Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)
2. «АВТОМОБИЛИСТ» 14 января 1989 г. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ В. М. Ситников, пропаган дист комсомольской учебы ав токолонны № 1414. В постановленин ЦК 1ШСС о перестройке системы поли тической и экономической уче бы трудящихся рекомендова но осуществить и перестройку комсомольской политической учебы. В современных услови ях она призвана формировать у юношей и девушек комму нистическое мировоззрение, вы сокие моральные качества. Я — пропагандист в системе комсомольской учебы с 1980 года. Должен сказать, что, к сожалению, у нас не все полу чается так, как хотелось бы. Коллектив у нас самый моло дой — из 876 работающих 50 процентов в возрасте до 30 лет. Но молодежь наша пас сивна, нет инициативы, чувст ва ответственности в учебе. Партийная, профсоюзная н комсомольская оргаиизации ав- ТОКО.ТОННЫ стремятся добить ся, чтобы каждый пропаган дист был не только просвети телем, но и воспитателем, орга низатором людей. Практика работы показала, что решение таких задач более доступно пропагандистам из числа руко водящих кадров, коммунистам, имеющим высшее образование и опыт работы с людьми. Понимая, что успех дела прежде всего зависит от руко водителей политических заня тий, партийная организация автоколонны постоянно рабо- -тает над проблемой повыше ния ролй комсомольской поли тической учебы в воспитании высокой общественно-политиче ской активности слушателей. Важное место в этом отво дится подготовке пропаган дистов в области теории идео логической работы. В системе подготовки кадров пропаган дистов, включающей в себя обучение в университете марк сизма-ленинизма, периодичес кую их подготовку, плановую ежемесячную учебу в Доме политического просвещения, на семинарах РК КПСС, особое внимание уделяется вопросам теории и практики эффектив ности комсомольской учебы. В повышении общественно- политической активности про пагандисты используют разно образные формы и методы. Прежде всего метод практи ческих заданий. Многолетние наблюдения показывают, что практические задания — наи более эффективный метод по вышения общественно-полити ческой активности слушателей. Другим важным моментом повышения активности слуша телей стала подготовка ими докладо®, рефератов, выступ ление с ними в трудовых кол лективах. Слушатели готовили рефераты с оформлением на глядной агитации. Цель рефе ратов СОСТОИТ- в том, чтобы активизировать внимашне ком сомольцев к изучению теории, углубить Их знания по акту альным проблемам теории и политики партии, выработать умение анализировать, выра жать свои мысли. Качество ре фератов постоянно улучшается. Нужно отметить, что из 28 вы- полнеиных рефератов 21 тесно связаны С жизнью автоколон ны. В заключение хочу сказать, чтобы мы меньше проводили совещаний, заседаний, а как можно больше делали. И . . А. Никулин, секретарь партбюро автоколонны № 1415. Постановление ЦК КПСС о перестройке системы поли тической и экономической уче бы трудящихся дало новое направление современному со стоянию идеологической, вос питательной работы. Уходят.в прошлое такие примеры, как парадность, шумиха, стремление к грандиозным процентам охвата обучакнцнх- ся. Но и сейчас еще встречают ся черты старого, отжившего. Как уже сообщалось в нашей газете, 28 де кабря 1988 года состоялось собрание партий ного актива ТПО «Липецкавтотранс», на ко тором были рассмотрены задачи по перестрой ке работы в системе марксистско-ленинского образования. Сегодня мы публикуем выступления участ ников собрания. Я говорю о той большой ар мии агитаторов, политинфор маторов, пропагандистов, ко торая по существу бездейству ет, хотя добросовестно зафик сирована в .многочисленных от четах, В нашей автоколонне такой актив насчитывает око ло сотни. В последнее время появи лись новые формы идеологиче ской работы — это информа ционно-пропагандистские груп пы. руководители предприятий стали проводить идеологиче ские оперативки и так далее. Но отдача оказалась незначи тельной. Поэтому и сегодня приходится возвращаться к знакомым нам вопросам, го ворить о задачах и целях аги таторов, перестраивать систе му патитпросвещения, нагляд ной агитацн» На заседаниях бюро, как, наверное, и во всех парторганизациях, были ут верждены пропагандисты по литшкол и политинформаторов, совет по экономическому об разованию. И если с экономи ческим образованием более или менее стало ясно, то с по литическим мы топчемся на месте. Пропагандистов прихо дится убеждать в необходимо сти проведения занятий. А уж об агитаторах и политинфор маторах и говорить не прихо дится. Поэтому предложение райкома КПСС о реорганиза ции системы патитобразования представляется целесообраз ным: передача функций агита торов руководителям предпри ятий, которые непосредствен но контактируют со своими подчиненными. А. А. Фролов, пропагандист экономической учебы АК № 1143. При переходе предприятий на работу в новых условиях хозяйствования — самоокупае мость, самофинансирование и полный хозяйственный расчет большое место занимает воп рос экономического образова ния трудящихся. Рабочий дол жен знать, что заработал за день, какую сумму доходов он несет в предприятие, какие суммы отчисляются н куда, как идет начисление заработ ной платы, что надо сделать, чтобы максимальная отдача от труда дала максимальную фи нансовую отдачу предприятию. В автоколонне состоялось заседание партийного бюро, на котором принято решение про водить экономическую учебу по двум направлениям: это — школа социалистического хо зяйствования и экономические семинары. Издан приказ о создании совета по экономическому об разованию под руководством главного инженера В. Н. Куз нецова. В него входит 9 человек главных специалистов. Задачи совета — оказание методиче ской и практической помощи в проведении занятий. В этом же приказе оговорены темЫ лекций, ответственные за про ведение лекции И семинаров. Для более полного охвата слушателей занятия проводят ся по подразделениям. Их про водят руководители подразде лений. Наиболее эффшстивно и доходчиво занятия проходят по бригадам. Но у нас слабое материаль ное обеспечение, в частности, нет технических средств. Во время-занятий хорошо бы при менять диапозитивы,-слайды н т. д. О. А. Дыльченко, пропаган дист комплексной политшко лы ПАТП-3. Я являюсь пропагандистом, руководителем комплексной политшколы. К началу нового 1988—89 учебного года в сис теме партийной политической учебы у нас на предприятии был издан приказ, в котором определены ответственные за прбведние занятий, список слу шателей. Очень помогла конференция пролагандистов, организован ная Октябрьским райкомом КПСС совместно с парткабине том ТПО «Лнпецкавтотранс». На ней шел живой, деловой разговор по совершенствованию учебного и воспитательного процесса и обмен опытом ра боты лучших .пропагандистов. Мне хотелось бы внести пред ложение, чтобы по окончании учебного года вновь собрали всех пропагандистов с целью подведения итогов работы на каждом предприятии в системе партийной учебы. Думаю, что полиа от этого была бы не малая. Я считаю, что партбюро, парткабинет ТПО «Липецкавто- трано избрали правильную форму подготовки про.паган- дистов — проводятся семинар ские занятия, на которые при глашаются- преподаватели Ли пецкого пединститута, лекторы из общества «Знание», на се-- минарах предлагаются про граммы и учебные, планы изу чаемого предмета, тематика практических занятий и т. д. ЕЙ:е это помогает пропагандис там. В заключение хочу внести ряд предложений. Партбюро и парткабинету «Липецкавто- транса» следует подумать о проведении в будущем году показательных занятий в систе ме политучебы. Для этого мож но выбрать предприятие, где наиболее сильны и опытны пропагашдистские кадры и при гласить на эти занятия пропа гандистов с других цредприя- тий об-ьединения. Второй вопрос — для- улуч шения прие.мов, средств, ис пользуемых на заня-гнях, нам необходимо сейчас ие -только изучение первоисточииков, ли тературы по актуальным воп росам, но и наглядные средст ва, диафильмы, плакаты. В этом вопросе парткабинет должен нам помочь. Н. К. Корсак, председатель экономического совета. Те изменения, которые про исходят в нашем обществе, требуют безусловно особого подхода к эошномической уче бе во всех трудовых коллек тивах. Вопрос экономического обу чения — особый вопрос. В прошлом году был объявлен экономический всеобуч и, ду маю, его надо продолжать в этом году с тем, чтобы изу чить вопрос перехода авто предприятий на .внутрихозяйст венный расчет и арендный под ряд. Ряд наших предприятий уже в этом году начинает ра ботать на внутрихозяйствен ном расчете. Мы сейчас про буем его внедрить в Елецком ПОРА и автоколонне № 1Р43, готовится в этом году ра ботать по новой форме орга низации труда и объединение авто-техобслуживания. Интересный опыт работы внедрен на пассажирском предприятии № 2. У них 16 во дителей работают на аренде. И этот .метод оправдал себя. Производительность труда у водителей, которые работа ют на этой форме, повысилась на 20 процентов по сравнению с другими и соответственно зарплата поднялась на 15—-20 процентов. Этот вариант тре бует пристального внимания и в других коллективах. Если в целом по объедине нию первая модель хозрасче та не ссвсем оправдала себя, так как опа еще не явилась противозатратной, но все-таки есть улучшения и по произво дительности труда и росту прибыли. Сейчас по решению министерства планируется пе реход на коллективный под ряд, внутрихозяйственный рас-, чет и арендный подряд всех трудовых коллекти вов. И это требует больших усилий от всех трудящихся, экономических служб, от со ветов по экономическому об разованию, В связи с этим тут говори лось о недостатках в работе советов. В прошлом году на мечалось много мероприятий по экономическому 'Всеобучу. Эти мероприятия мы ра зр а^ - гали, довели до вас в надеж де, что положение резко ис правится, «о, к сожалению, процент охвата намного ниже сейчас, намного хуже'посеща емость занятий. Готовясь к партийно-хозяй ственному активу, мы выявили много недостатков. Прежде всего, экономической учебой кз-д. охватить все коллективы, на это нас нацеливают поста новления . партии и правитель ства. 1,адо соединить произ водственное обучение с эконо мическим. А у нас производ ственное обучение само по себе, экономическое — само по себе. Если экономическую учебу со единить с производственной по 40-часовой программе — это был бы какой-то выход. Но в каждом . предприятии выход должен быть свой. О материальной базе эконо мической учебы. На полови не предприятий нет ни каби нета, ни уголка для стенда иа экономические темы. Надо на каждом предприятии "иметь хотя бы уголок экономических знаний. Сейчас они просто не обходимы. Этот вопрос мы ставили еще в прошлом году, однако наше посещение пред приятий показало, что сдвигов произошло мало. Ведь есть на каждом предприятии красный уголок, можно там отвести ме сто для стенда экономических знаний. Мы говорим о том, как важ но подобрать преподавателей для экономической учебы. Про пагандистом может быть лю бой, но преподавателем дол жен быть только специалист в своем деле. И, наверное, эту работу они должны проводить не только на одном энтузиаз ме, а должна быть материаль ная заинтересованность. Поло жение вам разослано, вы дол жны его подработать, и . пре- лодаватмям надо .платить. На некоторых предприятиях в одну школу собрали и ин- женерно-технических работни ков, и рабочих. Это неверно. Для ИТР обучение должно производиться по одной про грамме, для рабочих — по дру гой. Я обращаюсь ко всем руко водителям предприятий: ' воп рос ответственности за прове дение экономической учебы возложен на администрацию, и заниматься ей надо вплотную. Н. С. Трепалин, пропаган дист комплексной школы ПОГА-1. > Как и л других организаци ях, на заседании партийного бюро я был утвержден замес тителем пропагандиста школы научного коммунизма. И как историку по образованию, и как политработнику по служ бе, мне было доверено вести занятия в этой школе. Состав группы мне достал ся пестрый и по возрасту, и по образованшо: по возрасту от 30 до 60 лет, по образова нию — от начального до выс- - шего. Все они коммунисты, прюшли хорошую жизненную школу. Проводить занятия и трудно и иитере' 1 . 0 , но у ме ня есть помснцникн — пропа гандисты, которые могут от ветить на разные вопросы. Но очень бывает трудно . соб рать водателей, занятых в рей сах, а таких 50 процентов, слушателей. Поэтому приходит ся тратить дополнительное вре мя на дачу им индивидуаль ных заданий, но другой фор мы обучения я пока не нашел. А этот индивидуальный метод не дает того результата, ко торый бывает на занятиях в выступлениях, дискуссиях. Слабые знания у нас в эко номической подготовке. На втором занятии был задан воп рос: «Почему у нас на соци альное развитие, в частности, строительство квартир остает ся 16 тысяч рублей, а в мини стерство отчисляется 53 про цента»? Это очень больной вопрос. И я лично на него от вет не нашел даже в Законе о . трудовом коллективе. Ю. П. Канищев, директор Дома политического просвеще ния обкома КПСС. Нам сейчас, идеологам, сложно стало работать. Ес ли раньше аудитория дремала, то теперь жизнь «е дает спо койно сидеть на месте. Идео- , логическая работа не должна отставать от требований се годняшнего дня. Чтобы ее луч ше и эффективнее сделать, мы я собрались здесь. Шел заин тересованный, принципиальный разговор, как ее ул^шить во всех предприятиях. Сегодня на до было больше говорить о формах пропагандистской ра боты, что и как у кого полу чается, о самой технологии этой работы. Это наша ахил лесова пята. Мы привыкли обращать вни мание на большие аудитории, а методики индивидуальной работы нет. Дом политическо го просвещения этим страда ет. А вот у вас др'угая мето дика работы. Предыдущие ораторы выступали и говорили, что трудно всех собрать из-за разъездного характера работы. Вам нужно развивать индивиг. дуальную форму обучения, а партийный комитет должен ее контролировать. Сложно стало работать и потому, ■что народ получает много информации о положе нии дел в стране, мире. ■Но когда бываешь на занятиях, то пораж 1 аешься, как слабо слушатели разбираются в иде ологии. Почему? Наверное, не отлажена система информации, просто нет такой системы. Нужно, чтобы каждый кол лектив был центром идеологи ческой икфорамцни, должен стать кабинетом политическо го просвещения. Надо, чтобг? каждый рабочий знал, как сработало объединение, был в курсе всех новостей, экономи чески грамотен. Задача работников Дома по литпросвещения — научить пропагандиста работать, но нет уверенности, что организуемые нами курсы всех удовлетворя ют. Пропагандистом надо ро диться, это должно быть по требностью человека. Главное в подборе пропагандистских кадров — это Их заинтересо ванность в своей работе. По мощь а их подготовке О'казы- вает и университет марксизма- ленинизма. Я бывал в капиталистиче ских странах и убедился, на сколько экономически грамо тен там рабочий, он знает, сколько он заработал, считает деньги до цента. Я не уве рен, что наш рабочий знает. Из чего складывается зарпла та, как поднять ее. На это на целивает нас экономическое образование. Надо научить людей считать государственные деньги, а мы не привыкли счи тать свои — сдачу нередко в магазинах не пересчитываем. Надо руководителям строго, со всей серьезностью отнес тись к производственно-эконо- мическаму образованию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz