Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)

I ' о л о ом> л о Р я ДКА. л ^ г / *» ^ ) ! ничейнаго Цаі)іі, Онь нол ь нас'ь но пути іп> нашей еи'іл'лой будущности. И если кто онросигь, вл> чемч. аа- кѵиочалась таііна нравственнаго обая­ ніи. тайна огро.мнѣйшаг») духовнаго авторитета І^елііщи’о Ца[)я. 'го на а го надо отвѣтить такт.; ^ Царь Ллексапдр'і> быль вѣрными II нредапным'ь сыіюхгь свитой пра­ вославной церкви, Ікщобно Дарй’ Давиду—ііса.імонѣвцу. оігь уііовал ь ш‘ па себя, не на матеріальную си­ лу подвластнаго (‘му стомилліонна­ го народа, а на помощь ІДлпіо н на ііащіггу Хінісгову. Вькчііей .Гііл Ь Ие- би'сінлі онь вруча.'п» и себя ('амаго. II свіій народ'ь. смиряя себя нері'дь 1'іог<»м'ь. И во все (Чіоелк^долгое цар- сгвованіі' ОІГЬ был ь тві'рдт. вь своей іі'Вр'Ь. оііамічіателыю. что и скон­ чался Пнь на руках'ь незабвеннаго пастыря, отца Іоанна Кііонштадскаі’о. Православіе на Руси іп, царство- вапіі' Ве.'іикапі Царя крѣпло н ут- верясгалось. Л вм'Г>стѣ сь духовной мощью рое.іа н маті'ріалыіая сила но с.іову Христа, ск'азавіііаго: Ищите іірі'ясде всіч'о Царствія ія*- яля. а осгалыіоо вс(‘ іірилоялггся вам'ь. (Особенно нооучнтелыіо всномііііті (ібь иіюм'ь іччи'рь. К'огда наступили тяѵккіі' дни церкви Ікькіей дни. ког­ да Bct, враги церкви подняли голо­ вы II громію хуляг'ь Дом'ь Христов'ь. воздвигая на него гоненіе. Л госуда|)ство. увлекаясь чуя;е- 3 (‘мным!і нді'аламн. все да.іыііе н дальни' отходить огь щ'рквн. Ггіа- гпчестіі' с.іабѣе’гь. иравственносгь іьцюдная ііадаі'ть. І.Із.м'Ыіа, церкви никогда Ш' прохо­ ди, іа Россіи даром'].. Русскій пародь тогда .ииііь си.и'нь. когда вД.ііеігь православію. И іи/гь мы сь горестк^ иаб.іюда('М'і>. что ослаб.іенію ііраіи»- славія на л ('НІЮ во ѵкіізиіі. .Ѵвтоі)итегь власти отсутст- вуг'ть. всюду—(іднчаніе и торяащтво нротивогосударственііыхь ученій. Россія |)аздні)а('тся внутренними ра­ спрями и мі'ясдоусобіямн. Иаш'ь мелс- дуиародный н|)естіикь низш'день до ннчтояд'ства. 11 вс(' ИТО ікн'лѣдствія наіш'го от- стунленія огь историческаго пути, о’гь ііравославііо-|)усскаго пути. По вѣрнм ь мы. чго ото ос.'іаб,'іоиі(' в|)('М('!іііо('. Пе мояс('гь страна .Ѵ.іе- ксандра 111 к'оснілт. в ь доброволь- ном'ь ннчтоѵід'ствѣ. Просш'тся .гух'ь .Л.іекч'анд|юві.. возгорится я|)ілімь огнем'ь нравосл ишо-русскій идеал ь и воснряш'ть русскій наіюд'ь кь НОВОМУ бытію. К'Ь новой CH.lt) и t. слаігі). Ос(.(беііно -/КИНО чувствуются и со­ знаются отн (чПлѵіыя упованія те- іи'рь. когда мы вс('народно чі'сгву- ('М'ь ж'.тіікую намять Иі'.іичаіііііаго русскап» 11міі(‘|)атора. ІПгиіая на.мять .\лександру-Мііро- творцу! ПоМ(.).ТІ1МСЯ о ГОМ'Ь. кто М(.).ТИТСЯ ІИ'рсД'Ь ПрС'СТО.ІОМ'Ь Ис('ВЫ1ІІНЯГО о Рѣчь предсѣдателя Совѣта Минист­ ровъ Въ засѣданіи Государственной Думы 22 мая. Руси сонутствуі'гь II ос.таб- всѣх ь облж’тях'ь народной ДОроГоіІ Д.ІЯ ІИ'ГО Россіи. Гг. члены Гос. Думы. Внесенныя нра- іштельствомъ нѣронсповѣдные .чаконо- ігроекты породили уже цѣлую литера- туру, сдѣ.:іа.іись иредметом'ь ожив.лен- иыхч. ироиііг ІП. по.іитическпх'ь круі'ахъ II ію.лнуіот'ь не только лидъ, б.ііиако стоящихъ кт. вопросамъ вѣры, но и jia- вно;іушныхт. іп. неіі, видящихъ въ томъ или другомъ ихъ разрѣшеніи прнзнакт,, .знаменіе общаго ііан})авлеиія нашей внутренней политики. Поэтому, я ду ­ маю что помогу сокращенію иренііі и болѣе скорому разсмотрѣнію дѣ.та, ес.ли теперь же, немедленно пос.лѣ докладчи­ ка, не ожидая общихъ преній, изложу точку зрѣнія правительства на этотт. воирост. II иоста])аюсь нѣкоторыя воз­ никшія. ІЮ моему мнѣнію, вокругі. него недоразумѣпія. Наноміио вамъ, прежде всеі'о, что начало ре.тигіозноіі свободы ВТ. Іѣссіи ио.тожеио тремя актами .Мо- на]шіаго волеизліяиія: Указомт. Г 2 де­ кабря 190-4 г., Указомъ 17 апрѣля 190.6 г. и Указомт. 17 октября 1905 г. Утруж­ дать васт. иовто])еійемт. содеііжаиія .этихъ актовт., хорошо всѣмт. извѣст­ ныхъ, я не буду; уномяну.тъ же я о нихъ потому, что значеніе, чрезвычай­ ное значеніе ихт. содержанія, иороди.то необходимость послѣ ихт. изданія вт. нѣкотоуіыхт. дѣііствіяхт. со сто})оны Пра­ вительства ВТ. стсуюиу измі'.ііеііія мно­ гихъ изъ существующихт. уголовныхъ и гражданскихъ ноуімт,. Пе говоря о цѣтомт. ])ядѣ администуіативиыхъ стЬс- ненііі, нуютивоуіѣчащихъ іціинципу вѣ- уіоисиовѣдиоіі свободы, которыя тогда же были отмѣнены въ томъ Ж(^ адми- инстратіівиомт. иоуіядкѣ, вт. которомт. оии были и.зданы, осталась еще обшир­ ная область дѣйствующаго законодатель­ ства, котоуіая туіебуетт. нзмѣнепііі и до- иолненііі ВТ. .закоиодателыюмт. ііоуіядкѣ сообразно во.звѣщеиііыхъ Моиауіхомт. ио- вымт. началам'ь. Дарованіе свободы вѣуісисиовѣданія, молитвы но ве.тѣнія.мт. совѣсти каждаго, вызва.то, конечно, необходи.мость от.мѣ- нить требованіе закона о согласіи гратк- данскоіі власти на переходъ ччт. о.чного | разрі'.інеиііі совеуииать богослуженія, 6 it- гомо.тенія, сооуіужаті. необходимыя для этого молитвенныя .зданія. Вмѣстѣ ст. ті'.мт. яви.лась необходимость оіц)еді..те- нія условій обі>а.зованія и дѣііствій ре- .тигіозныхт. сообществ'ь, опредѣленія от- ііоіш-иія госудауіства кт. утазиымт. испо- пѣ,даиіямт. II кт. свободѣ совѣсти, при чемт. всѣ эти иреобуіа.зоваиія не .могли получить осуществ.теиія внѣ вопроса о тѣхт. иренмуществахт., которыя сохра­ нены основными законами за православ­ ной церковью. Па іціавительство, на за­ конодательныя учреясдепія легла, та- кимт. обра.зомт., обязанность пересмот- рЬть нормы, регу.тирующія вт. насто­ ящее вре.мя вступленіе вт. ві . іюнсиові .- ,т,аніе и выходъ изъ него, регулирующія вѣроисповѣдную іцюиовѣдь, регу.тиі)у- ющія сиособт. осуществленія Bhyioiicno- вѣданія, иаконец'ь, устанавливающія тѣ и.ти дуіугія ио.титііческія или гуіаждаи- скія ограниченія, выт( 4 ѵкющія изт. вѣ- уіоисновѣднаго состоянія. По вступая ВТ. область вѣрованія, вт. об,тасть со­ вѣсти, іцтвительство, скажу дая;е го- судауіство, должно дѣйствовать краііие бережно, куіайпе осторожно. Пе всегда, какт. в-Ьунто замѣти.тт. докладчикъ, не всегда в'ь этой области чисто гуіаяѵдан- скія отношенія стуюго отгутничены огь церковныхт., и часто оии тѣсно между собою иеуіеітлетаются. ( Ітсюда возникаетт. воиуюсъ, какое же должна иушнимать церковь, господствующая, иуіавославиая церковь, участіе вт.установ.теніи новаго вѣуіоисновѣдиаго иоуіядка вт. стуіаиѣ. )1 оставляю въ стоуіонѣ инославные, ино­ вѣрные исповѣдньиі вопросы, скажемъ, вопросъ о переходѣ католика вт. люте- уіанство и обутатно, или о смѣшанныхъ бракахт. между иуютестантами, .магоме­ танами II евреями, котоуіые допущены и существующими законами; православная цеужовь въ этихъ воиуюсахт. не заиите- уіесована, н я ду.маіо, что мало кто нт, настоящее время будетт, деуіжаться тоіі точки зрѣнія, ВТ. силу котоуюй Святѣіі- шій Правительствующій (,'инодт. въ ;іО-хт, годахъ ХѴП1 столѣтія вѣда.тт. дЬлами ісатолическаго, лютеііаиекаго и даж(і евуіеііскаго духовенства. По нутавослав- ная цеужовь сильно затронута въ тѣхъ воиуюсахт,, которые касаются отношенія госудауіства кт. нуіавославной в-Ьуіѣ, къ ііравославиоіі іц^ркви и даже кт, дру­ гимъ вѣрученіямъ, поскольку они со- нушкасаются съ иравославіемт., наііуш- мѣръ, ВТ. вопуюсѣ о см'Ьшанны.хъ бута- кахъ. П вотъ, носко.тіьку можно судить но новуіеменной иуіессѣ, по доходящимъ до правительства и до общества пар­ тійнымъ, иолитическихт. откликамъ, и въ настоящее вуіемя существуетъ, меж­ ду прочимъ, мнѣніе, что всѣ воиуюсы, связанные с'ь цеужовью, подлежать са- мостояте.тыіому, единоличному веуіиіи- тельству цеужви. Оговаушваюсь, что это не есть мнѣніе, высказанное Святѣіі- щимт. Правительствующимъ Синодомъ, но это мнѣніе, должент, сказать, нм-Ьеп. за собоіі ні'.котоуіый, какт. бы историче- скііі иуіецедентт,. Вспомнимъ, господа, вуіемена натуііаушіества, всиомнимт, по­ ложеніе иатуііауіха вт. московскій иері- од'ь русскаго государства, подвѣдом­ ственны іі ему приказъ, суды, тс.миицы Ійтнечио, внѣшніе признаки натріаушіей власти имѣютъ мъто отношенія кт. за- туюиутому мною воиуіосу, они скорѣе нрииадлежатт, кт. области истоушческаго Iвоспоминанія, но иовтоуіяю, все же су- щеі.-твуеть .мнѣніе о томт., ’іт церковь долясііа сама опредѣлять свои нуіава, свое положеніе въ госудауютвѣ. Поэто­ му, мнѣніе это обходить мо.тчаніемт. не иутходится. Па чемъ основано это мнѣ­ ніе или, скоуі'Ье, откуда оно выводится, я скажу дальше. По у)ані>(( этого позвольте миѣ обра­ титься кт, воііуюсу о томъ, какое же вт. теченіе двухт. послѣднихт. столѣтііі бы­ ло отновичііе госудауютва кт. церковно­ му законодательству? Какой вт. этомъ отноііичііи сложился іюуіядокъ со вуіе- меііи учрі'жденія Св. Синода? Послѣ уничтоженія иатуііаршества, послѣ уни­ чтоженія помѣстныхъ еобоуювт, кт. Си. Пуіавительствующему Синоду всецѣло перешла вся уіуководственно собтушая власть. Ит, воиуюсахт, догмата, вт, во- пуюсахт. каноническихъ съ .этого вуіеме- ии І1уіаіште.тьс.твуіощій Св. Синодъ дѣй­ ствуетъ совеушіеішо автономно. Не стѣ­ сняется Синодъ госудауютвеигюіі властькт II въ воиро(!ахт. церковнаго законода- те.тьства, восходящаго непосредственно на одобуіеніе Монауіха и касающагося виутуюшіяго управленія, виутуіеиняго цеужви. Кт, этой об.тасти от- вѣроиспов)',Данія вт. другое, туіеооваик, щ ц ,п аи уш .м і.ут і,, синода.тыюе и кон­ систорское законодат(ѵи.ство, законода- те.тьство учебное, относящееся до акаде­ мій, до семииарііі, учебныхъ духовныхт, комитетовъ, касающееся цеужовиыхт. стауюстт. II много другихъ еще вопро- совт.. Но не.зависимо отт. этого, ішо.тнѣ самос.тояте.ті.наго церковнаго .законода­ тельства, (!в. Синодъ, со времени его учуіеждеііія, пуиішімж'тъ также ясивое участіе и вт. общеі’і закоиодателыіоіі жизни сгуіаны, связывающеіі іусужовь ст. дуіугпми стоуюпа.ми госудауютвенііаго стуюя, госудауіственнаго управленія. Вт. этомт. отношеніи создался обиходъ вт. бо.тыпниствѣ случаевт. такой: если ка- коіі .либо законопроектъ возникалт. вт, (’в. ('инод'Ь, то иос.л 1 ',диіи черезт. Обеуіъ- Пуюкууюуіа Св. Синода зануяинивалт. зак­ люченіе .заинтеуюсоваииыхт, вѣдомствъ. F.C.TII же .законодательная иниціатива возникала вт. томъ или другомъ .Миші- стеуютвѣ, то Министеуютво запрашивало со своеіі стоуюш.і заключеніе ( )беуть-Пре- кууюуіа (,'в. Синода, но иосл Ь этого всег­ да. во вс'Ьхт, случаяхъ, ікя'.тѣ уіазработ- кіі законоиуюекта, онт, иостуналъ на го- сѵдау)ствеиное уваженіе въ общемт. за- коиодате.тыіомт. порядкѣ. (OhOHч а н і е с . іѣ д ц ет ъ ) . Полтавская битва и значеніе Полтав­ скойпобѣды. l ’t.41. иреіюдавітѵ ія ги.м- наэііі ЛІ. .Л. Г.а.тьиъ, Георгія Ипіиговича Г.арГ.атіягры, ііро- в.знесешіая 21-го апу.ѣли вт. ііі.ік'утствіи учаіцпхт. іі уча- 1 Ц 1 ІХСЯ иа.шаиітоН ги.мііа.чііі. ( П р п д о аж е и і е ) . Петуп. ие оставилъ Августа: съ по­ мощью уіусскаго воііска Авгуі-.гь взялъ у шведовъ Варшаву. Русскія воііска за­ вяли Кууіляндію и Литву. Меншиковъ нанесъ шведамт. иоуіаженіе при КалішгЬ. Узнавъ обт. этоіі побѣдѣ, Пі'туть заии- уюва.:п, вт. своемъ пауіадизѣ (т. е. уіаѣ) тѣдт. Саксонію огь втоуігиувішіхся шведовъ, і помиуш.лся ст. Карломъ, отказавшисі. отт. | польскаго престола, на которыіі Кар.лъ ! возвелъ нознанскаго воеводу Станис.тава ! Леіцннскаго,—слѣдовательно, шведъ не увязнегь болѣе вт, Польшѣ н все буіемя войны надобно будетъ взять на о;іни ; свои плечи. ' Вт. концѣ 1707 года Кауілъ XII дви­ нулся на Петра, грозясь свергнуть его съ ііуіесто.ла. Петуіъ утасиоуіядился, что­ бы въ польскихъ владѣніяхъ не всту­ пать ст. ненуііятелемъ въ генеуіалыіую битву, а стараться заманивать ел'о къ своимъ гуіаницамъ, вуіедя ему нуш вся­ комъ удобномт, случаѣ, особенно нрн ' неренуіавахъ черезт, рѣки, іі опустошая мі.стности, по котоуіымъ могли прохо­ дить шведы. Петуп. находился вт. за- ’ трудннтелыюмт. ііолоясеніи, потому что Кар.лъ подолгу останавтивался и не­ извѣстно было куда ОІГЬ нануіавнтъ нутъ. Цауи. ВТ. одно время укуіѣіілялт. Мос­ кву и Петеуібуужь. Только вт, ікшѣ 1708 года Кар.тъ переправился чере.зъ Веую- зшіу. Послѣ жаркаго боя при Головчи- нѣ уіусское войско отстуіін.то, и Петуп. ; былъ доволенъ: ,Вѣ.то благодаупо Бога, | —писалт, онь,—что наши нуіеячде гене- ■ уіа.тьноіі баталіи ішдѣ.тнсь ст. непріяте­ лемъ хоуюшенько, и что всю его ауімію одна наша туіеть выдержала и отошла". Подождавт, нѣсколько вуіемени въ Мо- ги.левѣ своего генеуіала Левенгаунта. который изъ Лш|)ляндіи шелъ на по­ мощь кт, коухілю ст, 16-ю тыс. нойска и огуюмнымт. транснорто.мъ съ ііуюдоволь- ственнымн и военііы.ми припасами, и не дождавшись его,—Кар.лт, новернулт, на Ю.-В. къ уііжѣ Сожѣ, ііотомт, на сѣверъ къ гоу). Мстнелавлю, У мѣет. Добраго князь Михайла Голицынъ ианалъ на пуіавое непріятельское крыло н нанест, ему ноуіаясеніе. Когда же самъ король пуиіше.лт, на помощь, то Голицынъ от­ ступилъ въ порядкѣ. Петуп. былт, весь­ ма доволент. и писалъ: „я какъ началт. служить, такого огня и ноуіядочнаго дѣйствія отъ нашихъ солдатъ не слы­ халъ и не вндалт, и такого въ еей вой­ нѣ коуюль шведскііі нн отч. кого самт. не ішдал ь. Гюясе не отыми милость <чюю отт, нас'і. ішуюдь**. Вт, сентябуіѣ Каутлт, новернулт, къ Ук­ райнѣ. Еще неуіедт. вторженіемт. вт. Гоесію встуніътъ онъ въ неуіеговоры ст, укуіаинекпмъ гетманомъ Мазепой, заду- мавшнмт, отложиться отт. Московской дсуіжавы и создать себѣ нзт. Укугаііны самостоятельное владѣніе. Лукавый ста- рикт, убѣдилъ молодого Карла нредпуш- нять походъ на Украйну, обѣщая под­ нять ВТ. этой стуіаиѣ всеобщее возстаніе нуютивъ московскаго царя. Послѣ нѣко- тоуіаго колебанія Іхарлт. ііовѣуіилъ обѣ- щаіііямт. Мазепы н рѣииктъ свеуіиуть ііа Украйну. Между тѣмъ самт. цауіь 28-го сентября напалъ при деревнѣ Лѣсной на Левенгаунта. Левенгауитт. іютерігЬ.чт. иоуіаженіе и всѣ запасы попали въ уіуки русскихъ „Сія у иаст, ііобт.да,—писалъ Петръ,—можетт. первая назваться, иоие- же иадт, уіегуляушымъ іюііско.мъ никог­ да такоіі не бывало, кт, тому же еще гоуіаздо меиыіиімт, чнсломт. будучи ііе- уіе.гь иепуііятелемь. Тутъ иеуівая иуюба солдатская была". Побѣда при Лѣсной была большимъ успѣхомъ Петра; оиа названа была впослѣдствіи цауіемъ „Ма­ терью Полтавекоіі побѣды", а день 28-го сентябуія—„начальнымъ днемт. нашего добра". П, дѣйствительно, иеуіевѣот. воен­ наго счастья сталт, склоняться замѣтно па сторону Петра. К’арлт, вошелъ въ Украііиу. Мазепа, забылт. присягу на вѣрность цауію, по­ крылъ себя иозоуюмъ измѣны и пеуіе- шелъ на стоуюну Кауіла; перешли ііа его сторону и запорожскіе казаки со своимт. коіііеіи>імъ Костей Гоуідѣеико. По масса народная въ ^Іалоуюссіи оста­ лась вѣрноіі уіусскому дауио. Петуп. далт, еіі новаго гетмана Скороііадскаго, а и.з- мѣішикт. Мазепа бы.ть иредант. иую- клятію. .Меньшиковъ въ виду шведовт, взялт, гет.маііскую столицу Батуринъ, котоуіую .защищали ііушвеуіжеііцы Мазепы. Вапоуюжекая Сѣчь была ра.юршіа. Петр'ь, какъ говорилъ „ст. иуіевеликою уіадостью ус.тыхалъ о уіазоуіеніи прокля­ таго мѣста, котоуюе корень злу и наде­ жда неііуііятелю была". Кар.лт, обманулся во всѣхъ свонхт. надеждахт,: послѣ Мазепы и запорож- цевт. онт, еще над'1,ялся на Турцію, что та воспользуется случаемт, и иодпнмет- оя вмѣстѣ ст. нимъ на Россію, ио турки и тнтауіы не трогались: повсюду кругомь Пстербууігѣ. По всл ъ за этимт, онг узналъ, ’гго Августь, чтобы спасти свою 1было тихо; всѣ сосѣдніе народы отказа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz