Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)
Въ M qg . • ь с л і і - ; п ѵ б л и ч л н і і Суббота 14 марта 1909 года. ( ; > Ѵ і Г О Д Ъ И З Д А Н І Я В Т О Р О Й . Цѣна ііомеа 5 копѣекъ. голосъ Дч) 4 0 Выходитъ: по Воскресеньямъ, Вторникамъ, Четвергамъ и СуіТіотамъ. ♦ ♦ ♦ ♦ Г.’іаиною и непремѣнною своей аадачей газета ставитъ А служеніе дтдеѣ мирнаго правового развитія единой не- W дѣлимой Россіи на основѣ родной исторіи и народныхъ ж особенностей русскаго уклада жизни. щ Ііудучи внѣпартійной, но правой, газета постарается безъ враж- Т ды и нетерпимости помочь обывателю разобраться въ его мѣст- А ш,іхъ интересахъ и нуждахт,. Обращено будетт. вниманіе на нуа^- W ды мѣстнаго мѣщанства, исторію города Ельца, мѣстную злобу . дня, выдающіяся событія въ Россіи и на всемъ ,свѣтѣ. Повоз- А моадіостн будетт> сообщаться отчеть о Государствениоіі Думѣ, у ♦ Иолішска ші газету пріпіп.маотси: ігь редакціи газеты. ТІ1І1()ГІ>А(І)Ш ГАЗЕТЫ, конторѣ II. А. ІІнаіиоіпепкона и магазинѣ И. II. Семеноші. ♦ Редакторъ-Издатель I. Бвснгнѣ.ев'ь. ПОРЯДКА Y Ті^ _ __ ■• чшiw” _ _ _ _ _ _ _ «#■ Р еда іс із^ ілу М а л е ж и а л р Д ѣ С а в е л ь е в о й » ПЛАТА ЗА ОПЪЯВЛЕНШ: за строку петита, шіеуъеди т. ш. въ сг. 20 кои., но.задн т. ІИ. въ Д ст. 10 кои. Позади текста для лицъ ищущихъ труда .за 5 ст. 2о кои. Об'ьявлеиія годовыя, полугодовыя и мѣсячныя 110 соглашенію. Подпасная ціьна ШЕСТЬ рублей въ годъ, (пеньшіе срока по 50 коп за{«ьі сяцъ,ано- городна(пъ по 60 коп, за( й іьсяцъ . ^ Къ свѣдѣнію гг. сотрудниковъ. Всѣ статьи для помѣщенія въ газетѣ ^ должны быть доставлены за подписью ^ и съ адресомъ автора, бе.зъ чего онѣ не- . читаемы не будутт>. W Рукошісп обратно не возвращаются. ^ Редакторъ принимаетъ у себя на дому || только по Воскресеньямъ, отъ 2—3 час. Еиецъ, 14-го марта. Вопросъ о народномт, образованіи са мый важный нъ Яѵизни нашего народа п къ нему надо относиться ет, особымъ, нниманіем'і., ему надо носшггить псѣ силы. Рлавный недостатокъ нашей школы отсутствіе' воспитанія, отсутствіе .здоро вой національной русскія школы, школы, которыя данжта бы не . только теорети ческія поверхностныя знанія, но и пол ныя практическія въ области какой ни- будь спеціальности. Памь нужна школа, ь'оторая нытіуска.тіа бы не „»шиік.ііопедн- ческих'і.“ недоучекъ, н невѣ.ждъ, но свѣ дущихъ. людеіі въ какоіі шібудь хоти бы самоіі .ма.ъені.кой спеціа.ъыинтн. Рлан- нымъ. об])азомъ. ііишуть о ереднеіі и выс- шеіі школахъ. Зто большая ошибка. На;ю не только умѣті. возвести куш>.ъъ зданія, но надо подумать и о фундаментѣ. Везъ фундамента самое красивое зданіе ]>ух- нетъ и отъ. него останутся только жалкіе об,ъомкн. Фундаментч. же народнаго обра- •зованія не въ сііедией школ ѣ, а въ. низ шей, въ нача.іьпоіі школѣ. Здѣсь все нуждается нъ самоіі широкоіі реформѣ въ. коренномъ, из.мѣненін самаго іірпн- цина дѣла. Если удастся разрѣшить во просъ. начальнаго образованія, іПкъесо- бразно II умно, то тогда и вопросъ, о среднемъ и высіііемъ. образованіи легче будегь рѣшать. Итакъ, главныіі вопросъ —нача.ъьная школа. Какъ н всякое учи лище, эта шко.ъа до,'іжиа подготовлять своихъ учениконъ. къ. той дѣятельности, которой нііослѣ.дствіи носвятііт'і. себя ея воснитапникъ.. Точно таідке и низшее народное учи.лнще, н.зъ котораго выхо дятъ. будущіе зем.тедѣкіьцы, долялю да вать необходимыя іімъ. свѣдѣнія. Кре стьянская молодежь, получая образова ніе, видитъ., что еіі чего то не хватаетъ, что причины ііхъ. деревенскихъ, нуждъ, кроются гдѣ то внѣ. сферы ихъ наб.ъю- ДІ'НІІІ, что ІІМЪ. нужно что то, чего они не знаютъ., чтобы жить но человіъческа, какъ, они сами говорятъ. ()ніі видятч., что не смотря на сіюіі каторжный трудъ, оніі теуият'ь всевоз.можныя .ъиіііенія, и во'гь какоіі нибудь молодоіі человѣ.къ., нышедшій изъ ихъ яіе деревни и посту пившій на мѣсто куда іінбудь на желѣз ную дорогу нлн на заводъ., щеголяетъ, въ лакированныхъ, сапогахъ, и при ча сахъ съ цѣпочкой. ІРезультатомъ этого является, что молодежь б(юсаетъ дерев ни, такъ какъ нрпходіпч. къ заключенію, что к{и‘стьянскнмъ тііудомъ ничего не добьешься и іідегі. въ го]юдь искать своего счастья, гдѣ очень часто вмѣсто счастья находитъ себѣ гибель. Вогь на что надо об])атиті. шпіманіе нсѣмъ. со- ставтѵ.ъямъ. проектовъ, ц ирогііа.ммъ. на- ])Одныхъ. училищъ. Вотъ. гдѣ. лежитъ много причинъ. обна]іужііішіагося неуст- ]юіістна въ. наніеіі странѣ. Зто вопросъ ііеішостеиенііоіі важности и нора за него нрішяться серьезно. Тонъ, газетѣ даетъ, всегда передовая, почему она но большей части печа тается особі.імъ. шршіп'ом’ь. рѣзко вы дѣляясь отъ. всѣхъ оста.іыіыхъ. статеіі. Въ. . передовыхъ. но краііпеіі мѣ рѣ, я всегда стараюсь быть ішѣ.партіенъ, обсуждая *готі. н.ъи другоіі вопросъ ео- ш'ршеішо объективно. Поэтому упреки въ. письмахъ, и .ънчио въ. ііа])ТІііной пред взятости едва ли еиранед.ъіівы. Я лично не іірннадл(‘/ку пи къ. ісакоіі партіи, іш нравоіі, ни лѣвоіі, но во всякомъ, сѵіу- чаѣ по убѣжденіямъ нравыіі, хотя быть можетъ., я нони.маіо .миоі'ое сове{)шепио своеобразно, что не .мирится пи съ. ка- ки.мн партіііными рамка.мн. Мнѣ ка- Яѵется. что въ. вопросахъ, чисто мѣстныхъ., вопросахъ, земскомъ, и шко.:іыіомъ, я держусь тоже совеішіешю безнаіітііінаго обра.за мыслеіі и охотно даю мѣсто въ газеті'. людямъ, всѣхъ, ііаіірав.ъенііі, .лишь бы они ниса.ъи правду и расщіыва.ъи бы недостатки нашего городского и зем скаго хозяііства. Ес.ън опять эти вопро сы осігЬщаются слишкомъ односторонне, то кто же м'ѣшаетъ заинте})есованнымъ лицамъ, реагировать на нихъ.. і\1ного разъ; іірііглаша.ъіісі. оніі къ. содѣйствію и разъясненію неясности, темноты іі.ін сбивчивости сообщенныхъ фактовъ. Истина познается изъ разныхъ, мнѣній. II не редакціи вина, что освѣщеніе одно сторонне. Редзкція дѣлаеті. все .завися щее, чтобы газету сдѣ.ъать чисто мѣ стной, не нрнмѣ.шнвая никакихъ, партій ныхъ или личныхъ счетовъ., а лица, умѣющія писать, ноии.ма]ощін лучше мѣ.стную жизнь, ог])аннчішаіотся іі,ъи сознательнымъ боіікотомъ. (отъ котоііаго прежде всего стііадают'і. сами, такъ. какъ, сами, очевидно, но хотятъ, понять на- стоятелыіоіі нуукды .'іоопо населенія въ. хорошеіі мѣстноіі газетѣ), или упрека ми іі.з'ь за угла, а болѣе некультурные и ругательш.імн анонимами. Мі'жду тѣмъ какъ, не.ъика нужда въ мѣстноіі газетѣ! Вогь приходитъ въ. редакцію мужнчоіп, съ подбитымъ, гла.зомъ, и жа.ъуется, что его іізбіі.ъіі въ полиціи и проситъ, ію- мѣстнті, это въ, хроникѣ. По бѣ.дшігадо того напуганъ,, что ни за что не хочегь сказать сіюеіі фаміі.ъіи и фамиліи своего обидчика. Вотъ. ііішходитъ мѣща нинъ. и жалуется, что его дочь не осво бодили отъ, платы за нравоученіе. Зтоні, уходіітч, обижеііныіі, что газета не по- моіѵіа ему. Воть обывате.ъь въ. сотыіі ра.зъ. жалуется, что нельзя ходить по улицамъ, II троттуарамъ, того и гляди искалѣчаіиьс.ч. Воп, д])угоіі обыватель жалуется на н.ъохоіі хлѣбъ, тамъ, на плохой .чедъ, тамъ, на н.ъохую (іыбу. Да всѣхъ Яѵа.тобъ. II не ііеііечтеші,. Едва пріѣ.хікть я, какъ въ конторѣ ш'])ебы- ва.ъо нѣсколько десятковъ наіюду съ, са мыми разнообразными заяв.ъеніи.мн. Вііаюті, ли Елі.чане, что несмотііи на объ.янлеіііе въ. газетѣ, что .могу прини мать но дѣ.ламъ, редакціи только но BOciqiecem.HMb, .мігЬ приходится іірнпи- мать въ, коіітоііѣ сііедии.мъ числомъ. :10 че.:іовѣ,къ, въ. день. II это то.ъько но га зетѣ. Все это _ .заставляетъ еще разъ об])атпті,ся съ, іцнізывомъ к'ь мѣ,стіюй ннте.ъ.ъпгепціи. Давайте, бросимъ, партій ные II личные счеты!'Даваііте сдѣлаемъ газету мѣ.стііоіі, хорошеіі мѣстной газе той! Проѵч.те ио.ъіітцку! не въ. иеіі дѣ.ъо II опа въ, наіш'іі мѣстноіі жизни діѵіу не номо/кегь, а его то.ъько .затемннгь. Вѣдь газета не моя лично, а она всего общества. II общество должно ей помочь п[)авственно выііти на настоящую доро гу. Въ. матеріальномъ, же сочувствіи га- .зета не нуждается. Работа есть, с.ъѣдо вателыіо, газета существовать въ Іѵіьцѣ можегь. Но дѢ..ъо не то.ъько въ.' суще ствованіи, моя задача сдѣлать ее и глу боко шітересноіі п пеобходнмоіі для Іѵіі.чаігъ. А сдіѵгаті, эѣ) одними си.ъами 04(411. трудно. Нужна дѣ.ятелыіая по мощь мѣстной интеллигенціи. Вотъ, тог да II не будеть надобности нъ. ііа[)тій- ноіі окраскѣ. Тогда газета будетъ, толь ко га.зетой. По, понятно, никогда я не пропущу статеіі насквіі.ъыіыхъ,, занЬдб-; МО враждебныхъ прапіітіѵіі.стпу, задУр- ныхъ 11 рѣ.зкнхъ., а г.лавное ст.атоіі, имѣ ющихъ, въ виду .ъичные счеты. Такія статьи мііон), правда, ио.ъучаютси вЪ изобиліи, но онѣ псѣ бе.іъ исключенія уничтожаются. настоящая горячка но 0Tiq)i.iTuo сред нихъ учебныхъ, заведеній. Р. .Л. Савенко на ст()анііцахъ, ,.І\іев.ъя- шіна" даегі. слѣдующііі отвіугі,: Всѣ, хо- тяъч. быть чиновниками! Россія буква.ъыіо находится во в,ъасти этого стііхііінаго стрем.ъенія всѣхъ, стать чиновниками, вывести своихъ, дѣтеіі въ. чиновники. Въ са.мыхъ, захо.ъустныхЬ го])Одііш- кахъ и даже мі,стечкахъ, ' откііынаютоя 'гимиа.зіи. (ітовсюду сыплются ходатаіі- ства и мо.тіі,бы объ, открытіи все новы.ѵі, и новыхъ, ги.миазііі. Піікои.мъ, образомъ, нельзя согласиться съ тѣми добродушными обывате.ъямп, кчугорые скажу'гі,:„что-жъ, и іци'красно!"— Надо іі|)іівѣ.тствонаті, это (;т[)с.м.ъсиіе къ, наукѣ, къ. свѣту знанія.,. Пскіь.зя съ. ними согласиться^ но той проетоіі іі[)іічііиѣ, что тѣ, кто такъ ііа- стоіічиво ходатаііствуеп, объ. открытіи гнмназііі и другихъ, средші.ѵь,учебныхъ Среднееивысшееобразованіевъ Европѣиунасъ. Въ Ванадной Европѣ низшее образо ваніе—всеобщее и потому оно дается на всеобщііі, т. е. государственный счетъ,. (дищнее обра.зованіе тамъ, — удЬлъ. ■не многихъ, нреи.мущестш) б,о.ъѣе состоятель ныхъ, классовъ,. II само собой ра.зу.мѣ,- ется, что разъ с})еднее обра.зованіе ііо- лучае/гі. незначнтелыіое меиыііііііство, то оно не можеть оплачиваться на средства всѣхъ. г])ажданъ,, иначе говоря, на го сударственный (ічетъ,. Если бы кто ни- будь въ Ев})<)ні, заговорилъ, о всеобщей _доступностисредняго обііа.зованія, объ „облегченіи■* прохожденія курса ((редиеіі школы, то тамъ, это нока.за.ъось бы ди кимъ,. Что касается высшаго об])а;юва- ііія въ. государствахъ, Западііоіі Европы, то оно тамъ доступно то.ъько ііемногнмг, избраннымъ,, аріісток))ата.мъ.,. богачамъ ІІ.ІН юііоша.мъ. выдающихся способностей, .за об])а.зонаіііе, которыхъ п.ъатягь меце наты н б.ъаготворителн. >’ііііі!ерсііті‘ты за rjiamineii содержатся на средства, образуемыя отъ, платы за слушаніе лек- цііі, такъ, какъ. бы.ъо бы абсурдо.мъ. со держать іі.хъ. на государственный счетъ, [іазъ, высшее об[>а.зованіе является удѣ- .ъомъ, избранныхъ, лкщеіі. По причинѣ іі.зложеннаго, среднее' и высшее обра.зованіе въ. Европѣ го})аз,до дороже, чѣмъ, въ. Россіи. Такъ,, напри мѣръ., въ. Анг.ъііі пребываніе въ, унинер- оитетѣ, стоить до 2000 р. въ годъ. Іѵаісая же причина тому, что въ. Россіи, гдѣ. многіе привыкли восхвалять всс.тво])Я- іцесся въ. Ваиадноіі Ев(н>ігЬ,-, воніюсъ, о среднемъ. II высшемъ, образованіи постав ленъ. сове[)шенно иначе іі сшірѣііствуеъч. .заш'дсиііі, о наукѣ вовсе и не думаютъ,. , . Г. А. Савенко еонерііи'нію в і'.рііо ука зываетъ,:что гимназіи имъ, ііуѵкны не какъ. обра.зоват('.:іі.ныя уч[)е:кденія, а нсключиті'.ъыіо какъ, ((іабушки атъъ'ста-. ■тонъ,, дающихъ, iijiaua- и привилегіи. Учащіі'ея и особенно ихъ (юдителн не только не идз’тъ, на ветрѣ.чз’ наѵ’кѣ,, но, иаобироть, ведутъ съ. иеіі ожесточенную борьбу, во;імУіиа}{сь нсеі:да и всѣми программами II требованіями н стремясь всѣми іріавдами іі неправдами обоіітіі эти требованія и облегчить но.ъучі'иіе аттестатопт.. Отсюда и получаются такія явленія, что іі;п. гимназіи еъ, аттеетата.мя „з])ѣлос'ш" часто выходить соіи'ршешіо малограмотные и *нера.звптые люди. Итакъ, мы niVuiMi,, что не стремленіе ііо.ъучиті, ередін'с и высшее об[)азованіе, не жажда знанііѴ н .ъіобовь къ, наукѣ ел}'жатъ» нріімаикѣіі д.ън болыиииства ііостѵііающи;^!, въ 'среднія -учобныя за веденія, а жаяѵда полученія . дин.ъома и нрава быть .чиновникомъ.^. А чишшші- камн быть всѣ.мъ ік'во.зможно. Г. Савеи- ко глубоко убѣждені , что ('ели бы была iipoH3B(X'ieiia б.ъагодѣте.ъыіая jiecjiopMa, уничтожающая всъікія іірнви.іегіп, е.ъу- жебныя II иныя нрава, н|шевоеииыя ны- ігЬ аттестатамъ, и дипломамъ, среднихъ, и высшихъ, учебныхъ заведеній, и учеб- ііі,ія заведенія быстро онусъ-Ьють, ибо нынѣ огромнѣйшее большинство .ъюдеіі іід('тъ. въ. шко.ъы не за ученіемъ., а то.ъі,- ко за іі])аваміі. ^ЧuIчтoжl.тe обііа.зова- те.ъышя нрава ■и іцшішлегін, и тогда въ. шко.ъ}' іюіідутъ, только тѣ, кто стрі'- мится къ, чистому образованію, къ. свѣ.ту знаііііі. А такихъ, будегь немного, Тогда то.ъько мы ностеиеино придемъ, къ, тому, что давно вошло въ, законъ, жизни Заиадноіі Европы. Г. Савенко еноимъ, образнымъ, языкомъ, доказываетъ, всю снѣшноеті. и необхо димость такоіі реформы. Онъ. говоригь: „^'Iiичтoжeнie образовательныхъ правъ и нріпш.ъегііі—это CTjiaiiiiio наболѣ.вшііі для І'осеіи ноирос'ь. II рефщі-ма эта бы ла бы неи.змѣіиімо бо.ъѣе благодѣ.те.ъыіоіі р('формоіі, чі.мъ. десятки тѣхъ, бумаж'- ныхъ. „і)е(|іо|)мъ.“, котоііыми такъ, заняты іі})аіштельетвенііыя и думскія сферы. Ско.ъькч) ни открываііте гіімиазііі и (Другихъ, средіпіхъ. учебныхъ, .заведенііі
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz