Елецкая жизнь. 1910 г. (г. Елец)

Елецкая жизнь. 1910 г. (г. Елец)

к л і : г і ,К А Я ж и з н ъ ' ^ Ло 62 интеллш'ѳнтныхъ людей, и.іи сама наука имѣетъ вь себѣ много отрицательныхъ сто ­ ронъ , которыя научныя исти­ ны съ и хъ выводами иринн- ж аю тъ до уровня сознаніи обывателя, .вѣрнѣе: и то, и другое вмѣстѣ. Тогда , ко на ­ шему мнѣніи^, іінтел.тш'ѳнція должна-бы была ѳіцѳ с т { )О я с е относиться к'ь самой себѣ , къ своему пребыванію здѣсь , въ ировинціи, для того, что­ бы стоять на с т р аж і ’. позна­ ванія научныхъ истинъ и при помощи послѣднихъ да­ вать должнііій отпор'ь идущей на нее со всѣх ь сторона, обыва­ тельщинѣ са. сѣрыми б е з ­ просвѣтными буднями, съ тоской и скуі:ой о сеини хь дней и ночей, съ карточной азартной игрой и попойками, оа. флиртомъ и затасканны­ ми иоиі.іыми анекдотами... Но, возразять нама.: а слуя:- ба? а долга.? а честное отно­ шеніе іп. своимі. обязаино- СТЯМ-1.Ѵ И многое дрѵі'ое, отчеі'О сдѣлается на душѣ какі.-то еще тоскливѣе, еще скучнѣе . Вѣдь, іаіждая слузк- ба, каждое занягіе только и хороши тогда, ііоі’да. оии дают'ь извЬстное моральное удовлетвореніе, то.іько тогда, когда вызі.іваютч. ка. с е б і ’. вніьматѳ.іыюе и .іюбовное отношеніе, а не (|)орма,'іьнукі иунктуальності. аробі.іть иа> извѣотнома, учрежденіи до изв'Ьстнаго часа, до извЬот- ной минуты и тііма. самыма. считать свой дотігь вЕмнолнеи- нымь до конца по отноіпенію къ заиятіяма., кь д іілу . Отсюда, конечно, и [юлучается такое положен іе вещей, ири котором'і, іи.ю'туиактгь на пе[). вт.ій и.чанъ всевозмоікиаго ]юда интриги, ію.дсияаіваньѳ :друі-і. друга и нодънгрыванье і К'Ь стоящимъ выше себя , ‘ вмѣсто хо]Юиіаго н нполн Ь : сознательнаго отношенія к'ь , Д'ЬЛу. ; : Врачи, присяжные пов і;- | ' ренные, иедаі’оги и иредста- ; ;вите.ін други.х'ь и іп 'ел .іи -! • гви'тных'ь профессій , ста.іки- ваясі. на иочв'Ь профессіи и і , з,аработка сл. коренными : е.пецКИМИ обыва'те.дями, не- , замѣ'тно для самиX I. себя і впадають ва. тон'ь домш іи -і I [іующей из'ь них'ь состонтель- ! ной грушгіі и соверш енно ' ; изм'ііняю'гь свою физіоном ію . I в'ь :ке.гате.аьиом'і, д. ія иос.гЬд- : ' ней направленіи и ири ! зтомь во вс'ііха. почти отио- ; іиеніях'ь. Так'ь, съ теченіем ь . : времени у инте.і.шгенц іи , , : пропадаетъ иниціатива, же.да- піѳ ирііииматг. участ іе ві, гіа- ; I кой .чибо об.іасти обществен- і ной д'йя'те.'іыіости. Еще в'ь і первое время своего иребы- ■ Iванія В'Ь Е.п.ц'іь отд'1',.іьиые ; ; представи тели интеллигенціи, іг.іавным ь образомъ н за . . ирит .аа і’о заемента, вь обла­ сти общественной ности д'1’..'іаю'гь ^практическіе игаги, ; иѳ на. до;іго' года. и ... конець. Относительно , интеллигенціи туземной и ' і'Онэ[)иті, не приходится, такь Iкак'і. она значительно бы- ■стр'Г.ѳ пі)ищ.іОЙ пнтел.іиген- ; ціи растворяе тся среди ісо- ренныхъ обывателей г. Е.іьца, ' являяст, костью (ггь кости и плотью отъ плоти с«оихъ родігтеііеи и прародителей. 'і''акимі, образом'ь, факты ироВинціа.’іьиой д'І’.йб'тви тель- ности ясно показываютъ, что инте.длнгенція, вырая:аясь словами Рубакина ..размаг- | при пустой зрительной .залѣ— это ли ннчнваѳтся* пода. оыстро вліяніемъ окружающихъ усло- ! не донъ-кихотство, ото-ли не пси­ хическое помѣшательство?! . , Въ свои Дни, принадлѳл:атіе нмъ Віи, почти не Д'ЬлаЯ попытки :цр условію, они могли-бы ставить ИМ'Ь соііротнвля'тьС/ 1 . ' [ 1 0 ШЛЫЯ безсодержательныя пьесы и Самый процессъ раз.магни-;чіансонѳтки, поддѣлываясь подъ чиванія, разумѣется, нача.іси /РУбыѳ и жестокіе нравы мѣстныхъ I I ооывателѳи и тѣмъ самымъ тстраи- не сѳичас'ь, а нѣсколько .гг .ть іг ' ^ ’ Iвать сѳбг. сборы. Не всѳ-лп равно іо.му^ назадь, теиерь-жв ого ■артистамъ: выполнять-лп роли „хы- можнр очи'та'ть виолнѣ за- шиныхъ ;керѳбчнков'ь“, кокотокъ конче'нным'Ь. Ві> н ас 'ГОЯЩѲѲ ' или благородныхъ и честныхъ лю- время интеллигенція провин­ ціи, :за исключеніемь ,іиіш. незначительнаго числа лицъ , совершенио отказалась, и при- ТОМЬсознательно, оть общ ест ­ венной дѣятельности и ио мѣткому опредѣленію поэта бО-хь годов'ь вмѣсто ., писа­ нія стиховъ", щьдегла глав- ны.м'ь образомъ на ,,ироекты ‘ь В'Ь итог'ѣ.—существованіе интеллигенціи превратилось ; дей но пьесѣ? К,акое имъ дѣло во­ обще до содер:і:анія пьесъ? Лишь- I бы было побольше посѣтителей и і лиіпь-бк иоболг.шѳ оии платили. И если въ данное время и осо- і бѳнно въ Ельцѣ требуется, выра- Iжаясь языкомъ мѣстныхъ торгов- 1цѳвъ. гнилой залежавшійся товаръ, т. ѳ. пошлыя шансонетки и бѳзсо- I держатѳльныя пьесы, то артисты и Iдолжны-бы соотвѣтствовать иоста- Iновкой пьесъ на сценѣ .лѣтняго і театра существующему спросу. ; Иначе—артистамъ придется счи- ‘ таться съ полуголо.днымъ су'щѳст- в ь Ч’О'Я-се сам о е н р о з я о аш ѳ въ | кованіемъ и вообще со всѣми от- КОСНОСТИ и н е в ѣ ж е с т в ѣ в м ѣ- ; {)іщательными послѣдствіями такого д'ѣятель- коѳ-какіе ио это другой ст'ѣ с ь коренными обывате­ лями, вѣрн'ѣе, с'і, .чомини- рующей сосч’ояте.іыіой гру п­ пой иосл'ѣдних'ь. Тепло и уютъ— какъ ири- 11 Ято Выражат і,ся— ,, сем е йиа - і ’О очаі’я “ , журфиксы , балы, маскарады и др. не мен'ѣѳ ,,разу.мныя“ разв.:іѳчеііія, за ­ мѣнили собон.) и общественную 1если иѳ Д'Ѣяте.чьності,, и творческую работу мысли иь ііоискн.хь истины, и пути К'Ь лучіпему будуще.му... Театръ и публика. .Что ѳмѵ Гекѵба и что онт кубѣ?“. Эти слова Гамле'іа- но смѣло отнести на счетъ стовь мѣстной малороссійской труп­ пы. Ставить ирек])асныя по содержа­ нію пьесы, не менѣе прекрасно ихъ выполнять, и дѣлать ото—почти отношенія кч. искусству. И все-таіш—нуисио отдать имл, должную справедливость—артисты стоически считаются с'ь послѣчст- віями непосѣщенія публикой театра и стараются не торговать искус­ ствомъ распивочно и иа выносъ. Содержаніе иьесь подтверждаетъ нами только что ск.азанноѳ. Арти­ сты прѳдпочитають играть при на­ личности В'Ь зрительной залѣ 20— меньше—чѳловѣк'ь публи­ ки, и все-таки отказываются отъ постановки пьесъ безсодержатель­ ныхъ и ношлых'ь, от'і. спекуляціи ири помощи иосл'Ііднихъ на грубые и жестокіе нравы мѣстной публики. Своей игрой, они предпочитаютъ заставить чуть-ли иѳ всѣ отн двад­ цать чѳ.товѣк'ь ИЗ'Ь публики плакать —какъ это бы.ло въ пьесѣ „Рунны*^ —и плакать но выраженію поэта „честными слезами надъ свѣтлыми ^проявленіями человѣческаго ума и артп -і сердца. ІЛьлинскій—извѣстный критикъ и публицистъ .30 и -Юг.г.—придава.іъ г]>омадное значеніе театру. Ло его мнѣнію, иос.лѣдній является одной пзъ ЛУЧШИХЪ шко.ть какъ для ѵм- Рѳ- мож- ТСакъ бсі... (Окоичаиін). — Н'Ьсколысо .і'Ьт'ь я ски­ тался; больше мѣсяца нигдѣ нѳ засияшвался . Это Оглло уж асное время. Иінзиь и ок- ружаю іцее ]щи.'ш мое міровоз- зр 'іін іе ... Ы'Іі'гь, я не то ска- зал'ь: не уб-іяк.дѳніи, а кору, ііаі)осш ую за годы жизни без ъ св'Ьта ц воздуха . Ты скажешь; нереоц'Ьнка и'Ьшюстей| и.іь равненіе , которое прѳдіпест- вует'ь иоворіл'у. Впрочемь, дѣло не В'Ь с.іова.х'ь. Я бы.гь тѣмъ і'орцѳм'ь, вѣра и іг]ш- вычки котораго возмущаются цро'гкв'ь собствешюй мысли, что солнце ш'раетъ не то.іько иа том'ь малеиько.мд, к.іочиР, неба, который онь може'гь изм'йрш'ь глазом'ь яз ь г.чубо- каго родного ущелья... ІСакой-то сдвиг'ь вь моей душ'І;. Чл'О-то назр'іівало... н е я с н о е , иеонред'І'.-тенное... Ми'іі хотѣлось простора,в'Ьдь, ^моя жтгшь... Никто меня не сковывал'і,, но я йы.ч ь в ь ц'Ь- аях'ь. Н а мн'І; иѳ было клей- ліа. ио я бы.тг. рабо.м'ь. Д а , рабомъ! Д})ѵі'ого слова я но ; знаю. Кто исігытал'ь, ччі со­ стояніе внутренняго шікоі'да ненрѳіі'раіцаюіцагося наирн- ! жѳнія, которое заставляет'ь I трепетать раба, когда онъ 'іісгь, нье'Г'ь. сиит'ь. т. е. ; црииадлежнт’ь с еб іо .Я не имйл'ь нрава н а о т ды .х ь ; мн ' іі і каза.чось, ч то я к р а д у время у кого-'то, н э'го безличные н'іікто сдавит ь меня в ь с и о - : , пх'ь о тр а іаны х 'ь рука.х ь -щш і- ■цах'ь, если я на о д и н і , мнгч. забуду свое д І і л о . (Хзна изь |са .мы х 'ь ііросты.Х'ь и очѳвнд- н ы х ь истинъ — црш іадлѳлч- I нооть челов'іиса с.амому себѣ- мн'1; была чужда . Іьакі, а ; страдалъ, ко гда ногрѣшал ь I ііротнв 'ь д о л г а . Но эт о не все, с о ВС'Ьм Ь ОТИМ'Ь я МОГ'Ь б о - роті.ся. Самое страшное бт.іло сознан іе, что я иризвань что- то соверінить. Я. просыпался С'Ь мыслыо; от’ь .меня ясду'гь. Я не мог'і, отв'іітиті. на воп- рос'ь; к'то ясдетч., я затруднил­ ся бы ои{.)ѲД'Іілить, что имен­ но я иризвань сд'Ьлать; од ­ нако, это держа.іо всего меня В'Ь нѳрвном'ь треііет'Іі; эго в'іічно скер.іящее душ у н мысль „я долженъ" так'і. болі,- но х.честало и било .меня, а славное я не мог ь онрѳд іілить. что я доличеи'і> сд'Ьлать. Н'Ьть нласти бол'ііѳ жестокой , ч'Ьм'і> власть собственной :^іысли. ,Я былъ страдальцем ь, п нѳ бы- .40 челов'Ька несчастнѣе меня. Голосъ падаетъ до шепота. Съ какоіі-то особенной нервной тороп.гивостыо садится въ крес­ ло. Лицо играетъ и отражаетъ всю горечь пережитаго. -ГЛу- .мался; гро.чкимъ „г)а" онъ пре­ рываетъ молчаніе ипродолжаетъ. — Это состоян іе г.гѵбокой тоски, а нодь конед'ь аиатіи цролжалось бы безконечно до.чго; с,чучайиос'ть меня спас ­ ла. Я. ВСТр 'Ъ'ШЛСЯ С'І. 0.чьгой, ліоей второй женой. — Я теб'Ті не говориль? забыл ь. —- Мало знать эту ж енщ и ­ ну. Ле ищу иь ней универ- сальш .іхь и дей ,— признаться —она п.х'ь и не .іюбп'і''ь. Оль- га не заносится .мечтой в'ь т'іі з.ооб.чачныйвыси, оь кото­ рыхъ земля и все земное ка­ жутся салками и скверными. Пусть ея иителлѳк'гь ограни- чен'ьі Но то, что она и сповѣ ­ дуетъ , она зн аеть ясно и твердо, и с ь этих'ь „моихч. камнѳй“ , как'ь она называеть свои правила, ее никто не сдви- нет'ь. Въ ней необыкновен­ ный дар'ь убѣдительности . — Еслп-бы я встр'Ііти.ѵь ѳѳ иа пять лѣ'Т'ь раньше, я бы нроше.ч ь Ш1.МО, я бы даж е , быть .можетіч, не замѣтилъ ее;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz