Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)
9 г о л о е ъ и о Р я Д К А, J\o 2 цессы ирііходіітгі іа, концу, чуікеядная ;кизш>, ісото])ою жили опи, едва ли пе реживетъ ИХ 'Ь“ . 5) ТІптня прапствеішое чувство и соз давая добрыя іірнвычкп, т. е. воспиты вая волю, религія оказываі'тт. огромное вліяніе II па {іазсудочную сторону чело вѣка и па этомъ поиріпцѣ близко со- п^іикасается съ наукой и просвѣщеніемъ, іціевосходя их'ъ. Всѣ челові.ческія науки являются в'ъ сущности исканіемъ Бога, стремленіі'мт. кт> вѣчному и уііиве})салъ- ному. Въ этомъ неумирающая ирслесті. научнаго знанія. Лицомі. къ. лицу съ этимт, вѣчнъімъ, псемогущим'ъ, вездѣсу щимъ и безконечнымъ ставиті. пасъ и ре.тигія. Она естъ постоянное ст{іемленіе к'і, познанію безконечнаго. Являясі. нро- водником'ъ этихъ стремленій, Церковь всегда была первымъ аностоло.мъ про свѣщенія. Начало наіііеіі киижноіі уче ности совиадает”ъ съ началом'ъ введенія у наст. христіанства. Це]я;овъ стхю'шіа 111 колы; ВТ. темные вѣка варіиціетва Цер ковь была х{)ашітелъницен и двигателъ- ииц(чі знанія. Почти всѣ евх-онейскіе уни верситеты основаны духовными князъя.ми, епископами, свящеиинками, моиаха.мн. ІІХЮСігЬщая [іазум'ъ, х)елигіи воспиты ваетъ его ВТ, истинно-научномъ духѣ: духѣ скхіомиостн, сознанія своеіі слабо сти, остороікнаго отношенія къ ті.мт. до гадкамъ, котохіыя являются хіезз’лътатомъ наз'чиыхъ нзелѣ/дованій. Религія спа саетъ 'умъ ученаго изслѣдовате.тя отъ сме])тііаго гхіЬха самоумѣреиностн и гор дости, являющагося главнымъ нхіенят- ствіемт. научнаго нхюгхіѳсса. Воснитанныіі Хіелигіей ѵ’ченый ихіекрасно сознаетъ, что то, что мы знаемъ, неважно, а что важ но, того мы не знаем'ъ. ііаука ставиті. важнѣйшіе вонхюсы жизни и духа, по отвѣта на ннхт., кіюмѣ иѣкотохіыхъ до- гадок'ъ, не даетъ, это прекрасно выхіа- жено ВТ. ішвѣстномъ стнхотвохіеніи Геіі- не: „Вопросы^ Ночью надт. берего-Ч'ъ шумнаго моря Юноша гхіустиыіі стоитъ; Ііолныіі сомиѣні.я, ст. тоскою на сердцѣ Такъ онт. волнамъ говохштъ: _0, разхіѣшите мнѣ яшзни загадку. „Вѣчно тревожпыіі и стхіашный вонхюсъ! „Сколько головъ безнокоііныхт. ТОМИЛ'Ъ ОН'Ь, „Сколі.ко нмъ муки принесъ! „Головы въ іероглифныхъ киѳарахъ, „Въ чехшыхъ беретахъ, чалмахъ, „Вт. иудііѣ, и головы всякаго рода „Бились надъ этимъ вонхюсомъ въ сле захъ! „Кто же миѣ скажетъ, что тайна отъ вѣка, „Въ чемъ состонтт. существо чело вѣка? Куда онъ идетъ? надт. зві'.здами гкивстъ!.... Катятся волны съ нхъ шумомъ обыч нымъ; Вѣтеръ несется и тучи несетъ; Звѣзды мерцаютъ въ бсіістхіастъи нри- вычном'ъ: Бѣдны іі безумецт. отвѣта все ждетъ!.... Отвѣты на вонхюсы котохн.іе остав.тнетъ откхіытыми наука, моясетъ датъ только Х>елигія. Она указываетъ цѣ,ти д.тя на- шеіі д'Ьітелъности и этимт. іі])едонх)сдѣ- ляетъ все поведеніе и ЯѵИ.знъ человЬка. і>езт. этихт. указанііі дѣяте.чъностъ чело вѣка подобна безиомощнымт, и безноря- дочны.м'ъ двиѵкічііямъ судна на мох>ѣ „б(‘.іт. хіу-'і^і ” оезт. в1'.трилт.“ ВТ. сил}' извѣстныхъ условііі обстановки н быта, людей самоотвехіженныхъ, онъ указа.тъ, что вт. данную минуту Кав- ка.зт. стхіадаетт. отсз'тствіемт. людеіі. За- снм'ъ, обхіатившнсъ кт. вы- Хіабатываемымъ Цамѣстникомт. на Кав казѣ, онт. указа,тт., что Кавказу необхо димы шихюкія .тибехіа.тъныя земскія х'*^- фохімы, КОТОХИ. 1 Я въ настоящее вх>емя выхіабатываются н д.тя Россіи, и нуяшо полагать, что вт. тотъ моментъ, когда земічле люди пхшмутт. участіе въ мѣ- стноіі Яѵизии Кавка.за, эта ясизнъ вольется ВТ. нхіавилыіыя х)Л’С.:іа и отъ ихіестуино- стн не останется и тѣни. Вотъ, гг., основ ныя НО.ЛОЯЛЧ 1 ІЯ, высказанні.ія нхіедста- вителемъ Намѣстника Кго Имнехіатохі- скаго Величества на Кавказѣ бах). Но,:хь- де. ІІзт. всего того, что онъ (чсаза.тт., Хіазбихіаясъ вт, тѣхъ докумептахт. и вт. тѣхъ матеріа.лахъ, котохіые имѣются вт, нашемъ х>асноряЯѵенііі мы можемъ ска зать одно: онт. нхіавъ. то.тъко вт, том'ъ, что нанбо,:іѣе консерватнв- ным'ъ, наиболѣе стоіікимт. и вѣрнымъ населеніемт. на Кавказѣ являются му сульмане. Если на Кавказѣ хіусскоіі в,та- сти нуяіно на кого нибѵді, онихіатъся— онт. этого не сясаза.тт,, нодчехжнувъ лишь духъ консехіватизма .мусульманскаго на селенія—то то.тысо на мусх’лъмант., то есть, на то населеніе, кото]юе вт, .мин\-- тл’ гохіечн, переживаемой Россіи, нико гда не поднимало .знамени во.зстаиія, исклктчая нѣкотохіыхт, с.:іучаевт., и то то.тъко два раза нъ си.ту исключитель ныхъ обстояте.:іъствъ: въ Ц,агестанѣ вт. 1877 г. было волненіе и въ Закаталъ- ской области ВТ. 18(>;5 г., да ещевъЕли- савегиолі.ской губ. вт. началѣ 7<)-хт> г.г., когда во г.тавѣ мусулъмант. были по ставлены г|)у.зины и .мусуѵТьмаие техшѣ- .ли нхттѣсііенія отъ грузінгъ. Вт. это.мт, отношеніи мы моятемъ сказать открыто: то трудно отогнать тревожный вопхюсъ: не слишкрмт, ли опоздала задача воз- раягденія націона.тънаго духа въ Россіи? Но надобно вѣхштъ въ ясивотворящую силу націона.тыіаго духа. Вѣянія его уже чувствуются ВТ, х'усской ЯСИ311И, и мы смі..:іо отвѣчаёмт. на этотъ тревояліый вопхюст,: нѣ'гъ, нѣтъ! оиа не опоздала, задача возрожденія хіусскаго національ наго духа. Прочь, со.мнѣнія!.. Сто лѣ'гъ тому назадъ Гехі.манія—со- вхіеменная единая. Гехімаиія, могучая свон.мъ к'рѣнкнмъ націоналънымт, духо.мт, —была въ гохіаздо худшемъ положеніи, чѣмъ ВТ. какомъ находимся мы, вт. смы- „Какъ онт, нриходитъУ „Кто тамт, ввех>ху В. К. да! если Оы нраіштелг.ство на Кавказѣ оііира.чбсъ на .мусульманъ, Кавка.зъ не нхіедставлялт, бы того безумія нахюда, котохюе онт, ихіедставляетъ въ данную минуту, II мы могли бы быть совершен но снокоііны за будущее на Кавказѣ, какія бы политическія бухш и ос.тояніе- нія ни х)азхіаяхалисі, надт, Россіей. Но въ томъ то и горе, вт, томт. то и несла- стіе, что, къ глубокому соячалѣііію, какт, это будегъ видно изъ моихт. да.тънѣй- шихъ словъ, мусульмане вт, загонѣ, и онихіается власть на тѣхт,, котохіые иско ни являются нхютипшікамн х>У^^скаго вліянія и хзусскоі'і мощи,—опихіается на ахімянъ. Гг.! Если бы я обратилт, ваше вниманіе на тогъ или дхіугой фактъ изт. жизни Кавказа, если бы я выхіва.тъ только одно или дхіугое событіе изъ жизни Кавказа, то нхіедставите.тъ графа Вохюнцова-Дашкова бахюнт, Нолъде могъ бы мнѣ указать, что это единичныіі случаіі. Но я имѣю, и каяхдый изт. наст. имѣетт, счастливую возможность гохіаздо шнхіе, чѣмт, х>а.мки нашего заи]) 0 са, по ставить тему, б.;іагода])я тому, что она бы.іа хіасширена бах). Нолъде вт, его за пискѣ. (Продолженіе слѣдуетъ). Одна изъ нашихъ главныхъ задачъ. с,тіѣ упадка націона.тънаго духа. Г азсы- нанная иа мелкія госудах>ства, яхивущія каж-тое особнякомъ, вт, болѣе гі.сиомт, общеніи съ главными хіа.зсадішками кос мополитическихъ ученій, Гехіманія того вхіемени ихіедставляла ихіямо плачевное зх)ѣ.лиіце. Значите.тыіая ея частъ была захвачена ах)мія.ми Наполеона и нохіабо- щена духовно своимт, завоевате.те.мт,. Нѣмецкііі національный духт, допіе.тъдо ихіедѣловт. упадка. II вогъ при тако.мт. положеніи тогдашнеіі Гехіхіаніп нашелся че.товѣкт,, КОТОХ 1 ЫЙ х>'Ьшился выступитъ ст, ихіоиовѣдыо націона.тыіаго но.зхюж- деиія. Нхіавда, этотъ один'т. человЬкъ бы.тт, знаменитый фплосо(|)т,, <І)ихте, глу боко вѣхіившііі ВТ, чудотвохі^іую силу національнаго духа. Вт, одпоіі изъ сво- и.хъ публичныхъ лекцій онт, наиомнилт, слушателя.мъ видѣніе пхюхюка Іезекн.т.тя, рисовавшее еще бо.тѣе печальное ноло- я;еніе евхіейскаго нахюда, въ н.тѣну на чуячбннѣ. Не мѣшаетъ и намъ вспомнитъ это видѣніе. Вотъ оно (книга нхюхюка Іезекііыя ;57 гл., 1 —Ш). „Господъ вывелъ меня духомъ и по ставилъ ' меня схіеди ноля, и оно было полно костеіі. II обвелт, меня к'хіугомт, око.то нихъ, и вотъ весьма много ихт, на иовехіхности но.тя, и вотъ онѣ весьма сухи. II сказа.:п, мнѣ: сынъ человѣческій! ожнвутч, ли поди Боніе! мнѣ II сказа.тт, имт к о с т и СІИ.-' P4tb I М. Ііуришкеііча10ішОр»190года. (Продолженіе). Далѣе, говоря о побѣгахъ, онт, ска- зал'ъ, что адмшшстхіація на Кавказѣ ді-,- ла.:іа все для ихт. нхіедунрежденія. Оиъ коснулся язвъ мѣстной жизни и уі;азалъ, что тюрьмы не соотвѣтствуютъ тоіі нре- стушіости, которая замѣчается на Кавка зѣ, н что нотіііская, батумская, сухум ская, александхюіюлі.ская, эхшванская, шушннская и кахісская тюх>ьмы до.тясны бытъ хіасшихіены. Засимъ, неііеходя кт. том}', что на Кавказѣ тхіудно наііти лиі къ, котохіыя стояли бы на высотѣ своего служебнаго долга, ош. отвѣчалт,, что удалялись лица недостойныя, пчто адми нистрація ихіилагаетъ всѣ мѣхіы и ста ранія къ тому, чтобы лицамъ недостоіі- ны.мъ не бы.то тамъ мѣста. Засимъ, кос, нувшись того, что трудно іцнівлекать- Два вѣка нод[іядъ вехіхн нашего об щества, т. е. са.мшс в.:ііятелыіая его частъ, накачивались духомъ космополитизма. "^Іехіезт. щко.:ху, чехіезт, литехіатухіу, чехіезт, газеты и жухша.:іы, чехіезт. театхіа-тыпчо сцену и всяки.ми други.ми путями этотъ духт. ноетешчіно хіасіціостхіаиялся вшихіъ II вглубь,—сперва въ схіедніе с.тон об щества, а потомъ ВТ, ннешіе, и вт, на стоящее вхіе.мя коснулся ужесамыіі то.т- шины нахюдноіі,—пока нхіавда, .лишь иове]іхностно, г.:іавиымт, обхіазо.мт, гохюд- ской чехіии, фабричнаго люда и т. и. Но вѣдъ изъ гохюда и ст, ({іабхшкн .тюди возвхіащаются вт, деревню, а изт, дехіев- нн нахюдт, все болѣе и бо.тѣе тянется ВТ, гохюдт,, на ((іабрики, -^іа заводы, на промысла.— ВТ, эти обшихшыя н дѣятель ныя школы космополитизма, и тянется преимущественно дехіевенская мо.:іодежъ, которая іюлучаетт, здѣсч, окончатетіыіую шлифовку своего воспитанія. Да и вт, са.моіі дехіевнѣ ра.звѣ уже не нхюникаетт. тотъ же духт, космоно.титизма. Наша сельская интеллигенція и иолуинтелли- генція, щіащающаяся схіеди нахюда,— всѣ эти вхіачи, фелъдшехіа. ветехіииахіы, акувіерки, страховые агенты и т. д.,— развѣ они нс носители тогоже космопо литическаго духа? Самт, нахюдный учи тель нашъ— оігъ не илотъ отъ плоти тоіі же нашеіі гштеллнгенціи? II вотъ когда все это нхіиходитт. на .мысль Я сказа,тт.: Го.с- ты знаешь это. II ска.за.тъ изхіеки нхюрочество на кости сіи сухія! с.тушаііте слово Господне. Такт, говохіи.тъ Господь костямъ симъ: вотъ я введу духъ вт, васт, и оживиге. П обложу васт, жи.тамн, и выхющу иа васт, плотъ, и нокхюю васт. кожею, и введу вт, васт. духт., и ояшве- те, и узнаете, что я Господъ. Я и.зрект, нхюхючество, какъ новелѣно было мнѣ, и когда я прохючествовалъ, ихюизошелт, шу.М'ъ, и вотъ движеніе, и стали сб.ти- жатъся кости, кость ст. костью своею. II видѣлъ'я, и вотъ, ЯЛІ.ТЫ были на нихъ, и н.тотъ ньціосла, и кожа нокхіы.та ихъ сверху, а духа не было вт, нихъ. Тогда сказалъ онт, мнѣ: изхіеки нхюрочество духу, и.зх>еки пророчество, сі.іиъ человѣ- ческііі, и сказа.лт, духу: такт, говохштъ Господъ Ботъ: отъ четыхіехт. вѣтхювт, НХ 1 ИДИ духъ, и дохни на этихъ убнтыхт,, и они оживутъ. II я изхіекъ нхюхючество, какт. Онъ новелѣлт. мнѣ, и воше.тъ вт, нихт. духт,, и они ожили, и стали иа ноги свои—весьма, весьма великое іюл- чище“. — „Пустъ—говорилт. сіпіхте—и наша духовная жизнь, и наше національное единство лежатъ изсушенныя и разор ванныя, ілщт, кости ВТ, видѣніи нхюхюка; пусть они выцвѣтаютыі высыхаютъ нодт. бухія.ми, дождями и палящими лучами со.тица. ,П о животвохіящій духъ не не- |іеста.тт, еще вѣять, Онт, соединилъомехі- твѣвшія кости нашеіі національности, что бы ои'І, ве.тичеетвенно востали кт, новоіі жизніО П эта горячая іЯра ие обмаиу- .:іа нѣмецкаго фплосо((іа—натхііота. На нашихт, глазахт, Гехімаиія стала си.тыіѣе не то.тъко но.титнчески. но и вт, сознаніи всего ея нахюда, какт, могучій націо- на.тыіыіі моно.титъ. Знаемт, мы и секхіетт, этого націона.тыіаго во.зхюжденія Гехіма- иіи. За однимъ сГихте нос.тѣдова.ти другіе мужи совѣта и хіазума“. Госудахі- ственные .тюди, ученые, нхю({іессохіа, ли- техіатохіы, журналисты и т. д., и схіав- ните.тыіо ВТ, ксцюткое вхіемя нхюдо.таіа- телемт. дѣла, начатаго Фихте*, выстуни.тъ знаменитый „школыіыіі учит(ѵіъ“,—тотъ самыіі, которому Бисмаркъ и дхіугіе вожди побѣдоносныхъ ахі.мій обт.едиш н- ноіі Германіи, ііршшса.ти всю честь и славу йтестящихт, нобЬдт. надт. 4 'Г‘'Чйу- ,замн въ 187Гг. Школьный учнтеетъ про велъ націона.тыіую ігЬмецкую идею вт, сознаніе всего нѣ.мецкаго юиношества, ВТ, которомъ онт. восниталт, чувство на ціональнаго са.моува/кенія, чувства .тюб- ви кт, отечеству, чувство гохідости гехі- .мански.ми героями, германскимт. геніе.мъ, гс'Хіманскоіі исторіей, іціеданностъ i i a T j i i o - тнческому долгу и вѣхіу вт, вс‘.тикое нхгнзваиіе гехімаискаго нахюда. JI,'l'.iicTBii- те.тъпо, школьный учнтсѵн, пхіиготови.тъ, ВТ, х>ндѣ ноко.тѣній, ту несок|іушеиную націона.тыіуні .мощь, котохіая нобѣди.та Фхіанцію II еще побѣдила нахі- тикуляхшзмт, отдѣлыіыхт. нѣмецкихъ го- судахіетвъ, мѣшавшііі ихт. политическо му обт.ещииенію вт, великоіі Германскоіі имнехііи, котохіая хотя была нхювозг.та- шена иосл'І', Берсалъекаго михіа, но вт. сущности на ноляхъ битвъ уясе закаичи- ва.та свое обт.еднненіе, начатое значи тельно хіаныііе 11 и.менио вт, схищѣ нѣ мецкаго самосознанія, нанііап.тявшагося школъиы.мъ учитсктемт,. Не будемъ же н мы отчаиваться что слишко.мъ поздно выходнмт, на поле, усѣянное костями нашей національной силы. Будемт, вѣритъ, что животвохіящій Ііусскій духт,, со.здавщііі наше ве,тикое царство, еще не изсякт. вт, нашемъ на- Хіодѣ и что онъ ожнвитч. этн мехітвыя кости II воздвигиетч, ихт. для новой нхіеісхіасноіі и славной жизни. Но бу демт, помнитъ, что віціа безт. дѣлъ мехітва. Будемт. сами х>аботатъ, будемъ другихт. звать кт, хіаботѣ, чтобы хіаздутъ ВТ, большое пламя т.тѣющія искхіы на- ціоиіктыіаго самозианія. II прежде все го НХ 1 ИЛ 0 ЖИМТ. усилія, чтобы нхіивлечъ кт, нашей хіаботѣ нашего шко.тыіаго учи теля. Это естъ одна и.зъ главиыхт, нп- шихтл задачт., котохіую мы хотѣли освІ> титъ нримѣхюмт, нѣмецкаго школьнаго учнте.тя. Нономнимт. кстати другое. Еще въ шестидесятыхъ годахъ ироиктаго сто.гі,- тія, ОД1ШТ. и.зт, талант.тивѣйшихт, гла.- шатаевъ нашего нигилизма, извѣстный нисате.ті, Нисаревт,, весьма цинически совѣтовал'ъ, для успѣха нипшизма вг, Россіи „нхіежде всего ной.матъ та}іакана“, Хіазумѣя нодт, этимъ захватъ школьнаго дѣта ВТ, Х’уачі .тіодеіі его лагехія. Совѣтъ уналт, на благодарную почву. Съ тѣхт, НОХ 1 Т, охота на „таракаінС ие нхіекхіа- щаласъ, и мы знацмъ, ^іто эта охота, къ ве:шчаіішему несчастію Россіи, не ост;і- ласъ безхіезулътатной. Высшая наша школа уже вполнѣ „пойманный тара- канъ“. Схіедняя школа на иолдоіюгѣ къ тому же, какъноказа.ти недавнія событія, когда обхіазовался У'мі* те.лъскін C0K13T,, обт.единившій множество іціенодавате.пей охіеднихъ учебііыхт, за веденій. Ннешая школа точно такясе давно въ положеніи .ловимаго тарака на, н точно также событія нос.лѣднихъ лѣтъ обнаружили среди сельскнхт, учи телей множество хютивыхъ дііятелеіі ре волюціи, особенно но части х>сво.люціон- ной пхюнаганды вт, сельскомъ пасссіе- ніи. Не .легко бохютъся съ этимт, заста- Хіѣлы.мт, зломъ нашей жизни; но имен но сюда надо направить борьбу въ нехі- вую го.лову. Но х^У^^ской пословицѣ, клинъ надо вышибать клиномт,. кто в.тадѣетт, школьнымъ дѣломъ, тотъ вла дѣетъ народноіі душоіі. П если мы хо тимъ найти достунт, къ нахіодной душѣ для укхіѣнленія въ ноіі націотѵи.наго сознанія, мы должны стхіемитъся вся чески стать хозяевами въ хіусской шко лѣ II оттѣснитъ отъ нея всякіе э.темеи- ты, сознате.лыіо или безсознательно нхіевхіащающіе ее вт, охіз'діе искорененія и погашенія національнаго духа Иіко.та до.тяѵііа стать націоналыюіі, или І'оссія пехісстаиетъ существовать какт. великая нація. Руссній націоналистъ. Земскій отдѣлъ. Во внесеінюмъ въ ГосзѵйЧ^ствениую Думу .закоиоіціоеістѣ о волостномъ и по селковомъ уіі[іавленіи ихіедусмотхгЬиобы .то исключеніе изт, избирателыіыхт, соб- ранііі ТО..ТГ.КО лиц'ъ, іюдвехігшихея но су- дебиомз" ндіиговоіуѵ’ лишенію или огхіаии- чеиію нхіавт, состоянія .либо исключенію со слчлкбы. Пхиі такой х>сдакціи .заідиіа выбохіжцы и дхіугіе ію.титическія дѣяте ли, не лишенные іі])авт, ио с\'ду, соххія- ніі.ли іціаво участвовать вт, мѣстномъ управленіи. Тене[іъ законопроектъ этотъ взять ми- ішсті'хіство.мт, об}іатио и возвращенъ ст. дополненіями, но котохіымт, эти категоріи лицт, изъ охігановт, мѣстнаго самоунрав- .ленія зщтііаияются. — Комитет”!, но зем.те\'стхюнте.лі,нымт, дѣтямъ, но.тучивт, отъ мѣстныхт, своихл, охігановт, Х 1 ЯДТ, заяв.теиій о необходимости измѣненія уетанов.тешіаго порядка выда чи сслѵі'ъ крестъянамт, на .землез'стхюй- ство, хБшш.тт, ікшѣиитъ существующія на этотъ счетъ щіави.та. Комитетъ, но словамъ „Нов. Вхк"! отмі'.ни.тт, всЬ из-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz