Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)
I ' о л о ом> л о Р я ДКА. л ^ г / *» ^ ) ! ничейнаго Цаі)іі, Онь нол ь нас'ь но пути іп> нашей еи'іл'лой будущности. И если кто онросигь, вл> чемч. аа- кѵиочалась таііна нравственнаго обая ніи. тайна огро.мнѣйшаг») духовнаго авторитета І^елііщи’о Ца[)я. 'го на а го надо отвѣтить такт.; ^ Царь Ллексапдр'і> быль вѣрными II нредапным'ь сыіюхгь свитой пра вославной церкви, Ікщобно Дарй’ Давиду—ііса.імонѣвцу. оігь уііовал ь ш‘ па себя, не на матеріальную си лу подвластнаго (‘му стомилліонна го народа, а на помощь ІДлпіо н на ііащіггу Хінісгову. Вькчііей .Гііл Ь Ие- би'сінлі онь вруча.'п» и себя ('амаго. II свіій народ'ь. смиряя себя нері'дь 1'іог<»м'ь. И во все (Чіоелк^долгое цар- сгвованіі' ОІГЬ был ь тві'рдт. вь своей іі'Вр'Ь. оііамічіателыю. что и скон чался Пнь на руках'ь незабвеннаго пастыря, отца Іоанна Кііонштадскаі’о. Православіе на Руси іп, царство- вапіі' Ве.'іикапі Царя крѣпло н ут- верясгалось. Л вм'Г>стѣ сь духовной мощью рое.іа н маті'ріалыіая сила но с.іову Христа, ск'азавіііаго: Ищите іірі'ясде всіч'о Царствія ія*- яля. а осгалыіоо вс(‘ іірилоялггся вам'ь. (Особенно нооучнтелыіо всномііііті (ібь иіюм'ь іччи'рь. К'огда наступили тяѵккіі' дни церкви Ікькіей дни. ког да Bct, враги церкви подняли голо вы II громію хуляг'ь Дом'ь Христов'ь. воздвигая на него гоненіе. Л госуда|)ство. увлекаясь чуя;е- 3 (‘мным!і нді'аламн. все да.іыііе н дальни' отходить огь щ'рквн. Ггіа- гпчестіі' с.іабѣе’гь. иравственносгь іьцюдная ііадаі'ть. І.Із.м'Ыіа, церкви никогда Ш' прохо ди, іа Россіи даром'].. Русскій пародь тогда .ииііь си.и'нь. когда вД.ііеігь православію. И іи/гь мы сь горестк^ иаб.іюда('М'і>. что ослаб.іенію ііраіи»- славія на л ('НІЮ во ѵкіізиіі. .Ѵвтоі)итегь власти отсутст- вуг'ть. всюду—(іднчаніе и торяащтво нротивогосударственііыхь ученій. Россія |)аздні)а('тся внутренними ра спрями и мі'ясдоусобіямн. Иаш'ь мелс- дуиародный н|)естіикь низш'день до ннчтояд'ства. 11 вс(' ИТО ікн'лѣдствія наіш'го от- стунленія огь историческаго пути, о’гь ііравославііо-|)усскаго пути. По вѣрнм ь мы. чго ото ос.'іаб,'іоиі(' в|)('М('!іііо('. Пе мояс('гь страна .Ѵ.іе- ксандра 111 к'оснілт. в ь доброволь- ном'ь ннчтоѵід'ствѣ. Просш'тся .гух'ь .Л.іекч'анд|юві.. возгорится я|)ілімь огнем'ь нравосл ишо-русскій идеал ь и воснряш'ть русскій наіюд'ь кь НОВОМУ бытію. К'Ь новой CH.lt) и t. слаігі). Ос(.(беііно -/КИНО чувствуются и со знаются отн (чПлѵіыя упованія те- іи'рь. когда мы вс('народно чі'сгву- ('М'ь ж'.тіікую намять Иі'.іичаіііііаго русскап» 11міі(‘|)атора. ІПгиіая на.мять .\лександру-Мііро- творцу! ПоМ(.).ТІ1МСЯ о ГОМ'Ь. кто М(.).ТИТСЯ ІИ'рсД'Ь ПрС'СТО.ІОМ'Ь Ис('ВЫ1ІІНЯГО о Рѣчь предсѣдателя Совѣта Минист ровъ Въ засѣданіи Государственной Думы 22 мая. Руси сонутствуі'гь II ос.таб- всѣх ь облж’тях'ь народной ДОроГоіІ Д.ІЯ ІИ'ГО Россіи. Гг. члены Гос. Думы. Внесенныя нра- іштельствомъ нѣронсповѣдные .чаконо- ігроекты породили уже цѣлую литера- туру, сдѣ.:іа.іись иредметом'ь ожив.лен- иыхч. ироиііг ІП. по.іитическпх'ь круі'ахъ II ію.лнуіот'ь не только лидъ, б.ііиако стоящихъ кт. вопросамъ вѣры, но и jia- вно;іушныхт. іп. неіі, видящихъ въ томъ или другомъ ихъ разрѣшеніи прнзнакт,, .знаменіе общаго ііан})авлеиія нашей внутренней политики. Поэтому, я ду маю что помогу сокращенію иренііі и болѣе скорому разсмотрѣнію дѣ.та, ес.ли теперь же, немедленно пос.лѣ докладчи ка, не ожидая общихъ преній, изложу точку зрѣнія правительства на этотт. воирост. II иоста])аюсь нѣкоторыя воз никшія. ІЮ моему мнѣнію, вокругі. него недоразумѣпія. Наноміио вамъ, прежде всеі'о, что начало ре.тигіозноіі свободы ВТ. Іѣссіи ио.тожеио тремя актами .Мо- на]шіаго волеизліяиія: Указомт. Г 2 де кабря 190-4 г., Указомъ 17 апрѣля 190.6 г. и Указомт. 17 октября 1905 г. Утруж дать васт. иовто])еійемт. содеііжаиія .этихъ актовт., хорошо всѣмт. извѣст ныхъ, я не буду; уномяну.тъ же я о нихъ потому, что значеніе, чрезвычай ное значеніе ихт. содержанія, иороди.то необходимость послѣ ихт. изданія вт. нѣкотоуіыхт. дѣііствіяхт. со сто})оны Пра вительства ВТ. стсуюиу измі'.ііеііія мно гихъ изъ существующихт. уголовныхъ и гражданскихъ ноуімт,. Пе говоря о цѣтомт. ])ядѣ администуіативиыхъ стЬс- ненііі, нуютивоуіѣчащихъ іціинципу вѣ- уіоисиовѣдиоіі свободы, которыя тогда же были отмѣнены въ томъ Ж(^ адми- инстратіівиомт. иоуіядкѣ, вт. которомт. оии были и.зданы, осталась еще обшир ная область дѣйствующаго законодатель ства, котоуіая туіебуетт. нзмѣнепііі и до- иолненііі ВТ. .закоиодателыюмт. ііоуіядкѣ сообразно во.звѣщеиііыхъ Моиауіхомт. ио- вымт. началам'ь. Дарованіе свободы вѣуісисиовѣданія, молитвы но ве.тѣнія.мт. совѣсти каждаго, вызва.то, конечно, необходи.мость от.мѣ- нить требованіе закона о согласіи гратк- данскоіі власти на переходъ ччт. о.чного | разрі'.інеиііі совеуииать богослуженія, 6 it- гомо.тенія, сооуіужаті. необходимыя для этого молитвенныя .зданія. Вмѣстѣ ст. ті'.мт. яви.лась необходимость оіц)еді..те- нія условій обі>а.зованія и дѣііствій ре- .тигіозныхт. сообществ'ь, опредѣленія от- ііоіш-иія госудауіства кт. утазиымт. испо- пѣ,даиіямт. II кт. свободѣ совѣсти, при чемт. всѣ эти иреобуіа.зоваиія не .могли получить осуществ.теиія внѣ вопроса о тѣхт. иренмуществахт., которыя сохра нены основными законами за православ ной церковью. Па іціавительство, на за конодательныя учреясдепія легла, та- кимт. обра.зомт., обязанность пересмот- рЬть нормы, регу.тирующія вт. насто ящее вре.мя вступленіе вт. ві . іюнсиові .- ,т,аніе и выходъ изъ него, регулирующія вѣроисповѣдную іцюиовѣдь, регу.тиі)у- ющія сиособт. осуществленія Bhyioiicno- вѣданія, иаконец'ь, устанавливающія тѣ и.ти дуіугія ио.титііческія или гуіаждаи- скія ограниченія, выт( 4 ѵкющія изт. вѣ- уіоисновѣднаго состоянія. По вступая ВТ. область вѣрованія, вт. об,тасть со вѣсти, іцтвительство, скажу дая;е го- судауіство, должно дѣйствовать краііие бережно, куіайпе осторожно. Пе всегда, какт. в-Ьунто замѣти.тт. докладчикъ, не всегда в'ь этой области чисто гуіаяѵдан- скія отношенія стуюго отгутничены огь церковныхт., и часто оии тѣсно между собою иеуіеітлетаются. ( Ітсюда возникаетт. воиуюсъ, какое же должна иушнимать церковь, господствующая, иуіавославиая церковь, участіе вт.установ.теніи новаго вѣуіоисновѣдиаго иоуіядка вт. стуіаиѣ. )1 оставляю въ стоуіонѣ инославные, ино вѣрные исповѣдньиі вопросы, скажемъ, вопросъ о переходѣ католика вт. люте- уіанство и обутатно, или о смѣшанныхъ бракахт. между иуютестантами, .магоме танами II евреями, котоуіые допущены и существующими законами; православная цеужовь въ этихъ воиуюсахт. не заиите- уіесована, н я ду.маіо, что мало кто нт, настоящее время будетт, деуіжаться тоіі точки зрѣнія, ВТ. силу котоуюй Святѣіі- шій Правительствующій (,'инодт. въ ;іО-хт, годахъ ХѴП1 столѣтія вѣда.тт. дЬлами ісатолическаго, лютеііаиекаго и даж(і евуіеііскаго духовенства. По нутавослав- ная цеужовь сильно затронута въ тѣхъ воиуюсахт,, которые касаются отношенія госудауіства кт. нуіавославной в-Ьуіѣ, къ ііравославиоіі іц^ркви и даже кт, дру гимъ вѣрученіямъ, поскольку они со- нушкасаются съ иравославіемт., наііуш- мѣръ, ВТ. вопуюсѣ о см'Ьшанны.хъ бута- кахъ. П вотъ, носко.тіьку можно судить но новуіеменной иуіессѣ, по доходящимъ до правительства и до общества пар тійнымъ, иолитическихт. откликамъ, и въ настоящее вуіемя существуетъ, меж ду прочимъ, мнѣніе, что всѣ воиуюсы, связанные с'ь цеужовью, подлежать са- мостояте.тыіому, единоличному веуіиіи- тельству цеужви. Оговаушваюсь, что это не есть мнѣніе, высказанное Святѣіі- щимт. Правительствующимъ Синодомъ, но это мнѣніе, должент, сказать, нм-Ьеп. за собоіі ні'.котоуіый, какт. бы историче- скііі иуіецедентт,. Вспомнимъ, господа, вуіемена натуііаушіества, всиомнимт, по ложеніе иатуііауіха вт. московскій иері- од'ь русскаго государства, подвѣдом ственны іі ему приказъ, суды, тс.миицы Ійтнечио, внѣшніе признаки натріаушіей власти имѣютъ мъто отношенія кт. за- туюиутому мною воиуіосу, они скорѣе нрииадлежатт, кт. области истоушческаго Iвоспоминанія, но иовтоуіяю, все же су- щеі.-твуеть .мнѣніе о томт., ’іт церковь долясііа сама опредѣлять свои нуіава, свое положеніе въ госудауютвѣ. Поэто му, мнѣніе это обходить мо.тчаніемт. не иутходится. Па чемъ основано это мнѣ ніе или, скоуі'Ье, откуда оно выводится, я скажу дальше. По у)ані>(( этого позвольте миѣ обра титься кт, воііуюсу о томъ, какое же вт. теченіе двухт. послѣднихт. столѣтііі бы ло отновичііе госудауютва кт. церковно му законодательству? Какой вт. этомъ отноііичііи сложился іюуіядокъ со вуіе- меііи учрі'жденія Св. Синода? Послѣ уничтоженія иатуііаршества, послѣ уни чтоженія помѣстныхъ еобоуювт, кт. Си. Пуіавительствующему Синоду всецѣло перешла вся уіуководственно собтушая власть. Ит, воиуюсахт, догмата, вт, во- пуюсахт. каноническихъ съ .этого вуіеме- ии І1уіаіште.тьс.твуіощій Св. Синодъ дѣй ствуетъ совеушіеішо автономно. Не стѣ сняется Синодъ госудауютвеигюіі властькт II въ воиро(!ахт. церковнаго законода- те.тьства, восходящаго непосредственно на одобуіеніе Монауіха и касающагося виутуюшіяго управленія, виутуіеиняго цеужви. Кт, этой об.тасти от- вѣроиспов)',Данія вт. другое, туіеооваик, щ ц ,п аи уш .м і.ут і,, синода.тыюе и кон систорское законодат(ѵи.ство, законода- те.тьство учебное, относящееся до акаде мій, до семииарііі, учебныхъ духовныхт, комитетовъ, касающееся цеужовиыхт. стауюстт. II много другихъ еще вопро- совт.. Но не.зависимо отт. этого, ішо.тнѣ самос.тояте.ті.наго церковнаго .законода тельства, (!в. Синодъ, со времени его учуіеждеііія, пуиішімж'тъ также ясивое участіе и вт. общеі’і закоиодателыіоіі жизни сгуіаны, связывающеіі іусужовь ст. дуіугпми стоуюпа.ми госудауютвенііаго стуюя, госудауіственнаго управленія. Вт. этомт. отношеніи создался обиходъ вт. бо.тыпниствѣ случаевт. такой: если ка- коіі .либо законопроектъ возникалт. вт, (’в. ('инод'Ь, то иос.л 1 ',диіи черезт. Обеуіъ- Пуюкууюуіа Св. Синода зануяинивалт. зак люченіе .заинтеуюсоваииыхт, вѣдомствъ. F.C.TII же .законодательная иниціатива возникала вт. томъ или другомъ .Миші- стеуютвѣ, то Министеуютво запрашивало со своеіі стоуюш.і заключеніе ( )беуть-Пре- кууюуіа (,'в. Синода, но иосл Ь этого всег да. во вс'Ьхт, случаяхъ, ікя'.тѣ уіазработ- кіі законоиуюекта, онт, иостуналъ на го- сѵдау)ствеиное уваженіе въ общемт. за- коиодате.тыіомт. порядкѣ. (OhOHч а н і е с . іѣ д ц ет ъ ) . Полтавская битва и значеніе Полтав скойпобѣды. l ’t.41. иреіюдавітѵ ія ги.м- наэііі ЛІ. .Л. Г.а.тьиъ, Георгія Ипіиговича Г.арГ.атіягры, ііро- в.знесешіая 21-го апу.ѣли вт. ііі.ік'утствіи учаіцпхт. іі уча- 1 Ц 1 ІХСЯ иа.шаиітоН ги.мііа.чііі. ( П р п д о аж е и і е ) . Петуп. ие оставилъ Августа: съ по мощью уіусскаго воііска Авгуі-.гь взялъ у шведовъ Варшаву. Русскія воііска за вяли Кууіляндію и Литву. Меншиковъ нанесъ шведамт. иоуіаженіе при КалішгЬ. Узнавъ обт. этоіі побѣдѣ, Пі'туть заии- уюва.:п, вт. своемъ пауіадизѣ (т. е. уіаѣ) тѣдт. Саксонію огь втоуігиувішіхся шведовъ, і помиуш.лся ст. Карломъ, отказавшисі. отт. | польскаго престола, на которыіі Кар.лъ ! возвелъ нознанскаго воеводу Станис.тава ! Леіцннскаго,—слѣдовательно, шведъ не увязнегь болѣе вт, Польшѣ н все буіемя войны надобно будетъ взять на о;іни ; свои плечи. ' Вт. концѣ 1707 года Кауілъ XII дви нулся на Петра, грозясь свергнуть его съ ііуіесто.ла. Петуіъ утасиоуіядился, что бы въ польскихъ владѣніяхъ не всту пать ст. ненуііятелемъ въ генеуіалыіую битву, а стараться заманивать ел'о къ своимъ гуіаницамъ, вуіедя ему нуш вся комъ удобномт, случаѣ, особенно нрн ' неренуіавахъ черезт, рѣки, іі опустошая мі.стности, по котоуіымъ могли прохо дить шведы. Петуп. находился вт. за- ’ трудннтелыюмт. ііолоясеніи, потому что Кар.лъ подолгу останавтивался и не извѣстно было куда ОІГЬ нануіавнтъ нутъ. Цауи. ВТ. одно время укуіѣіілялт. Мос кву и Петеуібуужь. Только вт, ікшѣ 1708 года Кар.тъ переправился чере.зъ Веую- зшіу. Послѣ жаркаго боя при Головчи- нѣ уіусское войско отстуіін.то, и Петуп. ; былъ доволенъ: ,Вѣ.то благодаупо Бога, | —писалт, онь,—что наши нуіеячде гене- ■ уіа.тьноіі баталіи ішдѣ.тнсь ст. непріяте лемъ хоуюшенько, и что всю его ауімію одна наша туіеть выдержала и отошла". Подождавт, нѣсколько вуіемени въ Мо- ги.левѣ своего генеуіала Левенгаунта. который изъ Лш|)ляндіи шелъ на по мощь кт, коухілю ст, 16-ю тыс. нойска и огуюмнымт. транснорто.мъ съ ііуюдоволь- ственнымн и военііы.ми припасами, и не дождавшись его,—Кар.лт, новернулт, на Ю.-В. къ уііжѣ Сожѣ, ііотомт, на сѣверъ къ гоу). Мстнелавлю, У мѣет. Добраго князь Михайла Голицынъ ианалъ на пуіавое непріятельское крыло н нанест, ему ноуіаясеніе. Когда же самъ король пуиіше.лт, на помощь, то Голицынъ от ступилъ въ порядкѣ. Петуп. былт, весь ма доволент. и писалъ: „я какъ началт. служить, такого огня и ноуіядочнаго дѣйствія отъ нашихъ солдатъ не слы халъ и не вндалт, и такого въ еей вой нѣ коуюль шведскііі нн отч. кого самт. не ішдал ь. Гюясе не отыми милость <чюю отт, нас'і. ішуюдь**. Вт, сентябуіѣ Каутлт, новернулт, къ Ук райнѣ. Еще неуіедт. вторженіемт. вт. Гоесію встуніътъ онъ въ неуіеговоры ст, укуіаинекпмъ гетманомъ Мазепой, заду- мавшнмт, отложиться отт. Московской дсуіжавы и создать себѣ нзт. Укугаііны самостоятельное владѣніе. Лукавый ста- рикт, убѣдилъ молодого Карла нредпуш- нять походъ на Украйну, обѣщая под нять ВТ. этой стуіаиѣ всеобщее возстаніе нуютивъ московскаго царя. Послѣ нѣко- тоуіаго колебанія Іхарлт. ііовѣуіилъ обѣ- щаіііямт. Мазепы н рѣииктъ свеуіиуть ііа Украйну. Между тѣмъ самт. цауіь 28-го сентября напалъ при деревнѣ Лѣсной на Левенгаунта. Левенгауитт. іютерігЬ.чт. иоуіаженіе и всѣ запасы попали въ уіуки русскихъ „Сія у иаст, ііобт.да,—писалъ Петръ,—можетт. первая назваться, иоие- же иадт, уіегуляушымъ іюііско.мъ никог да такоіі не бывало, кт, тому же еще гоуіаздо меиыіиімт, чнсломт. будучи ііе- уіе.гь иепуііятелемь. Тутъ иеуівая иуюба солдатская была". Побѣда при Лѣсной была большимъ успѣхомъ Петра; оиа названа была впослѣдствіи цауіемъ „Ма терью Полтавекоіі побѣды", а день 28-го сентябуія—„начальнымъ днемт. нашего добра". П, дѣйствительно, иеуіевѣот. воен наго счастья сталт, склоняться замѣтно па сторону Петра. К’арлт, вошелъ въ Украііиу. Мазепа, забылт. присягу на вѣрность цауію, по крылъ себя иозоуюмъ измѣны и пеуіе- шелъ на стоуюну Кауіла; перешли ііа его сторону и запорожскіе казаки со своимт. коіііеіи>імъ Костей Гоуідѣеико. По масса народная въ ^Іалоуюссіи оста лась вѣрноіі уіусскому дауио. Петуп. далт, еіі новаго гетмана Скороііадскаго, а и.з- мѣішикт. Мазепа бы.ть иредант. иую- клятію. .Меньшиковъ въ виду шведовт, взялт, гет.маііскую столицу Батуринъ, котоуіую .защищали ііушвеуіжеііцы Мазепы. Вапоуюжекая Сѣчь была ра.юршіа. Петр'ь, какъ говорилъ „ст. иуіевеликою уіадостью ус.тыхалъ о уіазоуіеніи прокля таго мѣста, котоуюе корень злу и наде жда неііуііятелю была". Кар.лт, обманулся во всѣхъ свонхт. надеждахт,: послѣ Мазепы и запорож- цевт. онт, еще над'1,ялся на Турцію, что та воспользуется случаемт, и иодпнмет- оя вмѣстѣ ст. нимъ на Россію, ио турки и тнтауіы не трогались: повсюду кругомь Пстербууігѣ. По всл ъ за этимт, онг узналъ, ’гго Августь, чтобы спасти свою 1было тихо; всѣ сосѣдніе народы отказа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz