Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)

Голос порядка. 1909 г. (г. Елец)

2 Г О Л О С Ъ Л О Р И Д К А. Политическія послѣдствія итальянской катастрофы. t Иванъ Егоровичъ Забѣлинъ. Ужасная стихійная катастрофа, разра- ;ніішіаяся надъ южной Пта.тіеіі, не оста­ нется, нопнднмому, без'ь н.тіянія и па по- .іптінк'скія отношенія, но снграеть из- ііЬстнуіо, нѣроятио, дауке довольно зна- янтелыіук) ро.ль въ оріентировкѣ италь- яіші.оіі нолнтшпі. Вт. водахт. южной Ита­ ліи н на развалинахъ Мессины и Реджіо встрѣтились ВТ, обгнихт, усиліяхт. помочь и (тіастіі моряки Италіи ст. моряками Россіи, ‘Рранціи и Англіи. Иотомт., прав­ да, н})исоединились еще нѣмцы и австро- шяігсрскій санитарный отрядъ, которые, бсисиорно,таісже спасли не мало жизней, но все же ихъ усн.тія бл'Ьднѣіогі. и от- ходять на вто])оіі планъ вт, сравненіи съ іюдіяіга.мн нодосні.вшихъ раньше моря- ков'ь ,,дсржавт>“ т])Оііственнаго соглаше­ нія, д- 1 ',ятелыюсть которыхт. вообще, а русскихт, ВТ, частности, произвела, какъ видно но всд^му, сп.:іьное впечатлѣніе на нтальянцев'ь. Вт. то я;е время ц'ЬлуюбуіЖ) ікч’одованія вы.зва.ти разсуясденія нѣко- торыхт, австрііістліхт, газегь о томъ, что катастрофа значите.тыіо и надолго осла- би.та Италію и ея вліяніе на хгеждуна- [Х'диыя дѣла, н|)н чемт., конечно, глав- ны.чіт, об[)а;юмт, зад іѵіи самолюбіе италь- янцевт, не яти слова, вт, которыхт., бе:р (чюрно, есть до.ля правды, а тонъ, какимъ трактова.лся весі. ятотт, вопросъ, тонъ злорадства, возмутит(‘лі,наго передъ ли- цомт. такоіі катастро(І)ы. Взрывт, негодо­ ванія, охватившій по этому поводу италь- яиск'ую иечаті,, бы.тт, естественнымъ ре- зультатомт, таіеого отношенія къ постиг­ шему Италію стнхіііному бѣдствію. Въ то же-время гро.мко заговорило оскорб­ ленное чувство національнаго достоин­ ства, наивѵцнес себЬ выраясеніе, между нрочнм'ь. ВТ, статья.хъ „Маттино“. Въ одной н.ть ннхт. говорится, наіір., с.тѣ- дующее: Ита.тія не должна быть нодав- ,т(Чіа тяжестью несчастья: она должна воо])уялт,ся вееіі энергіей и начать вновь япш. нормальною жизнью. Потеря двухъ городовт. не останови.та теченіе событій и нолож(чне міра нынѣ остается такимъ же, кактімт, было до 28 Д(чшбря. Сама катастрофа безсознательно ускорила эво- .тюцію итатьянскаго обіг;ественнаго .мнѣ­ нія и іѵіучай ігомогь волѣ, уже созрѣв- шеіг. Итальянцы видѣли ф.лагп эскадръ (()])аицузскоіі, русской и брптанскоіі ря- домт, ст, флагами своихъ судовъ въ тра­ гическій част>, и это видѣніе не изгла­ дится больше. Динломаті.г смогутъ ду- ,\гать и иисаті,, что иоягСѵЛаюгь, но союзъ четы])(>хт. державъ .заключеит, вт. водахт. Мессины ВТ, теченіе иоатѣднеіі недѣли“. ;-)то'п, союзт., гово[)ятт. тенері, италгшн- цы, непоколебимо занечат.л'Ьнт, въ италь­ янскихъ сердцахт,. Таііово но.тнтическое вліяніе героііства нашихт. .мо})яковт, по ока.занію помощи жертвіі.мт, катастрофы—рсзу.лі.тагі, тѣмт, бол'Ье цѣшп,п’і, что, конечно, вт, минуту сове[)шенія (чшихт, нодвиговт, че.товѣко- .тюбія наши мо])якчі соверішчіно не ду- ма.тн изв.лечь и.зт, своихъ усилій какую- ,либо нолптическую выгоду и иовинова- .лпсь просто чувству ненреодолимаго со­ страданія и чистаго человѣколюбія. Не со.зпавая этого, они тЬмъ не менѣе соз­ дали почву для важныхъ ио.тнтическнхт, собьттііі, и такнмт. обі)азомъ можно ска- .зать, что дѣятс.тьності, иашеіі эскадры ВТ. итальянскихъ вода.хъ нолучаетт, зна­ ченіе и н;ѣнів)сть крупной побѣды и от- крываетт, ши})окую нерснективу для бу­ дущаго. Наше воинство еще разт, одер- я.ало ехтавную нобі.д}’, которую мояхстт, и должна использовать наша диплома­ тія. И надо надѣяться, что она успѣетъ ВТ. этом'ь, тѣ.мъ болѣе, что русско-италь- янско(.' сблияѵеніе, повиди.мому, весьма близко ееіедцу і)уі;оводите.ля ііашей ино- странноіі ио.іитнки и вно.тшѣ соотвѣт- ствуетт, обще.му нан[)ав.ленію ея нынѣііі- НЯ 1 Ч) курса. Вт, случаѣ уснЬха, вт, слу­ чаѣ, ес.:іи удастся отвлечі, Италію оть участія ВТ, троГіствеішо.мт, союзѣ и ирев- 1 )атцть нынѣшнее тройственное соглаше­ ніе въ соіо.зъ четырехт. ве.тикихт, дер- яіавт., очень значите.лі,ная доля заслуги будетт,, но справедливости, иринад.:іе- ;каті> добл(‘Стноіі работГ, нашихт, хіоря- ковт. BT, постигнутыхт. иесчастіемъ хгі’,- стахт, Италіи, работѣ, которая ви,лела новую вѣтвь ВТ, .тавровыіі вѣнокъ пашей народно-государствениоіі славы. Она еще ра.зъ заставила мірт. удивиті.ся величію русской и славянской души, носитель­ ницы великихъ идеатовт,, еще разт, дала народамт, ношпт,, что славянскій міръ, ст, ІМссіеіі во главѣ, нризнаНт, свершиті. высокій II с.іавныіі удѣлъ вт, исторіи чс.вчіѣчества. Арктуръ. Въ канунт. Новаго года телег})афт иііииесъ намъ прискорбное извѣстіе о кончинѣ ВТ, Москвѣ маститаго русскаго исторіографа Ивана Егоровича Забѣли­ на, отдавшаго всю свою жизнь на с.лу- ясеніе наукѣ и украсившаго исторію русской жизни многими замѣчательны­ ми изс.лѣдованіями. Ив. Ег. Забѣлинъ {юдшлея въ 1820 г. въ Твери, ВТ, бѣдной семьѣ и, окончивт, курсъ въ московскомт. Преображенскомъ училищѣ, не М О П . продолжать образо­ ванія ВТ, высніихт, учебныхт, заведеніяхъ. По недостатку с]>едствъ онт, ностуиилт, на службу ІЮ дворцовому унрав.ленію ВТ, московскую оружеііную палату кан- це.:іярски.мъ чиновникомъ и здѣсь, вт, кругу драгоцѣнныхъ, чудныхъ памятни­ ковъ русскоіі старины, разверну.лись сіюсобности молодого человѣка кт, изу­ ченію русской исторіи. ГІо.лучивт> воз­ можность работать ио архивнымъ доку- мента.мъ, Ив. Ег. наііисалт. свое первое сочиненіе о путешествіяхъ русскихт, царицъ на богомолье въ Троице-Сергіев- скую лавру; статья напечатана въ извле­ ченіи ВТ, 1842 году въ „Московскихт, Губернскихъ Вѣдомостяхъ“ и обратила на себя вниманіе: Ив. Ег. бы.:п, избранъ ВТ. члены Московскаго общества исторіи и древностей. Не остав.ляя слулѵбы, Ив. Ег. слушалъ и|)иватныя лекціи Гранов­ скаго, и пачалт, заниматься самостоя­ тельно археологіеіі. По предложенію графа С. Г. Строганова Ив. Ег. Забѣ­ линъ не^іешелъ на (хтужбу вт. Археоло­ гическую комиссію, и ему тотчасъ ;ке были поручены археологическія раскоп­ ки кургановт, въ Екатеринославскоіі губерніи, ВТ, Керчи и на Таманскомъ полуостровѣ, давшія множество самыхъ драгоцѣнныхъ находокъ. Подт, руковод­ ствомъ и наблюденіехп, Ив. Ег. раско наит. ^Іертом.лыцкій кургаігь, вт, кото- ромт, найдена знаменитая серебряная ваза, составляющая самое драгоцѣнное украшеніе Имііерато})скаго Эрмитажа вт, отдѣлѣ скиоскихъ дрешюстеіі. А[)хеологическія пріобрѣтенія кол.тек- цій Эрмитажа обязаны вт, са.моіі бо.ть- шой степени трудамт, почившаго рус­ скаго ученаго. Труды его на пользу русскоіі исторіи были оцѣнены, и кіев- скііі университетч. вт, 1871 году удо- стоилт, его степени докто})а русскоіі исторіи. Многочисленныя разслѣдованія, какт, результаты произведенныхъ Ив. Ег. раскопокъ, описаны имт. вт, за.мѣчатель- номт, изданіи—„Древности Геродотовой Скнѳіи" (1866—-1878) и ВТ, отчетахъН архео.тогическоіі ко.миссіи. Ит> 1884 г. академія наукт, избрала Ив. Ег. въ члеііы-кор]я'Сііонд(чіты, а вт. 1892 году —почетные ч.иены. бО-лѣтній юбилічі Ііусскаго учічіаго бы.тт, отираздноваит, торжі'ственно всѣ.мт, і>усски.мт, учены.мт, міром'ь. Труды ІІв. Ег. ВТ, области исто])іи от­ мѣчены ха])актериой чертой-^нристалі,- ны.м'ь изученіемт. народнаго быта и свѣт- лоіі .тюбовыо к'ь народу, кт, <то само­ бытности. кт. его творческнмт, сн.тамъ. Изслѣдованія Ив. Ег. чрезвычайно .многосторонни: онъ углубляется въ идеіі- ныя основы русскоіі жизни, но отмѣ- чаетч, ВТ, нод])обмостяхт, значеніе отно­ шеній ре.тигіозныхъ, экоиомическихь. юридическихт, и ку.тьтурныхт,. (іа.мыя капитальныя сочиненія—“Домашнііі бьггь [іусскихъ najieii и русскихт, царііцт, Х \ ‘1—XVII вв.“ (1862—1869) чрезвычай­ но важны какт, изслѣдованія, обііи.маю- щія не только об[)ядовую ікизнь цар­ скаго дво]>а, но и роль госуда])ева хо­ зяйства, положеніе рус'жой женщины, вліяніе внзантійскоіі ку,;іьтуры и зна­ ченіе престольнаго города Москвы. Иродолясеніемт, этихт, и.зс.тѣдованій явилась замѣчате.:іыіая монографія— „Г)Ольшой бояринъ ВТ, своем’ь вотчіш- номт, хозяііствѣ^. Въ своемъ сочиненіи „Исторія рус­ скоіі жизни ст. древнѣіішихъ вре.меігь“, ііредставляющемт, замѣчателыіыіі, ори­ гинально иаішсаиныіі трудт., Ив. Ег. выясняетч, са.мобытныя основы [іуескоіі жизни съ древнЬіішііхт, времент,, и]) 0 - тивоііоставляя эти основы іірежііи.\гь теорія.мт, нор-манской школы. Вт, иоле- мнческихт, своихт, сочііиеніяхт,, разби­ рая труды укііаинофііла Костомарова, Ив. Ег. ВТ. лицѣ Минина и Пожарскаго изображаетт, ихт, какт, иаціоналыіыхт, героевъ, воіктотнвшихъ „святые образы всенароднагч) движенія^. Замѣчательны также сочиненія—два то.ма „Онытовт, изученія jiyccKHXT, д()евностей*‘ (1872— 1878 гг.), „Исторія и дікчшости Москвы„, „Иi^P^' Алексѣй ^Іихаііловичт,“, „Рус­ ская личность и рз'сское общество на­ канунѣ ііетровскоіі ііеформы", „Взглядъ на развитіе московскаго единодержа­ в і я (1881 г.) и многія другія изслѣдо­ ванія, об.тичаіошія высокую степень гл}’- бокой освѣдомленности, проникнутую чистою .любовью къ народу, кт, формамъ исторической жизни госх'дарства, раз­ вившагося подъ чистымъ религіознымъ вліяиіе.мт, христіанскаго ученія. Всѣ многочисленные тр}щы ученаго н]юппк- н}'ты .этими чертами и свѣтлый образъ почившаго историка рисуется читателю въ чертахъ Пимена Лѣтописца, создан­ ныхъ геніемъ великаго русскаго поэта. Вт, этомъ чз’діюхіъ образѣ да потіетъ вѣчно ВТ, jiyccKOMT, народѣ ііа.мять о представившемся въ Возѣ русскомъ историкѣ Иванѣ Егоровичѣ Забѣ.тинѣ, потрудившемся много для своей роди­ ны, котороя заиишегь его достоіінѣй- шее имя вт, число своихъ лучшихъ лю- деіі, воздавая с.таву его тііудамт, и че( - пая въ нихъ'завѣты для идеаловъ на­ родной жизни. Да б}'дегь миръ душѣ его, слава его имени II вѣчная признательность потом­ ства! л РічьВ.I ІіуришіЕінча 10 1908 ща. (Продолжен іе:) Интеііеснѣе всего, что тугь устанавли­ ваются отношенія кт, сосѣдямъ, какъ бз’дто бы ,это есть сосѣднее государство, ст, которымт, .можно создать извѣстные пункты соглашенія, на основаніи ко­ торыхт. можно установить д]іуже- ственныя или другія отношенія. За- тѣмт,—выборная агитація ;іля прове­ денія армянъ, на всѣ общественныя н гос}'дарственныя до.тжііости, какія толь­ ко возмоячно. Организація союза такова: почетные, дѣйствительные и члены со­ ревнователи, при чемт, каждыіі члент, вносить 2 ироц. обязате.лыю и.зт, своихъ доходовт.,—больше внести не могуть, такт. какт, большинство этихт, членовт, состоить члена.ми общества „Дашнакцу- тюпъ“, а ВТ, „Дашнакцутюнѣ*', тамъ они до.:іжны обязательно вносить 5 ироц. своего дохода, вт, іцютивіюмт, случаѣ ,,сѣкимт.-башка“ (Смѣхт,). Поэтому они входятъ туда ст. 2 ироц. своего дохода, но тѣмт. не .менѣе взност, 2 іціоц. обязателеігь. Засіімт, подписка о томь, что калсдый изт, госчюдт., іцшнимающихъ участіе въ этомт, союзѣ, долженъ принимать актив­ ное участіе, а не оі'ііаничиваться уча- стіехп, только фиктивным ь, иассивнымт,. Союзт, д-іѵпітся на секціи; каждая секція іімѣегь свои онрі'дѣлеііныя обя.заиности и опредѣленныя функціи, іімѣеть и свое бю])о; нредсѣдателн вН'.хт, бюро состав- ляють г.тавное бю|ю и это г.тавное бю­ ро даегь ди[)(ч:тіівы іі унравляеті, фак­ тически Кавісазомь. Я указа.ть уже на то, что сііедства союза—2 н[)ОЦ. отчисле­ ніе изт, доходовт,; но.мимо этого каждыіі, I ступающій въ число ч.теновъ ку.тьту|)- ііаго, мирнаго союза до.тжент, обязатель­ но вносить еще 8 -мѣсячиый членскій взност, единовремічіно вт, тотт, момеіігь, когда онт. туда нстуііаеть. Такнмт, обра- зом'ь, гг., ст, разрѣшенія кавказскоіі адмннист[)аціи, Намѣстника на Кавка­ зѣ гр. Ео[юнцова-Дашкопа. создана орга­ низація д.т.ч объединенія армянскаго сельскаго насе.теіііті на Кавказѣ, такт, какт, союзт, работаетт, іі})енмуществешю ВТ, се.чах'ь, въ шко.тахт,, о чемт, я ва.мт, да.тыііе укажу, которыя до настоящаго вре.меніі были совеішіеііно чуятды нея- кихт, ио.титическнхъ тендепцііі. Ма.то того,—и.зт, этого вы изволите видѣть, что они стремятся, имѣя такія кііуііныя отчігс.теиія. какт, «1 іі])оц. взност, п еди- цов])емеііный трехмѣсячныіі встуиитель- ныіі взност,,—они стремятся создать своіі собственныіі Государственный банкт, и поставить себя внѣ всякоіі зависимо­ сти отт, русскаго Государственнаго бан­ ка для того, чтобы имѣть возможность .легче и свободнѣе .заниматься скупкой земель. Кто входитъ сюда г.тава])ямиУ Г.,таваря.міі входятъ сюда ті, же г.тава- ри революціоннаго днііяѵенія, которыхт. мы видѣли ВТ, 190.") г. ст, Хатисовы.м'ь, который стоя.ть во г.тавіі этого движе­ нія; да.:іі,е дашнакцутюнская армянская интелигеііція, затѣмт, нѣкоторыя лица ст,-неопредѣ,т(чіной ок])аскоіі, но тако- выхт, .мало. Питереснѣе всего, что ко­ гда ВТ, Эривани думали отк[)ыть‘ отдѣ­ леніе этого соіо.за н когда мЬстная адми­ нистрація не желала утве})дить уставт, этого отдѣленія, они обрати.тись въ Ба­ ку и настоіічнво требова.тн утвержденія, такт, какъ Эриванская губернія требова­ ла, но ихт, мнѣнію, обармяненія. Вт, ко­ нечномъ і>езультатѣ гю.тучено было пред­ писаніе обя.зате.тыю и во что бы то ни стало утвеі)дить уставт. и уставт, бы,тт, утверждеи'ь. Спрашивается—какт, отно­ сится русская власть, русская админи­ страція ко всему этому? Воть вамт. ха­ рактерный факт-ь: благодаря участію г. Петерсона, управляющаго канце.тярі(‘іі Намѣстника на Кавказѣ, послѣ отт,ѣ,зда Хатисова, предсѣдателя этого союза, управляющимъ бакинскимъ отдѣленіемъ государственнаго банка, въ фонда, этого союза изт, русскаго государственнаго банка было выдано 600,000 j)y 6 . На дѣ­ ло армянскаго сенаратнз.ма было выда­ но Намѣстникомъ 500,000 руб. демеп., было выдано этому союзу, культурному, экономическому армянско.му союзу. Гг.! Въ печати раздаются голоса, въ мѣстноіі печати, о необходимости закрытія этого союза. Не подлежитъ ни малѣйшему сомнѣнію, что если ,мы не хотимъ вт, будущемъ увидѣть полнѣйшее револю­ ціонизированіе армянскаго сельскаго на­ селенія, того населенія, которое до на­ стоящаго времени было чуящо всего этого, то мы должны нап])авить всѣ усилія и ирицяті, всѣ мѣры кт, тому, чтобы дѣятельность этого союза закрыть. Нужно помнить, что есть фанатики армянскаго дѣла—се.мыі Лазаревыхъ, ГІоповыхт,. Одинъ Поповъ пожертво­ валъ болѣе 50,000 руб. на устройство школт, ВТ, Ворчалшіскомъ уѣздѣ. Тиф­ лисской губерніи. Такнмт, образомъ вы видите, что, желая и стремясь къ извѣ- стиоіі опредѣленной цѣли, онипдутт, къ этоіі цѣли прямо и неукосните.тыіо, поль­ зуясь тЬмл., что власть въ данную ми­ нуту, и.мт, сочувствуеть и что вт, каяс- дыіі дашіыіі моментъ они могугь найти доступъ ко дворцу Намѣстника, чтобы добиться осуществленія нсѣхт, своихъ завѣтныхт. мечтанііі. Ма.то того,—въ послѣднее іціемя, по­ стѣ тЬхт, непріятностей, которыя они и.м'клн ВТ, борьбѣ съ татара.ми, они по­ няли, что такнмт, ііутемт, иасе.теніе не поколебать, и стали обходнымъ путемъ залучать татарскихт, дѣтей, мальчиковт, въ свои школы. Такіе прн.мѣры не еди­ ничны,—Ііакинская губернія имѣетт. бо­ лѣе 101 ) школт, этого культурнаго союза, фактически ущіазднившаго школі.і Ми­ нистерства Народнаго П])Освѣіценія. Это дѣло ндегь, повторяю, изт, Вакинскоіі, Эрпванскоіі и Тифлисскоіі губерній: это движеніе, которое охватываеть весь Кавка.зт,; и если оно будетъ ст, такой же иіітенеиішостыо продолжаться, то можно быть г.тубоко убЬжденнымъ, что на нашихт, глазахъ ироизойдуть такія событія, которыя могутт, совершенно ви- дон.змѣііить кауіту Госсііі на Кавказѣ. ШКОЛЬНЫЙ ВОПРОСЪ. Попечитель ііете{)бу])гскаго учебнаго округа обуіатшгь віш.маніе на упадокт, грамотности среди учащейся молодеікіі въ шко.тахт, всѣх ь тииовт,. Д.тя обсуж­ денія нричпнт, .этого печальнаго яв.теііія попечитель еобуіалт. нуіенодавателеіі уіус- скаго языка' столичныхт, учебны'хъ заве- денііі и нред.тожи.тн имт. высказать свое мнѣніе. Высказа.тнсь многіе педагоги. Какт, и слѣдовало ожидать, [іазиоголоснца но- .тучилась полная: одни ука.зывалн на ш*- іюсилыіыя для выполненія программы суіеднец школы, другіе па неодинаковость методовт. преподаванія, третьи на отсут­ ствіе опредѣ.тенпаго идеала ууусскоіі . п{)(1)()Г}>афін. Г)Ы.'ін укаііапы іі дуіугія причины. П.зт, иихт, отмЬтпмт, слѣдующія: ионнжепіе общаго уровня подготовки вт. заведенія, вслѣдствіе матеуяальной невозможности де))жаті, реііетігго])Овт,, малое значеніе, иріідавае.мое изученію русскаго .языка, и, наконец'ь, отмѣна экзаменовт,. Причинь наі'ро.мождено много, ио ед­ ва ли заслуживаютъ сеушезнаго іши.манія, за ііеключепіемт, одной—„малое значеніе, придаваемаго изученію jiycciniro языка**. На пеуші-ій в.згляд'ь, пушчииа эта не совсѣ.мт, понятна. Кто оказываетт. ма,тое вниманіе этому предмету? Вѣдь не уче­ ники же? По.тагаем'ь, что иушдать то или другое значеніе и.звѣстному иуіед- мету зависитт. вполнѣ огь педагогиче­ скаго иеуісона.та учебнаго округа. Такое мігі'.ніе ВТ, уетахт, нетербургскнхт, иеда-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz