Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)

Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)

2 «АВТОМОБИЛИСТ» 20 мая 1989 г. Школа: по пути перестройки Представляя сегодня для обсуждения отчет отдела на­ родного образования о ходе реализации школьной ре­ формы в Октябрьском райо­ не г. Липецка, считаю необ­ ходимым вкратце напомнить некоторые сведения об уч­ реждениях роно и развитии Их сети с момента образова­ ния района — с ноября 1985 года. В наследство от Со­ ветского и Левобережного районов нам перешли 9 средних, 4 восьмилетних, 2 начальных дневных общеоб­ разовательных школы, 1 спец­ школа-интернат для слепых и слабовидящих детей, 2 средние школы работающей молодежи, всего одно вне­ школьное учреждение — Дом пионеров поселка трак­ торостроителей, а также 33 детских комбината, сада, яслей различных ведомств — всего 52 учреждения. За четыре последующих года сеть воспитательных реждений претерпела суще­ ственные изменения как в связи с ростом молодого рай­ она, так и в связи с реали­ зацией решений партии и правительства по перестройке всей системы образования. К числу первых следует от­ нести ввод двух школьных зданий, рассчитанных на 1176 мест каждая. На карте района в результате появи­ лись средние школы № 42, № 64, 1 сентября их число пополняет сш. № 66, № 68 в 20-м и 23-м микрорайонах, а также маленькая по нашим привычным масштабам типо­ вая средняя школа .\ь 67 на 152 ^-ченических места в под­ собном хозяйстве ПО ЛТЗ Правда, в 1987 годе попала в зону реконструкции вось­ милетняя школа 26 и район лишился 250 учебных мест. Внушительной по числу является прибавка новых ти­ повых зданий детских садов. Вот новые номера дошколь­ ных учреждений: 135, 137 построены 1)1400111 гор­ исполкома, №]Ч19 68, 133.136 НЛМК. Кроме того, в веде­ ние роно переданы ясли X? 11 горздравотдела. К числу преобразований сети, о которых я подробнее расскажу чуть позже, отно­ сится открытие районного УПК на базе бывшей вось­ милетней школы № 3 9 , спе­ циальной школы выравнива­ ния, образования двух вне­ школьных >шреждений: стан­ ции юных натуралистов и станции юных техников. Кро­ ме того, Б соответствии с ре­ организацией высших орга­ нов управления на уровне Союза и республики, отделу народного образования в на­ стоящее время вменяется управ.дение учреждениями бывшей системы профтехоб­ разования. В нашем районе это шесть ОПТУ. ^Итак, к настоящему вре­ мени число учреждений на­ родного образования возрос­ ло с 52 до 68, число воспи­ танников с 2^0<10 ло 32000, педагогов с 2050 до 3300 и рмководителей учреждений с 75 до 120 человек. -г Вопросы материальной ба­ зы обучения и воспитания, вероятно, уже набили всем оско.мину. ■Нами они подни­ мались и продолжают под­ ниматься на всех сессиях и заседаниях исполко.ма, пле­ нумах и встречах в РК КПСС, педагогических кон­ ференциях и т. д. и т. п. В пись.мах, отчетах, официаль­ ных и неофициальных встре­ чах, беседах мы представля­ ем свои расчеты, прогнозы по поводу надвигающихся то В' одно.м, то в другом микро­ районе трехс.менны.х занятии. Нельзя сказать, что все это было впустую: тревога за обеспеченность ученкчески.\га мсста.ми в нашем районе ста­ ла, наконец, общей для пар- 26 мая во Дворце культуры и техни­ ки ЛТЗ состоится очередная сессия Ок­ тябрьского районного Совета народ­ ных депутатов, на которой .будет обо­ бщен отчет отдела народногб образо­ вания райисполкома о ходе реализации школьной реформы в районе. Предст­ авляя читателям тезисы доклада, рай­ исполком надеется, что они выскажут свои замечания по этому вопросу. ' Предложения и замечания просьба направлять в Октябрьский райиспол­ ком и редакцию газеты ' «Автомоби- , лист». ; тииных и советских органов района и города. Мы отлично понимаем, что за один-два года пробле­ мы не решить, однако все ли действительно делалось и де.лается для ее решения? А между тем реальность такова: в текущем- году в три смены занимаются шко­ лы №№ 42, 63, 66. В новом учебном году на «трехсмен­ ку» перейдут №№ 17, 21, 45, а также к 1 января опять 63, 66, а возможно и 42, 68. Балансирует между двумя и тремя сменами школа № 64. Две школы в год — это не решение проблемы, тем бо­ лее, что строятся они в ос­ новном в новых районах. При этом удивляет позиция не только строителей, но и гороно, управления народно­ го образования, продолжают считать проектным число по­ садочных мест 1176 или 960, когда уже 4 года идет сокращение на 1/4 предель­ ной наполняемости классов. А это.^в свою очередь силь­ но дезориентирует организа­ ции области, планирующие школьное строительство. Столь подробно останав­ ливаться на проблеме .\шени- ческих мест нас сегодня за­ ставляет с одной стороны ту­ пик в ее решении, с другой — 'за ней тянется очень длинная цепь проблем, свя­ занных с реализацией основ­ ного требования школьной реформы: повысить, качество образования и воспитания, обеспечить высокий научный уровень преподавания каж­ дого предмета устранить пе­ регрузки, обеспечить углуб­ ленное из^шение интересую­ щих школьников дисциплин и т. д. Да_ к тому же перей­ ти на одиннадцатилетний срок обучения. И все же определенные успехи в совершенствовании материальной базы школ в районе имеются. Пополни- .■тась база обучения и воспи­ тания за счет открытия в. 198Ь—89 учебно.м году двух дисплейных классов: в рай­ онном УИК и в сш. 64. В 19«У—90 уч. году таких классов будет три — район­ ный У1Ш установит еще один такой класс. Таким образом, .мы реализуе.м требование ре­ формы об обучении старше­ классников основам инфор­ матики и электронновычисли­ тельной техники на .машин­ ной основе. С целью стимулирования сшителей на создание базь; преподавания предметов роно и методкабинет про­ водят смотры учебных каби­ нетов. . обобщают опыт и по­ ощряют лучших. В целом же эта работа находится не на должной высоте. Особенно, если про­ вести смотр по конкретным предмета.м: истории и обще­ ствоведению, ИЗО. .музыке, био.тогии, географии, и т. д. Здесь, конечно, сказался непринципиальный подход и руководителей школ и, в первую очередь, отдела к оценке деятельности педаго­ гов йрн проведении аттеста­ ции. Не располагаем мы и опытом пропаганды рацио­ нальной организации тр\'Да педагогов. Большие трудно­ сти вызывает распростране­ ние опытных пособий, дидак­ тического материала из-,за отсттствия множите.тыюй техники. Правда, одну из объеь-гив- ных причин :здесь все-таки следует назвать. Это шести­ летки! Для них и во имя их ликвидирован в школах не один кабинет. Пере.чод же на одиннадцатилетнин срок обучения (с шести лет1 является одним из требова­ ний рефор.мы. Осуществить его предполагалось постепен­ но, начиная с 198о—86 учеб­ ного года по мере создания над.лежащих ттловнй и до 1992 года. Работникам отде­ ла, руководителям школ, пе­ дагогам приходится вести огромную пропагандистск.ую работу среди .населения, а также работников дошколь­ ных учреждений. К сожале­ нию, медицина не только не стала в этом деле нашим союзником, но оказалась в лагере самых ярых против­ ников. хотя условия об,уче- ния шестилетних первоклас­ сников отличаются от обуче­ ния детей подготовительной группы детского сада разве только тем, что в классе де­ тей не более 30, а в груп­ пах Их списочный состав часто переваливает за 40,, а то и за 50. Следующее требование ре­ формы ,в реализации кото­ рой виделась панацея от всех болезней общества сра­ зу и на которое продолжают еще, уповать — это «Школа — центр активной воспита­ тельной работы в микрорай­ оне». Не подкрепленное ни­ какими правовыми актами, материальными затратами, рассчитанное лишь на ис­ полнительность руководите­ лей школ и энтузиазм педа­ гогов, оно с самого начала было обречено. Несмотря на это сил и вре.мени для его выполнения было затрачено немало. С 1 сентября 1987 года •мы добились образования двух очень важных воспита-' те.тьных заведений: СЮН, СЮТ, И хотя работают они вообще в немыслимых с ма­ териальной точки зрения ус­ ловиях, как, кстати, и Дом пионеров, в текущем учеб­ ном году критиками вне- школьньЬс учреждений о.хва- чено 2800 школьников про­ тив 1400 Б 1985—86 г. Все это ■еще- раз подтвер­ ждает необходимость вложе­ ния допо.лнительных средств и строительства спецна.тьных объектов для занятий досу­ говой деятелностью подрост­ ков да и их родителей. Ос­ новной объем жи.лья строит­ ся в нашем районе. Заказ­ чики — НЛМК, ПО ЛТЗ, д е к свои основные объекты соц 10 ’льтбыта — сосредота­ чивают однако по месту рас­ положения или в. зонах от­ дыха.. К примеру, наше го­ ловное предприятие ПО ЛТЗ похоже не собирается рас- прострнять сеть культурных, спортивных учреждений за пределы поселка. Хотя жи­ телей здесь становится все меньше, а новые микрорайо­ ны раст\т в Правобережье. То же са.мое можно сказать и об автотрансе, мясокомби­ нате, гормолзаводе. Бани, са- ^••ны, коттеджи в сосновом лесу — это, конечно, состав­ ляет ; законнею. гордость предприятий. Однако не ме­ нее важно проявить заботу о трудящихся но месту прожи­ вания. Не-в полной м е р е во мно­ гих ШКО.таХ НС1ШЛЬЗ\10ТСЯ воз.можностн с о т р у д н и ч е с т в а с базовыми предприятиями, не везде и не всегда р а ц и о ­ нально ис 1 ю.ть:зуется имею­ щееся спортивное оборудо­ вание, школьных территорий, ОПТУ, спортивных ■ залов. Связь отдела народного об­ разования с районным ком­ сомолом остается чисто сим­ волической. Одна из важнейших состав­ ных реформы — вов-лечение детей и подростков к учас­ тию в общественно полез­ ном, то есть нужном людям, производительном труде. Ста­ вилась задача и ранней про­ фессиональной подготовки. В соответствии с этим об­ щественно полезным трудом в нашем районе охвачены все уч-ся 2— 10 классов, т. е. более 17 тысяч детей. Еще три года назад на предориятиях района было создано 212 рабочих мест для уч-ся 9 — 10 классов по 17 профессиям. С тех пор ни одного места дополни­ тельно к имеющимся не по­ лучили. В настоящее время старшеклассники за исклю­ чением 10 школы проходят начальное профессиональное обучение на этих местах. А трудностей в сохране­ нии мест и качественном их улучшении огромное множе­ ство. Все более высокие тре­ бования предъявляются к. технике безопасности, ^мет производимой продукции про- ^ изводится по иным расцен­ кам, нежели взрослым рабо­ чим, мала заинтересован­ ность предприятий в обес­ печении работой \-чащихся, особенно при переходе пред­ приятий на .хозрасчет. И все-таки недопустимо ста­ вить уч-ся на подсобные низ­ кооплачиваемые и ничего не прибавляющие к получа­ емой .квалификации работы, как это практикуют ДСК и трест «Липецкетрой». 11 средних школ в :«ом учебном год\- заключили до­ говор о совместной работе с базовыми или иными пред­ приятиями города и области, заработав на уроках произ­ водительного труда около 16 тысяч рублей. Вместе с тем, проблемы налаженного производитель­ ного труда остаются. Доброе начинание ПО ЛТЗ по предо­ ставлению ребятам объектов труда не нашло поддержки на других предприятиях рай­ она. Поэтому выбор заказов, особенно в школах правобе­ режной части слишком огра­ ничен. Вторая проблема, ме. шающая вьшуску дефицит­ ных швейных изделий для дошколят ■— отсутствие швейных машин. В-третьих, школы испытывают значи­ тельные трудности с приоб­ ретением древесины, тканей и других материалов. С наступлением-лета у работников народного обра­ зования наступает и новый ■клубок забот. Что касается огромного большинства школьников, то они будут охвачены городскими и за­ городными лагерями, лаге­ рями труда и отдыха, в стро­ ительных и ремонтных бри­ гадах, в работе по благоуст­ ройству закрепленных тер­ риторий. Однако все понимают, что отдельньТе подростки нужда­ ются в особом внимании именно в каникулярное вре­ мя. Это наши педаюпгчески запущ,енные и дети из мало­ обеспеченных семей. И ка­ кие бы %'снлия по црнвлече- ■иик) Их в школьные дворы л спортзалы ни прилагать, ■какие бы мероприятия не составлять, занять их собст­ венными силами школы не смогут^ Увлечь этих ребят можно ^либо работой на производст­ ве, либо организацией спе­ циальных лагерей спортивно- трудового направления. К сожалению, последний подоб­ ный лагерь под руководст­ вом й при участии сущест­ вовал в 1987 г. Что касает­ ся летнего трудоустройства, то разница между спросом и предложением растет в гео­ метрической прогрессии. Так, если летом прошлого года на предприятиях трудились •380 «подростков, то в этом году для них предусмотрено всего' 192 места. А желаю­ щих трудиться насчитывает­ ся более 400 человек. Февральский (1988 г.) Пленум ЦК КПСС, как уже |всем известно, подвел итоги деятельности школы по реа­ лизации реформы, осудил ее декларативный характер, при­ нял постановление по ее кар­ динальному изменению с по­ зиции процессов начавшейся демократизации всего обще­ ства. Последовавший затем Всесоюзный съезд педагогов иаконец-то определил реаль­ ное состояние нашего обра­ зования и показал: сложив­ шиеся стереотипы в народ­ ном образовании, проявление авторитарности как внутри системы, так и со стороны советских, партийных орга­ нов могут и ^ 10 лжны быть преодолены, и прежде всего на местах. Большая работа ведется и еще большую предстоит сде­ лать по формированию у руководителей и воспитате­ лей самостоятельности и творчества. Не всегда еще в педагогических коллективах делают грамотный анализ работы как своей, так и коллектива. Стремление вы­ полнить указания без учета своих возможностей -приво­ дит к формализму, безду­ шию, к разного рода нару­ шениям, что вскрывают про­ верки, которые проводятся регулярно инспекторским от­ делом совместно с общест­ венностью. Смотры зон безопасности движения, спортивных и иг­ ровых площадок, проверки питания, подготовки к се­ зонным мероприядаям помо­ гают руководителям и работ­ кам д/садов посмотреть опыт лучших, избавиться от сво­ их недостатков. Конечно это не всегда решение пробле­ мы, и поэтому приходится прибегать и к администра­ тивным воздействиям на ру­ ководителей, не обеспечиваю­ щих должного порядка. Отдел народного образова­ ния по дошкольному вос­ питанию уже с этого года начал р а ^ т у по обучению руководящих кадров анализу своей работы и работы кол­ лектива, был проведен семи­ нар по организации диагно­ стирования пед. кадров. С целью улучшения качества подготовленности детей до­ школьного возраста проводит­ ся тематическая проверка, в состав комиссии входят пред­ ставители школ и д/садов. Что уже даже без большого анализа, который предстоит сделать, показал необходи­ мость такого сотрудничества школы и дошкольных уч­ реждений. Но наряду с проб­ лемами, которые решаются, есть и то, что не удается: а именно работа с неблагопо­ лучными Ьемьями, не на должном уровне организа­ ция работы творческих групп, да и вопрос преемст­ венности, именно действен­ ной, пока решается слабо, часто остается формальным. Не изжит формализм, заор- ганизованность, методисту необходимо чаще бывать в детских садах, пропаганди­ ровать опыт работы лучших дошкольных учреждений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz