Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)

Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)

1. «А ж т о м о о а л в с т » 23 сентября 1989 г. Владимир Павлович Соколов работает в абтоволрнне № 1415 токарем. Он специа­ лист высокого класса. На снимке: В.П. Соколов. Фото с. Дмитриева. ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ К ИШЕВИШИ, А ПОМОЩИИКМ В связи с переходом на хоз­ расчет и самофинансирова- 1 ние коллективы предприя­ тий стали внимательнее к своим фондам зарплаты, ис­ кать пути сокращения чис­ ленности. Проблема, которой я хочу коснуться, насколько я знаю из бесед со своими коллега­ ми из других предприятий, остро стоит всюду. Напряженные отношения между рабочими и специали­ стами за последние 1—2 го­ да складываются на многих предприятиях. Где-то они про­ являются пока только в ро­ поте и спорах, а на некото­ рых предприятиях уже слыш­ но громко сказанное в адрес специалистов: «Бездельники» В последнее время сложил­ ся некий стереотип мышле­ ния, в котором слово «инже­ нер» непременно отождеств­ ляется с бюрократией, безде­ ятельностью, а прямо— «дар­ моедом». Так в чем же дело? Поче­ му дипломированный специ­ алист, потративший годы и годы на учебу, терпя порой лишения, теряя нервы, стал в глазах отдельных рабочих бездельником? Одно дело, когда это вы­ ражение подкреплено конк­ ретными фактами, а другое — когда обвинение голослов­ но. Никому не секрет, как в прошлом году в нашей авто­ колонне один из водителей в своей «борьбе» с бездельни­ ками дошел до хулиганской выходки в адрес работниц планового отдела. Вынужден был вмешаться товарищеский суд. И такое пренебрежитель­ ное отношение расползается по коллективу, как метаста­ зы в нездоровом теле. А ведь каждый из' нас вы­ брал свой жизненный путь: одни, не раздумывая долго, влились в рабочий класс, дру­ гие пос.те не одного года уче­ бы стали их помощниками. Так и только так я, напри­ мер, понимаю роль инжене­ ров; специалистов и служа­ щих Ведь без нас невозмож­ но организовать производст­ венный процесс, подвести его итоги, внедрить новое и пе­ редовое в деятельность кол­ лектива. Но почему же на специали­ стов стали смотреть, как на дармоедов, а иногда и даже слышать такое: «Я их корм­ лю. Из моего кармана они тащат себе зарплату»... Может быть, отдельные чи­ татели не поверят, скажут, что дальновидный, грамотный рабочий Не скажет этого,- это мол выдумки. Но факт есть факт. Если в прошлом году после товарищеского суда, во­ дитель на некоторое время пыл своих оскорбительных выпадов пригасил, то недавно костром вспыхнул ВНОВЬ: «Я тебя кормлю!» — бросил злым упреком вслед. Товарищи дорогие! Ну ско­ лько раз говорилось и писа­ лось о том, что каждый по­ лучает за свой труд Ну поче­ му я и мои коллеги оказа­ лись в таком положении? Чем я виноват, что у меня 3 дип­ лома, а другой не захотел учиться? Такой вопрос мы не давно ставили на профсоюз-" ном собрании, где такое по­ ложение рассматривалось, как отнесение нас к людям второго сорта . На многих предприятиях специалисты и служащие не получают пре­ мии, хотя и заработали ее, многим сократили очередной отпуск. И зачастую это про­ исходит по требованию рабо­ чих, по решению трудовых коллективов. А что же профсоюзный ко­ митет, для которого мы все должны быть равными, встал ли он на защиту наших прав? Пока что этого сказать в пол­ ной мере нельзя. , Я предвижу и такой воп­ рос, что, мол, развелось «спе­ цов» столько, что на каждо­ го рабочего приходится по начальнику. Ну, во-первых, не каждый специалист явля­ ется начальником. Во-вторых, прав был бы задавать его го­ да полтора-два назад. Но за это время численный состав инженерно-технических работ­ ников у нас, например, со­ кратился в два раза, как нас информировало руководство автоколонны на собрании, и процесс этот продолжается. Ломается старый механизм хозяйствования. меняются функции управления. Для высвобождения спе­ циалистов мы внедрили об­ работку путевой и товарно­ транспортной документации на ЭВМ, таким же образом происходит начисление зарп­ латы. Так что сокращение проведено безболезненно для производственного процесса, все службы функционируют нормально, хотя и напряжен­ но. Правильную тактику за­ няло в этом и руководство автоколонны: сокращение про исходит за счет уходящих на пенсию, увольняющихся по •переводу на другие предприя­ тия. Так что обид нет. Но обидно и другое. По­ чему-то всюду вошло в пра­ вило, что специалистов и и служащих можно в любое время послать мести улицу, хотя всюду имеется штат под­ собных рабочих и уборщиц. Или поставить помощником светофора, как это было 15 — 17 сентября, когда прово­ дился по городу очередной показательный аврал борьбы за правопорядок. И мы молчим, потому что дамоклов меч сокращения мо­ жет в любое время опустить­ ся на выскочку. Каждый работник любого трудового коллектива вносит определенный вклад в общее дело. Есть, правда, всюду та­ кие, кто работает кое-как, прячется за спины других. Таких, называя их персональ­ но, надо выпроваживать. Но огульно чернить всех подряд недопустимо. В стране в самом разгаре перестройка, которая разби­ ла зеркало застоя, пришло в движение общественное мне­ ние, но формирювать его не­ обходимо ежечасно и посто­ янно, нельзя пускать на са­ мотек, иначе последствия мо­ гут оказаться весьма плачев­ ными, Пока почему-то оскол­ ки этого зеркала летят толы ко в одну сторону. Любое со­ брание показывает, что само­ критика, стремление улуч­ шить дисциплину не стали еще заботой рабочих. Часто крикуны и демагоги ратуют за перестройку, не прилагая сил для этого. Вот так в рассматриваемой проблеме допускается, по су­ ти дела, перекос. Почему же, если специалистов и служа­ щих меньшинство_ в любом коллективе, можно принимать любое решение, их касающе­ еся, что зачастую приводит к необоснованному разгону кадров. Хотелось бы, чтобы в нас видели помощников, чтобы и советы трудовых кол­ лективов. и профкомы рас­ сматривали все вопросы че­ рез призму справедливости и равноправия. В. ТЕРЕХОВ, инженер отдела эксплу­ атации автоколонны № 1143. На контроле­ социальная програма в номере за 2 сентября с. г. была опубликована комплексная программа «Жилье —2000». Ее успеш­ ное осуществление позволит каждому работнику ТПО «Липецкавт.от.ранс» иметь к 2000 году отдель­ ную квартиру. Как конкретно воплощается намеченное в жизнь? Об этом сегодня в беседе с нашим корреспондентом рассказывает начальник отдела капитального стро­ ительства объединения Александр Борисович Аста­ хов. — Александр Борисович, сейчас объединение «Ли- пецкавтотраис» ведет ак­ тивное строительство жилья. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. — В данное время работы ведутся и подрядным и хо­ зяйственным способом. На­ помню, что подрядный спо­ соб — это когда все пред­ приятия объединения в той или иной мере финансируют строительство. Например, в первом квартале этого года Липецкий .домостроительный комбинат начал стрюительст- во 107-квартирного дома для малосемейных для объедине­ ния «Липецкавтотранс». Срок сдачи — 2-ой квартал 1990 года. Через месяц—полтора монтажные работы на объек­ те будут закончены. Начнет­ ся внутревшяя отделка. Сра­ зу может* возникнуть ситуа­ ция, когда придется помо­ гать подрядчику транспор­ том, людьми, следить, что­ бы не затянулась поставка кабельно-проводникового обо­ рудования и лифтов. Эти и другие вопросы бу­ дут решаться на совместных оперативных совещаниях. После того, как дом примет комиссия, объединение рас­ пределит квартиры между предприятиями ■ компаньона­ ми. Количество квартир, ко­ торое ПОЛ 1 УЧИТ то или иное предприятие будет зависеть от величины его денежного вклада в «общий котел». Ко­ нечно. будет учитываться и то, сколько на предприятии работает людей. Кто, кон­ кретно, получит жилье в но­ вом доме, решат на местах советы трудовых коллекти­ вов. Также подрядным способом начато строительство 192- квартирного дома на улице Папина, 27-квартирный дом возводится в городе Грязи и 18-квартирный дом в г. Чап­ лыгине совместно с трестом ♦Липецкгражданстрой». — Часто ля 'применяется хозяйственный способ строи­ тельства? — Нет, не часто. Ведь тогда предприятие строит жилье собственными силами. То есть, использует свои строительные материалы, технику, рабочих. Не каждое хозяйство может позволить себе это. Как правило, хо­ зяйственным способом воз­ водятся небольшие — мало­ квартирные дома. Например, сейчас Елецкое ПОГА строит для своих работников 23- квартирный- дом, Усманская автоколонна № 2068 —» 8- квартирный. В Липецке, где практикуется строительство крупнопанельных высотных домов, такое нецелесообраз­ но, Ведь стоимость иного вы­ сотного дома приближается к миллиону рублей. Пооди­ ночке такой гигант не по­ строишь. Именно поэтому липецким предприятиям выгодней объединяться и воз­ водить жилье подрядным способом. Может применять­ ся и смешанный подряд. Это когда, например, строи­ тельная организация берет на себя монтажные работы, а предприятия — отделоч­ ные. Но для , этого нужны фонды на строительные ма­ териалы, фаянс, сантехни­ ку... А ими предприятия ТПО «Липецкавтотранс» рас­ полагают не в полной мере. — Ну а как в целом вы­ полняется программа «Жилье-ЗООО»? — Пока срывов нет. Наде­ юсь не будет их и в буду­ щем. Но не исключены проб­ лемы, решение которых <п объединения не зависит. Главная из них — нехватка лимитов на выполнение под­ рядных работ, их распреде­ ляет Министерство автомо­ бильного транспорта. Проще говоря, строительство мно­ гих домов, на которые будет составлена пхюектная доку­ ментация в выделены деньги, может не войти в планы Ли­ пецкого домостроительного комбината... Я у^жден , что вопрос о лимитах должно решать не министерство, а исполкомы местных Советов. Если передать им эти функ­ ции — распределение лими­ тов будет соответствовать ре­ альным потребностям про­ мышленных предприятий. И мы сможем рассчитывать на более справедливое отноше­ ние к себе. Еще одно условие для ус­ пешного выполнения жилищ­ ной программы — доходы автохозяйств. Как я уже го­ ворил, строительство требует значительных денежных средств. Не будет денег — Н е будет и жилья — это ак­ сиома. Существует единствен­ ная отдушина для бедных предприятий — кредит. Но, чтобы получить его в банке, нужно располагать хотя бы 50 процентами от той сум­ мы. которая требуется для строительства. Поэтому снижение доходов на некото­ рых предприятиях ТПО «Ли­ пецкавтотранс» может силь­ но ударить по всей жилищ­ ной программе. Их руково­ дителям рледует помнить о том. что жилье — дело об­ щее. Успешная работа всего объединения по его строи­ тельству складывается из конкретных усилий каждого хозяйства. Беседу вел Г. АТАНАСЯН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz