Елецкий дневник. 1912 г. (г. Елец)

Елецкий дневник. 1912 г. (г. Елец)

Е Л К Ц К І И Д П Е В І І Ш Л ) . 4 7 русскому пароду его естостнеішии и необходимо питекаіоіцііі ііаъ его ііо- лолсепіи 1 ѴГ. гооуда[і(Дііі. пмііеіісісііі націонализмъ, и объяснять нмт- при­ чины ненашістя ииородцеіп. кт. го- сЗ'днрству. Наоборотт., именно русское націо­ нальное нозролѵдеиіе. яилшпщееся фактором'ь, ііліяіоіцпмт. на усньіііное планомѣрное рааиитіе сосуда рстиен- ноіі Лѵнзни ісак'ь разь и можегь выз­ нать среди сонод'шненныхт, народ­ ностей мощныя центросчре.мнтслыіыя движенія II нов.ксіь ихт. въ водово -1 ротъ обще русской іімііерскоіі лѵнзни. Іѵакой-то бетнрн'пшноп бѣшеноіі ^ пенаписти не можеть быть мѣста тамъ, гдѣ ведутся неустанныя рабо­ ты, дѣлаются большія усилія но улучшенію II всестороннему развитію общаго граждансі.аго быта и прини­ маются мѣры для его защиты отъ всевозмолсныхт. нотрясенііі и раз­ рухи. В. ('.иипіиъ. Л ь е т с п к р о в ь » Па ]) 0 .-ікаііскомі. іігхіуостровѣ лг.отся крош.. иаиіа родная сла- шиіская христіанская і;ровь. На­ чался ііос.тѣдній акгь той борі.бы. которую МГ .1 в.мВстТ'. съ своими заиадны.ми и восточными б})атв- яміі, вТі борьбѣ съ ио.іу.мѣсяцом'ь, всдемт. оОО ліѵгь. 1’ознь ВТ. нашей славянской семьѣ на многіе вѣка отдала вт. рабство славянство. Удѣ.іыіый поі)іодь, онытт. пашой внут])еи- ней автономіи, на 800 лѣт ь от- дал ь насъ иодт. монгольское иго. Тѣ-жеса.мыя причины поработили и нъмцам'ь II туркамъ наіііпхъ сон.теменнііковъ: восточное запад- ііоо славянство. Но іі.мя Православія и Само- доряіавія, обт.едиііившись около Москвы, мы .мог.ти наконецъ дать отпоръ .монго.тьской ордѣ, но вѣдь ЭТОТ'Ь отііорт. д.тнлся три согни л Г.т'ь, причемъ, отстаивая родную землю, мы каждый всріііокт. этой земли ук.тадывали своими костями II поливали собственной кровью. Вѣдь еще 400 «лѣтъ тому назадъ г[)аницею царства Русскаго была р. Сосна, а на той сторонТі стояли татарскіе караулы. (іами отбиваясь отъ вѣковаго ига. .мы начали но.могать іі сво- и.мь собратья.м'в. Сербія и Гюлга- рія еще на напіей ііа.мятн осво- боткдены нашею кровью, нота до­ рогая кровь не была пролита да- ромт.. 1Ь.‘ смотря па завидующую на­ шему славянскому росту Ванад- ную Ічврону, послѣ нашей ііг.бѣ- доносной войны, потянувшей иаст. на бефлипскій конгрессъ, послѣд­ няя турецкая война 1877— 1878 г. дала д.тя насл. крупный истори­ ческій і)озультат"ь. Ст. кт.мт, бы .мы не воевали іізт. западно-европейскііх'і. дер- жав'Ь. на, ег.ронсііскую границу Турціи мы должны были ОГД'ІД лять зас.тоігь вт, ііо.т.міілліона штыков'ь. а тоне]н> непотребуется НН одного солдата: Ію.тгарія. Сер­ бія II Черногорія выставят'ь тамт. вмѣсто нас'ь (И)о—700 тысячт. бойцовт., ридных'ь намт. но ВТ.рТ, и крови. . Сербія, Во.тгарія іі Чс(шогорія освобоікдепы. но вс.тТ.дствіе в.м-р- шаге.тьства занадіюн Рвроны, не­ давшей на.м'ь докончи гь начатаго д'1'. іа, рядо.м ь ст. ними иодт, ту- рецкнмт. нгомт, еще остался де­ сятокъ міілліоііовт. славянства, тсршіщаіо вѣковое безн[)авное НГО, совсѣмт, недопустимое- вт, наше время. И вотъ ВТ, защиту ііоііабощеіі- ііыхт, сшле.меіншковт,, с.табыхт, ЧИСЛОМ'Ь, но крѣнкнхт.духом’ь,под­ нялись нротпіп, Турок'ь: Мерпо- го])ія. Сербія, Полгарія іг Греція съ оружіе.мъ ВТ, рукахт,. ^’же льется крові. вт, жестокихт. боя.ч'ь. Масса оснротТ.вшііхт. семей, масса рансііых'ь, а наши сон.те- менннкіі б1',дны,іібо только лишь 8 .Т лѣтт, ТОМУ иазадт, оіш при нашей помощи нзбавн.тись отт. турецкаго ига. Нужно поддержать ихъ, ВТ, трудную .минуту ІІ.МЬ нужно помочь. Мы обязаны это сдѣлать. Кровь дороже воды, оші наши б[)атт,я по вѣрѣ II крови. Пусть каждый но .мѣрѣ возмояаіостті взиесетт, что либо Красио.му Кресту и С.тавяіі- ско.му Ко.мнтету, уже ііосылаюіціімт, туда санитарные от ряды. Это на­ ша обязанность, это нашт, до.тгт,. //. П в ( і 'июш си } : о (Г „ . Внутренняя хронииа. Молебенъ о выздоровленіи Наслѣидкан Цесаревича. . Ю гп октября въ соборТ, А.іекснпд- ро-Ііеі)с;коіі лавры нріі бо.пыиомь сте­ ченіи народа іііітроііо.:ттом'ь Г.-ІІе- тербургсісихп. Аитопіем'ь сь братіей лавры было совершенно .молебствіе раки СВ. благов Г.ріьаго князя .Ллеі,- енндра Невскаго о скорѣйніемі. выз­ доровленіи Пас.іѣ.чшіка Цесаревича н Ветикаго Іліязя .Ллексѣя Нико­ лаевича. Вь тотт, же день хіоли . пісь о .здра­ віи (аіоего .Увгустѣічпаго 1ІІеіра-гв. .МОСКОВСКІІІ Н ф и н л я н д с к і й ІІ0.1КН. Также бы.'ін совершены молебны: въ ІІстроііав:іопсі.' 'Мі, соборѣ, передт. мо­ стками великомучеиніса І а ков а Нер- с і аш п і а —ноісровіпеля и іісці'.лнтеля дѣ.теі;. ВТ. І-.мь кадетеко.мь корпусѣ., ВТ, Н[>аілгге.тьетвующем'ь Гешіт'ѣ, вт, Мііинстерствахт.: Вііуті>епші\т. Дѣтъ, І()стнцін II Путей ('оибнцчіія, в ь е-іа- тнстнческо.мг, і.зиіинетъ и вт. депмрта ментѣ, духовпыхь д ікть иное .таииыхь ііСііонѣдапіі ' Кромѣ, того, были совершенгіы .мо­ лебствія ВТ, Націон?! тьномъ Союзѣ п въ Вусскомь Собраніи. Требованія на школьное строитеьлсвто. Вь .мішіісте[іствѣ иаііодпаго нросвѣ, іденія ііроіізведсігь подсчетъ суммъ, нсііраііпівае.мыхъ на 1!)ІЗ г. (вт, і.а- чёствѣ. пособій или есуді.і) раз.-иічні.і- мн учрежденіями, вѣдающими .лѣ.то.мь всеобщаго обученія, на школысоо строп- те.чьстпо. Всею требоваиііі заяв.:іеио на 13.837.ООО р.; нзт, пііхт, земствами Мотыльковяа словесность илитетурроане безсмертіе. ( К ъ п . ю р а н і ю 4 - х ъ п о ч е т н ы х ъ і п иШ с . и и к о в ъ ) . Въ близко.мт, будущемъ .-Ѵкадемііі наукъ предстоитъ избраніе 4 хт, по четныхъ академиковъ по разряду изящ­ ной слопесностн. Задача зта въ на­ ше лнтературцое безвременье пред­ ставляется нелегкой. Гдѣ-же тѣ совре­ менные художники, которые бы въ нсто[)ін русской литературы оставили иенчгладн.\ше слѣды, память о кото- {іыхт, не стерлясг. бы въ теченіе не- долгаго вре.меіш? Почитаніе академи­ ческими .таврами есть признаніе нет лѣняости литературныхт, заслугь, ихъ значенія вь теченіи долгихъ лѣтъ; званіе почетнаго академика—символъ крупной исторической цТлшостп, не теряющей своего значенія при дале­ кихъ потомкахъ. Очевидно, что для того, чтобы попасть въ число избраи. никовъ онохіі слѣдуетъ не только въ данный хіоментъ быть, занятпым ь для шпрокоіі публики, не только блеснуть метеорохгь, по свѣтить спЬтомт, кра­ соты ві, теченіи долгихъ иоторнче- скихъ періодовъ. Между тѣмъ, характеръ иашей со- времеііііоіі литературы не б.тагоііріят- ствуе/гь несмываемымъ временемъ ху­ дожественнымъ цѣ,ішостямъ. Русскій литераторъ нашего времени какъ-бы нрикріиіплся кт. быстро вертящимся многочисленнымъ колесамъ лспзпи, то- ]іопясь за({)аксироиать скользящія мн МО его глазт, яп.тепія. Въ ея бѣгѣ опъ улап.тнваетт. с.тучайныя черты. Онъ распы.тіыь многоцвѣтную жизнь па мелкія брызги, не видя вь калсдомъ ея мгновеніи отраженія цѣлаго, бле­ щущаго радугой красокт. міра. Опъ изображаетъ мпгт,, огдьльаую ііолну быстро мчащеііся [гѣки. Но волна уно­ сится въ вѣчиость, Не оставивъ о се­ бѣ памяти и ея литерату[)ное отраже­ ніе теряетъ своіі смысл ь. Создалась .литература .мипіатюрт.; съ судорожною лц.хорадо'шоіі тороіыивостью творче­ ское, вообралсеніе ішсате.тя работаетъ надъ несущейся съ головокруллгтель- іоіі быстротой жизнью; не усиѣетт быть зипечатлѣ,шіымь одинъ момеігп ея, какъ шіи.м:шіе худолліика переио- еігтся на другой ея мигъ. 1[о.тучается какое-то художествепное мерцаніе, литературная ны.іь. Несом иіишо, что ВТ, этом'ь кішематограііш- ческомт, искусствѣ часто сосре^ч.оточн- ваются б.честки настоящаго та.таігта, но онѣ тонуть вь хаосѣ ме.ткііхт, слу- іайныхт, нзоб[)алтеііій дѣйствительно­ сти. Присмотритесь кт, „то.тстымт, журналамъ и вы увидите, что литера­ турная „мелочь" составляетъ глав пымъ образомъ ихт. содерлччіпіе. ^Іто такое произведенія О.тнгера, В. Заіі- цева, <І'едорова н др. если не попыт­ ка уловить лхизневиыіі вихрь? Гдѣ улеё тутт, разобраться въ ікчіхологн ческихт, тонкостях.ъ, нюансахъ, когда некогда ппіімате.тьпо вглядѣться пт бѣгъ явленій, когда трудно сосредо­ точиться па ихъ контурахъ? Кромѣ ка.тендосконіічііостн наша литература страдаетъ еще надуман­ ностью. Въ тиши своего кабшіет.ч пи­ сатель создаетъ теоретическую фило софскую схему, съ которой онъ нод- ііспрашііиается около І І . б І ч ’.ООО р; (7 ІЧ.т.ОоО ]). ВТ, видѣ пособій іі 4,324.пои р.—кь ссуду). го]»одаміі—э 1 ( 1.000 р. іі нонечителямн учебныхъ оьруговт. свы­ ше 1 5ИО ООО р . Наибольшія требованія иосг^іиын отт, земстіп. раіона москов­ скаго II кіевскаго учебиыхт, ок-])ѵговч> и отъ н.іиечите,теГм,-авказ(чшго і( вар­ шавскаго учебиыхт, округовт . Перетурсйоство стараго зданія мосокв­ скаго унвиерситета. Міінистерс'гпомт, народнаго нросв'Ѣ- іценія носташцчгь на очі'редь вии])ост> о переустроіісівѣ стараго .зданія мо­ сковскаго уинвер. пт ста, въ кі.торомт, пом ѣіцатотся ь’анце.чярія униье]ісіпеіа, аь'товый зал'ь, миксраѵи.гичіскііі, іе- 0. тогическііі и антроноломічсскій і.а- биііеты II цГ,.тыіі рядт, состояшихт, при уииве]іситет'1, учебиыхт. обшествт,. Вопросъ этотъ поднимался \чі;е около 1. ) .тгѣт'ь назадъ, но былт. снятт. ст, очереди ВТ, виду затру;(пеній, встрѣ- чепныхт. при ра.З])аботкѣ, проекта ие- реустроііства: академія художестьт, и москопечіое а[)хеолоі'ическое обшссл во выстуііи.ти съ указаніями иа несбхо- димостъ сохранить вт. неприкосновен­ ности шгЬішіій шідт, зданія, представ­ ляющаго весьма цѣппыіі иамятпикт. архитектуры. Вт, настоящее время министерство приступп.чо кт. разработкѣ, ііов.лто проекта переустройства стараго зда­ нія московскаго у.чиверситела, сообра­ зуясь съ указаміемт, академіи худо- лсествь: внѣшность историческаю па­ мятника искусства бу;(етт> сох^іапеиа впо.тнѣ. Но такт, ісакъ ісъ ііе[іеустроіі- ству .молсво будетъ приступить лишь послѣ перенесенія мішеітлогическііхт, II гео.тогических ь ко.тлекцііі универ­ ситета ВТ, новое помѣ.іценіе, то рѣше­ но весной 1913 года приступить кт, ностроіік'Ь рядомь со старымъ ко]шу- сомь новаго зданія ст. сохііапеніе.м’ъ сти.тя перваго. Расходъ по сооруже­ нію Этого з д а н і я нечнелечіт, въ 373.000 р. Городъ и бичевники. (1'іі.}Ь!існі’иіг ( 'ентпа). ш-іт, городскихъ .чумъ, желая цредуііредіп ь занятіе іі[щбре;кііаго нроетрапетва складами легко восила- мешіющпхея матеріа.товь, устапонпла за по.тьзовапіе бичепііиковт, для ука­ занной цѣли плату ныіш' обычной. ходитт, къ окружающему его міру. Въ резу.тьтатѣ, ііо.тучаіотся произведенія а іЬс.ае (..Іеоішдт, Андреевь). Эаран'І,е подготовленными докт[шнаміі трудно разрѣшить мі{)овыя загадки путемъ художественнаго анализа. Анализъ въ образахъ п головное мудрствованіе— различныя понятія, лежащія въ раз­ ныхъ плоскостяхъ. Между тѣмъ онн у насъ смѣшиваются, и такое смѣше­ ніе мы иазыпле.мь .тіітературными ис­ каніями. Вывястт, II такъ, что искате- ,тн заяв.іяютт, о своем ь с т і о обьемн- стыміі томами разсуждеиііі (Андрей Цѣлый) д.тя того, чтобы, очевидно, разъяснить ихъ су.меречпоо, неленое. творчеечво. Онн забываютт,, что искус ство не .можеть быть иа буксирѣ у какихъ бы то ни было идей, хотя бы оігЬ и пазыва.тись идеями деісадептет- ва, ницшеапства, ііреряфаэ.титства и іЦ). Идея должна бытъ олѣдствіемь, но не иричиііоіі художестпсііпаго про­ изведенія. Между т’ѣмт., ]іп:шѣ не* ііііцшеаік'гво втадѣ.'іо перомт. Ауні.ы- башева, когда оит. пііеа.ть своего Га­ нина? Разв ѣне теоііія мистицизма, пе­ ренесенная изъ страпицт. ІІІстер.тіпі ка, Эдгара, лег.ти въ основ}’ многихъ ироіьзведепііі ціікта исканій? Кякт. легко ітереброоііть мостъ между твор­ чествомъ. идущимъ иа ііріівя.зіі у фи- тософскихт, схемъ и кодекео.мт. о ТОМЬ, какъ вообще с.чѣдуеть писать романы И.1И повѣсти, чтобы оии про­ изводили виечат.гЬиіе па читателеіі. Такая б.тагодариая работа была уже пыпіыиеіі.ч одиимь аиглпч.лііішом ь Г)обь Соутп, по ее достаточно сіьтыіо охарактеризова.тт, въ своемъ ..Допъ- /Куаігі,* Баіірои'ь, чтобы ея продол­ женіе мог.то разсчитывать на какоіі- пибудг. усігі.хт.. Но ьотт. говорятт. у иаст. иміжггся поэты какъ Нал. Брюсовт., Бальмонтъ. Трудно отрицать красоту ихт, творчес­ кихъ замыслов'ь, т[)удпо пе. у.іовить .музыку ихъ словъ; однако, в|.)емеішоо составляеть остовъ и ихт, поэзіи. При­ чудливые завитки, изящные узоры, красивыя безд-Ьлушки—щекочутъ па­ ши іісриы, создаютъ настроеніе, но не входятъ въ нашу душу, не осѣда- ютт. ВТ, ней. ]Іоэзія Іѣільмонта и Р,рю- сова не связаны ст, прошлымъ, какъ II пе соединены ст. будущимъ. Это му­ зыка эо.тоныхъ ар(()ъ, звуки котсірыхъ потеряются ВТ. дали времени. І'дѣ> жэ тотт, ііашт. таііиов'і'.дь, льстецъ лите ратуры, который какъ въ ()іокусѣ сое- редоточи.ть бы всѣ, типическія черты евоей эпохи? На этотъ воирост. труд­ но отві'.тить. Но именно такоіі-то ху- дояніикт. II „должеіп. бытг. занесепт, вт, описки аісадеміи наукъ. ІІс явился же. онт, кт, намъ ВТ, лицѣ, хотя бы Куи- ршіа.Чуткость,оргаиимеічіій иисттіикгь ііодмі.чать отд'ѣ..ті,выя .тіііііи с.тожиѣіі- шаго рисунка жизни не можетт, ев(е обезсмертить художника. Мы живе.мт, ВТ, такой ліітературиоіі полосѣ., когда служите.ти искз’сства іьти глядятт. вт. щр.чку иа красочныіі міръ, или смот- рятт. па него подч. уіѵіомт, мысли, ко­ торая часто бываеть короче ворюбыі- паго иоса. Оии не взбираются иа ту пысок\'іо горз’, отк\-да всю миогогііаи- ную жизнь можно шід'І.тг, вь ея син­ тезѣ: они также п вт. отдѣлыіомт, мгпопеніи этой жизни не усматрина- ют'ь характерііыхт, общнхт. чертт,; не подходятъ кт. .міру сь микроскоиом'ь, не смотрят'ь па него и черезт. кои- нептрііруюіцее стекло. '/Кизш, боль­ шинства литературныхт, произведеній послѣдшіі’о вре.мени ссті, мотыльковая жизнь, не ею можеть зянптересовать- ря Академія ніич-гь, не ее она можетъ запечатлѣть па овоііхь скрижаляхъ Т О Р Ъ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz