Елецкая жизнь. 1909 г. (г. Елец)

Елецкая жизнь. 1909 г. (г. Елец)

Л у ! ^ б л е и н о й } К и з п ь “ - о ггс о - о г о \ 0 о - о ^ о . - о лѳаіѳ-мі. декораціи и костю- моііь право ужъ не такъ до ­ роги, а воѳ вм'Ьстѣ можетдл дать картину иа сцені'.' олиз- 1 ІѴЮ кь дѣѵіствителыюсти и ; много помочь иитересиооти и у с пѣ х у исполненія. Почему этого ничего ие дѣ­ лается? Только оттого, что антрепренеру и режиссеру это дѣлать скучно. Ііакая есть обстановка, въ тоГі и играйте, Ш’О туть станеті. тонкостп разбирать. Напра­ сно театра.іьные иреди])иии- матѳ.ди ио.гагають, что кри­ тика сценическаго иредстав ленія доступна только лнъ дямъ иросвѣіценны.м ь и эсте­ тически восиитаииымь. Да , критика, вь смыс.т Іі техническаго разбора испол­ ненія, доступна толысс» ліо- дя.мъ иосвяіцеииы.м ь в ь з н а ­ нія, но к[)итика. в'ь с мы с л і і иеиосредствеииой оцѣнки ху- дояіествен пости исио.і ненія доступна , пожалуй ,болѣе не- носредствбнно.му 3] і : !ТеЛЮ, чѣ.м ь нрофессіональному оцѣніцику нроизводеній искус­ ства. Разница та, что 'і’е- атральный рецензѳіггь все обсудитъ и разсудить , поче­ му и чѣмъ одно хороню, а другое худо , пеносрѳдствен- нын же зритель, неудовлет­ воренный теат]іальными вп е ­ чатлѣніями. отвернется отъ театра и перестанетъ его по- С'іицать, что ліы и наблю- даем'ь теперь у нас ь иь Р.іьц Ь. Чѣмъ же ^шжно поправить дѣло? Вь даинѵю минѵтѵ на­ до мириться сь не.юстаткамн теат])алыіаго номвіценія, но не с.тіідуеть вести самое діъ .то въ театрѣ такъ, какъ оно ведется. Лучше сдѣлать мень­ ше, но лучше. Вели теперь идутіл пьесы съ двухь репе­ тицій, надо ставить пьесы съ | чвтырехь репетицій, н для этого, если то.іько окажется ' кь то.му фор.мальная возмож- ; ность, сократить число спек-| так.іей вь недѣлѣ, Вели со-, кратить число снектак.лей і не.льзя—лучше повторять хо- і рошо срѳнѳтированНІ. 1 Япьесы, ; чѣмъ ставить всегда новыя и ; всегда сь нло.хою нодготов- ' кою. Вели не дЬлаіоть с б о - , ровъ предлагаемыя публикѣ : пьесы, надо измѣнить реиер- ; туар ь. По отношенію спроса : на зрЬлища, Елець находится н Ьсколько вл> ишлх ь ус.то- віяхь, чѣмь другіе города. Вь Еіьцѣ. интеллигентный к.лассь вообідѳ не многочис- .леиь. высшнхь учебныхь за­ веденій нЬть, есть то.лько среднія. >’‘снЬхь театра всег­ да дГітаотся молодежью. Да она и нуждается всего болѣе ' Вь благороднгдх ь ])азвлече- : НІЯХЪ. Тіі.лько она и податли­ ва настоящимь образомь на ' художественныя внечатѵгЬнія. ' и теат]) ь—серіозиый (|)Яктор ь вь воспитаніи юношества. Папіа я;е мо.іодеяа,—нодрост- ; ки, только ист\ наюіціѳ ві. , яаічць и О'траясакмціе Вь своей 'душЬ все, что сиособно на нее т.ѵкь или иначе воз.дѣй- ствовать. П[)и выбо])ѣ пьеоь нельзя забывать эту. імавную сто])ону значенія театра.іьна- гопредставленія д.гя нос Ьщаю- щей Елецкій" тѳатр ь нубкиьчі. К і.;іу-ховным I. ну'ждамъ гото­ вящихся кь :кизни учащихся нод))Остков ь долженлэ быті, н]ніноров.лѳнъ выбора, ньесл,. Бо.лыиинство нз'ь нашей мо- лодеіки никуда изъ Е.льца не выіізжало и не успѣло иску­ ситься бо.лѣзиеиною истон- чепностью произведеній со­ временнаго искусства. Дайте :кѳ ишуіци.мь въ театрк ду­ ховной пищи ЗДО]ЮВ\ -Ю, бо.ч- ряіцую, ясную картину яшз- нн, дайте здоровый с.мѣхь и чистыя, теплыя слезы. То, что н])иг.лядІілось въ искуст- вѣ старикам ь, сохранилосвЬ- ікесті. новизны для нодро- стающей молодежи! 1 'азвіі этимл. не создается ши]юкій нросто])і> выби])аті. все .іуч- шее, все достойн Ьйшее. что дала })усская и иностранная .драматическая .інтература за всю исторію ея существова­ нія? Любое п])оизведеніе Шек­ спира. ІПи.ллера, Пушкина. Писемскаго, Ост[)овскаго еще не видано нашей малодежью и моягѲЛ'ь умз.'іечь ее болѣе, чЬм ь нась .Лна тема, а если пьеса будеть ностав.іена ста­ рательно. исио.і йена добро- СОВІ 1 СТИО и нри.лично, это уліе обезпечить ея уснѣхь и у .людей з])'Ь.'іыхь, ибо до на­ стоящаго времени классичес­ кія пьесы, даже вь болі.шихл. центрахъ, дѣлаюл'ь полные Iсборы. Дымяіцая вл. них ь си.ла вѣчной нравді.і н кра- ! соты могущественнѣе мод- Н 1 . 1 ХІ. вѣяній въ искусствѣ и ; художественнаго смакованія ! духовной г])язн человѣчества. Мож'но с ь ув'Ьренностью ут- верждаті . , что хорошее изоб­ ражен іе всякой классической пьесы обезпечнтч. ущнѣхл. снекі’акля и съ нравственной и с ь мате])іалі.ной стороны. А изь произведеній такъеіса- зать рядовых'ь, не носящи.х ь имени произведенія класси­ ческаго и сошедшихь со сце ­ ны, разві; мало найдется т а ­ кихъ. ко'торыя способны з а ­ интересовать и воодуіневить мо.лодеясь—и об.ладаеть до- с той ными Xу доЯіеслчзениымII качествами, чтобы доставить удовольствіе лнлдямл. зр'і'.лымь н дать возмоясносл'і. н])оявігті. свой талантъ исно.пштелям ь? В І’.дь право, „Изятіе Измаила" скор'Ье ув.лвчвтл. зрнте.ля, ч'Ьм'т. ..Во двор'1’., во флнге.гі;- . Пьесы современнаго репертуа ­ ра буднично ] )ѳа .тстнческ ія , или за іадочно символическія ннте])есны, какл. н|нічудлнвая разнОвидност;, художествен - наго творчества. Оігі; могутч. быть великолинны и идейно Л'.іубоки, но ихъ воспріятіе— ; ннтанів изысканпымн тонкн- ! ми б.іюдамн. 11])Ѳнодноснть ' ихь нашей пуб.дикі’. н наше- Iму мо.лодому учащемуся но- I КО.ТІШІЮ все равно, что голод- 1ному предлагать вм'Ьсч'о х.гіі- ба—трюфели н усгрнцы, да еще II не перваго сорта. Го - ' питься В'Ь выборѣ пьесь за О Н до того обнаглѣли, что ііаданіт'ь прямо на головы. Въ моихь гла.'іахъ, до.чохозяіша, эти невинныя насѣко.мыя являются лишь признакомъ повышеннаго бла­ госостоянія. А если какой - нибудь іізъ них'ь нахалъ п вздумает'ь сва­ литься на голову, то вѣдь теперь, чортъ возьми, свобода, теперь и кло­ пы чувствуютъ себя господамп по­ ложенія. Нѣтъ, не скажите^ Культурное })азнитіѳ въ Ельці; захватывает'ь все бол'ѣз широкую а})еиу, п идетъ впередъ медленнымп, но вѣрными шагами. И вот'ь ва.мъ, скептикамъ, если хотите, неопровержимый аргу­ ментъ—въ Ельцѣ теперь процвѣ- тает'ь возвышенное п облагоражи­ вающее душу искусство тамъ, гдѣ ^когда-то, во всей своей пѳрнобы'іной ^ДИКОСТИ бродили животныя и лѳ- жал'ь навозъ. Нѣт'ь, какъ хотите, на м'Ьст'Ь хлѣва воздвигнуть храмъ Мельпомены,—это спмптомъ солид­ наго и положительнаго нроі^іесса. Правда, не одинъ антрепренеръ іцщноснлъ на алтарь этого храма свои денежки, хотя з.Л'ѣсь, долженъ сказать, менѣе всего виноватъ театръ—пусть заправилы его сѣ­ туютъ лучпіе на себя, н не ставятъ такихъ пьесъ, от'ь которыхъ хочет­ ся храпѣть. II стоигіі ’іилько имь инііииііі ыь- кую-ннбудь тамь оперетку съ му­ зыкой, пѣніемь, танцами и другими аксессуарами, при условіи, конэчео, чтобы всѳ это бы.іо умно, изящно, красиво, —ручаюсь, дЬло обѣщаѳтт. крупный и несомнЬнный успѣх'ь. Очевидно, нашу публику на кривой драмѣ не объѣдешь. Она выроі.'ла. —А ВОТ'Ь говорятъ, что среди во­ обще елецкой-ю публики слишкомъ мало просвѣщенныхъ людей, вста- шіл'і. я невзначай. — Эго клевета, распускаемая элѳ.\іентамя, кагоры мт, чужда любовь кт, родному гэро.іу. Конечно, у насъ нГіт'ь Кукоп'ь и Пііри, хотя, , В'Ь сущности говоря, въ нихъ и не ощущается особенной надобности. Скажите, пожалуйста, за каки мъдьяво- I ломъ ііоыѳсет'ь нась нелегкая на і сѣверный полюсь, когда над'ь нами ! и въ Ельцѣ не каплетъ. А что касается культурныхъ,про- і св'Ьщенных'ь людей іі даже общест- I венныхъ дЬятелѳй. то иміі вь Е іьцЬ і хоть ]іІіку Сосну пруди, ни одішь I уЬздный городъ не насчнтываюг'ь I такого оби.тій различныхъ, моціілн н і нтцравленію обществті, какъ пашь ! симпатичный Елець.!Это іціямо нѣчто і колоссальное. і Если же общество не ііроявляѳтт, ! своего существованія, 'ГО только по- ! тому', что все требует'ь слиткомъ ' разумной ііостѳнѳнности. I Не забывай те, что іі ь Елі.цТі очень I чуIкои иОище і іінішиы мкіоііи. I Заяви какое-вибудь общество се- 1 бя активнымъ выступленіемъ, и не­ медленно у.ке нойдут'ь разговоры, | станут'Ь искать задних'ь мыслей, і докапыва'іт.ся крамолы и т. д. А, напротпп'ь, коль скоро увидять, что общество В'Ь теченіе десятков'ь лѣт ъ не .,трясет'і. основь“ н не угро'.кае'гъ обывательскому онокойствію, то сейчіс'ь же репутація его начнет'ь подниматься, и симпатіи нсѣх'ь об­ ратятся въ его сторону. Обык­ новенно, нѣсколько поколѣній вы - ! мпраетъ со времени основанія об­ щества, прежде чѣмъ оно рѣшится, наконец'ь, приступить к'ь какой-ни- ' будь созидательной работ-ѣ. — Въ такомъ случаѣ, неправда, конечно, и утвержденіе, будто въ і Ельцѣ такое безлюдье, что порядоч- і пымь женщинамъ приходится отка­ зывать себѣ в ь заму'жествѣ. — Вот'ь это уже фо))менный ди- ииз.м'ь. Нѣть, въ добрый часъ ска­ зать, вь Ельцѣ еще не перевелись , мужчины, н если можно указать на нѣчто похожее на наше обвиненіе, ’ ■го причины этого прискорбнаго яв­ ленія лѳжат'к гораздо глубже, чѣмъ ' вы думаете, и требуютъ спеціаль­ ныхъ научныхъ изысканій. | Прежде всего женщины прѳдста- ' вляютт. из'ь себе сравнигельн і ыѳз- ' начптѳльну'ю цѣнность, а потому и ; : скупая природа іцшизводит'ь их ь | ігь избыточномъ количествѣ. Знмѣ- I ч и е і с і і ІО, что на я . і ы к ѣ иауі.п . ' называется перепроизводствомъ. А ; нотом'ь, вмѣстѣ СЪ Вейнигеромъ, я . бы сказа.т'ь, что в ь иаішіхъ женщи­ нахъ больше, чѣмъ слЬдуегъ, му;к- ского начала и. подражая мужчи­ намъ, он'Ь утрачиваютъ женствен­ ность, а вмѣстѣ съ нею обояніѳ п интересъ. В'ь отношеніи же себя. в. не погрѣшая ііротипь истины, готовь побожиться... Ее-ей души не жаль отдать За взлядъ красотки чернобривой. И мой знакомый, закрутивъ свой сѣдой, но еще упругій уоь, указал ъ па сцену, откуда доносились мелодіи цыганскаго жанра. Здѣсь ыаіігь ужинъ окончи.чся, и я, под'ь виѳчат.тѣяіем'ь разговора, на­ правился домой, а МНІ 1 въ сл І’.д ь снова и снова неслись иіривые на­ пѣвы пикан'і'иой полуцы ганской пѣс­ ни; ,,іѵоль мужчина немножечко лысъ. Для меня это цѣлый сюрпризъ... II знукіі,- рожденные праздностью и лі’.ныо, пѳрѳлѣталн черезъ часто­ колъ сада, развлока.ти запоздавішіх'ь прохожихъ, н долго, долі'О еще продолжали висѣть вь ту.манной мглЬ улицъ, аккомпанируя моимь неносс.тым'ь думам'ь. Л і и и п у п а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz