Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)

Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)

Почему возникают «пробки» ■Количество автомобилей с каждым годом рйстет. Уже ста­ ло вполне привычным видеть, как собираются они в «пачки» перед, К'а1ки1м-нибудь очередным выездом на главную дорогу или выстраиваются вереницей под стрелку светофора. С этим, увы приходится мириться — век ав- томобилизан.ни. В таких случа­ ях от водителей требуется осо­ бая дисциплинированность, до­ брожелательность, неукосни- тачьное соблюдение правил. Каждое неверное, поспешное движение, проявление нетерпе­ ливости чреваты неприятностя­ ми. Конечно, не последнюю роль тут играет правильная 0 |р- ганиэацля движения. Но только ли это? Наблюдая за тем, как на «ровнам месте» образуются пробки, поннмааиь, что неоп­ равданные заторы возникают _ зачастую и по вине самих во­ дителей. Казалось бы, чего про­ ще, увиде® скопление машин, проявить бдагоразумне, остано­ виться, дождаться очереди. Но нет, всегда найдутся один-два возмутителя спокойствия, ко- то!рые предпочтут во что бы то ни ста.то н|робиваться к «узко- месту», пересекая раздели­ тельную линию, .вклиниваясь между потоками, оказывая си­ ловое давление на тех, кто по­ слабее нервами, образуя новый ряд там, где ему быть не до­ ложено. А за ними устремля­ ются другие. Примерно в такую ситуацию попал М. Верстюк. Перед вы­ ездом на главную дорогу он оказался в крайне правом ряду вторым. Интенсивный поток, двигавшийся по улице, на ко­ торую он собирался повернуть, не позволил стоящему впереди водителю на белых «Жигулях» двигаться без яо.мех дальше, я тот ждал, когда возникнет бо- Л 1 ее благоприятаый момент. Мгновенно за двумя машина­ ми выстроилась очередь. Кто-' то решил попытать счастья сам. Но, выехав влево и встав ря­ дом с первым, лишь осложнил обстановку. Эа ним тут же об- разов'ался второй ряд. Водителю «Жигулей» все-та­ ки удалось миновать перекрес­ ток, и его место занял Верстюк. И тут, посмотрев влево, он... ничего не увидел — обзорность полностью закрыл; КамАЗ с по­ луприцепом, водитель которого; решил почему-то, что здесь -МОЖНО повернуть и в два ря­ да. Дожидаться, когДа води­ тель автопоезда выедет на глав­ ную дорогу, или начать пово­ рачивать вместе с ним, как бы под его прикрытием? Пока Вер- стюк решал этот вопрос, про­ изошло вот что. Цитируем его письмо: «Неожиданно КамАЗ резко тронулся, и его борт стал упрожающе приближаться к мо- ем.у авто.мобилю. Я нажал на звуковой сигна.4, но было позд­ но. Водитель остановил маши­ ну только после того, как ее задние колеса вдавили левое переднее крыло .моего «жнг\'- ленша» и вывернули с корнем бампер. В данной онтуации водител.и обязаны были в соответствии с требованиями пункта 11.5 Правил перед поворотом на­ право занять з.а|б.таговременно крайнее правое положение и двигаться поочередно один за другим. Не иначе. Водитель Ка 1 мАЗа, похоже, этого не знал Или рассчитывал на свое ма­ стерство, которого ему, как вн- дим, !не хватило. А если уж он из-за внушительного габарита автопоезда решил выполнить маневр со вггорюго ряда, то, выезжая на дорогу, обязан был поворачивать таким образоьг чтобы ме создать помех дру­ гим водителям (п. 11,2), в тон числе и тем, кто оказался спра­ ва от него. Не боясь оказать­ ся на встречной полосе (ведь на пересакаем 1 ой дороге одно стороннее движение), ему сле­ довало до конца придерживать­ ся своего ряда, а не срезать угол, занимая таким образом оба одновременно я мешая по->| ворачивать другим. Конечно, нетрудно понять,, че.м руководствовался водитель грузовика, считая, что вправе поступить так, как он и посту­ пил. Как он должен был дейст­ вовать и правильно ли посяу'- пил в атожиашейся обстанов­ ке? Если его автомобиль в момент движения КамАЗа стоял, то вины М. Ве|р- стюка в сл\'чившемся и не мо­ жет быть (эксперты в таких случаях говорят об отсутствии у водитедя технической воз­ можности предотв,ратить проис­ шествие). А вот если его ав­ томобиль уже двигался, то в соответствии с пунктом 9,6 Пра­ вил он, естественно, обязан бЬл тормозить с момента, ковда мог заметить опасность. В заключение хотелось бы подчеркн}’ть мысль, что любую аварию иа дороге легче пре­ дупредить, чем исправлять, по­ ложение, когда ситуация ста­ новится мритической. Каждый водитель оценивает обстанонкь для себя, соотнося ее со ово- ИМ 1 И возможностями, способно­ стями, мастерством, представ­ лениями об оп;асности. Потора­ пливать, упреждать.чьи-то дей- стви'Я, создавать на дороге тол- . чею — значит действовать не в духе правил. Ю. КАЗАКОВ, заместитель начальника облГАИ. Велосипед, как известно, изобретен значительно рань­ ше автомобиля. Однако его популярность не только не упала, но в последние годь! даже возросла. Обретает все больше поклонников он и в нашей стране. Доказательст­ во тому — очереди у спор­ тивных магазинов, создание «Общества велолюбителей СССР». Этот велобум объясняют по-разному. И стремлением изменить малоподвижный об­ раз жизни, н возрастающей «эко-чогической сознатель­ ностью» современного челове­ ка, его желанием бережнее относиться к природе, и даже энергетическим кризисом, ох­ ватившим в свое время мно­ гие страны Запада. Как бы там ни бьшо. но растущее число велосипедистов на до­ рогах прежде всего наклады­ вает свой отпечаток на безо­ пасность движения. Однако пока что эта проблема успе­ шнее всего решается на шос­ сейных велогонках или' при велопробегах, когда работни­ ки ГАИ сами сопровождают спортсменов или вовсе за­ крывают прочее движение на трассе. А что происходит без такой опеки? Увы, за пять—шесть месяцев велоси­ педного сезона в стране по. гнбают н получают травмы внимания г жется тот, кого он только что обогнал. Заметим, что подобной «забывчивостью» страдают, как правило, води­ тели крупногабаритных гру­ зовых автомобилей. Или вот. Водитель «Москвича», обог­ нав велосипедиста, тут же решает остановиться перед киоском. В иной ситуации он не поленился бы оглянуться, прежде чем выйти из маши­ ны- А здесь? Дверь распахи­ вается незамедлительно, и велосипедист на полном хода" врезается в нее, получает серьезные травмы. А с каким интервалом объ­ езжают иные водители своего двухколесного партнера на дороге? Даже если видят, что за рулем велосипеда под­ росток или пожилой человек, буквально в нескольких сан­ тиметрах проносятся мимо на большой ско-рости. Инте­ ресно. хотели бы они сами оказаться в тот момент на месте велосипедиста? Неред­ ко видишь и такую картину. тысячи велосипедистов, при­ чем основную их часть соста­ вляют дети- И пусть это «все­ го» несколько процентов от общего числа аварий на до­ рогах, «индекс тяжести» та­ ких ДТП особенно высок. И де.чо тут не только в том, что, обладая маневренностью и определенными скоростны. ми качествами, велосипедис­ ты проигрывают другим транспортным средствам в активной и пассивной безо­ пасности. К сожалению, не на высоте положения часто оказываются водители авто­ мобилей. И наш разговор се­ годня о той части забот о безопасности велосипедистов на дороге, которая должна лечь на их плечи. Они хоро­ шо знакомы с правилами движения, лучше знают, ка­ кие критические ситуации могут возникать на проез­ жей части. Возможно, кое-кто на это заметит, что незнание пра­ вил не освобождает от ответ­ ственности. Все так. Безопас­ ность велосипедистов дело прежде всего их са>шх. Но только ли? Правила давно уже безоговорючно и на пра­ ктике признали это равно­ правие? Водителю ЗИЛа с полушри- цепом необходимо повернуть направо. Ой-оняя велосипе­ диста, он на ходу приступа­ ет к маневру, не думая о том, в каком положении ока­ подкравшищ> к велосшхедис- ту сзади, водитель вдруг да­ вит на кнопку сигнала. За­ чем? Чтобы напутать, проу­ чить. Ни к чему, мол, выле­ зать на дорогу, где езжу я. Не обращают внимания на велосипедиста даже тогда, когда на его стороне преиму­ щество проезда. Все это ти­ пичные с.чучаи, и говорят они лишь об одном: велосипеди­ сты на дорогах по-прежнему вне еферы внимания и забот водителей. Знаю, водители оправды­ ваются, что. трудно, мол, сво­ евременно обнаружить вело­ сипед из-за его малых раз­ меров, заметить велосипеди­ ста, способного «маскиро- .ваться» под пешехода. Одна­ ко, думается, нельзя все ДТП объяснять «прозрач­ ностью» велосипеда, спицы колес которого мелькают по­ добно крыльям летящей стре­ козы. Беда в том, что водите­ ли автомобилей, еще раз под­ черкнем, просто не уотят ви­ деть двухколесную машину. Не замечают, не думают о возможных последствиях и не стремятся прогнозировать развитие ситуаций, как это делали бы в отношении бо­ лее «солидных» участников движения. Велосипедист мно­ гими водителями по-прежне­ му воспринимается как доса­ дная помеха. И в этом все дело. То есть речь опять о непризнании едущего на ве-. V I . Автобус затормозил у пошохорного парохода. Трабуот ли это каких-то мор от аодитолой оатомобилой! 12 - до 13 — только от водителя Б . . 1 4— нот А КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? III. Разрошон ли такой мамоар а показанной обетановка! 6 — разрешен 7 — эапр 01 Ц 0 н. лосипеде равноправным уча­ стником движения, только теперь уже с психологической точки зрения. Именно-эта не­ подготовленность к восприя­ тию велосипедиста, нежели его чисто физическая «неза­ метность». и сказывается бо­ лее всего на оезопасности движения. Особенно часто дорожно- транспортные происшествия с велосипедистами возника­ ют на местных дорогах вбли­ зи сел и деревень, а также в жилых кварталах городов, то есть как раз там, где появ­ ление велосипедистов наибо- .лее вероятно и где они чу'в- ствуют себя в большей безо­ пасности- И тут доводы ти­ па «я его не виде.ч», «сва­ лился как снег на голову», «до сих пор не пойму, отку­ да он здесь взялся» свиде­ тельствуют лишь об одном— водитель был не готов к та­ кой встрече, хотя предвидеть появление велосипедиста и принять заблаговременно со­ ответствующие меры бьшо совсем нетрудно. В той же мере эти слова можнп отнес­ ти и к темному времени су­ ток, и к условиям недостато чно'й видимости. Здесь надо лишь не упускать из виду нрай проезжей части или. если позволяют условия, из­ бирать соответствующий ин­ тервал. ■ Однако практика показы­ вает, что, даже хорошо видя велосипедиста, в о ;^ е л и , как правило, не принимают ни­ каких предупредительных мер А ведь чего проще пре­ дусмотреть, что, например, лужа или выступающий на дороге люк вынудят велоси­ педиста объезжать препятст­ вие, что оН и сделает, не подумав о том, нет ли побли­ зости машины. Велосипедист по сути тот же пешеход, ес­ ли иметь в виду степень его водительских познаний. Но ■еще опаснее. Ибо мыслит он и реагирует на обстановку как пешеход, а передвигает­ ся со значительно большей скоростью. Особенно непро­ гнозируемыми и опасными оказываются действия ребен­ ка. Тут уж никакиу приори­ тетов," оговорок и расчетов; быть не может. Мигание фа- “рами. подача сигнала, оцен­ ка обстановки «за него», вы­ бор максимально возможного интервала или даже заблаго­ временное снижение скорос­ ти — все меры оправданы и нёлишнн. Да, велосипедисты чаще всего попадают в беду._по сво­ ей вине. Но дает ли это вам, водителям, право относиться к ним пренебрежительно н карать их за это? Будем на­ деяться, что та воспитатель­ ная работа по изучению пра­ вил движения, 1 ^ о р а я нача­ та в школах, принесет со временем свои плоды. Одна­ ко с радаитием массового велотл)изма нужна, видимо, уже сейчас и «переоценка собственных ценностей». Пре­ жде всего каждому надо бе­ зоговорочно признать равно­ правие тех, кто едет на двух колесах рядом, проявлять к ним внимание, чтобы компен­ сировать их возможные про. махи и ошибки, как это, кстати, требуют дорожные ко­ дексы некоторых стран. Ко­ нечно, создание велодорожек, велостоянок, контроль за те­ хническим состоянием вело­ сипедов со временем сдела­ ют передвижение велосипе-»- дистов более безопасным. Но не менее важно здесь, повто­ рим, внимание самих водите­ лей, их, я бы сказал, рыцар­ ское отношение. В. ЗАБВОВСКИИ, старший госавтоннспектор ГАИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz