Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)
4 «АВТ0М0ВИЛИСТ1». 7 января 1989 г. Калейдоскоп Карандаши известны доста точно давно, но первые их об разцы мало походили на сов ременные. Так, вплоть до XVI века обычно писали свинцовы- ми, оловянными и серебряны ми заострснны.ми палочками ла специальных дощечках. Пер вый графитный карандаш был изготовлен в Англии в 1560 году. В 1842 году первая ка рандашная фабрика была ос- , нована в России. Зато сейчас во все.м лшре выпускают еже годно до четыриаддати . мил лиардов штук карандашей; раз.меры .нх — от 60 до дву.ч сантиметров. Их украшают кисточками, буса.ми и даже миннатюрны.мн бубенчнкамл, вероятно с тем, чтобы веселее писалось. * в * Рекордная жара и сильней шая засуха .минувшего лета в США — это предвестник го раздо более серьезных проб лем, вызванных начавшимся глобальным потеплением зем ной атмосферы. С ,таким преду преждением выступил инсти тут «Уорлд-уотч>. «Фактичес ки иод угрозой находятся ус ловия. необходимые для суще ствования жизни в том виде, как мы ее знаем, — указыва ется в вестнике института жур нале «Уорлд-уотч». — Потен циальный ущерб от «парнико вого эффекта» сравним с по.- с'ледствиями ядериой войны». «Уорлд-уотч» констатирует, что, по данным ученых, повы шение температуры атмосфе ры всего на несколько градут сов будет иметь катастрофиче ские после.тствня для Зе.мли, ■поскольку это приведет к с.ме- щению к.тнматических зон на сотни километров в течение всего нескольких десятилетий. «Вопрос сейчас не в том, что бы остановить глобальное по тепление; при жизни нынешне го поколения это невозможно. Необходимо немедленно за;мед- лнть производство газов, вы зывающих пар11Иковын эффект, чтобы избежать наиболее вне запных и катастрофических из менений климата», — указы вают ученые «Уорлд-уотч», А это но их мнению, вполне осу ществимая задача, которая, однако, требует международ ных усилий. В первую очередь пеоб.ходи.мо сократить потреб ление горючих ископае.м>1Х, пере.ходя «а альтернативные виды топлива — энергию солн ца, ветра, термальных вод, атома и повышая эффектив ность использования энергии. Кроме того, необходимы самые срочные меры по прекраще нию вырубки лесов, в особен ности трот-еских, н по нх восстановлению. Разошлись пути-дорогн?.. Поделю сь секретом НЕ РАБОТАЕТ ОДИН ЦИЛИНДР На .Х 0 . 1 ОСТОМ .ходу это про является в том, что мотор ра ботает несколько неравло.мер- но (неуравновешенность в дан ном случае стабильная, а не хаотичная), а скорость враще ния коленчатого вала пониже на против нормы. Нужно ска зать, что у современных дви гателей обороты холостого хо да достаточно высоки и отказ одного цилиндра не всегда лег ко уловить просто на слух. На ходу отключение одного цилиндра 'ощущается как зна чительное у.меньшение' мощ ности мотора во всех тяговых режн-мах. Что же может послужить причиной отказа одного ци линдра? В подавляющем боль шинстве случаев нарушение нскрообразования в свече. Сре ди остального можно назвап» подгорание или зависание кла пана, повреждение прокладки головки блока или впускного трубопровода в зоне .данного цилиндра. Упомянем н о том, что обычно является распла той за использование бензина с недопустимо низким окта новым числом: прогорание дни ща поршня, разрушение пере городок между поршневыми кольцами и самих колец (объ ективности ради заметяхе, что подгорание клапана и проклад ки йод головкой блока тоже чаще всего является реакцией на низкосортный бензин). Найти ■«больной» цилиндр несложно. При работе двига теля на холостом ходу пооче редно снимают колпачки с каж дой свечи. Отключение исправ ного цилиндра вызывает рез- , кое снижение оборото 1 В, нерав номерность работы мотора уси ливается, он может даже за глохнуть, неиоправного — не происходит ничего. Неработающий цшчиндр най- ■ ден. П'роверяе.м «на искру» подходящий к нему высоко вольтный провод и, если ис кры нет или она слабая, об следуем сам провод и крыш ку' распределителя. Если же искра нормальная, нужно вы вернуть свечу. Но ее осмотр помогает выявить только .ме ханические повреждения и эро зионный износ электродов. Су дить же о состоянии внешне нормальной свечи по цвету изолятора и юбочки в данном случае трудно; в неработаю щем цилиндре они .могут ув лажняться поступающим к несгорающнм топливом, а по этому иметь сомнительный вид. Проверка свечи «на искру» не под давлением, а просто на открытом воздухе не гаранти рует достоверность результа та. Поэтому лучше Всего сра зу завернуть хорсякую запас ную свечу и„ запустив мотор, посмотреть, заработа.ч ци.чиндр или нет. Тут возможны такие вариан ты. Не заработал —- значит дело нс в свече, а в тех внут ренних пороках, о которых мы ' упо.минали. Заработал ви новницей неиспраиюсти была свеча, но трудно сказать,-про- ЯВИ.- 1 СЯ ли ее собственный скры тый дефект или он был спро воцирован условиями работы (скажем, повышенное попада ние масла в этот цилиндр н т. п.). Последнее обстоятель ство говорит о том, что «бас товавшему» цилиндру в даль нейшем нужно удмить опре- детенлое внимание: последить за цветом нагара этой свечи в сравнённи с другими, при воз можности проверить работу цилиндров прибором И КМ или съездить для диагности рования на СТО. Ну, а если запасной свечи с собой нет? В этой ситуации, равно как н при нарушениях работы клапанов ели целостно сти прокладок, выявившихся после установки запасной све чи, придется, не торопясь, до бираться до дома ,на трех ци линдрах. Вообще это впол не допустимо, но есть одно исключение. Повреждение про- кла,тки ГОЛОВК 1 ! блока может быть таким, что охлаждаю щая жидкость проникает о цилиндр или в систему смаз ки. Поэтому, прежде чем ехать, нужно убедиться, что уровни мас.та и «Тосола» в норме, а затем внимательно осмотреть масляный щуп — на нем не должно быть то чечных следов воды или анти фриза, попавших в масло. В противном случае движение. свои:м ходом придется отста вить. Слухи и правда ГАИ ин())ормирует Водителями профессионала ми и автолюбителями ;ча ми нувший год на дорогах облас—' ти совершено 1456 дорожно- транспортных происшествий, в которых 271 человек погиб и 1582 ранено. Анализируя эти, прямо ска жем, неутешятечьные итоги, еще раз убеждаешься, что главной причиной 'аварий ‘яв,- ляется пьянка. Достаточно ска зать, что 271 трагический слу чаи совершен водитетямй . в нетре;шом состоянии. Только нз-за этого 289 пассажиров ранено и 70 погибло. Каза- ■тось бы, всем, кто садится за руль автомобиля, давно пора сделать са.мые серьезные вы воды. Но приводимые ниже фак ты сви.детельствуют об обрат- но.ч. Особенно работников гос- авт(шнспекции тревожат, инди видуальные владельцы авто машин. Кроме того, ЧТО';Они мало имеют опыта, еще п.Тохо соблюдают правила дорожного движения, и чаще всех в не трезвом состоянии управляют автотранспортом. Только по Их вине совершено 751 дорож но-транспортное происшест вие,, в которых 122 человека погибли, и 970 ранены. Следует отметить и такой факт, что в 233 .моментах ви новниками были пешеходы. Каждый четвертый трагиче ский случай среди пострадав-,^ ших жителей произошел толь-' ко па почве алкоголя. 38 че ловек в нетрезвом виде погиб- ли под колесами .аатрмашнщ и 195 получили тяжелые увечья. Особое сострадание и сочув ствие вызывает высокий дет ский дорожно - транспортный травматизм. Тут и пьяные ро- дите.тц берут с собой в маши ну детей, и нетрезвые водите- ли, плохо ориентирующиеся на улицах и дорогах, и непра вильный переход проезжей части. Все это привело к то му, что за год 19 детей по гибли и 154 получили травмы. В .заключение, еще раз па- гюминаем, что состояние до рожно-транспортных происше ствий, смерть ц травматизм находятся в руках водителей I и владель!гев транспорта. К Р О С С В О Р Д По горизонтали: 5. Хлебный злак. 6. Кормо вое растение се.мейства бобовы.х. 9., Индивиду альное снаряжение водолазу, космонавта. II. Порода грубошерстных курдючных- овец, раз водимая в Узбекистане 15. Южный вечнозеле ный кустарник. 17; Персонаж романа Л. Тол стого «Анна Каренина».19. Столица Ганы. 22. Персонаж оперы Р- Леонковалло «Паяцы». 25. Хищная птица семейства ястребиных. 26. Ав тор поэмы «Алена Фомина». 27. Повесть Н. Лескова. 28. Юмористическое изображение. ,30. Безлесная равнинная территория. 31. Штат в Индии. 34. Злостный полевой сорняк. 36. Пьеса А. Корнейчука. 38. Род свистковой флейты. 40. Типовой вид. образец. 42. Мясное кушанье. 44. Город в Гродненской области. 45. Жанр лш рической поэзия. По вертикали: I. Крейсер Черноморского флота, команда которого участвовала в Сева стопольском восстании 1905 г. 2. Подросток на судне, об,учающийся морско.му дрлу. 3. Гори зонт почвенного профиля зеленой или голубой окраски. 4. Структурная составляющая желез ноуглеродистых сплавов. 7. Античное круглое в плане здание для выступления певцов. 8. Малочисленный народ в Ленинградской облас ти. 10. Лососевая рыба, обитающая в горных реках. 12. Роман К- Седых. 13. Народное со брание в Древней Руси. 14. Положительный э.тектрод. Ш. Балет С. Прокофьева. !8. Про цесс развития природы и общества. 20. Пуб личное исполнение музыкальных произведений. 21. Подземное сооружение для движения тран спорта. 22. Тонко скрученная нряжа. 23. Не мецкий химик- органик, лауреат Нобелевской премии. 24. Город в Нидерландах. 29. Район ный центр в Гомельской области. ЗО. Неболь шие древесные планки для покрытия пола. 32. Группа держащихся вместе птиц, рыб. 33. За конченный по построению эпизод в онере, опе ретте. 35. Заповедник в Молдзвин. 36. Состав ной 'элемент кропи. 37. Подрисовка для ис правления пзображения н'а фотографических негативах и пш.мках. 39. Термин .для обозна чения люби.-< ато-мов, отличающихся составом ядра. 41. Бахчевая культура. 43. Болыной вя заный платок. ■ Ответы на кроссворд, опубликованный 31 декабря 1988 г. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 3. Фа гот. 8. Магистр, 9. Ефремов. 10. Аллюр. 11. Кнехт. 12. Гладь. 13. Насечка. 18. Талер. 20 Опока. 23. Гвардейск. 24. Итака. 25. Дутар. 26. .Моло тилка, 27. 'Трава, 29, «Узник». 32. Реприза. 37, «Страх». 38. Штрек. 39. Орден. 40. Лимпо по. 41. Исла.мей. 42. Люнет. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. «Зар ница». 2. Нивхи. 3. Фраза. 4. Галле. 5. Терек, б.'«Земля». 7. Нордвик. 14. Стереотип. 15, «Черевички». 16. .Аргамак, 17. Нокдаун. 18. Твист. 19. Лау ра. 21. Октан. 22. ,\трек. 28. Р<к-тбиф. 30. Инженер. 31. Кашпо. 33. Ероол. 34. Родей. 35. Зенит. 36. .Атлас. Редактор Ю. ДЬЯКОВ. АЭ 91010 Адр«с р«м 1 тц 1 т : Э90О34, г. Лотмц», уя. Паям на, 4-а. Теяяфоиы: 77-4В-44 м 77-4в-17. Тмпог|»а 1 рмя яздягеяяства «Лвшмско* мтмяа. г. Лкпацк, ул. Москоаекяя, >3. Обмм 1 я. я. Тяращ 5690. Заказ 139.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz