Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)
В'^ ШШЕРАТОРСКУЮ АКАДШІЮ НАУКЪ. Суббота 3 января 1909 года. ГОЙкЬ^ЗДАНІЯ ВТОРОЙ. Цѣна номера 5 копѣекъ. голосъ До 2 Выходитъ: по Воскресеньямъ, Вторникамъ, Нетвергамъ и Субботамъ. ♦ ♦ ♦ і Главною и непремѣнною своей задачей газета ставитъ служеніе идеѣ мирнаго правового развитія единой не дѣлимой Россіи на основѣ родной исторіи и народныхъ особенностей русскаго уклада жизни. Будучи внѣпартійной, но правой, газета постарается безъ враж ды и нетерпимости помочь обывате.чю ра.зобраті>ся въ его мѣст- ныхт, интересахъ п нуждахъ. Обраиіеио будетт) вни.маніе на нунс- ды мѣстнаго мѣщанства, исторію города Птьда, мѣстную злобу дня, выдающіяся событія въ Россіи и на всемъ свѣ-гѣ. По воз можности будегь сообщаться отчеП) о Государствеииоіі Думѣ. ♦ ♦ ♦ ♦ ш Подписка па газету прпппмается: п'ь редакціи У га;тетт.і. ТШІ()ГРА<І)ПІ ГАЗПТІЯ. конторѣ И. А. W Пвашоніепкопа. конторѣ бр. Ску(|)Т.ппых:ь. мага- Y зппах'ь: А. j\l. Якоіѵіепа и 11. 11. Семеіюпа. . W Редакторъ-Издатель I. Евснгнѣевъ. Ш !ПОРЯДКА І * е д а х с ц і я ^ Ш С а и е ж н а я ^ Дт С а п е л ъ е в о в с т ПЛАТА ЗА ОБЪЯРДЕНІЯ: за строку петита, впереди т. ш. въ Ч 4 сг. 20 кои., позади т. ІИ. въ ^т. ІО і;ои. По.задц текста для ліідь ішъущихт. труда .за 5 ст. 20 кои. Об'ьявлеиія годовыя, полугодовыя и мѣсячныя 110 соглашенію. ( Подписная щьна ШЕСТЬ рублей въ годъ, («еньшіе срока по50 коп. за(«іьсяцъ, ано- городна(і\ъ по60 коп, за ( й іьсяцъ . ^ Къ свѣдѣнію гг. сотрудниковъ. ^ Всѣ статьи Д.ТЯ помѣщенія въ газетѣ і должны быть доставлены за подписью 1 и съ адресомъ автора, безъ чего они ие- 2 чатаемы ікі будугь. 9 Рукописи обратно не возвращаются. ^ Редакторъ принимаетъ у себя на дому ^только по Воскресеньямъ, отъ 2—3 час. съ 15-го Я Н В А Р Я 3 КбйРІИРЬІ •^а н* ^ в ъ домѣ ГОРШКОВА на Манежной ул.,^^ '’Ж' ' iSi 45, 35 и 20 р. Можно осматривать;^ ОТЪ 12 ДО 5 часовъ дня. W it* 3—1 Е Л Е Ц Ъ . 3 января 1909 года. П'Ь пе[)вом’ь номерѣ бы.то сказано. НГО Россію спасеть любовь. Ио лю бовь бываетт> разная п разно ее •МОЖНО понимать. Мы, русскіе, не мало ліобплн п до спхъ норъ, но мы любили сАѣно. безъ разсудка н іпобп.тіі главным'ь образомъ своихъ пасынковъ. Своихъ дѣтей, сампхъ сббя. мы совсѣмъ не любп.тн и дср- жгктп вь загонѣ, въ нерііом’ь тѣлѣ. почему то сь крайинмі> недовѣ ріемъ относились къ себѣ, къ своп.мт. собствениымь силамт>. Оттоію и лег ко бы.то разнымъ „освободителямъ" ион.мать насъ на приманку всеобщей нюбвн п братства п только уікась п уразь русскаго „освободительнаго движенія" отрезвплп нас’ь. Пылкія воікделѣнія шюродцевъ, стремленія ихъ кт> сенаратпзму, митинговыя рѣчи, полныя злобы, иенавпстп и крови оттолкнѵлп лѵ'^і- піую часть пптеллпгетщін отъ лояі:- паго либерализма. Слово русское въ „прогрессивной" печати стало но- •зорным'ь, браішы.мъ: полунрофес- сора— (кадетскіе) гоняясь за дхчшмюй популярностью, предложили да;ке уничтоѵкнть самое слово Россія. Пт> ^-tTOMT, случаѣ чес'гь н с:іава Союзу Пусекаго Парода. Онъ одшгь вынесъ па свопхт. п.течахъ освободительное движічііе, своею кровью п многими жертвами освятилъ и занечатлѣль русское національное самосознаніе. Пеистовая з.лоба и к.тевета. привѣт ствовавшія нароягденіе Союза только іѵііѣіічс силоти.тн союзинковь. заста вили примкнуть к'ь нпм'ь новыя, свѣжія силы, а милостивыя Царскія с.'іова. къ Союзу еще болѣе подняли лухъ II увеличн.тн его силы. Это Gbi.io вре.мя расцвѣта Союза. По. п по всякомъ самомъ лучше.мт. нашемт. пачннанін есть свое но. Эти.мъ но явилась та вѣковая славянская ріхшь. 4’п вѣчное недовѣріе ігь себѣ, кь свон\п> силамъ. Пача,лись раздоры, пьшла шювь переоцѣнка цѣнностей. Педавнін раскол ь и распря двухь ппавныхь лнде]ювь. послѣдняя рас пря Одесскнх'в союзинковь сь Одес- скнмь ()тдѣ.томі. Русскнх'ь людей все ;^то—очень печальные (|)акты. Главная причина, :-)тнхъ фактовъ, что мы еще но умѣемз, ікнть обще ственной ялізныо, не нрнвыіѵіп политиканствовать. Мы прнвыіѵлп ютиті.ся но своимъ іюрка.мтД нря- іагься в'і. свою скорлупу, по у.мѣемъ Д.ТЯ общаго блага ностуниті.еи сво имъ н, пожертвовать свопмь само любіемъ. Другой нашъ недостатокъ, что мы, сь горечью надо въ ітго.мь со знаться. слишкомъ мало образованы, и ма,:ю того, въ насъ нѣтъ любви къ знанію. Есть ли въ Европѣ дру гая страна, которая таігь ма.то бы знала своихъ соеПдой, какъ Россія. Много ли у пасъ серьезныхь и хо- рошнхт> онпсапій даяѵе пашей бли жайшей сосѣдки Германіи, не говоря уже о друпіх'ь странах'ь?! Поть еще Китай да Манчжурію .мы знаемъ нѣсколько лучше. Труды Кіонера, описанія Манчягуріи и Кореи— ішда- нія .министерства финансовъ и нѣ которыя другія... Jl,a зач'Ьм'ь намі> ходить так'ъ далеко. Много ли Ель- чаігь знаютъ исторію своего города, своего уѣзда и интересуются ли они ;-іти.мь? Много ли русекнх'ь знають свою исторію II знаюгь осіювате.тыю?! Мѣстному Отдѣлу С. Р. И. и Обще ству „Образованіе" надо обратить на это віш.маніе и заняться исторіей, если они хотятъ привлечь народ'ь, ее.тн хотятъ дать е.му хлѣба, а не ка.мень. Я ду.маю, что нсдатеко то время, когда нерестанутт> люди по- .тнтншінствовать, а займутся б.:іагим'ь II святы.м'ь дѣлом'ь— нросв'Ьщеніемъ массы. ДѢ.ЛО не іѵь но.тнтпкѣ, не вт> борг.бѣ с'ь нравнтельством'ь, не вт> борьбѣ изъ за власти, а вт> раскрѣ пощеніи народа отъ его исконныхъ врагов'ь невѣяюства и пьянства и неразлучныхъ ст> нпмп снутннконъ бѣдности II разврата. Воть :чта то любовь къ на[)оду, к'і> родинѣ воз родить и спасетъ Россію. Пуяліо начать ст. малаго, но на чать сь любовью, С'Ь irhpoio въ свііе дѣто, бв-зъ задней мысли, безъ злобы II ненависти к'ь кому бы то ни бы.то. Но не ст. рефератовт. но (}ш.тософін II лекцій, какъ это сдѣтало общщ-тво „Образованіе", а надо начать ст. HjiocTOH гра.мотіюстн. Одінгь нзт. ч.кчіовь О-ва „Обііазованіе" восхн- ща.тся II ноііаяѵался знаніями и на читанностью нѣкоторых'ь мѣстиых'ь ельчанъ. По что пользы отт. нтого знанія, ес.;ін .масса инертна н не культурна. Пуяліо массу едѣіаті. дѣеспособной II знающей, а не от- дѣлыіых'ь личностей или кріріски. А для этого надо привлечь среднія силы, чтобы массу пріохотить прак тической пользой отт. собраній. и С'Ь полиціей не придется воевать, ното.му-что та же полиція, если увн- днть, что дѣло пдетт. не о нрона- гандѣ, не о пеііонятш.іхт. часто для полиціи вещахъ, а о грамотности, ііростых'ь чтеніяхъ ио исторіи, исто ріи литературы, отрывкахъ изъ со чиненій русскііх'ъ ілтассическнхъ писателей, курсахъ бухгшттерііі, арнѳ- метпкн, гигіены плп языков'ь, кромѣ снасиба ничего не скАяш'гь, Вотт. чѣмъ бы слѣдовало поза няться как'ь мѣстному Отдѣлу’С.Р. II., такъ п Обществу „Образованіе", да II разработать ігь комитстахт. деталь но отдѣтыіые пункты занятій. Люб ви II времени потребуется не мшто, но не мало найдется п лнц'ь еъ средними силами, іютовыхъ порабо тать па народной пивѣ. о значеніи религіи въ воспитаніи (Окончаніе). Гордость ведеть многихъ людей науки, воображающихъ, что они все знаютг., или все могугь узнать, и кт. безбоагію ате изму. Гордость погубила Льва Толстого, величайшаго художника пера, когда сла ва и лесть внушили ему идею о томт., что оіп. (всемірное соліищ), и оіп. ста,лт. ііомыш.тять объ осиоиаиіи новой [іелигіи. Ставя гордость въ главѣ семи смерт- шіхъ грѣховъ как'ь первую ступеш. па денія человѣка ре.лигія воспитываетт. иаст. ВТ. томт. идеалѣ смиренія, кото])ый созда.тъ святую Русь и который такъ іюзтически выражеігь „чериос()тешіымт.“ ііисаті'лемъ Тютчевымъ. Краіі родной до.тготерпѣиг.я, Краіі ты русскаго народа... Не иоймегь и ие оцѣиигі, Го[)ді.ій взорт. иноплеменный:. ^Іто скво.ит. и таііио свѣтитъ Въ наготѣ твоей смирешюіі..... Величайшіе добродѣте.ти, знанія и до стоинства обращаются вт. ве.тичаіішіе ио- роісіі, какт. то.тько въ душу человѣка ироска,чьзываД'т, го{)Дость: совершешгѣй- шій апге.ть обращается вт. сатану, .тюдн поставленные судьбою руководить наро- домт., его ученые книжники и философы дѣтаются вождями на iij-m къ гибели. Ни богатство, ни слава, ни здорош.е, пи иочетт., ни умт., та.лаиты и знанія не доллспы заставлять наст. ііодни.матт. свою голову, забываться, гордиться. Вт, этоіі великой мудрости молгегь воспитать иаст, одна только ])елигія. Только ВТ. религіи восігатаиш,іе люди могуть осуществить евангельскіе обще- етвеиные идеалы о братствѣ людей и ра венствѣ ихт. передъ Богомт., а не тѣ про никнутыя го})достью, зашісті.ю и нена вистью ученія, котоі>ыя такъ уси.т(чиіо въ цос.лѣднее ві>емя [іасиростраия.ти между ,,малыми сими“ соціалисты и кои- ституціошишеты. Религія и Церковь лучшіе руководи тели въ жизни и ВТ, воспитаніи мо.то- делѵи, чѣмъ отвернушиііісіі огі. источни ка всякой правды, свѣта и добро,дѣ>те.ти, отт. Бога, • человѣческій умт., іюрдыіі и одновременно безсильный. 4) Религія создала тѣ правствешіыя привычки общества, которыя подняли етю надъ у^ювиемъ животноіі ллізіш. Ре лигія и поддерживаетъ индивидуальную и общественную мораль. Религія восіш- тываетт. насъ вт. доброй нравственности и эта воспитательная роль въ шко.лѣ п внѣ школы, ппчѣмъ замѣнена быть не можетт,. Противъ этого обыкновенно воз- ражагогь указаніемъ на отдѣльные с.ту- чап, іѵогда люди, пе считая себя членами той или иной Церкви или далсе совсѣмъ не признавая бытія Божія, однако же отличаются строгими правами п нрав ственною жизнью. Если такая независи мость добродѣтельно]! :кпзни отт. религіи возможна по отношенію къ сотнѣ такихъ- то лицъ отчего она невозмояѵна ио от ношенію къ тысячѣ, къ десяти тысячам'ь и ко всему іюду 'человѣческому? lljie- красный отвѣть на такую аргументацію даетт. аигліііскій богословъ, философъ и моралистч, Бальфуръ (189.5 г., стр. 82, 8 . 3 ); „я ішчего“, говорить онъ, ,,не могу воз- разнтг, противъ фактовъ, па которыхъ основано такого іюда сужденіе. Я вовсе не желаю игпорщювать существованіе и ие уменьшаю заслуіп. этихъ б.лестящпхт, примѣровъ добродѣтели, не подаержи- ваемой религіей. Но, хотя факты вѣрны, разсужденіе на ппхт. основанное, не вы- держнваегь крнтіпаі. Біологи говорятт, намъ о норазнтахъ, которые жгівуіч. н могугь то.тько жить внутри тѣтъ живот ныхъ, болѣе высоко 0 ])ганизоиан!іыхъ, чѣмъ онн. Для нпхъ ихт, песчастныіі кормилецъ долженъ добыть пищу, пере варить ее и н{)евратить въ кор.мъ, кото- рыіі тѣ н ноглотятт, безъ усилія и усво ятъ его бе.ть т]іуда. Ихт. строеніе еа.м.чго нес,:южнаго і^арактера. Ихъ кормилецъ смотритъ за нихъ, а потому и.мъ совсѣмт, не нужны глаза; онъ слышигь за нихъ, а потому оші ие нуждаются въ ушахт.; ОІП, работаеть за иихт, и духмаегь за нихъ, а потому нмт, нужны то.тько сла бые мускулы и неразшгтаті нервная си стема. Но іиріапѣ .тн мы заключить изт. этого, что для жішотнаі’о міра шчгужны ші глаза, ни уши, ни сильные члены, НН сложные нервы? Все это не нужно на])азнту, потому, что все это есть у ихт, корми.льца, а когда кормн.тедт. ихт. по- гибиетт., наразитт, въ отсутствіи нужных'ь ему іцишадлежностей, обыкновенно гиб- нетт. н са.мъ... Такъ и съ тѣми .типами, кото])ыя утвеііждаіотъ, что нзт. ихт, при мѣра видно, что отсутствіе религіи njiaic- тически совмѣстимо съ сохраиеніемт, тѣхъ нраветвеішыхт, идеаловъ, которг.ге такт. сроднились ст, ]>е.лнгіо.зтюю ві.рой. Ду ховная яснзні. подобныхъ .лицъ от.тнчается также паразнтньши сіюііствамп: она за щищена убѣжденіями, ирішад.тежащпми, ие имъ, а обществу, часть KOTojiaro они составляютт.: она питается процессами, участія ВТ. которыхт, оии Н(‘ ирішимаюгь. А когда эти убѣлідепія иадаютт., а іцю-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz