Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)

Въ M qg . • ь с л і і - ; п ѵ б л и ч л н і і Суббота 14 марта 1909 года. ( ; > Ѵ і Г О Д Ъ И З Д А Н І Я В Т О Р О Й . Цѣна ііомеа 5 копѣекъ. голосъ Дч) 4 0 Выходитъ: по Воскресеньямъ, Вторникамъ, Четвергамъ и СуіТіотамъ. ♦ ♦ ♦ ♦ Г.’іаиною и непремѣнною своей аадачей газета ставитъ А служеніе дтдеѣ мирнаго правового развитія единой не- W дѣлимой Россіи на основѣ родной исторіи и народныхъ ж особенностей русскаго уклада жизни. щ Ііудучи внѣпартійной, но правой, газета постарается безъ враж- Т ды и нетерпимости помочь обывателю разобраться въ его мѣст- А ш,іхъ интересахъ и нуждахт,. Обращено будетт. вниманіе на нуа^- W ды мѣстнаго мѣщанства, исторію города Ельца, мѣстную злобу . дня, выдающіяся событія въ Россіи и на всемъ ,свѣтѣ. Повоз- А моадіостн будетт> сообщаться отчеть о Государствениоіі Думѣ, у ♦ Иолішска ші газету пріпіп.маотси: ігь редакціи газеты. ТІ1І1()ГІ>А(І)Ш ГАЗЕТЫ, конторѣ II. А. ІІнаіиоіпепкона и магазинѣ И. II. Семеноші. ♦ Редакторъ-Издатель I. Бвснгнѣ.ев'ь. ПОРЯДКА Y Ті^ _ __ ■• чшiw” _ _ _ _ _ _ _ «#■ Р еда іс із^ ілу М а л е ж и а л р Д ѣ С а в е л ь е в о й » ПЛАТА ЗА ОПЪЯВЛЕНШ: за строку петита, шіеуъеди т. ш. въ сг. 20 кои., но.задн т. ІИ. въ Д ст. 10 кои. Позади текста для лицъ ищущихъ труда .за 5 ст. 2о кои. Об'ьявлеиія годовыя, полугодовыя и мѣсячныя 110 соглашенію. Подпасная ціьна ШЕСТЬ рублей въ годъ, (пеньшіе срока по 50 коп за{«ьі сяцъ,ано- городна(пъ по 60 коп, за( й іьсяцъ . ^ Къ свѣдѣнію гг. сотрудниковъ. Всѣ статьи для помѣщенія въ газетѣ ^ должны быть доставлены за подписью ^ и съ адресомъ автора, бе.зъ чего онѣ не- . читаемы не будутт>. W Рукошісп обратно не возвращаются. ^ Редакторъ принимаетъ у себя на дому || только по Воскресеньямъ, отъ 2—3 час. Еиецъ, 14-го марта. Вопросъ о народномт, образованіи са­ мый важный нъ Яѵизни нашего народа п къ нему надо относиться ет, особымъ, нниманіем'і., ему надо носшггить псѣ силы. Рлавный недостатокъ нашей школы отсутствіе' воспитанія, отсутствіе .здоро­ вой національной русскія школы, школы, которыя данжта бы не . только теорети­ ческія поверхностныя знанія, но и пол­ ныя практическія въ области какой ни- будь спеціальности. Памь нужна школа, ь'оторая нытіуска.тіа бы не „»шиік.ііопедн- ческих'і.“ недоучекъ, н невѣ.ждъ, но свѣ­ дущихъ. людеіі въ какоіі шібудь хоти бы самоіі .ма.ъені.кой спеціа.ъыинтн. Рлан- нымъ. об])азомъ. ііишуть о ереднеіі и выс- шеіі школахъ. Зто большая ошибка. На;ю не только умѣті. возвести куш>.ъъ зданія, но надо подумать и о фундаментѣ. Везъ фундамента самое красивое зданіе ]>ух- нетъ и отъ. него останутся только жалкіе об,ъомкн. Фундаментч. же народнаго обра- •зованія не въ сііедией школ ѣ, а въ. низ­ шей, въ нача.іьпоіі школѣ. Здѣсь все нуждается нъ самоіі широкоіі реформѣ въ. коренномъ, из.мѣненін самаго іірпн- цина дѣла. Если удастся разрѣшить во­ просъ. начальнаго образованія, іПкъесо- бразно II умно, то тогда и вопросъ, о среднемъ и высіііемъ. образованіи легче будегь рѣшать. Итакъ, главныіі вопросъ —нача.ъьная школа. Какъ н всякое учи­ лище, эта шко.ъа до,'іжиа подготовлять своихъ учениконъ. къ. той дѣятельности, которой нііослѣ.дствіи носвятііт'і. себя ея воснитапникъ.. Точно таідке и низшее народное учи.лнще, н.зъ котораго выхо­ дятъ. будущіе зем.тедѣкіьцы, долялю да­ вать необходимыя іімъ. свѣдѣнія. Кре­ стьянская молодежь, получая образова­ ніе, видитъ., что еіі чего то не хватаетъ, что причины ііхъ. деревенскихъ, нуждъ, кроются гдѣ то внѣ. сферы ихъ наб.ъю- ДІ'НІІІ, что ІІМЪ. нужно что то, чего они не знаютъ., чтобы жить но человіъческа, какъ, они сами говорятъ. ()ніі видятч., что не смотря на сіюіі каторжный трудъ, оніі теуият'ь всевоз.можныя .ъиіііенія, и во'гь какоіі нибудь молодоіі человѣ.къ., нышедшій изъ ихъ яіе деревни и посту ­ пившій на мѣсто куда іінбудь на желѣз­ ную дорогу нлн на заводъ., щеголяетъ, въ лакированныхъ, сапогахъ, и при ча­ сахъ съ цѣпочкой. ІРезультатомъ этого является, что молодежь б(юсаетъ дерев­ ни, такъ какъ нрпходіпч. къ заключенію, что к{и‘стьянскнмъ тііудомъ ничего не добьешься и іідегі. въ го]юдь искать своего счастья, гдѣ очень часто вмѣсто счастья находитъ себѣ гибель. Вогь на что надо об])атиті. шпіманіе нсѣмъ. со- ставтѵ.ъямъ. проектовъ, ц ирогііа.ммъ. на- ])Одныхъ. училищъ. Вотъ. гдѣ. лежитъ много причинъ. обна]іужііішіагося неуст- ]юіістна въ. наніеіі странѣ. Зто вопросъ ііеішостеиенііоіі важности и нора за него нрішяться серьезно. Тонъ, газетѣ даетъ, всегда передовая, почему она но большей части печа­ тается особі.імъ. шршіп'ом’ь. рѣзко вы­ дѣляясь отъ. всѣхъ оста.іыіыхъ. статеіі. Въ. . передовыхъ. но краііпеіі мѣ­ рѣ, я всегда стараюсь быть ішѣ.партіенъ, обсуждая *готі. н.ъи другоіі вопросъ ео- ш'ршеішо объективно. Поэтому упреки въ. письмахъ, и .ънчио въ. ііа])ТІііной пред­ взятости едва ли еиранед.ъіівы. Я лично не іірннадл(‘/ку пи къ. ісакоіі партіи, іш нравоіі, ни лѣвоіі, но во всякомъ, сѵіу- чаѣ по убѣжденіямъ нравыіі, хотя быть можетъ., я нони.маіо .миоі'ое сове{)шепио своеобразно, что не .мирится пи съ. ка- ки.мн партіііными рамка.мн. Мнѣ ка- Яѵется. что въ. вопросахъ, чисто мѣстныхъ., вопросахъ, земскомъ, и шко.:іыіомъ, я держусь тоже совеішіешю безнаіітііінаго обра.за мыслеіі и охотно даю мѣсто въ газеті'. людямъ, всѣхъ, ііаіірав.ъенііі, .лишь бы они ниса.ъи правду и расщіыва.ъи бы недостатки нашего городского и зем­ скаго хозяііства. Ес.ън опять эти вопро­ сы осігЬщаются слишкомъ односторонне, то кто же м'ѣшаетъ заинте})есованнымъ лицамъ, реагировать на нихъ.. і\1ного разъ; іірііглаша.ъіісі. оніі къ. содѣйствію и разъясненію неясности, темноты іі.ін сбивчивости сообщенныхъ фактовъ. Истина познается изъ разныхъ, мнѣній. II не редакціи вина, что освѣщеніе одно­ сторонне. Редзкція дѣлаеті. все .завися­ щее, чтобы газету сдѣ.ъать чисто мѣ­ стной, не нрнмѣ.шнвая никакихъ, партій­ ныхъ или личныхъ счетовъ., а лица, умѣющія писать, ноии.ма]ощін лучше мѣ.стную жизнь, ог])аннчішаіотся іі,ъи сознательнымъ боіікотомъ. (отъ котоііаго прежде всего стііадают'і. сами, такъ. какъ, сами, очевидно, но хотятъ, понять на- стоятелыіоіі нуукды .'іоопо населенія въ. хорошеіі мѣстноіі газетѣ), или упрека­ ми іі.з'ь за угла, а болѣе некультурные и ругательш.імн анонимами. Мі'жду тѣмъ какъ, не.ъика нужда въ мѣстноіі газетѣ! Вогь приходитъ въ. редакцію мужнчоіп, съ подбитымъ, гла.зомъ, и жа.ъуется, что его іізбіі.ъіі въ полиціи и проситъ, ію- мѣстнті, это въ, хроникѣ. По бѣ.дшігадо того напуганъ,, что ни за что не хочегь сказать сіюеіі фаміі.ъіи и фамиліи своего обидчика. Вотъ. ііішходитъ мѣща­ нинъ. и жалуется, что его дочь не осво­ бодили отъ, платы за нравоученіе. Зтоні, уходіітч, обижеііныіі, что газета не по- моіѵіа ему. Воть обывате.ъь въ. сотыіі ра.зъ. жалуется, что нельзя ходить по улицамъ, II троттуарамъ, того и гляди искалѣчаіиьс.ч. Воп, д])угоіі обыватель жалуется на н.ъохоіі хлѣбъ, тамъ, на плохой .чедъ, тамъ, на н.ъохую (іыбу. Да всѣхъ Яѵа.тобъ. II не ііеііечтеші,. Едва пріѣ.хікть я, какъ въ конторѣ ш'])ебы- ва.ъо нѣсколько десятковъ наіюду съ, са­ мыми разнообразными заяв.ъеніи.мн. Вііаюті, ли Елі.чане, что несмотііи на объ.янлеіііе въ. газетѣ, что .могу прини­ мать но дѣ.ламъ, редакціи только но BOciqiecem.HMb, .мігЬ приходится іірнпи- мать въ, коіітоііѣ сііедии.мъ числомъ. :10 че.:іовѣ,къ, въ. день. II это то.ъько но га­ зетѣ. Все это _ .заставляетъ еще разъ об])атпті,ся съ, іцнізывомъ к'ь мѣ,стіюй ннте.ъ.ъпгепціи. Давайте, бросимъ, партій­ ные II личные счеты!'Даваііте сдѣлаемъ газету мѣ.стііоіі, хорошеіі мѣстной газе­ той! Проѵч.те ио.ъіітцку! не въ. иеіі дѣ.ъо II опа въ, наіш'іі мѣстноіі жизни діѵіу не номо/кегь, а его то.ъько .затемннгь. Вѣдь газета не моя лично, а она всего общества. II общество должно ей помочь п[)авственно выііти на настоящую доро­ гу. Въ. матеріальномъ, же сочувствіи га- .зета не нуждается. Работа есть, с.ъѣдо вателыіо, газета существовать въ Іѵіьцѣ можегь. Но дѢ..ъо не то.ъько въ.' суще­ ствованіи, моя задача сдѣлать ее и глу­ боко шітересноіі п пеобходнмоіі для Іѵіі.чаігъ. А сдіѵгаті, эѣ) одними си.ъами 04(411. трудно. Нужна дѣ.ятелыіая по­ мощь мѣстной интеллигенціи. Вотъ, тог­ да II не будеть надобности нъ. ііа[)тій- ноіі окраскѣ. Тогда газета будетъ, толь­ ко га.зетой. По, понятно, никогда я не пропущу статеіі насквіі.ъыіыхъ,, занЬдб-; МО враждебныхъ прапіітіѵіі.стпу, задУр- ныхъ 11 рѣ.зкнхъ., а г.лавное ст.атоіі, имѣ­ ющихъ, въ виду .ъичные счеты. Такія статьи мііон), правда, ио.ъучаютси вЪ изобиліи, но онѣ псѣ бе.іъ исключенія уничтожаются. настоящая горячка но 0Tiq)i.iTuo сред­ нихъ учебныхъ, заведеній. Р. .Л. Савенко на ст()анііцахъ, ,.І\іев.ъя- шіна" даегі. слѣдующііі отвіугі,: Всѣ, хо- тяъч. быть чиновниками! Россія буква.ъыіо находится во в,ъасти этого стііхііінаго стрем.ъенія всѣхъ, стать чиновниками, вывести своихъ, дѣтеіі въ. чиновники. Въ са.мыхъ, захо.ъустныхЬ го])Одііш- кахъ и даже мі,стечкахъ, ' откііынаютоя 'гимиа.зіи. (ітовсюду сыплются ходатаіі- ства и мо.тіі,бы объ, открытіи все новы.ѵі, и новыхъ, ги.миазііі. Піікои.мъ, образомъ, нельзя согласиться съ тѣми добродушными обывате.ъямп, кчугорые скажу'гі,:„что-жъ, и іци'красно!"— Надо іі|)іівѣ.тствонаті, это (;т[)с.м.ъсиіе къ, наукѣ, къ. свѣту знанія.,. Пскіь.зя съ. ними согласиться^ но той проетоіі іі[)іічііиѣ, что тѣ, кто такъ ііа- стоіічиво ходатаііствуеп, объ. открытіи гнмназііі и другихъ, средші.ѵь,учебныхъ Среднееивысшееобразованіевъ Европѣиунасъ. Въ Ванадной Европѣ низшее образо­ ваніе—всеобщее и потому оно дается на всеобщііі, т. е. государственный счетъ,. (дищнее обра.зованіе тамъ, — удЬлъ. ■не­ многихъ, нреи.мущестш) б,о.ъѣе состоятель­ ныхъ, классовъ,. II само собой ра.зу.мѣ,- ется, что разъ с})еднее обра.зованіе ііо- лучае/гі. незначнтелыіое меиыііііііство, то оно не можеть оплачиваться на средства всѣхъ. г])ажданъ,, иначе говоря, на го­ сударственный (ічетъ,. Если бы кто ни- будь въ Ев})<)ні, заговорилъ, о всеобщей _доступностисредняго обііа.зованія, объ „облегченіи■* прохожденія курса ((редиеіі школы, то тамъ, это нока.за.ъось бы ди­ кимъ,. Что касается высшаго об])а;юва- ііія въ. государствахъ, Западііоіі Европы, то оно тамъ доступно то.ъько ііемногнмг, избраннымъ,, аріісток))ата.мъ.,. богачамъ ІІ.ІН юііоша.мъ. выдающихся способностей, .за об])а.зонаіііе, которыхъ п.ъатягь меце­ наты н б.ъаготворителн. >’ііііі!ерсііті‘ты за rjiamineii содержатся на средства, образуемыя отъ, платы за слушаніе лек- цііі, такъ, какъ. бы.ъо бы абсурдо.мъ. со­ держать іі.хъ. на государственный счетъ, [іазъ, высшее об[>а.зованіе является удѣ- .ъомъ, избранныхъ, лкщеіі. По причинѣ іі.зложеннаго, среднее' и высшее обра.зованіе въ. Европѣ го})аз,до дороже, чѣмъ, въ. Россіи. Такъ,, напри­ мѣръ., въ. Анг.ъііі пребываніе въ, унинер- оитетѣ, стоить до 2000 р. въ годъ. Іѵаісая же причина тому, что въ. Россіи, гдѣ. многіе привыкли восхвалять всс.тво])Я- іцесся въ. Ваиадноіі Ев(н>ігЬ,-, воніюсъ, о среднемъ. II высшемъ, образованіи постав­ ленъ. сове[)шенно иначе іі сшірѣііствуеъч. .заш'дсиііі, о наукѣ вовсе и не думаютъ,. , . Г. А. Савенко еонерііи'нію в і'.рііо ука­ зываетъ,:что гимназіи имъ, ііуѵкны не какъ. обра.зоват('.:іі.ныя уч[)е:кденія, а нсключиті'.ъыіо какъ, ((іабушки атъъ'ста-. ■тонъ,, дающихъ, iijiaua- и привилегіи. Учащіі'ея и особенно ихъ (юдителн не только не идз’тъ, на ветрѣ.чз’ наѵ’кѣ,, но, иаобироть, ведутъ съ. иеіі ожесточенную борьбу, во;імУіиа}{сь нсеі:да и всѣми программами II требованіями н стремясь всѣми іріавдами іі неправдами обоіітіі эти требованія и облегчить но.ъучі'иіе аттестатопт.. Отсюда и получаются такія явленія, что іі;п. гимназіи еъ, аттеетата.мя „з])ѣлос'ш" часто выходить соіи'ршешіо малограмотные и *нера.звптые люди. Итакъ, мы niVuiMi,, что не стремленіе ііо.ъучиті, ередін'с и высшее об[)азованіе, не жажда знанііѴ н .ъіобовь къ, наукѣ ел}'жатъ» нріімаикѣіі д.ън болыиииства ііостѵііающи;^!, въ 'среднія -учобныя за­ веденія, а жаяѵда полученія . дин.ъома и нрава быть .чиновникомъ.^. А чишшші- камн быть всѣ.мъ ік'во.зможно. Г. Савеи- ко глубоко убѣждені , что ('ели бы была iipoH3B(X'ieiia б.ъагодѣте.ъыіая jiecjiopMa, уничтожающая всъікія іірнви.іегіп, е.ъу- жебныя II иныя нрава, н|шевоеииыя ны- ігЬ аттестатамъ, и дипломамъ, среднихъ, и высшихъ, учебныхъ заведеній, и учеб- ііі,ія заведенія быстро онусъ-Ьють, ибо нынѣ огромнѣйшее большинство .ъюдеіі іід('тъ. въ. шко.ъы не за ученіемъ., а то.ъі,- ко за іі])аваміі. ^ЧuIчтoжl.тe обііа.зова- те.ъышя нрава ■и іцшішлегін, и тогда въ. шко.ъ}' іюіідутъ, только тѣ, кто стрі'- мится къ, чистому образованію, къ. свѣ.ту знаііііі. А такихъ, будегь немного, Тогда то.ъько мы ностеиеино придемъ, къ, тому, что давно вошло въ, законъ, жизни Заиадноіі Европы. Г. Савенко еноимъ, образнымъ, языкомъ, доказываетъ, всю снѣшноеті. и необхо­ димость такоіі реформы. Онъ. говоригь: „^'Iiичтoжeнie образовательныхъ правъ и нріпш.ъегііі—это CTjiaiiiiio наболѣ.вшііі для І'осеіи ноирос'ь. II рефщі-ма эта бы­ ла бы неи.змѣіиімо бо.ъѣе благодѣ.те.ъыіоіі р('формоіі, чі.мъ. десятки тѣхъ, бумаж'- ныхъ. „і)е(|іо|)мъ.“, котоііыми такъ, заняты іі})аіштельетвенііыя и думскія сферы. Ско.ъькч) ни открываііте гіімиазііі и (Другихъ, средіпіхъ. учебныхъ, .заведенііі

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz