Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)

Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)

П Р Е С С — п о с т Г А И Не уверен-—не обгоняй Редакция яродолМает рааго вор о прогмозировании онас 1 ш% ситуации. Однни из саммк сложных «аневров сиитается обгон; ОЙатом и ведет разговор заместитель начальника обла стйой ГАИ, аодполкоаиик »я диции Юрий Михайлович Ка­ заков. в известной заповеди «Не уверен — не обоняй!» сама веобходймость обгона, как виднм. под сомнение не ста* витея^ вошрос в том лишь, стоат ли начинать в данный момент, есть ли уверенность в его полной безопасности. Между тем правомерно сфор- М 1 улировать итог вопрос ж иначе: а надо ли обгонять во­ обще в данных конкретных условиях? Желание опередить друго­ го, вроде бы естественно, ког­ да своя скорость хоть немно­ го выше- Но ведь должен быть в этом смысл. Нам же часто, если говорить откро­ венно, просто не нравится ехать за кем-то, хочется быть лидером. Серьезных мотивов для об­ гона только два — улучшить условия езды (за другой ма­ шиной двигаться труднее) или сократить время поездки. Ко­ нечно. когда впереди никого, мы чувствуем себя свободнее во всех отношениях — лучше видна дорога, легче распреде­ лять внимание, прюще выпол­ нять маневр Но сейчас нас­ только выросла интенсивность движения, что заполучить на­ долго свободный путь удает­ ся далеко не всегда. И вот уже подтянулся тот, кого обо­ гнали. он хочет доказать, что обгоняли вы ^ о зря, н тут-то часто начинается опасная ИГ‘ ра вперегонки. Когда разница в темпе движения велика, можно, конечно, попытаться уйти'от «преследокателя». Од­ нако при нынешних ограниче- ииях ск<фостей на дорогах такая возможность пр<^ема- тична. Вот я подумаешь, сто­ ит ли о№онять в условиях плотного транспортного пото­ ка. В принципе, обгоняя, можно проехать какую-то часть пути с большей, чем У других во­ дителей. скоростью- Но. велик ли выигрыш? Подсчитано, на­ пример. что если вое движут­ ся со скоростью 60 км/ч, а об­ гоняющий 70 км/ч. То на от­ резке в 50 километров он вы­ играет всего 7 минут. В общем, идти на обгон, бу­ дучи абсолютно уверенным в его безопасности, разумеется, стоит при условии, что доро­ га пустая и не нужно будет обгонять снова и снова. Если же машин на дороге много ради общей безопасности надо вести себя терпеливо, подавить в себе дух сопериичества, ес­ ли он проснулся, и спокойно ехать как все. обгоняя толь- ' ко тех, кто «черепашьим ша­ гом» явно мешает движению. Выдержка и хладнокровие нужнй и при самом -обгоне. Но не только. Прежде всего нужно знать, как правильно вьшоднять такой маневр, уметь быстро н точно о п а и ­ вать обстановку, рассчитывать путь обгона. В общем случае за путь об­ гона принимают расстояние, которое проходит обгоняюпщй автомобиль с момента выезда из занимаемого ряда до воз- вращ№ия в него. Однако, ког­ да мы обгоняем крупногаба­ ритные транспортные средст­ ва, непросматриваемая зона впереди вначале очень велика, и, пока не выйдешь из ряда и не сблизишься с обгоняе­ мым, обстановка видна дале­ ко не вся Поэтому оконча­ тельное решение часто прини­ мается не до выхода из сво­ его ряда, а после, при сблн женин с обгоняемым. Дорога ' в этом случае просматривает­ ся хорошо, расстояние до пре­ пятствий определить легче- Вот и мы будем считать на­ чалом обгона момент приня­ тия окончательного решения, а все, что было до, — лишь подготовкой к маневру. С уче­ том этого мы и рассчитали безопасные дистанции обгона, округлив для удобства цифры я сторону увеличения с точ­ ностью до десяти метров. Ес­ тественно, в диапазоне разре­ шенных скоростей. Указанные безопасные дис­ танции предполагают отсутст­ вие встречного транспорта, а под словами «неподвижные препятствия» понимаются не только физические помехи, но и какие-то еще обстоятельст­ ва. вьшуждающие водителя уложиться с обгоном в какое- то определенное пространство. Скажем, до перекрестка..же­ лезнодорожного переезда, по­ ворота, начала зоны защюще- ния обгона и т. д. При наличии встречного транспорта эти дистанции на­ до. естественно, удвоить. Кста­ ти, на большом расстояввн ус­ тановить фактическую ско­ рость встречного водителя, а следовательно, время сближе­ ния с ним просто невозмож­ но Мы в состоянии распоз­ нать только тип машины —■ легковой автомобиль. авто61ус, грузовой автомобиль.' мото­ цикл. Поэтому свои расчеты надо строить, учитывая мак­ симально разрешенные для них скорости движения — 70 и 90 км/ч- Конечно, не все из них будут приближаться с предельной скоростью, но, еще раз подчеркнем, риск при об­ гоне должен быть исключен. Тут же надо сказать и о том, что обгон при относительной его скорости 10 км/ч слишком затягивается, а поэтому, ког­ да идут встречные )^аишны, в таком темпе нет смысла к начинать его. Обгон всегда желательно вести с р а зни ц ^ в скорости По крайней мере ,20 км/ч. Сложнее определить на глаз безопасные дистанции на до­ роге. Научиться этому можно в процессе систематических тренировок. Начинать лучше с определения расстояний до характерных неподвижных препятствий. Прикинув рассто­ яние, скажем, до стоящего ав­ томобиля, проверьте затем свой глазомер по спидометру ^ а з от разу ошибки будут все уменьшаться, и настанет мо­ мент, .когда проверять себя по спидометру не будет нужды. Как известно, при обгоне прежде всего опасаются стол­ кновения со встречным транс­ портом. Однако, как показы­ вает анализ, большая часть происшествий случается с по­ путными транспортными сред­ ствами. И это понятно Долго оба автомобиля идут рядом с большой скоростью при малых интервалах. Тут, конечно, лю­ бое отклонение одного в сто­ рону другого чревато опасны­ ми последствиями- Причин много — и неумение строго . сохранять направление, и ие* осторожность при объезде сто­ ящих машин, и беспечность водителя при левом повороте, перестроение раньше времени при обгоне и т. п. Поэтому в заключение мне хотелось бы коснуться вопроса о взаимодей­ ствии водителей в ходе обгона. Конечно, точный расчет -— непременное условие для бе­ зопасности обгона, но еще не гарантия ее. Ведь расчеты об­ гоняющий делает для себя, но шаги других водителей не всегда предсказуемы и отве­ чают его намерениям. Из-за несогласованных действий или недисциплинированности уча­ стников движения аварийные ситуации порой возникают я тан, где обгон был вполне возможен и разрешен прави­ лами. Гарантия безопасности об­ гона — по.тшое взаимопонима­ ние кеащу участниками дви­ жения, благожелательное отно­ шение друг к другу. Рассмотрим их взаимодей­ ствие в процессе самого слож­ ного вида о&она — с выез­ дом на полосу встречного дви­ жения. Он состоит из трех этапов: первый — выход на полосу и сближевие с обгоня­ емым. второй — непосредст­ венно опережение другого транспортного средства, .тре­ тий — возвращение на свою сторону дороги. На каждом из них у обоих автомобилей могут неожиданно появиться препятствия, на каждом оба водителя могут оказаться ж опасном положении- И не всег­ да один сможет выбраться вз него без помощи другого. К сожалению, не все это хотят понять. Между тем, для пре­ дупреждения аварии от каж ­ дого из нас требуется не так уж много, а помогая обгоня­ ющему, мы помогаем и себе самому. Вот несколько тшшч- ный ситуаций. Допустим, начинающий ав­ толюбитель с разрешенной для него скоростью 70 км/ч решил обогнать грузовик, едушцй со скоростью 50 км/ч. Хотел он это сделать до крутого пово­ рота дороги. находящегося впереди примерно в 300 мет­ рах. Безопасная дистанция об­ гона при таких скоростях — 150 метров, следовательно, об­ гон начат в нормальных ус­ ловиях Но водитель грузови­ ка с умыслом или незаметно для себя прибавил скорость до 60 км/ч. Неопытный- води­ тель не обратил внимание на это, а ведь безопасная дистан­ ция сразу выросла до 350 ме­ тров. Вот и окажутся оба во­ дителя на КРУТО.М повороте одновременно в опасном для обоих положении- В опасную ситуацию они могут попаста и при неизмен­ ной скорости. Скажем, когда машины начали сближаться, на правый край дороги вышел человек. Ясно, что водителю грузовика придется его объ­ езжать. Обгон в этих условиях надо -прекратить Иначе оба автомобиля подойдут к пеше­ ходу почти ' одновременно, в водителю грузовика придется экстренно тормозить или сме­ щаться влево, а то и другое грозит столкно 1 вением. Иное дело, если помеха у грузови­ ка возникнет на втором этапе обгона, когда оба автомобиля будут идти рядом. причем легковой с большей скоростью. Его водитель уже не сможет прекратить обгон и быстро ос­ вободить грузовику полосу для объезда пешехода. Тут уж обгоняемом 1 у проще, снизив скорость, отстать от легково­ го автомобиля и затем свобод­ но объехать препятствие. Препятствия, возникающие на левой стороне дороги в хо­ де первого и второго этапов обгона, пока легковой автомо­ биль еще не вышел вперед, не так опасны. Можно, притормо­ зив, вернуться в свой ряд- Го­ раздо хуже, когда обгоняю­ щий уже опередил другую ма­ шину. Тут и резкое прекра­ щение обгона Не спасает по­ ложения. тем более когда пре­ пятствием является встречный автбмобиль. Обгоняющий в таких случаях может оказать­ ся в ловушке, если не помо- ^ гут другие участники движе­ ния. Между тем, на дорогах не­ редко наблюдаешь такую кар­ тину. Водитель обгоняемш-о автомобиля спокойно продол­ жает движение с прежней скоростью у осевой линии, а встречный, считая, видимо, себя хозяином па своей поло­ вине дороги, упрямо идет вперед, пытаясь заставить «чу­ жака» освободить ему путь. Не сознавая почему-то, что тот н е ' в состоянии уже это сделать. Выход у обгоняющего в этом случае один: включив сигнал правого поворота, в если необходимо и звуковой, начать плавно уклоняться вправо с полосы встречного движения. Водитель обгоняе­ мого автомобиля, увидев сиг­ нал, должен. Н е мешкая, при-, нять вправо и снизить ско­ рость, давая ему возможность быстрее вернуться в свой ряд. Этим он и себя обезопасит от неприятностей. Да и водителю встречного лучше снизить ско­ рость и тоже принять вправо, оставляя тону, кто об­ гоняет, место и не вынуждая его круто сворачивать в сто­ рону обгоняемого. В крити ческой ситуации нельзя думать только о себе, а тем более о «наказании» просчитавшегося при обгоне, без умысла ослож­ нившего обстановку на дороге Профилактика— залог безаварийности V . В намой пе слодомтально сти должны лроахать лорекросток >тм транслортныа ерадстаа! — трамаай N мотоциклист; «скораа» и самосвал; легковой ватомобмяь 11 — «скорая» и мотоциклист; трамвай и самосвал; яагкоаой автомобила А КАК БЫ ПОСТУПИЛАВЫ?.. З а 7 месяцев по вине во­ дителей объединения «Ли- пецкавтотранс» допущено 19 дорожно-транспортных про­ исшествий, одно из них со смертельным исходом, 25 , получили ранения различной тяжести. За 6 месяцев 1989 года 269 водителей отстранено от работы по причине остаточ­ ной сьлкогольной интоксика­ ции, а 27 водителей управ­ ляли транспортом в нетрез­ вом состоянии. Анализ отдела безопасно­ сти движения объединения показьшает. что основные причины происшествий оста­ ются неизменными из года в год, они связаны с несоблю­ дением скоростного режима, правил очередности проезда, обгона й маневрирования. Вместе с гем .уровень ава­ рийности — показатель комп.тексный, зависящий не только от мастерства и дис­ циплины участников движе­ ния, но и от микроклимата в коллективе, качества обуче­ ния водителей, работы вс^х служб предприятия, взаимо­ действий со смежниками — дорожной службой и органа­ ми ГАИ. Переход коллективов на хозрасчет и самофинансиро­ вание в какой-то мере по­ влек снижение контроля и требовательности к вопро­ сам обеспечения безопасно­ сти движения. Во многих предприятиях необоснованно сокращены водители-инструк- торы, автомоб.или службы БД часто используются не по назначению, планирование мероприятий проводится без учета конкретных условий каждого квартала. Вот дале­ ко не полный церечень, вли­ яющий на безопасную пере­ возку пассажиров и грузов. В ЛПОГА-1 уже в этом году произошли дорожно- транспортные происшествия со смертельным исходом. Одно ДТП совершено водн- теле,м, находящимся в не­ трезвом состоянии. В каж­ дом случае мы стараемся установить причины дорож- но-транспортиого происшест ВИЯ, чтобы не допустить их впредь. Профилактика и уче­ ба, дежурство инженерно- технических работников на ЛИНИН, кон-гроль за спидо­ метровым оборудованием, ' активизация работы общест­ венных организаций и мно­ гие другие мероприятия от­ расли и объединения — вот далеко не полный перечень комплексных мероприятий. Разумеется, деятельность объединения. в борьбе за безаварийность негативными сторонами не исчерпывается. Практика убедительно под­ тверждает, что снижение до­ рожно-транспортных проис­ шествий и нарушений пра­ вил дорожного движения — процесс управляемый и на него в какой-то мере можно влиять. И в тех коллективах, где исполнительская дис^ циплина. работа с кадрами, внедрение достижений науч­ но-технического прогресса н передового опыта находится на должном уровне, там нет «ЧП» и нанесенного пред­ приятию материального ущерба. В текущем году, объедине­ ние «Липецкавтотранс* на­ мерено внедрять экономиче­ ские санкции за состояние рйботы по предотвращению- безаварийности н создание фонда материального поощ­ рения — за работу без ава­ рий. Так, напри.мер, в А к № 1498 совместно с НИИАТом Минавтотранса РСФСР идет разработка и внедрение по­ ложении о выплате надба­ вок водителям, работающим длительное время без дорож­ но-транспортных происшест­ вий я нарушений ПДД. Н. ГЛЕБОВ, заместитель генерального директора ТПО «Лноецк- автотранс» по безопасностн движения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz