Елецкая жизнь. 1909 г. (г. Елец)

Елецкая жизнь. 1909 г. (г. Елец)

о . . в л с и и а п } И и з н ь “ До 10. таѳтся сытное удовлетвореніе потребностей желудка. II та­ кое счастье, „мѣщаисісос" счи­ тается чѣм'ь-то иош.іым ь, ииа- менным'і.. Такой іьи лил ь одиа- ко привился среди прііни.іле- гированных'ь классов'ь, ісото- {)і,ім'ь вольно утне{)ждать. Ч'ію „не об ь едином'ь х.тііб і; жим ь будетъ человѣкъ*-. ',)тимъ ба- ловнямь судьбы, не в і’.да- ющим ь ни в'ь чем'ь нужды, конм ь чувства пресыщенія жпвью бол'йе внакомо, неже­ ли чувство, солода, -им'ь то естѳственну' сі])вмиті,с>і и кч. высши.м'ь нстѳтическимъ на­ слажденіямъ ВТ. 'ЖИЗТШ. Гд-]'. исе мѣсто д.тя подобна со ро- ми "„ м інцаігь, іп.і не акаѳ.мь; для ии.іиоч'ы же характери- ^ стики „наіиих'Ь нулсдь** (мѣ- щанскихь) таісая ди'|)і>а бы- * ла бы весьма иоу чи ге.іъна, I’. к. свяаі. мея;ду нуисдой и иенросыпным'ь ііьянство.м ь не- со-мч'І'.нна, что бы там'ь ни со- вориліі медики о бо.сііаиеи- номь происхожденіи а.ткосо- лилма и о передаЧІІ атосо на- субнасо порока цо наслѣд- в'ь, такъ называемых'ь, ир и- ходоких'і. у чилищахь, сдѣ у ченіе безнлатно.Оказ і.іваѳтся, что при такой даже сравни- те.тьно неврлсокой платѣ за ученіе, іѵакоѳ установлено для с т в ѵ . да стре.м.іеніи въ жизни , н-ь сред'Ь за худа, іа со сословія .мЬ- щанскасо, для когрраѵо, в'ь настоящее время,сыта-я •.казнь, В'Ь обы.ченном'ь смысл' 1 '., явля­ ется пока недостіг.кимымь, ндеаломь! Отсюда понятно, Ч'і’О ну.кды и безпомощность м.'йщаи'ь В'Ь духонном'ь о'і’нб'' ніеніи не менТіе ве.іні:и, ч' 1 ;.мь въ мате}>іальномь. И мы ско- {сііе презирать будеміб ісуае- ческасо сынка, нрожисакнца- і'О жи.знг., сотни и тысячи ])ублей В'Ь ])азны.хь теіілыхь м'йстах'ь, не-Дхе.'ш осуѵкдать т'йх ь.'ЗііОмер гиецки іі ьяні.іх і,, хсоторых'ь чу гь-.іи не еячем І.- с-ячно бен!і]юси'іігная жизні. и безысходное і'оре соингь и засоияеть, у нас/ь иь Іѵіьцѣ, В'Ь .тГічебимцу д.ія алкосолп- ков'ь, Д.ІЯ иыт])езв.іеііія (С.м. Отчегь: ..Клеи. Л*Н). Ііа- іговъ между этнмиііесчасгны■ Памяти учителя. Г)ываю'і’ і. такія осеннія те.м- ныя, дождлиныя ночи. 1-дце с ь утра небо начиішегь заво- лакнваі ься темно-с Ьрыми доя:- .чеными об.іакамн. из'ь кото- ])ыхь, каічь бы нехотя, моро­ сить мелкій доікдь. Идегь он'ь тихо, медленно, и день бывает'ь мрачный, .хо.чодный. Но вотъ ііриходн'п, ночь, на- сту і іаеть темнота: стращная. безиросв'Іітнаи темнота. . . Ома все скоиывае'гь и нревра- щает'ь н'ь однн'ь ч'емн ый хаос ь Іі .'іищь с.чучайно б.іеснушііая звѣздочка 1 I 0 ка:к•ет■ь^ что и сре.чи ОТОЙ темноты есті, еще жизнь , есть еще люди. Н воть С})еди ОТОЙ ті^мы плетется тихо уста.чый иут- ннк'ь ои'і. л])оилсгь, оісі. заіхо- чѳн'іілъ, силы е.чу изм'ѣняють; всякій блескъ мерцающей ав'Ъздочки будн і ’і, В'Ь не.мч, надежду скоро доб[)аться ,чо жилья, скоро дождаться св'1;- та. а жи.чья все еще не ви.'і- * >ІС За ненозможностьк) для иасді статистически, т. е. сі. цифрами В'Ь руках'ь, выра- і 311ть отеиѳпь нужды м'Тицан- скасо сословія во вс'І'.хь ' опласч’ях'ь и сферахъ еі о Д'Ь- ' яте.чглтостп,обратимся к'ьо.'іно- му учрежденію, созданному у нась В'Ь. Е.'іьц'й, нь ннтере- сахь просвѣщенія, главнымь образ., м'йщанских'ь д'іітей. И нацдем'ь цифры, которыя го- воряч-'ь за себя сами. Цщ^])ы ОТИ НЬШуК.ЧО рИСуЮ'ТЬ ІІС'ШН- ное ііо.ложеиіе веи;ей, а ирю- тшгь цифр'ь спорить бэ-д-йе, Ч'йм'ь трудно. II лучшей н.ілю- ' стран.іи проводимой намн .мы­ сли у:ке вовее ае иотребуется. Сущес'і'вует'ь вь Елі.ц' 1 '. Го- ' родскоѳ училище — высшій тии'ь доступной, ио маі'еріаль- ным ь сообраиьеніямъ. м'йщаы- скнмь ;і,'Ьтямь шко.чы. Еон- тинген'гь учеников'ь 4(і0, из'ь і коих'ь 70 ",, (умеников'ь) изі. , м'йщаігь высшаго ранга, т. к. : д'Ьти іірочнх'ь мѣщан ь НИС- шаго ранга до.нкны ограни­ читься IIрохож.ченіем'ь ку|іса Городскоіо Училища,*): до .ЗО'Ѵі, учащихся ііынуждены просить об'ь освобожденіи оть платы; и проситель низко кла­ няется, даже въ ТОМЬ случаѣ, ічогда освобождаютч» на ыоло- вшіу, т. е. на 3 р. 7Г> коп. за У 2 года. ЕываІО'гь случаи осво­ божденія и на 1 руб. или на 2 руб., нсл'Іідствіе скудости средств'ь Училища, о кото­ ромъ р'Ьчь нде'гь. К'ь такой характериоі'ик'Ъ „м'Іицанскаго благоно.тучія“ добавлять, кнжв'тся, нечего: она достаточно рпсуе'ть сте­ пень благоооотоянія нашихь городскихъ м'йіцан'і. кысіыаго ранга. Любопытно при этомъ отм'ігтить, как'ь, кнким'ь обра­ зомъ и изъ какнхь ысточни- к'ов'ь черпаются с])едства для осиобоікденія отѣ платы б'йд ніійших'Ь ИЗ'Ь учениковъ. Су­ ществуетъ для этой ц'Іілн, при сказанномъ учи.іищі’* „ОЗіце ство П о с о б ія С р е д с т в а ио- сл'І.дияго составляются: от'ь Зѳмства-;Ю0 }іуб.; Городское самоуа}іавленіе: отъ 200—300 руб. и отъ ельчан'ь—■мецена- 'говь (т. е. покровителей на- род. ІІроов'Інцѳнія).... стыдно сказать: около 90 руб.! івь Ясное д'Ь.чо, что суммы этой 300+.30О-т9() р .=69о руб . хва ­ тило бы .чнніь НН о свобож д е ­ ніе 40 учеников'і., т. е. 10" „ вс'Ьх'ь учащихся , а т. к. иу:к- да м'йщаиская гонитъ и ,чого- няет'Ь, какъ выіиѳ мы вид'й- ли, до 30" „ просящихъ осво ­ божденія . то н приходится изыскивать ііобочных'ь путей: сііектаісль и -т. и. И тут'ь то мы встрѣчаемся с'ь весьма характери ым'ь яв.деніем'ь: предлагаете биле'гі> па спек ­ такль В'Ь по.чьзу б'іідпыхъ уче­ никовъ І'ородского Учи.'шща тому или иному именитому гра.к-данииу, изъ г|)аидовь, быть мо'жет'ь, зас'йдающих'ь вч. нашей верхней иа.іа'Г'й (Думѣ) , и. ІИ кому и.3'1. его сородичей .— н внемлете от- и'І'.ту: ..мы :ѵтим'ь не зани ­ маемся*-. Иоті, отношеніе къ нашему брату— м'ііщанину и къ нуждамъ наншм'ь! Пн- сь-о.чько но.тгому иѳуднви тѳ.чь- ію, что освободить отъ іі.ча- гы— и 'ТО н]щ громадныхъ усіі.чіях'ь—удаѳ'тся .тишь 12— 13" а остальных'ь?— гони вонь изъ училища! Сыраве.'і,- ливость ■требуетъ отм'йтить, что городъ, отпускающій на содержаніе училища 4300 руб. год'ь;) ч.іенскнми взносами. •) Іо руб.’въ годъ, значитъ 7 р. 5'і коп. за учебное полугодіе, что на дЬлЬ ока- зываетея чрезмѣрно высокой. (9 р. на каж,’і,аго ученика} и Госл'д. Казна—2500 руб. (.5 р. ■ на ѵчеи.). вмѣст'іі взятые 01 )л ег ча к) гг, род нте лю —м-іица- ^ инну его тя-ж’е.тую ношу бо- .тйе ч'іімь на ііо.іовііну,^ т. к. | отъ іі.'іаты ;;а ученье соби- і раетси 0 0 (м) руб., но этогь ^ фактъ са.м і. но себ'Ь. не дока- - Испомннаи 'гаіли осеннія ііочіі, я всномішл'ь очень ііо- хо:кую на эти ночи жіынь одного моего Д[)ѵга “Ѵчігте.ія. ■Онъ ОЬ большою охотою 1 ІИѴП-, ! вь іііко.іу II люби.ть ее. Сам'ь ;ОН'Ь бы.'іі, и.'Гі, к|іестьян'г. го- но, н не скоро нрог.'гя не т'ь :кнвпте. 1 ыюв с»іі.і нце. го ;іѵ-е у'І'.зда, гді'. н учил'ь и і'во врѳ.мя каніііѵул'ь работа.'ьь . дома: нахал'ь, косил'ь и нсію.д- , ня.д'ь вс'Ь другія домашнія работг.і. тіхпл'ь, какъ каза.іось со сто])оні.і—ничего. Во вре- .мя учебнаго пе])іода, онъ то- л:о занимался с'то.іярным'ь ре- мес.'юм'ь и этогь заработок'ь слуцшл'ь ему маленькнм ь нод- сігорьем'ь. Семья жила при ■ не.м'ь, пом'йщаяс'ь в'ь отведен­ ной для него -ма.'іеиі.кой ка- морк'Ь: комнатой назвать не.'іьзя. —Хорошо, что учігте.іынща ііогііснилась, говорил'ь онь, когда я, будучи однажды у него, ск.аза.’гь ему о но.мѣще-; нін:—а то плохо на кварти­ рѣ :кить. Л 'ТО и квартира -ХОТЯ и плохая, ио безплатная и ясена зарабатыиает'г,. слу- :ка ;;а сторо-.кнху. Гогда бы я не нст}гІ>ча.гь его. всег.іа он ь бы.гі, ялізне- ])а,-іостііый, веселый и нико­ гда не .Лавал ь сло.мнть себя гой трудной учн'те.іьской жи­ зни, которая .чо.маеть и ко- веркае'Т'ь .многи.ч ь... Оні> бы.гь тверд ь и бод|;о ніе.гь внеред ь. Как'ь-'то зимой В'Ь 1909 го­ ду, .мн’І; іірищ.'юсь пробыть у него дня три и за этн три дня мн' 1 ; нриінлось узнать много незавндііых'ь, тя:ке- лых'Ь О'тороігь учи'те.'іьской яліыни. И тоже.какь и многія, дума.ть, ч'то е.му :кіівется еще сносно, им'Ья побочный .'інра- бо'ток'ь, Но эти три дня нро- .ЛІ 1 . 1 И св'ііТ'ь на нсн) нера­ достную жизнь нашего учи­ теля вообще. 41 слыіігал'і. мно­ го яіа.'іоб'і.: н школа холод­ на, и жа.'іопаиія не хна'тае'тъ не то, что на м'йсяць, а и на ип.лм'І'.сяца, и что приходится ходить но м'йстнымь .іавоч- кам'ь н просить ..отпустить в ь долгъ" хл Ііба до получки. Когда же я заговори.гь о книгах ъ II :ку[)иалах'ь, то мой другъ, учитель, гь какок»-то гоііесгью сказал ъ: — [ ’.ЛІ- т у г ъ ж у р н а . і ы вы- ипсывать, когда І-.сть нечего. ^ Вот ъ ио.ірастаюгь .гі'.тн. что < буду сь ними діілать? Учить? ( --Н'І'.гь с[)едствь. оставить ( безъ образованія — не.’іьзя. ( Трудно ц;ч'ті.. Л скэлг.ко мнѣ іі[)ііііыось ішрежить го]иі— о.'іии 1 , Вог'ь змаёт'із. За 4 руб. въ міісяць цціл ь въ іііко.гі;, когда еще не пм іы ь свид іі- і тѳльства на званіе учителя. ( ГІодготавля.'іся самъ, такі. , какъ репетитора нанять бы.ло не начто. .Много силы н здо- * {ювья у тра'пі.'гь, но старался добиться, ц'Ьли—служить ніко- Л'й. II что же иолучіьгь за ВСІ1 эти труды?—голодъ, хо- .'ЮД'Ь, да т'Ъсиую каморку. Слона эти ііо])азиліі меня и я иѳ мог'ь найти слов'ь, чтобы у т'іішігть его, сказа'ть ему, ч'то мои:ет'ь быть яаізнь учите.ія улучшится и станетъ немно­ го сносн'Ье. 41 снд'Ьл'ь н мо.г- ча.ть. Да н что могъ сказать я е.му, когда он ь был ь нравъ? На мс'іі этн ;ка.'іобы я только и даль у'гЬшеніе, что обі;- ща.гь давать ему :курна.гь, который выписывалъ, но ко­ торымъ ему ііо.іі.:іон;ітьси іь'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz