Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)
25 марта 1989 г. 3. сАВТОМОБНЛИСТ». А ДОРОГА БЕЖИТ ПОД КОЛЕСА.. Рассказы о ветеранах труда Редко кто видел на груди Егора Филшшовича Худина медаль «Ветеран труда». А награда очень даже заслужен ная. Более двадцати лет работает в ПАТП-3 водителем ав тобуса Е. Ф. Худин. ^ это время перевез десятга тысяч пассажиров и ни когда не опаздывал в рейс. Развое случалось в дороге: н прокол колеса, и отскочивший камень разобьет лобовое стекло. Но вот чтобы застучал даигатель или вышел из строя задний мост, такого не бывало. А секрет здесь прост — тп^тельно проводит техобслуживание автобуса Егор Филиппович. Вот и не случаются технические поломки в пути. В^А СНИМКЕ: Е. Ф. Х у д и л . Фото С. ДМИТРИЕВА. Письмо В редакцию «Заяц» поневоле Странные и непонятные ве щи зачастую происходят на ро^дском пассаясирском тран спЪрте Липецка. Мне не раз доводилось наблюдать это. поскольку по личным обстоя тельствам постоянно бываю в областном центре, езжу на автобусах по маршрутам № 2 и № 12. Наблюдал такие вот карти ны. В автобусе бездействуют кассы, есть лишь компостеры. Но у водителя не всегда име ются в продаже абонемент ные билеты. Приходится «за нимать» у кого-то. просить продать абонемент у других пассажиров... А если так не получиться? Но это еще полбеды. Бьша- ет и наоборот: кассы действу ют, ню нет в салоне компо стеров и негде « пробить» абонементный билет. Тут не- сколько проще, ибо пять копеек почтщ у каждого най дется. Но вот недавно, 10 февра ля, наблюдался оригиналышгй по своей курьезности момент. Здесь вообще не было выхода из положения. 7 часов утра. Около цент рального рьшка,'на остановке три автобуса маршрута № 12. Но все стоят мертво на при коле. А пассажиры нервни чают в ожидании, и это по нятно: они спешат на работу. Наконец-то двери одного из автобусов (№89—24) распа хиваются, люди устремляют ся в салон. Трогаемся. Воз никает нелсюкая картина с оплатой проезда. Обе кассы не работают: заткнуты скру ченными в жгут газетами. Значит, надо использовать абонементные талоны? У од них они были в запасе, другие приобрели Их у ^йдаателя — за 50 копеек десять штук. Но негде было закомпостиро вать билеты: в салоне ни од ного компостера... Так и ехали в этот час пас- •сажиры якобы «зайЕЩМи». Переживали люди, вошюва- лись. И совесть мучит, да и внушающая надпись: «За без билетный проезд штраф 3 рубля» — тоже тревожит. Подобный момент бьш и раньше. Только в том случае у водителя не было в прода же талонов, в салсже отсут ствовала касса. И тогда пас сажиры просто-напросто, что бы хоть очистить совесть, пе редавали деньги водителю. Дабы он стал свидетелем то- ю,что пассажиры Не хотят быть «зайцами». Что это? Перестройка в ра боте пассажирского транспор та? Как бьшо поступить, если в Нсцпем случае встретился контролер? Люди же не ви новаты, что стали «зайцами» неизвестно пб чьей воле. А. ХАУСТОВ, с. Доброе. Их называют дальнобойщи ками. Терминология, как сами понимаете, военная. Но они ни какого отношения ни к армии, ни к воеиному делу не имеют. Они сугубо мирные водители большегрузных автомашин, а чаще всето автопоездов, кото рыми доставляют народнохо- зяйственяые грузы на очень большие расстояния. Потому и прозвали их дальнобойщшсами. Эти люди чем-то сродни путе- шествеиникам, туристам, кочев никам. Кабина автомашины для них походная палатка, шатер, родной очаг, столовая, спаль ня, комната отдыха... — Вы больше напоминаете цыганский табор. Сегодня здесь а завтра уже в другом месте. — Нет, — возражает Иван Сергеевич Сычев. — Цыгане всей родней кочуют. А мы ог- шельникиюдиночни, ни брата, ни свата рядом. ...Бежит — бросается под ко леса серый в заплатках ас фальт, как в замедленном ки но проплывают за окном одно рукие столбы — версты с под нятыми вверх белыми листоч ками, на которых прыгают гла застые цифры 783, 784, 785... Мерно гудит мотор, посвисты вает в чудом найденную щелку встречный ветер, мягко покачи вается кабина в такт неровно стям дороги. Все это сливается в единый дорожный шум, в ко тором каждый звук теряет свои очертания. В такие минуты в зависимости от душевного со стояния мысль то убегает да леко вперед и ты уже в пункте своего назначения, то возвра щается в прошлое и Ты путе шествуешь по закоулкам босо ногого детства. Когда Иван Сергеевич Сычев попадает в мир своего детства, то перед его взором всплывают некази стые деревенские хатенки с про севшими соломенными крышами и подслеповатыми оконцами в четыре крохотных стекла, та ких, что когда смотришь на улицу, то На два глаза прихо дится два стекла, отчего люди кажутся раздвоенными. Отца Иван Сергеевич представляет смутао, потому как он еще в канун Великой Отечественной уехал на шахту в Донбасс ис кать лучшей доли. Иван же в то ^ ем я под стол пешком хо дил да двух сестренок за ко сички дергал. С тех пор глава семьи так к своей семье и не вернулся. То началась война, а то через не сколько лет пришло сообщение, что отец где-то под Севастопе- лем без вести пропал. Всякое в семье думали, но по сей день ждут солдатского возвращения. — Я за свою шоферскую жизнь почти всю Украину объ ехал, — рассказывает Иван Сергеевич. — Сколько солдат ских памятников на земле сто ит. Почитай, возле каждого из них останавливался. Надеялся фамилию Сычева встретить. Но пока не встретил. Делал зап рос в, архив Министерства обо роны. Сообщили, что в спи сках не значится. Теперь вот надо обращаться в а 1 рхив Во енно-Морского Флота. Ведь он под Севастополем пропал. Все может быть, что воевал в соста ве флота. Да, был бы жив отец, может и не пришлось бы Ивану Сы чеву уходить из школы после четвертого класса и садиться на «хвост» тракторного плуга, чтобы заработать пуд-другой зерна и тем самым спастись от голодной смерти. Первая хлеборобская специальность, что освоил крестьянский сьш Иван Сычев, назьшалась *шс- тильщиком плуга. Позже ее пе реименовали в прицепщика. А суть одна: надо было еще до начала полевых работ отдра ить до матового блеска крас ным кирпичом лемеха плута, смазать солидолом или колес ной мазью, а во время пахоты специальной лопаточкой на кон ном плуге и металлической ло патой на тракторном очищать отвалы от налипшей земли. Ра бота тяжелая, изнурительная, были случаи, у ребят кружи лось все перед глазами, они пад,али с сиденья и пшадали под плуг. Когда Иван Сычев, как го ворят в народе, «оперился», то жизнь его занесла в Германию. В тот памятный год ее восточ ная часть стала Германской Демократической Республикой. И здесь, в Германии, в соста ве ограниченного контингента советских войск, где Иван про ходил действительную службу, приобрел Сычев самую мир ную профессию на земле •—• он стал хлебопеком. И непло хие караваи получались. Но попросился Иван осваивать шо 1 ^рское дело. С тех пор и не выпускает он из своих креп ких рук «баранку» автомобиля. После службы в армии жил в Донбассе, вербовался на Шпицберген и, представьте себе Хлевенокого парня с комсо мольской путевкой в - кармане посылают на восстановление Липецкой Магнитки. Произо шло, как шутит сейчас Иван Сергеевич, возвращение на кру ги своя. Не зря говорят, что где родился, там и годился. Магнитаа росла и ширилась Довелось Ивану днем и ночью доставлять станки, оборудова ние, строительные материалы, выезжать в близкие и дальние командировки. Работа кипела. Развивался и город Липецк. Со здавался общественный тран спорт. Вскоре образовалась ав токолонна № 1143. Сюда при ходили автомобили новейших марок. Хотелось осваивать их. Вот тогда-то, а было это в 1%3 году, пришел сюда Иван Сергеевич Сычев. Дело понра вилось, а потом, как говорится, , прикипел душой к друждаму и веселому коллективу автомо билистов. Уже 25 лет на меж дугородных перевозках. За эти годы бывал и в Мурманске, и в Ташкенте, и в Риге, и в Ир кутске. Легче назвать города, где он не бывал. За инициативу и добросо вестное выполнение заданий на- пражден множеств 1 ом почетных грамот, медалью «За трудовую доблесть». Знаками победителя в социалистическом,^ соревнова нии. Надо сказать, что Иван Сергеевич является зачинателем многих добрых дел. Например, он одним из первых начал ос ваивать вождение автопоездов из двух и трех автоприцепов. Потом появились у него по-- следователи как в Липецке, так и в других городах России. Сам же Иван Сергеевич рабо тал на автомобилях ЗИЛ-130, ЗИО150, Урал-377, МАЗ-504, КАЗ («Колхида»). Последние двенадцать лет водит больше грузный и скоростной автомо- биль КамАЗ с двумя прицепа ми. В трудовой биографии Ивана Сергеевича есть на первый , взгляд не «громкие» вехи. Но далеко не каждый может ими похвастаться. Например, у него три значка соответствующих степеней за безаварийное вож дение автомобилей. А кто мо жет сказать, что я никогда не получал больничного листа? Иван Сергеевич Сьмев уже 25 лет трудится без них. Не по теряно по болезни ни одного человасо-дня. Если бы по это му показателю в профсоюзе велось бы соревнование, то лавры первенства непременно с почестями присуждались бы И. С. Сычеву. Конечно, если учитывать все невзгоды, что вы падают в пути На долю води теля, то' платить премию за это надо. Кстати, о невзгодах. О них Иван Сергеевич Сычев может рассказывать часами и все, пожалуй^ не выскажет. Они начинаются за воротами род ного города с вопроса, где поесть? Если раньше в не больших городках на авто мобильных трассах были сто ловые, то их вскоре заменили На дорожные рестораны. Од нако этого торговым работ никам показалось мало. Они отдали рестораны под коопе ративные кафе. Предлагают шашлык по-кавказски и мяс ной бульон. На шампуре че тыре крохотных куска сви ного сала, а в сомнительной жиже обрезок непроваренного сухожилья. Платить за это, мягко говоря, удовольствие приходится 6—8 рублей. За десять часов отмахаешь 400 километров пути. Пора отдыхать,, ибо от напряжения болят глаза, ломят руки, за текает поясница. Но где все с себя снять, принять теплый душ, одеть свежее белье и на чистой постели блаженно ус.- нуть? Не где. Нет для тран зитных автомобилистов ни гостиниц, ни домов для при езжих, ни охраняемых стоя нок,. где ^можно было бы ос тавить Машину -с грузом, а самому поискать подходящий ночлег. Вот и приходится но чевать в кабине автомобиля при работающем всю ночь моторе. — Сколько в таких услови ях несчастных случаев проис ходит, ,— с грустью говорит Иван Сергеевич. — Помню,' шел я через Москву. На мос ковской кольцевой дороге случайно обратил внимание на автомашину с липецкими но мерами. Запомгнил как-то сра зу эти номера. Еду, а у са мого в душе какая-то тревога. Что случилось, думаю? При тормозил, подхожу к автоин спектору,, интересуюсь, в чем _дело, почему грузовик на «приколе»? Сам не знаю, отвечает. А стоит уже давно. Решили выяснить, что про изошло. Открывает автоин спектор кабину автомобиля, а водитель мертв. Экспертиза усташдаила, произошло отрав ление выхлопным,и газам,и. Такое Не часто, но случается, особенно с неопытными води телями. Устраиваясь на от дых, мы автомаш'ину ставим навстречу воздушным пото кам, так, чтобы газы не вле тали в кабину. Молодые же -На эту маленькую «хитрость» не обращают внимания и по падают в тяжелое положе ние. Самым больным вопросом для водителей дальних рей сов яовляется техническое об- служива,ние автомобилей в пути. Сейчас этим никто не занимается. Случись что, за помощью обратиться некуда: надо добираться до ближрй- шего отделения связи и да вать телеграмму в свою авто колонну. Автоколонна снаря жает автомашину технической . помощи и направляет на мес то происшествия вместе с ре монтной бригадой. Как это дорого обходится автохозяй ству. Проблема должна ре шаться на уровне министер ства и сделать так, как сде лано для авиаторов—и желез нодорожников. У вих широ кая сеть столовых,, магазинов, ремонтных предприятий, гос тиниц. А почему же у нас нет подобного? Трудностей и нерешенных проблем у водителей много. Но не хочется заканчивать рассказ на грустной ноте. Тем более, что во время нашей встречи с Иваном Сергеевичем Сычевым настроение у него было приподнятое. Он закан чивал техническое обслужи вание своего КамАЗа и уже на следующее утро собирался в дальнюю дорогу. Теперь он ■ в пути Пожелаем ему легкой дороги и счастливого возвра щения. В. лндюхов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz