Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)
1. «А ж т о м о о а л в с т » 23 сентября 1989 г. Владимир Павлович Соколов работает в абтоволрнне № 1415 токарем. Он специа лист высокого класса. На снимке: В.П. Соколов. Фото с. Дмитриева. ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ К ИШЕВИШИ, А ПОМОЩИИКМ В связи с переходом на хоз расчет и самофинансирова- 1 ние коллективы предприя тий стали внимательнее к своим фондам зарплаты, ис кать пути сокращения чис ленности. Проблема, которой я хочу коснуться, насколько я знаю из бесед со своими коллега ми из других предприятий, остро стоит всюду. Напряженные отношения между рабочими и специали стами за последние 1—2 го да складываются на многих предприятиях. Где-то они про являются пока только в ро поте и спорах, а на некото рых предприятиях уже слыш но громко сказанное в адрес специалистов: «Бездельники» В последнее время сложил ся некий стереотип мышле ния, в котором слово «инже нер» непременно отождеств ляется с бюрократией, безде ятельностью, а прямо— «дар моедом». Так в чем же дело? Поче му дипломированный специ алист, потративший годы и годы на учебу, терпя порой лишения, теряя нервы, стал в глазах отдельных рабочих бездельником? Одно дело, когда это вы ражение подкреплено конк ретными фактами, а другое — когда обвинение голослов но. Никому не секрет, как в прошлом году в нашей авто колонне один из водителей в своей «борьбе» с бездельни ками дошел до хулиганской выходки в адрес работниц планового отдела. Вынужден был вмешаться товарищеский суд. И такое пренебрежитель ное отношение расползается по коллективу, как метаста зы в нездоровом теле. А ведь каждый из' нас вы брал свой жизненный путь: одни, не раздумывая долго, влились в рабочий класс, дру гие пос.те не одного года уче бы стали их помощниками. Так и только так я, напри мер, понимаю роль инжене ров; специалистов и служа щих Ведь без нас невозмож но организовать производст венный процесс, подвести его итоги, внедрить новое и пе редовое в деятельность кол лектива. Но почему же на специали стов стали смотреть, как на дармоедов, а иногда и даже слышать такое: «Я их корм лю. Из моего кармана они тащат себе зарплату»... Может быть, отдельные чи татели не поверят, скажут, что дальновидный, грамотный рабочий Не скажет этого,- это мол выдумки. Но факт есть факт. Если в прошлом году после товарищеского суда, во дитель на некоторое время пыл своих оскорбительных выпадов пригасил, то недавно костром вспыхнул ВНОВЬ: «Я тебя кормлю!» — бросил злым упреком вслед. Товарищи дорогие! Ну ско лько раз говорилось и писа лось о том, что каждый по лучает за свой труд Ну поче му я и мои коллеги оказа лись в таком положении? Чем я виноват, что у меня 3 дип лома, а другой не захотел учиться? Такой вопрос мы не давно ставили на профсоюз-" ном собрании, где такое по ложение рассматривалось, как отнесение нас к людям второго сорта . На многих предприятиях специалисты и служащие не получают пре мии, хотя и заработали ее, многим сократили очередной отпуск. И зачастую это про исходит по требованию рабо чих, по решению трудовых коллективов. А что же профсоюзный ко митет, для которого мы все должны быть равными, встал ли он на защиту наших прав? Пока что этого сказать в пол ной мере нельзя. , Я предвижу и такой воп рос, что, мол, развелось «спе цов» столько, что на каждо го рабочего приходится по начальнику. Ну, во-первых, не каждый специалист явля ется начальником. Во-вторых, прав был бы задавать его го да полтора-два назад. Но за это время численный состав инженерно-технических работ ников у нас, например, со кратился в два раза, как нас информировало руководство автоколонны на собрании, и процесс этот продолжается. Ломается старый механизм хозяйствования. меняются функции управления. Для высвобождения спе циалистов мы внедрили об работку путевой и товарно транспортной документации на ЭВМ, таким же образом происходит начисление зарп латы. Так что сокращение проведено безболезненно для производственного процесса, все службы функционируют нормально, хотя и напряжен но. Правильную тактику за няло в этом и руководство автоколонны: сокращение про исходит за счет уходящих на пенсию, увольняющихся по •переводу на другие предприя тия. Так что обид нет. Но обидно и другое. По чему-то всюду вошло в пра вило, что специалистов и и служащих можно в любое время послать мести улицу, хотя всюду имеется штат под собных рабочих и уборщиц. Или поставить помощником светофора, как это было 15 — 17 сентября, когда прово дился по городу очередной показательный аврал борьбы за правопорядок. И мы молчим, потому что дамоклов меч сокращения мо жет в любое время опустить ся на выскочку. Каждый работник любого трудового коллектива вносит определенный вклад в общее дело. Есть, правда, всюду та кие, кто работает кое-как, прячется за спины других. Таких, называя их персональ но, надо выпроваживать. Но огульно чернить всех подряд недопустимо. В стране в самом разгаре перестройка, которая разби ла зеркало застоя, пришло в движение общественное мне ние, но формирювать его не обходимо ежечасно и посто янно, нельзя пускать на са мотек, иначе последствия мо гут оказаться весьма плачев ными, Пока почему-то оскол ки этого зеркала летят толы ко в одну сторону. Любое со брание показывает, что само критика, стремление улуч шить дисциплину не стали еще заботой рабочих. Часто крикуны и демагоги ратуют за перестройку, не прилагая сил для этого. Вот так в рассматриваемой проблеме допускается, по су ти дела, перекос. Почему же, если специалистов и служа щих меньшинство_ в любом коллективе, можно принимать любое решение, их касающе еся, что зачастую приводит к необоснованному разгону кадров. Хотелось бы, чтобы в нас видели помощников, чтобы и советы трудовых кол лективов. и профкомы рас сматривали все вопросы че рез призму справедливости и равноправия. В. ТЕРЕХОВ, инженер отдела эксплу атации автоколонны № 1143. На контроле социальная програма в номере за 2 сентября с. г. была опубликована комплексная программа «Жилье —2000». Ее успеш ное осуществление позволит каждому работнику ТПО «Липецкавт.от.ранс» иметь к 2000 году отдель ную квартиру. Как конкретно воплощается намеченное в жизнь? Об этом сегодня в беседе с нашим корреспондентом рассказывает начальник отдела капитального стро ительства объединения Александр Борисович Аста хов. — Александр Борисович, сейчас объединение «Ли- пецкавтотраис» ведет ак тивное строительство жилья. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. — В данное время работы ведутся и подрядным и хо зяйственным способом. На помню, что подрядный спо соб — это когда все пред приятия объединения в той или иной мере финансируют строительство. Например, в первом квартале этого года Липецкий .домостроительный комбинат начал стрюительст- во 107-квартирного дома для малосемейных для объедине ния «Липецкавтотранс». Срок сдачи — 2-ой квартал 1990 года. Через месяц—полтора монтажные работы на объек те будут закончены. Начнет ся внутревшяя отделка. Сра зу может* возникнуть ситуа ция, когда придется помо гать подрядчику транспор том, людьми, следить, что бы не затянулась поставка кабельно-проводникового обо рудования и лифтов. Эти и другие вопросы бу дут решаться на совместных оперативных совещаниях. После того, как дом примет комиссия, объединение рас пределит квартиры между предприятиями ■ компаньона ми. Количество квартир, ко торое ПОЛ 1 УЧИТ то или иное предприятие будет зависеть от величины его денежного вклада в «общий котел». Ко нечно. будет учитываться и то, сколько на предприятии работает людей. Кто, кон кретно, получит жилье в но вом доме, решат на местах советы трудовых коллекти вов. Также подрядным способом начато строительство 192- квартирного дома на улице Папина, 27-квартирный дом возводится в городе Грязи и 18-квартирный дом в г. Чап лыгине совместно с трестом ♦Липецкгражданстрой». — Часто ля 'применяется хозяйственный способ строи тельства? — Нет, не часто. Ведь тогда предприятие строит жилье собственными силами. То есть, использует свои строительные материалы, технику, рабочих. Не каждое хозяйство может позволить себе это. Как правило, хо зяйственным способом воз водятся небольшие — мало квартирные дома. Например, сейчас Елецкое ПОГА строит для своих работников 23- квартирный- дом, Усманская автоколонна № 2068 —» 8- квартирный. В Липецке, где практикуется строительство крупнопанельных высотных домов, такое нецелесообраз но, Ведь стоимость иного вы сотного дома приближается к миллиону рублей. Пооди ночке такой гигант не по строишь. Именно поэтому липецким предприятиям выгодней объединяться и воз водить жилье подрядным способом. Может применять ся и смешанный подряд. Это когда, например, строи тельная организация берет на себя монтажные работы, а предприятия — отделоч ные. Но для , этого нужны фонды на строительные ма териалы, фаянс, сантехни ку... А ими предприятия ТПО «Липецкавтотранс» рас полагают не в полной мере. — Ну а как в целом вы полняется программа «Жилье-ЗООО»? — Пока срывов нет. Наде юсь не будет их и в буду щем. Но не исключены проб лемы, решение которых <п объединения не зависит. Главная из них — нехватка лимитов на выполнение под рядных работ, их распреде ляет Министерство автомо бильного транспорта. Проще говоря, строительство мно гих домов, на которые будет составлена пхюектная доку ментация в выделены деньги, может не войти в планы Ли пецкого домостроительного комбината... Я у^жден , что вопрос о лимитах должно решать не министерство, а исполкомы местных Советов. Если передать им эти функ ции — распределение лими тов будет соответствовать ре альным потребностям про мышленных предприятий. И мы сможем рассчитывать на более справедливое отноше ние к себе. Еще одно условие для ус пешного выполнения жилищ ной программы — доходы автохозяйств. Как я уже го ворил, строительство требует значительных денежных средств. Не будет денег — Н е будет и жилья — это ак сиома. Существует единствен ная отдушина для бедных предприятий — кредит. Но, чтобы получить его в банке, нужно располагать хотя бы 50 процентами от той сум мы. которая требуется для строительства. Поэтому снижение доходов на некото рых предприятиях ТПО «Ли пецкавтотранс» может силь но ударить по всей жилищ ной программе. Их руково дителям рледует помнить о том. что жилье — дело об щее. Успешная работа всего объединения по его строи тельству складывается из конкретных усилий каждого хозяйства. Беседу вел Г. АТАНАСЯН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz