Елецкая жизнь. 1910 г. (г. Елец)

Елецкая жизнь. 1910 г. (г. Елец)

„ А ііѵіі , і : а 5 і ; і : и з н і >‘ 32- КОМЪ не сиотвѣтствовали другъ- ' другу- ! Если бы военное вѣдомство занн- ; мало иное, менѣе властное, положе- ' ніѳ въ снстемѣ нашего государствѳн- : наго у-правлепія, если бы оно болѣе ' отвѣчало важности возложенныхъ на ' него задачъ, чѣмъ это ітказалъ : опытъ иослѣднѳн войны, вѣроятно и наша с і ратегнческая сѣть лежала ; бы менѣе тяжкимъ бременемъ' на русскомъ желѣзнодорожномъ ; бюджетѣ, плн, правильнѣе говоря,; при той же тяжести бремени дав. ла ; бы в'ь смыслѣ государственной обо- | роны гораздо больше. ; Чрезмѣрные дефициты жѳ.тѣзно- дорояснаго бюдясета послѣднихъ лѣтъ, ! такч> взволновавшіе обіцѳственное ^ мнѣніе, кт. уб'ѣ;кденію гр. Витте, въ суммахъ нѣсколько ДѲСЯТКОВ'Ь ; милліоновъ, должны быть прпписа- ; ны временной причинѣ—войнѣ и ; вызванному ею разстройству же- | лѣзнодорояшаго хозяйства, цифры ; пхъ огромны: въ 1005 г. — 80, мил. ; руб., В'Ь 1006 — 116,; мпл. ру> .,' въ 1007 — максимальная цифра 110,„ мпл. руб. ^). Они значительно у'менынаться если мы откинемъ завѣдомо убы­ точныя дороги: Сибирскую, Забай­ кальскую и Уссурійскую (боз'ь НИХ'Ь дефициты оказываются; 1005 г. — 33 ,^ міктл.руб., 1006 г. — 54,, милл. руб., 1907 г. — 83,, милл. руб.') По росписямъ 1008 п 1010 г. ж-елѣзпо- до])Ожныѳ дефициты разсчитаны уже въ меньшихъ цифрах'ь (98 и 8^) милл. руб.), и надо сказать, что приведенная кт. одной общей едини­ цѣ—на 1 версту пути,—дефицитно­ сть давала наивысшія цифры (свы­ ше 2 тыс. и да;кѳ до 2 ‘/., тыс. руо.) не въ 1905—1907 гг., а вь 1885— I 1836 гг., при преобладаніи частнаго : жѳлѣзнодсро;кнаго хозяйства иадь казенным'ь. Выкуп'ь дорогь въ ' казну замѣтно умѳньши.чъ дефнцит- ■ ность, которая во вторую половину I 00-х'ь годов'ь гм'Ьніілась дая:ѳ и : і - бытОЧНОСТІ.Ю, и лишь С'Ь іѵЮі г., благодаря постройкѣ Сибирскихь ; дорогъ, дифпцнт'ь начинаетъ при- ■ нимать угроя;ающіѳ размѣры. Но и съ ликвидаціей войны основная при- , чина убытковъ но нашей сі.тн,— стратегическія линіи,—остается іі і даже будѳт'ь усиливать свое вліяніе ■ благодаря новым ъ линіямъ. Таково : объясненіе гр. Витте. Но па-ряду съ этой причиной, н признавая вь полной мѣрѣ і;сю ея ; важнос'п., нѳлі.зя не указать, что ■ гр. Витте }і ь свое.мь докладѣ лишь: 1скользі. коснулся другой, не менѣе ■іеновнон. . Іншь однимъ замѣча-і пі'гмт. ограничился онъ относитель­ но дороговизны эксплоатаціи на ннх'ь ;ісе.иѣзнодо])о-лсныхъ пуіей. ВЬдомст- ; во путей сообщенія,—замѣтнд’ь он'ь, ■—весьма заботится о порядкѣ на желѣзныхъ дорогахъ, хотя пре­ имущественно о виіиішем'ь, но ма.то обраіцаетъ вниманія на экономію, ' „не бі-ре;кетъ рубля, хотя оігь и зо- ! лотой‘ . Иротнв'і. такой иѳхозяйс']- ! вѳнностн гр. Витте л-казывает'ь I средство,—широкую систему ііре- і мій, созданіе заинтересованности Iлиц'ь, у'частвуюіцих'ь вь экенлоата- ‘ ціи ;ке.тѣзных'ь дорогъ, вь томъ, чтобы она велась наиболѣе эконом­ но. Достаточно ли такое средстио і при наилучшем'ь проведеніи ре­ комендуемой системы, чтобы оказать хотя сколько-нибудь замѣтное влія­ ніе? Ые является ли, наоборотъ, расточительность для лнц'ь, веду­ щихъ постройку н оксп.шатацію наіних’ь жѳ.тІ.зных'ь дорог'ь, сплошь II рядомъ гораздо болѣе обильным ъ источникомъ полученія премій, чѣмъ какая бы то ни было узаконенная система пхъУ Не легла ли эта рас точптѳльносл., нѳхозя йстпѳнность,— не говоря ун:е о системѣ,—допускаю­ щей 11 всегда допускавшей широчай­ шую возможность злоупотребленій, —но легло ли это все уже тяже- лым'ь безвозвратным'ь бременемъ на ыаш'ь же.тѣзнодорожный бюд-жеть въ вид'ѣ обязательств'ь по желѣзнодо- ро:існымъ займам'ь, до будущей конверсіи которыхъ еще далеко, тогда какъ добывшей частичной конверсіи ііхь казна у;ке перепла- : 'ін.ча огромныя суммы. Вь своемь докладѣ гр. Витте 1остааилъ также без'Ь вниманія и достаточно признанную уже вредо- ! носнон систему чрезмѣрной центра­ лизаціи управленія желѣзными до- , рогами, и отсутствіе выработаннаго ! п разсчитаннаго на много лѣт'ь нла- ! на ясел ѣзнодорожнаго с'гроптс'іьства, і и то злополучное, легкомысленно ’ задуманное, маскарадное ікѳлѣзно- ; дорожное предпріятіе, приплаты по і которому составляютъ крупную до­ лю вь пашпхъ ежегодныхъ дефицн- тах'ь. Но насколько серьезными предста­ вляются на.мь возраженія противъ ' однос'іороиняго объясненія убыточ- ' ности напшх'ь желѣзныхъ дороп. і вліяніѳыч. ихь стратегичѳскн.х'ь яа- ■дач'ь, настолько же горячо мы го- ! товы привѣтствовать нроіѳсты гр. Віпте протиВ'Ь той ошибочной сис­ темы, въ которой нын'ѣшній руко­ водитель финансоваго вѣдомства ищетъ выхода ікгь труднаго положе­ нія, нротпв'ь системы повышенія тарифовь, какъ пассажирскаго, такъ и грузсвыхь. Неудача съ повыпіеиіом'ь пасса;і;ирскаго тарифа ужо И[)изііана. Стройная схема та­ рифа 1801 г., создапная гр. Впттѳ и сыгравшая дѣйствительно круп­ ную государственную роль, нынѣ „нсковеркана“, по его выраткекію. Гораздо болѣе сл .жноо зданіе гру- зовнх'ь тарифов'ь въ настоящее вре­ мя подвергается попыткамъ эконо­ мически нѳрашюм 1.;епаго, частач- наі'о огульнаго ів з".г.пъенія вь видѣ развитія системы .ѵі'.стиы.х'ь попуд- ных'ь сборовъ и надбавокъ: разсчи­ танныхъ на усиленіе дохода, но вря.д'ь ли соглаеованяііх'ь и съ нуж­ дами товарнаго движенія, и съ .мѣст- ны.мп условіями. Эти иоиытсп—ничтожные палліа­ тивы проявленія системы политики, въ кото]юй нѣть творчества. Но указанія на выход ъ изч. того серьез­ наго положенія, В'Ь какое попало наше желѣзнодорожное хозяйство, не дал'ь, и но могъ дать гр. Витте В'Ь своемь докладѣ. Сь его точки зрѣнія, дефшштнос'гь нашей сѣти, очевидно, нвизбѣ;кна н нормальна, как'і. нормально іі неіізбѣ;кно въ его г.іаза.ѵ'ь преобладаніе стратегиче­ скихъ задачъ в'ь нашемъ ;кѳлѣзно- доро:яномь дѣлѣ иадь коммерчески­ ми или і'бщеку.іьтуриыміі. Разруши'іь безиадѳ;киость этой 'ТОЧКИ зрѣнія іын по крайней мѣрѣ искать выхода изь этого поло;кѳнія можно лишь г.'ь круг!; тѣхч. ііолнти- с л У Ч д Я. А р хш г ь ЛІМ'ГЮХИИ'Ь СИѲЗ'Ь поолѣ,днюіо КОЛГ.ІМіГ.ККу, п о л у ­ ч и л ъ с ъ хо з яйки до.ма, о т к у ­ да поаил' ь мусор ь, свѳрх ' ь по­ л оженн а г о р у б л я д в у г р и в е н ­ ный н а май и довольный т а ­ кой „ з а д а ч е й “ о с т а в и л ъ іеолы- ма' /кку н а двор'Ь, а с а м ь по- шел ' ь д ' ѣлать покупки к ь зав- т р зшн е м у дню. ІГь о бык но ­ в е нные днѵі Ар хнп ' ь да ;ке при ,,бюд'лкет'ѣ. “ въ д Ву гр иве ни ы й умудрялс я побыва ть , но к р а й ­ ней м'Ьр'Ті, в ъ ;іавЕліх'ь д в а д ­ ца ти : люби. ' і 'ь ОН'Ь толкаттюя по б а з а р у и но ' горговатьси бѳзт. всяісагл нам'Ъреі і ія ісу- пить . У него была прямо с т р а с т ь ко коему і іршгЬнн- в а т ь с я , и его часто мо:кио было внд'І' .ть н'і. кагсой-ннбудь жел ' Ьзной .чанк'1’. с ъ с амым ь серье зным ' ь вндом' і . р а з см а т ­ р и в ающ а г о или котлетннцу или каменную р 'Ьшетку . Но с егодня Ве ли к а я Суббота , бли- зн.тоя в е ч е ръ , а до Хо дык іша было шгть верет ' ь, и ^,мерии'ь ос. ' іабі .“ . ІГ Лрхин'і . иро'гив' і. оОі.іЕіиовѳнія не нерехидгкчь н з ъ л а в к и В'Ь лаі зку и не тор ­ г о в а л с я бе зцѣльно . То л ь ко в ь булочной он ъ не мо г ъ у д е рж а т ь с я п долго п р и ­ г л я ды в а л с я к ъ к у лич амъ . Осо ­ бенно его собла знял ' ь один' ь, р а з у к р аш е н н ы й г.чазурью съ я р к ой ро зой но средин'Ь. Но о н ъ стоил ' ь 4о кои . , а А р х и п у на I |). '20 кон. нѵ'/кио было ‘ еще купи гг,: с о лон т ьы „раз - ; гов 'Ьгься ‘у соли , керосину , ' сгшчѳігь, овса „мерину" и илаток 'ь АксгопигЬ. Н А іехииь удеря:а. '(ся о т ь соб .ъьны : і:у- нил'ь ку.чич ь иомѳныие и без'і. ; розы з а 2Г) коп. І іокончивиш С'Ь поісупками, А р х и и ь но- ше.ч'ь на ..хиа})те])у‘\ „ н а л а ­ дить .мерина“ , береялш уло- ялі.ч'ь въ колі.імаягку покупки и т р он у л с я домой. Чтобы ВЬ!- ■ бр а т ь с я на Ходыкиис ісую до­ рогу , ему аріг.ходилось и])оѣз- я :а ть самой бойкой частью го ­ рода , и хотя т у т ь шумно раз 'ь- ѣзжа .чн :эіѵнная:и, и иарод'ь сновал 'ь во в сѣх 'ь нанр авлѳ - н іях 'ь , и оживленно торговали м а г а зины , но у :ке чу в с т в о в а ­ лось то х'лубокое, т а и н с т в ен ­ ное пр едпр а зднично е ои:ив.че- н іе , то торж е с т венно е н ан р я - чкеніѳ, которое толь!со н нспы- тываѳ 'гся к'Е, ото'Г'ь в е ч е р ь н ; НН В'Ь к ак і е дни больше не нояторяе 'тся . Н а вы Ѣ ізд 1; ста- ' лп уисо встр ' і ічат і .ся од'Ьтыѳ но нраздн’нчному , с и ;іаве[)- I нуты,ми ві, бі і . іыи с і :атер 'пі ку.чичами в ь ру і іах і , . Воть ^гул ко нро знучал 'ь соборный і КОЛОКО.Л'Ь К'Ь ,,Д'ЬянІЮ“ , слов- Iно эхо о т к ли кн у ли с ь II заго- ' в о р и лп к о л о к о л а д р у ги х ' ь ц ѳ р к - I вей . А р х и п ' ь снял'ч. ш а п к у , ; шир о ко нерекрес / гился и з а - !дѳргал ' ь возлі амн, и колы- ; малска з а грюмыхала но и з ры- і той м о стовой . По р о в н я в ншс ь С'Ь оо'трогом'ь, А р х и и ь ис'га- иови. ' гь лоша д ь , броси.чь в ь к р уж к у к эи е йку и, когда т р о ­ нул с я опять , 'ТО долго, ие то С'Ь жа.чостію, иѳ 'го сч, грус т ію, смотр ІіЛ'ь на і ' орѣвші я о гч, вечерней зори оігиа острога . — ,,'Го'/Кѳ ' жив у г ь . . . Эхь! , гр'Ъхи, г р і ) х и . . “ , вздохиу.Ч'Ь ОН'Ь, с в ор а чи в а я с'і. шоссе , на Ходьисино, и зи,чума.;іся над' ь пре вра тнос т ями челов'ѣ- ' ческой судьбы. Ст а л а ему ' л рш і ом ин а т ь с я собственная жи з н ь , ночн а я ка'торч'жнаго ; 'і’руда и неисходной нужды , вс' іі п е р еж и ты я нмч, бѣды н : напасти; одно з а другой ио- I т я н у л и с ь иред' ь ішмч, дере- , венокія драмы, тяячѳлыя и ' с т ) ) ашныя , свид' ііте.чем'ь ко- дгорых' ь ОН'Ь был ь, и которыя і почти вс'іі з а кончили с ь для учаотников ' ь ка' торгой. Но I мысль его не мог.ча долго I удѳр ' ,каться на г р у с т н ы х ъ ; воспоминанія х'ь: он ь опять : в е р н у л с я кд, удачно сло' .-кнв- ' ши.мся событ іям и с ѳгодняшня - I і'О дня , и нѳсь ушел ' ь ігь о.:іа'исін іі|)едч у иствія ч’Іі.ѵь ! р а д о с т ны х ь і і ероживан і и , ко­ торыя его жду'Г'ь дома , когда ОН'Ь н о к аже т ' ь , , старух 'Ь“ н маленькой А ксютк ' іі свои по­ купки . „Тѣтя! нрнвез ' ь г о ­ сти нчнк ' ь‘.''“ „Ка к і е тут'Ь г а - і с тшщы ! Н а д в у г рив енный I с еребра не разгуляешься**, і — , ,А ;что-жъ что т у т ъ за- і вѳрщуто?**. — . ,Да соли т амъ ма.лость кунил ' ь* ' . — ., Мамотка! г олубушк а ! да ноглядн-ко, что т я т ь к а то | куннл' ь! Н кулнч ' ь . . А нл а - і ток' ь-то, н.та'ток'ь-то кахгой!** ;■ Н в и д и т ъ Ар хш і ' ь радостно | возбуяѵденпую Ак сю т к у . слов- І но Нѵивая глядит ' ь она н а иѳ- ; го свонмн ра з гор ' і і вшнмнся хѵіазкамн, и б л аж е н н а я улыб - ^ ка раенлг>іваѳтся но его ілн- ' рокому л и ц у . А в е ч е р ь та- кой тен.чыій и .часковый, а ? ; небо такое с вѣ т л о е н чистое ; ( ; про з р а чн а я да.чі, мед.тѳнно і уходила з а гори зонтъ , нрн- і ; крывічясь го.чубоватой дідм- і кой ; в ъ воздух 'Ь чу в с т в е в ал - I ед ч'оикін а р ом а т ь н{юбуж- ; д ающе й с я весны ; а к р у г омъ ^ т а к а я чутхсая т ишин а , словно ^ 1 эти тхѣжно ЗѲ.ЧѲНЫЯ ноля , ? з а танв ' ь дых ан і е , к ъ чему то ( ; нрис .чушнвачнсь . ? Вснорхнул ' ь з а б р а вш і й с я на( дорогу жаворонок ' ь ; гдѣ-то і ! далеко . да.гѳко нрогрѳмѣл'ьі^ : ноѣзд' ь. Н опя т ь т иши н а И; : з а думчивый и[ЮСтор'ь. И л а с Д ! коп' 1',0 гори ' гь прощальна і і ' . і у.іыГіка зари, и иеобі,итаЬіх ; с т анови т с я небо, и к аже т с я і : і с лышно , к а к ъ снускаѳтсЯІ I ночь , к а к ъ ше пчу гея тѣіш-^ I— . .Экая благодать!** пр о і н он ' | ■т ал ь о х в а ч е н ны й безмолвіемъ* ' А р хш і ъ и СОШѲ.ТЬ с ъ КОЛЫ',: ! мажки . Обмотав' ь воліжи зЯ| і г р я д к у ко лым ажк и , о н ъ стег<| ; н у л ь с л е г к а мерина и, прѳ-' І

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz