижноіі уче­ ности совиадает”ъ съ началом'ъ введенія у наст. христіанства. Це]я;овъ стхю'шіа 111 колы; ВТ. темные вѣка варіиціетва Цер­ ковь была х{)ашітелъницен и двигателъ- ииц(чі знанія. Почти всѣ евх-онейскіе уни­ верситеты основаны духовными князъя.ми, епископами, свящеиинками, моиаха.мн. ІІХЮСігЬщая [іазум'ъ, х)елигіи воспиты­ ваетъ его ВТ, истинно-научномъ духѣ: духѣ скхіомиостн, сознанія своеіі слабо­ сти, остороікнаго отношенія къ ті.мт. до­ гадкамъ, котохіыя являются хіезз’лътатомъ наз'чиыхъ нзелѣ/дованій. Религія спа­ саетъ 'умъ ученаго изслѣдовате.тя отъ сме])тііаго гхіЬха самоумѣреиностн и гор­ дости, являющагося главнымъ нхіенят- ствіемт. научнаго нхюгхіѳсса. Воснитанныіі Хіелигіей ѵ’ченый ихіекрасно сознаетъ, что то, что мы знаемъ, неважно, а что важ­ но, того мы не знаем'ъ. ііаука ставиті. важнѣйшіе вонхюсы жизни и духа, по отвѣта на ннхт., кіюмѣ иѣкотохіыхъ до- гадок'ъ, не даетъ, это прекрасно выхіа- жено ВТ. ішвѣстномъ стнхотвохіеніи Геіі- не: „Вопросы^ Ночью надт. берего-Ч'ъ шумнаго моря Юноша гхіустиыіі стоитъ; Ііолныіі сомиѣні.я, ст. тоскою на сердцѣ Такъ онт. волнамъ говохштъ: _0, разхіѣшите мнѣ яшзни загадку. „Вѣчно тревожпыіі и стхіашный вонхюсъ! „Сколько головъ безнокоііныхт. ТОМИЛ'Ъ ОН'Ь, „Сколі.ко нмъ муки принесъ! „Головы въ іероглифныхъ киѳарахъ, „Въ чехшыхъ беретахъ, чалмахъ, „Вт. иудііѣ, и головы всякаго рода „Бились надъ этимъ вонхюсомъ въ сле­ захъ! „Кто же миѣ скажетъ, что тайна отъ вѣка, „Въ чемъ состонтт. существо чело­ вѣка? Куда онъ идетъ? надт. зві'.здами гкивстъ!.... Катятся волны съ нхъ шумомъ обыч­ нымъ; Вѣтеръ несется и тучи несетъ; Звѣзды мерцаютъ въ бсіістхіастъи нри- вычном'ъ: Бѣдны іі безумецт. отвѣта все ждетъ!.... Отвѣты на вонхюсы котохн.іе остав.тнетъ откхіытыми наука, моясетъ датъ только Х>елигія. Она указываетъ цѣ,ти д.тя на- шеіі д'Ьітелъности и этимт. іі])едонх)сдѣ- ляетъ все поведеніе и ЯѵИ.знъ человЬка. і>езт. этихт. указанііі дѣяте.чъностъ чело­ вѣка подобна безиомощнымт, и безноря- дочны.м'ъ двиѵкічііямъ судна на мох>ѣ „б(‘.іт. хіу-'і^і ” оезт. в1'.трилт.“ ВТ. сил}' извѣстныхъ условііі обстановки н быта, людей самоотвехіженныхъ, онъ указа.тъ, что вт. данную минуту Кав- ка.зт. стхіадаетт. отсз'тствіемт. людеіі. За- снм'ъ, обхіатившнсъ кт. вы- Хіабатываемымъ Цамѣстникомт. на Кав­ казѣ, онт. указа,тт., что Кавказу необхо­ димы шихюкія .тибехіа.тъныя земскія х'*^- фохімы, КОТОХИ. 1 Я въ настоящее вх>емя выхіабатываются н д.тя Россіи, и нуяшо полагать, что вт. тотъ моментъ, когда земічле люди пхшмутт. участіе въ мѣ- стноіі Яѵизии Кавка.за, эта ясизнъ вольется ВТ. нхіавилыіыя х)Л’С.:іа и отъ ихіестуино- стн не останется и тѣни. Вотъ, гг., основ­ ныя НО.ЛОЯЛЧ 1 ІЯ, высказанні.ія нхіедста- вителемъ Намѣстника Кго Имнехіатохі- скаго Величества на Кавказѣ бах). Но,:хь- де. ІІзт. всего того, что онъ (чсаза.тт., Хіазбихіаясъ вт, тѣхъ докумептахт. и вт. тѣхъ матеріа.лахъ, котохіые имѣются вт, нашемъ х>асноряЯѵенііі мы можемъ ска­ зать одно: онт. нхіавъ. то.тъко вт, том'ъ, что нанбо,:іѣе консерватнв- ным'ъ, наиболѣе стоіікимт. и вѣрнымъ населеніемт. на Кавказѣ являются му­ сульмане. Если на Кавказѣ хіусскоіі в,та- сти нуяіно на кого нибѵді, онихіатъся— онт. этого не сясаза.тт,, нодчехжнувъ лишь духъ консехіватизма .мусульманскаго на­ селенія—то то.тысо на мусх’лъмант., то есть, на то населеніе, кото]юе вт, .мин\-- тл’ гохіечн, переживаемой Россіи, нико­ гда не поднимало .знамени во.зстаиія, исклктчая нѣкотохіыхт, с.:іучаевт., и то то.тъко два раза нъ си.ту исключитель­ ныхъ обстояте.:іъствъ: въ Ц,агестанѣ вт. 1877 г. было волненіе и въ Закаталъ- ской области ВТ. 18(>;5 г., да ещевъЕли- савегиолі.ской губ. вт. началѣ 7<)-хт> г.г., когда во г.тавѣ мусулъмант. были по­ ставлены г|)у.зины и .мусуѵТьмаие техшѣ- .ли нхттѣсііенія отъ грузінгъ. Вт. это.мт, отношеніи мы моятемъ сказать открыто: то трудно отогнать тревожный вопхюсъ: не слишкрмт, ли опоздала задача воз- раягденія націона.тънаго духа въ Россіи? Но надобно вѣхштъ въ ясивотворящую силу націона.тыіаго духа. Вѣянія его уже чувствуются ВТ, х'усской ЯСИ311И, и мы смі..:іо отвѣчаёмт. на этотъ тревояліый вопхюст,: нѣ'гъ, нѣтъ! оиа не опоздала, задача возрожденія хіусскаго національ­ наго духа. Прочь, со.мнѣнія!.. Сто лѣ'гъ тому назадъ Гехі.манія—со- вхіеменная единая. Гехімаиія, могучая свон.мъ к'рѣнкнмъ націоналънымт, духо.мт, —была въ гохіаздо худшемъ положеніи, чѣмъ ВТ. какомъ находимся мы, вт. смы- „Какъ онт, нриходитъУ „Кто тамт, ввех>ху В. К. да! если Оы нраіштелг.ство на Кавказѣ оііира.чбсъ на .мусульманъ, Кавка.зъ не нхіедставлялт, бы того безумія нахюда, котохюе онт, ихіедставляетъ въ данную минуту, II мы могли бы быть совершен­ но снокоііны за будущее на Кавказѣ, какія бы политическія бухш и ос.тояніе- нія ни х)азхіаяхалисі, надт, Россіей. Но въ томъ то и горе, вт, томт. то и несла- стіе, что, къ глубокому соячалѣііію, какт, это будегъ видно изъ моихт. да.тънѣй- шихъ словъ, мусульмане вт, загонѣ, и онихіается власть на тѣхт,, котохіые иско­ ни являются нхютипшікамн х>У^^скаго вліянія и хзусскоі'і мощи,—опихіается на ахімянъ. Гг.! Если бы я обратилт, ваше вниманіе на тогъ или дхіугой фактъ изт. жизни Кавказа, если бы я выхіва.тъ только одно или дхіугое событіе изъ жизни Кавказа, то нхіедставите.тъ графа Вохюнцова-Дашкова бахюнт, Нолъде могъ бы мнѣ указать, что это единичныіі случаіі. Но я имѣю, и каяхдый изт. наст. имѣетт, счастливую возможность гохіаздо шнхіе, чѣмт, х>а.мки нашего заи]) 0 са, по­ ставить тему, б.;іагода])я тому, что она бы.іа хіасширена бах). Нолъде вт, его за­ пискѣ. (Продолженіе слѣдуетъ). Одна изъ нашихъ главныхъ задачъ. с,тіѣ упадка націона.тънаго духа. Г азсы- нанная иа мелкія госудах>ства, яхивущія каж-тое особнякомъ, вт, болѣе гі.сиомт, общеніи съ главными хіа.зсадішками кос­ мополитическихъ ученій, Гехіманія того вхіемени ихіедставляла ихіямо плачевное зх)ѣ.лиіце. Значите.тыіая ея частъ была захвачена ах)мія.ми Наполеона и нохіабо- щена духовно своимт, завоевате.те.мт,. Нѣмецкііі національный духт, допіе.тъдо ихіедѣловт. упадка. II вогъ при тако.мт. положеніи тогдашнеіі Гехіхіаніп нашелся че.товѣкт,, КОТОХ 1 ЫЙ х>'Ьшился выступитъ ст, ихіоиовѣдыо націона.тыіаго но.зхюж- деиія. Нхіавда, этотъ один'т. человЬкъ бы.тт, знаменитый фплосо(|)т,, <І)ихте, глу­ боко вѣхіившііі ВТ, чудотвохі^іую силу національнаго духа. Вт, одпоіі изъ сво- и.хъ публичныхъ лекцій онт, наиомнилт, слушателя.мъ видѣніе пхюхюка Іезекн.т.тя, рисовавшее еще бо.тѣе печальное ноло- я;еніе евхіейскаго нахюда, въ н.тѣну на чуячбннѣ. Не мѣшаетъ и намъ вспомнитъ это видѣніе. Вотъ оно (книга нхюхюка Іезекііыя ;57 гл., 1 —Ш). „Господъ вывелъ меня духомъ и по­ ставилъ ' меня схіеди ноля, и оно было полно костеіі. II обвелт, меня к'хіугомт, око.то нихъ, и вотъ весьма много ихт, на иовехіхности но.тя, и вотъ онѣ весьма сухи. II сказа.:п, мнѣ: сынъ человѣческій! ожнвутч, ли поди Боніе! мнѣ II сказа.тт, имт к о с т и СІИ.-' P4tb I М. Ііуришкеііча10ішОр»190года. (Продолженіе). Далѣе, говоря о побѣгахъ, онт, ска- зал'ъ, что адмшшстхіація на Кавказѣ ді-,- ла.:іа все для ихт. нхіедунрежденія. Оиъ коснулся язвъ мѣстной жизни и уі;азалъ, что тюрьмы не соотвѣтствуютъ тоіі нре- стушіости, которая замѣчается на Кавка­ зѣ, н что нотіііская, батумская, сухум­ ская, александхюіюлі.ская, эхшванская, шушннская и кахісская тюх>ьмы до.тясны бытъ хіасшихіены. Засимъ, неііеходя кт. том}', что на Кавказѣ тхіудно наііти лиі къ, котохіыя стояли бы на высотѣ своего служебнаго долга, ош. отвѣчалт,, что удалялись лица недостойныя, пчто адми­ нистрація ихіилагаетъ всѣ мѣхіы и ста­ ранія къ тому, чтобы лицамъ недостоіі- ны.мъ не бы.то тамъ мѣста. Засимъ, кос, нувшись того, что трудно іцнівлекать- Два вѣка нод[іядъ вехіхн нашего об­ щества, т. е. са.мшс в.:ііятелыіая его частъ, накачивались духомъ космополитизма. "^Іехіезт. щко.:ху, чехіезт, литехіатухіу, чехіезт, газеты и жухша.:іы, чехіезт. театхіа-тыпчо сцену и всяки.ми други.ми путями этотъ духт. ноетешчіно хіасіціостхіаиялся вшихіъ II вглубь,—сперва въ схіедніе с.тон об­ щества, а потомъ ВТ, ннешіе, и вт, на­ стоящее вхіе.мя коснулся ужесамыіі то.т- шины нахюдноіі,—пока нхіавда, .лишь иове]іхностно, г.:іавиымт, обхіазо.мт, гохюд- ской чехіии, фабричнаго люда и т. и. Но вѣдъ изъ гохюда и ст, ({іабхшкн .тюди возвхіащаются вт, деревню, а изт, дехіев- нн нахюдт, все болѣе и бо.тѣе тянется ВТ, гохюдт,, на ((іабрики, -^іа заводы, на промысла.— ВТ, эти обшихшыя н дѣятель­ ныя школы космополитизма, и тянется преимущественно дехіевенская мо.:іодежъ, которая іюлучаетт, здѣсч, окончатетіыіую шлифовку своего воспитанія. Да и вт, са.моіі дехіевнѣ ра.звѣ уже не нхюникаетт. тотъ же духт, космоно.титизма. Наша сельская интеллигенція и иолуинтелли- генція, щіащающаяся схіеди нахюда,— всѣ эти вхіачи, фелъдшехіа. ветехіииахіы, акувіерки, страховые агенты и т. д.,— развѣ они нс носители тогоже космопо­ литическаго духа? Самт, нахюдный учи­ тель нашъ— оігъ не илотъ отъ плоти тоіі же нашеіі гштеллнгенціи? II вотъ когда все это нхіиходитт. на .мысль Я сказа,тт.: Го.с- ты знаешь это. II ска.за.тъ изхіеки нхюрочество на кости сіи сухія! с.тушаііте слово Господне. Такт, говохіи.тъ Господь костямъ симъ: вотъ я введу духъ вт, васт, и оживиге. П обложу васт, жи.тамн, и выхющу иа васт, плотъ, и нокхюю васт. кожею, и введу вт, васт. духт., и ояшве- те, и узнаете, что я Господъ. Я и.зрект, нхюхючество, какъ новелѣно было мнѣ, и когда я прохючествовалъ, ихюизошелт, шу.М'ъ, и вотъ движеніе, и стали сб.ти- жатъся кости, кость ст. костью своею. II видѣлъ'я, и вотъ, ЯЛІ.ТЫ были на нихъ, и н.тотъ ньціосла, и кожа нокхіы.та ихъ сверху, а духа не было вт, нихъ. Тогда сказалъ онт, мнѣ: изхіеки нхюрочество духу, и.зх>еки пророчество, сі.іиъ человѣ- ческііі, и сказа.лт, духу: такт, говохштъ Господъ Ботъ: отъ четыхіехт. вѣтхювт, НХ 1 ИДИ духъ, и дохни на этихъ убнтыхт,, и они оживутъ. II я изхіекъ нхюхючество, какт. Онъ новелѣлт. мнѣ, и воше.тъ вт, нихт. духт,, и они ожили, и стали иа ноги свои—весьма, весьма великое іюл- чище“. — „Пустъ—говорилт. сіпіхте—и наша духовная жизнь, и наше національное единство лежатъ изсушенныя и разор­ ванныя, ілщт, кости ВТ, видѣніи нхюхюка; пусть они выцвѣтаютыі высыхаютъ нодт. бухія.ми, дождями и палящими лучами со.тица. ,П о животвохіящій духъ не не- |іеста.тт, еще вѣять, Онт, соединилъомехі- твѣвшія кости нашеіі національности, что­ бы ои'І, ве.тичеетвенно востали кт, новоіі жизніО П эта горячая іЯра ие обмаиу- .:іа нѣмецкаго фплосо((іа—натхііота. На нашихт, глазахт, Гехімаиія стала си.тыіѣе не то.тъко но.титнчески. но и вт, сознаніи всего ея нахюда, какт, могучій націо- на.тыіыіі моно.титъ. Знаемт, мы и секхіетт, этого націона.тыіаго во.зхюжденія Гехіма- иіи. За однимъ сГихте нос.тѣдова.ти другіе мужи совѣта и хіазума“. Госудахі- ственные .тюди, ученые, нхю({іессохіа, ли- техіатохіы, журналисты и т. д., и схіав- ните.тыіо ВТ, ксцюткое вхіемя нхюдо.таіа- телемт. дѣла, начатаго Фихте*, выстуни.тъ знаменитый „школыіыіі учит(ѵіъ“,—тотъ самыіі, которому Бисмаркъ и дхіугіе вожди побѣдоносныхъ ахі.мій обт.едиш н- ноіі Германіи, ііршшса.ти всю честь и славу йтестящихт, нобЬдт. надт. 4 'Г‘'Чйу- ,замн въ 187Гг. Школьный учнтеетъ про­ велъ націона.тыіую ігЬмецкую идею вт, сознаніе всего нѣ.мецкаго юиношества, ВТ, которомъ онт. восниталт, чувство на­ ціональнаго са.моува/кенія, чувства .тюб- ви кт, отечеству, чувство гохідости гехі- .мански.ми героями, германскимт. геніе.мъ, гс'Хіманскоіі исторіей, іціеданностъ i i a T j i i o - тнческому долгу и вѣхіу вт, вс‘.тикое нхгнзваиіе гехімаискаго нахюда. JI,'l'.iicTBii- те.тъпо, школьный учнтсѵн, пхіиготови.тъ, ВТ, х>ндѣ ноко.тѣній, ту несок|іушеиную націона.тыіуні .мощь, котохіая нобѣди.та Фхіанцію II еще побѣдила нахі- тикуляхшзмт, отдѣлыіыхт. нѣмецкихъ го- судахіетвъ, мѣшавшііі ихт. политическо­ му обт.ещииенію вт, великоіі Германскоіі имнехііи, котохіая хотя была нхювозг.та- шена иосл'І', Берсалъекаго михіа, но вт. сущности на ноляхъ битвъ уясе закаичи- ва.та свое обт.еднненіе, начатое значи­ тельно хіаныііе 11 и.менио вт, схищѣ нѣ­ мецкаго самосознанія, нанііап.тявшагося школъиы.мъ учитсктемт,. Не будемъ же н мы отчаиваться что слишко.мъ поздно выходнмт, на поле, усѣянное костями нашей національной силы. Будемт, вѣритъ, что животвохіящій Ііусскій духт,, со.здавщііі наше ве,тикое царство, еще не изсякт. вт, нашемъ на- Хіодѣ и что онъ ожнвитч. этн мехітвыя кости II воздвигиетч, ихт. для новой нхіеісхіасноіі и славной жизни. Но бу­ демт, помнитъ, что віціа безт. дѣлъ мехітва. Будемт. сами х>аботатъ, будемъ другихт. звать кт, хіаботѣ, чтобы хіаздутъ ВТ, большое пламя т.тѣющія искхіы на- ціоиіктыіаго самозианія. II прежде все­ го НХ 1 ИЛ 0 ЖИМТ. усилія, чтобы нхіивлечъ кт, нашей хіаботѣ нашего шко.тыіаго учи­ теля. Это естъ одна и.зъ главиыхт, нп- шихтл задачт., котохіую мы хотѣли освІ> титъ нримѣхюмт, нѣмецкаго школьнаго учнте.тя. Нономнимт. кстати другое. Еще въ шестидесятыхъ годахъ ироиктаго сто.гі,- тія, ОД1ШТ. и.зт, талант.тивѣйшихт, гла.- шатаевъ нашего нигилизма, извѣстный нисате.ті, Нисаревт,, весьма цинически совѣтовал'ъ, для успѣха нипшизма вг, Россіи „нхіежде всего ной.матъ та}іакана“, Хіазумѣя нодт, этимъ захватъ школьнаго дѣта ВТ, Х’уачі .тіодеіі его лагехія. Совѣтъ уналт, на благодарную почву. Съ тѣхт, НОХ 1 Т, охота на „таракаінС ие нхіекхіа- щаласъ, и мы знацмъ, ^іто эта охота, къ ве:шчаіішему несчастію Россіи, не ост;і- ласъ безхіезулътатной. Высшая наша школа уже вполнѣ „пойманный тара- канъ“. Схіедняя школа на иолдоіюгѣ къ тому же, какъноказа.ти недавнія событія, когда обхіазовался У'мі* те.лъскін C0K13T,, обт.единившій множество іціенодавате.пей охіеднихъ учебііыхт, за­ веденій. Ннешая школа точно такясе давно въ положеніи .ловимаго тарака­ на, н точно также событія нос.лѣднихъ лѣтъ обнаружили среди сельскнхт, учи­ телей множество хютивыхъ дііятелеіі ре­ волюціи, особенно но части х>сво.люціон- ной пхюнаганды вт, сельскомъ пасссіе- ніи. Не .легко бохютъся съ этимт, заста- Хіѣлы.мт, зломъ нашей жизни; но имен­ но сюда надо направить борьбу въ нехі- вую го.лову. Но х^У^^ской пословицѣ, клинъ надо вышибать клиномт,. кто в.тадѣетт, школьнымъ дѣломъ, тотъ вла­ дѣетъ народноіі душоіі. П если мы хо­ тимъ найти достунт, къ нахіодной душѣ для укхіѣнленія въ ноіі націотѵи.наго сознанія, мы должны стхіемитъся вся­ чески стать хозяевами въ хіусской шко­ лѣ II оттѣснитъ отъ нея всякіе э.темеи- ты, сознате.лыіо или безсознательно нхіевхіащающіе ее вт, охіз'діе искорененія и погашенія національнаго духа Иіко.та до.тяѵііа стать націоналыюіі, или І'оссія пехісстаиетъ существовать какт. великая нація. Руссній націоналистъ. Земскій отдѣлъ. Во внесеінюмъ въ ГосзѵйЧ^ствениую Думу .закоиоіціоеістѣ о волостномъ и по­ селковомъ уіі[іавленіи ихіедусмотхгЬиобы­ .то исключеніе изт, избирателыіыхт, соб- ранііі ТО..ТГ.КО лиц'ъ, іюдвехігшихея но су- дебиомз" ндіиговоіуѵ’ лишенію или огхіаии- чеиію нхіавт, состоянія .либо исключенію со слчлкбы. Пхиі такой х>сдакціи .заідиіа выбохіжцы и дхіугіе ію.титическія дѣяте­ ли, не лишенные іі])авт, ио с\'ду, соххія- ніі.ли іціаво участвовать вт, мѣстномъ управленіи. Тене[іъ законопроектъ этотъ взять ми- ішсті'хіство.мт, об}іатио и возвращенъ ст. дополненіями, но котохіымт, эти категоріи лицт, изъ охігановт, мѣстнаго самоунрав- .ленія зщтііаияются. — Комитет”!, но зем.те\'стхюнте.лі,нымт, дѣтямъ, но.тучивт, отъ мѣстныхт, своихл, охігановт, Х 1 ЯДТ, заяв.теиій о необходимости измѣненія уетанов.тешіаго порядка выда­ чи сслѵі'ъ крестъянамт, на .землез'стхюй- ство, хБшш.тт, ікшѣиитъ существующія на этотъ счетъ щіави.та. Комитетъ, но словамъ „Нов. Вхк"! отмі'.ни.тт, всЬ из-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz