Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)
Почему возникают «пробки» ■Количество автомобилей с каждым годом рйстет. Уже ста ло вполне привычным видеть, как собираются они в «пачки» перед, К'а1ки1м-нибудь очередным выездом на главную дорогу или выстраиваются вереницей под стрелку светофора. С этим, увы приходится мириться — век ав- томобилизан.ни. В таких случа ях от водителей требуется осо бая дисциплинированность, до брожелательность, неукосни- тачьное соблюдение правил. Каждое неверное, поспешное движение, проявление нетерпе ливости чреваты неприятностя ми. Конечно, не последнюю роль тут играет правильная 0 |р- ганиэацля движения. Но только ли это? Наблюдая за тем, как на «ровнам месте» образуются пробки, поннмааиь, что неоп равданные заторы возникают _ зачастую и по вине самих во дителей. Казалось бы, чего про ще, увиде® скопление машин, проявить бдагоразумне, остано виться, дождаться очереди. Но нет, всегда найдутся один-два возмутителя спокойствия, ко- то!рые предпочтут во что бы то ни ста.то н|робиваться к «узко- месту», пересекая раздели тельную линию, .вклиниваясь между потоками, оказывая си ловое давление на тех, кто по слабее нервами, образуя новый ряд там, где ему быть не до ложено. А за ними устремля ются другие. Примерно в такую ситуацию попал М. Верстюк. Перед вы ездом на главную дорогу он оказался в крайне правом ряду вторым. Интенсивный поток, двигавшийся по улице, на ко торую он собирался повернуть, не позволил стоящему впереди водителю на белых «Жигулях» двигаться без яо.мех дальше, я тот ждал, когда возникнет бо- Л 1 ее благоприятаый момент. Мгновенно за двумя машина ми выстроилась очередь. Кто-' то решил попытать счастья сам. Но, выехав влево и встав ря дом с первым, лишь осложнил обстановку. Эа ним тут же об- разов'ался второй ряд. Водителю «Жигулей» все-та ки удалось миновать перекрес ток, и его место занял Верстюк. И тут, посмотрев влево, он... ничего не увидел — обзорность полностью закрыл; КамАЗ с по луприцепом, водитель которого; решил почему-то, что здесь -МОЖНО повернуть и в два ря да. Дожидаться, когДа води тель автопоезда выедет на глав ную дорогу, или начать пово рачивать вместе с ним, как бы под его прикрытием? Пока Вер- стюк решал этот вопрос, про изошло вот что. Цитируем его письмо: «Неожиданно КамАЗ резко тронулся, и его борт стал упрожающе приближаться к мо- ем.у авто.мобилю. Я нажал на звуковой сигна.4, но было позд но. Водитель остановил маши ну только после того, как ее задние колеса вдавили левое переднее крыло .моего «жнг\'- ленша» и вывернули с корнем бампер. В данной онтуации водител.и обязаны были в соответствии с требованиями пункта 11.5 Правил перед поворотом на право занять з.а|б.таговременно крайнее правое положение и двигаться поочередно один за другим. Не иначе. Водитель Ка 1 мАЗа, похоже, этого не знал Или рассчитывал на свое ма стерство, которого ему, как вн- дим, !не хватило. А если уж он из-за внушительного габарита автопоезда решил выполнить маневр со вггорюго ряда, то, выезжая на дорогу, обязан был поворачивать таким образоьг чтобы ме создать помех дру гим водителям (п. 11,2), в тон числе и тем, кто оказался спра ва от него. Не боясь оказать ся на встречной полосе (ведь на пересакаем 1 ой дороге одно стороннее движение), ему сле довало до конца придерживать ся своего ряда, а не срезать угол, занимая таким образом оба одновременно я мешая по->| ворачивать другим. Конечно, нетрудно понять,, че.м руководствовался водитель грузовика, считая, что вправе поступить так, как он и посту пил. Как он должен был дейст вовать и правильно ли посяу'- пил в атожиашейся обстанов ке? Если его автомобиль в момент движения КамАЗа стоял, то вины М. Ве|р- стюка в сл\'чившемся и не мо жет быть (эксперты в таких случаях говорят об отсутствии у водитедя технической воз можности предотв,ратить проис шествие). А вот если его ав томобиль уже двигался, то в соответствии с пунктом 9,6 Пра вил он, естественно, обязан бЬл тормозить с момента, ковда мог заметить опасность. В заключение хотелось бы подчеркн}’ть мысль, что любую аварию иа дороге легче пре дупредить, чем исправлять, по ложение, когда ситуация ста новится мритической. Каждый водитель оценивает обстанонкь для себя, соотнося ее со ово- ИМ 1 И возможностями, способно стями, мастерством, представ лениями об оп;асности. Потора пливать, упреждать.чьи-то дей- стви'Я, создавать на дороге тол- . чею — значит действовать не в духе правил. Ю. КАЗАКОВ, заместитель начальника облГАИ. Велосипед, как известно, изобретен значительно рань ше автомобиля. Однако его популярность не только не упала, но в последние годь! даже возросла. Обретает все больше поклонников он и в нашей стране. Доказательст во тому — очереди у спор тивных магазинов, создание «Общества велолюбителей СССР». Этот велобум объясняют по-разному. И стремлением изменить малоподвижный об раз жизни, н возрастающей «эко-чогической сознатель ностью» современного челове ка, его желанием бережнее относиться к природе, и даже энергетическим кризисом, ох ватившим в свое время мно гие страны Запада. Как бы там ни бьшо. но растущее число велосипедистов на до рогах прежде всего наклады вает свой отпечаток на безо пасность движения. Однако пока что эта проблема успе шнее всего решается на шос сейных велогонках или' при велопробегах, когда работни ки ГАИ сами сопровождают спортсменов или вовсе за крывают прочее движение на трассе. А что происходит без такой опеки? Увы, за пять—шесть месяцев велоси педного сезона в стране по. гнбают н получают травмы внимания г жется тот, кого он только что обогнал. Заметим, что подобной «забывчивостью» страдают, как правило, води тели крупногабаритных гру зовых автомобилей. Или вот. Водитель «Москвича», обог нав велосипедиста, тут же решает остановиться перед киоском. В иной ситуации он не поленился бы оглянуться, прежде чем выйти из маши ны- А здесь? Дверь распахи вается незамедлительно, и велосипедист на полном хода" врезается в нее, получает серьезные травмы. А с каким интервалом объ езжают иные водители своего двухколесного партнера на дороге? Даже если видят, что за рулем велосипеда под росток или пожилой человек, буквально в нескольких сан тиметрах проносятся мимо на большой ско-рости. Инте ресно. хотели бы они сами оказаться в тот момент на месте велосипедиста? Неред ко видишь и такую картину. тысячи велосипедистов, при чем основную их часть соста вляют дети- И пусть это «все го» несколько процентов от общего числа аварий на до рогах, «индекс тяжести» та ких ДТП особенно высок. И де.чо тут не только в том, что, обладая маневренностью и определенными скоростны. ми качествами, велосипедис ты проигрывают другим транспортным средствам в активной и пассивной безо пасности. К сожалению, не на высоте положения часто оказываются водители авто мобилей. И наш разговор се годня о той части забот о безопасности велосипедистов на дороге, которая должна лечь на их плечи. Они хоро шо знакомы с правилами движения, лучше знают, ка кие критические ситуации могут возникать на проез жей части. Возможно, кое-кто на это заметит, что незнание пра вил не освобождает от ответ ственности. Все так. Безопас ность велосипедистов дело прежде всего их са>шх. Но только ли? Правила давно уже безоговорючно и на пра ктике признали это равно правие? Водителю ЗИЛа с полушри- цепом необходимо повернуть направо. Ой-оняя велосипе диста, он на ходу приступа ет к маневру, не думая о том, в каком положении ока подкравшищ> к велосшхедис- ту сзади, водитель вдруг да вит на кнопку сигнала. За чем? Чтобы напутать, проу чить. Ни к чему, мол, выле зать на дорогу, где езжу я. Не обращают внимания на велосипедиста даже тогда, когда на его стороне преиму щество проезда. Все это ти пичные с.чучаи, и говорят они лишь об одном: велосипеди сты на дорогах по-прежнему вне еферы внимания и забот водителей. Знаю, водители оправды ваются, что. трудно, мол, сво евременно обнаружить вело сипед из-за его малых раз меров, заметить велосипеди ста, способного «маскиро- .ваться» под пешехода. Одна ко, думается, нельзя все ДТП объяснять «прозрач ностью» велосипеда, спицы колес которого мелькают по добно крыльям летящей стре козы. Беда в том, что водите ли автомобилей, еще раз под черкнем, просто не уотят ви деть двухколесную машину. Не замечают, не думают о возможных последствиях и не стремятся прогнозировать развитие ситуаций, как это делали бы в отношении бо лее «солидных» участников движения. Велосипедист мно гими водителями по-прежне му воспринимается как доса дная помеха. И в этом все дело. То есть речь опять о непризнании едущего на ве-. V I . Автобус затормозил у пошохорного парохода. Трабуот ли это каких-то мор от аодитолой оатомобилой! 12 - до 13 — только от водителя Б . . 1 4— нот А КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? III. Разрошон ли такой мамоар а показанной обетановка! 6 — разрешен 7 — эапр 01 Ц 0 н. лосипеде равноправным уча стником движения, только теперь уже с психологической точки зрения. Именно-эта не подготовленность к восприя тию велосипедиста, нежели его чисто физическая «неза метность». и сказывается бо лее всего на оезопасности движения. Особенно часто дорожно- транспортные происшествия с велосипедистами возника ют на местных дорогах вбли зи сел и деревень, а также в жилых кварталах городов, то есть как раз там, где появ ление велосипедистов наибо- .лее вероятно и где они чу'в- ствуют себя в большей безо пасности- И тут доводы ти па «я его не виде.ч», «сва лился как снег на голову», «до сих пор не пойму, отку да он здесь взялся» свиде тельствуют лишь об одном— водитель был не готов к та кой встрече, хотя предвидеть появление велосипедиста и принять заблаговременно со ответствующие меры бьшо совсем нетрудно. В той же мере эти слова можнп отнес ти и к темному времени су ток, и к условиям недостато чно'й видимости. Здесь надо лишь не упускать из виду нрай проезжей части или. если позволяют условия, из бирать соответствующий ин тервал. ■ Однако практика показы вает, что, даже хорошо видя велосипедиста, в о ;^ е л и , как правило, не принимают ни каких предупредительных мер А ведь чего проще пре дусмотреть, что, например, лужа или выступающий на дороге люк вынудят велоси педиста объезжать препятст вие, что оН и сделает, не подумав о том, нет ли побли зости машины. Велосипедист по сути тот же пешеход, ес ли иметь в виду степень его водительских познаний. Но ■еще опаснее. Ибо мыслит он и реагирует на обстановку как пешеход, а передвигает ся со значительно большей скоростью. Особенно непро гнозируемыми и опасными оказываются действия ребен ка. Тут уж никакиу приори тетов," оговорок и расчетов; быть не может. Мигание фа- “рами. подача сигнала, оцен ка обстановки «за него», вы бор максимально возможного интервала или даже заблаго временное снижение скорос ти — все меры оправданы и нёлишнн. Да, велосипедисты чаще всего попадают в беду._по сво ей вине. Но дает ли это вам, водителям, право относиться к ним пренебрежительно н карать их за это? Будем на деяться, что та воспитатель ная работа по изучению пра вил движения, 1 ^ о р а я нача та в школах, принесет со временем свои плоды. Одна ко с радаитием массового велотл)изма нужна, видимо, уже сейчас и «переоценка собственных ценностей». Пре жде всего каждому надо бе зоговорочно признать равно правие тех, кто едет на двух колесах рядом, проявлять к ним внимание, чтобы компен сировать их возможные про. махи и ошибки, как это, кстати, требуют дорожные ко дексы некоторых стран. Ко нечно, создание велодорожек, велостоянок, контроль за те хническим состоянием вело сипедов со временем сдела ют передвижение велосипе-»- дистов более безопасным. Но не менее важно здесь, повто рим, внимание самих водите лей, их, я бы сказал, рыцар ское отношение. В. ЗАБВОВСКИИ, старший госавтоннспектор ГАИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz