Елецкая жизнь. 1910 г. (г. Елец)

Елецкая жизнь. 1910 г. (г. Елец)

.4 64 „ е : л е ц к а я ж и з н ь ,, 3 ( I I убійцы не мѣшало ѳму итти въ го­ ру н дѣлать блестящую карьеру. Но духовная бюрократія должна же понимать, что есть всему пре­ дѣлъ, что пр. стая моральная брез­ гливость до.чжна заставить отвер­ нуться оіъ грязныхъ дѣльцовъ, что чпстыя дѣла церкви должны совер­ шать чистыя руки. Общественное сознаніе никогда не примирится съ тѣмъ, что патенто­ ванные развратители являются въ роли руководителей и наставниковъ въ дѣлахъ иравствѳнностп и религіи, Общественное сознаніе не .можетъ не требовать, чтобы Восторговымъ было указано их:> ѳсгесгпѳыноѳ мѣ­ сто—въ тюрьмѣ. п. н. Р а ди пюдекой забавы . Бывають моменты въ нашей жиз­ ни, когда приходится рисковать чѳ- .ювѣку самымь дорогимъ, самымъ цѣннымъ для него, а именно—своей жизнью Такъ рискуетъ воинъ на полѣ сраженія, такъ рискуетъ пожарный въ борьбѣ съ огненной сгн.хіей, рискуетъ плавецъ, спасая утопаю­ щаго. Но въ агомъ рискѣ есть что-то величественное, грандіозное, здѣсь Получился нѳо:кпдаии.'.;й номеръ. : внѣ программы, полный тяжелаго, ■ : удручающаго трагизма. Ее унесли. ‘ Публика взволновалась. Публика ! постаралась въ конкретной формѣ | проявить свое участіе пострадавшей ' I артпсткѣ, а потомъ... потомъ... за- | играла музыка. На сцену, по обык- | Iновѳнію, выскочили клоуны. Разда- і : лись знакомыя остроты: „Спасовскій ■ ■—Ос.іовскій!‘^ и такъ да.тѣе. Взвол- | ' нованная, сгущенная публика у сп о -; коилась II стала но прежнему раз- ; ражагься веселымъ бѳззаботиы.мъ | смѣхомъ. ' 1Г-1ІѲ Клару уясе забыли. ; А тамъ, за кулпсамп, среди раз- і бросаннаго реквизита, въ ат.мосфѳ- : , рѣ запаха .лошадинаго нота и сѣна, I продолжа.іась, начавшаяся на аре- | I нѣ драма, подъ дикій аккомпани- ; ! ментъ доносящагося изъ цирка смѣ- | : ха и хлопанья бичей: , I М-1ІѲ Клара рисковала своей і лсизнью... і Зачѣмъ? Для чего?., і Для людской забавы. I і Сгоцтъ-.ти д.тя этого рисковать | 1жизнью н терять тотъ „даръ мгяо- венный,даръ прекрасный“, который і Iдан ь человѣчеству’ для высшихъ ■ Iцѣлей?... ' Мы понимаемь психологію арти- | Iстов ь, рискующихъ своей жизней— | і это законное желаніе заработать ку- | I сокъ хлѣба, мы иони.маѳмь, по не і !оправдываемъ, конечно, психологію . V „ ’ і администраціи циркоіѵь, играющихъ цѣною личной жизни и счастья спа- і ^ ‘ г I ^ і ради корыстныхъ цЬлѳи на низмен­ ныхъ чувствахъ толпы, но мы сается жизнь своихъ ближнихъ, въ сознаніи героя есть нравствен­ ное удовлетвореніе, что если онъ и погибаетъ, то пОгибъ не даромъ, такъ какъ въ урнѣ человѣческой правды и добра есть лишняя его капля. Въ мЬстяемъ циркѣ произошла недавно драма. М-ІІѳ Клара упала во время упражненій подъ купо­ ломъ цирка и сильно разбилась. Она тоже рисковала своей моло отказываемся понимать психологію той части общества которая не про­ тестуетъ передъ тѣми развлеченіями, которыя окупаются цѣною чѳловѣ- чѳсііой лсизнп. М-Иѳ Клара не пер­ вая и не нослѣдияя. Нужао-жѳ что-ішбудь прѳдпрпни.мать для огражденія отъ несчастныхъ слу­ чаевъ. Мы слышали, что въ нашемъ циркѣ, по требованію полиціймей- дой, начинающейся еще, жизнью, | ^ бтдѳть повѣшена предохрани- гтѵтиТ1 п€1.лт гчѵ-тіт лгтаГ»и ЬЧ1 * * ^ __ А ^ - принимаясь за трудную, опаснув) работу. Даря публику, выходя на арену, очаровательной улыбкой, въ тайникахъ ея души, вѣроятно, за­ горалась обычная понятная тревога: отъ случая вѣдь никто не застра­ хованъ. Такъ оно и вышло: ремень обор­ вался п м-Иѳ Іглара съ сіятпсажен- ной высоты свалштась на средину арены. Присмотрѣвшись въ лицо при­ шедшаго я узналъ и кого-;кѳ? Ива­ на. Того самаго Ивана, на котораго я такъ надѣялся и который былъ похожъ по миѳму сравненію на кремневый голышъ. И вдругъ, мой другъ, задорный Иванъ, такой ху­ дой, хромой и весь разбитый. Изъ разговоровъ сь знакомыми ц отъ своихъ родны.хъ я узналъ печальную исторію о болѣзни Ива­ на, такъ изсшушнвшей его іі .тече­ ніе ОТОЙ болѣзни. Оказалось, что у него заболѣла нога. И заболѣла навѣрное отъ про­ студы. Первое время болѣла не сильно, но потомъ заболѣлъ и весь бокъ. Вмѣсто того, чтобы поѣхать въ больницу къ доктору, его род­ ные отііравплнсі. къ бабкамь. Спѳр ва къ одной, потомъ другой, а тамъ н къ третьей... такъ какъ рѣшила, что Ивана сглазили. Объѣздивъ всѣхъ бабокъ н видя что они не помогаютъ, родные Ива­ на, наконецъ, обратились и къ док­ тору. Докторъ посмотрѣлъ больно­ го, расііроси.лъ кое о чемъ и по­ томъ сказа.тъ, что болѣзнь запуще­ на и .теченію не поддастся. тельная сѣтка. Конечно это необхо­ димо, цѣнность упражненій отъ этого не умалится, а опасность уменьшится. ЭнЪ- МАЛЕНЬКІЙ ФЕЛЬЕТОНЪ. Пот'Ьшныѳ. — Поііечптель пріѣха.ть! Изъ коляски вышелъ еще не ста­ рый штатскій генера.ті. министер­ ской складки. Директоръ, инспекторъ, два над­ зирателя II сторожъ Михей кинулись снимать пальто сь высокаго гостя. — Г.чѣ у васъ занятія теперь?— спроси.тъ попечитель. — Въ четвертомъ классѣ, ваше высокопревосходительство. Мрокъ словесности теперь. — Отлично. Ведите въ четвертый классъ. Мвпдѣвъ вошедшаго попечителя, учитель словесности выпрямился и скомандовалъ: — Смпррррно-о-о! і'ченикп повскакали со своихъ .мѣстъ и вытянулись въ струнку. — Лѵіівотъ подбери... ЛСивотт, подбери, дьяволы!—ітіхо прошипѣлъ инспекторъ, какъ бы случайно приб- | лизившись къ ученикамъ. 1 і^чѳники подобрали животы. | — Начальство, начальство ѣшь. | Какъ вы смѣете не ѣсть начальства, ; —прошипѣлъ снова инспекторъ. | Весь классъ впился глазами въ ; иопѳчитѳ.ія. Послѣдній милостиво і улыбнулся и ІЮ поенному нрпвѣт- ; ствовалъ: ; — .Здорово, молодцы! I — Здрвжламъ вашвысокирвсхо- ' дитольство! - гаркнулъ весь классъ. | Иопѳчитѳль остался доволенъ на- і ходчивымъ отвѣтомъ. — Продолжайте урокъ!—обратил­ ся онъ къ учителю словесности. —Вы но какому учебнику преподаете, по Галахову? — Ніікактз нѣтъ, ирѳвосхо.иітельство! ніікн выбросили. — А это какая же у васъ книжка? Иопѳчитѳль протянулъ указатель- перстъ ІЮ направленію къ учитель­ скому столику, на которомъ .тѳиса.та тоненькая книжка. — „Солдатская памятка^ высокопревосходительство преподаемъ. — Превосходно!—похвалилъ по­ печитель. — Я вижу, что тш истинный паріотъ- 11 такъ-съ, продолжайте урокъ. — Степановъ!—вызвалъ учптѳ.ть. Вышелъ впередъ ст]юйный ыалв- вашѳ высоко- Мы эти ѵчѳб- папіе Но ней Это рѣшеніе докто{іа окончатель­ но рѣшило участь Ивана и его пе­ рестали летать совсѣ.мъ. Оставили безь всего. И онъ, изъ крѣпкаго, здороваго, превратился въ м.алень- каго мальчика, падающаго на доро­ гѣ отъ сильнаго вѣтра. Самъ-же Иванъ такъ разсказалъ мнѣ о своемъ лѳчѳніи: — Привезутъ это меня къ бабкѣ, она ііосадитч. мсяя н ну нашепты­ вать надъ больной ногой. Молитвы какія-то читаетъ. А потомъ ноды дастъ наговорной. Иѳй, говорить, цройдѳть болѣзнь, но, сколько я не ішль, но проходила. А одинъ разъ меня такое зло взяло, что было ко- сты.тѳмъ бабку не у’билъ. Ну, а по­ слѣ п говорятъ наши, что потому бабка II не вы.іечила, что я ее ру- гкгь. Л она и бабка-то прямо ду­ ра... И вотъ теперь шідиінь какой я с'талѢ... Онъ замолчалъ, а я, сидя око.чо него, пристально смотрѣлъ ѳму вь глаза. Они были полны с.тѳзъ. Вид­ но было, что трудно ему живется, что тру.дно сидѣть н сіиотрѢть, какъ товарищи веселые, бодрые, здоро- чіікъ лѣтъ тринадцати. Учитель скомандовал'ь: — Правое плечо впередъ. Ша­ гомъ ма-а-аршъ! Степановъ церемоніальнымъ мар­ шемъ подошелъ къ каѳедрѣ и, какъ вкопанный, остановился. — Степановъ! Что есть знамя? — Знамя есть священная хоругвь.. — Не „хоругвь“, а „■хоругъ‘*,— поправилъ попечитель: —настоящій солдатъ никогда не скажетъ „хо- ругвь“. Хоругъ... Пора бросить эту интеллигентскую привычку выгова­ ривать неправильно слова... Учитель смутился. Онъ хотѣлъ предложить еще о.динъ вопросъ, но попечитель перебилъ его и самъ ста.чъ задавать вопросы. Степановъ! Кто хозяинъ въ ротѣ? Фельдфебель... Не такъ! Иѳ такь! Хвѳльдхвѳбель!—тихо подсказалъ инспекторъ. Степановъ молчалъ. — Тіакъ онъ ІЮ маршировкѣ? — .Іучніій ученикъ, ваше превос­ ходительство. Лицо попечителя освѣтилось улыбкой. — Какъ же тебѣ не стыдно,—ію- жуіш.тъ онъ ученика,—отлично .мар­ шируешь, а словесности не знаешь. Стѳііацовъ стоялъ красный, какъ ракъ. — У насъ ІЮ словесности Анто- нов'ь первый ученикъ,—почтительно доложилъ инспекторъ. Прикажете проэкзаменовать? — Иожа.туйста, вызовите. Бодрым'ь солдатскимъ шагомъ но- дошелч» къ каоѳдрѣ Антоновъ. — Твоя фамилія Антоногл.? Учениклі приложилъ ])уку къ ко­ зырьку и га}ікнулъ: — Такъ точно, ваше высокопре­ восходительство! — Молодецъ, Антоновъ! — Радъ стараться, ваше высоко­ превосходительство! — Молодецъ! Молодецъ! А скажи- ка, Антоновъ, что есть врагъ внут­ ренній? Антоновъ вобрал'ь въ легкія воз- ' духъ п гро.мко, безъ запинки, отвѣ- ' тилъ: 1 — Врагъ внутренній юсть депу- ! тать Государственной/1,умы. іірофес- і соръ, министръ иностранныхъ дѣлъ. I — Почему же министръ нностран- I ныхъ дѣлъ? I — Потому, что онъ съ ііностраи- ' цамп, у которыхъ конституціи п вые, ѣдутъ на работу, а въ празд­ ничные дни веселой, шумной толпой идутъ въ лѣсъ повоселіпься. — Несчастный! сказалъ я вслухъ, Iсмот^ія съ болью на него. Но одинъ ' ли ты несчастный? 11ѳ ѳсть-.ці Вас ь ; несчастны.хъ сотни, тысячи? Не нѳ- счастны-ли Вы всѣ? іКпвете Вы въ : страшной нищетѣ, о которой и по- ; думать больно. Пи одного свѣтлаго Iдня не бываетъ въ Вашей жизни. I То.іько одна страшна.ч, давящая I гемнота, темнота все іюг.тощающая, 1наполняетъ Вашу жизнь. Даже Ва- і ІШ1 крѣпкія, дубовыя натуры и тѣ ■не выдерживаютъ всѳн тяжеститѳм- I ноты и нищеты. Даже Вы, крѣпкіе, I какъ голыши, гибнете подъ- удара­ ми злой судьбы, Вы, которые нз знаете путей, по которымъ нужно нттп... А когда Васъ носіигаютъ болѣзни, бо.тѣзни отъ нѳдоѣдапія ' болѣзни отъ непосильнаго труда, болѣзни отъ того, что Вы ходите, въ рваныхъ лаптяхъ, то и тогда идете за помощью къ тѣмъ, кото­ рые Васъ только уродуютъ. Вы не ѣдете къ доктору, а ѣдете лечнться к'ь бабк.змь, все .теченіе которыхъ сводится къ глупымъ заклинаніямъ. И В)йть къ Вашей нерадостной, тя­ желой жизни прибавляется ѳитѳ бо­ лѣе ужасное,—-это болѣзнь до гро­ ба ... А что бы.то-бы съ Нами, если-бы дебри иовіг.кества, среди которыхъ живете Вы. ѳсли-бы ту толщу тьмы, которая давить Васъ, освѣтить яркимъ свѣтомъ знанія? Вы вос- крѳслн-бы тогда! Тогда ничто не сломило-бы Васъ. Вы тогда бодр » іюшлц-бы впередъ • на борьбу съ жизнью. Вы іюбѣдпли-бы тогда. Вы былн-бы тогда сильные, могучіе, безъ труда несущіе тяжести жизни. Но это вііемя то.тько еще движется. Оно все ближе и ближе. Оно уже ітроникаѳт'ь въ Вашу жизнь. Свѣтъ знанія, придя къ Вамъ, освѣтитъ вѣрный путь къ благу. Онъ прине- сѳть счастье, П вы. больные, немощные, буде­ те бодрыми, ра.тостными, подъ жи­ выми лучами знанія. Вы будете богатырI!ми... Про.ігоч»е іи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz