Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)
П Р Е С С — п о с т Г А И Не уверен-—не обгоняй Редакция яродолМает рааго вор о прогмозировании онас 1 ш% ситуации. Однни из саммк сложных «аневров сиитается обгон; ОЙатом и ведет разговор заместитель начальника обла стйой ГАИ, аодполкоаиик »я диции Юрий Михайлович Ка заков. в известной заповеди «Не уверен — не обоняй!» сама веобходймость обгона, как виднм. под сомнение не ста* витея^ вошрос в том лишь, стоат ли начинать в данный момент, есть ли уверенность в его полной безопасности. Между тем правомерно сфор- М 1 улировать итог вопрос ж иначе: а надо ли обгонять во обще в данных конкретных условиях? Желание опередить друго го, вроде бы естественно, ког да своя скорость хоть немно го выше- Но ведь должен быть в этом смысл. Нам же часто, если говорить откро венно, просто не нравится ехать за кем-то, хочется быть лидером. Серьезных мотивов для об гона только два — улучшить условия езды (за другой ма шиной двигаться труднее) или сократить время поездки. Ко нечно. когда впереди никого, мы чувствуем себя свободнее во всех отношениях — лучше видна дорога, легче распреде лять внимание, прюще выпол нять маневр Но сейчас нас только выросла интенсивность движения, что заполучить на долго свободный путь удает ся далеко не всегда. И вот уже подтянулся тот, кого обо гнали. он хочет доказать, что обгоняли вы ^ о зря, н тут-то часто начинается опасная ИГ‘ ра вперегонки. Когда разница в темпе движения велика, можно, конечно, попытаться уйти'от «преследокателя». Од нако при нынешних ограниче- ииях ск<фостей на дорогах такая возможность пр<^ема- тична. Вот я подумаешь, сто ит ли о№онять в условиях плотного транспортного пото ка. В принципе, обгоняя, можно проехать какую-то часть пути с большей, чем У других во дителей. скоростью- Но. велик ли выигрыш? Подсчитано, на пример. что если вое движут ся со скоростью 60 км/ч, а об гоняющий 70 км/ч. То на от резке в 50 километров он вы играет всего 7 минут. В общем, идти на обгон, бу дучи абсолютно уверенным в его безопасности, разумеется, стоит при условии, что доро га пустая и не нужно будет обгонять снова и снова. Если же машин на дороге много ради общей безопасности надо вести себя терпеливо, подавить в себе дух сопериичества, ес ли он проснулся, и спокойно ехать как все. обгоняя толь- ' ко тех, кто «черепашьим ша гом» явно мешает движению. Выдержка и хладнокровие нужнй и при самом -обгоне. Но не только. Прежде всего нужно знать, как правильно вьшоднять такой маневр, уметь быстро н точно о п а и вать обстановку, рассчитывать путь обгона. В общем случае за путь об гона принимают расстояние, которое проходит обгоняюпщй автомобиль с момента выезда из занимаемого ряда до воз- вращ№ия в него. Однако, ког да мы обгоняем крупногаба ритные транспортные средст ва, непросматриваемая зона впереди вначале очень велика, и, пока не выйдешь из ряда и не сблизишься с обгоняе мым, обстановка видна дале ко не вся Поэтому оконча тельное решение часто прини мается не до выхода из сво его ряда, а после, при сблн женин с обгоняемым. Дорога ' в этом случае просматривает ся хорошо, расстояние до пре пятствий определить легче- Вот и мы будем считать на чалом обгона момент приня тия окончательного решения, а все, что было до, — лишь подготовкой к маневру. С уче том этого мы и рассчитали безопасные дистанции обгона, округлив для удобства цифры я сторону увеличения с точ ностью до десяти метров. Ес тественно, в диапазоне разре шенных скоростей. Указанные безопасные дис танции предполагают отсутст вие встречного транспорта, а под словами «неподвижные препятствия» понимаются не только физические помехи, но и какие-то еще обстоятельст ва. вьшуждающие водителя уложиться с обгоном в какое- то определенное пространство. Скажем, до перекрестка..же лезнодорожного переезда, по ворота, начала зоны защюще- ния обгона и т. д. При наличии встречного транспорта эти дистанции на до. естественно, удвоить. Кста ти, на большом расстояввн ус тановить фактическую ско рость встречного водителя, а следовательно, время сближе ния с ним просто невозмож но Мы в состоянии распоз нать только тип машины —■ легковой автомобиль. авто61ус, грузовой автомобиль.' мото цикл. Поэтому свои расчеты надо строить, учитывая мак симально разрешенные для них скорости движения — 70 и 90 км/ч- Конечно, не все из них будут приближаться с предельной скоростью, но, еще раз подчеркнем, риск при об гоне должен быть исключен. Тут же надо сказать и о том, что обгон при относительной его скорости 10 км/ч слишком затягивается, а поэтому, ког да идут встречные )^аишны, в таком темпе нет смысла к начинать его. Обгон всегда желательно вести с р а зни ц ^ в скорости По крайней мере ,20 км/ч. Сложнее определить на глаз безопасные дистанции на до роге. Научиться этому можно в процессе систематических тренировок. Начинать лучше с определения расстояний до характерных неподвижных препятствий. Прикинув рассто яние, скажем, до стоящего ав томобиля, проверьте затем свой глазомер по спидометру ^ а з от разу ошибки будут все уменьшаться, и настанет мо мент, .когда проверять себя по спидометру не будет нужды. Как известно, при обгоне прежде всего опасаются стол кновения со встречным транс портом. Однако, как показы вает анализ, большая часть происшествий случается с по путными транспортными сред ствами. И это понятно Долго оба автомобиля идут рядом с большой скоростью при малых интервалах. Тут, конечно, лю бое отклонение одного в сто рону другого чревато опасны ми последствиями- Причин много — и неумение строго . сохранять направление, и ие* осторожность при объезде сто ящих машин, и беспечность водителя при левом повороте, перестроение раньше времени при обгоне и т. п. Поэтому в заключение мне хотелось бы коснуться вопроса о взаимодей ствии водителей в ходе обгона. Конечно, точный расчет -— непременное условие для бе зопасности обгона, но еще не гарантия ее. Ведь расчеты об гоняющий делает для себя, но шаги других водителей не всегда предсказуемы и отве чают его намерениям. Из-за несогласованных действий или недисциплинированности уча стников движения аварийные ситуации порой возникают я тан, где обгон был вполне возможен и разрешен прави лами. Гарантия безопасности об гона — по.тшое взаимопонима ние кеащу участниками дви жения, благожелательное отно шение друг к другу. Рассмотрим их взаимодей ствие в процессе самого слож ного вида о&она — с выез дом на полосу встречного дви жения. Он состоит из трех этапов: первый — выход на полосу и сближевие с обгоня емым. второй — непосредст венно опережение другого транспортного средства, .тре тий — возвращение на свою сторону дороги. На каждом из них у обоих автомобилей могут неожиданно появиться препятствия, на каждом оба водителя могут оказаться ж опасном положении- И не всег да один сможет выбраться вз него без помощи другого. К сожалению, не все это хотят понять. Между тем, для пре дупреждения аварии от каж дого из нас требуется не так уж много, а помогая обгоня ющему, мы помогаем и себе самому. Вот несколько тшшч- ный ситуаций. Допустим, начинающий ав толюбитель с разрешенной для него скоростью 70 км/ч решил обогнать грузовик, едушцй со скоростью 50 км/ч. Хотел он это сделать до крутого пово рота дороги. находящегося впереди примерно в 300 мет рах. Безопасная дистанция об гона при таких скоростях — 150 метров, следовательно, об гон начат в нормальных ус ловиях Но водитель грузови ка с умыслом или незаметно для себя прибавил скорость до 60 км/ч. Неопытный- води тель не обратил внимание на это, а ведь безопасная дистан ция сразу выросла до 350 ме тров. Вот и окажутся оба во дителя на КРУТО.М повороте одновременно в опасном для обоих положении- В опасную ситуацию они могут попаста и при неизмен ной скорости. Скажем, когда машины начали сближаться, на правый край дороги вышел человек. Ясно, что водителю грузовика придется его объ езжать. Обгон в этих условиях надо -прекратить Иначе оба автомобиля подойдут к пеше ходу почти ' одновременно, в водителю грузовика придется экстренно тормозить или сме щаться влево, а то и другое грозит столкно 1 вением. Иное дело, если помеха у грузови ка возникнет на втором этапе обгона, когда оба автомобиля будут идти рядом. причем легковой с большей скоростью. Его водитель уже не сможет прекратить обгон и быстро ос вободить грузовику полосу для объезда пешехода. Тут уж обгоняемом 1 у проще, снизив скорость, отстать от легково го автомобиля и затем свобод но объехать препятствие. Препятствия, возникающие на левой стороне дороги в хо де первого и второго этапов обгона, пока легковой автомо биль еще не вышел вперед, не так опасны. Можно, притормо зив, вернуться в свой ряд- Го раздо хуже, когда обгоняю щий уже опередил другую ма шину. Тут и резкое прекра щение обгона Не спасает по ложения. тем более когда пре пятствием является встречный автбмобиль. Обгоняющий в таких случаях может оказать ся в ловушке, если не помо- ^ гут другие участники движе ния. Между тем, на дорогах не редко наблюдаешь такую кар тину. Водитель обгоняемш-о автомобиля спокойно продол жает движение с прежней скоростью у осевой линии, а встречный, считая, видимо, себя хозяином па своей поло вине дороги, упрямо идет вперед, пытаясь заставить «чу жака» освободить ему путь. Не сознавая почему-то, что тот н е ' в состоянии уже это сделать. Выход у обгоняющего в этом случае один: включив сигнал правого поворота, в если необходимо и звуковой, начать плавно уклоняться вправо с полосы встречного движения. Водитель обгоняе мого автомобиля, увидев сиг нал, должен. Н е мешкая, при-, нять вправо и снизить ско рость, давая ему возможность быстрее вернуться в свой ряд. Этим он и себя обезопасит от неприятностей. Да и водителю встречного лучше снизить ско рость и тоже принять вправо, оставляя тону, кто об гоняет, место и не вынуждая его круто сворачивать в сто рону обгоняемого. В крити ческой ситуации нельзя думать только о себе, а тем более о «наказании» просчитавшегося при обгоне, без умысла ослож нившего обстановку на дороге Профилактика— залог безаварийности V . В намой пе слодомтально сти должны лроахать лорекросток >тм транслортныа ерадстаа! — трамаай N мотоциклист; «скораа» и самосвал; легковой ватомобмяь 11 — «скорая» и мотоциклист; трамвай и самосвал; яагкоаой автомобила А КАК БЫ ПОСТУПИЛАВЫ?.. З а 7 месяцев по вине во дителей объединения «Ли- пецкавтотранс» допущено 19 дорожно-транспортных про исшествий, одно из них со смертельным исходом, 25 , получили ранения различной тяжести. За 6 месяцев 1989 года 269 водителей отстранено от работы по причине остаточ ной сьлкогольной интоксика ции, а 27 водителей управ ляли транспортом в нетрез вом состоянии. Анализ отдела безопасно сти движения объединения показьшает. что основные причины происшествий оста ются неизменными из года в год, они связаны с несоблю дением скоростного режима, правил очередности проезда, обгона й маневрирования. Вместе с гем .уровень ава рийности — показатель комп.тексный, зависящий не только от мастерства и дис циплины участников движе ния, но и от микроклимата в коллективе, качества обуче ния водителей, работы вс^х служб предприятия, взаимо действий со смежниками — дорожной службой и органа ми ГАИ. Переход коллективов на хозрасчет и самофинансиро вание в какой-то мере по влек снижение контроля и требовательности к вопро сам обеспечения безопасно сти движения. Во многих предприятиях необоснованно сокращены водители-инструк- торы, автомоб.или службы БД часто используются не по назначению, планирование мероприятий проводится без учета конкретных условий каждого квартала. Вот дале ко не полный церечень, вли яющий на безопасную пере возку пассажиров и грузов. В ЛПОГА-1 уже в этом году произошли дорожно- транспортные происшествия со смертельным исходом. Одно ДТП совершено водн- теле,м, находящимся в не трезвом состоянии. В каж дом случае мы стараемся установить причины дорож- но-транспортиого происшест ВИЯ, чтобы не допустить их впредь. Профилактика и уче ба, дежурство инженерно- технических работников на ЛИНИН, кон-гроль за спидо метровым оборудованием, ' активизация работы общест венных организаций и мно гие другие мероприятия от расли и объединения — вот далеко не полный перечень комплексных мероприятий. Разумеется, деятельность объединения. в борьбе за безаварийность негативными сторонами не исчерпывается. Практика убедительно под тверждает, что снижение до рожно-транспортных проис шествий и нарушений пра вил дорожного движения — процесс управляемый и на него в какой-то мере можно влиять. И в тех коллективах, где исполнительская дис^ циплина. работа с кадрами, внедрение достижений науч но-технического прогресса н передового опыта находится на должном уровне, там нет «ЧП» и нанесенного пред приятию материального ущерба. В текущем году, объедине ние «Липецкавтотранс* на мерено внедрять экономиче ские санкции за состояние рйботы по предотвращению- безаварийности н создание фонда материального поощ рения — за работу без ава рий. Так, напри.мер, в А к № 1498 совместно с НИИАТом Минавтотранса РСФСР идет разработка и внедрение по ложении о выплате надба вок водителям, работающим длительное время без дорож но-транспортных происшест вий я нарушений ПДД. Н. ГЛЕБОВ, заместитель генерального директора ТПО «Лноецк- автотранс» по безопасностн движения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz