Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)

^0 59 Г О Л О С 1) И О Р Я Д К А. в})едии и моглн-оы оыть очень полез­ ными; но только при условіи основа­ тельной II толковоіі подготовки къ НИМ'Ь, какъ самііх'ь экску])сантовт., такъ н ііхь руководителей!, при ус:іовііі отчужденія отъ псякііх'ь ііосторонііііхь наукѣ тен- денцііі и при беззавѣтноіі .любви кь дѣлу. К‘акл> ни плохи, вл. обш,емл>, наши учебники но, всетаки, iqiii ііхл. ііЛіощн, а также при помощи знаній, которыми обладаіолл> учителя, моікио хоіюіііо под­ готовить молодыхл, .ліодеіі кл> путешест­ вію по то і і и л и другоіі мѣстности Рос­ сіи; можно также во время самаго пу­ тешествія напоминать на мѣстахь все то, что пройдено но учебннкамл. и доба- в.ляті. кл. ятимл> свѣд'Ьніямл. и.лоды лич- ныхл, наб.люденііі, а также свѣдѣнія, ио- •лучаемыя огь мѣстныхл> жителеіі ІІ{)и этомь особенное вниманіе слѣду- еть обращать на всѣ даже самые небо.ль- ші(‘ иа.митнііки старины н иа ра.зличные отголоски этоіі старины т. с. на ска.іанія, и'І'.син, бы.лины и т. и. ІІОДЛ. с.ловами: „памятники стаушны^ не елі.дуетл, ііазу- М'Ьть иск.ліочителыіо ностроііки, курганы и ііроч.—у нась такихь иа.мятниковл. сравните.лыіо немного; но за то почти на каждомь шагу вЛ) Россіи можно ви- д'Ьть другіе, вѣчные монументы, значеніе которыхл. ие менѣе, а, ііожалуіі, еще бо.лЬе важно, чѣмь значеніе обло.мковл. минувшей культу})!.!. Мы ГОВО})ИМЛ> о м()}шхь, |)ѣкахл., озе})ахь, і’ 0 })ахл., лЬсахл> и стеияхл., ИЗЛ) кото})і.іхл. состоіггь Рос­ сія, почти всѣ оііи с.лужаті. ііе})укотво])- ными II незыб.лемы.ми иамятииками бы- .лоіі с.лавы и,ли бы.лыхл. стііада.шіі на- })ода II многіе изл^ нихл. к|)асио))ѣчивѣе (чліиетскихл. ии})а.\іидл>. На;і,о только знать, гдЬ что н}юнсходнло и умѣть лічлщ, быст}) 0 , бе.ть докучнаго педантиз­ ма и безь тяжелой }што[)Нкн указывать ученикамл. иа зли замѣчате.лыіыя мііста; надо иа каждо.м ь такомл. мѣст Ь не сто.ль- ко д'Ьйствовать на иа.мять юиошеіі, ско.лько на ихл> вооб})аженіе и на нхл. |)ус,скія души; надо умѣть двумя—тре.мя (Йіііізами })лзшевелить яти душиі Ска- жугь, что для этого нужно быть геніемл.; нѣіч. , — М1.І сл, этнмл. несогласны; — но нашему ,л..л!і этого дост;іточио xojioiiio •знаті. тво})енія русскихл. гічііевл.: 1І.уш- кина, Гого.ля, .'1е})монтова, Никитина и іі})оч. Рі.дь у нихл, чуть не на каждоіі ст[)аніщі> можно ііііііти эти са.мі.ія фра­ зы, кото})ыя хватають за душу })усскаго человѣка; у иихл, почти вл, каждоіі г.ла- вЬ, вл, кіпкдомл, отд'Ьлыкліь стихотво­ реніи описывается та или д|)угая мѣст­ ность Россіи или, но K})iuiiieii мѣрѣ, упоминается о }іусскоіі нріі}лодѣ и.ли о ])усскоіі стгіринѣ. іі такл, какл, характе})- ными особенностями отліічаюлся у насл, не ол'дѣлыіые го})Од;і и села, а цѣлыя об- ширн!.ія области, то можно сказаті,, что нашими великими поэтами онисанл, каждыіі уголокл, ]юдноіі земли; намл, достаточно знать эти описанія и умѣті, ііе[)едавать это знаніе мо.лодежіі. Кл, со- иіалѣііію, М!.і видимл, совсѣмл, д[)угое: Иушкинл,, Роголь, .1е])монтовл,, Ннкн- тинл. Л' насл, вл, но.лномл, ііабвеніи. По.ѵ>- ишнство ихъ произведеніи совершенно неизвѣстно очень многимъ ученикамъ старшихъ классовъ средне-учеоныхъ за­ веденіи. Среди этііхл, учеііиковл, есть тя- кіо, Koropuo совсѣмъ не читали ни Пуш­ кина, ни Гоголя, ни Никитина, ни Лер­ монтова и знаютъ только два-три ко­ ротенькихъ отрывка изъ и.ѵъ сочиненіи по христоматіи. Но это еще ііолбѣді,і; ужаснѣе всего то, что эти юноши дамсе не интересуются нашей славноИ .іите- ратуроИ, дазісе. ,:е стыд,чтся своего не- вѣзісества, даже не сознаютъ его и не хотятъ ознакомиться съ великими ав­ торами-, все ихъ вниманіе поглощено пинкертоновніиноИ и освсоодительными йрошюркамиі —Огь этого іцюисходіт, изу.мителыіая, баснословная дикость уча- щеііся молодежи; нронустішши мимо ушеіі доб})ую половину ку}лса исто))ін и г(‘ог})афіи н бі,іст[)о позабывши то, что было кое-какл, выучено на одинл, день „для отмѣтки, молодые .люди оказывают­ ся вл, конді', коіщовл, к})углыми невѣял- дами. Миѣ лично пришлось бі,іть сви- дѣтіклемл,, какл, одинл, восіштанникл, ста))ш;іго класса с})едне-учебішго заве­ деніи, яле.лая занять ннте})есным ь }> іізго - во})омл, мо.лодуіо даму, с.л, самымл, на- іівнымь видомл, ))а.ісказыва.лъ ей, кгікь іНяіто новое', кое-какіе общеизвѣстные ЭНИ30Д1.І изл, да})ствованія Ккате})иш,і II, }лазска.зл,, о кото})ыхл, оігь слі,пиа,лл> отл, какой то знакомоіі ста])ушки, да и тутл, то еще ііута.лся, шіадіслл, вл, абсу})- диые анах|іоііизмы и забыва.лл, и.меіш исто})Ическііхл, .ііиць. Надо бі.і.ло видѣлл, сл, одной сто})Оны безпечное ві,і]);іЯѵеніе лица })азскащика, а сл, д[)угоіі—смуще­ ніе его собесѣдііицы и всі.хл, гцшеут- Вопросъ октябристамъ. Но поводу извѣстиоіі нашіімл, читате- ■лямл, декла})ацін октяб}шстовл,, сл, yiqie- ками 110 ад})есу іі])авыхл,, вл, газетѣ „Ко- локо.лл,“ ч.леігь Госуда})ственнаго Совѣта іі})еосвященныіі Никоігь, еііискоіп, во.ло- годскііі об})ащается кл, октяб})іістамл, сл, BoiqiocoMi,; .Мын}шзнаемл, Самоде})ясав- наго Росуда})я, вольнаго измѣнить за- кон ь о Росуда})етвенной Думѣ и СовѣтЬ. (,’кііясите отк])Овенно, н]шзі!аете ли вы эту (.'амоде])ЯчЛівиую во.лю Росуда|)Я?“. Разумѣется, октяб})исты iqiocTO увиль- нутл, отл, отв'ііта. Вѣрное свѣдѣніе объ Иллоі дорѣ. „Минскія Рліа})хіалыіі,ія Вѣдомостію сообщаютл, 0 ( 1 к)шціа.лыіо, что Госуда})ь Н.мие})аторл,, вл, ;5-іі день аирѣ.ля сего года, Всеми.лостивѣііше соизво,лн.лл, на возіріащеніе не])емѣщениаго въ })асно}>я- яленіе іт})еосвящениаго мишчсаго іе}іомо- наха Н.лліодо|)а ііл , го }). Да])ііцынь. Такимл, об})азомл, правда восторялеет- вовала... ствующихл,! А меясду тѣмл, этіі-яле самые юноши знають, чуть не наизусть цѣ.лыя ст]іа- ницы изл, безг})амотных I, кншкоііокь и безл, ошибки не})сдаютл, безсмі,іслеіі!и.ія II даяле ЯВІЮ номыс,ліімыя ііоділобности небыва.лі,іхл, іі})нключенііі })азиыхл, сы- щиковл,, })азбоііпиковл, и т. н. и.ли яле })азсказі,іваютл, о дѣлахл, іісто})ическихл, з.лодѣевл,, наіі})имІ',})л, ('теньки Ра-зіща, и]шдеря;иваясі, сл, ио})азителыіой точ­ ностью умі>іш.леі!но искаялениоіі вс|)сін, іцні помощи кото})оіі ('В])еііскіе ііисііки стремятся ввести вл, ;іаб.луяѵденіе })ус- скін на}юдь, ві,істав.ляя })аз,бойниковл, рыцарями идеи, образцами ге}юйства н благо}іодства, благодѣтелями и любим­ цами на})ода. Само собою })азумѣется, что iqiii такоіі постановкѣ .просвѣщенія^ никакія экскѵ})сіи не могутл, iquiiiecTii ни малѣіішеіі иользіл и только іцііучаютл, молодежь кл, безцѣльному ііразіюскита- нію да ио})Ождаютл, пустую „охоту кл, ие})емѣнѣ мЬстл,-^ іі кл, веселому дороял- ному в})емяи})опожденію. Да н не толь­ ко эілску[)сін, а все вообще „іцюсвѣще- ніе“ ц})и тгікомл, неб}іежномл, отношеніи кл, снабяленію юиошеіі духовиоіі нищей те})яе'гь своіі смысла, и вл, })езультатѣ ію.лучается не свѣтл., а не іріог.лядная тьмгі. //. Вуичъ. Ззявиіе 1 . И. Іубровша. А. II. Дуб})овиил,, ві,ізывае.\п,ііі вл, фин- .іяндскій судл, вл, качеетвіі свидѣте.ля ио дѣлу обл, убійствѣ бывні. деіі. Рос. Думы Ре}щенштеііиа, наиечата.лл, вл, „Русскомл, ГѢіаменіЮ с.лѣдующее обікіищніе: Дорогіе союзники и единомышленники! 7Го моего свѣдѣнія довью, что многіе изл, васл,, и.ли в!',[шѣе всЬ ного.ловно, возмущены до глубины души возводи- моіі на меня гнусноіі к.леветоіі касаті-ль- но участія вл, убіііствѣ Ге]ш,енштеііна. і).лагода})ю віісл , оті , всего се})дца .іа .любош, и довѣ])іе, вл, кото])і.іхл, я ни­ когда не сомігЬва.лся. ('оюзл, знаетл,, что А. Дуб}>овинл, иосвятилл, всю свою ялизнь })усскому, II что оил, все iiejieiH'- сетл. }>ади этого блага, составляющаго цѣль его II вашеіі жизни. II вотл, во и.мя этого довѣ})ія, этой нашей жіі.знн духовной iqioiiiy васл, остаться спокоіінымн, не н})іібѣгать ни кл, каки.мл, активні,імл, дѣііствія.мл,, на кото})ыя васл, нодсл^іекают-ь наши iqiani. Вѣ})нѣе, что еще существуетл, великая СВ. Русь, что мы ялнвемь вл, могучемл, госуда))ствѣ, кото})ое не моялетл, во имя своего величія и мощи ві.ідавать окле- в<‘таниі>іхл, вѣ}шоію,хтанныхл, слугл, ііііо- })одцамл, іщ посмѣяніе и нздѣвате.льство. Русскій интеллигентъ. Наконецл, то іі вл. Государственной Ду.мЬ })аздаліісь ]іѣчи о необходимости науіональноіі })усскоіі школы. II нельзя не пожелать, чтобі.і это благое начина­ ніе какл, моясно ско})ѣе нзл, области словл, и н[)едиолояленііі ііе})ешло вл, ялізнь, стгіло осуЯцестляющимся })еа.ль- нымл, фактомл,, и наша школа вступила бі,і какл, вы}іазился вл, Росударственноіі Думѣ фоігь Aiqieirr,—„на путь развитія сознанія госуда})ствеішостн, національ­ ной идеи н чувства натріотизма‘ . Толь­ ко, этимъ нутемл, изстрадавшаяся ро­ дина могла бы, наконецл,, получить то, что для ііея необходимо, какл, вода и во.здухл,—настоящаго })усскаго, интел­ лигента, избыткомл, котораго сейчасл, далеко нельзя похвастаться. А вѣдь именно этимл, обстоятельством ь, —тѣмл,, что интеллигенція наша вл, большинствѣ своемл, сл, самой школі,ноіі скамьи ст})адаетл, ііолнымл, отсутствіемл, ііеречнс.ленныхл, фонл, - Аііреномл, ка- чествл,, II обьясняются очень н очень многія темныя сто}юны ско}ібноіі рус- скоіі дѣйствительности, а іі})ежде всего— наше безлюдье—си.тыіо ощущаемый не- достатокь вл, се})і,е;шыхл,, дѣлыіыхл,, честныхл,, образованііыхл, })аботннкахл, на всѣхл, пои})ищахл, нашей госуда})- ственной II общественноіі дѣятельности. Вл, самомл, дѣ.л'І>,—если че.ловѣкл,, какл, гово})ится. отл, младыхл, ногтеіі только и наннчкива.лс.я космоііо.литизмомл,, iqia- яъдоіі ко всему, }Юдному, иеііереобезь- яненному сл, ’іуяюго об})Язца,—гдѣ же у него возьмется .любовь кл, вз})оетив- іііеіі его ст})анѣ, кл, вско})мившему его на})оду, готовность кл, беззавѣтному, честному служенію имь? 1І})Оша.лонаііни- чавл, }уядл, лѣтл,, вмі,сто се})ьозііоіі на­ уки нахватавшись кое какихл, ве|іху- шекл, знанія, встунаетл, теперь іштел- лигентл, вл, Ячизнь—безл, вѣ}я,і, безл, (шредѣлепныхл, искреннихл, идей, а такл, кой сл, ’іѣмь, ВЗЯТ1.ІМЛ, на іі};юкатл, изл, г}юшевыхл, красиот})яііичных I, листковл, II книжонокь. Иу, понятно, что ВI, конечномл, })езу.ль- л'атѣ—НН іііітел.лигенція не нонимаетл, своііхл, обязанностей нередл, }юдииоіі и на})одомь, ни народл, не нонимаегь своеіі интеллигенціи. ІІвыростаеть меяс­ ду ними пропасть нен})оходимая. II это взаимное неіюішмгіиіе, рознь сказываются даясе вл, тиііичнѣйшііхл, іі})оявленіяхл, національнаго духа. Кто не знаетл,, что ;шачнтл, вл, нашей на- родноіі ясизни наше іціавославіеУ Ро- го.ль, нан})имѣ}п,, любившій и понимав­ шій святую Русь, н})ямо он}>едѣ.лялл,: „вл, })усскоіі зем.лѣ нѣтл, силі.і си.лі,нѣе вѣ])ы; нсіі})еобо))ііма и г})о.зііа она, какл, iic})y- котво})им;ія ска.ла с[)сдіі буіяіаго, вѣчно измѣнчиваго мо}):і“. А какъ относятся кл, дѣламл, вѣ]іы наши ипте.ллигенты, извѣстно; недоумки сл, одной стороны, они являются, сл, д})угой, недовѣ))камн, ярко ііодче})кивая это на каждом ь шагу оіч, г})язноіі улич- ноіі газеты до самыхл, iqieiiiii вл. Госу­ дарственной Дум'Ь. II такл,, вѣдь,—ве.здѣ іі во всемь. Че­ го ясе добраго моясетл, ясдаті, ст}):ііщ отл, такоіі іінтел.лигеицііі. II пока школа, обновленная и очищенная, національная школа не дастл, Россіи дѣііствителыіо настоящаго })усскаго интеллигента, и шіредг, добра ясдалл, ие приходится. И именно это дѣло н доляліо быть іюло- ясено краеуголыіымл, ка.мнемл, оздо}К)в- ленія русской ялізни. ФЕЛЬЕТОНЪ Гіізоты „Го.іо<'і. ІІоря.чка-- ВОЗЛѢ МОСТА. Во имя ііо})ядка весна запоздала вл, настоящемл, году, да и вешніе воды прошли очень степенно. Повысились умЬ})енііо и нигдѣ не и}) 0 іізвели ника- кихл, бе.’іиорядковл,, какл, это бывало вл, іи'давніе кадетскіе года. Кадеті.і г})абн.ли, ялѵііі, убива.ли, оиі)авді.івая взяті,іе йодъ па заг})аничні,іе деньги, а тутл, еще и вода, за])азившись ненохвалыіымл, ка- детсілімл, и})іімі.ік)мл,, чини.ла шкоду но бе]К‘гамл,. Віітоіілия, а иногда и ));ізо})яя крестьянскія постройки ио бе}х'Гіімь, и н})иби|)ая но мелыіицамл, гдѣ что плохо .ЛеЯѵИТЛ,. Ничего подобнаго не было нынѣ. И вл. Гос. Думі, на cTOjioirii ио})ядка сто- итл, цент})алі,ная партія октяб}листовъ, н сама іі|ші)Ода начинастл, какл, бы нри- сііосаб.ливатся кл, октяб|)нсткому ладу. Сітеиснно н})Ошли вешніе воды, ни кого не зат|)огивая и никого не обияині. Вл, такомл, я-се. но } шдкіі какл, и везді’,, шло ио.іоводьс и ио ішшей }). Сосні',, кото- |)ІІЯ МО'/КСТЪ ГО[)ДИТСЯ тѣмл,, что олл, Гльца іл> низу и до сихл, ііо}гь числит­ ся судоходной. Чнс.лится, не с.мот}>я на то. что .лі.томл, куры чі'резл, нее іюрс- ходіп’л, вл, броді,. а все-т;іки iqm ти- ТѴЛ'ІІ. Половина аи])ѣл>і. Хотя іі заназды- ваетл, весна, но в.'С-такчі тепло н на})НО по с})авненію сл, зимней иого,'і,ой, іі я вышелл, кл, кузнямь, чтобы сл, высока­ го бе})сга полюбоваться на степенное ію- .ловодг,о своеіі |)о;ціоіі ])ѣкн (’осиі.і, дѣіі- ствите.лыю когда-то бывшеіі судоходноіі. Сзади кузенл, что-то вл, |)Одѣ со})тиі)а д.ля іі}Ціходящііхл,. Тутл, ЯѵС свіілеііы })азоб])аниыя ие})ила съ земскаго над- водио-иодводнііго моста, г.ла.зѣющая пуб­ лика іриісаживается на этоть .лѣсл, и любуется на бі,ітовыя ялітеіісіля сцены. Сл, к})учи })ебятиіііки снускаютл, д|)угл, друга ту}).маномл, кл. низу, :і вл, низу идутъ оис})аціи нР})евозокл,, стоятл, ве- };ечиці,і извозчиковл, но обѣимл, бе})с- гамл, ])ѣкн. Па веслахл, путелііествуетл, своеб})аз- ныіі земскііі но})омь, сл, кото}>аго с.лі,- дова.ло бы ;щвно снять ({ютогііафію д.ля назиданія потомства. Рядо.мл, поставле­ ны двѣ лодки, на нихл, брошенл, тесо- выіі щигь, вотл, вамь и весь ие|К'возоч- ныіі механизмл,. 'Вдуть ніі веслахл, и, великл, Вогл, земли ііусскоіі, ѣдуть, [іугаются, но не тонутл,. Десятокл, В0.ЛЫ1ЫХЛ, лодочииковл, н двѣ .лодки земскихл, для ігЬшоходнаго не})своза. Во.лыіые лодочники забѣгаютл, він'ііедь, Ніі нерсбоіі д|іугл, ие})едл, ;qiy- гомь зовутл, кл, себЬ, ш,і})ываютл, изл, }>укл. баілясл.. Не то|)гуясь бе;)утч,за не- р(чіо;іл> II г])іівениикл, и иятакл,, а если Л. В. и коиѣііку даютл,, гово})ять спасибо. .'Земскіе лодо'іники, какл, и ііодобаетл, земскимл, ярыяѵкамл,, относятся сове})- іш'нно безучастно кь не})евозііому дѣлу. Сндятл, спокойно, и Ячдуть, пока насса- яці])овл, набс})стся какл, селедокл, вл, бо’ікѣ. Ждать иногда іі|)ихо;иггся до.лго, но тутл, не])евозь бсзилатныіі и сюда идетл, всякііі, у кого ігіітл, гривенниковь, сі'мишниковл, и ііятаковл,. Что нибуѵц, одно, или удобство, и.ли безплатность, а потому многіе нредно- читаютл, послѣднее и садятся на зем­ скіе лодки. Пдуть: оядшленіе, суета, перебранка, и тутл, инте})есно іі})осидѣть полчасика вл, ЭТОТЛ, ЦС})ІОДЛ, ноловоді.я, но кто-то но сосѣдству аинетично и здо|)ово, точ­ но земскііі началыііікл,, заве}шу.ль но ад])е.су отцовл, го})Ода, ночтениыхл, глас- Н!,іхл, нашеіі городскоіі думы. Е.му точно mqieiie.n,, откликнулся и вторилл, другоіі. Хотя обидно, но интересно. П})ис.лушиг.аюсь: })угательски ругаютл, думу за отсутствіе моста. Такл, эііе})гич- но [іугаютл,, что думаю не }іазл, икну­ лось не то.лько гласнымл,, но и самому высокоио'іте.иному го,ловѣ. — Пи дна НМЛ, анафемамл, ни iioiqibiui- ки, к})икну.!гь одинл, ста})икь, крякну.гь н сн.люиулл, сл, досады. — (’колько этихь семишниковл, и ия токовл, ие})силатитл, теіісрі, б'Ьдныіі людл,. })азсуя;да. 11 , .\іасте|)ОВОІі. Па }іаботу иди, плати, сл, [іаботы плати, на казенноіі-то в'Ьдь лодкѣ кл, с})оку не іюсігЬешь, а сл, вече])а и совсѣмл, нс]іевоза нѣтл,. Стыдно слушать. Паво}ютилл, шѵіьто и снялся сл, мЬста, а до})огоіо нача.гь разсуждать обл. нсто})ііі этого моста. По закону соде})Ясаніе мостовл. іі не- })еіюзовь ІЮ іі}іоі.зяѵіім I, т}іактамл. ле- ящтл, на обязанности земства; такл. это II у насъ вл, Кльцѣ. Отл, блаженной памяти іі))иказа обще­ ственнаго ириз})ѣііія, сь введеніемл, зем­ скаго ію.юяѵенія (’осеискііі мостл, ііе[)е- іііе.гь вл, веденіе земства. 1’аііыие оігь бы.лл, наилывиоіі, на ба|ікахл,, а нотомл, иаиіе.лся умиыіі человѣкь А. II. 1Іоновь, выстрои.гі, за (> т. }). постоянный, ио со- де])ящнію иротивл, и|)ежняго })аза вл, четы})с т}іебовавшііі менѣе еяіегодныхл, издеряѵекь. Выстой. ГЬ солидно и П})0ЧН0, но но 110- т})афи.гь но н])0(1шлю })ѣки. Обнизилл, и д.ля воды сдѣлалл, мало іціоходовь, а потому его затон.ляетл, rqiii каждо.мь не- значнтелыю.мл, нодьемѣ воды. Вылл, іі]юектл, не})ест})Оить, сл, затра­ тою вл, G200 р., НО денегл, тратить зем­ цы не нояселали, ибо они любятл, .лишь б}>ать сл, го}юда, взамѣнл, ничего не да­ вая. Г)е})улл, сл, го})ода око.ло 40 т. }і. оцѣночнаго и то}лч)ваго сбо|)а, и лома­ наго г|)оша не xothi ^ b т})атнть для го- })Одското б;іагоуст})оііства, хотя вл, дан- номь мостовомл, Boiqiocb ст})адаюл”ь не только инте))Рсы города, но и инте}н'сы ѵѣзда-.вѣдь и ѵіщдное населеніе 'Ііздитъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz