Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)

Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)

27 мая 1989 г. в . « А т т «Щ О Е Н Л Ж З 'к Покушение на инициативу (Оконяаяие. Начало на 1-й стр.) как в его глазах сверкнул огонек настороженности и тревоги, заотя сам широко и довольно улыбается. — Как вам объяснить?— начинаю я. — Это надо для газеты, для наших читате­ лей, ваших же коллег-таиси- стов, работающих в других городах нашей области, да и вашего гПАТП. Они могут взять из вашего опыта что- то полезное для себя. — Если так. то —пожа­ луйста. Я второй месяц на хозрасчетном йодряде. — А что такое «хозрас­ четный подряд»?. — Это, когда я работаю самостоятельно. Я не при­ вязан к центральной дис- петчерск|ой. Они не говорят мне «езжай туда или в дру­ гое место». Я не хожу к ним отмечаться. И вообще, я сам себе хозяин. Куда хочу —. туда и еду, кого Хочу — то­ го и везу. У меня ненормиро- вгшный рабочий день. Мою работу никто не контроли­ рует. Могу уе.хать в Сочи. — Это хорошо? — А как вы думаете? Конечно, хор|ошо. — А как с доходами? — С доходами пока нор­ мально. — Околы^о должен сдать в месяц? — 800 с лишним. — Получается? — Должно получиться. — А больше можно? — Пять рублей сдаю. — Что, нет клиентов? — Слушай, начальник, что тебе нужно, что ты ко мне пристал? — вдруг з а ­ нервничал водитель. — Ска­ зал, пять рублей и все! — Не обижайся. Я же корреспондент и мне инте­ ресно выяснить все подроб­ ности организации и оплаты труда водителей. Пойми, это и для тебя важно разобрать­ ся во всей этой механике. Почему, например, пять руб­ лей сверх нормы сдаешь, а не больше — мне непонят­ но? . — Да ты что, начальник? У меня же завтра план под­ скочит. Нет уж, хватит и пяти рублей! — Что, ,на твой взгляд, в вашем ПАТП надо сде­ лать, чтобы вам лучше ра­ боталось, больше зарабаты­ валось? Е)сть там у вас ка- какие-то недостатки, которые не дают вам по-настоящему развернуться? — Это что, начальство критиковать? Нет, начальник, начнешь что-нибудь против руководства делать — не­ приятностей не оберешься. А я этого не хочу. Работать трудно будет. — Ну ладно. Не зйочешь — не говори. Скажи. как твоя фамилия. — И фамилию не скажу. — В чем дело, Саш? — опросил к т о ^ из водителей, стоявших группкой возле одной из машин. — Да вот начальник хоз­ расчетом интересуется. — А откуда он? — Да из нашего «Авто­ мобилиста». — Корреспондент что ли? — Да. — Пошли, ребята. Наш друг к нам пришел, — об­ ратился к водителям спра­ шивающий. Водители взяли меня в кольцо. Поинтересовались, какая забота привела меня к ним. А узнав, наперебой начали рассказывать о ' сво­ их проблемах. — Фамилии свш! будете назьшать? А то вот това­ рищ наотрез отказался. Го­ ворит: «Не х)очу ходить в мсагрых штанах». •— Будем, будем, — сра­ зу отоеталось несколько че­ ловек. Около двух часов продо.л- жалась моя беседа с Олегом Сергеевым, Е^гение.м Пропа- СТШ 1 ЫМ, Анатолием Черны­ шовым, Александром К < ^ я - ковым, Иваном Чеботаревым, Александром Шаповаловыми некоторыми другими. Бесе­ да получилась оживленной и, на мой взгляд, интересной. Л&е даже йоказалось, что если бы я не уходил с пло­ щади целый день, они бы це­ лый день рассказьшали мне о своем житье-бытье, потому как одни забирали клиентов и уезжали, а другие, освобо- дшшись, включались в про­ должение разговора. Особенно взволнованно го­ ворил Олег Сергеев. Это мо­ лодой человек, недавно вы­ шедший из ирмсомольского возраста. Он до сих пор не может спокойно говорить о том, как его обманул началь­ ник ПАТП В. С. Тонких. А дело в том. что Олег заго­ релся желанием получить автомашину в аренду, как он выражается, в чистую арен­ ду. Со своими мыслями при­ шел к руководству. Естест­ венно, подходящей машины не нашлось. Автопарк силь­ но изношен, обновляется ми­ зерными крохами, а те, что еще можно эксплуатировать, брошены на вьшолнение гос­ заказа по перевозкам пасса­ жиров. Но Олег нашел вы­ ход; он попросил старую «Волгу», которая прошла 650 тысяч километров и при­ шла как в физическую, так и моральную непригодность. Начальник дал сог.часие. И у Олега С ер г^в а закипела работа. Он ее подааривал, усиливал углы сопряжения, выправлял, шпаклевал, ла­ тал, красил, шлифовал, регу­ лировал тяги, подбирал шланги. Одним словом из развалюхи старался конфетку сделать. И сделал. Месяц ухлрпал, покоя не знал, руки по локоть в ссадинах и кро­ воподтеках, но сделал. Вью- нал из гаража, и все ахнули: «Волга» сверкала и свети­ лась- Страсть, одержимость, внутренний пыл Олега пере­ дались другим водителям. И они стали просить сломанные машины и принялись за их реанимацию. Но ни Олег Сергеев, ни другие водители и мысли не могли допустить, что тайно, из-'под тишка на их инициа­ тиву готовилось администра­ тивное лок^чпение: заключить договор на «чистую» аренду было отказано. Какое него­ дование охватило Олега. Он бегал, доказьшал, просил, йо его не слушали и не слыша­ ли. В отчаянии водитель со­ брался ехать в Москву и по­ пытаться там найти правду,, понимание, сочувствие, свое право, человеческое право ра­ ботать так, как хочет его ду­ ша. Но тут подключился отец и отговорил сына от этой по­ ездки. Прикусил губу Олег, замкнул свою душу на ам­ барный замок и. как говорят в таких случаях, смирился с постигшей суд ь ей . Сколько пришлось горьких уколов пе­ ренести от своих товарищей, насмешек, упреков. Правда, они были сочувствующими. Но не сладкими. ЕЗдинствен- ное, что удалось добиться Олегу, так это работать без напарника. — Если бы с напарником. — говорит О. Сергеев, — я не знаю, чтобы сделал с со- во& или машиной. И вот теперь Олег работа­ ет по хозрасчетному подря­ ду. Сдает ежемесячно около рублей выручки. А ведь могли бы эту автомашин^', как многие доугие, порезать автогеном и сдать в металло­ лом. —Об этом, как меня обма нули, обязательно напишите, — просил Олег Сергеев, -г- Пусть все знают, какие у нас порядки. А дорядки, порой, дейст­ вительно странные. Все во­ дители рассказывали, что за дни болезни в нормальньи предприятиях и организациях рабочему выплачивают ко.м- пенсацию по социальному страхованию, а в ПАТП-2 во­ дители, находясь на боль­ ничном листе, сами платят предприятию по «полтин­ нику в день». Пол-, тинник в переводе на нор­ мальный язык означает 50 рублей. Так вот, тебе по больничному листку 5—7 рублей в день, а ты в это время 50 рублей в день в кассу предприятия. — Попробуй, возрази. Или с работы слетишь, или на ремонте шплинта не полу­ чишь, — гудели водители. И пошло, как говорится, и по­ ехало. Вспомнили, что води­ тель Алексей Подосенов вы­ писал на свою автомашину две новые покрышки и две с наварными протекторами. Так потом с него удержали 140 рублей. И пришел в семью работник с 40 рубля­ ми в кармане. Скажите, можно на та­ кую сумму месяц кормить семью? — спрашивали так­ систы. И снова вопрос; — А почему нам говорят, что если -МЫ возьмем арен­ ду, то нас уволят с предори- ятия? То есть, имы будем пла­ тить арендный налог, и на этом связь наша с предприя­ тием кончается. А где же стоять на профсоюзном, пар­ тийном или комсомольском учете, кто будет оплачивать больничный лист, кому пла­ тить взносы? Вопросы, вопросы, водро. сы... Откуда они берутся? А во­ зникают недоразумения там, где нет совсем или находится в аморфном состоянии разъ­ яснительная и воспитатель­ ная работа. Договора на хоз­ расчетный или как его еще называют арендный подряд заключают без изучения и обсуждения каждого его пун­ кта. Ведь стоило мне связать­ ся с начальником планово­ экономического отдела А. П. Мищенко, как стало ясно, что за время болезни продолжи­ тельностью до недели, как это оговорено договором на подряд, ежедневный взнос до­ ходов отодвигается на позд­ ний срок. Общая сумма дохо­ дов может быть восстановле­ на за рабочие дни после бо­ лезни. .Е^^ли же водитель бо­ леет больше недели, то план корректируется в сторону его снижения. Можно было най­ ти обш,ий язык и по другим волнующим вопрюсам. Одна­ ко «е стремятся к этому на­ ши большие и маленькие ру­ ководители, чтобы в цоллек- тивах не возникали негатив­ ные трения. Тем более не­ простителен обман. В заключение остается до­ бавить, что мнения водите­ лей, как и автора этих строк, могут не совпадать с мнени­ ем администрации. Гласность есть гласность. « В. и н д ю х о в . о т РЕДАКЦИИ. Когда ма­ териал был подготовлен к печати, мы связались по те­ лефону с директором ПАТП- 2 В. С. Тонких и сообщили ему о поднимаемых водите­ лями вопросах. Он ноясннд, что с О. Сергеевым действ»- тельно был разговор об аре­ нде. «Но с меня требуют до­ ходы. госзаказ, пробег, вы­ пуск на линию н целый ряд Других показате.тей. Поэтому не мог.чи мы отдать машину в аренду. Оста.чьные вопросы закреплены в договоре. При полученнн машин для яопЬл- кення парка Олег станет пер­ вым арекд 81 Чфом 1 >. Комсомолец, бывший яовя^кктершщвовв.’шет, тана]» Эдуард Иванников — одвх ка лучших ив в|юфееевв а ЦАТП-г. Фото С. ДМИТРИЕВА. О ЛЮДЯХ труда НАДЕЖНОСТЬ Ну что, в самом деле, ге­ роического в ежедневном до­ бросовестном труде? Что вер­ но. то верно, никаких подаи- гов Ейшолай Васильевич Кравчук, о котором и дойдет речь, не совершал. Он — один из многих. Про таких уважительно говорят: труже­ ник. И ^е -таки есть в этом человеке, полжиэни прорабо­ тавшем в автонолонне № 1)498, какая-то особая черта, отличающая его от других. Какой-то особый та­ лант, благодаря которому спорится в его руках любое дело. Портрет Николая Василь­ евича — постоянно на Дос­ ке Почета. Возглавляемая нм бригада № 1 — хорошо спло­ ченный коллектив. И не му­ дрено; водители в коллекти­ ве опытные. У каждого за гшечами не менее десяти лет работы на предприятии. По­ рядок здесь такой: каждый отвечает за всех и все за каждого. Плохая работа од­ ного, бьет по карману всех остальных. Благодаря этому, казалось -бы, нехитрому пра­ вилу бригада стабильно вы­ полняет производственный план много лет подряд. Ес­ ли кто-то подводит, с ним поговорит сам бригадир спо­ койно, доброжелательно, без крика и ругани. Постарается убедить, помочь, если нужно. Пьяницы же и прогульщики здесь долго не задерживают­ ся. Особенно ревностно сле­ дят в коллекшве за состоя­ нием техники. На недавне® техосмотре все одиннадцать машин из бригады Кравчука получили отличную оценку. За руль первого своего МАЗа Николай Васильевич сел в 1964 году, когда пос­ ле службы в армии решил не возвращаться в Житомирскую область, откуда он родом, а работать в Жшецке по ком­ сомольской путевке. В то время полным ходом разво­ рачивалось строительство Нсжолипецкого металлущи- ческого завода и каждые ра­ бочие руки были на счету. Нелегко иа первых лорах приходилось молодым води- телямь Да и условия были не те. ‘ПО сейчас. Все автож)- зяйство выглядело примерно так; открытая площадка, об­ несенная земляным валом. В центре строительный ва­ гончик. Электричество не бы- .10 проведено, воду приходи­ лось возить издалека. Не ис­ пугали трудности молодого водителя. Не уехал, обосно­ вался в Липецке, обзавелся семьей, короче говоря, пус­ тил глубокие корни. В семь­ десят втором Николай пост.у- пил в местный филиал Горь­ ковского автодорожного тех­ никума. И опять время рас­ писано по часам — днем де­ сять—пятнадцать рейсов на грузовике, вечером—лекции, р ^ е р а т ы , курсовые. С тех пор набегала машина Н. В. Кравчука, по словам началь­ ника отряда, ни много ни мало — миллион километров. Капитальный ремонт прово­ дил Николай Васильевич дважды. В мастерск.ую не от­ давал ^ своими руками пе­ ребирал автомобиль, что на­ зывается «до винтика». Не раз предлагали Н. В. Кравчуку перейти на руково­ дящую работу. И образование есть, и опыт — мог бы стать механиком или начальником отряда. Но Николай Василь­ евич с этим не спешит. Счи­ тает, что каждый необходим на своем месте. К том.у же жалко расстгшаться с новень­ ким МАЗом, которым Мини­ стерство автотранспорта пре­ мировало его четыре года назаД: — Николай Васильевич — человек очень дисциплиниро­ ванный, надежный, — рас­ сказывает начальник отряда В. С. Скабелкин. — Быть мо­ жет и не существ,ует незаме­ нимых, но без Николая Ва­ сильевича нам обойтись бы­ ло бы нелегко. Мы с ним еще в шестидесятых начи­ нали, я знаю, что говорю... В. ЕВСИН, наш нештатный корреспондент.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz