Елецкая жизнь. 1910 г. (г. Елец)
.4 64 „ е : л е ц к а я ж и з н ь ,, 3 ( I I убійцы не мѣшало ѳму итти въ го ру н дѣлать блестящую карьеру. Но духовная бюрократія должна же понимать, что есть всему пре дѣлъ, что пр. стая моральная брез гливость до.чжна заставить отвер нуться оіъ грязныхъ дѣльцовъ, что чпстыя дѣла церкви должны совер шать чистыя руки. Общественное сознаніе никогда не примирится съ тѣмъ, что патенто ванные развратители являются въ роли руководителей и наставниковъ въ дѣлахъ иравствѳнностп и религіи, Общественное сознаніе не .можетъ не требовать, чтобы Восторговымъ было указано их:> ѳсгесгпѳыноѳ мѣ сто—въ тюрьмѣ. п. н. Р а ди пюдекой забавы . Бывають моменты въ нашей жиз ни, когда приходится рисковать чѳ- .ювѣку самымь дорогимъ, самымъ цѣннымъ для него, а именно—своей жизнью Такъ рискуетъ воинъ на полѣ сраженія, такъ рискуетъ пожарный въ борьбѣ съ огненной сгн.хіей, рискуетъ плавецъ, спасая утопаю щаго. Но въ агомъ рискѣ есть что-то величественное, грандіозное, здѣсь Получился нѳо:кпдаии.'.;й номеръ. : внѣ программы, полный тяжелаго, ■ : удручающаго трагизма. Ее унесли. ‘ Публика взволновалась. Публика ! постаралась въ конкретной формѣ | проявить свое участіе пострадавшей ' I артпсткѣ, а потомъ... потомъ... за- | играла музыка. На сцену, по обык- | Iновѳнію, выскочили клоуны. Разда- і : лись знакомыя остроты: „Спасовскій ■ ■—Ос.іовскій!‘^ и такъ да.тѣе. Взвол- | ' нованная, сгущенная публика у сп о -; коилась II стала но прежнему раз- ; ражагься веселымъ бѳззаботиы.мъ | смѣхомъ. ' 1Г-1ІѲ Клару уясе забыли. ; А тамъ, за кулпсамп, среди раз- і бросаннаго реквизита, въ ат.мосфѳ- : , рѣ запаха .лошадинаго нота и сѣна, I продолжа.іась, начавшаяся на аре- | I нѣ драма, подъ дикій аккомпани- ; ! ментъ доносящагося изъ цирка смѣ- | : ха и хлопанья бичей: , I М-1ІѲ Клара рисковала своей і лсизнью... і Зачѣмъ? Для чего?., і Для людской забавы. I і Сгоцтъ-.ти д.тя этого рисковать | 1жизнью н терять тотъ „даръ мгяо- венный,даръ прекрасный“, который і Iдан ь человѣчеству’ для высшихъ ■ Iцѣлей?... ' Мы понимаемь психологію арти- | Iстов ь, рискующихъ своей жизней— | і это законное желаніе заработать ку- | I сокъ хлѣба, мы иони.маѳмь, по не і !оправдываемъ, конечно, психологію . V „ ’ і администраціи циркоіѵь, играющихъ цѣною личной жизни и счастья спа- і ^ ‘ г I ^ і ради корыстныхъ цЬлѳи на низмен ныхъ чувствахъ толпы, но мы сается жизнь своихъ ближнихъ, въ сознаніи героя есть нравствен ное удовлетвореніе, что если онъ и погибаетъ, то пОгибъ не даромъ, такъ какъ въ урнѣ человѣческой правды и добра есть лишняя его капля. Въ мЬстяемъ циркѣ произошла недавно драма. М-ІІѳ Клара упала во время упражненій подъ купо ломъ цирка и сильно разбилась. Она тоже рисковала своей моло отказываемся понимать психологію той части общества которая не про тестуетъ передъ тѣми развлеченіями, которыя окупаются цѣною чѳловѣ- чѳсііой лсизнп. М-Иѳ Клара не пер вая и не нослѣдияя. Нужао-жѳ что-ішбудь прѳдпрпни.мать для огражденія отъ несчастныхъ слу чаевъ. Мы слышали, что въ нашемъ циркѣ, по требованію полиціймей- дой, начинающейся еще, жизнью, | ^ бтдѳть повѣшена предохрани- гтѵтиТ1 п€1.лт гчѵ-тіт лгтаГ»и ЬЧ1 * * ^ __ А ^ - принимаясь за трудную, опаснув) работу. Даря публику, выходя на арену, очаровательной улыбкой, въ тайникахъ ея души, вѣроятно, за горалась обычная понятная тревога: отъ случая вѣдь никто не застра хованъ. Такъ оно и вышло: ремень обор вался п м-Иѳ Іглара съ сіятпсажен- ной высоты свалштась на средину арены. Присмотрѣвшись въ лицо при шедшаго я узналъ и кого-;кѳ? Ива на. Того самаго Ивана, на котораго я такъ надѣялся и который былъ похожъ по миѳму сравненію на кремневый голышъ. И вдругъ, мой другъ, задорный Иванъ, такой ху дой, хромой и весь разбитый. Изъ разговоровъ сь знакомыми ц отъ своихъ родны.хъ я узналъ печальную исторію о болѣзни Ива на, такъ изсшушнвшей его іі .тече ніе ОТОЙ болѣзни. Оказалось, что у него заболѣла нога. И заболѣла навѣрное отъ про студы. Первое время болѣла не сильно, но потомъ заболѣлъ и весь бокъ. Вмѣсто того, чтобы поѣхать въ больницу къ доктору, его род ные отііравплнсі. къ бабкамь. Спѳр ва къ одной, потомъ другой, а тамъ н къ третьей... такъ какъ рѣшила, что Ивана сглазили. Объѣздивъ всѣхъ бабокъ н видя что они не помогаютъ, родные Ива на, наконецъ, обратились и къ док тору. Докторъ посмотрѣлъ больно го, расііроси.лъ кое о чемъ и по томъ сказа.тъ, что болѣзнь запуще на и .теченію не поддастся. тельная сѣтка. Конечно это необхо димо, цѣнность упражненій отъ этого не умалится, а опасность уменьшится. ЭнЪ- МАЛЕНЬКІЙ ФЕЛЬЕТОНЪ. Пот'Ьшныѳ. — Поііечптель пріѣха.ть! Изъ коляски вышелъ еще не ста рый штатскій генера.ті. министер ской складки. Директоръ, инспекторъ, два над зирателя II сторожъ Михей кинулись снимать пальто сь высокаго гостя. — Г.чѣ у васъ занятія теперь?— спроси.тъ попечитель. — Въ четвертомъ классѣ, ваше высокопревосходительство. Мрокъ словесности теперь. — Отлично. Ведите въ четвертый классъ. Мвпдѣвъ вошедшаго попечителя, учитель словесности выпрямился и скомандовалъ: — Смпррррно-о-о! і'ченикп повскакали со своихъ .мѣстъ и вытянулись въ струнку. — Лѵіівотъ подбери... ЛСивотт, подбери, дьяволы!—ітіхо прошипѣлъ инспекторъ, какъ бы случайно приб- | лизившись къ ученикамъ. 1 і^чѳники подобрали животы. | — Начальство, начальство ѣшь. | Какъ вы смѣете не ѣсть начальства, ; —прошипѣлъ снова инспекторъ. | Весь классъ впился глазами въ ; иопѳчитѳ.ія. Послѣдній милостиво і улыбнулся и ІЮ поенному нрпвѣт- ; ствовалъ: ; — .Здорово, молодцы! I — Здрвжламъ вашвысокирвсхо- ' дитольство! - гаркнулъ весь классъ. | Иопѳчитѳль остался доволенъ на- і ходчивымъ отвѣтомъ. — Продолжайте урокъ!—обратил ся онъ къ учителю словесности. —Вы но какому учебнику преподаете, по Галахову? — Ніікактз нѣтъ, ирѳвосхо.иітельство! ніікн выбросили. — А это какая же у васъ книжка? Иопѳчитѳль протянулъ указатель- перстъ ІЮ направленію къ учитель скому столику, на которомъ .тѳиса.та тоненькая книжка. — „Солдатская памятка^ высокопревосходительство преподаемъ. — Превосходно!—похвалилъ по печитель. — Я вижу, что тш истинный паріотъ- 11 такъ-съ, продолжайте урокъ. — Степановъ!—вызвалъ учптѳ.ть. Вышелъ впередъ ст]юйный ыалв- вашѳ высоко- Мы эти ѵчѳб- папіе Но ней Это рѣшеніе докто{іа окончатель но рѣшило участь Ивана и его пе рестали летать совсѣ.мъ. Оставили безь всего. И онъ, изъ крѣпкаго, здороваго, превратился въ м.алень- каго мальчика, падающаго на доро гѣ отъ сильнаго вѣтра. Самъ-же Иванъ такъ разсказалъ мнѣ о своемъ лѳчѳніи: — Привезутъ это меня къ бабкѣ, она ііосадитч. мсяя н ну нашепты вать надъ больной ногой. Молитвы какія-то читаетъ. А потомъ ноды дастъ наговорной. Иѳй, говорить, цройдѳть болѣзнь, но, сколько я не ішль, но проходила. А одинъ разъ меня такое зло взяло, что было ко- сты.тѳмъ бабку не у’билъ. Ну, а по слѣ п говорятъ наши, что потому бабка II не вы.іечила, что я ее ру- гкгь. Л она и бабка-то прямо ду ра... И вотъ теперь шідиінь какой я с'талѢ... Онъ замолчалъ, а я, сидя око.чо него, пристально смотрѣлъ ѳму вь глаза. Они были полны с.тѳзъ. Вид но было, что трудно ему живется, что тру.дно сидѣть н сіиотрѢть, какъ товарищи веселые, бодрые, здоро- чіікъ лѣтъ тринадцати. Учитель скомандовал'ь: — Правое плечо впередъ. Ша гомъ ма-а-аршъ! Степановъ церемоніальнымъ мар шемъ подошелъ къ каѳедрѣ и, какъ вкопанный, остановился. — Степановъ! Что есть знамя? — Знамя есть священная хоругвь.. — Не „хоругвь“, а „■хоругъ‘*,— поправилъ попечитель: —настоящій солдатъ никогда не скажетъ „хо- ругвь“. Хоругъ... Пора бросить эту интеллигентскую привычку выгова ривать неправильно слова... Учитель смутился. Онъ хотѣлъ предложить еще о.динъ вопросъ, но попечитель перебилъ его и самъ ста.чъ задавать вопросы. Степановъ! Кто хозяинъ въ ротѣ? Фельдфебель... Не такъ! Иѳ такь! Хвѳльдхвѳбель!—тихо подсказалъ инспекторъ. Степановъ молчалъ. — Тіакъ онъ ІЮ маршировкѣ? — .Іучніій ученикъ, ваше превос ходительство. Лицо попечителя освѣтилось улыбкой. — Какъ же тебѣ не стыдно,—ію- жуіш.тъ онъ ученика,—отлично .мар шируешь, а словесности не знаешь. Стѳііацовъ стоялъ красный, какъ ракъ. — У насъ ІЮ словесности Анто- нов'ь первый ученикъ,—почтительно доложилъ инспекторъ. Прикажете проэкзаменовать? — Иожа.туйста, вызовите. Бодрым'ь солдатскимъ шагомъ но- дошелч» къ каоѳдрѣ Антоновъ. — Твоя фамилія Антоногл.? Учениклі приложилъ ])уку къ ко зырьку и га}ікнулъ: — Такъ точно, ваше высокопре восходительство! — Молодецъ, Антоновъ! — Радъ стараться, ваше высоко превосходительство! — Молодецъ! Молодецъ! А скажи- ка, Антоновъ, что есть врагъ внут ренній? Антоновъ вобрал'ь въ легкія воз- ' духъ п гро.мко, безъ запинки, отвѣ- ' тилъ: 1 — Врагъ внутренній юсть депу- ! тать Государственной/1,умы. іірофес- і соръ, министръ иностранныхъ дѣлъ. I — Почему же министръ нностран- I ныхъ дѣлъ? I — Потому, что онъ съ ііностраи- ' цамп, у которыхъ конституціи п вые, ѣдутъ на работу, а въ празд ничные дни веселой, шумной толпой идутъ въ лѣсъ повоселіпься. — Несчастный! сказалъ я вслухъ, Iсмот^ія съ болью на него. Но одинъ ' ли ты несчастный? 11ѳ ѳсть-.ці Вас ь ; несчастны.хъ сотни, тысячи? Не нѳ- счастны-ли Вы всѣ? іКпвете Вы въ : страшной нищетѣ, о которой и по- ; думать больно. Пи одного свѣтлаго Iдня не бываетъ въ Вашей жизни. I То.іько одна страшна.ч, давящая I гемнота, темнота все іюг.тощающая, 1наполняетъ Вашу жизнь. Даже Ва- і ІШ1 крѣпкія, дубовыя натуры и тѣ ■не выдерживаютъ всѳн тяжеститѳм- I ноты и нищеты. Даже Вы, крѣпкіе, I какъ голыши, гибнете подъ- удара ми злой судьбы, Вы, которые нз знаете путей, по которымъ нужно нттп... А когда Васъ носіигаютъ болѣзни, бо.тѣзни отъ нѳдоѣдапія ' болѣзни отъ непосильнаго труда, болѣзни отъ того, что Вы ходите, въ рваныхъ лаптяхъ, то и тогда идете за помощью къ тѣмъ, кото рые Васъ только уродуютъ. Вы не ѣдете къ доктору, а ѣдете лечнться к'ь бабк.змь, все .теченіе которыхъ сводится къ глупымъ заклинаніямъ. И В)йть къ Вашей нерадостной, тя желой жизни прибавляется ѳитѳ бо лѣе ужасное,—-это болѣзнь до гро ба ... А что бы.то-бы съ Нами, если-бы дебри иовіг.кества, среди которыхъ живете Вы. ѳсли-бы ту толщу тьмы, которая давить Васъ, освѣтить яркимъ свѣтомъ знанія? Вы вос- крѳслн-бы тогда! Тогда ничто не сломило-бы Васъ. Вы тогда бодр » іюшлц-бы впередъ • на борьбу съ жизнью. Вы іюбѣдпли-бы тогда. Вы былн-бы тогда сильные, могучіе, безъ труда несущіе тяжести жизни. Но это вііемя то.тько еще движется. Оно все ближе и ближе. Оно уже ітроникаѳт'ь въ Вашу жизнь. Свѣтъ знанія, придя къ Вамъ, освѣтитъ вѣрный путь къ благу. Онъ прине- сѳть счастье, П вы. больные, немощные, буде те бодрыми, ра.тостными, подъ жи выми лучами знанія. Вы будете богатырI!ми... Про.ігоч»е іи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz