Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)
2 «АВТОМОБИЛИСТ» 20 мая 1989 г. Школа: по пути перестройки Представляя сегодня для обсуждения отчет отдела на родного образования о ходе реализации школьной ре формы в Октябрьском райо не г. Липецка, считаю необ ходимым вкратце напомнить некоторые сведения об уч реждениях роно и развитии Их сети с момента образова ния района — с ноября 1985 года. В наследство от Со ветского и Левобережного районов нам перешли 9 средних, 4 восьмилетних, 2 начальных дневных общеоб разовательных школы, 1 спец школа-интернат для слепых и слабовидящих детей, 2 средние школы работающей молодежи, всего одно вне школьное учреждение — Дом пионеров поселка трак торостроителей, а также 33 детских комбината, сада, яслей различных ведомств — всего 52 учреждения. За четыре последующих года сеть воспитательных реждений претерпела суще ственные изменения как в связи с ростом молодого рай она, так и в связи с реали зацией решений партии и правительства по перестройке всей системы образования. К числу первых следует от нести ввод двух школьных зданий, рассчитанных на 1176 мест каждая. На карте района в результате появи лись средние школы № 42, № 64, 1 сентября их число пополняет сш. № 66, № 68 в 20-м и 23-м микрорайонах, а также маленькая по нашим привычным масштабам типо вая средняя школа .\ь 67 на 152 ^-ченических места в под собном хозяйстве ПО ЛТЗ Правда, в 1987 годе попала в зону реконструкции вось милетняя школа 26 и район лишился 250 учебных мест. Внушительной по числу является прибавка новых ти повых зданий детских садов. Вот новые номера дошколь ных учреждений: 135, 137 построены 1)1400111 гор исполкома, №]Ч19 68, 133.136 НЛМК. Кроме того, в веде ние роно переданы ясли X? 11 горздравотдела. К числу преобразований сети, о которых я подробнее расскажу чуть позже, отно сится открытие районного УПК на базе бывшей вось милетней школы № 3 9 , спе циальной школы выравнива ния, образования двух вне школьных >шреждений: стан ции юных натуралистов и станции юных техников. Кро ме того, Б соответствии с ре организацией высших орга нов управления на уровне Союза и республики, отделу народного образования в на стоящее время вменяется управ.дение учреждениями бывшей системы профтехоб разования. В нашем районе это шесть ОПТУ. ^Итак, к настоящему вре мени число учреждений на родного образования возрос ло с 52 до 68, число воспи танников с 2^0<10 ло 32000, педагогов с 2050 до 3300 и рмководителей учреждений с 75 до 120 человек. -г Вопросы материальной ба зы обучения и воспитания, вероятно, уже набили всем оско.мину. ■Нами они подни мались и продолжают под ниматься на всех сессиях и заседаниях исполко.ма, пле нумах и встречах в РК КПСС, педагогических кон ференциях и т. д. и т. п. В пись.мах, отчетах, официаль ных и неофициальных встре чах, беседах мы представля ем свои расчеты, прогнозы по поводу надвигающихся то В' одно.м, то в другом микро районе трехс.менны.х занятии. Нельзя сказать, что все это было впустую: тревога за обеспеченность ученкчески.\га мсста.ми в нашем районе ста ла, наконец, общей для пар- 26 мая во Дворце культуры и техни ки ЛТЗ состоится очередная сессия Ок тябрьского районного Совета народ ных депутатов, на которой .будет обо бщен отчет отдела народногб образо вания райисполкома о ходе реализации школьной реформы в районе. Предст авляя читателям тезисы доклада, рай исполком надеется, что они выскажут свои замечания по этому вопросу. ' Предложения и замечания просьба направлять в Октябрьский райиспол ком и редакцию газеты ' «Автомоби- , лист». ; тииных и советских органов района и города. Мы отлично понимаем, что за один-два года пробле мы не решить, однако все ли действительно делалось и де.лается для ее решения? А между тем реальность такова: в текущем- году в три смены занимаются шко лы №№ 42, 63, 66. В новом учебном году на «трехсмен ку» перейдут №№ 17, 21, 45, а также к 1 января опять 63, 66, а возможно и 42, 68. Балансирует между двумя и тремя сменами школа № 64. Две школы в год — это не решение проблемы, тем бо лее, что строятся они в ос новном в новых районах. При этом удивляет позиция не только строителей, но и гороно, управления народно го образования, продолжают считать проектным число по садочных мест 1176 или 960, когда уже 4 года идет сокращение на 1/4 предель ной наполняемости классов. А это.^в свою очередь силь но дезориентирует организа ции области, планирующие школьное строительство. Столь подробно останав ливаться на проблеме .\шени- ческих мест нас сегодня за ставляет с одной стороны ту пик в ее решении, с другой — 'за ней тянется очень длинная цепь проблем, свя занных с реализацией основ ного требования школьной реформы: повысить, качество образования и воспитания, обеспечить высокий научный уровень преподавания каж дого предмета устранить пе регрузки, обеспечить углуб ленное из^шение интересую щих школьников дисциплин и т. д. Да_ к тому же перей ти на одиннадцатилетний срок обучения. И все же определенные успехи в совершенствовании материальной базы школ в районе имеются. Пополни- .■тась база обучения и воспи тания за счет открытия в. 198Ь—89 учебно.м году двух дисплейных классов: в рай онном УИК и в сш. 64. В 19«У—90 уч. году таких классов будет три — район ный У1Ш установит еще один такой класс. Таким образом, .мы реализуе.м требование ре формы об обучении старше классников основам инфор матики и электронновычисли тельной техники на .машин ной основе. С целью стимулирования сшителей на создание базь; преподавания предметов роно и методкабинет про водят смотры учебных каби нетов. . обобщают опыт и по ощряют лучших. В целом же эта работа находится не на должной высоте. Особенно, если про вести смотр по конкретным предмета.м: истории и обще ствоведению, ИЗО. .музыке, био.тогии, географии, и т. д. Здесь, конечно, сказался непринципиальный подход и руководителей школ и, в первую очередь, отдела к оценке деятельности педаго гов йрн проведении аттеста ции. Не располагаем мы и опытом пропаганды рацио нальной организации тр\'Да педагогов. Большие трудно сти вызывает распростране ние опытных пособий, дидак тического материала из-,за отсттствия множите.тыюй техники. Правда, одну из объеь-гив- ных причин :здесь все-таки следует назвать. Это шести летки! Для них и во имя их ликвидирован в школах не один кабинет. Пере.чод же на одиннадцатилетнин срок обучения (с шести лет1 является одним из требова ний рефор.мы. Осуществить его предполагалось постепен но, начиная с 198о—86 учеб ного года по мере создания над.лежащих ттловнй и до 1992 года. Работникам отде ла, руководителям школ, пе дагогам приходится вести огромную пропагандистск.ую работу среди .населения, а также работников дошколь ных учреждений. К сожале нию, медицина не только не стала в этом деле нашим союзником, но оказалась в лагере самых ярых против ников. хотя условия об,уче- ния шестилетних первоклас сников отличаются от обуче ния детей подготовительной группы детского сада разве только тем, что в классе де тей не более 30, а в груп пах Их списочный состав часто переваливает за 40,, а то и за 50. Следующее требование ре формы ,в реализации кото рой виделась панацея от всех болезней общества сра зу и на которое продолжают еще, уповать — это «Школа — центр активной воспита тельной работы в микрорай оне». Не подкрепленное ни какими правовыми актами, материальными затратами, рассчитанное лишь на ис полнительность руководите лей школ и энтузиазм педа гогов, оно с самого начала было обречено. Несмотря на это сил и вре.мени для его выполнения было затрачено немало. С 1 сентября 1987 года •мы добились образования двух очень важных воспита-' те.тьных заведений: СЮН, СЮТ, И хотя работают они вообще в немыслимых с ма териальной точки зрения ус ловиях, как, кстати, и Дом пионеров, в текущем учеб ном году критиками вне- школьньЬс учреждений о.хва- чено 2800 школьников про тив 1400 Б 1985—86 г. Все это ■еще- раз подтвер ждает необходимость вложе ния допо.лнительных средств и строительства спецна.тьных объектов для занятий досу говой деятелностью подрост ков да и их родителей. Ос новной объем жи.лья строит ся в нашем районе. Заказ чики — НЛМК, ПО ЛТЗ, д е к свои основные объекты соц 10 ’льтбыта — сосредота чивают однако по месту рас положения или в. зонах от дыха.. К примеру, наше го ловное предприятие ПО ЛТЗ похоже не собирается рас- прострнять сеть культурных, спортивных учреждений за пределы поселка. Хотя жи телей здесь становится все меньше, а новые микрорайо ны раст\т в Правобережье. То же са.мое можно сказать и об автотрансе, мясокомби нате, гормолзаводе. Бани, са- ^••ны, коттеджи в сосновом лесу — это, конечно, состав ляет ; законнею. гордость предприятий. Однако не ме нее важно проявить заботу о трудящихся но месту прожи вания. Не-в полной м е р е во мно гих ШКО.таХ НС1ШЛЬЗ\10ТСЯ воз.можностн с о т р у д н и ч е с т в а с базовыми предприятиями, не везде и не всегда р а ц и о нально ис 1 ю.ть:зуется имею щееся спортивное оборудо вание, школьных территорий, ОПТУ, спортивных ■ залов. Связь отдела народного об разования с районным ком сомолом остается чисто сим волической. Одна из важнейших состав ных реформы — вов-лечение детей и подростков к учас тию в общественно полез ном, то есть нужном людям, производительном труде. Ста вилась задача и ранней про фессиональной подготовки. В соответствии с этим об щественно полезным трудом в нашем районе охвачены все уч-ся 2— 10 классов, т. е. более 17 тысяч детей. Еще три года назад на предориятиях района было создано 212 рабочих мест для уч-ся 9 — 10 классов по 17 профессиям. С тех пор ни одного места дополни тельно к имеющимся не по лучили. В настоящее время старшеклассники за исклю чением 10 школы проходят начальное профессиональное обучение на этих местах. А трудностей в сохране нии мест и качественном их улучшении огромное множе ство. Все более высокие тре бования предъявляются к. технике безопасности, ^мет производимой продукции про- ^ изводится по иным расцен кам, нежели взрослым рабо чим, мала заинтересован ность предприятий в обес печении работой \-чащихся, особенно при переходе пред приятий на .хозрасчет. И все-таки недопустимо ста вить уч-ся на подсобные низ кооплачиваемые и ничего не прибавляющие к получа емой .квалификации работы, как это практикуют ДСК и трест «Липецкетрой». 11 средних школ в :«ом учебном год\- заключили до говор о совместной работе с базовыми или иными пред приятиями города и области, заработав на уроках произ водительного труда около 16 тысяч рублей. Вместе с тем, проблемы налаженного производитель ного труда остаются. Доброе начинание ПО ЛТЗ по предо ставлению ребятам объектов труда не нашло поддержки на других предприятиях рай она. Поэтому выбор заказов, особенно в школах правобе режной части слишком огра ничен. Вторая проблема, ме. шающая вьшуску дефицит ных швейных изделий для дошколят ■— отсутствие швейных машин. В-третьих, школы испытывают значи тельные трудности с приоб ретением древесины, тканей и других материалов. С наступлением-лета у работников народного обра зования наступает и новый ■клубок забот. Что касается огромного большинства школьников, то они будут охвачены городскими и за городными лагерями, лаге рями труда и отдыха, в стро ительных и ремонтных бри гадах, в работе по благоуст ройству закрепленных тер риторий. Однако все понимают, что отдельньТе подростки нужда ются в особом внимании именно в каникулярное вре мя. Это наши педаюпгчески запущ,енные и дети из мало обеспеченных семей. И ка кие бы %'снлия по црнвлече- ■иик) Их в школьные дворы л спортзалы ни прилагать, ■какие бы мероприятия не составлять, занять их собст венными силами школы не смогут^ Увлечь этих ребят можно ^либо работой на производст ве, либо организацией спе циальных лагерей спортивно- трудового направления. К сожалению, последний подоб ный лагерь под руководст вом й при участии сущест вовал в 1987 г. Что касает ся летнего трудоустройства, то разница между спросом и предложением растет в гео метрической прогрессии. Так, если летом прошлого года на предприятиях трудились •380 «подростков, то в этом году для них предусмотрено всего' 192 места. А желаю щих трудиться насчитывает ся более 400 человек. Февральский (1988 г.) Пленум ЦК КПСС, как уже |всем известно, подвел итоги деятельности школы по реа лизации реформы, осудил ее декларативный характер, при нял постановление по ее кар динальному изменению с по зиции процессов начавшейся демократизации всего обще ства. Последовавший затем Всесоюзный съезд педагогов иаконец-то определил реаль ное состояние нашего обра зования и показал: сложив шиеся стереотипы в народ ном образовании, проявление авторитарности как внутри системы, так и со стороны советских, партийных орга нов могут и ^ 10 лжны быть преодолены, и прежде всего на местах. Большая работа ведется и еще большую предстоит сде лать по формированию у руководителей и воспитате лей самостоятельности и творчества. Не всегда еще в педагогических коллективах делают грамотный анализ работы как своей, так и коллектива. Стремление вы полнить указания без учета своих возможностей -приво дит к формализму, безду шию, к разного рода нару шениям, что вскрывают про верки, которые проводятся регулярно инспекторским от делом совместно с общест венностью. Смотры зон безопасности движения, спортивных и иг ровых площадок, проверки питания, подготовки к се зонным мероприядаям помо гают руководителям и работ кам д/садов посмотреть опыт лучших, избавиться от сво их недостатков. Конечно это не всегда решение пробле мы, и поэтому приходится прибегать и к администра тивным воздействиям на ру ководителей, не обеспечиваю щих должного порядка. Отдел народного образова ния по дошкольному вос питанию уже с этого года начал р а ^ т у по обучению руководящих кадров анализу своей работы и работы кол лектива, был проведен семи нар по организации диагно стирования пед. кадров. С целью улучшения качества подготовленности детей до школьного возраста проводит ся тематическая проверка, в состав комиссии входят пред ставители школ и д/садов. Что уже даже без большого анализа, который предстоит сделать, показал необходи мость такого сотрудничества школы и дошкольных уч реждений. Но наряду с проб лемами, которые решаются, есть и то, что не удается: а именно работа с неблагопо лучными Ьемьями, не на должном уровне организа ция работы творческих групп, да и вопрос преемст венности, именно действен ной, пока решается слабо, часто остается формальным. Не изжит формализм, заор- ганизованность, методисту необходимо чаще бывать в детских садах, пропаганди ровать опыт работы лучших дошкольных учреждений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz