Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)

В'^ ШШЕРАТОРСКУЮ АКАДШІЮ НАУКЪ. Суббота 3 января 1909 года. ГОЙкЬ^ЗДАНІЯ ВТОРОЙ. Цѣна номера 5 копѣекъ. голосъ До 2 Выходитъ: по Воскресеньямъ, Вторникамъ, Нетвергамъ и Субботамъ. ♦ ♦ ♦ і Главною и непремѣнною своей задачей газета ставитъ служеніе идеѣ мирнаго правового развитія единой не­ дѣлимой Россіи на основѣ родной исторіи и народныхъ особенностей русскаго уклада жизни. Будучи внѣпартійной, но правой, газета постарается безъ враж­ ды и нетерпимости помочь обывате.чю ра.зобраті>ся въ его мѣст- ныхт, интересахъ п нуждахъ. Обраиіеио будетт) вни.маніе на нунс- ды мѣстнаго мѣщанства, исторію города Птьда, мѣстную злобу дня, выдающіяся событія въ Россіи и на всемъ свѣ-гѣ. По воз­ можности будегь сообщаться отчеП) о Государствеииоіі Думѣ. ♦ ♦ ♦ ♦ ш Подписка па газету прпппмается: п'ь редакціи У га;тетт.і. ТШІ()ГРА<І)ПІ ГАЗПТІЯ. конторѣ И. А. W Пвашоніепкопа. конторѣ бр. Ску(|)Т.ппых:ь. мага- Y зппах'ь: А. j\l. Якоіѵіепа и 11. 11. Семеіюпа. . W Редакторъ-Издатель I. Евснгнѣевъ. Ш !ПОРЯДКА І * е д а х с ц і я ^ Ш С а и е ж н а я ^ Дт С а п е л ъ е в о в с т ПЛАТА ЗА ОБЪЯРДЕНІЯ: за строку петита, впереди т. ш. въ Ч 4 сг. 20 кои., позади т. ІИ. въ ^т. ІО і;ои. По.задц текста для ліідь ішъущихт. труда .за 5 ст. 20 кои. Об'ьявлеиія годовыя, полугодовыя и мѣсячныя 110 соглашенію. ( Подписная щьна ШЕСТЬ рублей въ годъ, («еньшіе срока по50 коп. за(«іьсяцъ, ано- городна(і\ъ по60 коп, за ( й іьсяцъ . ^ Къ свѣдѣнію гг. сотрудниковъ. ^ Всѣ статьи Д.ТЯ помѣщенія въ газетѣ і должны быть доставлены за подписью 1 и съ адресомъ автора, безъ чего они ие- 2 чатаемы ікі будугь. 9 Рукописи обратно не возвращаются. ^ Редакторъ принимаетъ у себя на дому ^только по Воскресеньямъ, отъ 2—3 час. съ 15-го Я Н В А Р Я 3 КбйРІИРЬІ •^а н* ^ в ъ домѣ ГОРШКОВА на Манежной ул.,^^ '’Ж' ' iSi 45, 35 и 20 р. Можно осматривать;^ ОТЪ 12 ДО 5 часовъ дня. W it* 3—1 Е Л Е Ц Ъ . 3 января 1909 года. П'Ь пе[)вом’ь номерѣ бы.то сказано. НГО Россію спасеть любовь. Ио лю­ бовь бываетт> разная п разно ее •МОЖНО понимать. Мы, русскіе, не­ мало ліобплн п до спхъ норъ, но мы любили сАѣно. безъ разсудка н іпобп.тіі главным'ь образомъ своихъ пасынковъ. Своихъ дѣтей, сампхъ сббя. мы совсѣмъ не любп.тн и дср- жгктп вь загонѣ, въ нерііом’ь тѣлѣ. почему то сь крайинмі> недовѣ­ ріемъ относились къ себѣ, къ своп.мт. собствениымь силамт>. Оттоію и лег­ ко бы.то разнымъ „освободителямъ" ион.мать насъ на приманку всеобщей нюбвн п братства п только уікась п уразь русскаго „освободительнаго движенія" отрезвплп нас’ь. Пылкія воікделѣнія шюродцевъ, стремленія ихъ кт> сенаратпзму, митинговыя рѣчи, полныя злобы, иенавпстп и крови оттолкнѵлп лѵ'^і- піую часть пптеллпгетщін отъ лояі:- паго либерализма. Слово русское въ „прогрессивной" печати стало но- •зорным'ь, браішы.мъ: полунрофес- сора— (кадетскіе) гоняясь за дхчшмюй популярностью, предложили да;ке уничтоѵкнть самое слово Россія. Пт> ^-tTOMT, случаѣ чес'гь н с:іава Союзу Пусекаго Парода. Онъ одшгь вынесъ па свопхт. п.течахъ освободительное движічііе, своею кровью п многими жертвами освятилъ и занечатлѣль русское національное самосознаніе. Пеистовая з.лоба и к.тевета. привѣт­ ствовавшія нароягденіе Союза только іѵііѣіічс силоти.тн союзинковь. заста­ вили примкнуть к'ь нпм'ь новыя, свѣжія силы, а милостивыя Царскія с.'іова. къ Союзу еще болѣе подняли лухъ II увеличн.тн его силы. Это Gbi.io вре.мя расцвѣта Союза. По. п по всякомъ самомъ лучше.мт. нашемт. пачннанін есть свое но. Эти.мъ но явилась та вѣковая славянская ріхшь. 4’п вѣчное недовѣріе ігь себѣ, кь свон\п> силамъ. Пача,лись раздоры, пьшла шювь переоцѣнка цѣнностей. Педавнін раскол ь и распря двухь ппавныхь лнде]ювь. послѣдняя рас­ пря Одесскнх'в союзинковь сь Одес- скнмь ()тдѣ.томі. Русскнх'ь людей все ;^то—очень печальные (|)акты. Главная причина, :-)тнхъ фактовъ, что мы еще но умѣемз, ікнть обще­ ственной ялізныо, не нрнвыіѵіп политиканствовать. Мы прнвыіѵлп ютиті.ся но своимъ іюрка.мтД нря- іагься в'і. свою скорлупу, по у.мѣемъ Д.ТЯ общаго блага ностуниті.еи сво­ имъ н, пожертвовать свопмь само­ любіемъ. Другой нашъ недостатокъ, что мы, сь горечью надо въ ітго.мь со­ знаться. слишкомъ мало образованы, и ма,:ю того, въ насъ нѣтъ любви къ знанію. Есть ли въ Европѣ дру ­ гая страна, которая таігь ма.то бы знала своихъ соеПдой, какъ Россія. Много ли у пасъ серьезныхь и хо- рошнхт> онпсапій даяѵе пашей бли­ жайшей сосѣдки Германіи, не говоря уже о друпіх'ь странах'ь?! Поть еще Китай да Манчжурію .мы знаемъ нѣсколько лучше. Труды Кіонера, описанія Манчягуріи и Кореи— ішда- нія .министерства финансовъ и нѣ­ которыя другія... Jl,a зач'Ьм'ь намі> ходить так'ъ далеко. Много ли Ель- чаігь знаютъ исторію своего города, своего уѣзда и интересуются ли они ;-іти.мь? Много ли русекнх'ь знають свою исторію II знаюгь осіювате.тыю?! Мѣстному Отдѣлу С. Р. И. и Обще­ ству „Образованіе" надо обратить на это віш.маніе и заняться исторіей, если они хотятъ привлечь народ'ь, ее.тн хотятъ дать е.му хлѣба, а не ка.мень. Я ду.маю, что нсдатеко то время, когда нерестанутт> люди по- .тнтншінствовать, а займутся б.:іагим'ь II святы.м'ь дѣлом'ь— нросв'Ьщеніемъ массы. ДѢ.ЛО не іѵь но.тнтпкѣ, не вт> борг.бѣ с'ь нравнтельством'ь, не вт> борьбѣ изъ за власти, а вт> раскрѣ­ пощеніи народа отъ его исконныхъ врагов'ь невѣяюства и пьянства и неразлучныхъ ст> нпмп снутннконъ бѣдности II разврата. Воть :чта то любовь къ на[)оду, к'і> родинѣ воз­ родить и спасетъ Россію. Пуяліо начать ст. малаго, но на­ чать сь любовью, С'Ь irhpoio въ свііе дѣто, бв-зъ задней мысли, безъ злобы II ненависти к'ь кому бы то ни бы.то. Но не ст. рефератовт. но (}ш.тософін II лекцій, какъ это сдѣтало общщ-тво „Образованіе", а надо начать ст. HjiocTOH гра.мотіюстн. Одінгь нзт. ч.кчіовь О-ва „Обііазованіе" восхн- ща.тся II ноііаяѵался знаніями и на­ читанностью нѣкоторых'ь мѣстиых'ь ельчанъ. По что пользы отт. нтого знанія, ес.;ін .масса инертна н не­ культурна. Пуяліо массу едѣіаті. дѣеспособной II знающей, а не от- дѣлыіых'ь личностей или кріріски. А для этого надо привлечь среднія силы, чтобы массу пріохотить прак­ тической пользой отт. собраній. и С'Ь полиціей не придется воевать, ното.му-что та же полиція, если увн- днть, что дѣло пдетт. не о нрона- гандѣ, не о пеііонятш.іхт. часто для полиціи вещахъ, а о грамотности, ііростых'ь чтеніяхъ ио исторіи, исто­ ріи литературы, отрывкахъ изъ со­ чиненій русскііх'ъ ілтассическнхъ писателей, курсахъ бухгшттерііі, арнѳ- метпкн, гигіены плп языков'ь, кромѣ снасиба ничего не скАяш'гь, Вотт. чѣмъ бы слѣдовало поза­ няться как'ь мѣстному Отдѣлу’С.Р. II., такъ п Обществу „Образованіе", да II разработать ігь комитстахт. деталь­ но отдѣтыіые пункты занятій. Люб­ ви II времени потребуется не мшто, но не мало найдется п лнц'ь еъ средними силами, іютовыхъ порабо­ тать па народной пивѣ. о значеніи религіи въ воспитаніи (Окончаніе). Гордость ведеть многихъ людей науки, воображающихъ, что они все знаютг., или все могугь узнать, и кт. безбоагію ате­ изму. Гордость погубила Льва Толстого, величайшаго художника пера, когда сла­ ва и лесть внушили ему идею о томт., что оіп. (всемірное соліищ), и оіп. ста,лт. ііомыш.тять объ осиоиаиіи новой [іелигіи. Ставя гордость въ главѣ семи смерт- шіхъ грѣховъ как'ь первую ступеш. па­ денія человѣка ре.лигія воспитываетт. иаст. ВТ. томт. идеалѣ смиренія, кото])ый созда.тъ святую Русь и который такъ іюзтически выражеігь „чериос()тешіымт.“ ііисаті'лемъ Тютчевымъ. Краіі родной до.тготерпѣиг.я, Краіі ты русскаго народа... Не иоймегь и ие оцѣиигі, Го[)ді.ій взорт. иноплеменный:. ^Іто скво.ит. и таііио свѣтитъ Въ наготѣ твоей смирешюіі..... Величайшіе добродѣте.ти, знанія и до­ стоинства обращаются вт. ве.тичаіішіе ио- роісіі, какт. то.тько въ душу человѣка ироска,чьзываД'т, го{)Дость: совершешгѣй- шій апге.ть обращается вт. сатану, .тюдн поставленные судьбою руководить наро- домт., его ученые книжники и философы дѣтаются вождями на iij-m къ гибели. Ни богатство, ни слава, ни здорош.е, пи иочетт., ни умт., та.лаиты и знанія не доллспы заставлять наст. ііодни.матт. свою голову, забываться, гордиться. Вт, этоіі великой мудрости молгегь воспитать иаст, одна только ])елигія. Только ВТ. религіи восігатаиш,іе люди могуть осуществить евангельскіе обще- етвеиные идеалы о братствѣ людей и ра­ венствѣ ихт. передъ Богомт., а не тѣ про­ никнутыя го})достью, зашісті.ю и нена­ вистью ученія, котоі>ыя такъ уси.т(чиіо въ цос.лѣднее ві>емя [іасиростраия.ти между ,,малыми сими“ соціалисты и кои- ституціошишеты. Религія и Церковь лучшіе руководи­ тели въ жизни и ВТ, воспитаніи мо.то- делѵи, чѣмъ отвернушиііісіі огі. источни­ ка всякой правды, свѣта и добро,дѣ>те.ти, отт. Бога, • человѣческій умт., іюрдыіі и одновременно безсильный. 4) Религія создала тѣ правствешіыя привычки общества, которыя подняли етю надъ у^ювиемъ животноіі ллізіш. Ре­ лигія и поддерживаетъ индивидуальную и общественную мораль. Религія восіш- тываетт. насъ вт. доброй нравственности и эта воспитательная роль въ шко.лѣ п внѣ школы, ппчѣмъ замѣнена быть не можетт,. Противъ этого обыкновенно воз- ражагогь указаніемъ на отдѣльные с.ту- чап, іѵогда люди, пе считая себя членами той или иной Церкви или далсе совсѣмъ не признавая бытія Божія, однако же отличаются строгими правами п нрав­ ственною жизнью. Если такая независи­ мость добродѣтельно]! :кпзни отт. религіи возможна по отношенію къ сотнѣ такихъ- то лицъ отчего она невозмояѵна ио от­ ношенію къ тысячѣ, къ десяти тысячам'ь и ко всему іюду 'человѣческому? lljie- красный отвѣть на такую аргументацію даетт. аигліііскій богословъ, философъ и моралистч, Бальфуръ (189.5 г., стр. 82, 8 . 3 ); „я ішчего“, говорить онъ, ,,не могу воз- разнтг, противъ фактовъ, па которыхъ основано такого іюда сужденіе. Я вовсе не желаю игпорщювать существованіе и ие уменьшаю заслуіп. этихъ б.лестящпхт, примѣровъ добродѣтели, не подаержи- ваемой религіей. Но, хотя факты вѣрны, разсужденіе на ппхт. основанное, не вы- держнваегь крнтіпаі. Біологи говорятт, намъ о норазнтахъ, которые жгівуіч. н могугь то.тько жить внутри тѣтъ живот­ ныхъ, болѣе высоко 0 ])ганизоиан!іыхъ, чѣмъ онн. Для нпхъ ихт, песчастныіі кормилецъ долженъ добыть пищу, пере­ варить ее и н{)евратить въ кор.мъ, кото- рыіі тѣ н ноглотятт, безъ усилія и усво­ ятъ его бе.ть т]іуда. Ихт. строеніе еа.м.чго нес,:южнаго і^арактера. Ихъ кормилецъ смотритъ за нихъ, а потому и.мъ совсѣмт, не нужны глаза; онъ слышигь за нихъ, а потому оші ие нуждаются въ ушахт.; ОІП, работаеть за иихт, и духмаегь за нихъ, а потому нмт, нужны то.тько сла­ бые мускулы и неразшгтаті нервная си­ стема. Но іиріапѣ .тн мы заключить изт. этого, что для жішотнаі’о міра шчгужны ші глаза, ни уши, ни сильные члены, НН сложные нервы? Все это не нужно на])азнту, потому, что все это есть у ихт, корми.льца, а когда кормн.тедт. ихт. по- гибиетт., наразитт, въ отсутствіи нужных'ь ему іцишадлежностей, обыкновенно гиб- нетт. н са.мъ... Такъ и съ тѣми .типами, кото])ыя утвеііждаіотъ, что нзт. ихт, при­ мѣра видно, что отсутствіе религіи njiaic- тически совмѣстимо съ сохраиеніемт, тѣхъ нраветвеішыхт, идеаловъ, которг.ге такт. сроднились ст, ]>е.лнгіо.зтюю ві.рой. Ду­ ховная яснзні. подобныхъ .лицъ от.тнчается также паразнтньши сіюііствамп: она за­ щищена убѣжденіями, ирішад.тежащпми, ие имъ, а обществу, часть KOTojiaro они составляютт.: она питается процессами, участія ВТ. которыхт, оии Н(‘ ирішимаюгь. А когда эти убѣлідепія иадаютт., а іцю-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz