Голос порядка. 1907 г. (г. Елец)
Вторіійкъ, 3 іюля 1907 г. ГОДЪ ИЗДАНІЯ ПЕРВЫЙ. Цѣна номера 5 копеекъ. 2 Голосъ П орядка № 2 Плата за объявленія. За строку петита. Впереди ш. въ Vj ст. 25 коп. Позади . . . ‘ /5 » 10 » Позади текста для лицъ ищущихъ труда s.a 5 ст. 20 коп. Объявленія годовияі полугодо выя и мѣсячныя по соглаше нію. Овтырта подшсва въ г, Ejiuit съ 1-го сесо івіая на гзает| ндоъвазваніеіъі „ГОЛОСЪ ПОРЯДКА По слѣдующей программѣ: і ) Правительственныя сообщенія, 2 ) Агентскія телегралѵмы, 3 ) Фельетонъ, 4 ) Мѣст ная жиснь, 5 ) Извѣстія внутреннія, 6 ) Извѣстія внѣшнія, 7 ) Объявленія. Подписка при нимается въ Елецкой Биржѣ у РІ. А. Иванюшенкова, въ магазинѣ Д. И. Руднева, въ ре дакціи у редактора I. С. Евсигнѣева (Манежная, д. Савельевой), магаз. А . М. Яковлева, И. И. Охотникова, въ свѣчной Епархіальной лавкѣ на Успенской ул. іі въ типографіи И. М. Кочергина, Манежная соб. Д, Подписная цѣна съ і-го іюля по 31 -е декабря ТРИ рубля—на I мѣс, 50 к. Отвѣгпсгпвепный Редакторъ /. Евсигнѣевъ. Къ свѣдѣнію и. сотрудниковъ. Всѣ статьи для помѣщенія въ газетѣ должны быть доставлены за подписью и съ адресомъ ав тора, безъ чего они печатаемы не бу аутъ. Редакція помѣщается, Ма нежная д. Савельевой. Рукописи обратно не возвра щаются. Пріемъ отъ 2—3 час. Елецъ, 3-го іюля 1907 г. Мы стоимъ .за з.аконпость и по рядокъ, а слѣдовательно и за силь ную центральную власть въ рукахъ Монарха изъ историческаго Цар ствующаго Дома, въ то время какъ крайніе лѣвые и конституціонали сты стоятъ за ослаблеиіе этой вла- стп, а потому и за ослабленіе занон- ^носгпи и порядка. Мы говоримъ власть и законъ это понятія нераздѣльныя п немыслимыя одно безъ другого. Законъ можетъ быть поддерлсанъ только властью. Гдѣ власть безсиль на, чамь нѣтъ закона,*гдѣ нѣтъ за кона, тамъ не можетъ быть закон ности и порядка. Безъ власти са мый разумный законъ останется лишь благимъ пожеланіемъ,- однимъ изъ тѣхъ пожеланій, которыми, какъ извѣстно, вымощенъ адъ. Вотъ по чему мы воочію видимъ, что стоило только власти нѣсколько поослабить бразды правленія, какъ въ странѣ стали царить г.г. «освободители» и прочіе насильники. Если мы хо тимъ стать дѣйствительно свободны ми, то мы тѣмъ сильнѣе должны стремиться къ созданію сильной Мм- ператорской власти, которая одна молсетъ крѣпкой рукой направить каждаго на путь къ общему благу. Но создать такую власть, нельзя въ одно мгновеніе. У насъ на Руси, такая власть создавалась цѣлыми поколѣніями. Мы сроднились, воспи тались съ идеей самодержавія, вотъ почему мы и стоимъ за тотъ старый строй, который далъ намъ іякъ много страницъ славнаго про шлаго. Не старый режимъ отстаива ли мы, какъ Это намъ навязываютъ конституціоналисты, которые пов торяютъ бевсмыс-ченную клевету и «освободители>, а тѣ старые устои при которыхъ крѣпла, росла и раз вивалась наша матушка Русь. Мы страшимся многовластія, потому, что видимъ сейчасъ, что дѣлается изъ многовластія въ Франціи, что дѣлалось въ Рѣчи Посполитой въ періодъ «Золотой вольности». КонБерватизмг и либерализмъ. Бъ нашемъ русскомъ обіцествѣ наблюдается такой сильный апти- гонизмъ (взаимная враждебность) между такъ называемыми консер ваторами и либералами, что вснкому понимающему правильно значеніе консерватизма, какъ стремленія къ сохраненію существующаго и либе рализма, какъ склонности къ сво бодѣ, становится совершенно зага дочною причина такого страннаго явленія, объясняемаго, невидимому, только сплошнымъ недоразумѣніемъ, вытекающимъ вовсе не изъ несу ществующей противоположности того и другого, какъ многіе полагаютъ, а изъ удивительной спосояности во всемъ увлекаться и не переносить чуліого мнѣнія, если оно, почему- либо, не удостоено всеобщаго покло ненія. Ііъ самомъ дѣлѣ, въ чемъ бы не выражался либерализмъ, т.-е. въ стремленіи - ли къ безпрерывному усовершенствованію чего-бы то ни бы ло, или, наоборотъ, {къ порчѣ восго прекраснаго, не можетъ подлелшть никакому сомнѣнію, что сторонники его не могутъ-же итти къ своимь цѣлямъ только затѣмъ, чтобы, до стигнувъ ихъ, далсе не воспользо ваться плодами своихъ стрем.іеній, а тотчасъ-аіе бросить ихъ, чтобы итти далѣе, если они не просто сумасшедшіе, сами незнающіе, чего именно хотятъ. Слѣдовательно, для ннхъ вяолпѣ естественно желать возможнаго утвержденія достигаема го имя или, другими словами, со храненія достигнутаго, каковое ;ке- ланіе и составляетъ консерватизмъ. Съ другой стороны, не менѣе не сомнѣнно, что ни одинъ разумный человѣкъ не можетъ страдать маніею безусловнаго копсерв.ътизма, т , - е . стремленіемъ къ сохраненію всего существующаго, въ первоначальномъ его видѣ, какъ-бы оно ни было не удобно для него, а напротивъ, каж дый старается удержать въ непри косновенности и неизмѣняемости только то, что ему нравится и, слѣ довательно, ни консерватизмъ не противорѣчитъ, въ сущности, либе рализму, ни этотъ послѣдній не расходится съ консерватизмомъ. Короче сказать, оба эти термина, въ безотносительномъ ихъ значеніи, представляютъ собою довольно не удачно придуманныя понятія, ока зывающіяся пригодными только въ примѣненіи въ такъ называемой внутренней „политикѣ**, тоиіе очень страниаго наименованія предмету взаимоотношеній государственной власти и даже не народа, а незначи тельной, въ численномъ отношеніи, его части — интеллегентному обще ству, среди преоставителей котораго раснрастронено властолюбіе, особен но среди такъ называемыхъ либе- паловъ, часто не имѣющихъ ничего общаго съ либерализмомъ, играю щимъ у нихъ только роль орудія, для скорѣйшаго захвата власти. Очевидно, что въ э’гомъ-то и за ключается весь смыслъ противопо ставленія либерализма консерватиз му, но существу ихъ ничѣмъ не болѣе разумнаго, нежели нротиво- ноставлвнія бережливости свободо любію; знанія—изученію, пользова нія какимъ-либо предметомъ — усі>- вершенетвованію его и т. п. Словомъ, выралсаясь языкомъ ге ометровъ, понятіе о консерватизмѣ и либерализмѣ можно назвать какъ бы нараллелыіыми, по самому ихъ характеру и сходствамъ склонности къ тому и другому, не помѣщаю щіяся, такъ сказать, не только на одной линіи, но даже и въ одномъ уровнѣ". Строго говоря, въ чистомъ видѣ, ни консерватизма, ни либерализма не существуетъ, потому что первый исключаетъ всякую возможность за мѣны чего-либо стараго новымъ, что ввѣ человѣческихъ силъ, потому что эта замѣна безпрерывно произ водится самой природой, а второй составляетъ такое-яіе непрерывное стремленіе къ безграничной свободѣ, т.-е. къ состоянію, осуществляемому только для одного Бога. ііъ переносномъ лсе значеніи кон серватизма, какъ пристрастія къ состоянію покоя (неизмѣняемости существующаго), а либерализма—къ безостановочному движенію въ на правленіи усовершенствованія, тотъ и другой совершенно безсмысленны, потому что дико, разумѣется, отста ивать! неизмѣнность всего суще ствующаго, хорошаго и дурного, безъ различія, точно такъ-же, какъ нелѣпо и далсе невозможно назвать, стремленіемъ къ усовершенствова нію, безостановочную замѣну но вымъ всего только-что полученнаго, существующаго, но далсе неизслѣдо ваннаго но его сходствамъ, ибо без остановочность этой замѣны исклю чаетъ осуществимость изслѣдованія, даже въ такой мѣрѣ, чтобы имѣть возможность отнести имѣющееея къ хорошему или дурному, къ полез ному или вредному. Такимъ ой[іазомъ, непримиримая вражда между консерватизмомъ и либерализмомъ сводится, въ сущно сти, къ теоретическому, такъ ска зать, отрицанію одного другимъ, практически никѣмъ неосуществляе мому, первымъ, по той простой причинѣ, что между людьми не най дется искреннихъ приверженцевъ почему-либо ненавидимаго или даже ярости непріятнаго, а вторымъ — какъ по той-же причинѣ, такъ и просто потому, что далсе при полной опредѣленности въ нанравлепіи за мѣны, существующаго новымъ, къ усовершенствованію безостановоч- ность ея фактически неосуществима. Тѣмъ не менѣе, нельзя отрицать, ни враждебности, ни наличности ноетоянной борьбы между консерва торами и либералами, главнымъ об разомъ, на почвѣ внутренней поли тики, какъ уже сказано выше, про исходящихъ, у искреннихъ людей, только вслѣдствіе взаимнаго ихъ непониманія другъ друга, выте кающаго, въ свою очередь, изъ удо влетворенности и уравновѣшенно сти первыхъ, въ столкновеніи этихъ сходствъ съ платоническою, такъ сказать, взыскательностью и празд ною мечтательностью вторыхъ, не дающихъ себѣ пи малѣйшаго труда далсе оцѣнить, ни качествъ защи щаемаго ихъ противниками но убѣж деніямъ и взвѣепть самую возмож ность замѣны его чѣмъ-либо новымъ, ни провѣрить проектируемое ими и доказать преимущества его. Изъ этого явствуетъ, что сравни вая консерватизмъ съ либерализмомъ, съ точки зрѣнія нравственнаго ко декса, первый имѣетъ неоспоримыя преимущества передъ вторымъ, по добныя тѣмъ, какія принадлежатъ умѣренности передъ излишествомъ, трезвости передъ пьянствомъ, пита нію передъ обжорствомъ и т, д. Но такъ какъ очевидно, что, съ одной стороны, предпочтепіо неизмѣ няемости существующаго только ради эгоистическаго стремленія къ покою инертности нельзя считать заслугой, а съ другой—не менѣо эгоистичное, хотя и прикрываемое красивой де кораціей альтруизма, преобладаніе стремленій къ и.злишеству безпо щадно всѣми порицается, а потому и охотниковъ выставлять на показъ подобныя сходства быть не молсетъ, то, какъ консерваторы, такъ, въ особенности, либералы страдаютъ отсутствіемъ объективности сужденій
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz