Елецкая жизнь. 1909 г. (г. Елец)
Л у ! ^ б л е и н о й } К и з п ь “ - о ггс о - о г о \ 0 о - о ^ о . - о лѳаіѳ-мі. декораціи и костю- моііь право ужъ не такъ до роги, а воѳ вм'Ьстѣ можетдл дать картину иа сцені'.' олиз- 1 ІѴЮ кь дѣѵіствителыюсти и ; много помочь иитересиооти и у с пѣ х у исполненія. Почему этого ничего ие дѣ лается? Только оттого, что антрепренеру и режиссеру это дѣлать скучно. Ііакая есть обстановка, въ тоГі и играйте, Ш’О туть станеті. тонкостп разбирать. Напра сно театра.іьные иреди])иии- матѳ.ди ио.гагають, что кри тика сценическаго иредстав ленія доступна только лнъ дямъ иросвѣіценны.м ь и эсте тически восиитаииымь. Да , критика, вь смыс.т Іі техническаго разбора испол ненія, доступна толысс» ліо- дя.мъ иосвяіцеииы.м ь в ь з н а нія, но к[)итика. в'ь с мы с л і і иеиосредствеииой оцѣнки ху- дояіествен пости исио.і ненія доступна , пожалуй ,болѣе не- носредствбнно.му 3] і : !ТеЛЮ, чѣ.м ь нрофессіональному оцѣніцику нроизводеній искус ства. Разница та, что 'і’е- атральный рецензѳіггь все обсудитъ и разсудить , поче му и чѣмъ одно хороню, а другое худо , пеносрѳдствен- нын же зритель, неудовлет воренный теат]іальными вп е чатлѣніями. отвернется отъ театра и перестанетъ его по- С'іицать, что ліы и наблю- даем'ь теперь у нас ь иь Р.іьц Ь. Чѣмъ же ^шжно поправить дѣло? Вь даинѵю минѵтѵ на до мириться сь не.юстаткамн теат])алыіаго номвіценія, но не с.тіідуеть вести самое діъ .то въ театрѣ такъ, какъ оно ведется. Лучше сдѣлать мень ше, но лучше. Вели теперь идутіл пьесы съ двухь репе тицій, надо ставить пьесы съ | чвтырехь репетицій, н для этого, если то.іько окажется ' кь то.му фор.мальная возмож- ; ность, сократить число спек-| так.іей вь недѣлѣ, Вели со-, кратить число снектак.лей і не.льзя—лучше повторять хо- і рошо срѳнѳтированНІ. 1 Япьесы, ; чѣмъ ставить всегда новыя и ; всегда сь нло.хою нодготов- ' кою. Вели не дЬлаіоть с б о - , ровъ предлагаемыя публикѣ : пьесы, надо измѣнить реиер- ; туар ь. По отношенію спроса : на зрЬлища, Елець находится н Ьсколько вл> ишлх ь ус.то- віяхь, чѣмь другіе города. Вь Еіьцѣ. интеллигентный к.лассь вообідѳ не многочис- .леиь. высшнхь учебныхь за веденій нЬть, есть то.лько среднія. >’‘снЬхь театра всег да дГітаотся молодежью. Да она и нуждается всего болѣе ' Вь благороднгдх ь ])азвлече- : НІЯХЪ. Тіі.лько она и податли ва настоящимь образомь на ' художественныя внечатѵгЬнія. ' и теат]) ь—серіозиый (|)Яктор ь вь воспитаніи юношества. Папіа я;е мо.іодеяа,—нодрост- ; ки, только ист\ наюіціѳ ві. , яаічць и О'траясакмціе Вь своей 'душЬ все, что сиособно на нее т.ѵкь или иначе воз.дѣй- ствовать. П[)и выбо])ѣ пьеоь нельзя забывать эту. імавную сто])ону значенія театра.іьна- гопредставленія д.гя нос Ьщаю- щей Елецкій" тѳатр ь нубкиьчі. К і.;іу-ховным I. ну'ждамъ гото вящихся кь :кизни учащихся нод))Остков ь долженлэ быті, н]ніноров.лѳнъ выбора, ньесл,. Бо.лыиинство нз'ь нашей мо- лодеіки никуда изъ Е.льца не выіізжало и не успѣло иску ситься бо.лѣзиеиною истон- чепностью произведеній со временнаго искусства. Дайте :кѳ ишуіци.мь въ театрк ду ховной пищи ЗДО]ЮВ\ -Ю, бо.ч- ряіцую, ясную картину яшз- нн, дайте здоровый с.мѣхь и чистыя, теплыя слезы. То, что н])иг.лядІілось въ искуст- вѣ старикам ь, сохранилосвЬ- ікесті. новизны для нодро- стающей молодежи! 1 'азвіі этимл. не создается ши]юкій нросто])і> выби])аті. все .іуч- шее, все достойн Ьйшее. что дала })усская и иностранная .драматическая .інтература за всю исторію ея существова нія? Любое п])оизведеніе Шек спира. ІПи.ллера, Пушкина. Писемскаго, Ост[)овскаго еще не видано нашей малодежью и моягѲЛ'ь умз.'іечь ее болѣе, чЬм ь нась .Лна тема, а если пьеса будеть ностав.іена ста рательно. исио.і йена добро- СОВІ 1 СТИО и нри.лично, это уліе обезпечить ея уснѣхь и у .людей з])'Ь.'іыхь, ибо до на стоящаго времени классичес кія пьесы, даже вь болі.шихл. центрахъ, дѣлаюл'ь полные Iсборы. Дымяіцая вл. них ь си.ла вѣчной нравді.і н кра- ! соты могущественнѣе мод- Н 1 . 1 ХІ. вѣяній въ искусствѣ и ; художественнаго смакованія ! духовной г])язн человѣчества. Мож'но с ь ув'Ьренностью ут- верждаті . , что хорошее изоб ражен іе всякой классической пьесы обезпечнтч. ущнѣхл. снекі’акля и съ нравственной и с ь мате])іалі.ной стороны. А изь произведеній такъеіса- зать рядовых'ь, не носящи.х ь имени произведенія класси ческаго и сошедшихь со сце ны, разві; мало найдется т а кихъ. ко'торыя способны з а интересовать и воодуіневить мо.лодеясь—и об.ладаеть до- с той ными Xу доЯіеслчзениымII качествами, чтобы доставить удовольствіе лнлдямл. зр'і'.лымь н дать возмоясносл'і. н])оявігті. свой талантъ исно.пштелям ь? В І’.дь право, „Изятіе Измаила" скор'Ье ув.лвчвтл. зрнте.ля, ч'Ьм'т. ..Во двор'1’., во флнге.гі;- . Пьесы современнаго репертуа ра буднично ] )ѳа .тстнческ ія , или за іадочно символическія ннте])есны, какл. н|нічудлнвая разнОвидност;, художествен - наго творчества. Оігі; могутч. быть великолинны и идейно Л'.іубоки, но ихъ воспріятіе— ; ннтанів изысканпымн тонкн- ! ми б.іюдамн. 11])Ѳнодноснть ' ихь нашей пуб.дикі’. н наше- Iму мо.лодому учащемуся но- I КО.ТІШІЮ все равно, что голод- 1ному предлагать вм'Ьсч'о х.гіі- ба—трюфели н усгрнцы, да еще II не перваго сорта. Го - ' питься В'Ь выборѣ пьесь за О Н до того обнаглѣли, что ііаданіт'ь прямо на головы. Въ моихь гла.'іахъ, до.чохозяіша, эти невинныя насѣко.мыя являются лишь признакомъ повышеннаго бла госостоянія. А если какой - нибудь іізъ них'ь нахалъ п вздумает'ь сва литься на голову, то вѣдь теперь, чортъ возьми, свобода, теперь и кло пы чувствуютъ себя господамп по ложенія. Нѣтъ, не скажите^ Культурное })азнитіѳ въ Ельці; захватывает'ь все бол'ѣз широкую а})еиу, п идетъ впередъ медленнымп, но вѣрными шагами. И вот'ь ва.мъ, скептикамъ, если хотите, неопровержимый аргу ментъ—въ Ельцѣ теперь процвѣ- тает'ь возвышенное п облагоражи вающее душу искусство тамъ, гдѣ ^когда-то, во всей своей пѳрнобы'іной ^ДИКОСТИ бродили животныя и лѳ- жал'ь навозъ. Нѣт'ь, какъ хотите, на м'Ьст'Ь хлѣва воздвигнуть храмъ Мельпомены,—это спмптомъ солид наго и положительнаго нроі^іесса. Правда, не одинъ антрепренеръ іцщноснлъ на алтарь этого храма свои денежки, хотя з.Л'ѣсь, долженъ сказать, менѣе всего виноватъ театръ—пусть заправилы его сѣ туютъ лучпіе на себя, н не ставятъ такихъ пьесъ, от'ь которыхъ хочет ся храпѣть. II стоигіі ’іилько имь инііииііі ыь- кую-ннбудь тамь оперетку съ му зыкой, пѣніемь, танцами и другими аксессуарами, при условіи, конэчео, чтобы всѳ это бы.іо умно, изящно, красиво, —ручаюсь, дЬло обѣщаѳтт. крупный и несомнЬнный успѣх'ь. Очевидно, нашу публику на кривой драмѣ не объѣдешь. Она выроі.'ла. —А ВОТ'Ь говорятъ, что среди во обще елецкой-ю публики слишкомъ мало просвѣщенныхъ людей, вста- шіл'і. я невзначай. — Эго клевета, распускаемая элѳ.\іентамя, кагоры мт, чужда любовь кт, родному гэро.іу. Конечно, у насъ нГіт'ь Кукоп'ь и Пііри, хотя, , В'Ь сущности говоря, въ нихъ и не ощущается особенной надобности. Скажите, пожалуйста, за каки мъдьяво- I ломъ ііоыѳсет'ь нась нелегкая на і сѣверный полюсь, когда над'ь нами ! и въ Ельцѣ не каплетъ. А что касается культурныхъ,про- і св'Ьщенных'ь людей іі даже общест- I венныхъ дЬятелѳй. то иміі вь Е іьцЬ і хоть ]іІіку Сосну пруди, ни одішь I уЬздный городъ не насчнтываюг'ь I такого оби.тій различныхъ, моціілн н і нтцравленію обществті, какъ пашь ! симпатичный Елець.!Это іціямо нѣчто і колоссальное. і Если же общество не ііроявляѳтт, ! своего существованія, 'ГО только по- ! тому', что все требует'ь слиткомъ ' разумной ііостѳнѳнности. I Не забывай те, что іі ь Елі.цТі очень I чуIкои иОище і іінішиы мкіоііи. I Заяви какое-вибудь общество се- 1 бя активнымъ выступленіемъ, и не медленно у.ке нойдут'ь разговоры, | станут'Ь искать задних'ь мыслей, і докапыва'іт.ся крамолы и т. д. А, напротпп'ь, коль скоро увидять, что общество В'Ь теченіе десятков'ь лѣт ъ не .,трясет'і. основь“ н не угро'.кае'гъ обывательскому онокойствію, то сейчіс'ь же репутація его начнет'ь подниматься, и симпатіи нсѣх'ь об ратятся въ его сторону. Обык новенно, нѣсколько поколѣній вы - ! мпраетъ со времени основанія об щества, прежде чѣмъ оно рѣшится, наконец'ь, приступить к'ь какой-ни- ' будь созидательной работ-ѣ. — Въ такомъ случаѣ, неправда, конечно, и утвержденіе, будто въ і Ельцѣ такое безлюдье, что порядоч- і пымь женщинамъ приходится отка зывать себѣ в ь заму'жествѣ. — Вот'ь это уже фо))менный ди- ииз.м'ь. Нѣть, въ добрый часъ ска зать, вь Ельцѣ еще не перевелись , мужчины, н если можно указать на нѣчто похожее на наше обвиненіе, ’ ■го причины этого прискорбнаго яв ленія лѳжат'к гораздо глубже, чѣмъ ' вы думаете, и требуютъ спеціаль ныхъ научныхъ изысканій. | Прежде всего женщины прѳдста- ' вляютт. из'ь себе сравнигельн і ыѳз- ' начптѳльну'ю цѣнность, а потому и ; : скупая природа іцшизводит'ь их ь | ігь избыточномъ количествѣ. Знмѣ- I ч и е і с і і ІО, что на я . і ы к ѣ иауі.п . ' называется перепроизводствомъ. А ; нотом'ь, вмѣстѣ СЪ Вейнигеромъ, я . бы сказа.т'ь, что в ь иаішіхъ женщи нахъ больше, чѣмъ слЬдуегъ, му;к- ского начала и. подражая мужчи намъ, он'Ь утрачиваютъ женствен ность, а вмѣстѣ съ нею обояніѳ п интересъ. В'ь отношеніи же себя. в. не погрѣшая ііротипь истины, готовь побожиться... Ее-ей души не жаль отдать За взлядъ красотки чернобривой. И мой знакомый, закрутивъ свой сѣдой, но еще упругій уоь, указал ъ па сцену, откуда доносились мелодіи цыганскаго жанра. Здѣсь ыаіігь ужинъ окончи.чся, и я, под'ь виѳчат.тѣяіем'ь разговора, на правился домой, а МНІ 1 въ сл І’.д ь снова и снова неслись иіривые на пѣвы пикан'і'иой полуцы ганской пѣс ни; ,,іѵоль мужчина немножечко лысъ. Для меня это цѣлый сюрпризъ... II знукіі,- рожденные праздностью и лі’.ныо, пѳрѳлѣталн черезъ часто колъ сада, развлока.ти запоздавішіх'ь прохожихъ, н долго, долі'О еще продолжали висѣть вь ту.манной мглЬ улицъ, аккомпанируя моимь неносс.тым'ь думам'ь. Л і и и п у п а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz