Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)
27 мая 1989 г. в . « А т т «Щ О Е Н Л Ж З 'к Покушение на инициативу (Оконяаяие. Начало на 1-й стр.) как в его глазах сверкнул огонек настороженности и тревоги, заотя сам широко и довольно улыбается. — Как вам объяснить?— начинаю я. — Это надо для газеты, для наших читате лей, ваших же коллег-таиси- стов, работающих в других городах нашей области, да и вашего гПАТП. Они могут взять из вашего опыта что- то полезное для себя. — Если так. то —пожа луйста. Я второй месяц на хозрасчетном йодряде. — А что такое «хозрас четный подряд»?. — Это, когда я работаю самостоятельно. Я не при вязан к центральной дис- петчерск|ой. Они не говорят мне «езжай туда или в дру гое место». Я не хожу к ним отмечаться. И вообще, я сам себе хозяин. Куда хочу —. туда и еду, кого Хочу — то го и везу. У меня ненормиро- вгшный рабочий день. Мою работу никто не контроли рует. Могу уе.хать в Сочи. — Это хорошо? — А как вы думаете? Конечно, хор|ошо. — А как с доходами? — С доходами пока нор мально. — Околы^о должен сдать в месяц? — 800 с лишним. — Получается? — Должно получиться. — А больше можно? — Пять рублей сдаю. — Что, нет клиентов? — Слушай, начальник, что тебе нужно, что ты ко мне пристал? — вдруг з а нервничал водитель. — Ска зал, пять рублей и все! — Не обижайся. Я же корреспондент и мне инте ресно выяснить все подроб ности организации и оплаты труда водителей. Пойми, это и для тебя важно разобрать ся во всей этой механике. Почему, например, пять руб лей сверх нормы сдаешь, а не больше — мне непонят но? . — Да ты что, начальник? У меня же завтра план под скочит. Нет уж, хватит и пяти рублей! — Что, ,на твой взгляд, в вашем ПАТП надо сде лать, чтобы вам лучше ра боталось, больше зарабаты валось? Е)сть там у вас ка- какие-то недостатки, которые не дают вам по-настоящему развернуться? — Это что, начальство критиковать? Нет, начальник, начнешь что-нибудь против руководства делать — не приятностей не оберешься. А я этого не хочу. Работать трудно будет. — Ну ладно. Не зйочешь — не говори. Скажи. как твоя фамилия. — И фамилию не скажу. — В чем дело, Саш? — опросил к т о ^ из водителей, стоявших группкой возле одной из машин. — Да вот начальник хоз расчетом интересуется. — А откуда он? — Да из нашего «Авто мобилиста». — Корреспондент что ли? — Да. — Пошли, ребята. Наш друг к нам пришел, — об ратился к водителям спра шивающий. Водители взяли меня в кольцо. Поинтересовались, какая забота привела меня к ним. А узнав, наперебой начали рассказывать о ' сво их проблемах. — Фамилии свш! будете назьшать? А то вот това рищ наотрез отказался. Го ворит: «Не х)очу ходить в мсагрых штанах». •— Будем, будем, — сра зу отоеталось несколько че ловек. Около двух часов продо.л- жалась моя беседа с Олегом Сергеевым, Е^гение.м Пропа- СТШ 1 ЫМ, Анатолием Черны шовым, Александром К < ^ я - ковым, Иваном Чеботаревым, Александром Шаповаловыми некоторыми другими. Бесе да получилась оживленной и, на мой взгляд, интересной. Л&е даже йоказалось, что если бы я не уходил с пло щади целый день, они бы це лый день рассказьшали мне о своем житье-бытье, потому как одни забирали клиентов и уезжали, а другие, освобо- дшшись, включались в про должение разговора. Особенно взволнованно го ворил Олег Сергеев. Это мо лодой человек, недавно вы шедший из ирмсомольского возраста. Он до сих пор не может спокойно говорить о том, как его обманул началь ник ПАТП В. С. Тонких. А дело в том. что Олег заго релся желанием получить автомашину в аренду, как он выражается, в чистую арен ду. Со своими мыслями при шел к руководству. Естест венно, подходящей машины не нашлось. Автопарк силь но изношен, обновляется ми зерными крохами, а те, что еще можно эксплуатировать, брошены на вьшолнение гос заказа по перевозкам пасса жиров. Но Олег нашел вы ход; он попросил старую «Волгу», которая прошла 650 тысяч километров и при шла как в физическую, так и моральную непригодность. Начальник дал сог.часие. И у Олега С ер г^в а закипела работа. Он ее подааривал, усиливал углы сопряжения, выправлял, шпаклевал, ла тал, красил, шлифовал, регу лировал тяги, подбирал шланги. Одним словом из развалюхи старался конфетку сделать. И сделал. Месяц ухлрпал, покоя не знал, руки по локоть в ссадинах и кро воподтеках, но сделал. Вью- нал из гаража, и все ахнули: «Волга» сверкала и свети лась- Страсть, одержимость, внутренний пыл Олега пере дались другим водителям. И они стали просить сломанные машины и принялись за их реанимацию. Но ни Олег Сергеев, ни другие водители и мысли не могли допустить, что тайно, из-'под тишка на их инициа тиву готовилось администра тивное лок^чпение: заключить договор на «чистую» аренду было отказано. Какое него дование охватило Олега. Он бегал, доказьшал, просил, йо его не слушали и не слыша ли. В отчаянии водитель со брался ехать в Москву и по пытаться там найти правду,, понимание, сочувствие, свое право, человеческое право ра ботать так, как хочет его ду ша. Но тут подключился отец и отговорил сына от этой по ездки. Прикусил губу Олег, замкнул свою душу на ам барный замок и. как говорят в таких случаях, смирился с постигшей суд ь ей . Сколько пришлось горьких уколов пе ренести от своих товарищей, насмешек, упреков. Правда, они были сочувствующими. Но не сладкими. ЕЗдинствен- ное, что удалось добиться Олегу, так это работать без напарника. — Если бы с напарником. — говорит О. Сергеев, — я не знаю, чтобы сделал с со- во& или машиной. И вот теперь Олег работа ет по хозрасчетному подря ду. Сдает ежемесячно около рублей выручки. А ведь могли бы эту автомашин^', как многие доугие, порезать автогеном и сдать в металло лом. —Об этом, как меня обма нули, обязательно напишите, — просил Олег Сергеев, -г- Пусть все знают, какие у нас порядки. А дорядки, порой, дейст вительно странные. Все во дители рассказывали, что за дни болезни в нормальньи предприятиях и организациях рабочему выплачивают ко.м- пенсацию по социальному страхованию, а в ПАТП-2 во дители, находясь на боль ничном листе, сами платят предприятию по «полтин нику в день». Пол-, тинник в переводе на нор мальный язык означает 50 рублей. Так вот, тебе по больничному листку 5—7 рублей в день, а ты в это время 50 рублей в день в кассу предприятия. — Попробуй, возрази. Или с работы слетишь, или на ремонте шплинта не полу чишь, — гудели водители. И пошло, как говорится, и по ехало. Вспомнили, что води тель Алексей Подосенов вы писал на свою автомашину две новые покрышки и две с наварными протекторами. Так потом с него удержали 140 рублей. И пришел в семью работник с 40 рубля ми в кармане. Скажите, можно на та кую сумму месяц кормить семью? — спрашивали так систы. И снова вопрос; — А почему нам говорят, что если -МЫ возьмем арен ду, то нас уволят с предори- ятия? То есть, имы будем пла тить арендный налог, и на этом связь наша с предприя тием кончается. А где же стоять на профсоюзном, пар тийном или комсомольском учете, кто будет оплачивать больничный лист, кому пла тить взносы? Вопросы, вопросы, водро. сы... Откуда они берутся? А во зникают недоразумения там, где нет совсем или находится в аморфном состоянии разъ яснительная и воспитатель ная работа. Договора на хоз расчетный или как его еще называют арендный подряд заключают без изучения и обсуждения каждого его пун кта. Ведь стоило мне связать ся с начальником планово экономического отдела А. П. Мищенко, как стало ясно, что за время болезни продолжи тельностью до недели, как это оговорено договором на подряд, ежедневный взнос до ходов отодвигается на позд ний срок. Общая сумма дохо дов может быть восстановле на за рабочие дни после бо лезни. .Е^^ли же водитель бо леет больше недели, то план корректируется в сторону его снижения. Можно было най ти обш,ий язык и по другим волнующим вопрюсам. Одна ко «е стремятся к этому на ши большие и маленькие ру ководители, чтобы в цоллек- тивах не возникали негатив ные трения. Тем более не простителен обман. В заключение остается до бавить, что мнения водите лей, как и автора этих строк, могут не совпадать с мнени ем администрации. Гласность есть гласность. « В. и н д ю х о в . о т РЕДАКЦИИ. Когда ма териал был подготовлен к печати, мы связались по те лефону с директором ПАТП- 2 В. С. Тонких и сообщили ему о поднимаемых водите лями вопросах. Он ноясннд, что с О. Сергеевым действ»- тельно был разговор об аре нде. «Но с меня требуют до ходы. госзаказ, пробег, вы пуск на линию н целый ряд Других показате.тей. Поэтому не мог.чи мы отдать машину в аренду. Оста.чьные вопросы закреплены в договоре. При полученнн машин для яопЬл- кення парка Олег станет пер вым арекд 81 Чфом 1 >. Комсомолец, бывший яовя^кктершщвовв.’шет, тана]» Эдуард Иванников — одвх ка лучших ив в|юфееевв а ЦАТП-г. Фото С. ДМИТРИЕВА. О ЛЮДЯХ труда НАДЕЖНОСТЬ Ну что, в самом деле, ге роического в ежедневном до бросовестном труде? Что вер но. то верно, никаких подаи- гов Ейшолай Васильевич Кравчук, о котором и дойдет речь, не совершал. Он — один из многих. Про таких уважительно говорят: труже ник. И ^е -таки есть в этом человеке, полжиэни прорабо тавшем в автонолонне № 1)498, какая-то особая черта, отличающая его от других. Какой-то особый та лант, благодаря которому спорится в его руках любое дело. Портрет Николая Василь евича — постоянно на Дос ке Почета. Возглавляемая нм бригада № 1 — хорошо спло ченный коллектив. И не му дрено; водители в коллекти ве опытные. У каждого за гшечами не менее десяти лет работы на предприятии. По рядок здесь такой: каждый отвечает за всех и все за каждого. Плохая работа од ного, бьет по карману всех остальных. Благодаря этому, казалось -бы, нехитрому пра вилу бригада стабильно вы полняет производственный план много лет подряд. Ес ли кто-то подводит, с ним поговорит сам бригадир спо койно, доброжелательно, без крика и ругани. Постарается убедить, помочь, если нужно. Пьяницы же и прогульщики здесь долго не задерживают ся. Особенно ревностно сле дят в коллекшве за состоя нием техники. На недавне® техосмотре все одиннадцать машин из бригады Кравчука получили отличную оценку. За руль первого своего МАЗа Николай Васильевич сел в 1964 году, когда пос ле службы в армии решил не возвращаться в Житомирскую область, откуда он родом, а работать в Жшецке по ком сомольской путевке. В то время полным ходом разво рачивалось строительство Нсжолипецкого металлущи- ческого завода и каждые ра бочие руки были на счету. Нелегко иа первых лорах приходилось молодым води- телямь Да и условия были не те. ‘ПО сейчас. Все автож)- зяйство выглядело примерно так; открытая площадка, об несенная земляным валом. В центре строительный ва гончик. Электричество не бы- .10 проведено, воду приходи лось возить издалека. Не ис пугали трудности молодого водителя. Не уехал, обосно вался в Липецке, обзавелся семьей, короче говоря, пус тил глубокие корни. В семь десят втором Николай пост.у- пил в местный филиал Горь ковского автодорожного тех никума. И опять время рас писано по часам — днем де сять—пятнадцать рейсов на грузовике, вечером—лекции, р ^ е р а т ы , курсовые. С тех пор набегала машина Н. В. Кравчука, по словам началь ника отряда, ни много ни мало — миллион километров. Капитальный ремонт прово дил Николай Васильевич дважды. В мастерск.ую не от давал ^ своими руками пе ребирал автомобиль, что на зывается «до винтика». Не раз предлагали Н. В. Кравчуку перейти на руково дящую работу. И образование есть, и опыт — мог бы стать механиком или начальником отряда. Но Николай Василь евич с этим не спешит. Счи тает, что каждый необходим на своем месте. К том.у же жалко расстгшаться с новень ким МАЗом, которым Мини стерство автотранспорта пре мировало его четыре года назаД: — Николай Васильевич — человек очень дисциплиниро ванный, надежный, — рас сказывает начальник отряда В. С. Скабелкин. — Быть мо жет и не существ,ует незаме нимых, но без Николая Ва сильевича нам обойтись бы ло бы нелегко. Мы с ним еще в шестидесятых начи нали, я знаю, что говорю... В. ЕВСИН, наш нештатный корреспондент.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz